Расширение знаний и представлений о государственной символике




Скачать 123.44 Kb.
Дата 07.09.2016
Размер 123.44 Kb.
20-летие Конституции Российской Федерации. Государственные символы России.

Цель.

  • Расширение знаний и представлений о государственной символике.

Задачи:

  • популяризовать государственные символы РФ;

  • знакомить со значением государственных символов РФ;

  • развивать познавательные способности;

  • формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;

  • воспитывать уважение к символам государства.

Наглядные пособия: Конституция РФ.

Материалы: печатный раздаточный материал для работы в группах.

Оборудование: аудио оборудование, компьютер, проектор, экран.

Ученик.  У всего своё начало: 
У домов, у кораблей, 
У дороги – от причала 
Через тридевять морей. 
У хлебов – в полях раздольных, 
У комбайна, у станка – 
Всё идет от двери школьной 
И от первого звонка.

Есть много слов, но среди них есть самые дорогие, родные. Назовите эти слова… (ученики называют слова).

- Да, правильно. А ещё есть одно дорогое слово,

Ученик. Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя. 
Слышишь голос соловья? 
Это – Родина твоя. 
Школа, где твои друзья, - 
Это – Родина твоя. 
Руки матери твоей, 
Звон дождей и шум ветвей, 
И в саду смородина – 
Это тоже Родина.

(Прослушивание песни на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»)

 Мы живем в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня. В состав России входят 83 субъекта Российской Федерации: 21 республика, 9. краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. В России проживают 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык. Все они объединились в одно большое государство.

-Как называется наше государство?

(Наше государство называется Россией - Российская Федерация). «Федерация» означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа.(статья 5).

- 12 декабря 2013 года Россия отмечает государственный праздник - день Конституции — Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу и являющегося фундаментом законодательства. В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, по которой страна живет и сегодня. В этом году, будет 20 лет, как была она принята. Вот как она начиналась: (читают с экрана)

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
Много, много лет назад,

 Как нам люди говорят,

 Был придуман Он -

 Конституции Закон,

 И с тех пор за годом год

 Его чествует народ,

 За мораль и за порядок,

 И не страшен нам упадок,

 Кто законы соблюдает,

 Тот, конечно, уважает

 Конституцию, страну,

 Родину свою одну!


-Для чего человеку нужна Конституция? Для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.ё. ощущать себя сё гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать. Благодаря знанию Конституции приобщаемся к богатейшему наследию предков, понимаем неповторимость родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству.


-Сегодня наш урок посвящается Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации является Основным Законом нашей жизни. Граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности. Конституция Российской Федерации как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, закрепляет права и свободы человека и гражданина. Юным гражданам нашей страны очень важно научиться жить по определённым установленным правилам. Граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности. Школа и школьники тоже живут по установленным правилам (быть внимательными, правильно выполнять все задания, не шуметь, не перебивать учителя и товарищей, уважать своих однокласс ников.)

Игра «Где права, и где обязанности»

Дети берут по одной карточке, читают и вешают на доску в столбик «Права» или «Обязанности».



Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина.

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать законы

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить налоги

Право на свободное передвижение

 

Свобода совести, свобода вероисповеданий

 

Свобода мысли и слова

 

Право избирать и быть избранным

 

Право на труд

 

Право на отдых

 

Право на получение социальной помощи

 

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

 

Право на образование

 

Право на получение юридической помощи

 

Свобода информации

 

Свобода творчества

 

 какие права дает нам Конституция?

 об одном из этих прав мы можем узнать в данном отрывке



1. Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь, 
Учат в школе, учат в школе, учат в школе. 

В статье 43 Конституции закреплено право на образование граждан. И все дети нашей большой страны с 7 лет приходят в школу за знаниями. Школа станет для них вторым домом, здесь они научатся читать, писать, решать задачи, любить и беречь природу, найдут много новых замечательных друзей. В жизни человека очень важную часть составляет любовь к школе, к учению, к книге, уважение к традициям школы; важнейшие обязанности детей в школе - хорошо учиться, быть воспитанными, уважать учителей и других взрослых, заботиться о своём здоровье, помогать товарищам.

— На прививку! Первый класс!

— Вы слыхали? Это нас!.. —

Я прививки не боюсь:

Если надо — уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и — пошел...

Здесь речь идёт о праве на …(дети должны назвать) охрану здоровья.

Послушайте ещё один отрывок

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.


В нем говорится о праве на ……..    труд

-Какие ещё права из Конституции вы знаете? (Право на жизнь 20,на жилище 40,на охрану здоровья 41).



-У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства.

-Как вы думаете, что такое символы? Что могло бы стать символом нашей страны, по которому иностранцы безошибочно определят: это Россия?



Символы России – наши главные слова,

Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,

Президент, Конституция, Кремль и Москва,

Все это связано с нашей Отчизною!

                                               («Я - россиянин» Г. Горшков)



Символы государства - это знаки отличия страны от других стран. Всякий символ страны несет в себе информацию о неповторимости этой страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна, а она уникальна в этом мире. Другой такой страны нет! Символы нужны для выражения патриотизма её граждан, для представления страны на международной арене, как зрительный и музыкальный образ государства. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина. Символы свидетельствуют о неразрывной связи времен, они - живые, свидетели памяти. Таким образом, знание Государственной символики, позволяет глубже понять историю своего государства, помогает воспитывать уважение к своему Отечеству.

-Какие символы знаете?

Основными символами служат государственный герб, флаг, гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны — Конституцией.

-А когда родители были школьниками, то они каждый день видели и слышали совсем иные государственное символы - герб, флаг и гимн СССР (учитель показывает слайды с изображением гербов и флагов СССР и Российской Ф.) Сегодня у нас совсем другие государственные символы - герб и флаг. Являются ли они абсолютно новыми, созданными в последние два десятилетия или имеют давнюю историю? Только в конце XIX века во всём мире установилась обязательная традиция каждой стране иметь свои герб, флаг, гимн.



А) Герб - это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Герб позволял узнать своего владельца, судить о его положении и правах. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны и может считаться гербом только тогда, когда используется постоянно на протяжении определённого времени. В настоящее время герб является официальным государственным символом.

- Где можно увидегь герб? (Его можно увидеть на флагах; монетах; печатях и

официальных документах).

- Посмотрите внимательно на герб Российской Федерации. Что он представляет.собой?

(Четырехугольный, заостренный в оконечности красивый щит с золотым - двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья – символ власти, силы, мудрости.. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. 3 короны – символ власти: исполнительной, законодательной, судебной. В правой лапе орла - скипетр, а в левой - держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий копьем опрокинутого навзничь дракона – символ борьбы добра со злом, защиты Отечества. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника).

-Кто знает, как его зовут? (Георгий Победоносец)


Б) Слово “флаг” - голландского происхождения означает ‘‘корабельное знамя. Это знак того, кому оно принадлежит, его символ. Государственный Флаг является символом суверенитета государства. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства.

Рисование флага Российской Федерации.

- Правильно ли вы нарисовали Флаг (правильно ли расположили цвета)?

- Что обозначают цвета Флага России?

Цветами Российского флага являются белый, синий и красный. Этим цветам флага приписывается множество символических значений. В настоящее время нет официального толкования цветов Государственного флага. На Руси означали:



белый цвет-благородство и откровенность;

синий цвет - верность, честность, безупречность, целомудрие;

красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка, написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете… (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в …(синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко… (красном).

В) Гимн (от греч. - торжественная песнь в честь божества) - хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражаямировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом состоит специфика многих национальных гимнов.

- Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в древнем Eгиптe их исполняли в честь богов. В Древней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Они исполнялись при совершении религиозных обрядов, но одновременно стали частью театрального представления. Впервые потребность в гимне возникла при Петре 1. На праздниках, во время торжественных событий в честь побед русского оружия исполнялся Преображенский марш. В годы правления императора Александра 1 появился 1-ый официальный государственный гимн – «Молитва Русских». В 19 веке в честь празднования Рождества звучал гимн «Боже, царя храни». Потом использовали «Интернационал», гимн СССР Глинки «Патриотическая песнь». После выборов президента в 2000 году депутаты утвердили гимн России на слова Михалкова и музыку Александрова.

-Как должны веста себя люди при исполнении государственного гимна?

-Какие чувства должен испытывать человек, слушая гимн Родины?



- Каждый гражданин обязан беречь природу - сказано в Конституции.

Ученик. Берегите лес,
Он источник чудес!
 
Чтобы всюду зеленели
 
Сосны, вязы, клёны, ели.
 
Берегите лес!


- Под защитой этого закона находится зелёный мир, звери, птицы, реки, моря и даже полевые цветы.

-Мы разобрали всего несколько статей. Каждая гарантирует счастливую жизнь нашему народу.

Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?

Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 6 лет. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».– Кто является президентом в России в настоящее время?

Итог.  - Как называется Главная книга страны? 

-Назовите дату государственного праздника.


 - Сколько прошло лет, как была принята Конституция? 
Ученик. В своём краю, как ни в каком ином, 
Есть все права – расти, творить, трудиться.
 
Берегите свою страну – ведь другой похожей нет.
 
Берегите поля, моря, - это Родина твоя.


- Живу в России, россиянин – я!

Я это сознаю, горжусь я этим!

Россия – это Родина моя!

Она милее мне всех стран на свете!

В России небо голубее, зеленей трава,

Здесь солнышко теплее греет!

У человека Родина всегда одна.

Поэтому и дорожим  мы ею!

Интернет-ресурсы: nsportal.ru festival.1september.ru klruk.uroki.org.ua

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/klassnyi-chas-den-konstitutsiihttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/klassnyi-chas-den-konstitutsii


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница