Рабочая программа учебной дисциплины история материальной культуры History of Material Culture




Скачать 293.48 Kb.
Дата15.09.2016
Размер293.48 Kb.
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Институт философии




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


История материальной культуры
History of Material Culture

Язык (и) обучения _____русский_____

Трудоемкость ______2_______ зачетных единиц

Регистрационный номер рабочей программы:



код года утверждения




код факультета или иного

структурного подраздел.






Порядковый

номер или шифр






/

/

/





Санкт-Петербург – 2014
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание

учебных занятий

1.1. Цели и результаты учебных занятий

Подготовка по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 033300 «Религиоведение» с присвоением квалификации «бакалавр религиоведения». Данная рабочая программа реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда общекультурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной теории и практики истории, истории культуры и религиоведения.

Данный курс является компонентом совокупности учебных мероприятий (лекций и семинарских занятий), самостоятельной и учебно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению 033300 «Религиоведение». Данная дисциплина является обязательной, рассчитана на изучение на втором курсе во втором семестре. Формой промежуточного контроля является зачет в конце семестра.

Компетенции, на которых сфокусирована данная рабочая программа учебной дисциплины, могут наполняться также комплексом знаний, умений, навыков, предоставляемых другими дисциплинами, реализуемыми в рамках ООП подготовки бакалавра религиоведения. Исходя из этого, в данной программе сформулированы следующие цели и задачи (миссия данной учебной дисциплины):

Основной целью освоения дисциплины «История материальной культуры» является формирование у студентов теоретических основ и практических навыков анализа материально объективированных явлений культуры в сфере производства и потребления, а также связанных с ними культурных форм.

Задачи курса:

- сформировать корпус знаний в области истории предметной среды и закономерностей ее формирования и функционирования;

- показать взаимосвязь форм материальной культуры, хозяйственной деятельности, природной среды, этнических традиций, форм социальной организации, религиозных верований и обрядов;

- представить особенности работы с источниками при изучении материальной культуры, продемонстрировать, как материальные предметы опосредуют социальные отношения;

- обучить студентов основным подходам к изучению материальной культуры;

- сформировать и развить у студентов навыки самостоятельного анализа элементов и систем материальной культуры.


1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Студент, приступающий к изучению данной дисциплины, должен иметь знания, умения и навыки, соответствующие полному среднему образованию. Одновременно с изучением дисциплины он должен иметь или получать знания, умения, навыки и компетенции по дисциплинам: «Социология», «Теория и история мировой культуры», «История религий», «История философии» которые создают теоретико-методологические и инструментально-прикладные основы формирования компетенций, формируемых в рамках учебной дисциплины «История материальной культуры». Данная дисциплина является обязательной, рассчитана на изучение на втором курсе в четвёртом семестре. Формой промежуточного контроля является зачет.


1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:

ОКБ-6 – владеет основами методологии научного исследования, готов применять полученные знания и навыки для решения практических задач в процессе обучения и в профессиональной и социальной деятельности;

ПК-1 – способность использовать методы и приемы логического анализа, работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;

ПК-2 – способность применять навыки анализа и профессиональной аргументации в области религиоведения;

ПК-3 – способность использовать приемы и методы устного и письменного изложения базовых религиоведческих знаний;

ПК-4 – способность применять навыки использования информационных технологий в составлении библиографических обзоров;

ПК-5 – способность реферировать, аннотировать и осуществлять научное редактирование литературы (в том числе, на иностранном языке);

ПК-6 – способность самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию;

ПК-7 – способность использовать основные методы и принципы религиоведческих исследований;

ПК-8 – способность к научно-исследовательской деятельности в составе творческого коллектива;

ПК-9 – способность использовать основные приемы и методы педагогики и психологии, методики организации и проведения учебного процесса в преподавании дисциплин религиоведческого цикла;

ПК-10 – способность пользоваться в процессе преподавания религиовед­ческих дисциплин базовыми знаниями в области фундаментальных, при­кладных и междисциплинарных социально-гуманитарных наук (философия религии, история религии, социология религии, психология религии и т.д.);

ПК-11 – способность проводить воспитательную работу в рамках педагоги­ческой практики;

ПК-12 – способность применять базовые знания в области социального управления;

ПК-13 – способность проводить общественную, информационную и кон­сультационную работу.


1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

В результате освоения курса студенты должны



знать:

- содержание основных тематических блоков дисциплины и рекомендованной литературы;

- основные методы изучения материальной культуры;

- основные понятия и термины, закономерности и проблемы, характеризующие основные предметные области истории материальной культуры;

- особенности исторических периодов развития материального производства;

уметь:

- применять полученные знания в сфере профессиональной деятельности;



владеть:

- навыками идентификации элементов предметной среды, работы с научной литературой и иными информационными источниками.


1.5. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие профессиональных качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив.

В рамках данного курса используются такие активные и интерактивные формы работы, как:

консультации (2 часа),

контрольные работы (2 часа),

коллоквиум (4 часа),



самостоятельная работа с использованием методических материалов (32 часа).
1.6. Организация учебных занятий

1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость

групп обучающихся


Код модуля в составе дисцип-лины

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

объём активных и интерактивных форм учебных занятий

трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием метод. материалов

текущий контроль

промежуточная аттестация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

по формам обучения




24




2







2

4













32







40

2

100




25







25

25






















Итого:

24




2







2

4













32







40

2



1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Код модуля в составе дисциплины

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

 

 

 

 

 

 

зачет

39 нед.

 

 

1.7. Структура и содержание учебных занятий



Тема 1. Материальная культура, источники и методы её изучения. Лекции – 2 часа.

Понятие «материальная культура», его эволюция, узкая и широкая трактовки. Материальная культура как механизм адаптации к природной и социальной среде. Дихотомия «материальная культура» - «духовная культура»: условность границы. Категории материальной культуры. Источники изучения материальной культуры: предметные (музейные коллекции, материалы археологических раскопок, предметы in situ), изобразительные (художественные, научные), письменные. Методы изучения материальной культуры. Проблема культурной диффузии. Динамика изменения форм и функций. Сравнительно-исторический метод. Идеи эволюционизма в изучении материальной культуры. Основные положения эволюционная концепция развития материальной культуры. Вещь как объект эволюции. Критика эволюционной концепции развития материальной культуры в работах К. Леви-Стросса. Типологический метод. Формальная и функциональная типологии. Типология, классификация, систематика. Таксономия: границы и иерархия понятий. Процедура исследования: индуктивный и дедуктивный способы группировки. Проблема описания. Программа изучения вещей.



Тема 2. Вещь в контексте культуре. Семиотика. Лекции – 2 часа.

Традиционные правила оперирования вещами («предметное поведение» человека). Культурные стереотипы использования вещей. Семантика прошлого. Семиотика быта. Прагматическая и символическая деятельность человека. Единство прагматической и символической деятельности в первобытном обществе. Утилитарные и символические свойства вещей («вещность» и «знаковость»). Вещь и функция. Движение вещей: вещь как «дар» (М.Мосс). Торговля, обмен и деньги. Материальная цивилизация. Производство и потребление. Уникальность и серийность вещи, ее воспроизводимость. Собственность. Срок службы. Предметная среда. Знаки в культуре. Символические комплексы (тотемизм). Геометрические и цифровые комплексы. Письменность. Основные группы украшений: съёмные, нашиваемые на одежду и обувь и неснимаемые. Варианты классификации украшений: по месту ношения, по материалу, по технике изготовления, сословной и половозрастной принадлежности. Функции украшений: эстетическая, магическая, половозрастная и др. Категория цвета и его символическое значение в культуре. Орнамент как элемент культуры, его символические функции. Методы изучения орнамента.



Тема 3. Новокаменный век (неолит) как эпоха появления «вечных ремесел». Лекции – 1 час.

Земледелие и скотоводство. Сельскохозяйственные культуры и домашние животные. Обработка пищи. Способы термообработки. Растительные и животные продукты. Заготовка и хранение продуктов. Обработка и переработка древесины, глины, камня и волокнистых материалов. Области применения, способы добычи глины. Строительное и гончарное производства. Керамика, майолика, терракота и фарфор. Сырье для промышленности. Известь и цемент. Области применения, способы добычи камня. Строительные и поделочные камни. Драгоценные и полудрагоценные камни. Дробление, пиление, шлифование и полировка камня. Растительные и животные волокнистые материалы. Прядение и ткачество.



Тема 4. История производства и применения металлов. Лекции – 1 час.

Металлы, пригодные для добычи. Самородки и руды. Процесс плавления. Ковка и литье как древнейшие способы обработки металлов. Процесс закаливания. Древнейшие способы применения металлов. Черные и цветные металлы. Бронзовый и железный века. Получение железа. Чугун и сталь, экзотические виды стали. Металлические украшения и проблема их происхождения.



Тема 5. Технические и научные изобретения античности. Лекции – 1 час.

Рабство и проблема невостребованности технических изобретений и усовершенствований в античную эпоху. Основные типы двигателей: мускульная сила, водяное колесо. Античные механизмы. Военное дело как область относительно широкого внедрения технических новшеств. Изобретения Дедала, Архимеда и Герона. Научные приборы. Способы измерения времени. Физические и химические открытия и их применение в металлургии, металлообработке, изготовлении стекла. Основные инженерные принципы и конструкции, известные в Древней Греции и Риме. Архитравное перекрытие. Типы основанных на нем культовых и светских сооружений. Техника строительства: материалы, типы кладки, способы производства цемента и кирпича, типы облицовки и отделки зданий; механизмы, применявшиеся в строительстве. Теории и принципы градостроительства в античности. Строительство коммуникаций в Древнем Риме. Трактат Витрувия. Типы римского жилища.



Тема 6. Материальная культура европейского средневековья. Лекции – 1 час.

Демографический подъем. Колонизация на рубежах западного мира. Сдвиги в сельском хозяйстве. Сословный характер организации быта. Сосуществующие системы земледелия. Крестьянские ремесла и промыслы. Строительство и архитектура средневековья. Церковь как заказчик и патрон прикладных искусств и ремесел: изготовления пергамена и бумаги, книжного дела, ювелирного и эмальерного дела, производства стекла, мозаик, резьбы по кости. Церковная утварь. Священнические облачения. Одежда и обувь знати. Стремление к роскоши и борьба с нею. Вооружение и доспехи. Распространение водяного колеса. Появление в Европе ветряного двигателя. Международная торговля и прогресс кораблестроения. Типы судов в средиземноморском бассейне и в североморско-балтийском регионе. Крестовые походы и их влияние на экономику и повседневную жизнь в Европе. Заимствования в сфере науки и техники. Новые товары и ткани. Изменения в структуре питания европейцев после крестовых походов. Повышение стандартов гигиены. Алхимия.



Тема 7. Города и расцвет материальной культуры средневековой Европы. Лекции – 2 часа.

Средневековый город как специфическая среда обитания. Черты сельского быта в нем. Особенности планировки и застройки. Отсутствие градостроительных концепций. Региональные различия в строительных материалах и архитектуре городов (средиземноморский регион и Северная Европа). Городское жилище. Отопление, освещение, водоснабжение, канализация. Интерьер, мебель, утварь. Повседневная жизнь в городе. Новые формы досуга. Городские ремесла XIII - XV вв. Роль цеха в повышении качества продукции. Строительное дело и архитектура. Готический стиль и связанные с ним инженерные решения. Научные достижения и их применение в строительстве и в городском быту. Часы и счет времени. Альбом Виллара де Оннекура.



Тема 8. Материальная культура в эпоху Ренессанса и великих географических открытий. Лекции – 2 часа.

Материальное развитие Европы в конце XV в. Традиционализм и новации. Книгопечатание, переворот в производстве вооружений и в кораблестроении. Навигационные приборы и морские карты. Географические открытия и их влияние на повседневную жизнь европейцев. Новые культуры и «пищевая революция». Новые напитки. Распространение табака. Культура Ренессанса и ее влияние на материальное бытие европейцев XV -XVI вв. Имитация античного стиля жизни. Возвращение к античным формам утвари, мебели, декора. Возрождение классических градостроительных концепций. Ренессансная загородная вилла. Ренессансный стиль в архитектуре и его генетическая связь с классической традицией. Научные достижения эпохи Ренессанса и сферы их применения. Инженерное дело в Италии. Военное и фортификационное искусство. Леонардо да Винчи как инженер. Агрикола и научная минералогия, ее внедрение в горное дело. Галилей, Гюйгенс и распространение механических часов. Успехи оптики. Керамика Фаэнцы, Сиены, Кастель-Дуранте, Урбино. Венецианское стекло. Возрождение во Франции. Интерьеры Д. Россо и Ф. Приматиччо. Школа Фонтенбло. Альбом Ж.А. Дюсерсо с образцами орнаментов. Керамика Б. Палисси и М. Абакена. Возрождение в Англии и Германии. А. Палладио и И. Джонс.



Тема 9. Материальная культура Нового времени. Быт и прикладное искусство. Лекции – 2 часа.

Первые машины и автоматы эпохи раннемануфактурного капитализма. Реформы Тюрго и Кольбера, их последствия для французского хозяйства и Европы в целом. Развитие армии, медицины, дорожной сети. Государственное регулирование хозяйства. Роль колоний и колониальной торговли в промышленном развитии Европы. Французский классицизм и его влияние на интерьер. Франсуа Мансар. Версальский комплекс. Создание в 1633 году Королевской мануфактуры Гобеленов по производству предметов прикладного искусства. Французская мебель, мастерская А.Ш. Буля. Еда, питье и сервировка стола в буржуазном быту. Появление европейского фарфора. Стиль Регентства и рококо во Франции. Создание приватной среды жизни человека. Интерьеры и мебель французского рококо. Работы Ж. Обена и Ф. Ризенера. Интерьер французского неоклассицизма. Ж. Габриэль. Поиски классического стиля без привкуса барокко. Интерьера У. Кента в стиле неоклассицизма. Появление интерьеров в готическом стиле. Мебель Т. Чиппендейла, Г. Хэплуайта, Т. Шератона и братьев Адам.



Тема 10. Материальная культура Нового времени. Промышленная революция XVIII в. Лекции – 2 часа.

Предпосылки и основные составляющие индустриальной революции. Техническое развитие как необходимое, но недостаточное ее условие. Новации в металлургическом производстве. Паровая машина – новый тип двигателя. Революция в текстильном производстве. Изобретение механических прядильных машин и ткацких и трикотажных станков. Новый уровень разделения труда, новые формы организации производства. Завершение эпохи доиндустриальной цивилизации в Европе. Металлообрабатывающие станки. Изобретатели и производители. Взаимосвязь технологии производства металлоизделий и технологии обработки металлов. Развитие судостроения и транспорта. Развитие строительства и строительных технологий.



Тема 11. Промышленное развитие в XIX веке. Лекции – 2 часа.

Изобретение паровоза, его принцип работы и основные части. Появление железнодорожного транспорта и проблемы его развития. Роль железнодорожного транспорта в промышленном производстве и развитии стран. Железнодорожные сооружения (депо, вокзалы, станции, путевое хозяйство). Типы вагонов и их экзотические типы. Локомобили. Изобретение парохода, появление цельнометаллических судов и развитие морского транспорта. Развитие металлургии, промышленная выплавка стали. Промежуточная обработка металлов и ее продукты. Прокат. Появление тяжелого машиностроения как отрасли промышленного производства. Появление первых промышленных предприятий как следствие развития промышленности. Рост промышленных городов, новые градостроительные идеи, урбанизация и ее проблемы.



Тема 12. Наука как решающий фактор развития производства. Лекции – 2 часа.

Развитие науки в Европе. Академии наук как новые формы организации знания. Появление прикладных наук. Открытия и изобретения начала XIX века. Развитие новых отраслей промышленного производства (химия и электротехника). Области химического производства. Развитие горного дела и добычи полезных ископаемых. Перегонка нефти. Получение искусственных материалов (спирт, резина, пластмассы и волокна). Получение промежуточных технологических веществ (целлюлоза, аммиак). Получение отравляющих и взрывчатых веществ. Электрохимия и электролиз (гальваника и аккумуляторы). Развитие биологии и сельскохозяйственных наук, появление новых пищевых технологий. Передача электричества на расстояние. Электроосвещение. Изобретение телеграфа и телефона. Радиоприборы. Распространение радиоволн в пространстве.



Тема 13. Изобретательство и инженерное дело XIX века, их роль в передаче достижений науки в промышленность. Лекции – 2 часа.

Изобретение Дагера как результат взаимодействия различных наук. Принцип фотографии. Изобретение братьев Люмьер. Создание предпосылок для развития массовой культуры. Устройства для записи (фонографы) и воспроизведения звука (граммофоны). Изобретение двигателя внутреннего сгорания. Автомобиль и его основные части. Автомобиль как средство транспорта и как предмет массового потребления. Промышленное строительство и применение в нем достижений технической эстетики. Конвейер как новый метод организации промышленного производства. Новые типы производственных помещений.



Тема 14. Развитие техники в ХХ веке. Лекции – 2 часа.

Развитие воздухоплавания и авиации. Авиастроение. Применение авиации (связь и военное дело). Технические и организационные проблемы авиации. Аэропорты и аэродромы. Морская и гидроавиация. Пассажирское авиасообщение. Реактивная авиация. Сверхзвуковая авиация. Авиационный спорт. Военные ракеты. Газодинамика. Опыты по газодинамическому движению. В. фон Браун – пионер ракетостроения. Космические полеты. Развитие железнодорожного транспорта в ХХ веке. Тепловозы и электровозы. Развитие морского транспорта. Подводные лодки. Развитие фундаментальных наук в ХХ веке. Развитие ядерной физики и использование атомной энергии. Развитие биологии и генной инженерии. Развитие медицины. Развитие кибернетики и компьютеров. Формирование индустриального и постиндустриального (информационного) обществ.


Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины

2.1. Методическое обеспечение

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

Лекционные занятия в рамках данной дисциплины проводятся на основе информации, содержащейся в следующих основных типах источников:



  1. Статьи в научных и научно-публицистических изданиях по проблемам истории материальной культуры, истории науки и техники, истории искусств.

  2. Отдельные главы и параграфы учебников и учебных пособий по всемирной истории, истории науки и техники, истории искусств.

Учебные материалы могут быть представлены как в печатном виде, так и в формате электронных публикаций в сети Интернет
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Для самостоятельной подготовки к коллоквиуму разработаны примерные вопросы к рекомендуемой для прочтения литературе. Для самостоятельной подготовки к промежуточной аттестации разработаны примерные планы написания письменного эссе по каждой из экзаменационных тем.


2.1.3. Методика проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и критерии оценивания

Основными документами, регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся на философском факультете, являются Правила обучения в СПбГУ по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования.

На первом занятии преподаватель доводит до сведения студентов график (сроки) текущего контроля их самостоятельной работы и критерии оценки знаний при текущем контроле успеваемости, а также сроки и условия заключительной (промежуточной) аттестации.

Сроки промежуточной аттестации определяются графиком учебного процесса учебного плана и утверждаются приказом Ректора или уполномоченного им лица. Для допуска к зачету необходимо предоставить все письменные работы, выполняемые в течение семестра.

Преподаватель имеет право изменять структуру и количество тематических разделов дисциплины, в зависимости от изменения нормативной базы и количества точек контроля знаний слушателей за период обучения.

Основным параметром контроля, позволяющего судить о наличии у студента знаний, умений и навыков, является содержание и качество ответа на зачете. При этом параметрами контроля на зачете являются знание содержания основных тематических блоков дисциплины и рекомендованной литературы, знание основные понятий и терминов, характеризующих тематические блоки дисциплины, умение аргументированно, логически верно и содержательно ясно излагать полученные знания в письменной форме, навыки работы с научной литературой и иными информационными источниками.

Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен письменный зачет в виде ответа на вопросы, указанные в билете. Билеты содержат по два вопроса из приводимого в программе списка. Время на подготовку к ответу составляет 40 минут.

Студенты, не выполнявшие в срок текущие задания, не посещавшие лекции, на зачете получают на экзамене дополнительное задание – письменный тест на знание содержания основных тематических блоков и терминов.

При оценивании результатов контрольных заданий, письменных работ и промежуточной (заключительной) аттестации по дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие условия выставления оценок:

Оценки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «зачтено» выставляется, допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении письменных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «не зачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, давшему неполный ответ на вопросы из билета, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)

Примерные вопросы к зачету по дисциплине «История материальной культуры»



  1. Материальная культура, источники и методы её изучения.

  2. Идеи эволюционизма в изучении материальной культуры. Вещь как объект эволюции.

  3. Историческая программа изучения вещей.

  4. Вещь в контексте культуры.

  5. Семиотика. Знаки в культуре.

  6. Культурные стереотипы использования вещей. Семиотика быта.

  7. «Предметное поведение» человека).

  8. Материальная цивилизация. Производство и потребление.

  9. Предметная среда.

  10. Символические комплексы.

  11. Письменность. Геометрические и цифровые комплексы.

  12. Украшения и орнаменты.

  13. Новокаменный век (неолит) как эпоха появления «вечных ремесел».

  14. История производства и применения металлов. Металлы, пригодные для добычи. Способы получения металлов.

  15. Бронзовый и железный века.

  16. Металлические украшения и проблема их происхождения.

  17. Рабство и проблема невостребованности технических изобретений и усовершенствований в античную эпоху.

  18. Основные типы двигателей: мускульная сила, водяное колесо. Античные механизмы.

  19. Военное дело как область внедрения технических новшеств.

  20. Изобретения Дедала, Архимеда и Герона. Научные приборы.

  21. Античные трактаты по искусствам и ремеслам.

  22. Физические и химические открытия и их применение в металлургии, металлообработке, изготовлении стекла.

  23. Основные инженерные принципы и конструкции, известные в Древней Греции и Риме. Техника строительства.

  24. Античные трактаты по искусствам и ремеслам

  25. Технологические достижения Средних веков

  26. Средневековые трактаты по искусствам и ремеслам

  27. Средневековая технологическая революция

  28. Технологические достижения эпохи Возрождения

  29. Появление роскоши и её социальная роль

  30. Ренессансные трактаты по искусствам и ремеслам

  31. Основные научные достижения 16 – 18 веков.

  32. Основные технологические открытия и изобретения 16 – 18 веков.

  33. Формирование технологий власти в 18 – 19 веках

  34. Формирование основ промышленной революции 18 – 19 веков

  35. Паровые машины, их изобретение и применение.

  36. Основные технологические открытия и изобретения 19 века

  37. История мореплавания и морского транспорта. Парусная эпоха

  38. История мореплавания и морского транспорта. Паровая эпоха

  39. История строительства и архитектуры

  40. История оружия и вооружений

  41. История электротехники и средств связи

  42. Развитие энергетики, применение новых источников энергии

  43. История дорожного транспорта

  44. История железнодорожного транспорта

  45. История автомобильного транспорта

  46. История авиации

  47. Экологические проблемы и экотехнологии

  48. История формирования предметно-бытовой среды (Средние века и Возрождение)

  49. История формирования предметно-бытовой среды (Новое время и 19 век)

  50. История формирования предметно-бытовой среды (Конец 19 и 20 век)

  51. История легкой промышленности

  52. Мода как фактор развития материальной культуры

2.2. Кадровое обеспечение



2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины

К чтению лекций должны привлекаться преподаватели, имеющие ученую степень и/или ученое звание, имеющие опыт планирования и организации учебного процесса, либо ведущие специалисты в этой области знания.



      1. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Для технического обеспечения учебного процесса необходима возможность прибегать к помощи специалистов, ответственных за надлежащее функционирование компьютеров и программного обеспечения, а также за своевременное поддержание в рабочем состоянии другой используемой техники.

Учебно-вспомогательный и инженерно-технический персонал должен иметь соответствующее высшее образование, и обладать навыками организации работы с пользовательскими программными продуктами в локальной сети компьютерного класса и в Интернете




      1. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Анкета-отзыв на дисциплину «История материальной культуры»

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине. Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу проставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.



  1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________



  1. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________



  1. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________



  1. Какой из модулей (разделов) дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?

Комментарий______________________________________________

  1. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

Комментарий______________________________________________

Что запомнилось из курса лекций? _____________________________________________ _________________

Что показалось самым сложным? _______________________________________________________________
СПАСИБО!
2.3. Материально-техническое обеспечение

2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Стандартно оборудованные лекционные аудитории.
2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

Для проведения отдельных занятий (по заявке преподавателя) требуется выделение аудитории для проведения интерактивных лекций, оборудованных компьютером с мультимедийным проектором и акустической системой, настенным экраном.


2.3.3. Требования к специализированному оборудованию

Специализированного оборудования не требуется.


2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению

Специализированного программного обеспечения не требуется


2.3.5. Требования к перечню и объёму расходных материалов

Расходных материалов не требуется


2.4. Информационное обеспечение
2.4.1 Список обязательной литературы

  1. Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., «Искусство», 1970.

  2. Жмудь Л.Я. Техническая мысль в античности, средневековье, Возрождении. СПб., 1995

  3. Лилли С. Люди, машины, история. М., 1970

  4. Ляликов А.П. Краткая история техники. Вологда, 1995

  5. Сорокина Т.С. История медицины.

  6. Техника в ее историческом развитии от появления ручных орудий труда до становления техники машин. М., 1979

2.4.2. Список дополнительной литературы

  1. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество. М., 1969

  2. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. Ташкент, 1990

  3. Бородулин Ф.Р. История медицины. Избранные лекции. М.: Медгиз, 1961

  4. Буров А. Об архитектуре. М., Госстройиздат, 1960.

  5. Виоле-Ле-Дюк. Беседы об архитектуре. М., 1937

  6. Вопросы технической эстетики. Дизайн как предмет научных и социально-философских исследований. Вып. 2. М., «Искусство», 1970.

  7. Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971

  8. Дирингер Д. Алфавит. М., 1963

  9. Нельсон Д. Проблемы дизайна. М., «Искусство», 1971.

  10. Папанек В. Дизайн для реального мира, М., 2003

  11. Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства Нового Времени. М., Искусство, 1971

  12. Семенченко Ф. История фармации. М., 2003

  13. Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990

  14. Цыганкова Э.Г. У истоков дизайна. М., 1977

  15. Черняк В.З. Уроки старых мастеров. М., Стройиздат, 1989

2.4.3. Перечень иных информационных источников

- электронная библиотека литературы по Всемирной истории - http://www.hrono.ru/

- электронная библиотека http://historydoc.edu.ru/



Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Разработчик(и) рабочей программы учебной дисциплины



Фамилия, имя, отчество

Учёная
степень

Учёное
звание

Должность

Контактная информация
(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Смирнов А.В.

канд.филос.н.




ст.препод.

darapti@mail.ru

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:

первый уровень
(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)

Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

каф. культурологии

11.09.2012

№2










второй уровень
(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

Первого проректора по учебной и научной работе

от 15.06.2012

№ 2741/1

Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

Учебно-методическая комиссия философского факультета

09.10.2012

Протокол №2

Иные документы об оценке качества рабочей программы

учебной дисциплины

Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа



















Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа










Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

 Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа




















База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница