Районная научно-практическая конференция педагогов Способы формирования у учащихся потребности знать себя и работать над собой




Скачать 0.59 Mb.
страница 1/3
Дата 07.09.2016
Размер 0.59 Mb.
  1   2   3


Районная научно-практическая конференция педагогов

Способы формирования у учащихся

потребности знать себя и

работать над собой

Выполнила:

Овсянникова Марина Валерьевна,

учитель английского языка

МОУ «Антонятская основная общеобразовательная школа»

Карагай, 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………......3


Способы формирования потребности самопознания…………………………………………..5

Самопознание личности………………………………………………………………………….6

Саморазвитие личности…………………………………………………………………………..7

Самовоспитание личности……………………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………………………...13

Приложения……………………………………………………………………………………..14


Введение

Человек так же мало знает о себе, как и об окружающем мире. Как бы ни пытались ученые и исследователи объяснить на первый взгляд совершенно необъяснимые явления, сколь разумные и рациональные доводы не приводили бы, все равно окружающий мир остается для человека тайной. Так и каждый человек – отдельный мир – хранит в себе великое множество загадок. Постичь тайны в самом себе, познать себя, - вот заманчивая и вполне достижимая перспектива для личности.

Для того чтобы разобраться в самом себе, понять, что движет теми или иными порывами и поступками, человек должен уметь объективно оценивать свои действия и их результаты. При этом не менее важно умение учитывать реакцию окружающих на собственные поступки и делать верные выводы, основываясь на отношении к себе других людей.

Процесс самопознания будет полноценным, когда человек накопит определенный жизненный опыт, так называемый материал для познания себя. Зрелая, состоявшаяся личность находится в постоянном развитии, и ей требуется все больше информации о жизни и о себе. Кроме того, не следует забывать о том, что с каждым этапом самопознания человек меняется, меняет свое отношение к себе и к миру, и это становится очередной ступенью в другом не менее важном процессе – самосовершенствовании. Самопознание и самосовершенствование неразрывно связаны друг с другом.

Можно сказать, что процесс самопознания берет начало в раннем детстве, когда маленький человек сначала учится отделять себя от остальных людей, одновременно ощущая себя как часть небольшого мира. Этот мир – семья, и ребенку поначалу трудно отделить себя от этой микрогруппы. Именно поэтому малышам кажется, что мир создан для них и вращается вокруг их интересов.

В жизни подростка самопознание оформляется в извечные вопросы: «Все ли со мной так?», «Какой я?», «Чего я хочу?». Это период становления личности, осознания своих способностей и характера. С поиска ответов на эти вопросы начинается процесс самосовершенствования.

Данная работа носит название «Способы формирования у учащихся потребности знать себя и работать над собой»

Объектом исследования является процесс формирования у учащихся потребности знать себя и работать над собой. В качестве предмета исследования выступают способы формирования потребности в самопознании, саморазвитии, самовоспитании.

Цель работы: изучение способов формирования у учащихся потребности знать себя и работать над собой.

Цель и предмет исследования определили задачи исследования:

- рассмотреть понятие самопознания;

- изучить способы формирования потребности в самопознании

- рассмотреть способы саморазвития и самовоспитания учащихся.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ литературы по проблеме;

- систематизация полученных данных.



Теоретическая ценность данной работы заключается в обобщении способов формирования потребности знать себя и работать над собой.

Практическая ценность работы заключается в том, что теоретический материал и предлагаемые способы могут быть использованы учителями при работе с подростками и старшеклассниками. Все вышесказанное определило структуру данной работы, которая состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении дается обоснование актуальности исследуемой в работе проблемы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования.

В основной части рассматривается понятие самопознания, саморазвития, способы формирования потребности знать себя.

В заключении подводятся общие итоги исследования. Приложение представляет собой "банк" способов формирования у учащихся потребности знать себя и постоянно работать над собой.

Список литературы включает 10 источников.

Способы формирования потребности самопознания

Познание и совершенствование себя – увлекательная и захватывающая область, в которой могут открыться такие возможности, о которых человек и не подозревал ранее.

Понимание себя приводит и к пониманию тех, кто рядом. А значит, становится важным шагом на пути к гармонии с собой и миром.

Самопознание – это процесс узнавания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера (предрасположенностей, ошибок слабостей, границ «Я»), своих отношений с другими людьми и т. п. «Познай самого себя!» - это изречение, высеченное над входом в храм Аполлона в Дельфах, стало любимым постулатом Сократа. Переосмыслив его, он утверждал, что познание своей нравственной сущности – путь к достижению счастья.

В развитии самопознания можно выделить несколько этапов. Оно начинается в раннем детстве, когда ребенок учится отделять себя от физического мира, через окружающих его людей (первичное самопознание). Затем происходит кризис первичного самопознания, когда появляются изменения, не вписывающиеся в привычный образ «Я». Наконец, в подростковом возрасте наступает третий этап – активного самопознания – в ходе которого человек осознает свое "духовное Я", собственные психические способности, характер, нравственные качества. Этот процесс стимулируется активным усвоением культурного опыта предшествующих поколений в решении этических и иных жизненных проблем. С этого этапа начинается осознание внутреннего мира, достоинств и недостатков, формируются идеалы, активизируются процессы саморазвития и самосовершенствования.



Самопознание сопровождается процессом самонаблюдения. Его функция – оценка собственных возможностей, насколько человек успешно справляется с теми или иными задачами, сравнение себя с другими по тем или иным критериям. Человек может наблюдать за собой как непосредственно в той или иной ситуации, так и призывая на помощь память (как он вел себя вчера, месяц, год тому назад). В этом может помочь, например, дневник, открывающий возможность взглянуть на себя со стороны, осмыслив те или иные жизненные события, переживания, изменить свою позицию в связи с ними.

Обучение ребенка способам самопознания – это переход от диагностики самовоспитания учащихся к его стимулированию. Поэтому уже в процессе диагностики самовоспитания учащихся нужно стремиться к тому, чтобы изучение учащимися себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим. (Приложение 1)

Обучение учащихся способам самопознания возможно как на уроках, так и во внеурочное время. Достижение результата возможно лишь при организации систематической деятельности по формированию потребности знать себя и работать над собой. Рассмотрим способы формирования у учащихся потребности в самопознании. Один из способов формирования потребности самопознания – это использование специальной программы «Познай себя», которая включает следующие темы: «Самопознание личности», «Саморазвитие личности», «Самовоспитание личности».

Самопознание личности

Тема «Самопознание личности» направлена на то, чтобы научить учащихся изучать себя, определять свои потенциальные возможности, способности развивать их, формировать в себе положительные качества личности. Первые трудности младшие подростки начинают испытывать первые трудности уже в 5 классе. Это связано в первую очередь с тем, что уже в 5-6 классах ученик задумывается над тем, почему ему не удается то, что удается другим, почему его учебные достижения ниже, чем у других одноклассников, почему у многих одноклассников есть друзья, а ему общаться с ребятами достаточно нелегко и т.д. Это приводит к эмоциональным взрывам, потере интереса к учению, конфликтам со сверстниками, формирует отрицательные качества личности: зависть, злобу, агрессию, лесть.

А учащиеся, которые были успешны в начальной школе, тоже начинают испытывать трудности в учении, которые могут быть связаны с тем, что учащиеся не владеют механизмом развития своей интеллектуальной культуры. Им нужна помощь взрослого, который подскажет учащимся, как работать над собой, как самостоятельно узнать себя и помочь самому себе.

Данная тема включает несколько разделов:



  1. Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя?

  2. Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница.

  3. Я в мире людей. Люди, которые рядом.

  4. Дневниковые записи и их значение в самопознании.

  5. Я познаю себя, я познаю других, я сам (а) изменяюсь.

Тема «Самопознание личности» создает условия для формирования желания активно участвовать в занятиях. Она направлена на знакомство учащихся с понятием «самопознание», развитие культуры общения с собеседниками, желание высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других людей. Рассмотрим этапы занятий по формированию у школьников потребности знать себя.

Все занятия начинаются с мотивационного этапа. Цель этого этапа – создание условий для мотивации дальнейшей деятельности. На данном этапе происходит анализ результативности прошлого занятия. Он возможен в форме беседы, игры.

Второй этап посвящен развитию самооценки учащихся. Здесь возможно использование следующих приемов: игры «оптимисты» и «пессимисты», «Алфавит», «Трехглавый змей», «Волшебный магазин», разыгрывание сценок. (Приложение 2)

Третий этап занятия отводится информационному блоку. Это самый содержательный этап занятия. Можно применять чтение сказок, рассказов, составление характеристик (Приложение3). Интересен способ использования Странички откровений. Страничка откровений может стать началом написания своего дневника. В дневнике можно анализировать прожитый день, свои радости, тревоги, свое мироощущение и мировосприятие, отношение к людям. Дневник поможет осознавать свои ошибки, проанализировать неудачи. В дневник можно включить раздел «Самоинтервью». (Приложение 4)

Каждое занятие завершается проведением этапа рефлексии. Этот этап должен быть хорошо продуман. Варианты проведения рефлексии можно найти в приложении. (Приложение 5)

В конце занятия рекомендуется включать творческое домашнее задание. Это и сочинение-размышление «Мне обо мне. Взгляд на себя со стороны», и творческое задание «Подражание Чаплину», в котором нужно составить советы для учащихся. Один из вариантов «Моя робинзонада», согласно которому нужно составить проект выживания на необитаемом острове.



Саморазвитие личности

Продолжением систематической работы по данной теме является блок «Саморазвитие личности», который может изучаться в 7-10 классах.

В этом возрасте достаточно непросто обратить внимание учащихся на необходимость выполнять режим дня, тренировать свою волю, заставлять себя делать то, что требуют от тебя учителя и родители. В ходе данной темы школьники познакомятся с интересными примерами из жизни выдающихся людей, проверят свои возможности, изучат свой внутренний потенциал.

Основная цель темы:

– дать учащимся реальную возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей и ориентиров, которые помогут им развить черты характера, необходимые для их реализации;

- формировать у учащихся необходимость планирования жизни для реализации и достижения своих намеченных целей.

Темы занятий:


  1. Мои жизненные интересы и пути их реализации.

  2. Роль волевых качеств характера человека в его жизни.

  3. Как научиться жить в оптимальном режиме?

  4. Можно ли научиться управлять собой?

  5. Отрицательное и положительное самовнушение.

  6. Защита творческих идей и проектов по теме «Саморазвитие».

Рассмотрим материалы первого занятия.

Эпиграфом к первому занятию стали слова Ш.А.Амонашвили: «Будьте интересны себе, тогда вы станете интересными для других людей».

На занятиях в качестве мотивационных упражнений используются игры. Так, игра «Острова» предполагает продумывание учащимися своих интересов и оформление этих островов. Во время анализа и самооценки учащиеся дают названия своим островам, объясняя свой выбор.

На следующем этапе учащиеся обсуждают мысли: «Интерес – мотор жизнедеятельности», «Жизнь имеет смысл, если человек находится в гармонии с самим собой, с природой, с другими людьми», «Цинизм – это неумение смотреть внутрь себя».

Этап саморазвития предполагает выполнение такого задания. Лист тетради делится на две половины. На первой половине учащиеся определяют свои жизненные интересы. На второй половине листа – определяют пути реализации своих интересов.

Информационный этап знакомит учащихся с биографией физика Роберта Вуда, гения физического эксперимента.

В качестве домашнего задания предлагается:

1. Подберите пословицы, поговорки, афоризмы о значении интереса в жизни человека.

2. Напишите сочинение-размышление по следующим высказываниям: «Человек растет до самой смерти». Мариетта Шагинян.

«Мы живем, чтобы оставить след». Расул Гамзатов.

Второе занятие посвящено роли волевых качеств характера человека в его жизни. Учащиеся знакомятся с историческим примером из жизни римского юноши Муция. Определяют этапы волевого действия, с помощью теста изучают степень развития силы воли. На этом занятии можно использовать тест- опросник по самооценке волевых качеств. (Приложение 6)

Третье занятие посвящено разговору: «Как научиться жить в оптимальном режиме?», которое проходит под девизом: «Всякая экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени» (К.Маркс). Учащиеся учатся приводить примеры собственного преодоления себя. Кроме этого, формулируют правила, с помощью которых можно развивать волю и беречь свое время (Приложение 7). На этом занятии учащиеся выполняют тест «Как Вы относитесь к своему времени?» (Приложение 8).

Следующее занятие посвящено вопросу «Можно ли научиться управлять собой?» Учащиеся рассматривают способы управления (самоубеждение и самовнушение) своим поведением. На следующем занятии идет разговор об отрицательном и положительном самовнушении.

На последнем занятии учащиеся защищают проекты по теме «Саморазвитие». Темы проектов можно найти в Приложении 9.



Самовоспитание личности

Данная тема решает задачу демонстрации учащимися возможностей самовоспитания. Так, учащиеся младшего подросткового возраста начинают задумываться над тем, как повлиять на свои физические и личностные данные, изменить их в лучшую сторону.

Иногда им просто достаточно осознать, что необходимо воспитывать те или иные качества, но как это делать, они не знают.

В старшем подростковом возрасте учащиеся часто страдают потому, что усилия по самовоспитанию остаются неоцененными. Задача занятий по самовоспитанию – создать у учащихся ситуацию успеха, поддержать их в процессе самовоспитания.

Цель темы – определение, какого человека можно считать воспитанным и возможно ли самопознание и саморазвитие без воспитания себя.

Темы занятий по самовоспитанию личности:

1. Сущность самовоспитания и его результаты.

2. Самовоспитание и достижение жизненных целей.

3. Направленность человеческой личности.

4. Сила характера. От чего она зависит?

5. Самооценка и ее роль в самовоспитании.

6. Поведение и культура.

7. Я в ситуации выбора.

Занятие по теме «Сущность самовоспитания и его результаты» проходит под девизом: «Быть, а не казаться – девиз, который должен носить в своем сердце каждый гражданин, любящий свою Родину» (Н.И.Пирогов). Учащиеся составляют ассоциограмму на слово «самовоспитание», работают над обсуждением утверждений, связанных с понятием «самовоспитание» (Приложение 10). Кроме этого, они рассматривают причины необходимости самовоспитания. На этом же занятии учащиеся высказываются по проблеме: «Воспитанный человек. Какой он?»

На занятии «Самовоспитание и достижение жизненных целей» учащиеся знакомятся с биографией Серафима Саровского и Альберта Швейцера, обсуждают вопросы: «Какие черты характера отличают этих людей? Как вы считаете, достигли ли эти люди жизненных целей. Докажите, если да и если нет. Кто из выше упомянутых людей может стать идеалом построения дальнейшей жизни в настоящее время?» Готовят художественную выставку «Пословицы, поговорки, высказывания знаменитых людей в рисунках».

Тема «Направленность человеческой личности» ставит проблему: «Почему у разных людей на одну и ту же ситуацию возникают разные реакции? С чем это связано?» Разделяют 4 вида направленности личности:



  1. Эгоистическая (направленность на себя и свои интересы);

  2. Деловая (направленность на профессию, дело всей жизни);

  3. Групповая (направленность на свою семью и друзей);

  4. Общественная (ориентация на общественные интересы, самоограничение и самопожертвование).

На четвертом занятии учащиеся обсуждают свойства характера (цельность, сила, слабость), составляют свой портрет: «Черты характера, от которых я хочу избавиться» и «Черты характера, которые мне во мне не нравятся». На этом занятии планируется проведение игрового тренинга. Можно провести тестирование «Каков Ваш характер?» (Приложение 11).

Занятие «Самооценка и ее роль в воспитании» посвящено рассмотрению 15 шагов на пути к своей самооценке (Приложение 12), обсуждению вопроса «Что мне в тебе нравится?», составлению коллажа из достоинств («Что я умею делать лучше всего?»).

На занятии «Поведение и культура» идет обсуждение вопроса: «Культурное поведение», разыгрывание ситуаций:

Ситуация 1. «Продавец и покупатель»

Ситуация 2. «Родители и ребенок»

Ситуация 3. «Учитель и ученик»

Ситуация 4. «Руководитель и подчиненный»

Ситуация 5. «Прохожий и подросток»

Ситуация 6. «Пассажир и контролер»

Ситуация 7. «Официант и посетитель»

Ситуация 8. «Водитель и инспектор ГИБДД»

Ситуация 9. «Двое друзей».

На этом же занятии учащиеся решают нравственные задачи, написанные Эзоповым языком (Приложение 13). Кроме этого, они получают перечень нравственных качеств и отмечают степень выраженности этих качеств у себя. Оценивание идет следующим образом:

В (высокая степень выраженности);

С (средняя степень выраженности);

Н (низкая степень выраженности);

- (отсутствие данного признака) (Приложение 14).

Последнее занятие по теме «Я в ситуации выбора» проходит в форме игры – путешествия в горы. В воображаемом пути у учащихся пять остановок. Каждая остановка предполагает два варианта ответа: 1 вариант ответа – 10 баллов, 2 вариант ответа – 5 баллов (Приложение 15). В конце игры проходит этап рефлексии.



Выводы. Программа «Познай себя», включающая в себя темы «Самопознание личности», «Саморазвитие личности», «Самовоспитание личности» учит учащихся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития. Учащиеся имеют возможность увидеть своих одноклассников интересными людьми, которые умеют думать, планировать, проектировать. Эта программа позволяет учителям лучше узнать своих учеников, направить их энергию в нужное русло, развить их внутренний потенциал.

Заключение

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто Я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования?». Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы. Одни так и не находят на них ответы, другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить перспективы и направления своей деятельности, третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются неудовлетворенными своими ответами.

Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека существует фундаментальная потребность в самопознании. Действительно, внутренний мир каждого из нас – это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

Данная работа посвящена рассмотрению такого способа формирования у учащихся потребности знать себя и работать над собой как использование программы «Познай себя».

Под самопознанием понимают процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств личности, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми.

Каждый человек по-своему талантлив, обладает определенными задатками, способностями, наклонностями. Задача педагогов – создать условия для пробуждения интереса к собственной личности. Это можно сделать на специальных занятиях, посвященных формированию потребности знать себя и работать над собой. Именно это помогает выстраивать отношения с другими людьми, жить в гармонии с самим собой, следовательно, чувствовать себя счастливым человеком.



Список литературы

  1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Поговорим как взрослые. Ростов-на-Дону, 2008.

  2. Дерклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. М., 2006.

  3. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. М., 1989.

  4. Кадашникова Н.Ю., Илларионова Т.Ф. Как подготовить ребенка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2010.

  5. Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1995.

  6. Кинчер Д. Книга о тебе: 40 тестов самоисследований. СПб, 1996.

  7. Орлова Т.В. Психологические тесты для тинейджеров. Киев, 1996.

  8. Платонов К.К Занимательная психология. СПб, 1997.

  9. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М, 1986.

  10. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. М.: Глобус, 2006.



Приложение 1
Тест «Знаю ли я себя?»

Выберите ответ, который соответствует Вашему мнению.

1. Если Вам предстоит сделать выбор какого-нибудь одного дела из многих, то сможете ли Вы объяснить, почему сделали именно этот выбор?

Да – 2 Трудно сказать – 1 Нет – 0

2. Понимаете ли Вы причины плохого или хорошего отношения товарищей к Вам?

Да – 2 Трудно сказать – 1 Нет -0

3. Совершали Вы на прошлой неделе поступки, причины которых Вы затрудняетесь объяснить?

Совершал – 0 Не помню – 1 Не совершал – 2

4. Если время повернуть назад, то вчерашний день:

Прожил бы точно так же – 1 Многое сделал бы лучше – 2 Не считаю нужным об этом думать – 0

5. Можете ли Вы точно сказать, как поступите в сложной ситуации?

Да – 2 Нет – 0 Трудно сказать – 1

6. Знаете ли Вы, что изменилось в Вас, если сравнивать Ваше поведение сегодня и год назад?

Знаю – 2 Не знаю – 0 Не задумывался – 1

7. Задумываетесь ли Вы, какие изменения произойдут в Вас завтра?

Задумываюсь - 2 Не задумываюсь – 0 Над этим мне предстоит подумать – 1

8. Трудно ли Вам выбрать то дело, которое соответствует Вашему характеру?

Трудно – 0 Нетрудно – 2 Не знаю – 1

9. Знаете ли Вы, какая примерно профессия соответствует Вашим качествам личности?

Знаю – 2 Не знаю – 0 Не задумывался – 1

10. Знаете ли Вы, как произвести хорошее впечатление на окружающих?

Знаю – 2 Не знаю – 0 Не уверен – 1

11. Смогли бы Вы назвать героя книги или фильма, на кого Вы похожи?

Смог бы – 2 Не смог бы – 0 Не задумывался – 1

Подсчитайте баллы.

Если Вы набрали 16 и более баллов, то Вы себя знаете достаточно хорошо, если от 10 до 16, то Вам следует более глубоко изучить свои качества, если менее 10, то изучение себя надо начинать немедленно, так как всякое промедление приведет к нежелательным результатам.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница