Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» для 5 класса




Скачать 482.42 Kb.
страница1/3
Дата23.08.2016
Размер482.42 Kb.
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАТАРСКО-КАНДЫЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАВЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________/ Валиуллина Р.Х./

Протокол № ____

от «___»_____________2013 г.



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ «Татарско-Кандызская СОШ»

___________/ Халиуллина Р.Н. /

«____» _________________ 2013 г.



«Утверждено»

Директор МБОУ

«Татарско-Кандызская СОШ»

_________________/ Халиуллин И.Ш./

Приказ №___от «___» _____________ 2013 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Информатика и ИКТ» для 5 класса
учителя информатики
Вагизовой Гульнары Зуфаровны
Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол №___ от «____» _____________2013 г.


2013 – 2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе инструктивного письма МО и Н РТ № 9127/13 от 09.07.2013. На 2013-2014 учебный год учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Татарско-Кандызская общеобразовательная школа” Бавлинского муниципального района Республики Татарстан разработан на основе инструктивного письма № 9127/13 от 09.07.2013, письмо «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования» утверждённого приказом МО и Н РТ № 4154/12 от 09.07.12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования», утверждённого приказом МО и Н РТ № 4165/12 от 10.0.12 года.

В 5 классе 1 час отведен на преподавание учебного предмета «Информатика» с целью введения нового предмета. Всего 35 часов.

Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Информатика»: Учебник для 5 класса Босовой Л.Л., - 2006г. Материал учебника структурирован по четырем главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для дополнительного изучения и компьютерный практикум, а также дополнительных пособий: «Рабочая тетрадь для 5 класса» Л.Л.Босовой, 2006г.


Изучение информатики и ИКТ в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ

5 класс

Учащиеся должны:

  1. понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  2. различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  3. приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  4. приводить примеры информационных носителей;

  5. иметь представление о способах кодирования информации;

  6. уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  7. определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  8. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  9. запускать программы из меню Пуск;

  10. уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  11. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  12. уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  13. уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  14. уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  15. знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Содержание курса информатики и ИКТ

1. Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.



2. Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.



3. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.



Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».


Календарно-тематический план в 5 классе





Тема урока

К-во

часов

Дата


Знания и умения учащихся


Виды контроля за уровнем усвоенного, планируемые результаты



Домашняя работа


Тип

урока


Виды учебной деятельности


Примечание

План

факт

1

Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

05.09.13




Уметь приводить примеры для иллюстрации различных видов информации по способу восприятия и по форме представления, используя элементарные приемы аналитической деятельности;

Понимать, что человек обладает способностью воспринимать информацию благодаря органам чувств;

Что наличие органа чувств не всегда является каналом восприятия И



Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся; проведение опыта;

Учебник, §1.1, §2.2

Р.Т. стр.3 №1,2;




Комбинированный,

Начать целенаправленное формирование информационной культуры и умение работать с информацией;

Прививать культуру труда, правильной организации рабочего места за компьютером, соблюдения рекомендаций по здоровьесбережению;

Развивать любознательность и инициировать склонность к исследованию;

Формировать элементарные приемы исследования.






2

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

12.09




Знать, из каких основных устройств состоит компьютер;

Как называется устройство обработки И;

Знать название и назначение устройств хранения И;

Уметь перечислять состав аппаратного обеспечения компьютера;

Понимать назначение дополнительных устройств;

Знать два вида памяти (внутренняя) и понимать их отличие;

Знать назначение долговременной памяти;

Самостоятельно осваивать приемы работы за компьютером в рамках учебного задания.




Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся; проведение опыта, фронтальная работа с информационными задачами в Р.Т., комп. практикум.

Учебник §2.1, §2.2,

Р.Т. стр.54 – 55 №1, 2; стр.56-57 №3,4,5




Комбинированный

Развивать информ. культуру в части формирования умения различать и называть основные и дополнительные устройства; Способствовать развитию умения наблюдать, самостоятельности, активности и поддерживать склонность к исследованию;

Развивать ассоциативное мышление, продолжить формирование исследовательского подхода при аппаратного обеспечения компьютера.






3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. П/р №1. знакомство с клавиатурой.

1

19.09




Уметь приводить примеры разных видов информации с объяснением;

Понимать, что человек воспринимает информацию одновременно несколькими органами чувств;

Понимать, какую И может обрабатывать компьютер;

Знать назначение сканера, микрофона, цифрового фотоаппарата, видеокамеры;

Уверенно работать с мышью, самостоятельно выполнять учебное задание;

Знать расположение основных групп клавиш и их назначение, основную позицию пальцев на клавиатуре.

Уметь:


  • использовать комбинации клавиш;

  • переключать алфавиты;

  • вводить прописную букву в режиме строчных букв;

  • переключать режимы ввода букв (строчные/прописные);

  • вводить спец. символы.

Беседа с элементами исследования и обобщения.

Учебник§2.3 ,

Р.Т. стр.57 №6,7,9,10




Комбинированный, обобщающего характера.

Развивать творческую активность, инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при работе на компьютере и в ходе решения информационных задач.

Отработать классификационную систему на основе анализа примеров (по способу восприятия и форме представления);

Раскрыть назначение клавиатуры, сканера, микрофона, цифрового фотоаппарата, видеокамеры;

Развивать приемы самостоятельной деятельности;

Ввести понятие «Работа вслепую».





4

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упр. 1-8)

1

26.09




Уметь самостоятельно запускать программу «Клавиатурный тренажер», работать с меню, понимать инструкцию и выполнять задания;

Знать, какую И может обрабатывать компьютер;

Знать, как называются основные группы клавиш на клавиатуре;

Рассказывать об основной позиции пальцев на клавиатуре



Рассказ с элементами беседы и обратной связью.

Учебник §2.3,

Р.Т. стр.60 №9, 10, 11,12




Комбинорованный.

Развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность и формировать элементы информационной культуры – проект «Самая необходимая буква в алфавите» РТ стр.58, №8, 9 10;

Продолжить формирование навыков самостоятельного освоения работы на клавиатуре.






5

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

1

03.10




Понимать содержание понятия «ПО»;

Знать назначение ОС, название ОС, установленной на компьютерах в классе;

Называть, приводить примеры прикладных программ и их назначение;

Проявлять самостоятельность и инициативу при освоении навыков работы с компьютером.



Рассказ с элементами беседы, решение информационных задач, компьютерные игры, компьютерное тестирование (Эл. пособие).

  • Учебник §2.4,

  • Р.Т. стр. 60 №9, 10,




Комбинированный, обычный.

Развивать информационную культуру,

Продолжить развитие самостоятельности и инициативы при выполнении заданий;

Продолжить освоение правильной техники удара, расположение алфавитно-цифровых клавиш; Познакомить с устройством ввода И;

Формировать представление о рациональной раскладке клавиш на клавиатуре, раскрыв смысл понятия






6

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. П/р №2. освоение мыши

1

10.10




Уметь описывать Рабочий стол компьютера, перечислять его основные элементы;

Знать, с помощью чего обеспечивается быстрый доступ к различным устройствам и программам;

Уметь объяснить назначение значков, которые всегда присутствуют на Рабочем столе;

Знать, от чего зависит форма указателя мыши;

Уметь объяснять, каким образом осуществляется управление компьютером с помощью мыши;

Уметь:


  • перемещать указатель мыши;

  • выполнять щелчок ЛК и ПК мыши, двойной щелчок;

  • перетаскивать объекты с помощью мыши.

Рассказ с элементами беседы, решение информационных задач, компьютерные игры, компьютерное тестирование (Эл. пособие).

  • Учебник §2.5, 2.6

  • Р.Т. стр. 64 №13, 14, 15, 16, 17




Комбинированный, обычный.

Познакомить с принципом работы оптической мыши;

Освоить прием воздействия мышью на значок, кнопку и пр.

Показать соответствие движения мыши по коврику с движением указателя по экрану;

Раскрыть роль мыши во взаимодействии пользователя с программами и устройствами компьютера.






7

Главное меню. Запуск программ. П/р №3. Запуск программ.

Основные элементы окна программы.



1

17.10




Знать, что называется окном;

Уметь


    • делать выбор пункта меню мышью;

    • запускать программу Блокнот;

    • перемещать окно программы по Рабочему столу;

    • изменять размеры окна программы;

    • закрывать окно программы;

Уметь называть и показывать основные элементы окна.

Рассказ с элементами беседы, основанной на эмпирическом опыте

Учебник§2.7 ,

Р.Т. стр. 65 №16, 17, 18,19, 20, 21, 22




Комбинированный с элементами диагностики

Развивать наблюдательность, исследовательские навыки, стремление к самостоятельности;

Раскрыть назначение основных элементов окна;

Познакомить с пунктами Главного меню и назна-чением доп. символов;





8

Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. П/р №4.

1

24.10




Уметь самостоятельно решать информационные задачи контрольной работы;

Понимать смысл задания, использовать для решения рациональные методы;

Уметь планировать свою деятельность при выполнении К/Р и владеть элементарными приемами самоконтроля

Уметь


  • запускать программу Word Pad;

  • просматривать содержимое раскрывающихся меню из строки меню программы Word Pad;

  • выполнять отдельные команды с помощью меню;

  • пользоваться справочной системой программы Word Pad;

  • завершать работу программы Word Pad без сохранения изменений.

Повторение и обобщение

Учебник,

Р.Т. стр.68 № 24 - 31




Контроль и коррекция знаний

Активизировать словарный запас терминов по информатике и проконтролировать его правильное использование большинством учащихся;

Откорректировать знания учащихся по разделу «Виды информации» и «Человек и компьютер»;

Совершенствовать навыки работы с клавиатурой и мышью, осваивать эффективные приемы управления объектами на экране.





9

Действия с И. Хранение И.

Логическая игра (Тренировка памяти)



1

31.10




Понимать:

  • что человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой И;

  • что каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе И о том, как это делается;

Называть примеры действий, которые не относятся к действиям с И;

Знать:


  • как человек хранит И;

  • какими свойствами обладает память человека;

  • как люди хранят И различных видов (приводить примеры);

  • достоинства и недостатки хранения И во внутренней и внешней памяти.

Проектная форма «История письменности»

Учебник §, 1.2, 1.3.

Р.Т. стр.4 № 3, 4, 5




Комбинированный: контрольный и обобщающий.

Выяснить, почему память человека называют оперативной, почему внешние хранилища И называют долговременной памятью;

Показать, что современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды И (текстовая, числовая, графическая, табличная, звуковая и видео).






10

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

14.11




Уметь приводить примеры различных носителей информации и формы представления на этом носителе;

Уметь характеризовать основные носители информации (бумага, магнитные диски);

Понимать, что носитель используется для хранения информации в течение длительного времени;

Применять исследовательские навыки для простейшего анализа явлений природы и событий;

Уметь работать в режиме ввода слов.


Эвристическая беседа с элементами исследования

Учебник §1.4, 3.2, 3.3.


комбинированный

Продолжить развитие наблюдательности, навыков описания и исследовательских навыков;

Инициировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся;

Раскрыть эволюцию носителей информации





11

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

1

21.11




Иметь представление о простейших способах передачи И на примерах;

Уметь приводить простейшие примеры передачи информации, объясняя, что является источником, а что - приемником;

Понимать смысл передачи информации;

Знать, чем отличается источник от приемника,

Уметь определять источник, приемник и информационный канал на примерах из жизни.


Рассказ с элементами беседы (эвристическая)

  • Учебник §1.5, 3.4, 3.5



комбинированный

Развивать навыки самостоятельной работы и самооценки на основе деятельностного подхода (получение знаний в ходе конкретной учебной деятельности при решении информационных задач и в ходе компьютерного практикума);

Продолжить освоение компьютера.






12

Кодирование информации.

1

28.11




Иметь представление о простейших способах кодирования на примерах;

Уметь приводить простейшие примеры кодирования информации;

Понимать смысл кодирования как преобразования информации по определенным правилам;

Уметь составлять и разгадывать ребус;

Знать, что можно назвать кодом;

Понимать, с какой целью люди кодируют И



Рассказ с элементами беседы (эвристическая)

  • Учебник §1.6, 3.6




комбинированный

Развивать навыки самостоятельной работы и самооценки на основе деятельностного подхода (получение знаний в ходе конкретной учебной деятельности при решении информационных задач и в ходе компьютерного практикума);




13

Формы представления И. Метод координат

1

05.12




Понимать, что способ кодирования зависит от цели;

Знать и различать 3 основных способа кодирования;

Уметь декодировать сообщение;

Уметь использовать метод координат для представления графической И;

Знать применение метода координат;

Уметь работать по плану



Рассказ с элементами беседы (эвристическая)

Учебник §1.7, 1.8, 3.7

комбинированный

Ввести понятия: координатные оси, координата точки, координатная плоскость;

Формировать умение работать на координатной плоскости;

Научить решать простые информационные задачи на кодирование с использованием понятия «черный ящик»;





14

Текст как форма представления И. Логическая игра.

1

12.12




Уметь приводить примеры текстов, отличающихся по размеру, по оформлению, по назначению;

Знать, какие принципиальные изменения в процесс создания текста внес компьютер;

Уметь рассказать о текстовой форме представления И.

.


Рассказ с элементами беседы

  • Учебник §1.9




комбинированный

Развивать навыки работы с компьютерными программами;

Развивать навыки самостоятельного освоения способов управления выделенными экранными объектами.






15

Табличная форма представления И. Игра «Морской бой».

1

19.12




Уметь решать простые логические, информационные задачи табличным способом;

Уметь применять исследовательские навыки для анализа и структурирования И;

Уметь фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами;

Уметь структурировать И в форме таблицы;

Знать название и назначение частей таблицы.


Беседа с использованием эмпирического опыта и знаний, полученных на других уроках

  • Учебник §1.10




Комбинированный, обобщающего характера

Способствовать развитию информационной культуры, системного и логического мышления;

Подготовить мышление к освоению информационного подхода при описании объектов реальной действительности;






16

Наглядные формы представления информации. Проверочная работа.

1

26.12




Понимать и правильно использовать терминологию;

Уметь приводить примеры и обосновывать их выбор;

Уметь решать информационные задачи;

Уметь перечислять наглядные формы представления И;

Уметь представлять И в наиболее наглядной форме, приводить примеры наглядного представления И


Повторение и обобщение

  • Учебник §1.11, 3.8




Контроль и коррекция знаний

Активизировать словарный запас;

Откорректировать знания учащихся по разделу;

Раскрыть идею использования схем для графического представления И





17

Обработка информации. Практическая работа № 5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

1

16.01.14




Запускать программу Калькулятор;

Выполнять отдельные команды с помощью меню;

Пользоваться справочной системой программы Калькулятор;

Выполнять простые вычисления с помощью программы калькулятор;

Завершать работу программы Калькулятор.


Вопросно-ответная, решение информационных задач, связанных с обработкой информации 2-х видов, практическая работа №5, п1-6, п 7 -10 обязателен

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница