МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского»
Экономический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической
работе профессор
__________________ Е.Г. Елина
"___" _________________ 2014 г.
Рабочая программа дисциплины
Международные стандарты финансовой отчетности
Направление подготовки
38.04.01 Экономика
профиль подготовки
Финансы в коммерческом банке
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Саратов,
2014год
-
Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности» являются приобретение теоретического знания основных положений международных стандартов финансовой отчетности и получение практических навыков по формированию отчетности в соответствии с принципами международных стандартов финансовой отчетности.
-
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Данная дисциплина относится к вариативной части Блока 1, является дисциплиной по выбору. Дисциплина «Международные стандарты финансовой отчетности» реализуется на 3 семестре обучения.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате изучения дисциплин «Корпоративные финансы», «Банковское дело».
Компетенции, сформированные при изучении данной дисциплины, могут быть полезны при прохождении производственной практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Общекультурные компетенции:
- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
Общепрофессиональные (ОПК):
- способность принимать организационно-управленческие решения (ОПК-3).
Профессиональные компетенции (ПК):
- способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9).
Код
компетенции
|
Планируемые результаты обучения
|
ОК-3
|
Знать:
- принципы подготовки и представления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами
Уметь:
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
Владеть:
- навыками самостоятельной работы с литературой и Интернет-ресурсами с целью дальнейшего изучения порядка формирования отчетности в соответствии с международными стандартами
|
ОПК-3
|
Знать:
- состав финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности
Уметь:
- самостоятельно работать с международными стандартами для целей составления отчетности, управления предприятием и анализом его финансового положения
Владеть:
- навыками формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО
|
ПК-9
|
Знать:
- понятие, элементы, этапы формирования финансовой отчетности
Уметь:
- ориентироваться в правилах применения важнейших теоретических положений и принципов международных стандартов на практике
Владеть:
- методикой, позволяющей трансформировать российскую отчетность в формат Международных стандартов финансовой отчетности
|
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Все-го
|
Лек-ции
|
Практич. занятия
|
Самост. раб.
|
|
1
|
Понятие и структура Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)
|
3
|
1
|
13
|
2
|
2
|
8
|
устный опрос,
тестирование,
разбор практических задач
|
2
|
Активы, обязательства, доходы и расходы в системе МСФО
|
3
|
2,3
|
9
|
2
|
4
|
6
|
тестирование, разбор практических задач
|
3
|
Финансовая отчетность в формате МСФО. Отличия от российской бухгалтерской отчетности.
|
3
|
4,5
|
15
|
2
|
4
|
8
|
устный опрос, разбор практических задач, заполнение отчетности
|
4
|
Требования международных стандартов к отражению в отчетности активов
|
3
|
6,7
|
16
|
2
|
4
|
8
|
тестирование, разбор практических задач
|
5
|
Требования международных стандартов к отражению в отчетности финансовых результатов и обязательств
|
3
|
8,9
|
16
|
2
|
4
|
8
|
тестирование, разбор практических задач
|
6
|
Требования международных стандартов к отражению финансовых инструментов и прочих обязательств
|
3
|
10,11
|
13
|
1
|
4
|
8
|
тестирование, разбор практических задач
|
7
|
Методики трансформации российской отчетности в формат МСФО
|
3
|
12,13
|
13
|
2
|
4
|
10
|
устный опрос, разбор практических задач
|
8
|
Консолидированная финансовая отчетность по МСФО
|
3
|
14
|
13
|
1
|
2
|
10
|
контрольная работа
|
|
Промежуточная аттестация
|
|
|
36
|
|
|
|
Экзамен
|
|
Итого за семестр:
|
|
|
144
|
14
|
28
|
66
|
|
Содержание учебной дисциплины.
Тема 1. Понятие и структура Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Предпосылки и значение создания Международных стандартов финансовой отчетности, порядок их разработки и утверждения. Сущность, структура МСФО. IAS, IFRS.
Тема 2. Активы, обязательства, доходы и расходы в системе МСФО.
Понятие активов, обязательств. Критерии признания в балансе. Оценка активов и обязательств. Классификация активов и обязательств. Определение доходов и расходов. Критерии признания в отчете о прибылях и убытках. Классификация доходов и расходов.
Тема 3. Финансовая отчетность в формате МСФО. Отличия от российской бухгалтерской отчетности.
Понятие и элементы финансовой отчетности. Сущность МСФО 1 "Представление финансовой отчетности". Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в собственном капитале, отчет о движении денежных средств, приложения (существенные элементы учетной политики и пояснительные примечания) в МСФО. Отличия от российской бухгалтерской отчетности.
Тема 4. Требования международных стандартов к отражению в отчетности активов.
Состав активов организации. Особенности отражения в финансовой отчетности основных средств, нематериальных активов, запасов в соответствии с МСФО. Раскрытие информации об обесценении активов в примечаниях к финансовой отчетности.
Тема 5. Требования международных стандартов к отражению в отчетности финансовых результатов и обязательств.
МСФО 18 "Выручка" и ПБУ 9 "Доходы организации". МСФО 21 "Влияние изменений валютных курсов" и ПБУ 3 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". МСФО 23 "Затраты по займам" и ПБУ 15 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". МСФО 37 "Резервы, условные обязательства и активы" и ПБУ 8 "Условные факты хозяйственной деятельности". МСФО 19 "Вознаграждение работникам", МСФО 26 "Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения".
Тема 6. Требования международных стандартов к отражению финансовых инструментов и прочих обязательств.
Понятие и классификация финансовых инструментов. Отражение финансовых инструментов в отчетности. Признание и оценка финансовых инструментов. Переоценка финансовых инструментов. Подходы к учету финансовых инструментов. МСФО 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации", МСФО 39 "Финансовые инструменты. Порядок учета и оценки финансовых инструментов". МСФО 12 "Налоги на прибыль" и ПБУ 18 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
Тема 7. Методики трансформации российской отчетности в формат МСФО.
Сущность, этапы, информационное обеспечение процесса трансформации финансовой отчетности. Методы трансформации российской отчетности в формат МСФО: конверсия, трансформация. Рабочие документы трансформации.
Тема 8. Консолидированная финансовая отчетность.
Понятие, задачи, область применения консолидированной отчетности. Требования стандартов к консолидированной отчетности (МСФО 27, МСФО 28, МСФО 31, МСФО 32, МСФО 39, МСФО 7, МСФО 3. Консолидация отчетности методом покупки. Порядок составления консолидированного баланса и отчета о прибылях и убытках. Составление финансовой отчетности методами пропорциональной консолидации, долевого участия.
5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины (модуля).
Реализация программы дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности» предусматривает использование различных современных образовательных технологий. В рамках курса предусмотрены:
- лекции с использованием ПК и мультимедийного проектора, интерактивного экрана, просмотра учебных видеофильмов, например, видеофильма «Переход на МСФО. Опыт компании ООО МРСК «Северо-запада», где наглядно демонстрируется практический опыт компании по внедрению МСФО. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты магистрами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки магистрантов к практическим и интерактивным занятиям;
- практические занятия с использованием решения практических задач по расчету показателей бухгалтерского учета с учетом МСФО, разбора практических ситуаций по отражению в финансовой отчетности показателей хозяйственной деятельности организации на основе МСФО, деловых игр, например, деловой игры «Подготовка финансовой отчетности в формате МСФО». Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, излагаются студентами в форме реферативных обзоров с последующей их оценкой преподавателем и кратким изложением на практическом занятии в виде сообщений (10-15 минут) с обсуждением их студентами группы. Предусматривается выполнение групповых аудиторных заданий. Основной целью практических и интерактивных занятий является контроль степени усвоения пройденного материала, хода выполнения магистрами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы практического занятия.
- самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в подготовке докладов, решении задач и при выполнении домашних заданий) и индивидуальную работу студента с использованием основной и дополнительной литературы, периодической печати и интернет-ресурсов, презентацию полученных результатов на практических занятиях.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 50% аудиторных занятий.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями требования к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий выполняются посредством использования средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий. Так, на сайте экономического факультета имеется раздел, контент которого доступен для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья, таких как нарушение зрения (слепых и слабовидящих), нарушение слуха (глухих и слабослышащих), нарушение опорно-двигательной системы, нарушение речи. Контент содержит подбор и разработку учебных материалов, адаптированных к ограничениям здоровья инвалидов с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах.
Кроме того, для выполнения требований к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению осуществляется организационно-педагогическое сопровождение, которое включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов (тьютерство); контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель – студент-инвалид в учебном процессе. При обучении лиц с ограниченными возможностями и инвалидов используются подходы, способствующие созданию безбарьерной образовательной среды: технологии дифференциации и индивидуализации обучения, сопровождение тьюторами в образовательном пространстве; увеличение времени на самостоятельное освоение материала.
Используется сочетание разных форм и способов передачи учебной нформации: вербальный, невербальный, использование средств визуализации информации (презентации) и разных способов отчетности (письменно, устно, с использованием электронных дистанционных технологий).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
В рамках самостоятельной работы студенты изучают дополнительную литературу, выполняют практические задания, предложенные преподавателем, готовят доклады по предлагаемой тематике.
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1.
В апреле 2009 г. зарубежная компания получила внутригрупповой кредит на сумму 2 500 тыс. долл. Кредиторская задолженность другой компании этой же группы равна 800 тыс. евро.
Обменные курсы составили:
- 2 апреля 2009 г.: за 1 долл. — 29,7 руб.; за 1 евро — 35,2 руб.;
- 30 апреля 2009 г.; за 1 долл. -— 29,9 руб.; за 1 евро — 34,9 руб. Рассчитайте курсовую прибыль (или убыток) в долларах и евро.
Задание 2.
По результатам оценки, проведенной независимым оценщиком, рыночная стоимость земельного участка организации «Спорт» на 31 декабря 2009 г. составила 900 тыс. долл. В январе 2010 г. после объявления о начале строительства в непосредственной близости с земельным участком автомобильной трассы стоимость земельного участка начала снижаться, опустившись к 31 декабря 2010 г. до 600 тыс. долл.
Отразите объект инвестиционной недвижимости в финансовой отчетности организации за 2009 и 2010 гг. в соответствии с моделью учета по справедливой стоимости.
Задание 3.
Компания «А» получает кредит на сумму 150 тыс. долл. пол 26% годовых на срок шесть месяцев.
Рассчитайте сумму ежемесячных начислений затрат по процентам.
Задание 4.
Компания «А» владеет 60% голосующих акций дочерней компании «Б». В 2010 г. чистая прибыль компании «Б» составила 250 тыс. долл. Компания «А» предполагает получить дивиденды в размере 50 тыс. долл., причем налог на дивиденды составляет 7%.
Рассчитайте сумму отложенного налогового обязательства а отношении дивидендов в финансовой отчетности компании «А».
Задание 5.
Чистая прибыль компании «А» за отчетный период составила 1000 долл., а в предшествующем периоде - 500 долл. Инфляция за отчетный год оценивается в 60%.
Скорректируйте и проанализируйте изменение чистой прибыли компании «А».
Задание 6.
Компания «Альфа» подписала соглашение о создании совместного
предприятия по производству и экспорту принтеров, получив права на получение 60% чистых активов и прибыли образованного совместного предприятия. Подготовьте консолидированный бухгалтерский баланс одной из сторон совместного предприятия, основываясь на информации, приведенной в табл. 1, 2.
Таблица 1.
Бухгалтерский баланс компании «Альфа», тыс. долл.
Актив
|
Пассив
|
Денежные средства
|
1 600
|
Кредиторская задолженность
|
1620
|
Запасы
|
700
|
|
|
Инвестиции
|
430
|
Займы
|
380
|
Инвестиций в совместное предприятие
|
140
|
Акционерный капитал
|
900
|
Основные средства
|
800
|
Прибыль
|
770
|
Итого
|
3 670
|
Итого
|
3 670
|
|