Рабочая программа дисциплины этнография направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки




Скачать 354.33 Kb.
страница1/4
Дата23.08.2016
Размер354.33 Kb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»


Балашовский институт (филиал)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор БИ СГУ

доцент А.В. Шатилова

_________________

«___»_____________2014__ г.



Рабочая программа дисциплины
ЭТНОГРАФИЯ

Направление подготовки



050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки



История

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



Очная, заочная

Балашов


2014
СОДЕРЖАНИЕ



2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы 3


3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины 3

Планируемые результаты обучения по дисциплине 3



4. Содержание и структура дисциплины 4

4.1. Объем дисциплины 4

4.2. Содержание дисциплины 4

4.3. Структура дисциплины 8



5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины 10

Информационные технологии, используемые


при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 10

6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11

Самостоятельная работа студентов по дисциплине 11

Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по дисциплине 11

7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС 16

8. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины 18

Литература по курсу 18



Основная литература 18

Дополнительная литература 18

Интернет-ресурсы 18



9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 19

1. Цель освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины: «Этнография» формирование знаний о специфике материальной и духовной культуры народов мира.

2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы

Дисциплина «Этнография» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.ДВ3).

Для освоения дисциплины «Этнография» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История России (с древнейших времён до конца XVII вв.), «Специальные исторические дисциплины», «Новая и новейшая история Зарубежных стран».

Освоение дисциплины «Этнография» является необходимой для определения пространственных рамок исторического бытия этносов, специфики процессов и явлений их материальной и духовной культуры на локальном, национальном и глобальном уровнях. Знания, полученные при освоении дисциплины «Этнография», необходимы для прохождения архивной, археологической, музейной, педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности.




3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).

-умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

-профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9).

Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



знать:

- специфику духовной и материальной культуры народов мира;



уметь:

- определять родственные связи между народами в истории цивилизаций и работать с картой народов мира в истории и современности.



владеть:

- особенностями различных видов и форм организации этнографической работы;

- основными методическими приемами сбора и обобщения этнографической информации.

4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единицы, 360 часов, из них:

по очной форме обучения: 144 часа аудиторной работы (58 часов лекций и 88 часов практических занятий), 144 часа самостоятельной работы. Дисциплина изучается в 1, 2, 3 семестрах, ее освоение заканчивается:1 семестр - зачетом; 2, 3- экзаменом;

по заочной форме обучения: 40 часов аудиторной работы (14 часов лекций и 26 часов практических занятий), 311 часов самостоятельной работы. Дисциплина изучается в 2, 3 и 4 семестрах, ее освоение заканчивается экзаменом в 4 семестре.



4.2. Содержание дисциплины



ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи этнологии. Понятия «этнос» и «этнические общности». Источники в этнологии. Методы исследования.

История этнологии. Накопление этнографических данных в древности и в средние века. Оформление этнографии как науки в середине XIX в. Направления в развитии этнологии.

Этнический состав народов мира и принципы его классификации.

Географическая классификация народов по крупным регионам.

Лингвистическая классификация народов мира по языковым семьям. Семьи индоевропейская, урало-алтайская, семито-хамитская, сино-тибетская, тайская, дравидская, малайско-полинезийская, языковые семьи коренного населения Нового Света, Африки, Австралии и Океании и прочие языковые семьи. Изолированные языки.

Антропологическая классификация народов мира. Крупные антропологические расы: европеоидная, монголоидная, негроидно-австралоидная. Малые контактные расы.

Классификация по хозяйственно-культурным типам и историко-этнографическим областям. Хозяйственно-культурные типы охотников, рыболовов, собирателей, мотыжных земледельцев, кочевых скотоводов, плужных земледельцев. Прочие хозяйственно-культурные типы. Понятия «хозяйственно-культурный тип» и «историко-этнографическая область».

Классификация народов мира по уровню социально-экономического развития и типам этнических общностей.

Раздел I: НАРОДЫ АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ

Народы Австралии и Тасмании

Основные этапы этноистории Австралии и Океании. Проблемы этногенеза и освоения человеком территории Австралии и Океании. Заселение Австралии. Расселение коренного населения Австралии и Тасмании в доколониальную эпоху и их судьба в колониальное время. Языковая и антропологическая принадлежность народов. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области.

Хозяйство и материальная культура различных групп коренного населения. Образ жизни и годовой хозяйственный цикл. Орудия производства и оружие. Поселения и жилища, костюм, предметы быта.

Семейно-брачные отношения. Парный брак, обряды, ритуалы. Геронтократия и ее сущность.

Социальная структура. Проблема локальной группы, рода. Фратриальное деление. Экзогамия и брачные классы. Возрастные классы и инициации. Институты власти. Межплеменные отношения и обмен.

Духовная культура австралийцев. Религиозные представления и обряды. Устное народное творчество, музыка, изобразительное искусство. Положительные знания.

Колонизация и возникновение новых групп населения. Современные этнокультурные процессы.
Раздел II: НАРОДЫ АМЕРИКИ

Заселение Америки человеком. Гипотезы о путях миграций. Антропологические типы. Языковые семьи коренного населения. Великие географические открытия, европейская колонизация и ее этнокультурные последствия.



Народы Северной Америки

Расселение этнических групп и хозяйственно-культурные типы. Арктические охотники на морского зверя и рыболовы. Оседлые рыболовы северо-западного побережья. Лесные охотники. Конные охотники на бизонов прерий. Земледельцы востока и юго-востока континента. Собиратели и охотники Калифорнии. Земледельцы пуэбло.

Виды хозяйства и материальной культуры у разных групп населения. Общественный строй и духовная культура.

Формирование современного этнического состава населения Америки. Индейские народы и народы европейского происхождения в Северной Америке. Проблема «американской нации». Формирование населения Канады.



Народы Центральной и Южной Америки

Формирование этнического состава Центральной и Южной Америки. Роль индейских, африканских и европейских элементов.

Этнические и хозяйственно-культурные типы. Древние земледельческие и мотыжные земледельцы. Охотники и собиратели тропиков и юга континента (огнеземельцы). Проблема «вторичной дикости».

Социальная структура. Семейно-брачные отношения. Собственность на орудия труда и средства производства. Община. Локальные группы. Роль предводителей. Раннеклассовые общества Центральной и Южной Америки. Духовная культура. Религии первобытного и классовых обществ. Фольклор. Народное искусство. Положительные знания.



Раздел III: НАРОДЫ АФРИКИ

Африка – колыбель современной цивилизации. Антропологический состав. Языковые семьи и группы. Историко-этнографические области. Древние центры возникновения цивилизаций. Средневековая культура народов Африки. Распространение ислама. Европейская колонизация и разрушение традиционных государств и культур Африки.



Народы Северной Африки

Древняя культура плужного земледелия. Египет и Магриб. Арабское завоевание. Кочевое и полукочевое скотоводство. Специфика хозяйства и общественного строя. Духовная культура.



Народы Судана

Восточный Судан и народы банту. Земледелие и животноводство. Материальная культура. Имущественное расслоение. Особенности социального развития. Сочетание первобытно-общинных традиций и классовых отношений. Государства Судана. Сельская община. Семейно-брачные отношения. Духовная культура. Религия, народное искусство.



Народы Западной Африки

Разложение первобытно-общинных и складывание классовых отношений. Этнические группы и политические образования. Тропическое земледелие. Животноводство. Металлургия и ремесла. Государства Ашанти и Дагомея. Духовная культура.



Народы Восточной Африки

Эфиопия и Сомали. Особенности социально-экономического развития. Комплексное хозяйство. Роль земледелия и скотоводства. Ремесло и торговля. Материальная и духовная культура.



Народы Южной Африки

Койсанская языковая группа. Готтентоты-животноводы. Охотники-собиратели: бушмены. Пигмеи: происхождение и социально-экономические отношения.



Население Мадагаскара

Мальгаши. Материальная культура. Социальный строй. Духовная культура.

Специфика протекания современных этнических процессов в Африке. Складывание новых этнических общностей. Борьба с племенной ограниченностью. Сглаживание племенных различий. Развитие культуры.

Раздел IV: НАРОДЫ ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ

Этнический состав народов Зарубежной Азии. Антропологический состав. Языки. Историко-этнографические области. Палеоантропологические находки, древние центры возникновения производящего хозяйства и складывания цивилизаций. Особенности протекания этнических процессов.



Народы Западной Азии

Этногенез и этнический состав на разных этапах истории. Древние цивилизации. Хозяйственно-культурные типы. Плужное и мотыжное земледелие. Кочевое и полукочевое скотоводство. Специфика социальных отношений у оседлого земледельческого населения. Материальная культура. Ремесло. Обмен. Средства передвижения. Духовная культура. Роль ислама. Современные этнические и культурные процессы.



Народы Юго-Восточной Азии

Проблемы формирования этнического состава населения Юго-Восточной Азии. Антропологические группы. Языковые семьи. Историко-этнографические области. Особенности исторического развития. Этнические общности.

Хозяйственно-культурные типы и специфика развития отсталых этнических групп. Передовые по социально-экономическому развитию народы. Специфика социальных отношений. Духовная культура. Ислам. Своеобразие местного буддизма. Пережитки индуизма в Индонезии. Народное творчество. Театр, музыка, танцы. Положительные знания.

Народы Южной Азии

Этнический состав. Антропологические группы. Языковые семьи. Особенности исторического развития.

Историко-этнографические группы и хозяйственно-культурные типы. Плужное и мотыжное земледелие. Кочевое и полукочевое скотоводство. Тропическое земледелие.

Специфика социально-экономических отношений. Кастовая система. Положение «племенного населения». Особенности социальных отношений у различных групп населения. Семья и семейные отношения. Полиандрия.

Материальная культура. Ремесло. Торговля. Духовная культура. Первобытные религии. Ислам. Индуизм. Джайнизм и другие религиозные верования. Фольклор. Народное искусство.

Народы Китая и Японии.

Проблема этногенеза. Антропологические группы. Китайские языки. Специфика хозяйства, материальной и духовной культуры.

.Проблема этногенеза японцев и айнский вопрос. Характеристика традиционного хозяйства, культуры и быта. Этнопсихологические основы современной цивилизации.

Народы Средней Азии и Казахастана

Историко-этнографические области и этнические группы. Проблемы этногенеза и этнической истории. Процессы этнической консолидации. Иранцы и тюрки. Хозяйственно-культурные типы. Орошаемое, плужное и мотыжное земледелие. Огородничество. Развитие технических культур. Животноводство. Кочевое и полукочевое скотоводство. Специфика развития феодальных отношений у земледельческих, патриархально-кочевых и скотоводческих народов.

Общее и особенное в материальной культуре, семейных отношениях, духовной культуре народов.
Раздел V: НАРОДЫ ЕВРОПЫ

Историко-этнографические области. Этнический состав и языковые семьи. Проблема этногенеза и этнической истории. Индоевропейская проблема. «Великое переселение народов». Древние цивилизации. Средневековые миграции и формирование современных этнических групп.

Зарубежная Европа. Германские народы. Романские народы. Кельты. Баски. Греки. Албанцы. Финны, венгры и эстонцы. Балтийские народы.

Западные и южные славяне. Югославская проблема.

Традиционные виды хозяйства в различных областях Европы. Материальная культура. Семья и семейные отношения. Социальные отношения. Роль средневековой общины. Духовная культура. Народные дохристианские верования. Христианство на Западе и Востоке Европы.

Современные этнические процессы в Зарубежной Европе.


Раздел VI: НАРОДЫ РОССИИ РУССКИЕ

Численность и расселение восточных славян. Диалектологические особенности. Антропологические группы. Этногенез и этническая история восточнославянских народов. Формирование древнерусской народности. Происхождение и близость культур этнографических групп у русских, украинцев, белорусов.

Историко-этнографические области и специфика развития хозяйства материальной и духовной культуры. Особенности поселений и жилищ, костюма, транспортных средств, пищи, орудий труда и утвари.

Сельская община и патриархальные семейные отношения. Обряды и обычаи. Народные праздники. Фольклор и изобразительное искусство. Роль дохристианских верований. Влияние христианских представлений.



Неславянские народы.

Нации и народности. Языковая и антропологическая классификация. Историко-этнографические области. Народы Поволжья, Северо-Запада и Севера Европейской части, Южного Приуралья. Хозяйственно-культурные типы.

Лингвистический и антропологический состав населения Кавказа. Проблема этногенеза. Хозяйственные типы. Общие черты и региональные особенности в хозяйстве, материальной и духовной культуре народов Кавказа. Родовые и общинные отношения. Пережитки древних верований. Ислам. Христианство. Народное творчество.

Этнический состав населения Сибири. Языки и антропологические группы коренного населения. Проблема этногенеза и этнической истории. Проблема «палеоазиатов» и «циркумполярной» культуры. Историко-этнографические области и хозяйственно-культурные типы. Скотоводы и земледельцы Южной Сибири и бассейна Лены, оседлые охотники, рыболовы и охотники-оленеводы тайги и тундры. Арктические охотники на морского зверя. Материальная и духовная культура. Особенности семейных и социальных отношений. Проблема колонизации Сибири.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные тенденции этнической истории. Этническое многообразие современного мира. Этнические проблемы, конфликты и пути их решения.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница