Рабочая программа основного общего образования по русскому языку на 2014 2015 учебный год климовой татьяны ивановны




страница1/5
Дата20.09.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4   5
СОКГОУ «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

Председатель ЭГ ________ В.А. Щукина на заседании педагогического совета

протокол №1 от «21» августа 2014 г. протокол №1 от «25» августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора ___________ Ю.И. Кузина Директор школы ________ О.Ю. Иванова

«22» августа 2014 г. приказ № 23 от «28»августа 2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
КЛИМОВОЙ ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ,
УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

г. Рославль

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 – 9 классов разработана в соответствии с



  • Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. 1897;

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089;

  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. №112 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. №241, 30.08.2010 №889, 03.06.2011 г №1994, 02.02.2012 г. №74);

  • Базисным учебным планом вечернего (сменного) образовательного учреждения, утвержденным приказом Министерства образования России от 09.02.1998 г. №322;

  • Областным законом «Об образовании Смоленской области от 31.10.2013 г. №122-З;

  • Уставом СОГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 6»;

  • Основной образовательной программой СОГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 6»;

  • Образовательной программой СОГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 6»;

  • Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. №189;

  • Примерной программой основного общего образования по русскому языку;

  • Учебным планом СОГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №6 на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа основного общего образования по русскому языку разработана в соответствии со следующей линией учебников:



      • Русский язык. 5 класс: учеб. для образоват. учреждений/ [Т.А. Ладыженская, М.Г. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2010

      • Русский язык 6 класс: учеб. для образоват. учреждений / [М.Г. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2010

      • Русский язык 7 класс: учеб. для образоват. учреждений / [М.Г. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2010

      • Русский язык 8 класс: учеб. для образоват. учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2014

      • Русский язык 9 класс: учеб. для образоват. учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2010

Все перечисленные учебники входят в перечень учебников, рекомендованных Минобразования на 2014 – 2015 учебный год.

Сроки реализации: 2014 – 2019 год.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владения родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормам и русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировании на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умения, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только дидактических единиц. Которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывают на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые обрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение в структуре программы. Данная программа состоит из трех тематических блоков. В первом представлении дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения, во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетентности учащихся, в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Курс русского языка в 5 – 9 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личносто-ориентированного, конгнитивно-коммуникатив-
ного, деятельсностного подходов к обучения родному языку:

- воспитание гражданина и патриота, сознательного отношения к языку, как к явления культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации в сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В своей работе использую такие современные образовательные технологии, как метод проектов, информационные технологии, модель индивидуального обучения, здоровьесберегающие технологии.

На всех этапах обучения русскому языку применяю следующие методы: беседу, наблюдения и анализ языковых явлений, самостоятельную работу, упражнения.



РУССКИЙ ЯЗЫК В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на базовом уровне основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в V классе – 210 час., в VI классе – 210 час., в VII классе 140 час., в VIII классе – 105 час., в IX классе – 70 час.

По учебному плану школы на 2014 – 2015 учебный год на изучение русского языка в 6 классе отводится 2 часа, в 9 классе- 2 часа, поэтому в 6 классе количество часов уменьшено пропорционально.





5

6

7

8

9

Федеральный базисный

учебный план



210

210

140

105

70

Учебный план школы

На 2014-2015 учебный год






72

108

72

70


Планируемые результаты обучения

Изучение русского языка в 5-9 классах предполагает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:



Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на базовом уровне являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремления к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диск учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение различными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая норм речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметом, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействия с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладения национально-культурным нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметным результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функция языка, о роли русского языка как национального русского народа, как государственного языка Российской Федерации и межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, языка художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слов (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

10) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение


  • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстной) информации;

  • осознанное использование разных видов чтения и аудирования (с полным пониманием аудитора);

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо



  • воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создание текстов различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществление выбора и организации языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование отношений);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста ( логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдение в практике речевого общения основных произносительных, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;

  • соблюдение практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • соблюдение норм русского речевого этикета; уместное использование паралингвистических (внеязыковых) средств общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; оценивание своей речи с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки.

Содержание учебного предмета
Основное содержание программы
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевое общение

Умение общаться – важная часть культуры человека.

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.

Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая.

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.


Речевая деятельность

Речь как деятельность.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.



Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста. Композиционно-жанровое разнообразие текстов, Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.



Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили; научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница