МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|
Проректор по учебной работе ___________Н.В.Соколова
|
|
«____»_________________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
М1.Б.1.1 Современные проблемы науки
Уровень основной образовательной программы: магистратура
Направление подготовки: 050100.68 Педагогическое образование
Программа: «Информатика в образовании»
Форма обучения: очная
Срок освоения ООП: 2 года
Кафедра: Информатики и методики преподавания математики
Разработчик:
Доцент кафедры информатики и МПМ _______________________ А.А. Малева
Начальник учебно-методического управления __________________ Т.В. Майзель
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры
от «31» августа 2011г. Протокол № 1.
Заведующий кафедрой __________________ А.С. Потапов
г. Воронеж – 20____ г.
Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
-
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения наиболее перспективных направлений исследования в науке и готовности решать образовательные и профессиональные задачи на основе знания современных проблем науки.
Задачи:
– формирование у студентов системы знаний о проблемах, решаемых современной наукой (информатика);
– овладение студентами навыками анализа состояния исследований в науке и образовании.
– овладение опытом самообразования и развития своего научного потенциала в области современных проблем информатики в образовании;
– повышение уровня методологической и исследовательской культуры будущих магистров.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
-
готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2),
-
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5),
-
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);
-
способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
-
готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);
-
готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).
-
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина «Современные проблемы науки» (М1.Б.1.1) относится к обязательным дисциплинам базовой части общенаучного цикла.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые дисциплинами Философия, Информатика на ступени бакалавриата.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: Методика и технологии обучения информатике, дисциплин вариативной части профессионального цикла, основой для прохождения научно-исследовательской практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
-
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. В результате изучения учебной дисциплины «Современные проблемы науки» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:
знать:
– современные парадигмы в предметной области науки;
– теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
уметь:
– анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
– адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;
владеть:
– способами осмысления и критического анализа научной информации;
– навыками совершенствования и развития своего научного потенциала;
– приемами анализа, обобщения научной информации, посвященной современным проблемам науки в целях популяризации научных знаний.
3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:
готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2),
Структура компетенции
|
Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
|
Повышенный уровень
|
Знает современные достижения науки
|
Знает сущность, содержание, назначение современных концепций и направлений науки (информатики)
|
|
Умеет использовать знания современных проблем науки при решении образовательных и профессиональных задач
|
Умеет адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу
|
умеет осваивать новые знания для использования в практической деятельности
|
Владеет навыками использования знаний современных проблем науки при решении образовательных и профессиональных задач
|
владеет приемами анализа, обобщения научной информации, посвященной современным проблемам науки
|
владеет навыками совершенствования и развития своего научного потенциала
|
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5)
Структура компетенции
|
Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
|
Повышенный уровень
|
Знает методы самостоятельного приобретения новых знаний и умений с помощью информационных технологий
|
знает способы самостоятельного приобретения новых знаний и умений с использованием средств ИКТ
|
знает способы и средства поиска научной и профессиональной информации с использованием средств ИКТ
|
Умеет самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения
|
умеет находить новые знания и умения и применять их в практической деятельности с использованием средств ИКТ
|
умеет осваивать новые методы поиска знаний для использования в практической деятельности с использованием средств ИКТ
|
Владеет навыками самостоятельного приобретения с помощью информационных технологий и использования в практической деятельности новых знаний и умений
|
владеет навыками поиска и анализа новых знаний и умений с помощью средств ИКТ и использования их в практической деятельности
|
владеет навыками совершенствования и развития своего научного потенциала с использованием ИКТ
|
способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5)
Структура компетенции
|
Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
|
Повышенный уровень
|
Знает способы применения результатов научных исследований при решении конкретных образовательных и исследовательских задач
|
знает методы анализа результатов исследования
|
знает различные методы исследования, адекватные предмету исследования, и способы анализа их результатов
|
знает роль и место информатики как науки и общеобразовательной дисциплины в перспективной системе образования
|
Умеет анализировать результаты исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач
|
умеет вести дискуссию об истории, современном состоянии, проблемах и перспективных направлениях развития информатики как науки и общеобразовательной дисциплины
|
умеет применять полученные результаты исследования при решении конкретных образовательных и исследовательских задач
|
Владеет приемами применения результатов исследования при решении конкретных образовательных и исследовательских задач
|
способен использовать полученные результаты исследования при решении образовательных и исследовательских задач
|
|
готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6)
Структура
компетенции
|
Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
|
Повышенный уровень
|
Знает приемы использования индивидуальных креативных способностей
|
знает основные понятия и методы педагогических исследований
|
знает основные понятия и методы исследований, в том числе в смежных областях
|
знает методы поиска решений исследовательских задач
|
Умеет использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач
|
разрабатывать стратегии использования креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач
|
|
Владеет приемами использования индивидуальных креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач
|
владеет методами поиска решений исследовательских задач
|
самостоятельно осуществляет поиск и осваивает современные методы исследования
|
владеет способами реализации креативных
способностей для оригинального решения
исследовательских задач
|
|
готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7)
Структура
компетенции
|
Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
|
Повышенный уровень
|
Знает современные методы осуществления научных исследований
|
знает современные методы научного исследования в предметной сфере (информатика)
|
знает теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности
|
знает логику исследования
|
|
Умеет самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки
|
умеет анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований
|
умеет использовать различные методы научного исследования
|
умеет аргументированно и критически использовать традиционные и новые методы исследования
|
умеет оформлять результаты проведенного исследования
|
Владеет навыками самостоятельного осуществления научного исследования с использованием современных методов науки
|
владеет современными методами научного исследования в предметной сфере
|
|
владеет навыками изложения результатов собственного научного исследования
|
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
|
Всего часов
1 сем.
|
Аудиторные занятия (всего)
|
18
|
В том числе:
|
|
Лекции (Л)
|
|
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)
|
18
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС)
|
18
|
СРС в период промежуточной аттестации
|
36
|
Вид промежуточной аттестации
|
зачет (З)
|
|
экзамен (Э)
|
Э
|
ИТОГО: Общая трудоемкость
|
часов
|
72
|
зач. ед.
|
2
|
4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
№ п/п
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
|
Форма текущего контроля
|
Л
|
ЛР
|
ПЗ
|
СРС
|
всего
|
|
-
|
История становления информатики как науки
|
-
|
-
|
2
|
2
|
4
|
эссе
|
-
|
Информатика и образование
|
-
|
-
|
8
|
8
|
16
|
выступление на семинаре-конференции, защита проекта, реферат.
|
-
|
Информатика в современной системе наук
|
-
|
-
|
4
|
4
|
8
|
диспут, отчет по поиску в Интернет (взаимооценка)
|
-
|
Перспективные направления развития информатики
|
-
|
-
|
4
|
4
|
8
|
диспут, выступление на семинаре-конференции
|
|
Итого:
|
0
|
0
|
18
|
18
|
36
|
|
4.2.2. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Содержание раздела
в дидактических единицах
|
-
|
История становления информатики как науки
|
Исторический обзор развития информатики. Основные подходы к определению понятия информации. Современное состояние и научно-методологические аспекты развития информатики в России.
|
-
|
Информатика и образование
|
Непрерывный курс информатики в общеобразовательной школе. Роль курса информатики в начальной школе. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Формирование исследовательских навыков в профильном курсе информатики. Место и роль информатики в различных международных образовательных моделях.
|
-
|
Информатика в современной системе наук
|
Место информатики как науки в ряду других наук. Междисциплинарный характер информатики. Информатика и философия.
|
-
|
Перспективные направления развития информатики
|
Информатика сегодня: состояние и основные направления исследований. Перспективы развития информационных технологий. Новая информационная реальность и социальная информатика.
|
4.2.3. Образовательные технологии
Учебное исследование, имитационные и проектные технологии.
-/8 ч. (44%) - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
4.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
4.3.1. Планирование СРС
№ п/п
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Виды СРС
|
Всего часов
|
-
|
История становления информатики как науки
|
Поиск дополнительной информации по заданной теме (работа с библиографическим материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями). Работа с электронными библиотеками.
|
2
|
-
|
Информатика и образование
|
Подготовка реферата «Место и роль информатики в различных международных образовательных моделях».
Разработка проектов на тему «Роль информатики в общеобразовательной школе».
Подготовка к семинару–конференции «Роль курса информатики в начальной школе». Разработка презентаций по конкретной проблеме.
|
8
|
-
|
Информатика в современной системе наук
|
Поиск в Интернет. Работа с электронными библиотеками. Подготовка в диспуту «Место информатики как науки в ряду других наук».
|
4
|
-
|
Перспективные направления развития информатики
|
Подготовка к семинару–конференции «Информатика сегодня: состояние и основные направления исследований». Подготовка к диспуту «Развитие информационных технологий». Поиск дополнительной информации по заданной теме (работа с библиографическим материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями). Работа с электронными библиотеками.
|
4
|
|
|
Итого:
|
18
|
Обязательные задания для СРС по всем разделам дисциплины:
- подготовка к лекциям и практическим занятиям;
- поиск теоретического и иллюстративного материала в сети Интернет;
- выполнение индивидуальных и групповых проектов.
-
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Текущий контроль
В ходе текущего контроля оцениваются достижения студентов в процессе освоения дисциплины. Текущий контроль включает оценку самостоятельной (внеаудиторной) и аудиторной работы. В качестве оценочных средств используются: выполнение индивидуальных аудиторных и внеаудиторных работ и отчеты по ним.
5.2. Промежуточная аттестация по дисциплине
Промежуточная аттестация студентов по дисциплине предполагает экзамен в форме защиты индивидуальных проектов-исследовательских работ, который проводится в соответствии с «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов ВГПУ»
Тематика индивидуальных исследовательских работ магистров.
-
Информатика в контексте постнеклассической науки.
-
Синергетический подход в информатике. Синергетический подход в работах Г. Хакена и Д. С. Чернавского.
-
Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики.
-
Общая теория систем Л. фон Берталанфи.
-
Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность.
-
Концепция информационной безопасности.
-
Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Феномен зависимости от Интернета.
-
Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция. Ведущие тенденции в современном искусственном интеллекте.
-
Компьютерная этика, инженерия знаний проблемы интеллектуальной собственности.
-
Социальная информатика как новая междисциплинарная область исследований.
-
Концепция информационного общества: от П. Сорокина до Э. Кастельса. Проблема личности в информационном обществе.
-
Правовые проблемы информатизации. Информационное право.
-
Негативные последствия научно-технического прогресса и пути их преодоления.
-
Нейроинформатика как метод получения научных знаний.
-
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная литература
-
Современные проблемы информатики и вычислительной техники / Составитель: И.П. Норенков.– URL: http://bigor.bmstu.ru/?cnt/?doc=Default/142_problems.cou.
-
Кожухар В.М. Основы научных исследований [электронный ресурс]. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 109 с. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/57003/
6.2. Дополнительная литература
-
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации/ Р.Ф. Абдеев. М., 1994.
-
Алексеева И.Ю. Знание и его компьютерный образ/ И.Ю. Алексеева. М., 1993.
-
Астафьева О.Н. Синергетический дискурс информационных процессов/ О.Н. Астафьева// Синергети-ческая парадигма; под ред. Л.П. Киященко. М., 2004.
-
Белл Д. Социальные рамки информационного общества (сокр. перевод)/ Д. Белл// Новая технократическая волна на Западе; под ред П.С. Гуревича. М., 1986.
-
Букалов А.В. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI века/ А.В. Букалов// Соционика, ментология и психология личности. 2000. № 1.
-
Войскунский А.Е. Метафоры Интернета/ А.Е. Войскунский// Вопросы философии. 2001. № 11. С. 64-79.
-
Гагарина Л.Г., Петров А.А. Современные проблемы информатики и вычислительной техники. Учебное пособие. Гриф МО РФ Серия: Высшее образование. - Издательство: Форум, 2011.- 368 стр.
-
Гиляревский И.Л. Основы информатики/ И.Л. Гиляревский. М.: МТУ, 1998.
-
Грачев Г.В. Личность и общество в условиях кардинальных изменений: формирование концепции информационно-психологической безопасности/ Г.В. Грачев// Синергетическая парадигма; под ред. О.Н. Астафьевой. М., 2003.
-
Гуленко В.В. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогики/ В.В. Гуленко, В.П. Тыщенко. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997.
-
Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью. Смысл, приемы, последствия/ Ю.А. Ермаков. Екатеринбург, 1995.
-
Искусственный интеллект. Справочное издание: в 3 т. М., 1990. Т.2.
-
Калаев Д.В. Путь человечества к бессмертию/ Д.В. Калаев// Техническая реальность в двадцать первом веке: IV Всерос. науч. конф. Омск, 1999. С. 87-88.
-
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, власть и общество/ М. Кастельс. М., 2000.
-
Колин К.К. Виртуализация общества – новая угроза для его стабильности?/ К.К. Колин// Синергетическая парадигма; под ред. О.Н. Астафьевой. М., 2003.
-
Колин К.К. Философские проблемы информатики / К.К. Колин. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 264 с.
-
Колин К.К. Фундаментальные основы информатики/ К.К. Колин. М., 2000.
-
Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы. Издание второе [электронный ресурс]. – М., 1998. – 134 с. – URL: http://www.anovikov.ru/books/nauch.pdf [Сайт академика РАО Новикова А.М.]
-
-
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции/ А.И. Ракитов. М., 1976.
-
Социальная информатика: основания, методы, перспективы. М., 2003.
-
Сюитюренко О.В. Информационное общество и информация науки/ О.В. Сюитюренко// Вестник РФФИ. 1999.
-
Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика/ В.Б. Тарасов. М., 2002.
-
Тарасов Ю.Н. Философские проблемы информатики/ Ю.Н. Тарасов. Воронеж, 2007.
-
Турчин В.Ф. Феномен науки/ В.Ф. Турчин. М., 1993.
-
Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
-
Чернавский Д.С. Синергетика и информация/ Д.С. Чернавский. М., 2001.
-
Ясницкий Л.Н., Данилевич Т.В. Современные проблемы науки: Учебное пособие. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 294 с.
6.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
-
Microsoft Office 2007.
-
Adobe Reader.
-
DjVu.
Интернет-ресурсы
http://metodist.lbz.ru – Методическая служба издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний».
http://www.lib.mexmat.ru – электронная библиотека механико-математического факультета Московского государственного университета
http://onlinelibrary.wiley.com - научные журналы издательства Wiley&Sons
http://www.sciencedirect.com/ - научные журналы издательства Elsevier
-
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся:
Компьютерные классы для проведения практических занятий должны быть оснащенные мультимедийным оборудованием для проведения интерактивных занятий1.
7.2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся:
РМП: Мультимедийное оборудование1.
РМО: компьютеры с аудионаушниками (в соответствии с наполняемостью подгрупп), подключенные к сети Интернет.
Необходимо наличие общедоступного сетевого диска для обмена информацией.
|