МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Томский государственный университет
физический факультет
УТВЕРЖДАЮ:
Декан физического факультета
_________________ О. Н. Чайковская
"_____"__________________2012 г.
Рабочая программа дисциплины
Интегральные уравнения и вариационное исчисление
Направление подготовки
011200 физика
Профиль подготовки
фундаментальная физика
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
г. Томск − 2012 г.
1. Цели освоения дисциплины
Для понимания различных разделов физики необходимо знание математических методов, используемых в этих разделах. Сами математические методы, применяемые для формулировки и решения физических проблем, относятся к разнородным отделам математики и зачастую напрямую не связаны с конкретным содержанием физических теорий. В связи с этим изучение математического аппарата, используемого в физике, должно быть предметом отдельного базового курса, читаемого всем студентам физического факультета и предшествующего базовым общим курсам теоретической физики.
Воспитание у студентов культуры четкого логического научного мышления включает в себя ясное понимание необходимости математической составляющей в общей подготовке бакалавра, выработку представления о роли и месте математики в современной цивилизации и мировой культуре, умение логически мыслить, оперировать абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений. Математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры. Поэтому математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки бакалавра. Фундаментальность математической подготовки включает в себя достаточную общность математических понятий и конструкций, обеспечивающую широкий спектр их применимости, точность формулировок математических свойств изучаемых объектов, логическую строгость изложения математики, опирающуюся на адекватный современный математический язык.
Важнейшей целью курса «Интегральные уравнения и вариационное исчисление» (ИУВИ) является ознакомление студентов с методологией, общими принципами и методами решения интегральных уравнений и их применение к решению вариационных задач. Дисциплина «ИУВИ» вырабатывает у студентов навыки построения математических моделей простейших физических явлений и решения получающихся при этом математических задач. Она составляет математическую основу дисциплин общей и теоретической физики и специальных дисциплин, читаемых на кафедрах.
Данный курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении курсов, математического анализа, линейной алгебры, обыкновенных дифференциальных уравнений.
В результате освоения данного курса студент получит базовые знания в тех разделах математики, которые используются в общих курсах теоретической физики и спецкурсах по отдельным физическим направлениям.
Актуальность и значимость курса.
Кроме того, что интегральные уравнения естественным образом появляются в различных разделах физики, и требуются навыки их решения, понимание теоретической физики микромира требует владением понятиями функционального анализа, которые появляются в математике при исследовании решений интегральных уравнений. К тому же, при построении физических теорий широко используется так называемый «Принцип наименьшего действия», математическим языком которого является вариационное исчисление. Поэтому, данный курс является основой для большинства курсов «Теоретический физики» и соответствующей курсов специальной подготовки.
Предмет курса -
Курс «ИУВИ» включает в себя следующие большие темы: интегральные уравнения, их классификация, способы решения; функционалы и вариационное исчисление.
Задачами курса являются:
-
воспитание достаточно высокой математической культуры;
-
привитие навыков современных видов математического мышления;
-
привитие навыков использования математических методов и основ математического моделирования в практической деятельности;
-
обеспечить усвоение студентами данной дисциплины;
-
создать базу для изучения специальных дисциплин;
-
использовать эти знания как ступени формирования способностей будущих специалистов-физиков к ведению исследовательской работы и решению практических задач;
-
научить формулировать математически и решать аналитическими методами физические проблемы, описываемые указанным выше классом уравнений;
-
ознакомление студентов с основными принципами и законами физики, их математическими выражениями
-
развитие у студентов представления о роли фундаментальной физики в системе естественных наук и путях решения прикладных вопросов на основе физических законов и методов
Для изучения раздела курса ИУВИ необходимо знание линейной алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, умение вычислять производные и интегралы от обычных функций. Студент должен обладать умениями в области математического анализа, уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Курс «ИУВА» является одним из основных дисциплин в общей физико-математической и естественно – научной подготовки специалистов физиков. Дисциплина включена в Федеральную компоненту. Дисциплина относится к циклу общих теоретических и естественнонаучных дисциплин и циклу общепрофессиональных дисциплин (ЕН и ОПД ). К моменту изучения курса «ИУВА» студенты изучили курсы математического анализа, дифференциальных уравнений, линейной алгебры. В качестве входных знаний студенты должны владеть основными понятиями и методами математического анализа, линейной алгебры, обыкновенных дифференциальных уравнений. Освоение этой дисциплины необходимо для дальнейшего освоения современных разделов теоретической физики и ее приложений.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Методы математической физики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть компетенциями:
В результате изучения дисциплины студенты должны
|
-
знать основные типы интегральных уравнений (ОК-1);
-
уметь оперировать с интегральными уравнениями (ОК-4);
-
уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
-
владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);
-
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
Б) Общепрофессиональными (ОПК):
• осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
• обладать способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
В) Профессиональными (ПК):
В результате изучения курса студент должен
-
иметь представление об основных интегральных уравнениях (ПК-7);
-
знать основные понятия и теоремы в области в области интегральных уравнений и вариационного исчисления (ПК-7);
-
уметь решать основные интегральные уравнения (уравнения Фредгольма первого и второго родов, уравнения Вольтерра,) и вариационные задачи (ПК-6);
-
владеть основными методами решения интегральных уравнений (ПК-2);
-
иметь целостное представление об основных математических методах решения задач в различных областях физики;
-
обладать практическими навыками в выборе математических способов решения типичных физических задач и проведении аналитических расчетов;
-
Уметь решать типичные задачи Штурма-Лиувиля,
-
ставить и решать основные вариационные задачи с закрепленными границами и с подвижной границей и давать физическую интерпретацию полученных решений.
4. Структура и содержание дисциплины
Третий семестр. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 80 час.
№
п/п
|
Раздел
дисциплины
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам
|
Лекции
|
Семинары
|
Сам. Работа с препод.
|
Индивид. Самост. Раб.
|
|
Модуль1
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Линейное пространство функций. Функционалы. Линейные функционалы.
|
1
|
2
|
|
|
|
|
2.
|
Экстремум функционала, вариация функционала и функции, стационарная точка.
|
2
|
2
|
|
|
|
|
3.
|
Теорема о необходимом условии экстремума функционала.
|
3
|
2
|
2
|
|
2
|
Устный опрос
|
4.
|
Основная лемма вариационного исчисления. Уравнения Эйлера – Лагранжа для основных функционалов.
|
4
|
2
|
2
|
|
2
|
Решение задач. Консультация.
|
5.
|
Ядро линейного функционала – обобщенная функция. Определение δ – функции и ее про-
стейшие свойства.
|
5
|
2
|
2
|
|
|
|
6.
|
δ – функция как предел непрерывной функции. Связь δ – функции с ортонормированными системами функций.
|
6
|
2
|
2
|
|
2
|
Решение задач. Консультация.
|
7.
|
Фурье – разложение δ – функции. Функция Грина линейного уравнения и ее связь с δ – функцией. Связь δ – функции и θ – функции.
|
7
|
2
|
2
|
|
|
|
8.
|
Интегральные уравнения. Примеры интегральных уравнений. Классификация интегральных уравнений. Примеры интегральных преобразований
|
8
|
2
|
2
|
|
2
|
Дискуссия.
|
9
|
Уравнения с разностным ядром. Уравнения с вырожденным ядром. Уравнение Абеля.
|
9
|
2
|
2
|
|
|
|
10
|
Задача Штурма – Лиувилля : общая постановка задачи. Задача Штурма – Лиувилля для уравнения с вырожденным ядром.
|
10
|
2
|
2
|
|
2
|
Решение задач. Консультация.
|
11.
|
Резольвента уравнения Фредгольма второго рода. Уравнения для резольвенты.
Резольвента для уравнения с разностным ядром.
|
11
|
2
|
2
|
|
|
|
12.
|
Разложение резольвенты в ряд по λ. Итерированные ядра. Соотношения между итерированными ядрами.
Симметричное ядро. Теорема о существовании решений задачи Штурма – Лиувилля для симметричного ядра.
|
12
|
2
|
2
|
|
2
|
Решение задач. Консультация.
|
13.
|
Теорема о собственных функциях и характеристических числах симметричного ядра. Вырожденные характеристические числа, степень вырождения. Собственные функции вырожденных характеристических чисел и их ортогонализация.
|
13
|
2
|
2
|
|
|
|
14.
|
Структура симметричного ядра. Число собственных функций.
|
14
|
2
|
2
|
|
2
|
Решение задач. Консультация.
|
15.
|
Структура резольвенты для симметричного ядра.
|
15
|
2
|
2
|
|
|
|
16.
|
Структура итерированных ядер для симметричного ядра.
|
16
|
2
|
2
|
|
2
|
Решение задач. Консультация.
|
17.
|
Оценки для модулей характеристических чисел. Методы приближенного решения задачи Штурма-Лиувилля для симметричного ядра.
|
17
|
2
|
2
|
|
|
|
|
Всего часов
|
|
34
|
30
|
|
16
|
|
Темы практических занятий
-
Функционал и его вариации.
-
Нахождение экстремумов функционалов.
-
Правила работы с - функцией.
-
Интегральные преобразования.
-
Интегральные уравнения с вырожденным ядром.
-
Интегральные уравнения с разностным ядром.
-
Задача Штурма – Лиувилля.
-
Резольвента уравнения Фредгольма второго рода.
5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Физика» реализуется компетентностный подход, который предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения лекций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе составляют не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют не более 50% аудиторных занятий.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Задания для контроля
Вариант 1.
-
Найти возможную экстремаль , ,
-
Решить изопериметрическую задачу , , , .
-
Исследовать на слабый экстремум , , .
Вариант 2.
-
Найти возможную экстремаль , ,
-
Решить изопериметрическую задачу , , , .
-
Исследовать на слабый экстремум , , .
Вариант 3.
-
Найти возможную экстремаль , ,
-
Решить изопериметрическую задачу , .
-
Исследовать на слабый экстремум , , .
Вариант 4.
-
Найти возможную экстремаль , ,
-
Решить изопериметрическую задачу , .
-
Исследовать на слабый экстремум , , .
-
Найти общий вид экстремалей .
Вариант 5.
-
Найти возможную экстремаль , ,
-
Решить изопериметрическую задачу , , .
-
Исследовать на слабый экстремум , , .
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Интегральные уравнения
-
*Что такое интегральное преобразование и какие преобразования вам известны
-
*Что такое интегральное уравнение (ИУ)
-
*Какие ИУ называются однородными
-
*Записать общий вид линейного ИУ
-
*Что такое ядро интегрального преобразования
-
*Каковы основные типы линейных ИУ
-
*В чем различие между ИУ Вольтерра и Фредгольма
-
ИУ Вольтерра как частный случай ИУ Фредгольма
-
Записать выражение для интегрального оператора через ядро
-
*Какие векторы называются ортогональными
-
Как ортогонализовать неортогональную систему функций
-
Какие ортогональные системы называются полными
-
*Что такое ортонормированный базис
-
*Дать определения линейного оператора
-
*Что такое собственный вектор и собственное значение некоторого оператора
-
*Какие операторы называются симметричными (эрмитовыми)
-
*Что характерно для собственных функций и собственных чисел эрмитового оператора
-
*Что такое кратность вырождения собственного значения
-
*Сформулировать задачу Штурма-Лиувилля
-
*Что такое собственная функция оператора Штурма-Лиувилля
-
*Является ли оператор Штурма-Лиувилля симметричным
-
*Что характерно для собственных функций оператора Штурма-Лиувилля
-
Какой оператор Штурма-Лиувилля называется неособенным (особенным)
-
*Какой оператор является обратным оператору Штурма-Лиувилля и что под этим понимается
-
*Какой оператор является обратным оператору Фредгольма с симметричным и непрерывным ядром и что под этим понимается
-
Сформулировать теорему Фредгольма для неоднородного интегрального уравнения
-
Что такое резольвента ядра
Вариационное исчисление
-
*Какие задачи решает вариационное исчисление
-
*Дать определение линейного пространства
-
*Привести примеры линейных пространств
-
*Дать определение функционала в линейном пространстве
-
Привести примеры функционалов в линейном пространстве
-
Дать определение линейного функционала и привести примеры
-
*Дать определение относительного минимума (максимума) функционала
-
*Дать определение вариации функционала и вариации функции
-
*Сформулировать необходимое условие экстремума функционала
-
*Дать определение стационарной точки функционала
-
Сформулировать основную лемму вариационного исчисления
-
Записать уравнения Эйлера-Лагранжа для простейшего функционала
Вопросы, помеченные *, необходимо знать для получения положительной оценки на экзамене
Перечень вопросов, выносимых на ЭКЗАМЕН
Интегральные уравнения
-
Основные типы интегральных уравнений
-
Уравнения Вольтерра
-
Основные понятия, связанные с пространством квадратично интегрируемых функций
-
Ортогональные системы векторов
-
Линейные операторы и действия с ними
-
Действия с линейными операторами, собственные векторы, собственные и характеристические числа
-
Симметричные и вполне непрерывные операторы
-
Оператор Фредгольма с квадратично интегрируемым ядром
-
Вычисление собственных функций и собственных значений
-
Постановка задачи Штурма-Лиувилля
-
Доказательство полноты системы собственных функций задачи Штурма-Лиувилля в неособом случае
-
Доказательство полноты системы собственных функций задачи Штурма-Лиувилля в особом случае
-
Неоднородные интегральные уравнения с симметричным ядром
-
Неоднородные интегральные уравнения с произвольным ядром Доказательство теоремы Фредгольма для системы линейных уравнения
-
Неоднородные интегральные уравнения с произвольным ядром. Вторая часть доказательства теоремы Фредгольма. Альтернатива Фредгольма
-
Метод последовательных приближений
-
Повторные (итерированные) ядра, определение резольвенты
-
Теорема о связи резольвенты с оператором Фредгольма. Уравнение для резольвенты
-
Ряд Фурье для резольвенты оператора Фредгольма с симметричным ядром
Вариационное исчисление
-
Какие задачи решает вариационное исчисление. Дать определение линейного пространства и привести примеры
-
Дать определение линейного нормированного пространства и привести примеры
-
Дать определение линейного функционала в линейном пространстве, привести примеры функционалов
-
Дать определение относительного минимума (максимума) функционала, вариации функционала и функции, стационарной точки
-
Доказать теорему о необходимом условии экстремума функционала
-
Доказать основную лемму вариационного исчисления
-
П
олучить уравнения Эйлера-Лагранжа для функционалов
-
Получить уравнения Эйлера-Лагранжа для функционалов
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература.
-
Шилов Г.Е., Математический анализ. Специальный курс.
-
Уиттекер Э.Т., Ватсон Дж.Н, Курс современного анализа, т.1.
-
Владимиров В.С., Уравнения математической физики.
-
Эльсгольц Л.Э. Вариационное исчисление. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
-
Краснов М.Л., Макаренко Г.И., Киселев А.И. Вариационное исчисление. Задачи и примеры с подробными решениями. - М.: Эдиториал УРСС, 2002
-
Васильева А.Б., Тихонов А.Н. Интегральные уравнения. М.: Изд. МГУ, 1989.
-
Багров В. Г., Белов В. В., Задорожный В. Н., Трифонов А. Ю. Элементы современной математической физики. Изд. ТПУ, Томск, 2004.
-
Багров В. Г., Белов В. В., Задорожный В. Н., Трифонов А. Ю. Методы математической физики. Т. 1, 2, 3. Томск. Издательство научно-технической литературы, 2002.
Дополнительная литература
-
Краснов М.П. Интегральные уравнения. Введение в теорию. М.: Наука, 1981.
-
Карташев А.П., Рождественский Б.Л. Обыкновенные дифференциальные уравнения и основы вариационного исчисления. М.: Наука, 1980.
-
Гельфанд И.М., Фомин С.В. Вариационное исчисление. – М.: Физматлит., 1961
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Все виды материально-информационной базы Научной библиотеки ТГУ. Мультимедийное оборудование физического факультета ТГУ. Сеть Интернет. Специализированные программные пакеты.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 011200 и профилю подготовки «Фундаментальная физика».
Автор профессор Багров Владислав Гавриилович
Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании методической комиссии физического факультета ТГУ
от ___________ года, протокол № ________.
|