МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ЩМР МО
местности
Учитель: Непряхина М. В.
2012 год
Урок – исследование «Распознавание деревьев своей местности по листьям»
Тема: Распознавание деревьев своей местности по листьям
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.
Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознавать деревья по их листьям.
Материалы к уроку: листья с разных деревьев данной местности, атлас – определитель деревьев, бумага, клей, фломастеры.
Планируемый результат
Дети учатся:
- различать деревья своей местности по листьям.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
- узнавать деревья по листьям;
- распознавать по определенным признакам лиственные и хвойные деревья;
- наблюдать, сравнивать;
- делать умозаключения.
Ход урока
-
Мотивация.
Для создания проблемной ситуации на доске размещены листья с разных деревьев (липа, буреза, осина), но похожие друг на друга размером, цветом, формой и т.д.
Учитель. Я собрала листья под деревом и не пойму: одному дереву принадлежат все эти листья или нет? Как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения
Учитель. Мнения разошлись. Как нам быть?
Выслушать ребят и сформулировать проблему: мы не можем определить, к какому дереву принадлежат эти листья.
Что нам нужно знать, чтобы решить эту проблему? Какие внешние признаки листа позволяют определить, к какому дереву он относится?
Выслушать детей и записать и записать на доске предполагаемые признаки, например:
-
-
Цвет
|
Форма
|
Количество листовых пластинок
|
-
-
-
Расположение листовых пластинок на листе
|
Край листа
|
Размер
|
Учитель. Итак, у нас возникло предположение, что по выделенным нами признакам
Можно определить, к какому дереву относятся листья, т. е. наша гипотеза заключается в том, что цвет. Форма, край листа и т.д. являются отличительными признаками.
Если это так, если эти признаки действительно помогают определить, к какому дереву относятся листья, то тогда давайте рассмотрим листья и выясним, какому дереву они принадлежат.
Формулируется цель исследования: опираясь на отличительные признаки листа, с помощью атласа определить, к каким деревьям относятся разные листья.
Учитель. Если нам удастся по этим признакам определить, к каким деревьям относятся листья, то, значит, наша гипотеза о признаках подтвердилась, если нет, значит, не подтвердилась.
-
Исследование в малых группах
Каждой группе предлагается следующий материал:
- набор листьев с 2 – 3 деревьев;
- инструкционная карта;
- атлас – определитель;
- листы белой бумаги, клей, фломастеры.
Ребятам необходимо:
- провести сортировку листьев, используя их внешние особенности;
- используя материал атласа – определителя деревьев, выяснить, к каким деревьям они относятся;
- наклеить листы на листы бумаги и подписать, с какого они дерева.
Учитель обращает внимание на порядок выполнения работы, обсуждает план исследования.
Инструкционная карта (план)
-
Разложите листья на столе.
-
Сравните листья по внешним признакам, которые мы с вами определили.
-
Используя атлас, определите, к какому дереву они относятся.
-
Наклейте листочки на бумагу и подпишите названия деревьев.
-
Подготовьте план ответа (отчета о работе группы).
Для подготовки отчета о работе группы детям выдаются незавершенные предложения.
Например:
-
Мы изучали ______________________________________________________________
И выяснили, что ______________________________________________________________
(показать наклеенные листья с надписями)
-
Это лист с ____________________________________________ дерева.
Это подтверждается тем, что (указать признаки) ___________________________________
_____________________________________________________________________________
А этот лист с _____________________________________________ дерева. И т. д.
-
Обмен информацией, организация фактов
Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы.
Учитель в ходе отчета групп уточняет отличительные особенности листьев каждого дерева (цвет, форма, количество лучей , края листьев, простой лист или сложный), а также фиксирует на доске отличительные признаки, которые являются определяющими, и те, которые не являются определяющими.
Деревья
|
Определяющие признаки
|
Неопределяющие признаки
|
1.
2.
3.
|
1.
2.
3.
|
1.
2.
3.
|
-
Связывание информации, обобщение
Учитель. Посмотрите на доску. Какие признаки помогали нам определять, к какому дереву принадлежат листья? Какой вывод о листьях различных деревьев мы можем сделать?
Выслушать ребят и сформулировать обобщение: листья различных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.
-
Подведение итогов
На этапе подведения итогов необходимо вернуться к предположению о том, что по определенным признакам можно узнать, какому дереву принадлежат листья:
- выяснить, какие из предположений подтвердились, а какие нет;
- определить, с какого дерева листья, принесенные учителем (на этапе мотивации).
Учитель. Удалось вам выяснить, с каких деревьев листья, на основе определенных признаков?
Дети. Да.
Учитель. Можно считать теперь гипотезу подтвержденной7
Дети. Да.
-
Применение
Ребята выходят во двор школы и по внешним особенностям листьев определяют названия деревьев.
Если не удалось определить название какого – то дерева, листья с него собираются в конверт для определения вида дерева в классе с использованием атласа – определителя.
Можно собрать листья для выполнения аппликации на уроке труда.
Самоанализ урока – исследования во 2 классе
Учитель: Непряхина М. В.
В рамках «Недели начальных классов»
Тема: Распознавание деревьев своей местности по листьям
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.
Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознавать деревья по их листьям.
Материалы к уроку: листья с разных деревьев данной местности, атлас – определитель деревьев, бумага, клей, фломастеры.
Планируемый результат
Дети учатся:
- различать деревья своей местности по листьям.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
- узнавать деревья по листьям;
- распознавать по определенным признакам лиственные и хвойные деревья;
- наблюдать, сравнивать;
- делать умозаключения.
Для формирования мотивации, интереса к изучению данной темы послужил выбор формы урока – урока – исследования. Цель исследования: опираясь на отличительные признаки листа, с помощью атласа определить, к каким деревьям относятся разные листья.
На 1 этапе урока была создана проблемная ситуация. Дети высказывали свои предположения.
В проблемном диалоге они по внешним признакам листа определяли, к какому дереву он относится. Затем на 2 этапе урока при работе в малых группах, опираясь на инструкционную карту, дети готовили план ответ (отчет о работе группы). На этапе обмена информацией в ходе отчета групп уточнялись отличительные особенности листьев каждого дерева (цвет, форма, края листьев и т. д.) . фиксировались отличительные признаки, которые являлись определяющими и не определяющими. На этапе подведения итогов дети возвращались к предположению о том, что по определенным признакам можно узнать, какому дереву принадлежат листья, выясняли, какие из предположений подтвердились, а какие нет, определяли, с какого дерева листья. На заключительном этапе полученные знания дети применяли на практике. Выйдя во двор школы, ребята по внешним особенностям листьев определяли название деревьев.
В ходе урока формировались УУД:
- предметные: дети учились различать деревья своей местности по листьям;
- коммуникативные: учились работать в группах, соблюдая общепринятые правила общения и взаимодействия; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания;
- познавательные:
на основе выделения существенных признаков, выполняли задания с использованием материальных объектов, строили объяснение в устной форме по предложенному плану,
|