"Роль институтов гражданского общества в углублении сотрудничества в рамках брикс"




страница1/4
Дата13.09.2016
Размер0.63 Mb.
  1   2   3   4
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра истории и политики стран Европы и Америки 

 

 Выпускная квалификационная работа бакалавра на тему:


"Роль институтов гражданского общества

в углублении сотрудничества

в рамках БРИКС"

 

Выпускная работа защищена

"__" ______________ 20 г.

Оценка ________________

Секретарь ГАК_______



Выполнила:

студентка 4 курса

факультета Международных отношений

Мелкумова Эльза Сергеевна



(подпись)


Научный руководитель:

Доктор политических наук,

профессор

Сударев Владимир Петрович



(подпись)




 
  

Москва, 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение .….………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Подходы стран БРИКС к публичной дипломатии. …………..…… 13

1.1. Бразилия …………………………………………………………..... 13

1.2. Россия ……………………………………………………………..… 17

1.3. Индия ………………………………………………………………... 23

1.4. Китай ………………………………………………………....…….... 27

1.5. Южная Африка ……………………………………………………... 31

1.6. Особенности взаимного проникновения БРИКС в гуманитарной области. …………………………………………………………………... 34

Глава 2. Новые форматы взаимодействия гражданских обществ в рамках БРИКС. ………………………………………………………………………..... 38

2.1. Особенности становления политического проекта «Гражданский БРИКС» …………………. ………………………………………….… 38

2.2. Перспективные формы взаимодействия молодёжи стран БРИКС………………………………………………………………….… 41

2.3. Диалог в научной и образовательной сферах…………………….. 43

Заключение ………………………………………………………………….…. 45

Приложение ………………………………………………………………….… 48

Библиография ……………………………………………………………….…. 50

ВВЕДЕНИЕ


Сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что мир переживает смену исторических эпох. Формируется новая архитектура мироустройства. Начало XXI века характеризуется крутым поворотом к многополярности в международных отношениях.

Едва ли не самым важным, первостепенным фактором новой эпохи становятся развивающиеся страны1. Именно возрастающая роль этих государств является движущей силой изменений в мировой геополитической ситуации. Их влияние возрастает благодаря как экономическому, так и политическому потенциалу.

Одной из важнейших межрегиональных структур на данный момент является БРИКС. Её потенциал говорит сам за себя: здесь проживает около 40% мирового населения, производится 26% мирового ВВП2. Вклад участников коалиции в прирост мирового продукта уже достиг 50%. Большинство долгосрочных прогнозов предвещает дальнейшее наращивание веса членов коалиции в мировой экономике3.

БРИКС – уникальный по своей сути проект.

Идёт процесс формирования нового глобального мира. И реагировать на вызовы современности уже невозможно лишь усилиями одной или нескольких стран, обладающих мощным экономическим, военно-политическим или ресурсным потенциалом. На фоне отсутствия эффективных международных договорённостей в решении острых проблем современности возникла необходимость заполнения этого «вакуума» другими механизмами. В результате в каждом сегменте стали появляться собственные структуры, предлагающие отличные от всех подходы к проблемам. Это и Организация Договора о коллективной безопасности, и Шанхайская организация сотрудничества, и Евро-Азиатский экономический союз, и БРИКС.

Поиск ответов на вызовы современности требует синхронизации усилий и многих процессов. И, подчеркнём, необходимо вырабатывать именно многосторонние механизмы взаимодействия. Такие механизмы подразумевают активное участие неправительственных общественных организаций в самых различных областях.

Что касается БРИКС, никто не ожидал, что объединение пяти столь разных по всем параметрам стран окажется вполне жизнеспособным. Сегодня уже можно смело утверждать, что каждое из пяти сформировавших группу государств – объективный лидер в своём регионе. Различия не стали препятствием на пути образования БРИКС. Наоборот, такие характеристики, как уважение к нормам международного права, принципам суверенитета стран и стремление к многополярному миру, присущие всем этим странам, вкупе с их взаимодополняемостью только способствуют дальнейшему сплочению.4

Тема БРИКС сегодня обсуждается на различных уровнях. Само объединение возникло на основе экономических оценок развития этих стран. Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика действительно выделяются благодаря более высоким темпам роста экономик. Проект уже стал серьезным фактором международного развития. Поразительным здесь выглядит то, что для достижения такого результата неформальному объединению стран, провозгласивших курс на реформу финансово-экономической системы и структур глобального управления, потребовалось менее десяти лет5.

Однако нельзя исследовать процессы, связанные с БРИКС, исключительно с точки зрения экономических показателей. БРИКС ставит перед собой более широкую задачу – достижение мира и безопасности, развития и сотрудничества. БРИКС стремится «внести значительный вклад в развитие человечества и создание более равноправного и справедливого мира»6.

Очевидно, что за не слишком большой период своего существования БРИКС добился впечатляющих успехов. Вначале воспринимаемый как договор между странами с развивающимися экономиками для обеспечения себя от кризиса, БРИКС стал заметной фигурой на геополитической карте мира. Его уже нельзя назвать рядовым объединением – это, наоборот, «нечто особое: это государства-матрицы мировых этнокультурных общностей, цивилизаций»7. Страны-участницы в своей деятельности руководствуются такими установками, которые задают вектор будущего. И, следовательно, тут будут учитываться не только военные и экономические аспекты, но, в первую очередь, справедливость и разумность действий.

Само появление такой группы, как БРИКС, свидетельствует о смещении «центра тяжести» мировой экономики с Запада на Восток, в сторону развивающихся стран. Помимо сотрудничества по всем ключевым вопросам, объединение характеризуется политикой невмешательства и уважения к внутренним делам партнёров, принимает их такими, какие они есть. По сути, БРИКС (в случае дальнейшего удачного воплощения проекта в жизнь) будет представлять собой идеальную модель кооперации стран в новом глобальном мире, которая выстроится поверх линий «Север-Юг» и «Восток-Запад» и каких-либо военно-политических блоков8.

Надо признать, что национальные интересы членов БРИКС совпадают далеко не всегда. Однако осмысление этих интересов позволяет достичь взаимопонимания при принятии решений в формате объединения. Вышесказанное подтверждает демократичный характер международных отношений в рамках проекта. Такое положение дел в известной степени обусловлено тем, что Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, взятые по отдельности, решают собственные задачи на международной арене. При этом у каждой из стран – уникальный вклад в развитие цивилизации.

БРИКС эффективно способствует созданию многополярного мира в глобальных масштабах. Достигнутые группой результаты в политической, экономической, научной и гражданской сферах позволяют положительно оценивать перспективы БРИКС в будущем. По сравнению с остальными международными объединениями и региональными организациями, БРИКС – одна из наиболее гибких и динамично развивающихся структур. По меткому выражению Владимира Давыдова, БРИКС – «это не просто пять стран, пять держав, пять крупных или сверхкрупных экономик – это пять ведущих цивилизационных ареалов»9.

Участие институтов гражданского общества во взаимодействии стран непосредственно связано с понятиями «мягкая сила» и «публичная дипломатия». При этом следует учитывать, что вышеназванные понятия не являются взаимозаменяемыми, существует определённое различие. Концепция «мягкой силы» в её современном значении появилась в 1990 году благодаря Джозефу Наю10, американскому политологу, профессору Гарвардского университета. «Мягкая сила» государства, как способность достигать желаемых политических целей с помощью привлекательности образа страны, стала теоретическим фундаментом для публичной дипломатии. Публичная дипломатия – это комплексное понятие, буквально: общение между народами различных государств, противоположность дипломатии официальной, осуществляющейся на высшем государственном уровне.

Среди общих принципов публичной дипломатии можно выделить:

- разъяснение государством своих политических решений зарубежной аудитории;

- убедительные и правдивые обращения к международной общественности;

- направление деятельности не только на конкретные целевые аудитории, но и на широкие массы посредством СМИ;

- взаимодействие с бизнес-средой, культурные обмены, международное общение частного характера.

Многие современные государства используют вышеперечисленные инструменты. Публичную, или общественную, дипломатию можно отнести к гуманитарной сфере взаимодействия стран, которая в последнее время приобретает особую важность.

Согласно Дж. Наю, существует три источника «мягкой силы»: (1) культура, или культурная притягательность; (2) политические ценности, как внутренние, так и внешние; (3) внешняя политика, воспринимаемая как легитимная и соответствующая морали11. В своей книге «Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике» Най утверждает, что Бразилия наряду с Китаем и Индией является развивающейся страной с большим потенциалом распространения своей «мягкой силы» в глобальную информационную эпоху12. Это обеспечит включение в международное сообщество посредством «мягкой силы» и увеличение ресурсов с помощью правильного применения своей внешней политики. Таким образом, изучение механизмов «мягкой силы» и публичной дипломатии на пространстве стран БРИКС представляется автору данной работы актуальным и обоснованным.

Кроме того, следует вспомнить и такое понятие, как «страновой брендинг». Сегодня имидж страны – неотъемлемый фактор, влияющий на настроения во всём мире. Однако важно понимать, что, согласно определению термина «страновой брендинг», введённого в 1996 году С.Анхолтом13, репутация стран формируется по той же логике, что и имидж компаний. При этом необходимо учитывать, что публичная дипломатия не ставит перед собой цели формирования исключительно положительного образа страны как «бренда». Задачи публичной дипломатии несколько шире. Конечная цель – это поддержание и расширение сети контактов, создание доверительных отношений.

Очень точное сравнение приводит эксперт РСМД Алексей Долинский, говоря, что «мягкая власть» государства на международной арене аналогична репутации человека в обществе: «Высказывая заслуживающую уважения точку зрения и поступая соответствующим образом, можно стать более привлекательным и авторитетным»14. Действительно, скорее всего будет услышано мнение того актора, который обладает большей привлекательностью и авторитетом. Негативная репутация может отрицательно сказаться в ситуации любого рода. Но репутация формируется не только заявлениями, подчас голословными, но и действиями. "Ты — это твои действия, и нет другого тебя", - писал Экзюпери15.

В 2012 году Институт исследований развивающихся рынков Московской школы управления СКОЛКОВО (ИИРР) составил первый рейтинг стран по индексу «мягкой силы»16. В исследовании были учтены следующие компоненты «мягкой силы»: рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса; производство медиапродукта; верховенство права; положение ведущих вузов; успехи на Олимпийских Играх; привлекательность для туристов; успехи в экологической политике; наличие самых влиятельных людей по версии журнала TIME. Top-5 государств, возглавляющих рейтинг, - входящие в БРИКС Китай, Индия, Россия, Бразилия и ЮАР.

При этом в Рейтинге национальных брендов (Country Brand Index)17 страны БРИКС занимают далеко не первые строчки18.

Представляется, что страны – члены БРИКС всё ещё нуждаются в более выгодном позиционировании себя на мировой арене. По мере активизации на международном пространстве они возлагают огромные надежды на публичную дипломатию, что закреплено в основополагающих внешнеполитических документах. В отдельных случаях существуют определённые стратегии публичной дипломатии, в других – публичная дипломатия сводится к размытым практикам и действиям с целью усиления международного влияния на рынки и природные ресурсы. В целом каждая конкретная страна – участница блока подходит к вопросу ведения публичной дипломатии по-своему. Разнообразие подходов пяти стран может уникально повлиять на публичную дипломатию БРИКС как единое целое.

В нынешних непростых условиях, которые характеризуются возрастанием конфликтогенности в отдельных районах земного шара и увеличением кризисных ситуаций в международных делах, весьма актуально обсуждение понятия «мягкая сила» и вопросов, связанных с ним. Надо отметить активную поддержку и участие гражданского общества в осмыслении современных проблем. Это, бесспорно, оказывает значительную помощь в налаживании контактов и укреплении сотрудничества между странами в различных форматах. Кроме того, такие акторы международных отношений, как неправительственные организации, уникальнейшим образом влияют на процесс принятия политических решений.

В апреле 2015 года начался период российского председательства в БРИКС. Запланировано множество мероприятий, ожидается реализация перспективных инициатив (Банк развития БРИКС, Сетевой университет стран БРИКС). В официальном обращении президента В.В. Путина помимо сотрудничества в сфере безопасности и финансово-экономического взаимодействия особо отмечена важность развития гуманитарных контактов в сфере образования, науки культуры. Подчёркнута направленность усилий на придание БРИКС нового качественного уровня.19 Для этого представляется чрезвычайно важным углубление взаимодействия не только на официальном государственном уровне, но и развитие диалога на уровне гражданских обществ стран-участниц. Для достижения этой цели, а также для большего вовлечения неправительственных организаций и структур гражданского общества и углубления «межцивилизационного диалога» в Концепции председательства России в БРИКС20 заявлено о необходимости предпринять конкретные шаги в сфере социально-политического сотрудничества, молодёжной политики и культуры.

Во время своего выступления на очередном Академическом форуме БРИКС, проходившем в этом году в Москве, председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по международным делам Константин Косачёв подчеркнул: "Мне представляется, что гражданское, гуманитарное измерение БРИКС является одним из основных элементов уверенности в том, что всё это всерьёз и надолго"21.

Целью данной работы является исследование роли институтов гражданского общества в сотрудничестве стран БРИКС.

Тема работы отличается своей новизной – взаимодействие гражданских обществ стран БРИКС находится в стадии своего становления. В ходе исследования были использованы материалы официальных выступлений и обращений президентов22,23 и высокопоставленных лиц24 стран БРИКС, широкая документальная база (Концепции внешней политики, декларации, принятые по итогам саммитов БРИКС25,26). Автор также руководствовался работами ведущих российских специалистов В.М. Давыдова27, Л.С. Окуневой28, Б.М. Мартынова29, В.П. Сударева30, Э.И.Панкова31, В.В. Пановой32. В написании работы использованы материалы Международной расширенной консультативной встречи «Перспективы развития сотрудничества стран БРИКС и участие институтов гражданского общества новых развивающихся стран в этом процессе» (4-5 марта 2013 года, Федерация мира и согласия), Международного молодёжного форума БРИКС (28-30 января 2015 года, г. Нью-Дели, Индия), литература и аналитические статьи по тематике «мягкой силы» (в частности, Дж. Ная), а также научные и исследовательские труды, документы, указанные в списке библиографии.

Глава 1. Подходы стран БРИКС к публичной дипломатии

1.1. Бразилия

Публичная дипломатия Бразилии на протяжении многих лет была в большей мере ориентирована на иностранную аудиторию, нежели на собственное гражданское общество33, чьё мнение изредка учитывалось при принятии решений. Эту страну характеризует «президентский» стиль публичной дипломатии (в начале бразильского демократического пути представленный публичным интеллектуальным стилем Фернанду Энрике Кардозу, а в дальнейшем – личной харизмой президента от Луиса Инасиу Лулы да Силвы, избранного от Партии Трудящихся. Последний ясно обозначил отход от традиционных американского и европейского направлений внешней политики, придавая большее значение развивающимся странам (например, Кубе и Ирану)).

Наиболее активно бразильская «мягкая сила» проявляется на региональном и международном уровнях. Региональный имидж Бразилии позволяет оценить тот факт, что именно по инициативе президента Лулы в 2008 году был создан Союз южноамериканских наций (УНАСУР). Это способствовало дальнейшему углублению экономической и политической интеграции, объединению двух существующих зон свободной торговли – Меркосур и Андского сообщества наций. Бразилия претендует на место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Она также стоит во главе миротворческих миссий ООН в Гаити, направляет средства на проекты по развитию и социальные программы. Бразилия – 7-я экономика мира34.

Будучи принимающей стороной на двух крупнейших спортивных событиях второго десятилетия XXI века – Чемпионате мира по футболу 2014 года и Летних Олимпийских Играх в 2016 году, Бразилия имеет возможность показать всю свою мощь в истинно бразильской сфере – спортивной. Выбор страны для проведения двух вышеназванных спортивных мероприятий был сделан в период президентства Лулы (2003-2010 гг.) и вполне может считаться дипломатической победой страны.

В эпоху глобализации значение «бразильского феномена» необычайно возросло ввиду объективных условий: Бразилия – «страна-гигант», «страна-континент», своеобразность страны по всем аспектам, роль в международных делах. Многие эксперты, специалисты-бразилианисты едины во мнении, что «куда пойдёт Бразилия, туда пойдёт и вся Латинская Америка»35. Тем или иным образом внутренние политические веяния в Бразилии влияли на весь регион. Бразилия по праву может считаться латиноамериканским лидером по экспорту политики борьбы с бедностью. Всё большее число сторонников, особенно среди латиноамериканских соседей, завоевывает прагматическая (по сути, социал-демократическая) модель развития Бразилии, сочетающая достижение приемлемых экономических показателей и успешную реализацию социально ориентированных программ36. Помимо этого важнейшим является направление по укреплению сотрудничества «Юг-Юг». Значительный акцент в процессе улучшения образа страны делается на финансировании проектов развития стран Латинской Америки и португалоговорящих стран Африки – в последнее время Бразилия предоставила миллиарды долларов помощи латиноамериканским и африканским странам. Это направление даже получило название «наступление очарованием» (the charm offensive)37.

Международное одобрение получили достижения Бразилии в области борьбы с дискриминацией по половому признаку, расовым неравенством, экономическим и социальным несправедливостью38.

Главным проводником «мягкой силы» Бразилии остаётся официальная дипломатия. Осмысленное применение «мягкой силы» связано с окончанием периода военного режима (1964-1985 гг.) и переходом к гражданскому правительству. Тем не менее, начало реального действия бразильской «мягкой силы» можно связать с годами президентства Фернанду Энрике Кардозу (1995-2002 гг.); во время правления Луиса Инасиу Лулы да Силвы (2003-2010 гг.) она принимала всё более чёткие очертания. В последнее время усилилась роль различных коммерческих и общественных структур, в том числе торгово-экономического характера (например, Палата Бразилия – Россия по торговле, промышленности, культуре и туризму).

По мнению бразильского профессора У.В. Биасотто, «в отличие от США, России и Англии Бразилия стала экономической державой, не став, однако, державой военной … Бразилия применяет «мягкую силу», которая открывает гораздо больше возможностей в сфере торговли, науки и технологий, чем винтовка... Величие державы – это то, что начинают читать и слышать за рубежом (благодаря нашим музыкантам и писателям), величие, которое строится благодаря «мягкой силе», пониманию того, что мы – одна человеческая раса… чем «мягче» мы будем с менее обеспеченными (самыми обездоленными), тем больше нас будут уважать…»39.

Если мы рассмотрим бразильскую «мягкую силу» в контексте работы Джозефа Ная «Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике», можно перечислить конкретные примеры её действия. Это обмен студентами в ходе учебных стажировок со странами Латинской Америки и Африки; гуманитарная помощь Гаити, азиатским странам, а также регулярное вынесение на повестку дня международного сообщества вопросов голода, обложения налогами торговли оружием. Помимо этого Бразилия всемирно известна благодаря своей музыке – MPB (Música Popular Brasileira) и босса нове (Bossa Nova). Не менее известны её выдающиеся футболисты. Назовём хотя бы Пеле, Ромариу, Роналду, Роналдинью Гаушу – среди лучших игроков мира по версии ФИФА за всю историю больше всего именно представителей Бразилии. Бразильские сериалы, или теленовеллы, известны по всему миру. В сфере средств массовой информации крупнейшая бразильская телевизионная сеть TV Globo (Rede Globo de Televisão) является одной из крупнейших в мире и самой крупной в Латинской Америке. Бразильские фильмы получали премии крупнейших кинофестивалей (Берлинский, Венецианский, Каннский). Можно скептически относиться к Премии Американской Академии кинематографических искусств и наук (известной всему миру как «Оскар»), однако номинация или победа в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» усилили бы «мягкую силу» страны, а правительство, возможно, увеличило бы финансирование киноиндустрии. Наконец, в научной сфере Бразилия участвует в проектах создания карт ДНК и исследованиях стволовых клеток.

В заключение этой части хотелось бы привести цитату вышеупомянутого У.В. Биасотто, отражающую позиции Бразилии сегодня: «Наше оружие – политика добрососедства, проникновение на новые рынки – то, что сегодня получило название «мягкая сила»40.



1.2. Россия

В СССР был накоплен большой опыт взаимодействия, сотрудничества с зарубежьем по линии общественных организаций. Союз советских обществ дружбы (ССОД) (до 1958 года – Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС)) являл собой добровольное объединение советских общественных организаций, чьей целью было развитие и укрепление дружбы народов Советского Союза и зарубежных государств. Долгое время ССОД возглавляла первая в истории женщина-космонавт Валентина Терешкова. «Народная дипломатия» развивалась с участием всемирно известных советских и зарубежных писателей, учёных, художников, композиторов; социальная база народной дипломатии охватывала все слои общества. Эта сила внесла весомый вклад в превращение СССР в мировую державу. Бытует представление, что до того, как Дж. Най впервые использовал понятие «мягкой силы», ничего подобного не существовало. Однако наглядный российский (советский) пример доказывает обратное.

Конечно, в советское время не существовало такое понятие, как «народная дипломатия», но механизм, по сути, был. Определяющее влияние на его формирование оказала прежняя система международных отношений. Позднее, с распадом биполярного мира народная дипломатия стала в большей степени общественной, предполагающей нечто, связанное с «обществом». Необходимо сразу договориться о понятийном аппарате из-за путаницы, возникающей с определениями именно на русском языке: общественная дипломатия – дипломатия на уровне обществ, неправительственных организаций (далее – НПО), экспертных сообществ. Публичную дипломатию (public diplomacy), о которой идёт речь в данной работе, определим, как «систему взаимодействия с зарубежными обществами в политических целях»41.

После развала Советского Союза привлекательность этой большой страны со всеми её достижениями резко пошла на убыль. Попросту стало нечем гордиться, нечего демонстрировать миру, обозначим это как «кризис самосознания».

С другой стороны, в 1990-х начался стремительный процесс открытия границ и постепенного становления гражданского общества. Всё большую роль стала играть «мягкая сила», ведь был нарушен баланс биполярной системы, когда США и СССР сдерживали друг друга. На эти годы пришелся бурный рост НПО, которые со временем только расширили диапазон решаемых задач, поставленных целей, методов ведения работы. НПО становятся всё более активными акторами международных отношений, увеличивается их способность влиять на ход принятия политических решений, их значение как ведущих субъектов общественной дипломатии растёт42.

В первом десятилетии XXI века российская публичная дипломатия начала развиваться как отдельное направление во внешней политике страны, предполагающее определенную системность и координацию с другими механизмами международных отношений.

Впервые на высшем государственном уровне термин «мягкая сила» (soft power) был использован Владимиром Путиным в его предвыборной статье «Россия и меняющийся мир» в 2012 году. В ней он дал следующее определение «мягкой силы»: «комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счёт информационных и других рычагов воздействия»43.

Чуть позднее, в июле 2012 года, Президент России отметил, что «традиционные, привычные методы международной работы освоены нашей дипломатией достаточно хорошо, если не в совершенстве, но по части использования новых технологий, например, так называемой "мягкой силы", есть над чем подумать»44. Надо признать, что образ России за рубежом часто искажён и не отражает реального положения дел. «А виноваты мы с вами в том, что мы плохо объясняем свою позицию»45.

Отметим, что сейчас в России постепенно формируется представление о том, что именно мы можем показать, чем можем гордиться, в чём наша привлекательность и самобытность на фоне мира.

Нельзя сказать, что публичная дипломатия России развита так же, как, например, в США (в Государственном департаменте есть не просто отдельное направление (Public Diplomacy & Public Affairs), но и отдельный заместитель госсекретаря по этому вопросу). Однако в последнее десятилетие в России стали появляться специализированные учреждения, непосредственно осуществляющие деятельность по продвижению российских национально-культурных ценностей, корректного образа страны, донесение до зарубежной аудитории позиции нашей страны.

Напомним, что в переломные для новой России года на базе ССОДа в качестве органа государственной власти (ВОКС и ССОД были общественными организациями) был создан Росзарубежцентр. Во многом благодаря усилиям его руководителя – Валентины Терешковой – удалось открыть 10 центров международного культурного и научного сотрудничества, не прерывая осуществления актуальных для того времени проектов, самым успешным из которых были курсы русского языка, не прекратившиеся с распадом СССР.46

Правопреемником Росзарубежцентра стало созданное в 2008 году Указом Президента РФ Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству – Россотрудничество. Оно осуществляет работу по продвижению российских образования и науки, развивает направление общественной дипломатии, а также взаимодействует с федеральными органами власти в деле поддержки российских соотечественников за рубежом. Приоритетным направлением является продвижение русской культуры в мире. Проводимые при поддержке Россотрудничества программы, дни российской культуры, выставки, конференции, концерты, конкурсы, фестивали по праву можно назвать «культурным мостом», открывающим Россию миру. Такие мероприятия «способствуют преодолению культурных барьеров, негативных стереотипов и иных препятствий на пути к развитию международного сотрудничества»47.

Представительства Россотрудничества за рубежом – Российские центры науки и культуры – обеспечивают широкомасштабное проведение программ и культурных мероприятий и постоянное культурное присутствие России за рубежом. Направление «общественной дипломатии» Россотрудничества предполагает контакты на уровне городов-побратимов, международных неправительственных организаций, общественно-политических акций.

Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова был создан в 2010 году распоряжением президента Д.А. Медведева. Фонд учреждён при Министерстве иностранных дел России для поддержки российских институтов гражданского общества, а также зарубежных НПО, цели и деятельность которых совпадают с уставными целями Фонда (содействие формированию благоприятного для России общественного мнения за рубежом, продвижение российского интеллектуального, культурного, научного и делового потенциала).

Фонд предоставляет различным НПО поддержку в виде грантов на проведение мероприятий или реализацию проектов. Кроме того, Фонд проводит собственные мероприятия (Дипломатические семинары, «Диалог во имя будущего», «Балтийский диалог», «Академия ОДКБ», «Школа молодых специалистов по Центральной Азии», «Кавказский диалог», «Каспийская молодёжная школа», различные академические проекты, конференции, семинары). Подобные инициативы объединяют молодых специалистов из разных стран, помогают в налаживании контактов, открывают путь к диалогу.



Фонд «Русский мир» - глобальный проект по продвижению русских ценностей за рубежом. Фонд ведёт значимую просветительскую деятельность, поддерживает изучение русского языка за рубежом, издаёт литературу на русском языке, открывает образовательную деятельность по всему миру. Принципиально понимать, что «Русский мир» - не только русские, не только граждане России, соотечественники по всему миру, выходцы из России и их потомки, но и все, кто говорит на русском языке, изучает или преподаёт его, серьёзно интересуется русской культурой.

Важнейшие проводники «мягкой силы» - граждане страны и носители культуры. По словам министра иностранных дел России С.В. Лаврова, МИД продолжит «разъяснять зарубежным партнерам, что наличие российской диаспоры в их государствах – важный фактор в деле укрепления взаимовыгодных двусторонних связей в различных сферах»48. В «Концепции внешней политики»49, одобренной в 2013 году, особое место отводится необходимости объективного восприятия России, продвижению позиций русского языка, содействию консолидации российской диаспоры за рубежом в целях более эффективной защиты интересов соотечественников в странах проживания.

Проблематику "мягкой силы" России ещё предстоит изучить. Пока существует не так много исследований, посвященных этой теме. Одной из актуальных проблем российской публичной дипломатии можно назвать отсутствие системного подхода50. В статье "Публичная дипломатия России: практика и проблемы становления" Наталья Бурлинова, президент Центра поддержки и развития общественных инициатив "Креативная дипломатия", главным узким местом этого направления в нашей стране в контексте "мягкой силы" государства называет именно "отсутствие системности и координации в той работе, которую ведут разные ведомства, организации или даже отдельные лица на этом направлении".

По мнению автора, сказывается стихийность развития публичной дипломатии в РФ. В работе отмечается, что сам термин "мягкая сила" получил широкую известность чуть более трёх лет назад, в преддверии президентских выборов, когда вышла в свет статья Владимира Путина "Россия и меняющийся мир" и что тогда «мягкая сила» вошла в официальный государственный оборот, став "модным трендом". При этом на разных уровнях государственной власти отсутствовало понимание, как должны приниматься ключевые решения в сфере публичной дипломатии, каков механизм взаимодействия органов власти с неправительственными организациями.

Автор указывает и на "отсутствие комплексной информации о том, кто работает в этой сфере, какие структуры вовлечены в эту работу". В этой связи предлагается разработать вместе со специалистами и экспертами юридический документ по концепции и системе работы в рамках "мягкой силы" Российской Федерации, который бы определил правила игры, основных игроков в этой области и принципы их взаимодействия.

Еще одной острой проблемой, на взгляд автора, является кадровый голод. Несмотря на объединяющее для публичного и официального направлений наименование "дипломатия", кадровые дипломаты зачастую оказываются далеки от специфики деятельности некоммерческих организаций на международном направлении. Именно поэтому курсы публичной дипломатии в вузах, осуществляющих подготовку профильных специалистов, сейчас как никогда актуальны.

Как и всякий ресурс, «мягкая сила» может растрачиваться51. Исторически Россия переживала взлёты и падения своей «мягкой силы», и нельзя сказать, что на данном этапе она находится на подъёме. По актуальному состоянию таких параметров, как репутация экспортных товаров, репутация государственного управления, условия для бизнеса, развитие туризма, Россия проигрывает многим странам мира52.

Как бы то ни было, общественная и публичная дипломатия держатся на мощнейшем ресурсе – на ресурсе человеческих отношений, связей и интересов, на доброй памяти, на общей истории, на понимании, доверии, чувствах. В этот состоит её отличие от классической дипломатии, в основе которой лежат формальные межгосударственные отношения, нормы и предписания.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница