Развивающие игры Никитиных




Скачать 255.01 Kb.
Дата12.09.2016
Размер255.01 Kb.
Развивающие игры Никитиных
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!

Б.П.Никитин

Творческие развивающие игры Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:



  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д.

  2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

  3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

  4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу по непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

  6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

  7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

  8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

  9. Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

  10. Игры позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

В развивающих творческих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • игры могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста,

  • задания-ступеньки игр всегда создают условия, опережающие развитие способностей,

  • ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи,

  • игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества,

  • играя в эти игры со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Эти пять пунктов соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей. Именно благодаря этому игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Сложи квадрат

В игре "Сложи квадрат" нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.

Б.П.Никитин: "Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного".

Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. Таким образом, в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.

Игра "Сложи квадрат" представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.

В первом уровне сложности (3-4 года) количество составных частей квадрата 2-3, на втором (4-5лет) - 3-5 и на третьему (6-7лет) - 4-7.

Дроби

Представление о дроби, как части целого, может сформироваться у малыша рано. Ведь в жизни он видит, например, половину яблока или его четверть. На равные части можно разрезать пирог или круглый торт. Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях.



Кубики для всех

Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб можно несколькими десятками способов! Правила игры похожи на правила игры в Уникуб.

Занятия начните с того, что, положив перед малышом рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели, во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель. Первая часть представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания - на какие фигурки его можно расчленить, а вторая - синтез, сначала мысленный, а потом предметный.

Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Кстати, по заверениям многих родителей, эта игра слишком сложна для них. Однако ребенок увлекается придумыванием новых моделей, а потом и составлением заданий для взрослых.

Уникуб

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.

Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление - нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 - разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика - шесть. Потом оказывается, что есть еще 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению?

Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.



Сложи узор

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3-х и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков, различающихся по цвету и форме, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.


Интеллектуальные игры Никитиных




 

Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно.



 



 

В своей книге “Интеллектуальные игры” Б.П. Никитин дает подробное описание 18 играм.


Некоторые игры не нуждаются в специальных пособиях, достаточно простого деревянного конструктора (игра “План и карта”) или металлического (игра “КБ САМ”), какие-то таблицы и карточки стоит изготовить самостоятельно (”Таблица Пифагора” и “Внимание”).

Однако самые известные никитинские игры выпускаются теперь фабричным способом.


Вот самые известные из Игр Никитина:



 

Игра “Сложи узор”


Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Некоторые компьютерные детские игры “Baby Lessons” основаны на методике развивающих игр Никитина.
“Собери узор” (9 элементов) Играть >>>
“Собери домик и ёлочку”. Игра для малышей (4 элемента) Играть >>>





 

Игра “Сложи квадрат”


Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат.







 

Игра “Кирпичики”


Игра знакомит детей с основами конструирования и черчения, развивает внимание, пространственное мышление, способность к анализу и самоконтролю.

В комплект входят 8 одинаковых деревянных брусков и блокнот с заданиями. Первые задания просты и предусматривают использование лишь двух элементов. Это позволяет использовать игру даже с трехлетними малышами. Последующие задания расположены по возрастанию сложности, что соответствует основному принципу развития “От простого к сложному”.







 

Игра “Уникуб”


  Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий “Уникуба” может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 - разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6. Потом оказывается, что, кроме единственных, есть и 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению?





 

Игра “Кубики для всех”


 Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить “объемными фигурами”. Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.





 

Игра “Дроби”


Представление о дроби, как части целого, может сформироваться у малыша рано. Ведь в жизни он видит, например, половину яблока или его четверть. На равные части можно разрезать пирог или круглый торт.

Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях.



Мозаика:не игра, а клад!

английский для детей геометрия занимательная математика Звонкин логика мозаика Монтессори пространственное мышление развитие детей симметрия



На домашнем кружке у Александра Звонкина, папы и математика в одном лице, мозаика быстро стала популярной. "Это не игра, а настоящий клад всевозможных задач по геометрии, комбинаторике, логике, угадыванию закономерностей" - говорит автор популярнейшей книги по развитию детей. 

 


 Для начала мозаику надо приобрести. Существует достаточно много разновидностей мозаики - пластиковая, магнитная, с буквами, с "фишечками". Для математических целей подходит прямоугольная мозаика, с разноцветными фишками - кнопочками. Так мы развиваем не только пространственное мышление, усидчивость, но и мелкую моторику. Желательно, чтобы планшетов было несколько (удобно работать с несколькими детьми, а еще планшеты  можно "стыковать" друг с другом). Чем крупнее будут фишки, тем лучше. С возрастом их размер можно уменьшать. 

По образцу

Первая занималка - составить фигурку по образцу. Обычно они прилагаются к самим мозаикам, но если у вас их нет, то можно придумать узоры самостоятельно, нарисовав их фломастерами.  

 

Симметрия 

Александр Звонкин советует начинать по принципу "от простого к сложному". Сначала выложите на планшете фишками одного цвета ось - вертикальную линию, проходящую посередине поля. Эта линия будет "зеркалом" и в это зеркало будут смотреться разные фигурки. 


Постройте с одной стороны простую фигурку - квадрат, прямоугольник, попросите повторить ее на другой стороне "зеркала". Можно варьировать цвет, размер, расположение фигур. Чтобы проверить, насколько точно ребятам удалось отзеркалить вашу фигуру, возьмите настоящее зеркало. Если тоже самое, значит все в порядке. Если нет  - попробуем исправить.

 

На следующем занятии расположение оси можно поменять: сначала она станет горизонтальной, затем пойдет по
диагонали. Выкладываемые фигурки раз от раза можно усложнять. Составлять разноцветные ромбы, делать бабочки. Проверять с помощью зеркала. Симметрия, по словам Звонкина, тема - богатая, обязательно найдите в сети фотографии снежинок и другие примеры симметричности в природе или в книге Г.Вейля  "Симметрия".

 Учимся писать

По определению Марии Монтессори, чтение - это превращение звуков в знаки. Этим мы и займемся с помощью мозаики. Будем составлять главные слова, а потом выйдем и в предложения. Особенно это полезно делать, изучая иностранный язык. 

Я даю ребенку карточки так называемых sight words или базовых слов, а он мне их копирует на мозаике. Правила написания пропускаем через "руку


Система Дьенеша – неизвестное, но полезное


Система Дьенеша менее известная система раннего развития ребёнка, чем Домана или Никитиных, но логические игры, которые даёт нам автор, заслуживают отдельного внимания. Они развивают логическое мышление, комбинаторику, аналитические способности, формируют навыки, которые необходимы для решения логических задач. Ребёнок учится выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти одно, или несколько свойств одновременно.

Блоки Дьенеша познакомят кроху с алгоритмами, кодированием информации, логическими операциями. Игры с ними способствуют активизации процесса развития у детей дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С этими блоками будет интересно играть не только старшим дошкольникам, но и детям двух-трех лет, а так же первоклассникам!



Простейшие игры для детей 3–4 лет

Найди все фигуры (блоки) по цвету (по размеру, форме), как эта. Или найти не такую фигуру, как эта.

Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)
На этот раз малышу нужно совместить размер и форму или цвет и размер. Пусть ребёнок найдёт фигурку такого же цвета, только другой формы. Более сложный вариант: найди такие же фигуры по цвету и размеру, но другие по форме.

Цепочка
Возьмите любую фигуру. А теперь старайтесь построить от неё максимально длинную цепочку. При этом соблюдайте ряд условий: чтобы рядом не было похожих фигур по цвету (форме или размеру). Чтобы рядом находились фигуры одинакового размера, но разной формы. Чтобы рядом находились фигуры одинаковые формой и цветом, но разные по размеру.

Второй ряд

Выложите в ряд пять или шесть любых фигур. Под ними разместите второй ряд так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда разместилась фигура другого цвета (размера, формы); такого же размера, но другого цвета (формы); другая по цвету и размеру; не такая по размеру, цвету и форме.



Домино
В эту игру может играть три и более детей. Разделите кубики на всех поровну. Принцип игры такой же, как и в классическое домино. Только комбинация кубиков может изменяться: ход таким же цветом (размером, формой), ход такой же формой и размером (размером и цветом, цветом и формой), ход таким же размером, но другим цветом и т. д.

Раздели фигуры

Возьмите несколько игрушек — зайцев, мишек, кукол и т. д. Задание: разделить кубики между игрушками так, чтобы зайцу, например, достались все красные кубики, кукле — все жёлтые и т. д. Затем чтобы у мишки оказались все большие фигуры, у зайца все круглые, а у куклы все красные. И так далее.

Теперь усложним задачу. Нужно поделить фигуры так, чтобы у зайца оказались все жёлтые, а у куклы все круглые. Проверьте, какие фигуры достались только зайцу? (жёлтые, не круглые). Какие только кукле? (круглые, не жёлтые). А какие фигуры подошли сразу и зайцу и кукле? (жёлтые, круглые). А какие фигуры никому не подошли? (Не жёлтые, не круглые). Далее экспериментируйте с комбинациями форм, размеров и цветов.

Вы так же можете смастерить карточки. Например, зелёный цвет будет обозначен буквой «з», синий — «с» и т. д. Большой размер будет символизировать большой домик, маленький — маленький. Толщина — толстый или худой человечек.

Теперь пусть ребёнок рассмотрит карточки, назовёт, что на них зашифровано. Если на карточке обозначен синий цвет, значит к ней нужно класть синие блоки. А теперь называем все характеристики блоков, показывая, каким карточкам они соответствуют.

Ещё одной разновидностью игры «раздели фигуры» является игра «кто первый?». Ведущий говорит: «Кто первый соберёт все круглые фигуры и отнесёт их на табуретку?». Задание ребятишек — собрать все быстро и качественно. Таким же образом можно заселять домик красными фигурами, прятать толстые блоки и так далее.

Можно поиграть также и с Незнайкой. Пусть малыши научат его описывать предмет, не называя его свойств. Например, красный круг — он не синий и не жёлтый, не квадратный и не треугольный.
Игра с одним обручем

На пол кладётся обруч. Каждому ребёнку даётся в руки по одному блоку. Дети должны расположить блоки в соответствии с заданиями ведущего: все зелёные блоки внутри обруча, остальные — вне. Звучит вопрос: какие блоки находятся внутри обруча? Правильный ответ: красные. А вне? Не красные. Ответ должен быть именно таким, так как свойства блоков вне обруча определяются через свойства тех, которые лежат внутри.


Игра с двумя обручами

На пол кладут два разноцветных обруча (чёрный и зелёный). Эти обручи пересекаются, образуя общую часть. Кто-то из детей встаёт в пересекающуюся часть обручей; кто-то в чёрный обруч, но вне зеленого; кто-то в зелёный, но вне черного; кто-то вне зелёного и чёрного. Теперь дети должны расположить все красные блоки расположились внутри чёрного обруча, а все круглые — внутри зелёного. В ходе игры возникнет закономерный вопрос: а куда девать зелёные круглые фигуры. Пусть малыши догадаются сами, что их место там, где пересекаются два обруча.


Игра с тремя обручами

Эта игра похожа на предыдущую, только ещё сложнее. На этот раз нужно будет классифицировать блоки по трём признакам — форме, цвету и размеру. Задавая вопросы, типа какие блоки лежат внутри чёрного и синего, но вне зелёного обруча? Какие внутри зелёного, но вне чёрного и синего обруча? и т. д., вы будете развивать логическое мышление ребёнка, внимательность, умение выделять разнообразные свойства объектов и оперировать ими.

С помощью методики Дьенеша дети знакомятся с геометрическими фигурами, формой и цветом, развивают мыслительные способности, усваивают элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, развивают память, внимание, мышление, воображение, а так же творческие способности.

Золотая коллекция логических игр - 2. Три игры для детей от 4 лет.


Игра - Кубики для всех


Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж. Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб можно несколькими десятками способов! Правила игры похожи на правила игры в Уникуб.

Занятия начните с того, что, положив перед малышом рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели, во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель. Первая часть представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания - на какие фигурки его можно расчленить, а вторая - синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Кстати, по заверениям многих родителей, эта игра слишком сложна для них. Однако ребенок увлекается придумыванием новых моделей, а потом и составлением заданий для взрослых.

Головоломка. Нужно сложить квадрат 3*3 так, что бы сегменты кругов по углам совпали по цвету. Поначалу сложновато даже для взрослого. Для облегчения задачи на первое время можно пометить центральный квадратик точкой. Если возникает привычка, можно поменять цвета кругов. Так же можно сделать два экземпляра и пробовать собирать на время.

Задача из области комбинаторики. Нужно разложить птичек так, что бы ни один ряд не был похож на другие. В конечном итоге нужно узнать, сколько существует вариантов решений этой задачи. Что бы заинтересовать ребенка можно рассказать ему маленькую сказку о том, как птицы летят в теплые края и, что бы запутать охотящегося на них охотника, птицам необходимо перестроиться. Как вариант, можно использовать солдатиков, конфетки, пуговицы... Рисовать самолетики, вертолетики, гоночные автомобили. Количество предметов, которых можно выстраивать в ряды огромно. Начинать можно с трех-четырех рядов по три-четыре элемента в каждом. Если не получается сразу, не стоит подсказывать правильное решение или наводить ребенка на него. Лучше переключиться на другую игру. Через некоторое время, попробовать переставлять другие предметы и так, пока ребенок сам не поймет. Идея взята из книги А. Звонкина.




Смысл тот же, что и в предыдущей. Нужно найти все пути, которыми собачка сможет добраться до конфетки и что бы при этом ни один путь не был похож на другой. Направлению стрелок в каждой клетке можно так же присвоить обозначения: вверх - В, вправо - П. Попросить ребенка проложить путь, который подсказал собачке медвежонок: ППВПВ. Спросить ребенка, а как еще можно обозначить направление стрелок? Не получится сразу, повторить через некоторое время, пока сам не поймет. Можно с другими элементами.




Мини-твистер. Веселая игрушка, особенно когда пытаешься пристроить третий или четвертый палец на точку с нужным цветом. До пятого пальца очередь еще не доходила. Нужно быть арфистом, что бы поставить на поле пальцы всей кисти так, как предлагают кубики. Игра учит правильно называть пальцы, различать левую-правую руки, цветам.


     


Могу поделиться еще некоторыми игрушками, которые появились у нас за последнее время. Понятно, что если пойти в магазин, то можно многое купить, но сделать что-нибудь своими руками для ребенка все-таки приятней. Может, и Артурка чему-то научится.

  1. Klass-1, 2, 3. Классификатор. Или домик, который построил мишка для своих игрушек, друзей и т.д. В первом столбце располагаются изображения предметов, в верхней строке - их признаки. Ребенку предлагается помочь мишке расселить в домике друзей или навести порядок в игрушках, то есть он должен классифицировать предметы согласно их признакам и заполнить соответствующие ячейки. Учитывая, что классифицировать все, что нас окружает, можно до бесконечности, эту игрушку можно постоянно дополнять новыми наборами карточек. Если матрица 3*3 становится легкой, можно сделать 4*4. Ребенок может воспринять игрушку как задание и быстро к ней охладеть. В таком случае можно сделать по 2 одинаковых набора карточек и складывать вместе с ним, кто быстрее. Конечно, ребенку следует давать выигрывать как можно чаще.


Настольная игра "Мельница". Похожа на крестики-нолики, так как нужно выстроить в ряд по 3 фишки. Поле нарисовано на бумаге, в качестве фишек используются камешки для цветочных горшков.







  1. Настольная игра Лиса и Гуси. Настольная игра, появившаяся, предположительно в 1400х годах в Скандинавии. Интересна тем, что по своим правилам напоминает как шашки, так и шахматы, т.е. лиса может есть гусей, как в шашках, перепрыгивая через них, гуси же должны окружить лису так, что бы ей стало некуда ходить, что по смыслу напоминает мат в шахматах. В качестве фишек, как в предыдущей, так и в этой игре, можно использовать шашки, фишки от нардов, камешки... Камешки даже предпочтительней, что бы подчеркнуть древность игры, а так же из-за необычности их применения. Линии, соединяющие точки, можно нарисовать разными цветами, разделяя их на вертикали, горизонтали и диагонали. Очень хорошо показать в игре эти понятия, а так же влево-вправо.




  1. Танграм. Это популярная игра из серии так называемых "геометрических конструкторов". Используя семь фигур и воображение можно сложить тысячи фигур. Относительно этой игры существует следующее предание.
    "Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.
    Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали такую игру"



  1. Ханойская башня. Игра является одной из популярных головоломок XIX века. Даны три стержня, на один из которых нанизаны восемь (в нашем случае 5) колец, причем кольца отличаются размером и лежат меньшее на большем. Задача состоит в том, чтобы перенести пирамиду из восьми колец за наименьшее число ходов. За один раз разрешается переносить только одно кольцо, причём нельзя класть большее кольцо на меньшее. Ребенку может оказаться слишком трудным переложить сразу пять колец. Начать можно с двух, а дальше уже как получится. Можно собирать на время. У нас получилось без ошибок передвинуть башню из трех колец, с четырьмя возникли сложности. Спустя четыре дня, четыре кольца были передвинуты с моим минимальным вмешательством, причем в промежутке мы башню не трогали. Кольца можно пронумеровать, а места обозначить буквами. Если записать комбинацию ходов, можно получить интересные результаты. Стержни использовать необязательно, если кольца не падают.



  1. Задача на определение количества без счета.

А. Делается лесенка из шашек (лучше, конечно, кубики, так как они более устойчивы и больше по размерам, но не у всех найдется до 30 кубиков одинакового размера, так что можно использовать то, что есть под рукой). На каждую ступеньку кладется цифра (по очереди) После этого для последних столбиков проверяется, соответствует ли количество шашек (кубиков) в них лежащей сверху цифре.

Б. Делается еще один столбик из шашек. Для определения количества шашек в нем его прикладывают к лесенке.

В. Ребенок берет два раза по три шашки, вы - три раза по две. У кого больше? Обсуждается вопрос, у кого больше.

Г. Аналогично А, кладется ряд из шашек, на нем сверху цифры. Количество шашек в других рядах определяется прикладыванием.

Д. Отправление писем, когда не хватает конвертов (попытаться разложить их по другим конвертам)




  1. Игра в "магазин" или любое заведение, где нужно расплачиваться деньгами, вплоть до автобуса. Ребенку дается набор монет достоинством от 1 до 5 единиц. Задание (условие игры) - купить билет в цирк, заплатив наибольшим числом сочетаний монет. Например 5 единиц можно уплатить как 1+4, 2+3, 1+1+3, 2+2+1, 4+1 и т.д. Чем больше назовет ребенок сочетаний, тем лучше. Если он в чем-то затрудняется, не стоит заставлять ребенка обязательно додумать все варианты. Лучше вернуться к игре несколько дней спустя. Слегка поменяв условия, можно доставить ему много удовольствия. Вы так же можете меняться ролями. Если вы намеренно "допустите" ошибку, расплачиваясь с продавцом, а ребенок это заметит, то для него это может стать дополнительными положительными эмоциями. Монетки можно раскрасить в разные цвета, а так же сделать разными по размеру, в соответствии с номиналом



  1. Треугольники. Задача собрать части в треугольник. Вырезаются из бумаги 5-6 фигур. Карандашом можно обозначить линии разреза

Мы нашли интересный способ, который эту задачу превратил в игру. Первый раз, когда мы пытались проделать то же с квадратами, у нас почти не получилось. Как оказалось, ребенок не понимает, зачем это надо - складывать одну и ту же фигуру несколько раз подряд. Это скучно, нудно и неинтересно. В результате закончили не доделав до конца. Выход был найден случайно - в следующий раз, спустя несколько дней, но уже с треугольником, процесс сбора сопровождался сказкой. На ура были собраны все фигуры и потребованы еще, к чему я, конечно же, не был готов. Сказку можно сочинять на ходу про собираемую фигуру, например, о том, как она отправилась в путешествие и как в разных приключениях ей приходилось рассыпаться на мелкие кусочки. При этом на помощь вызывалась врачи скорой помощи, волшебники, строители, разведчики, джинны, а так же персонажи разных сказок и т.д. В конце сказки обязательно должен присутствовать хэппи-энд. Собирать круг можно по мотивам сказки о колобке. Начинать собирать фигуру следует сначала из двух частей, затем из трех, потом из четырех, двигаясь от простого к сложному. Если ребенок не соберет последнюю фигуру в наборе, не страшно, можно вернуться позже.

Идеи для задач 4, 5, 6 взяты из книги математика А.Звонкина.



Новые игры от папы Николая (сыну 4 года)
Еще немного содержимого для умной коробочки. Многое, конечно, сфотографировать не удается, так как после использования разрывается, растворяется, ломается, но кое-что удается запечатлеть для истории.

  1. Лабиринты. У кого как, но у нас это направление начинает принимать стихийный характер. Ни дня без лабиринта! Размышления над этой темой привели к следующим вариантам:
       - лабиринт из блина (можно так же и на торте нарисовать шоколадной глазурью).
       - лабиринт с магнитом и металлическим шариком - шарик притягивается магнитом через бумагу, поэтому можно дать ребенку поводить им по лабиринту. Лучше всего использовать плотную бумагу для рисования.
       - лабиринт на мозаике. Мозаика - очень мощный инструмент для обучения детей. Кроме всего прочего с ее помощью можно обучать геометрии, строить симметричные фигуры при помощи зеркала.
       - лабиринт перед зеркалом. Рисуете на бумаге простой лабиринт, ставите перед ним зеркало так, что бы ребенок мог видеть отражение лабиринта. Лабиринт на бумаге нужно загородить, что бы его ребенок не видел. Задача: пройти лабиринт карандашом, глядя на отражение в зеркале. Возрастных ограничений для этой задачи нет. В некоторых книгах предлагается по таким же образом рисовать фигуры по точкам.



  1. Детская судоку. Теоретически может подойти детям, умеющим считать до 5. Практически - как повезет. Так как нужно не только уметь считать, но и переставлять цифры в ряду местами. Смысл головоломки состоит в том, что бы цифры не повторялись по вертикали, горизонтали и в маленьких квадратах по 4 клетки. Для тех, кто умеет считать до 10 задачу можно усложнить, увеличив поле с 4*4 до 6*6. Примечание: не стоит давать сразу сложных заданий, что бы не отпугнуть ребенка. Сначала стоит предложить ему задачу только с одной или двумя пропущенными цифрами. И восхищайтесь, постоянно восхищайтесь умением чада справляться с цифрами! Сделайте удивленный вид и покажите ему, что вы и не думали, что решение может быть таким легким.



  1. Сан-го-ку. Правила сан-го-ку просты: поставьте красные шарики с цифрами на пустые места так, чтобы сумма цифр в ряду соответствовала сумме в пятиугольниках справа, а сумма цифр в столбике сумме в нижних пятиугольниках. Как вариант - можно менять действие на умножение, вычитание, деление. Вместо цифр использовать их обозначения точками, как на игровых кубиках. Примечание то же, что и в п. 2 + восхищение на октаву выше. Попробуйте сначала решить головоломку сами (не с единичками, конечно же), поймете почему.



  1. Счет. Еще один вариант (вкусный) на тему, как определить количество предметов в стопке, не считая. Начальный вариант был с шашками. Этот же вариант для тех, кто отчаялся достичь успеха с шашками, но надежду не потерял.



  1. Комбинаторика. На столе лежат фишки 3х цветов по 13 штук каждого цвета – 12 маленьких и 1 большая. Рассказ можно начать так: Жили-были три армии (маленькие фишки – это солдаты, большая – полководец). Они постоянно воевали друг с другом и вот однажды им это надоело и решили они помириться. В честь этого был устроен великий пир. Но что бы по-настоящему помириться, они должны были сидеть за столами (белые квадраты) каждый раз по-разному. Такое было тогда правило, что бы мир был крепким и долгим. Ребенок должен расставить фишки так, что бы последовательность цветов у разных столов была разной. Задача взята из книги А. Звонкина «Малыши и математика»




 


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница