Распознавание деревьев своей местности по листьям



Скачать 62.32 Kb.
Дата 01.10.2016
Размер 62.32 Kb.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ЩМР МО


местности



Учитель: Непряхина М. В.

2012 год

Урок – исследование «Распознавание деревьев своей местности по листьям»

Тема: Распознавание деревьев своей местности по листьям

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.

Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознавать деревья по их листьям.

Материалы к уроку: листья с разных деревьев данной местности, атлас – определитель деревьев, бумага, клей, фломастеры.

Планируемый результат

Дети учатся:

- различать деревья своей местности по листьям.
Умения, характеризующие достижение этого результата:

- узнавать деревья по листьям;

- распознавать по определенным признакам лиственные и хвойные деревья;

- наблюдать, сравнивать;

- делать умозаключения.

Ход урока


  1. Мотивация.

Для создания проблемной ситуации на доске размещены листья с разных деревьев (липа, буреза, осина), но похожие друг на друга размером, цветом, формой и т.д.

Учитель. Я собрала листья под деревом и не пойму: одному дереву принадлежат все эти листья или нет? Как вы думаете?

Дети высказывают свои предположения



Учитель. Мнения разошлись. Как нам быть?

Выслушать ребят и сформулировать проблему: мы не можем определить, к какому дереву принадлежат эти листья.

Что нам нужно знать, чтобы решить эту проблему? Какие внешние признаки листа позволяют определить, к какому дереву он относится?

Выслушать детей и записать и записать на доске предполагаемые признаки, например:



Цвет

Форма

Количество листовых пластинок




Расположение листовых пластинок на листе

Край листа

Размер



Учитель. Итак, у нас возникло предположение, что по выделенным нами признакам

Можно определить, к какому дереву относятся листья, т. е. наша гипотеза заключается в том, что цвет. Форма, край листа и т.д. являются отличительными признаками.

Если это так, если эти признаки действительно помогают определить, к какому дереву относятся листья, то тогда давайте рассмотрим листья и выясним, какому дереву они принадлежат.

Формулируется цель исследования: опираясь на отличительные признаки листа, с помощью атласа определить, к каким деревьям относятся разные листья.



Учитель. Если нам удастся по этим признакам определить, к каким деревьям относятся листья, то, значит, наша гипотеза о признаках подтвердилась, если нет, значит, не подтвердилась.

  1. Исследование в малых группах

Каждой группе предлагается следующий материал:

- набор листьев с 2 – 3 деревьев;

- инструкционная карта;

- атлас – определитель;

- листы белой бумаги, клей, фломастеры.

Ребятам необходимо:

- провести сортировку листьев, используя их внешние особенности;

- используя материал атласа – определителя деревьев, выяснить, к каким деревьям они относятся;

- наклеить листы на листы бумаги и подписать, с какого они дерева.

Учитель обращает внимание на порядок выполнения работы, обсуждает план исследования.



Инструкционная карта (план)

  1. Разложите листья на столе.

  2. Сравните листья по внешним признакам, которые мы с вами определили.

  3. Используя атлас, определите, к какому дереву они относятся.

  4. Наклейте листочки на бумагу и подпишите названия деревьев.

  5. Подготовьте план ответа (отчета о работе группы).

Для подготовки отчета о работе группы детям выдаются незавершенные предложения.

Например:



  1. Мы изучали ______________________________________________________________

И выяснили, что ______________________________________________________________

(показать наклеенные листья с надписями)



  1. Это лист с ____________________________________________ дерева.

Это подтверждается тем, что (указать признаки) ___________________________________

_____________________________________________________________________________

А этот лист с _____________________________________________ дерева. И т. д.


  1. Обмен информацией, организация фактов

Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы.

Учитель в ходе отчета групп уточняет отличительные особенности листьев каждого дерева (цвет, форма, количество лучей , края листьев, простой лист или сложный), а также фиксирует на доске отличительные признаки, которые являются определяющими, и те, которые не являются определяющими.




Деревья

Определяющие признаки

Неопределяющие признаки

1.

2.

3.



1.

2.

3.



1.

2.

3.





  1. Связывание информации, обобщение

Учитель. Посмотрите на доску. Какие признаки помогали нам определять, к какому дереву принадлежат листья? Какой вывод о листьях различных деревьев мы можем сделать?

Выслушать ребят и сформулировать обобщение: листья различных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.



  1. Подведение итогов

На этапе подведения итогов необходимо вернуться к предположению о том, что по определенным признакам можно узнать, какому дереву принадлежат листья:

- выяснить, какие из предположений подтвердились, а какие нет;

- определить, с какого дерева листья, принесенные учителем (на этапе мотивации).

Учитель. Удалось вам выяснить, с каких деревьев листья, на основе определенных признаков?

Дети. Да.

Учитель. Можно считать теперь гипотезу подтвержденной7



Дети. Да.

  1. Применение

Ребята выходят во двор школы и по внешним особенностям листьев определяют названия деревьев.

Если не удалось определить название какого – то дерева, листья с него собираются в конверт для определения вида дерева в классе с использованием атласа – определителя.

Можно собрать листья для выполнения аппликации на уроке труда.

Самоанализ урока – исследования во 2 классе

Учитель: Непряхина М. В.

В рамках «Недели начальных классов»


Тема: Распознавание деревьев своей местности по листьям

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.

Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознавать деревья по их листьям.

Материалы к уроку: листья с разных деревьев данной местности, атлас – определитель деревьев, бумага, клей, фломастеры.

Планируемый результат

Дети учатся:

- различать деревья своей местности по листьям.
Умения, характеризующие достижение этого результата:

- узнавать деревья по листьям;

- распознавать по определенным признакам лиственные и хвойные деревья;

- наблюдать, сравнивать;

- делать умозаключения.

Для формирования мотивации, интереса к изучению данной темы послужил выбор формы урока – урока – исследования. Цель исследования: опираясь на отличительные признаки листа, с помощью атласа определить, к каким деревьям относятся разные листья.

На 1 этапе урока была создана проблемная ситуация. Дети высказывали свои предположения.

В проблемном диалоге они по внешним признакам листа определяли, к какому дереву он относится. Затем на 2 этапе урока при работе в малых группах, опираясь на инструкционную карту, дети готовили план ответ (отчет о работе группы). На этапе обмена информацией в ходе отчета групп уточнялись отличительные особенности листьев каждого дерева (цвет, форма, края листьев и т. д.) . фиксировались отличительные признаки, которые являлись определяющими и не определяющими. На этапе подведения итогов дети возвращались к предположению о том, что по определенным признакам можно узнать, какому дереву принадлежат листья, выясняли, какие из предположений подтвердились, а какие нет, определяли, с какого дерева листья. На заключительном этапе полученные знания дети применяли на практике. Выйдя во двор школы, ребята по внешним особенностям листьев определяли название деревьев.



В ходе урока формировались УУД:

- предметные: дети учились различать деревья своей местности по листьям;

- коммуникативные: учились работать в группах, соблюдая общепринятые правила общения и взаимодействия; формулировать  собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания;

- познавательные:

на основе выделения существенных признаков, выполняли задания с использованием материальных объектов, строили объяснение в устной форме по предложенному плану,


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница