Развитие навыков сюжетно-ролевой игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста




Скачать 1.13 Mb.
страница 1/7
Дата 23.09.2016
Размер 1.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


Фролова Н.В.

МДОУ детский сад №51

Воспитатель

32-11-54


Развитие навыков сюжетно-ролевой игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Введение

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающим. И это не удивительно, ведь личность ребёнка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко и раскованно.

В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие – не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются не замеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребёнка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребёнка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребёнку завоевать расположение сверстников. Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми.

Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путём ненавязчивой игры привить ребёнку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

Если вмешиваться в игру ребёнка ненавязчиво , побуждать его действовать по определённому сюжету, поиграть на глазах у ребёнка с его

игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, « я доктор». Ребёнок, наблюдая за взрослым, будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия.

Нужно поощрять самостоятельную выдумку, инициативу ребёнка. Для трёх-четырёх летних детей создавать разнообразные игровые ситуации: « Мишка заболел «Поедем на дачу» и др.

Важно направлять игру детей не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

При правильном и последовательном руководстве взрослых

Игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей.

Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей её от других видов деятельности, - в ней ребёнок овладевает механизмом замещения.

В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть

организованно их общение.

.Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Игре, как форме организации воспитания принадлежит значимое место в плане развития самых разных качеств и свойств детской личности. Первая задача игры состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы развивать, не в преподавании, а в воспитании. Задача эта лежит вне области знаний, а там где развиваются телесные и душевные силы. Все остальные цели занимают лишь второе место.



Цель моей работы:

Научить детей играть в сюжетно-ролевые игры.

Наблюдая за игрой, я поняла, что дети не умеют играть. Необходимо провести специальную работу по развитию игровой деятельности.

В связи с этим я поставила ряд задач.

1.Создать необходимую развивающую среду для свободной самостоятельной игровой деятельности.

2. Научить самостоятельно, выбирать тему для игры, развивать сюжет, овладевать способами ролевого поведения, соблюдать во время игры правила.

3.Обогатить знания родителей об особенностях игровой деятельности детей.


Глава 1. Теоретические основы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.


1.1 Роль игрового общения в жизни

детей дошкольного возраста

Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. Игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так называемой игры с правилами появляются впоследствии в сюжетно-ролевой игре.

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.



1.2.Характерные особенности сюжетно – ролевой игры.

Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происхо­дит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т. д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, твор­чества, близки эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является средством эстетического воспитания. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения.

Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольно­го возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображае­мая ситуация, сюжет, роли.

Сюжет - отражение детьми в игре определенных действий, со­бытий, взаимоотношений в жизни и деятельности окружающих. По­этому сюжеты зависят от эпохи, быта, географических и других условий. Чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем более однообразны сюжеты их игр. Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонажи, предметная ситуация. Сюжеты различаются по тематическому содержанию и по структуре. Тематическое содержание сюжетов зависит от конкретных условий жизни детей.

Этапы сюжетно - ролевой игры:

Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жиз­ни ребенка на основе предметных игр.

В игре четко выделяется подготовительный этап: распределе­ние ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовле­ние (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логи­ке распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6.

Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуще­ствуют.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателя­ми стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение те­матики игр, углубление их содержания); использование игры в це­лях воспитания детского коллектива и отдельных детей, руковод­ство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педа­гогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не на­рушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игро­вой деятельности.

На современном этапе также огромное внимание уделяется проб­леме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С. Л.Ново­селова, Е. В.Зворыгина). В разработке этой проблемы можно выде­лить направление, для которого свойственно довольно жесткая рег­ламентация игры (К. Я.Вольцис), некоторые авторы допускают воз­можность руководить игрой при помощи косвенных приемов (Н. В. Седж, Р. Л.Непомнящая). Вместе с тем теоретически обосновано и применяется на практике в детском саду комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми. В нем сочетается в единое целое приоб­ретение детьми знаний об окружающем мире, что дает возможность развивать игровые сюжеты, и создание условий для развития само­стоятельности и творчества детей.

Используемые воспитателем Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязан­ные компоненты: ознакомление с окружающий в активной деятельнос­ти ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры.

1.3.Основные направления развития сюжетных игр детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Организация сюжетно—ролевой игры

Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

Умение педагога наблюдать педагога за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.

И наконец, в-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен, активно, использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи. Таким образом, увлекательным процессом. В ходе, которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника. Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру.

Глава 2. Развитие игровой деятельности дошкольников.

2.1.Организация игровой деятельности в современном детском саду


  1. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Итак, мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.

И, тем не менее, мы вынуждены констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин тому несколько.

•  У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.

•  Игра — отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели крупных городов, в частности Твери, столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность» - риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т.д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закройщика ателье и портного. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса.

•  Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.

Также одной из веских причин ухода игры из ДОУ является наше желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. При этом употребляется такая фраза, как «социальный заказ». По сути дела, этот пресловутый социальный, заказ используется многими как отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую игру.

А между тем время на игру в ДОУ есть — это заложено в нормативных документах, являющихся для нас основополагающими, в частности в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях...», в новых СанПиНах.

Другая проблема — восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой.

Рассмотрев руководство игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:

 •    Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей. Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно - развивающей среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей. Уже говорилось о том, что одной из причин «ухода» игры из детского сада является стремление педагогов максимально приблизить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении к «школьной» модели. Основное время и внимание педагоги уделяют занятиям с детьми, забывая о важности самостоятельной детской игры и ее значении для развития детей. «На игру у нас нет времени! Его катастрофически не хватает!» - говорят воспитатели. Это не так. Время на игру есть. Оно заложено в любой комплексной программе дошкольного воспитания. Проанализировав программы и предлагаемые в них режимы дня, а также инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях...» и новые СанПиНы, я пришла к выводу, что в ре жиме дня детей в детском саду время на игру отведено. Руководствуясь этими документами, методисты разработали схему, учитывающую все режимные моменты пребывания детей в дошкольном учреждении. Она показывает, что детям разных возрастных групп на игру в течение дня отводится от 3 часов 15 минут до 3 часов 30 минут. Главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.



2.2 Уровень сформированности игровой деятельности детей в МДОУ №51.

Годовой план работы детского сада предусматривает работу по игровой деятельности.

Эта работа предусматривает решение следующих задач:

-Повышение квалификации педагогов в игровой деятельности.

-Организация игровой деятельности в МДОУ.

-Организация игровой деятельности в домашних условиях (Работа с родителями)

Для выявления представления об отношении воспитателей и родителей проблеме игры мы провели анкетирование (Приложение№1).
Анкета для воспитателей включала в себя 5 вопросов. Первые три вопроса были направлены на изучение условий и формы организации игровой деятельности детей. Два вопроса изучали проблему детской игры, методов и приёмов их решений.

Анкета для родителей включала в себя 10 вопросов. Первая группа(1-5) вопросов изучает создание условий для детской игры в семье, какие игры предпочитают дети. Вторая группа вопросов (6-7) изучает отношение детей к игрушкам, третья группа вопросов (8-10) исследовала условие совместной игры детей и родителей.

Мы исследовали педагогическую компетентность родителей и воспитателей в области детской игровой деятельности.

Целью данных анкет было: Выявить отношение родителей к игре детей, изучить организацию игровой деятельности дошкольников в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии игровой деятельности дошкольников. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что есть родители, которые ответственно подходят к созданию условий игровой деятельности, выборе игрушки для детей, но таких родителей мало, многие считают, что они приобрели игрушки и этого достаточно, но при этом родители говорили о своей занятости на работе по этой причине нет времени на игры с детьми.

Кроме того на данном этапе эксперимента изучались особенности педагогической компетентности воспитателей. Изучение вопросов первого вида (направление на изучение условий и формы организации игровой деятельности) показало, что в группе создаются условия для организации игровой деятельности, но не всегда педагоги идут в ногу со временем (магазин – супермаркет, почта- салон продаж сотовых телефонов…). Вопросы второго вида (изучение проблем детской игры, методов и приёмов их решений.) показали, что интерес ребёнка к игре поддерживается различными методами и приёмами, привлечение современных методов сотрудничества.

Таким образом, анкетирование показало, что по развитие игровой деятельности работа ведётся, но не на достаточно хорошем уровне.

Для повышения знаний педагогов в области игровой деятельности мы провели консультации сообщения. (Приложение№2)

Для родителей мы подготовили консультации, папки передвижки, памятки по данному виду деятельности. (Приложение№2)

После этого я приступила к выявлению уровня сформированности игровых навыков.

2.3 Выявляем уровень сформированности игровых навыков.

Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников — и была разработана предлагаемая вашему вниманию схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Итак, для изучения уровня сформированности игровых на­выков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой за данности (иногда даже за учености) ролей (например: врач, медсестра, больной).

Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 крите­риям:

1.  распределение ролей,

2.  основное содержание игры,

3.  ролевое поведение,

4.  игровые действия,

5.  использование атрибутики и предметов-заместителей,

6.  использование ролевой речи,

7.  выполнение правил.

Каждый критерий оценивается по 2 уровням. При этом, несмотря на то, что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возраст­ные рамки для каждого уровня:,


1 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

2 уровень — старше 5,5 лет,

Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей

1 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более чело­век). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

2 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

1  уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

2  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

1 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

2 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

2 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зави­симости от сюжета.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница