Рабочая программа дисциплины web-аналитика Направление подготовки 230700 Прикладная информатика Профиль подготовки




Скачать 219.66 Kb.
Дата 27.09.2016
Размер 219.66 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского


Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

WEB-аналитика
Направление подготовки

230700 Прикладная информатика

Профиль подготовки



Прикладная информатика в социологии
Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Саратов


2011
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «WEB-аналитика» являются получение студентами теоретических и практических знаний по вопросам статистических исследований в Интернет, сбора и анализа информации о посетителях сайта; проведения маркетинговых исследований в Интернет, а также анализа производительности web-служб. Курс затрагивает вопросы управления интернет-порталами и их информационным наполнением при помощи систем управления контентом.

Изучение дисциплины расширяет знания в области информационных технологий, их использование в эффективном управлении Интернет ресурсом. Вырабатывает практические навыки по использованию технологий разработки и управления Интернет ресурсами в практической деятельности.

Изучение дисциплины формирует знания в области освоения систем управления контентом и уверенного использования технологий анализа посещаемости сайтов, а также закрепляет знания по экономическому, управленческому и проектному видам деятельности квалификационной характеристики специальности «Прикладная информатика».


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3. Дисциплина «WEB-аналитика» является дисциплиной по выбору.

Дисциплина «WEB-аналитика» предназначена для студентов третьего курса по направлению 230700 «Прикладная информатика», профиль подготовки «Прикладная информатика в социологии». Содержание данной дисциплины является логическим продолжением следующих дисциплин: «Информатика и программирование», «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации».

Для успешного освоения содержания дисциплины «WEB-аналитика» студенту необходимо обладать навыками работы с операционной системой персонального компьютера, а также знать основы web-программирования.

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Проектирование информационных систем», «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «WEB-аналитика»

В результате освоения дисциплины «WEB-аналитика» формируются общекультурные компетенции:

ОК-14. Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ПК-16. Способность оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания информационных систем.

ПК-20. Способность выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• Знать:


  • основные тенденции и направления развития интернет-технологий;

  • принципы адресации и методы взаимодействия в рамках сети Интернет;

  • в каких случаях эффективнее использовать тот или иной программный продукт для создания, настройки и сопровождения интернет-систем;

  • отличительные особенности динамических и статических сайтов;

  • понятие контента и его жизненного цикла;

  • возникающие проблемы при поддержании актуальности информации в сети интернет;

  • системы управления контентом и расчёт стоимости владения ими;

  • общую технологию управления контентом;

  • специфику статистических исследований в среде Интернет;

  • методы использования интернет-статистики при социологических исследованиях;

  • основные понятия метрической аналитики и основы проведения анализа посещаемости интернет ресурса;

  • классификацию пользователей интернет-ресурсов,

  • существующие системы интернет-статистики, а также анализ производительности web служб.

  • крупные статистические центры, производящие заказные Интернет исследования.

• Уметь:

  • использовать существующие пакеты программ для создания и эксплуатации систем, созданных на основе интернет-технологий;

  • определять слабые места в управлении интернет-ресурсом;

  • оценивать различные предложения по внедрению систем управления контентом и интернет-статистики, выбирать наиболее оптимальные из них;

  • определять функциональные требования web-службам;

  • собирать и проводить анализ поступающей информации о посетителях интернет-ресурсов, использовать программные средства для проведения этого анализа;

  • использовать интернет-ресурсы, предоставляющие статистические данные о посетителях ресурса,

  • использовать интернет-технологии для анализа потоков информации в своей профессиональной деятельности.

• Владеть:

  • средствами коллективной работы в сети Интернет;

  • методами поиска и анализа профессиональной информации в области социологии;

  • методами использования интернет-статистики при социологических исследованиях;

  • методами метрической аналитики и основами проведения анализа посещаемости интернет-ресурса;

  • приемами статистических исследований в среде Интернет.

4. Структура и содержание дисциплины «WEB-аналитика»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Из них 16 часов лекционных занятий, 16 часов лабораторных работ и 40 часов самостоятельной работы студентов. Промежуточная аттестация – зачет.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра




Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Лекции

Лабор. работа

КСР

Самост. работа



Генезис сети Интернет.

6

1

6

2

2

2

2

Оценка эссе



Классификация интернет-сервисов.

2

6

2

2

2

2

Оценка эссе



Системы управления контентом.

3

6

2

2

2

2

Оценка эссе



Введение в метрическую аналитику.

4

6

2

2

2

2

Оценка эссе



Анализ посещаемости WEB-узла.

5

6

2

2

2

2

Оценка эссе



Методология сбора данных в интернете.

6

8

2

2

4

4

Оценка эссе



Устройство и принцип работы поисковых систем.

7

6

2

2

2

2

Оценка эссе



Системы Интернет статистики.

8

8

2

2

4

4

Оценка эссе

Итого по 6-му семестру:




72

16

16

20

20

Оценка эссе




























Зачет

Итого по дисциплине:




72

16

16

20

20




  1. Генезис сети Интернет. История создания Сети. Развитие электрических и электронных средств связи. ARPANET. Всемирная паутина. Развитие интернет в XXI веке. Организационная структура Интренета. Схема адресации в сети Интернет. MAC-адреса. Числовые IP-адреса. Диагностические утилиты. Понятие домена. Базы данных DNS. Домены верхнего уровня: общие домены и национальные географические домены. Правила выбора доменного имени. Регистрация доменного имени. Киберсквоттинг.

  2. Классификация интернет-сервисов. Значение «всемирной паутины» для построения информационного общества. История возникновения всемирной паутины. Понятия гипертекста и гипермедиа. Базовые компоненты технологии WWW (HTML, HTTP, программы просмотра документов). Основные тенденции развития (дизайн, интерактивность, multimedia, безопасность). Современные составляющие технологии всемирной паутины (CGI, Java, ActiveX, JavaScript, VBScript, S-API). Языки WWW в развитии (SGML, HTML, XML). Концепция универсального адреса информационного ресурса. Электронная почта. Форумы. Сервисы on-line и off-line. IP-телефония. IP-телевидение. Чаты, видеоконференции. Понятие открытого кода. Технология wiki-wiki. Блоги. Твиттер. Социальные сети. Системы хранения документов, фотографий. видео, подкастов, интернет-ссылок. Системы управление документами. Средства календарного планирования и составления расписаний. Средства управления корпоративными знаниями. Мгновенная пересылка сообщений. Конференции в реальном времени.

  3. Системы управления контентом. Проблемы возникающие при поддержании актуальности информации на сайте. Определение CMS. Краткое описание CMS. Динамический и статический сайты. Характеристика контента. Создание контента. Управление автоматизированными деловыми процессами. Распространение контента. Персонализация и глобализация контента. Критерии классификации систем управления контентом. Простая CMS. Шаблонная CMS. Профессиональная CMS. Универсальная CMS. Функциональные и технологические возможности систем управления контентом. Требования к системам управления контентом. Вопросы, решаемые при выборе системы управления контентом.

  4. Введение в метрическую аналитику. Понятие аудитории. Понятие Интернет-исследования и особенности их проведения. Краткая характеристика российского Интернета. Классификация систем Интернет-статистики. Стандарты Web Analytics Association. Анализаторы логов. Счетчики-рейтинги. Системы интернет-статистики (счетчики-трекеры). Системы интернет-статистики с детализацией по просмотрам страниц. Системы интернет-аналитики с детализацией поведения посетителя на странице.

  5. Анализ посещаемости WEB-узла. Понятие бизнес-аналитического решения. Анализ журнала посещаемости сайта. Заказные статистические исследования. Определение профиля сайта. Определение перечня сайтов, посещаемых вашей аудиторией. Определение целевой аудитории сайта. Типы посетителей сайтов. Модели поведения посетителей сайта. Пользователи Интернет магазинов.

  6. Методология сбора данных в интернете. Идентификация пользователей. Трудности опознания. Вторичные данные. Идентификация пользователей в мобильной среде. Методы построения выборок для отчёта «Глобальная статистика». Метод обработки данных по трафику с поисковых машин, рейтингов и каталогов.

  7. Устройство и принцип работы поисковых систем. Понятие поисковой системы. Принципы работы поисковых систем, которые нужно учитывать при продвижении сайта. Виды поисковых роботов. Порядок индексации сайтов. Порядок поисковой выдачи. Принципы алгоритмов выдачи поисковой системы Яндекс и Google. Выбор ключевых слов для продвижения сайта. Типы запросов по частотности. Типы запросов по степени конверсии. Понятие семантического ядра. Создание семантического ядра. Выбор ключевых страниц сайта. Распределение семантического ядра. Анализ сайтов конкурентов. Расчет сложности продвижения сайта. Выбор основной стратегии поискового продвижения сайта.

  8. Системы Интернет-статистики. Понятие системы интернет-статистики. Российские системы интернет-статистики. HotLog. Rambler. SpyLog. Mail.ru.


5. Образовательные технологии

При преподавании данной дисциплины используется технология «смешанного обучения», что означает использование методов дистанционного обучения для организации самостоятельной работы студентов и практических работ. Для этого используются инструменты Google Groups, что позволит внедрить в педагогический процесс интерактивные инструменты такие как: написание совместных текстов, рецензирование работ однокурсников, обсуждение в форумах.

При проведении лекций используются такие формы, как «лекция – конференция», «лекция – круглый стол», «лекция – викторина». Для проведения лекций требуется наличие компьютера, подключенного к интернет, а также мультимедийного проектора.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 52% от общего количества часов, выделенных на освоение дисциплины.

В рамках учебного курса предусмотрена экскурсия в Поволжский региональный центр новых информационных технологий и встреча с администраторами сети Саратовского государственного университета.
Темы практических занятий по неделям


№ недели

Тема практического занятия

Краткое содержание практической работы



Генезис сети интернет.

Знакомство с техникой безопасности и правилами поведения в компьютерном классе. Входное анкетирование для определения уровня знаний и умений. Регистрация на почтовом сервере http://gmail.com. Настройка электронной почты. Вступление в учебную группу Google Groups. Знакомство с правилами работы в учебной группе.



Классификация интернет-сервисов.

Составление таблицы с описанием назначения интернет-сервисов, протоколов, используемых данным сервисом. Сохранение работы в Google Docs.

Организация обсуждения проблемы развития коммуникационных сервисов. Знакомство с правилами работы с использованием технологии wiki-wiki.





Системы управления контентом.

Составление эссе, описывающее преимущества и недостатки выбранной системы: Vignette. Documentum. MS CMS 2002. Lotus QuickPlace. Zope. DynaSite. Communiware. NetCat. SSR. Сохранение работы в Google Docs.



Введение в метрическую аналитику.

Описание одной из систем интернет-статистики: Счетчики-рейтинги. Системы интернет-статистики (счетчики-трекеры). Системы интернет-статистики с детализацией по просмотрам страниц. Системы интернет-аналитики с детализацией поведения посетителя на странице.

Нахождение примеров применения выбранной системы на реальном примере.

Сохранение работы в Google Docs.




Анализ посещаемости WEB-узла.

Выбор сайта для анализа. Определение целевой аудитории сайта. Составление модели поведения посетителя выбранного сайта. Составление эссе. Сохранение работы в Google Docs.



Методология сбора данных в интернете.

Обоснование к проекту сайта некоммерческой организации, включающее следующие разделы:

- цели и задачи сайта;

- контент-лист;

- структура сайта;

- программные средства реализации проекта;

- план размещения сайта в сети.





Устройство и принцип работы поисковых систем.

Определение характеристик выбранной поисковой системы: Google, Yandex, Rambler, Yahoo, Bing, AltaVista.

Определение ключевых слов для продвижения выбранного сайта.

Составление эссе. Сохранение работы в Google Docs.




Системы интернет-статистики.

Выявление проблемных участков выбранного сайта при помощи статистики. Построение стратегии изменения сайта на основании данных статистики. Оценка структуры сайта и навигации на основе статистики. Особенности использования веб-статистики коммерческих сайтов.

Составление эссе. Сохранение работы в Google Docs.




6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Виды самостоятельной работы студентов по неделям

Эссе подразумевает собой текст не более чем из 200 слов. Обязательны ссылки на использованную литературу и интернет-ссылки. Использованные ресурсы должны быть описаны по требованиям ГОСТ. Эссе размещаются в рабочей группе Google Docs. Будет использовано перекрестное рецензирование работ студентов по алгоритму: одно конструктивное замечания, два предложения по улучшению, три положительных момента.

Схема – изображение размером не менее 600×400 в формате gif, png или jpg с комментариями к изображению. Схемы размещаются в рабочей группе Google Docs.




Раздел дисциплины

Вид работы

Примерные темы работы



Генезис сети Интернет.

Написание эссе

1. Информационный кризис 70-х годов XX века.

2. Изобретение телефона.

3. Изобретение телеграфа.

4. Мэйнфрейм как прообраз локальной сети.

5. Появление термина «Интернет».

6. Что такое DNS и зачем она нужна?

7. Каким образом связаны атомная физика и интернет?

8. Google. Законодатель моды Сети.

9. Что такое гражданская журналистика?

10. IP-телефония – смерть проводных телефонов.





Классификация интернет-сервисов.

Написание эссе

Описание одного из доменов верхнего уровня: .su, .me, .tv, .fm, .net, .kat, .eu, .рф. Схема описания: год введения, владелец, количество узлов, стоимость регистрации, правила регистрации, интересные сведения.

Обсуждение следующих вопросов:

1. Каким Вы видите портал вашего учреждения (предприятия): сервисы, службы, технологии?

2. Выбор браузера для работы в интернете.

3. Мешают или помогают в работе учреждения сервисы on-line общения между сотрудниками?

4. Что такое сетевой этикет?

5. Что такое спам и как с ним бороться?

6. Каким образом организовать работу сотрудников учреждения в Сети?





Системы управления контентом.

Написание эссе

Обзор мирового рынка систем управления контентом. Понятие информационных технологий управления содержанием

(Enterprise Content Management).





Введение в метрическую аналитику.

Написание эссе

Знакомство со стандартом Web Analytics Association.

Анализ выбранного сайта с опорой на стандарты.





Анализ посещаемости WEB-узла.

Написание эссе

Составление проекта сайта некоммерческой организации. Выбор и описание модели целевой аудитории сайта.



Методология сбора данных в интернете.

Написание эссе

Схема сайта.



Определение понятия Usability. Составление проекта сайта некоммерческой организации, опираясь на понятие Usability.



Устройство и принцип работы поисковых систем.

Написание эссе

Схема сайта



Создание семантического ядра для сайта своего проекта. Выбор ключевых страниц сайта. Распределение семантического ядра.



Системы интернет-статистики.

Написание эссе

Схема сайта



Подготовка собственного проекта к защите.


Контрольные вопросы к курсу

  1. Когда появилась сеть ARPANET и ее назначение?

  2. Кто создал протокол HTTP? Когда и где это произошло?

  3. Что такое Всемирная паутина?

  4. Перечислите основные сервисы сети Интернет.

  5. Какая организация занимается стандартизацией технологий, используемых в Сети?

  6. Какая организация занимается раздачей больших объемов IP-адресов?

  7. Какая организация занимается регулированием адресного пространства Сети?

  8. Когда заработал закон США о сохранении авторских прав в интернете и каким событием это ознаменовалось?

  9. Что такое домен?

  10. Сколько доменов верхнего уровня существует?

  11. Для чего нужны базы данных DNS?

  12. Сколько существует DNS-серверов верхнего уровня и где они находятся?

  13. Может ли работать интернет без DNS системы?

  14. Что такое киберсквоттинг?

  15. Какие виды киберсквоттинга существует?

  16. Какие виды киберсквоттинга наказуемы?

  17. Что такое одноранговая локальная сеть?

  18. Что такое браузер?

  19. Какие браузеры вам известны?

  20. Что такое HTML?

  21. Что такое URL?

  22. Расскажите о принципах работы электронной почты?

  23. Когда появилась электронная почта и кто ее создатель?

  24. Правила записи адреса электронной почты?

  25. Назовите функции почтового сервера.

  26. Назовите функции почтового клиента.

  27. Какие почтовые клиенты вы знаете?

  28. Назовите основные требования сетевого этикета.

  29. Назовите сервисы on-line общения.

  30. Что такое спам?

  31. Какие методы защиты от спама вам известны?

  32. Какие принципы лежат в основе технологии wiki-wiki?

  33. Кто создал первый ресурс в технологии wiki-wiki и как он назывался?

  34. Назначение блогов.

  35. В чем отличие блогов от форумов?

  36. Кто придумал термин web 2.0?

  37. В чем суть технологий web 2.0?

  38. Что такое гражданская журналистика?

  39. Какие ресурсы предназначены для хранения интернет-ссылок?

  40. Какие ресурсы предназначены для хранения видео?

  41. Какие ресурсы предназначены для хранения фотографий?

  42. Какие ресурсы предназначены для хранения презентаций?

  43. Какие ресурсы предназначены для хранения документов различной природы?

  44. Принципы работы социальных сетей.

  45. Что такое смысловая релевантность?

  46. Что такое формальная релевантность?

  47. Назовите характеристики результатов отклика поисковой машины.

  48. Что такое полнота отклика поисковой машины?

  49. Что такое точность поиска поисковой машины?

  50. Назовите виды информационно-поисковых систем.

  51. Когда появился первый каталог, кто его создал и как он назывался?

  52. Когда появился первый поисковый робот, кто его создал и как он назывался?

  53. Принципы устройства поисковой машины.

  54. Как работают мета-поисковые системы?

  55. Какие виды мета-поисковых систем вы знаете?

  56. Как учитывать особенности естественного языка при составлении запроса?

  57. Что такое поисковый язык?

  58. какие операторы поискового языка вы знаете?

  59. Как скачать изображение из Сети?

  60. Как скачать документ pdf из Сети?

  61. Как скачать архив из Сети?

  62. Как правильно описать ссылки на интернет-ресурс?

  63. Что такое контент сайта?

  64. Перечислите проблемы, возникающие при поддержание актуальности информации на сайте.

  65. Дайте определение CMS.

  66. Чем динамический сайт отличается от статического?

  67. Перечислите характеристики контента.

  68. Что понимается под персонализацией контента?

  69. Что понимается под глобализацией контента?

  70. Перечислите критерии классификации систем управления контентом.

  71. Что такое простая CMS?

  72. Чем шаблонная CMS отличается от простой?

  73. Каковы характеристики профессиональной CMS?

  74. Перечислите функциональные возможности универсальной системы управления контентом.

  75. Каковы требования к системе управления контентом?

  76. Что называют аудиторией сайта?

  77. В чем особенности нетрнет-исследования?

  78. Дайте краткую характеристику РуНету?

  79. Для чего нужны стандарты веб-аналитики?

  80. Что такое анализатор логов?

  81. По каким принципам работает счетчик рейтингов?

  82. По каким принципам работает система интернет-статитстики с детализацией по просмотру страниц?

  83. По каким принципам работает система интернет-аналитики с детализацией поведения посетителя на странице?

  84. Для чего нуден журнал посещаемости сайте?

  85. Что такое профиль сайта?

  86. Для чего нужен перечень сайтов, посещаемой целевой аудиторией вашего сайта?

  87. Как определить целевую аудиторию сайта?

  88. Перечислите типы посетителей сайта.

  89. Как построить модель поведения посетителей сайта?

  90. Для чего нужны ключевые слова сайта?

  91. Перечислите виды запросов к поисковым системам?

  92. Что понимается под семантическим ядром сайта?

  93. Какие страницы сайта называются ключевыми?

  94. В чем заключается стратегия продвижения сайта?

  95. Перечислите российские системы инетрнет-статистики.


Вопросы для проведения аттестации по итогам освоения дисциплины

  1. История создания сети Интретнет.

  2. Схема адресации сети Интернет.

  3. Доменная система имен.

  4. Всемирная паутина: история создания, основные протоколы, принципы работы.

  5. Электронная почта: история создания, основные протоколы, принципы работы.

  6. Сервисы Веб 2.0.: история создания, основные протоколы, принципы работы.

  7. Системы управления контентом сайта. Классификация.

  8. Понятие контента. Характеристики.

  9. Краткая характеристика российского интернета.

  10. Классификация систем интернет-статистики.

  11. Принципы работы счетчиков-рейтингов.

  12. Принципы работы систем интернет-аналитики с детализацией по просмотрам страниц.

  13. Принципы работы систем интернет-аналитики с детализацией поведения посетителя на странице.

  14. Журнал посещаемости сайта.

  15. Профиль сайта.

  16. Целевая аудитория сайта.

  17. Идентификация пользователей сайта.

  18. Методы построения выборок для отчета «Глобальная статистика» для сайта.

  19. Метод обработки данных по трафику с поисковых машин.

  20. Понятие поисковой системы.

  21. Виды поисковых роботов.

  22. Порядок индексации сайта.

  23. Семантическое ядро сайта.

  24. Ключевые слова сайта.

  25. Российские системы интернет-статистики.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «WEB-аналитика»

а) основная литература:

1. А. Яковлев, А. Довжиков. Веб-аналитика. Основы, секреты, трюки - СПб. : БХВ-Петербург, 2010.


б) дополнительная литература:

1. Е. Д. Вязилов. Архитектура, методы и средства Интернет-технологий - М.: КРАСАНД, 2009.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Поисковые системы. Продвижение сайтов при помощи поисковых систем. Подборка статей. http://citforum.ru/internet/search/index.shtml

2. Разработка сайтов. Динамические сайты. http://citforum.ru/internet/cgi/index.shtml

3. Введение в HTML. Авторы: П.Б. Храмцов, С.А. Брик, А.М. Русак, А.И. Сурин. http://www.intuit.ru/department/internet/htmlintro/

4.Сайт Интернет-аналитики https://www.openstat.ru/.

5. Сайт инетрнет-аналитики http://metrika.yandex.ru/.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Дистанционные интернет-технологии».

Для проведения лекционных занятий требуется один компьютер с подключением к интернету и мультимедийным проектором.

Для проведения практических занятий требуется компьютерный класс (1 студент – 1 компьютер) с подключением к интернет. Особых требований к программному обеспечению нет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 230700 «Прикладная информатика» и профилю подготовки «Прикладная информатика в социологии», утвержденного приказом министерства образования и науки № 783 от 22 декабря 2009 г.

Автор: старший преподаватель кафедры информатики и программирования Лапшева Елена Евгеньевна

__________________________________________

Программа одобрена на заседании кафедры информатики и программирования от ________________ 2011 года, протокол №______.

Подписи:

Зав. кафедрой информатики и программирования ___________ Федорова А.Г.

Декан факультета компьютерных наук

и информационных технологий ___________ Федорова А.Г.

Декан факультета

социологического факультета ___________ Дыльнов Г.В.






База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница