Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта




Скачать 236.33 Kb.
Дата 22.09.2016
Размер 236.33 Kb.
Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя изобразительного искусства МБОУ «Дракинская средняя общеобразовательная школа»

Торбеевского муниципального района Республики Мордовия

Кудаевой Светланы Михайловны

Как много новых технологий

К нам с новым веком в класс пришло.

Забудем, как считали на листочках

И графики по клеточкам вели.

Сейчас возможности открыл компьютер.

Дерзай! Твори! Учись и пробуй!   
Меня зовут Кудаева Светлана Михайловна, родилась в 1983 году. В 2008 году окончила Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» и начала свою педагогическую деятельность в МБОУ «Дракинская средняя общеобразовательная школа» Торбеевского муниципального района. Общий педагогический стаж - 8 лет, стаж работы в должности учителя изобразительного искусства – 5 лет.

Главным в своей работе я всегда считала и считаю урок. По выражению М.Н. Скаткина «Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды отражаются все его стороны. Если не вся, то значимая часть педагогики концентрируется в уроке»

Занятия по изобразительному искусству провожу по системе Б.М. Неменского. Эта система дарит детям полноту бытия, радость познания мира. Она охватывает всех без исключения детей. Выявляя подлинно одарённых, всем другим позволяет развивать свои, непохожие друг на друга способности. Бытует мнение, что изобразительное искусство - предмет, доступный лишь немногим, исключительным личностям. Между тем практика показывает, что потенциальная гениальность живет в каждом человеке – как способность создать и увидеть новое. Эту индивидуальность надо лишь проявить. А люди приучаются с детства не верить в себя, не чувствуют в себе присутствия этой силы. В школе немало ребят, способных делать чудеса. Вот только они сами не знают об этом. Моя задача - помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности, в себя, не только определить, а развить, разбудить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное, чувствовать прелесть окружающей жизни. Творчество - то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности человека. Учить творчеству нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось – необходимо.

В процессе обучения использую следующие технологии:

- Интегрированное обучение;

-Технология уровневой дифференциации;

-Технология игрового обучения;

-Обучение в сотрудничестве (групповая работа);

-Здоровье сберегающие технологии.
Тема инновационного опыта:

«Современные инновационные технологии на уроках изобразительного искусства».
В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:

- развитие у детей чувства прекрасного, формирование высоких эстетических чувств через искусство;



- развитие творческой личности на уроках ИЗО.

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Актуальность и перспективность опыта обусловлена тем, что для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Опыт работы в школе показывает, учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным. Применение компьютера на уроках искусства может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии композиторов, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью русских и зарубежных композиторов и художников, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного композитора, прослушивание мастеров музыки, их исполнения отрывков из произведений, заочные путешествия по музеям мира и т. д. Мне как учителю сельской школы возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за школьные рамки, дополнить и углубить их содержание. Однако, при всех положительных качествах ИКТ я считаю, излишнее увлечение информационно-коммуникативными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлеченный в "нескучные" формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала предложенного в традиционной вербальной форме. Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это, прежде всего, инструмент для решения образовательных задач. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя — никогда не заменить машине, пусть даже самой умной.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование

выдвигаемых принципов и приемов)

Новизна предусматривает:

-изменение подходов к преподаванию изобразительного искусства  в рамках образовательного учреждения;

-изменение статуса ученика как главной фигуры ЗУН, делающего заказ на обучение;

-ориентацию учителя на индивидуальные потребности учащихся;

-оценивание продвижения ученика по личностным и поведенческим параметрам;

-ориентацию учителя на стандарт как на конечный ориентир обучения, путь к которому индивидуален;

-выявление индивидуальных возможностей и интересов учащегося;



     Концептуальное своеобразие моей образовательной модели состоит идея о том, что эффективная технология обучения, а  именно использование ИКТ позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счет создания благоприятных условий для полноценной самореализации личности.  Для достижения высокого современного качества образования в процессе развития личности выдвигаю принцип сотрудничества ученика и учителя. Принцип сотрудничества – это целое гуманистическое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущие приемы педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника.   Урок ИЗО, искусства с применением компьютера становится приоритетным и для учителя, и для ученика. Здесь возможно соединить движение, изображение, звук, что действует на все органы восприятия ребенка и лучше запоминается. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явление искусства. Учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, а участники и целью учителя становится формирование навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку презентаций самими учащимися. Мне интересна эта технология, потому что она включает в себя совокупность  исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. При выполнении компьютерной презентации учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий, который проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера. Участвуя в данных технологиях, дети приобретают художественные умения и навыки, а главное – они вовлечены в творческий процесс, где каждый, имеет возможность проявить свою индивидуальность. Они настолько увлекаются изучаемой темой и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере. В процессе создания презентаций учитель может проявить себя и как сценарист, и как режиссер, и как художник, и как исполнитель.   Информационная технология обучения помогает строить учебный процесс, ориентированный на личность ученика, с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В этом случае в центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность. Учитель выступает при этом в роли консультанта, помощника, который руководит творческой деятельностью, но делает это ненавязчиво. Именно в этом обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения: ученик – равноправный участник совместной деятельности с учителем. Он учится анализировать каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения.  Поэтому, на уроках  изобразительного искусства информационно - коммуникационные технологии являются основным средством художественно - творческого развития  учащихся. Информационные технологии не только меняют формы и методы учебной работы, но обогащают образовательные процессы.

   Наличие теоретической базы опыта.

               В своей работе я опираюсь на идею активизации познавательной деятельности учащихся, которую изучали многие ведущие ученые - психологи и педагоги: Л.В. Занков,  Д.Б.Эльконин,  В.В. Давыдов, Г.К. Селевко.

            Методологическую основу исследования составили современные концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, др), по теории  художественного образования и воспитания (B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Особое значение имели работы в области психологии изобразительной деятельности: Волков Н.Н., Зинченко В.П., Игнатьев Е.И.,


 Ломов С.П., Смирнов Г.Б., Якобсон П.М. и др., в которых раскрывались движущие силы, условия и механизмы воспитания, концепции использования информационных технологий в образовании (А.А. Кузнецов, Ю.А. Первин, Е,С.Полат). Исследование базируется на трудах отечественных и зарубежных учёных в области применения компьютерных технологий в школьном образовании (М.Ю. Бухаркина, Н.А. Лепская, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, Б.Хантер и др.). Думаю, что через повышение творческой активности учащихся можно  достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, повышения  культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным.

    Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.

     На мой взгляд, наиболее перспективными принципами педагогической техники являются принципы, изложенные Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств»  

    Что для молодёжи современно и интересно? Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.

Опираясь на наиболее существенное в трудах ведущих педагогов, используя элементы известных методик, я наметила свой подход в использовании информационно-коммуникативных технологий в преподавании изобразительного искусства, в чем и вижу новизну опыта.

    Каждый урок программы Б.М. Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяют открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляют возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора. Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

- возможность обеспечить  визуальное восприятие информации;

- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

- иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

- обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;

- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

      Разработка и применение компьютерных программ на уроках эстетического цикла позволит глубже усвоить предлагаемые учителем темы, обеспечить наибольшую наглядность, что очень важно, показать ученикам этапы выполнения предлагаемого задания, а также проиллюстрировать урок не только произведениями художников, но и собственными работами учащихся, что повышает интерес детей к предмету.                    


Наличие   теоретической базы опыта
Каждый из нас воспринимает и переживает искусство по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности. К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами изобразительного искусства формировать культурного человека. Работая в сельской школе, для меня, по-прежнему, остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на моих уроках преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать уроки искусства интересными, где не будет места обыденности и схематизму? Своей первостепенной задачей, как учителя я вижу в обеспечении продуктивной деятельности учащихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на уроках ИЗО вовлечение учащихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного урока искусства внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью.

Моя школа сельская. Что представляют собой мои ученики: многие из них не были ни в театре, ни в филармонии, ни в музее, и даже не посещали детский сад и с искусством первый раз встречаются в школе на моих уроках. И мне, как учителю, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание рисовать, когда дети начинают любоваться картинами и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Художественное образование и воспитание школьников находится в моих руках с 5 по 9 класс. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в музыкальные и художественные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.



Ведущая   педагогическая идея
Как учитель я считаю и думаю, что со мной согласятся и другие учителя, работающие по данной проблеме, что информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным равноправным его членом. Именно применение ИКТ на уроках искусства позволили мне реализовать идею развивающего обучения. С внедрением ИКТ повысился темп урока, да и сам урок стал более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по формированию эстетического вкуса учащихся. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников. Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать творческие задания и тесты для учащихся.

Необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать и компьютеризировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников.


Глубоко уверена в том, что внедрение новых компьютерных технологий не заменяют традиционную методику предмета. Их применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними.
Мне как учителю компьютер дает широкие возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. При использовании средств мультимедиа на уроке, стирается грань между учёбой и игрой, изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие по стране знаний. Изучение нового материала с применением ПК позволяет учащимся лучше понять и быстрее запомнить материал. Содержание, средства представления материала, формы организации работы, используемые методические приёмы при применении ПК имеют ряд особенностей. Нужно учитывать, что применять ПК можно только с учётом физиологических особенностей школьников, то есть не более 25 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование ПК будет наиболее эффективным.
Использую компьютер на уроке для реализации следующих важных задач:
- повышение наглядности учебного процесса;
- доступность и индивидуальный подход;
- возможность обеспечения обратной связи;
- неограниченная возможность использовать все системы восприятия информации;
- организация коллективной и групповой работы.

С помощью компьютера можно поставить перед учащимися реальную, понятную, вполне достижимую цель.. Таким образом, у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. К психологическим особенностям учащихся относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках. C моей точки зрения, появление компьютера облегчило работу учителя. Он предоставил возможность сделать урок более интересным и необычным. Урок, проведённый с помощью компьютера, бесспорно, воспринимаются лучше, заставляет ребёнка самопроизвольно запомнить учебный материал. И какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. В этих случаях незаменимым помощником мне как учителю может оказаться программа Power Point. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийные пособия к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. Однако, средства наглядного представления использую не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, для организации поисковой и исследовательской работы.



Оптимальность и эффективность средств


Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;
3. При проверке. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться для:
1. Объяснения новой темы
2. Как средство подачи информации
3. Создание проблемной ситуации

Результативность опыта

1) Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.


2) Установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 16%, визуальных – на 28%, совместно использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 66%.
3) Применение техники ломает стереотипы уроков. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом.
4) Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.

Качественный уровень результативности реализации профессионального опыта

Мониторинг качества обученности учащихся за 2014-2015 учебный год:

Качество знаний – 64,6%

Успеваемость- 100%

- Внеурочная деятельность по предмету

№ п/п

Название мероприятия

Год

Фамилия, имя учащегося

Класс

Результат

1

Районный конкурс «Защитим лес»

2011

Корнеева Татьяна

Зюзина Елена

Мансурова Валентина


7
4

5



Участники

2

Районный детский творческий фестиваль «Рождественская звезда»

2011

Нужина Анна

6

Лауреат

3

Районная краеведческая олимпиада по школьному краеведению «Историко – культурное и природное наследие родного края»

2012 г

Девятаева Анна

9

Победитель

4

Районный детский творческий фестиваль «Рождественская звезда»

2013

Разгуляева Ангелина

9

Участник

1

Районный конкурс «70 лет снятия Блокады Ленинграда»

2014

Корнеева Татьяна

8

3 место

2

Районный конкурс «Культура села глазами детей»

2014

Корнеева Мария

11

2 место

3

Районный конкурс мультимедийных презентаций и видеороликов, посвященный Дню Учителя

2014

Нужина Анна

8

Победитель

5

Районный конкурс «Полиция и дети»

2014

Горшков Сергей

4

Победитель

6

Республиканский конкурс «Защитим лес»

2011

Корнеева Татьяна

Зюзина Елена

Мансурова Валентина


7
4

5


Участники

7

Республиканский очно – заочный конкурс «Интеллект будущего»

2011 г

Девятаева Анна

9

Участник

8

Республиканский конкурс «Расколбас»

2011

Грюкова Татьяна

11

Победитель

9

Республиканская краеведческая олимпиаде «Историко – культурное и природное наследие родного края»

2012

Девятаева Анна

9

3 место

10

«Лучшая идея увековечения подвига исповедничества».


2014

Вергазова Татьяна

8

Диплом 1 степени

14

Республиканский фотоконкурс «Мир, в котором мы живем»

2013

Разгуляева Ангелина

9

Победитель

15

Международный конкурс «Рождественская звезда»

2011

Разгуляева Ангелина

Девятаева Анна



8
9

Участник


Возможность тиражирования опыта

Вывод.
Итак, преимущества компьютера, как средства поддержки учебного процесса не вызывают сомнений.

Его применение:
• делает уроки интересными;
• увлекательными;
• яркими;
• эмоционально насыщенными;
• позволяют уйти от рутинной работы;
• дают возможность индивидуализации образования;
• повышают мотивацию обучения;
• позволяет показать в динамике сложные для понимания процессы;
• выполнять небольшие исследования и проекты.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях:
• он повышает качество знаний;
• продвигает ребенка в общем развитии;
• помогает преодолевать трудности;
• вносит радость в жизнь ребёнка;
• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
• создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Мною разработаны:

Мультимедийные уроки

«Святыня Земли Мордовской» - 5 класс

«Народная одежда села Дракино» - 5 класс

«Традиции и обряды» - 6 класс

«Виды искусства» - 6 класс

«Пейзаж в произведениях русских художников» - 7 класс

Слайд-шоу «Этапы лепки фигуры человека» - 7 класс


1) Дидактический материал «Русские композиторы (слайдовый материал)

2)Тестовые задания по искусству для 5-9 классов (слайды)

Обобщение и распространение опыта происходит:


  • На заседаниях ШМО учителей гуманитарного цикла;

  • На педагогических советах;

  • На открытых уроках, мастер-классах школьного и муниципального уровней;

  • В публикациях на сайтах;


Заключение

В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Современность предъявляет также все более высокие требования к обучению. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. Компьютер в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

Обобщение собственного педагогического опыта

Чего же я, как педагог, достигла в своей работе?

- устойчивый интерес к предмету;

- работа без неуспевающих;

- призовые места на конкурсах;

- авторитет среди учеников, их родителей, коллег по работе.

Открытый урок по ИЗО

по теме

«Внутренний мир русской избы»



5 класс

Тема: Внутренний мир русской избы

Цель: познакомить учащихся с понятиями интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовное и материальное.

Задачи: воспитательная – понимание особенностей декоративно-прикладного искусства; осмысление места декоративного искусства в жизни общества; учиться в ходе восприятия декоративного   искусства, и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства; создать психологический комфорт на уроке.

Образовательная -   понимать значение древних корней народного искусства; особенности народного (крестьянского) искусства;

Развивающая –   отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне), создавать собственные проекты – импровизации в русле образного языка народного искусства.

 

Материалы: альбомный лист, карандаш, ластик, краски (акварельные или гуашь), кисти, вода.



Наглядные материалы: картины, фотографии, фильм.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, колонки.

План.

  1. Приветствие 1-2 мин.

  2. Вступление - 2 мин.

  3. Повторение – 5 мин.

  4. Показ фильма –5 мин.30 сек.

  5. Просмотр и устная работа с картинами детей – 5 мин.

  6. Педагогический учебный рисунок на доске и одновременная работа учащихся – 20 минут.

  7. Домашнее задание – 1 мин.

  8. Выставление оценок – 1 мин.

  9. Организованное окончание урока – 2 мин.

1.       Приветствие.

2.       Вступление.

Содержание: Знания, полученные на уроке ИЗО о декоративно-прикладном искусстве древних славян мы сегодня применим на уроке, в рисунке.

3.       Повторение.

 Но прежде, давайте вспомним, на сколько частей делился мир древних славян? Объясните, как назывались эти миры?

Внутренний мир русской избы тоже напоминал устройство мира: потолок у славян ассоциировался с небом, пол с землей, а подпол с подземным миром.

Из каких материалов делали славяне дом? (из дерева) Назовите породы деревьев, которые брали славяне для строительства дома? (сосна, лиственница, дуб, ель).

Какими защитными символами и образами украшали и защищали славяне свой дом?

Мы сегодня отправимся в путешествие в те уголки страны, где еще сохранились деревянные русские избы. Экскурсия наша будет познавательной, многое из того, что мы рисовали ранее на уроках, будет встречаться Вам, будет Вам знакомо.

4.       Показ фильма.

5.       Просмотр и устная работа с картинами детей 5 класса.

6.       Педагогический учебный рисунок на доске и одновременная работа учащихся.

Учитель рисует на доске с объяснением, ребята переносят изображения в альбом. Контроль со стороны учителя изобразительной деятельности детей.

По окончании работы над эскизом, учащиеся приступают к работе красками. Цветом закрашивают большие участки альбомного листа, с последующей проработкой.

7.       Домашнее задание.

Ребятам дается домашнее задание, дорисовать рисунок, проработать детали.

8.       Выставление оценок.

Выставление оценок за предыдущие работы.

9.       Организованное окончание урока.

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству

в 5 классе
Тема: «Удивительное рядом».

Цель – развитие у школьников творческого воображения.

Задачи:


  1. формировать представление о художественной технике, разнообразии материалов и приемов рисования;

  2. познакомить учащихся с техникой рисования необычными материалами и инструментами;

  3. активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор;

  4. воспитывать стремление к творческому поиску;

Оборудование:

ПК, презентация,



Материал: лист ватмана, силуэты-образы (облака-трафареты из бумаги), клей ПВА,

куски поролона, гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, масляная пастель.


Ход мероприятия:

Тема сегодняшнего занятия «Удивительное рядом».

Сегодня мы будем выполнять различные задания, упражнения, которые, возможно, вас удивят, запомнятся, повысят настроение и пополнят ваши знания.

А для начала давайте попробуем создать воображаемую страну.

Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что идете по улице, кругом растут диковинные растения, поют птицы райскими голосами, светит ласковое приветливое солнышко, вдруг подул лёгкий ветерок, и на небе появились облака…

Откройте глаза, посмотрите на эти облака. Вот они, какие удивительные! Но для внимательных и наблюдательных людей с развитым воображением эти облака покажутся вовсе не облаками, а воздушными существами, живущими на небесах.



Задание №1

«На что похоже?»

Показываются силуэты облаков (трафарет), а дети подбирают возможные ассоциации к ним.

Предлагается нарисовать облака, обмакнув кусок поролона в гуашевые краски, используя готовые трафареты облаков.

Небо в нашей стране теперь есть. Пусть наша страна будет красивой. Под таким чудесным небом должны расцветать разнообразные цветы и расти необычные деревья.

Задание №2

А теперь попробуем нарисовать деревья смятой в комочек бумагой.

1) Подготовим краску: в блюдца наливаем немного воды и кистью добавляем и разводим краску. Чем больше краски - тем, соответственно, насыщеннее будет цвет.

2) Комочки из бумаги (которыми мы и будем рисовать) тоже лучше "накомкать" заранее, да побольше. Ведь для каждого цвета нужен свой "штампик.

3) Кстати, комочки из бумаги могут быть разных размеров - они и отпечатки будут разноразмерные оставлять!



Дорисовка мелких деталей кистью.

Задание №3

Нарисовать цветы клеем ПВА, посыпать его манной крупой, дать подсохнуть и раскрасить красками.


Другие цветы можно нарисовать, обмокнув кисточку сначала, например, в жёлтую, а затем сразу в красную краски. Методом примакивания нарисовать цветы.( Можно сочетать и другие цвета красок( жёлтая- синяя, оранжевая- фиолетовая и т.д.)

Вот и ожила наша воображаемая страна! Всё вроде бы хорошо. Да вот незадача – пошел дождь.
Задание №4
Рисование дождя набрызгом.

Чтобы на рисунке появились красочные пятна (брызги), нужно обмакнуть толстую щетинистую кисть в яркую краску и пальцами, оттягивая ворсинки направить брызги на лист. Можно для этой техники использовать зубную щетку. Если предварительно вырезать трафареты из бумаги, то можно таким способом заливать не всю плоскость листа, а отдельные элементы.


Занятие окончено.

Поделитесь своими впечатлениями. Что запомнилось?

Как вы думаете, какие обычные предметы на время нашего занятия стали «волшебными»?

Наше занятие называлось «Удивительное рядом». Давайте вспомним способы «удивительного» рисования.



Хотите, верьте в существование нашей придуманной страны, хотите не верьте, но те образы, которые мы создали – существуют. Вот они - перед нами.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница