Рабочая программа курса внеурочной деятельности детей «Информатика»




Скачать 116.77 Kb.
Дата20.09.2016
Размер116.77 Kb.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности детей «Информатика» для 1-х ,2-х классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования, авторской программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 г. Изучение информатики в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности) – необходимый атрибут современного образованного человека, его профессиональной пригодности в обществе. Особенно необходимы такие знания для учащихся со зрительной депривацией, так как это способствует более успешной социализации в обществе, реализации себя как специалиста и профессионала в определенной деятельности. Согласно новым требованиям ФГОС закладываться фундамент таких знаний должен в начальной школе. Учитывая потребности и возможности детей с нарушением зрения, курс внеурочной деятельностидетей «Информатика» введен с первого класса на пропедевтическом, подготовительном уровне. Во втором классе продолжается более углубленное изучение курса. Особенностью является неиспользование рабочих тетрадей при изучении курса в первом классе, работа с клавиатурным тренажером – со второго класса.Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

 Учебник «Информатика и ИКТ» 2 класс, Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.

  Комплект плакатов «Введение в информатику» (12 плакатов)

 Электронное сопровождение УМК:

o ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)

o ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»

o (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)

o ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.

o Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)

o Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА»

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель обучения – это ожидаемый результат. Общая цель начального образования выражена в требованиях к результатам обучения младших школьников, освоившихосновную образовательную программу начального общего образования. Стандарт устанавливает следующие требования:

1-ая группа требований – к личностным результатам:

1.1 готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность

мотивации к обучению и познанию;

1.2 ценностно-смысловые установки обучающихся, которые отражают их индивидуально-личностные позиции;

1.3 социальные компетенции;

1.4 личностные качества;

1.5 сформированность основ гражданской идентичности.

2-ая группа требований – к метапредметным результатам:

освоенные обучающимися универсальные учебные действия:

2.1 познавательные;

2.2 регулятивные;

2.3 коммуникативные, обеспечивающие:

2.4 овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

2.5 овладение межпредметными понятиями.

3-я группа требований – к предметным результатам:

3.1 освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

3.2 система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе

современной научной картины мира, то есть предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области.

Результатом изучения информатики в начальной школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).

Программа курса «Информатика и ИКТ» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов:

 Личностных

 Метапредметных

 Предметных
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА»

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Непрерывность обучения информатике с 1 по 11 класс — это необходимый шаг в развитии общего образования.

Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с применением компьютера. Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера, а также для организации индивидуального обучения и для поощрения. Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения.

Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других. Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА»

Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

 основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

 основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

 основы ИКТ-компетентности, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

 основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.


МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа по курсу рассчитана 34 учебных часа – во втором классе, 32 учебных часа – в первом классе. Количество часов в неделю: 1 час


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА» Личностные результаты

Эти требования достигаются под воздействием применения

методики обучения и особых отношений «учитель – ученик»:

 сформированность мотивации к обучению и познанию

 ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции

 социальные компетенции

 личностные качества




Метапредметные результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического

содержания курса, при решении учебных задач в рабочей

тетради и на компьютере, при выполнении проектов во

внеурочное время:

освоение универсальных учебных действий:

 познавательных

 регулятивных

 коммуникативных

 овладение межпредметными понятиями (объект, система,

 действие, алгоритм и др.)




Предметные результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического

содержания курса, при решении учебных задач в рабочей

тетради и на компьютере, при выполнении заданий и

проектов во внеурочное время




СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА»

Виды информации. Человек и компьютер.

Человек и информация: мы живём в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа); звуки несут человеку информацию; примеры звуковой информации.

Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная информация; примеры.

Источники информации: источники информации, передача информации, источники звуковой информации, источники зрительной информации, источники вкусовой информации, источники осязательной информации, источники обонятельной нформации, примеры.

Приёмники информации: люди и животные – приёмники различных видов информации (на примерах); радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон – средство связи и общения.

Компьютер и его части: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе с информацией, например, текстовой и графической.

Кодирование информации.

Носители информации: носители информации, носитель письменной информации: бумага, береста, камень, электронные носители, любые предметы (на примерах).

Кодирование информации: письменное кодирование, звуковое кодирование, рисуночное кодирование, иероглиф.

Письменные источники информации: письменные источники информации, носители информации - папирусы, свитки, книги, архивы.

Языки людей и языки программирования: естественные языки, иностранные языки, искусственные (формальные) языки, компьютерный язык.

Информация и данные.

Текстовые данные: форма представления информации, текстовая информация, компьютер, текст, древние тексты, современные тексты (на примерах), носители информации.

Графические данные: форма представления информации, графическая информация, компьютер, рисунки, носители информации.

Числовая информация: число, цифра, четное число, нечетное число, цифровой алфавит, числовая информация, количество, номер, порядковый номер.

Десятичное кодирование: числовая информация, числовое кодирование, кодовая таблица (таблица соответствия), десятичное кодирование.

Двоичное кодирование: цифровой алфавит, знаки, цифры, код, время, текущий год (месяц, столетие, неделя, сутки, минута)

Числовые данные: форма представления информации, числовая информация, устройства для счета, абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер, носители информации,

Документы и способы их создания.

Документ и его создание: документ – источник информации, письменный документ, исторический документ, содержание документа, средства для создания документа.

Электронный документ и файл: документ, электронный документ, файл, имя файла, текстовый редактор, графический редактор, музыкальный редактор.

Поиск документа: поиск информации, поиск документа, поиск бумажного документа, поиск электронного документа, архив.

Создание текстового документа: текстовый документ, текстовый редактор, набор текста, правила набора текста при создании текстового документа на компьютере

Создание графического документа: графический документ, графический редактор, инструменты графического редактора: инструменты для создания изображения, инструменты для редактировании изображения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Поурочное планирование 1 класс (32 часа)

Дата

урока

Тема урока

Компьютерная поддержка



1 – 2.



Введение в предмет. Правила техники безопасности, правила поведения в компьютерном классе.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Правила поведения в компьютерном классе»



3 - 4.



Возможности персонального компьютера. Применение персонального компьютера.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Применение персонального ПК»



5 - 6.



Компьютер и его основные устройства.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Компьютер и его основные устройства»



7 – 8.



Мышь. Пиктограмма.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Мышь. Пиктограмма»



9 - 10.



Клавиатура. Работа на клавиатуре.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Клавиатура. Работа на клавиатурном тренажёре»



11 - 12.




Знакомство с графическими объектами

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Графика. Раскрашивание компьютерных рисунков»



13 - 14.




Конструирование. Гимнастика для рук

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Конструирование. Гимнастика для рук»



15 - 16.




Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.»



17 - 18.




Способы представления и передачи информации.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Способы представления и передачи информации.»



19 - 20.




Элементы логики.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Элементы логики.»



21 -23.



Множества.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Множества»



24 - 26.




План и правила.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «План и правила.»



27 - 29.




Исполнитель.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Исполнитель»



30 - 32.




Пример исполнителя.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Пример исполнителя»


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Поурочное планирование 2 класс (34 часа)

Дата






База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница