Рабочая программа дисциплины Международные стандарты финансовой отчетности Направление подготовки 38. 04. 01 Экономика




страница1/4
Дата26.08.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»
Экономический факультет
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической


работе профессор

__________________ Е.Г. Елина

"___" _________________ 2014 г.
Рабочая программа дисциплины
Международные стандарты финансовой отчетности

Направление подготовки



38.04.01 Экономика
профиль подготовки

Финансы в коммерческом банке

Квалификация (степень) выпускника



Магистр
Форма обучения

очная
Саратов,

2014год


  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности» являются приобретение теоретического знания основных положений международных стандартов финансовой отчетности и получение практических навыков по формированию отчетности в соответствии с принципами международных стандартов финансовой отчетности.


  1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Данная дисциплина относится к вариативной части Блока 1, является дисциплиной по выбору. Дисциплина «Международные стандарты финансовой отчетности» реализуется на 3 семестре обучения.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате изучения дисциплин «Корпоративные финансы», «Банковское дело».

Компетенции, сформированные при изучении данной дисциплины, могут быть полезны при прохождении производственной практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Общекультурные компетенции:

- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).



Общепрофессиональные (ОПК):

- способность принимать организационно-управленческие решения (ОПК-3).



Профессиональные компетенции (ПК):

- способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9).




Код

компетенции



Планируемые результаты обучения

ОК-3

Знать:

- принципы подготовки и представления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами



Уметь:

- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

Владеть:

- навыками самостоятельной работы с литературой и Интернет-ресурсами с целью дальнейшего изучения порядка формирования отчетности в соответствии с международными стандартами




ОПК-3

Знать:

- состав финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности



Уметь:

- самостоятельно работать с международными стандартами для целей составления отчетности, управления предприятием и анализом его финансового положения



Владеть:

- навыками формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО



ПК-9

Знать:

- понятие, элементы, этапы формирования финансовой отчетности



Уметь:

- ориентироваться в правилах применения важнейших теоретических положений и принципов международных стандартов на практике



Владеть:

- методикой, позволяющей трансформировать российскую отчетность в формат Международных стандартов финансовой отчетности


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.






п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Все-го

Лек-ции

Практич. занятия

Самост. раб.




1

Понятие и структура Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)



3

1

13

2

2

8

устный опрос,

тестирование,



разбор практических задач

2

Активы, обязательства, доходы и расходы в системе МСФО

3

2,3

9

2

4

6

тестирование, разбор практических задач

3

Финансовая отчетность в формате МСФО. Отличия от российской бухгалтерской отчетности.

3

4,5

15

2

4

8

устный опрос, разбор практических задач, заполнение отчетности

4

Требования международных стандартов к отражению в отчетности активов

3

6,7

16

2

4

8

тестирование, разбор практических задач

5

Требования международных стандартов к отражению в отчетности финансовых результатов и обязательств

3

8,9

16

2

4

8

тестирование, разбор практических задач

6

Требования международных стандартов к отражению финансовых инструментов и прочих обязательств

3

10,11

13

1

4

8

тестирование, разбор практических задач

7

Методики трансформации российской отчетности в формат МСФО

3

12,13

13

2

4

10

устный опрос, разбор практических задач

8

Консолидированная финансовая отчетность по МСФО

3

14

13

1

2

10

контрольная работа




Промежуточная аттестация







36










Экзамен




Итого за семестр:







144

14

28

66






Содержание учебной дисциплины.

Тема 1. Понятие и структура Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Предпосылки и значение создания Международных стандартов финансовой отчетности, порядок их разработки и утверждения. Сущность, структура МСФО. IAS, IFRS.


Тема 2. Активы, обязательства, доходы и расходы в системе МСФО.

Понятие активов, обязательств. Критерии признания в балансе. Оценка активов и обязательств. Классификация активов и обязательств. Определение доходов и расходов. Критерии признания в отчете о прибылях и убытках. Классификация доходов и расходов.


Тема 3. Финансовая отчетность в формате МСФО. Отличия от российской бухгалтерской отчетности.

Понятие и элементы финансовой отчетности. Сущность МСФО 1 "Представление финансовой отчетности". Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в собственном капитале, отчет о движении денежных средств, приложения (существенные элементы учетной политики и пояснительные примечания) в МСФО. Отличия от российской бухгалтерской отчетности.


Тема 4. Требования международных стандартов к отражению в отчетности активов.

Состав активов организации. Особенности отражения в финансовой отчетности основных средств, нематериальных активов, запасов в соответствии с МСФО. Раскрытие информации об обесценении активов в примечаниях к финансовой отчетности.


Тема 5. Требования международных стандартов к отражению в отчетности финансовых результатов и обязательств.

МСФО 18 "Выручка" и ПБУ 9 "Доходы организации". МСФО 21 "Влияние изменений валютных курсов" и ПБУ 3 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". МСФО 23 "Затраты по займам" и ПБУ 15 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". МСФО 37 "Резервы, условные обязательства и активы" и ПБУ 8 "Условные факты хозяйственной деятельности". МСФО 19 "Вознаграждение работникам", МСФО 26 "Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения".


Тема 6. Требования международных стандартов к отражению финансовых инструментов и прочих обязательств.

Понятие и классификация финансовых инструментов. Отражение финансовых инструментов в отчетности. Признание и оценка финансовых инструментов. Переоценка финансовых инструментов. Подходы к учету финансовых инструментов. МСФО 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации", МСФО 39 "Финансовые инструменты. Порядок учета и оценки финансовых инструментов". МСФО 12 "Налоги на прибыль" и ПБУ 18 "Учет расчетов по налогу на прибыль".


Тема 7. Методики трансформации российской отчетности в формат МСФО.

Сущность, этапы, информационное обеспечение процесса трансформации финансовой отчетности. Методы трансформации российской отчетности в формат МСФО: конверсия, трансформация. Рабочие документы трансформации.


Тема 8. Консолидированная финансовая отчетность.

Понятие, задачи, область применения консолидированной отчетности. Требования стандартов к консолидированной отчетности (МСФО 27, МСФО 28, МСФО 31, МСФО 32, МСФО 39, МСФО 7, МСФО 3. Консолидация отчетности методом покупки. Порядок составления консолидированного баланса и отчета о прибылях и убытках. Составление финансовой отчетности методами пропорциональной консолидации, долевого участия.


5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины (модуля).

Реализация программы дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности» предусматривает использование различных современных образовательных технологий. В рамках курса предусмотрены:

- лекции с использованием ПК и мультимедийного проектора, интерактивного экрана, просмотра учебных видеофильмов, например, видеофильма «Переход на МСФО. Опыт компании ООО МРСК «Северо-запада», где наглядно демонстрируется практический опыт компании по внедрению МСФО. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты магистрами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки магистрантов к практическим и интерактивным занятиям;

- практические занятия с использованием решения практических задач по расчету показателей бухгалтерского учета с учетом МСФО, разбора практических ситуаций по отражению в финансовой отчетности показателей хозяйственной деятельности организации на основе МСФО, деловых игр, например, деловой игры «Подготовка финансовой отчетности в формате МСФО». Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, излагаются студентами в форме реферативных обзоров с последующей их оценкой преподавателем и кратким изложением на практическом занятии в виде сообщений (10-15 минут) с обсуждением их студентами группы. Предусматривается выполнение групповых аудиторных заданий. Основной целью практических и интерактивных занятий является контроль степени усвоения пройденного материала, хода выполнения магистрами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы практического занятия.

- самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в подготовке докладов, решении задач и при выполнении домашних заданий) и индивидуальную работу студента с использованием основной и дополнительной литературы, периодической печати и интернет-ресурсов, презентацию полученных результатов на практических занятиях.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 50% аудиторных занятий.



Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями требования к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий выполняются посредством использования средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий. Так, на сайте экономического факультета имеется раздел, контент которого доступен для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья, таких как нарушение зрения (слепых и слабовидящих), нарушение слуха (глухих и слабослышащих), нарушение опорно-двигательной системы, нарушение речи. Контент содержит подбор и разработку учебных материалов, адаптированных к ограничениям здоровья инвалидов с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах.

Кроме того, для выполнения требований к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению осуществляется организационно-педагогическое сопровождение, которое включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов (тьютерство); контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель – студент-инвалид в учебном процессе. При обучении лиц с ограниченными возможностями и инвалидов используются подходы, способствующие созданию безбарьерной образовательной среды: технологии дифференциации и индивидуализации обучения, сопровождение тьюторами в образовательном пространстве; увеличение времени на самостоятельное освоение материала.

Используется сочетание разных форм и способов передачи учебной нформации: вербальный, невербальный, использование средств визуализации информации (презентации) и разных способов отчетности (письменно, устно, с использованием электронных дистанционных технологий).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В рамках самостоятельной работы студенты изучают дополнительную литературу, выполняют практические задания, предложенные преподавателем, готовят доклады по предлагаемой тематике.



Задания для самостоятельной работы.

Задание 1.

В апреле 2009 г. зарубежная компания получила внутригрупповой кредит
на сумму 2 500 тыс. долл. Кредиторская задолженность другой компании
этой же группы равна 800 тыс. евро.

Обменные курсы составили:

- 2 апреля 2009 г.: за 1 долл. — 29,7 руб.; за 1 евро — 35,2 руб.;

- 30 апреля 2009 г.; за 1 долл. -— 29,9 руб.; за 1 евро — 34,9 руб.
Рассчитайте курсовую прибыль (или убыток) в долларах и евро.

Задание 2.

По результатам оценки, проведенной независимым оценщиком, рыночная стоимость земельного участка организации «Спорт»
на 31 декабря 2009 г. составила 900 тыс. долл. В январе 2010 г. после объявления о начале строительства в непосредственной близости с земельным
участком автомобильной трассы стоимость земельного участка начала снижаться, опустившись к 31 декабря 2010 г. до 600 тыс. долл.

Отразите объект инвестиционной недвижимости в финансовой отчетности организации за 2009 и 2010 гг. в соответствии с моделью учета по справедливой стоимости.

Задание 3.

Компания «А» получает кредит на сумму 150 тыс. долл. пол 26% годовых на срок шесть месяцев.

Рассчитайте сумму ежемесячных начислений затрат по процентам.

Задание 4.

Компания «А» владеет 60% голосующих акций дочерней компании «Б». В 2010 г. чистая прибыль компании «Б» составила 250 тыс. долл. Компания «А» предполагает получить дивиденды в размере 50 тыс. долл., причем налог на дивиденды составляет 7%.

Рассчитайте сумму отложенного налогового обязательства а отношении дивидендов в финансовой отчетности компании «А».

Задание 5.

Чистая прибыль компании «А» за отчетный период составила 1000 долл.,
а в предшествующем периоде - 500 долл. Инфляция за отчетный год оценивается в 60%.

Скорректируйте и проанализируйте изменение чистой прибыли компании «А».

Задание 6.

Компания «Альфа» подписала соглашение о создании совместного
предприятия по производству и экспорту принтеров, получив права на по
лучение 60% чистых активов и прибыли образованного совместного предприятия. Подготовьте консолидированный бухгалтерский баланс одной из сторон совместного предприятия, основываясь на информации, приведенной
в табл. 1, 2.

Таблица 1.



Бухгалтерский баланс компании «Альфа», тыс. долл.

Актив

Пассив

Денежные средства

1 600

Кредиторская задолженность

1620

Запасы

700







Инвестиции

430

Займы

380

Инвестиций в совместное предприятие

140

Акционерный капитал

900

Основные средства

800

Прибыль

770

Итого

3 670

Итого

3 670
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница