РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора по ВР Директор школы
Руководитель ШМО _________________ М.А. Кабанова ____________Э.В.Николаев
_____________ /______________/ «____»_____________2015 г.
«___»____________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ШАХМАТНОГО КРУЖКА
«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»
5-11 классов
на 2015-2016 учебный год
Составил:
учитель физической культуры
Николаев Эдуард Владимирович
высшая квалификационная категория
Хорошово 2015г.
Пояснительная записка
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
-
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
-
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
-
познакомить с историей шахмат,
-
дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
-
привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
-
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
-
научить уважать соперника,
-
развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
-
ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 17 часов занятий в течение года – по 0,5 часа в неделю
В кружке занимаются дети младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.
В группе совершенствования второго года обучения занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт.
В группе совершенствования третьего года обучения занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
Темы и виды деятельности
|
Количество часов
|
На теоретические занятия
|
На практические занятия
|
На индивидуальные занятия
|
Итого
|
Дата проведения
|
1.
|
Организационное занятие.
|
0,5ч
|
|
|
0,5ч
|
01.09
|
2.
|
Шахматы – спорт, наука, искусство.
|
0,5ч
|
|
|
0,5ч
|
01.09
|
3.
|
Правила игры.
|
0,5ч
|
|
|
0,5ч
|
08.09
|
4.
|
Первоначальные понятия.
|
0,5ч
|
1ч
|
0,5ч
|
2ч
|
08.09
15.09
22.09
|
5.
|
Тактика игры.
|
1ч
|
1ч
|
1ч
|
3ч
|
22.09
29.09
06.10
13.10
|
6.
|
Стратегия игры.
|
0,5ч
|
2ч
|
1ч
|
3,5ч
|
13.10
20.10
27.10
10.11
|
7.
|
Эндшпиль.
|
0,5ч
|
0,5ч
|
1,5ч
|
2,5ч
|
17.11
24.11
01.12
|
8.
|
Дебют.
|
0,5ч
|
|
|
0,5ч
|
01.12
|
9.
|
Конкурсы решения задач, этюдов.
|
|
1ч
|
|
1ч
|
08.12
|
10.
|
Сеансы одновременной игры.
|
|
1ч
|
|
1ч
|
15.12
|
11.
|
Соревнования.
|
|
1,5ч
|
|
1,5ч
|
22.12
29.12
|
12.
|
Итоговое занятие.
|
0,5ч
|
|
|
0,5ч
|
29.12
|
Всего:
|
5ч
|
8ч
|
4
|
17ч
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
|
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
|
2.
|
Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.
|
3.
|
Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».
|
4.
|
Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
|
5.
|
Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
|
6.
|
Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
|
7.
|
Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
|
8.
|
Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
|
9.
|
Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
|
10.
|
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.
|
11.
|
Соревнования
|
12.
|
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.
|
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику.
Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.
Для реализации программы используются следующие средства:
Комплекты шахматных фигур с досками – 4 шт.
Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.
Часы шахматные – 1 шт.
Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.
В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:
-
Шахматные турниры.
-
Доклады.
-
Сеансы одновременной игры.
-
Конкурсы по решению шахматных задач.
-
Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
-
вопросы по теории и истории шахмат,
-
игру с руководителем кружка,
-
соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.
Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.
Требования к уровню подготовки учащихся (воспитанников)
К концу первого года обучения дети должны знать:
1. Шахматные термины
2. Белое и чёрное поле
3. Горизонталь
4. Вертикаль
5. Центр
6. Партнёры
7. Начальное положение
8. «Белые», «чёрные»
9. Ход. Взятие
10. Длинная и короткая рокировка
11. Шах, мат, пат, «ничья»
12. Названия шахматных фигур: ладья, слон, конь, ферзь, пешка, король.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
1. Ориентироваться на шахматной доске.
2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса.
3. Правильно помещать шахматную доску между партнёрами.
4. Правильно расставлять фигуры перед игрой.
5. Различать вертикаль, горизонталь и диагональ.
6.Рокировать.
7. Объявлять шах.
8. Ставить мат.
9. Решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце первого года обучения учащийся:
-
имеет представление об истории и происхождении шахмат,
-
знает правила игры и турнирного поведения,
-
знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
-
владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
-
умеет применять полученные теоретические знания на практике,
-
умеет записывать партии,
-
с удовольствием играет в шахматы,
-
видит и осознает свои ошибки,
-
знает нормы этикета при игре в шахматы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
-
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
-
Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994
-
Журнал «64» - М., 1983-2004
-
Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980
-
Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000
ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997
-
Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981
-
Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат,1992
-
Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997
-
Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983
-
Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975
|