Республики казахстан




страница1/4
Дата26.08.2016
Размер0.8 Mb.
  1   2   3   4












МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД УМКД 042-18.19-2-2013

УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине «Этнопедагогика»

наименование


Редакция №__ от _____

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Этнопедагогика»

для специальности

  • 5В011300 – Биология

  • 5В011200- Химия

  • 5В011600- География

  • 5В010800-Физическая культура и спорт

  • 5В010900- Математика

  • 5В011000 – Физика

  • 5В011100- Информатика


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей 2013

Содержание

1

Глоссарий




2

Лекции




3

Практические и лабораторные занятия




4

Курсовая работа (проект)




5

Самостоятельная работа студента























1 ГЛОССАРИЙ

Быт — часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в: пище, одежде для защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды (одежда, обувь и др.), жильё, поддержании физического здоровья, сохранении и продолжении семьи (рода). Быт в широком смысле — уклад стереотипного видения повседневной жизни. Часто проводится противопоставление быта как «низкой» стороны жизни человека и различных «высоких» сторон: любовь, культура, наука и др.

Ведущая идея этнопедагогики - достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.

Герменевтика - искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности; направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.



Герменевтика - специфический метод наук о духе, отделившем мир природы от человеческого мира.

Главная задача этнопедагогики заключается в раскрытии характерных для каждого этноса закономерностей процесса социализации личности, то есть процесса усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена поликультурного общества.

Диаспора - этническая общность, проживающая вне страны своего происхождения.

Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Загадка - художественно - литературное произведение, которое заставляют слушателей задуматься, наводят на размышление.

Загадки — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.

Игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Так же термин «Игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Игра - один из средств в народном воспитании и вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное.

Интегративнаяэтнопедагогика - это глобальное слияние культур в одно целое.

Интегративнаяэтнопедагогика означает глобальное слияние культур. Относительно интеграции это воплощается в диалектическом единстве.

Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Искусство - от словесного творчества до самой ничтожной бытовой мелочи, - обогащая народную жизнь, пронизывая все поры народного существования, способствует укреплению народных традиций, утверждению народных педагогов и тем самым неоценимо в воспитании подрастающих поколений

Культура— понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

Культурная антропология (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века-начале XX века в основном в США. Основные представители: Франц Боас, Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Бронислав Малиновский, Альфред Радклиф-Браун, Эдуард Тайлор, Марсель Мосс, Люсьен Леви-Брюль и Клод Леви-Стросс.

Культурная идентификация - это процесс единения (отождествления) личности с культурными идеалами, исторически сложившимися в национальной культуре государства (страны) на основе духовных ценностей, сохраняемых и транслируемых потомкам как национальное достояние.

Культурологическое личностно-ориентированное образование - особый вид образования, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогического общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества.

Легенда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое», «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.

Менталитет - устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группе, нации, народности

Метод понимания - это особый метод становится прогнозом последующего развития своеобразной научной рефлексии.

Методология (греч. methodos и logos) - учение о принципах, формах и методах научного познания. Методология в педагогике рассматривается как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Методология в педагогике - это совместимость теоретических попечений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Методология этнопедагогики определяется нами как целостная система знаний об истоках, основах и структуре этнопедагогики, о принципах подхода, мировоззренческих позициях и способах добывания знания, образующих педагогическую действительность конкретного народа, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Методы научного этнопедагогического исследования - это способы получения информации, которая нужна для установления закономерностей, отношений и зависимостей в этнопедагогическом процессе.

Народ - народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований.

Народ - определенная группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков: языка, культуры, территории, исторического прошлого и т.д. Важнейший признак народа - общий язык.

Народ - термин науки этнографии (греч.народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство). Позже, как признак стали использовать ряд вторичных признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.

Народная культура - зафиксированная в результатах и орудиях труда материальная и духовная деятельность человека, передаваемая от поколения к поколению: фольклор, героический эпос, музыкально - песенное искусство, традиции, предметы народных промыслов, орудия и способы их изготовления и т.д.

Народная культура это культура народа, то есть этническая культура, вбирающая в себя и традиционные и современные формы выражения знаний, ценностей, норм.

Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folkmusic) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической.

Народная педагогика - совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов.

Народная педагогика - совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений.

Народная педагогика - это выделившаяся из регионально - этнической культуры на определенном этапе ее развития относительно самостоятельная система норм, правил, запретов, образцов, факторов обучения и воспитания с целью не только сохранения рода, но и его развития и совершенствования.

Народная педагогика - это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс.

Народное воспитание - объективно-закономерное явление жизни того или иного народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности

Народность - окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.

Народный идеал совершенного человека - суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания.

Национальное самосознание - осознание автохтонным населением своего единства с одним народом и его отличия от других, самоидентификация людей с определенной этнической общностью.

Национальный характер - исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий, их отношение к труду, другим народам, своей культуре .

Нация— сциально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.

Нация - исторический тип этноса, социально-экономическая целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территорий, экономических связей.языка. некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

Нация - социально - экономическая, культурно - политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (род-племя-народность-народ-нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность.

Нация - это один народ с одинаковыми обычаями и ментальностью, с исторически сложившейся общностью культуры и литературного языка, имеет свою страну и государство.

Нация (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции (свадебный обряд, похоронный обряд и т.д).

Обряд, или ритуал — совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Религиозные обряды способствуют закреплению в сознании верующих соответствующих религиозных представлений, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в потусторонние силы.

Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Обычаи - детальные предписания действий в конкретных ситуациях, стабилизирующие определенные звенья общественных отношений и воспроизводящие их в жизнедеятельности новых поколений.

Обычай — укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие. Основной способ управления поведением в догосударственном обществе в условиях родовых отношений.

Основные средства в народной педагогике - сказки, пословицы и поговорки, загадки, народные песни, декоративно-прикладное искусство.

Основные факторы народной педагогики - природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал.

Педагогическая культура народа - это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей.

Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, в которой раскрывается внутренняя и внешняя красота человека, выражает чувства в чистом виде, движение души.

Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Пестушки получили свое название от слова «пестовать» - нянчить носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка.

Племя - этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием.

Племя — этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.

Поговорка— совосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни,

Понимание - это особый метод становившейся прогнозом впоследствии развития своеобразной научной рефлексии, (результат понимания).

Пословицы - живой голос народа, народ сохраняет в памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Они создаются всем народом, поэтому выражает общее мнение.

Пословицы— малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Принципы этнопедагогики - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации этнопедагошческого исследования. Соблюдение научных принципов обеспечивает успех в достижении цели исследования.

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. В ней затрагивается речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Род — группа людей, которая основана на кровных связях.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).

Сказки - художественно-литературные произведения, одновременно являются теоретическим обобщением по многим отраслям знаний. Более того, в них содержатся педагогические идеи.

Слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским

Слово (однозначное аксиоматическое обозначение в лексике) — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.

Совершенная личность - человек, находящийся в единстве с миром, людьми и самим собой.

Средства народного воспитания определяются как материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функцию развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

Суперэтнос - ряд этносов принявших единые суперэтнические ценности, имеющих схожее мировоззрение.

Толерантность - терпимость к кому -либо или чему - либо : расовая терпимость , веротерпимость, национальная терпимость , осознание права любого человека на свободу .

Традиции - организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов.

Традиции (от лат. traditio — передача; повествование) — «разновидность или форма обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения».

Традиции обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средства стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.

Традиция (обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Факторы народной педагогики - это соответственно факторы народного воспитания, то есть природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример- идеал.

Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Фольклор - устное народное творчество : сказка, героический эпос, пословицы и поговорки , загадки , потешки , песни и др.

Фольклор - художественное народное искусство, художественная деятельность народа.

Частушка - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения

Эмик - это культурно-специальный подход к анализу педагогических явлений, когда различие в педагогике этнических групп и народов изучается отдельно.

Эмпирические знания - это опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе.

Эпос — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев- богатырей.

Эпос — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей

Этик - это универсальный подход, объясняющий педагогические явления в культуре разных этносов на основе сравнительных исследований.

Этнизация - процесс социализации и укоренения человека в этносе.

Этническая идентификация - отождествление личности с этносом.

Этническая культура личности - сложное интегральное личностное образование гуманистической направленности, которое представляет собой синтез знаний, сознания, деятельности и определенных качеств.

Этническая целостность - динамическая система, включающая в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. Этнические стереотипы - относительно устойчивое представление о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах.

Этническое воспитание - это целенаправленный процесс формирования субъекта этноса.

Этническое самосознание - чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении

Этническое сознание - путь понимания человека человеком (гуманистическая составляющая); осознание себя как представителя определенной культуры, языка, этноса (этническая идентификация); осознание механизмов культурного развития (этническое самовоспитание).

Этногенез - процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.

Этнография - часть исторической науки, изучающая народы- этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Этнография — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно- бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы культурной самоорганизации, закономерности коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды .

Этнология - это наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей.

Этнопедагогизация целостного процесса воспитания личности (Г.Н. Волков) - это ведущий принцип организации современного образовательного пространства школы на идеях традиционных культур воспитания.

Этнопедагогика - наука опедагогических воззрения народных масс, их опыте воспитания подрастающего поколения.

Этнопедагогика - наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, т. е. в целом этнической общности. Этнопедагогика включает в себя специфическое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическоепредставление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и воздействия общественного, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт.

Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Термин введён и популяризирован Г. Н. Волковым.

Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.

Этнопедагогическая культура учителя - это сложное личностное образование, которое включает в себя: нравственно-этническую направленность сознания, способность к культурной идентификации и самооценке собственного уровня этнопедагогической деятельности; профессиональную образованность и владение этнопедагогическими технологиями; морально-психологическую воспитанность; наличие гуманистической педагогической доминанты по отношению кучащимся.

Этнопедагогическая система обучения, воспитания и развития личности (Г.Н. Волков) - это система, построенная на идеях народной педагогики, интегрирующихся с достижениями современной психологии и педагогики, передовым педагогическим опытом. Эта система варьируется в зависимости от народных культур и народных педагогик различных наций, регионов, этносов.

Этнопедагогическая среда - это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обрядах, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т.д.

Этнопсихология изучает факты, закономерности и механизмы проявления психической типологии, ценностных ориентаций и поведения представителей той или иной этнической общности. Она описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами , живущими столетиями в одном пространстве.

Этнос - группа людей, объединенная общими признаками, объективными либо субъективными ( происхождение, язык, культура, территория проживания, самосознание и др.)

Этнос (народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

Этнос: *форма развития и существования человечества (С.М.Широкогоров); *исторически сложившаяся группа людей, обладающих общими особенностями языка, культуры и психики (Ю.В.Бромлей); *исторически сложившаяся, достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием (В.Г.Крысько).

Этносоциализация - важная часть включения индивида в культуру общества зависит от условий, создаваемых самим обществом, определением его позиции по отношению к межкультурным и внутрикультурнымэтноконтактам его членов.

Этноэкология — научная дисциплина на стыке между этнографией (этнологией) и экологией человека тесно связана с этнодемографией, этногеографией и этнической антропологией. Задача этноэкологии - изучение особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических общностей в специфических природных и социально-экономических условиях их обитания.

2 ЛЕКЦИИ

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница