Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний




Скачать 214 Kb.
Дата 01.10.2016
Размер 214 Kb.
Овсянникова В.В. (ИП РАН)
Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний
Факт, что люди различаются по степени успешности распознавания эмоциональных состояний других, подтвержден эмпирически в ранних исследованиях распознавания эмоций (например, Ekman, 1979). Среди более поздних исследований есть те, которые направлены на выявление факторов, определяющих характер этих процессов и их успешность. В литературе в качестве факторов, влияющих на успешность понимания эмоций по экспрессии, отмечаются гендерные, возрастные и личностные характеристики участников, их культурная принадлежность (Лабунская, 1999; Нэпп, Холл, 2006; Ekman, 1999; Hall, Matsumoto, 2004; Lieberman, Rosenthal, 2001). В теоретическом поиске возможных детерминант способностей в распознавании эмоций значительная роль отводится когнитивным характеристикам, которые, однако, практически не исследованы в эмпирическом ключе (Робертс с соавт., 2004).

Ключевой вопрос исследования заключается в том, каким образом люди распознают эмоциональные состояния других людей, и какие характеристики познавательной сферы определяют содержание и эффективность этих оценок.



Общая гипотеза исследования предполагает наличие связей между когнитивными характеристиками наблюдателя и двумя аспектами распознавания им эмоционального состояния другого человека. В качестве аспектов распознавания эмоций рассматриваются:

1). Точность оценки наблюдателя состояния другого человека. Этот аспект можно обозначить как «результативный», подчеркивая его отношение к результату распознавания: наблюдатели могут оценивать эмоциональное состояние с большей или меньшей точностью. Согласно замыслу работы, проводятся статистические расчеты для анализа связей точности оценки эмоций наблюдателем с его когнитивными характеристиками.

2). Использование наблюдателем тех или иных когнитивных стратегий для распознавания эмоций другого человека. Данный аспект определяется как «процессуальный» и подчеркивает возможность достижения одного и того же результата распознавания разными способами. Например, один наблюдатель склонен обращать внимание на выражение лица других людей, а другой – на то, что они говорят. Тем самым предпринимается попытка выявить те переменные, которые определяют характер выносимой испытуемым оценки; исследуется, как люди оперируют информацией, чтобы понять состояние другого человека. В данном случае когнитивные стратегии распознавания эмоций - способы переработки информации, которые могут быть использованы человеком для того, чтобы сделать вывод об эмоциональном состоянии другого человека. Когнитивные стратегии могут состоять из отдельных приемов, согласованно применяемых человеком для понимания эмоций других людей в конкретных ситуациях. В работе проводится анализ связей между стратегиями распознавания эмоций и когнитивными характеристиками наблюдателя, а также с точностью оценки им эмоционального состояния.
В качестве когнитивных характеристик наблюдателя, связанных с распознаванием эмоций, в работе анализировались: когнитивные стили (полезависимость – поленезависимость, широкий – узкий диапазон эквивалентности, ригидность – гибкость познавательного контроля), общий интеллект, эмоциональный интеллект, представления об эмоциях.
Гипотезы исследования:

1. Точность распознавания эмоций наблюдателем связана со следующими его характеристиками:

1.1. когнитивными стилями;

1.2. интеллектом;

1.3. уровнем эмоционального интеллекта.

2. Существуют индивидуальные различия в использовании наблюдателем когнитивных стратегий распознавания эмоций, связанные с характеристиками его когнитивной сферы (интеллектом, когнитивными стилями, эмоциональным интеллектом, представлениями об эмоциях).

3. Стратегии распознавания эмоций различны по эффективности: одни в большей степени связаны с точностью распознавания эмоционального состояния, чем другие.
Основная методика исследования была разработана с целью получения оценок эмоционального состояния другого человека испытуемым, которому для этого предъявляется видеозапись фрагмента его поведения. Методика представляла собой набор из 18-ти шкал - эмоциональных терминов. В инструкции испытуемому предлагается оценить эмоциональное состояние персонажа по набору шкал, согласно нескольким возможным вариантам ответа по шестибалльной шкале. На основании сопоставления оценок наблюдателей с оценками экспертов вычисляется точность распознавания эмоций персонажа наблюдателями. Чтобы определить, насколько близки / далеки оценки наблюдателей от экспертных, были вычислены следующие показатели:

1. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между эталонными оценками экспертов по 18-ти категориям эмоций и оценками наблюдателя по этим же категориям в каждом сюжете (показатель «К»). Чем более похожа форма профилей оценок эксперта и наблюдателя, тем выше коэффициент корреляции и, следовательно, тем более точными являются оценки испытуемого.

2. Сумма абсолютных разностей между значениями оценок экспертов по 18-ти категориям эмоций и наблюдателя по этим же категориям в каждом сюжете (показатель «Р»). По смыслу этого показателя, чем он ниже, тем выше точность оценки испытуемого: чем более похожи оценки эксперта и наблюдателя по отдельным шкалам, тем меньше их суммарная разность и, следовательно, тем меньше значение показателя «Р». Поэтому для того, чтобы этот показатель действовал в одном направлении с показателем «К», его значения были умножены на (-1).

После выполнения методики на оценку эмоционального состояния персонажа сюжета наблюдателям предлагался специально разработанный опросник для определения стратегий распознавания эмоций. Опросник представляет собой перечень приемов, которые можно использовать для распознавания эмоционального состояния другого человека (Приложение 2). Согласно инструкции, испытуемые отмечали те приемы из списка, которые, на их взгляд, они задействовали для распознавания эмоционального состояния персонажа сюжета.

Для диагностики когнитивных характеристик наблюдателя в работе использовались следующие методики:


  1. «Включенные фигуры», индивидуальная форма (Witkin et al., 1971) - для измерения когнитивного стиля полезависимость-поленезависимость.

  2. «Свободная сортировка объектов» (Gardner et al., 1959) - для измерения когнитивного стиля диапазон эквивалентности.

  3. Тест словесно-цветовой интерференции (Stroop, 1935) - для измерения когнитивного стиля ригидность-гибкость познавательного контроля.

  4. Тест Продвинутые Прогрессивные Матрицы Дж. Равена, вариант с 40-минутным ограничением времени (Равен, 2002) - для измерения интеллекта.

  5. Опросник для диагностики эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Люсин, 2006).

  6. Опросник для диагностики представлений об эмоциях (специально разработан для целей исследования).

В исследовании приняли участие 64 человека (64 % – женского пола) в возрасте от 18 лет до 32 лет (М = 22,2, S = 3,4), представители разных профессий и студенты.

Результаты.
1). Точность оценки эмоционального состояния и ее связи с когнитивными характеристиками наблюдателей
Получена корреляция (r = 0,292, p = 0,025) между точностью идентификации эмоций наблюдателем и когнитивным стилем «полезависимость - поленезависимость», то есть точность оценивания положительно коррелирует с полезависимостью.

Для проверки предположения о наличии сюжетов с разным уровнем сложности для оценивания эмоционального состояния был проведен дисперсионный анализ с повторными измерениями. В качестве группового фактора рассматривался показатель точности оценивания («К», «Р»), его 8 уровней – это значения показателя точности в восьми сюжетах.

Обнаружена связь точности распознавания эмоций наблюдателем с когнитивным стилем «ригидность – гибкость познавательного контроля» в сюжетах разной сложности. В «простом» сюжете точность оценки отрицательно коррелирует с показателем интерференции (r = -0,344, p = 0,009), то есть в данном случае точность оценки связана с полюсом гибкого познавательного контроля. Другая значимая связь, полученная при работе со «сложным» сюжетом, представляет собой корреляцию между степенью интегрированности словесно-речевой и сенсорно-перцептивной форм опыта и точностью оценки эмоций персонажа (r = - 0,284, p = 0,032). То есть, чем более скоординированы две разные модальности опыта наблюдателя, тем точнее он распознает эмоции другого человека.
Для проверки предположения о связи точности распознавания эмоций от характеристик стимульного материала проведен однофакторный дисперсионный анализ отдельно для двух показателей точности. Зависимая переменная - среднее значение одного или другого показателя точности, вычисляемое как медиана значений данного показателя всей выборки испытуемых по каждому сюжету. Таким образом, получено 8 средних значений точности оценок по показателю «К», и 8 – по показателю «Р».

В качестве независимой переменной рассматривалась та или иная характеристика сюжетов. Характеристики:

1). Пол персонажа (женский, мужской);

2). Длина сюжета (короткий сюжет (0 – 30 сек.), длинный сюжет (30 – 60 сек));

3). Количество информации, предъявляемой в сюжете (полный сюжет, неполный сюжет). В данном случае неполными считаются сюжеты, в которых отсутствует вербальные и / или паравербальные проявления речи персонажа. В данном стимульном наборе таких сюжетов два.

Результаты дисперсионного анализа:



  1. Не выявлено значимого влияния факторов пола персонажа и длины сюжета на точность оценки наблюдателя.

  2. Обнаружено значимое влияние фактора наличия / отсутствия речевой информации в сюжете на точность оценки наблюдателя, выражаемую показателем «Р»: точность оценки в полных сюжетах составила -14,3, в неполных сюжетах - -16,8 (p < 0,038).

Таким образом, предъявление в сюжете вербальных и / или паравербальных проявлений речи персонажа способствует повышению точности распознавания его эмоциональных состояний наблюдателем. Точность оценки оказалась независимой от пола персонажа и продолжительности сюжета.

2). Приемы и стратегии, которые наблюдатели используют для распознавания эмоционального состояния персонажа

Относительно приемов оценки наблюдателем эмоционального состояния другого человека было сформулировано несколько исследовательских вопросов:

- есть ли связи между использованием наблюдателями тех или иных приемов и точностью распознавания эмоций другого человека?

- есть ли связи между когнитивными характеристиками наблюдателя и использованием им тех или иных приемов?

- какие приемы объединяются в более крупные единицы - стратегии распознавания эмоций?
На основании данных наблюдателей об использовании / неиспользовании того или иного приема применительно к оценке эмоционального состояния персонажа в восьми сюжетах была вычислена частота использования наблюдателями каждого приема во всех сюжетах (максимально возможное значение равно 8).

Для проверки предположения о связи приемов с точностью распознавания эмоций персонажа были вычислены коэффициенты корреляций Спирмена между показателями точности оценки эмоционального состояния и частотой использования наблюдателями приемов во всех сюжетах по всей выборке испытуемых (n = 64).



  1. Получена связь между показателем точности «Р» и ориентацией наблюдателя на противоречия во внутреннем состоянии персонажа и его внешнем выражении (Прием 8) (r = -0,321, p = 0,010).

  2. Получена связь между показателем точности «Р» и ориентацией на последующие действия персонажа (Прием 11) (r = -0,355, p = 0,004).

В обоих случаях, исходя из смысла корреляций, использование приема снижает точность распознавания эмоционального состояния персонажа наблюдателем.
Для проверки предположения о возможности объединения отдельных приемов, которые люди используют для распознавания эмоций, в стратегии проведен факторный анализ частоты использования наблюдателями приемов. Факторный анализ проводился по методу главных компонент, вращение факторов - по методу варимакс. Результаты факторного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1. Факторные нагрузки для переменных (приемы распознавания эмоций), 2-факторное решение


Прием

Фактор 1

Фактор 2

1. Ориентация на выражения лица

,076

,842

2. Ориентация на движения и жесты

,076

,805

3. Ориентация на взгляд, выражение глаз

,252

,625

4. Ориентация на реакции других людей на поведение персонажа

,460

,321

5. Ориентация на ситуацию, в которой находился персонаж

,381

,657

6. Ориентация на содержание высказываний

,154

,553

7. Ориентация на то, как персонаж говорил

,382

,607

8. Ориентация на противоречия между чувствами персонажа и их выражением

,738

,028

9. Ориентация на то, что вообще могут испытывать люди в данной ситуации

,682

,316

10. Ориентация на индивидуальные особенности выражения переживаний

,803

,017

11. Ориентация на возможные последующие действия, реакции персонажа

,717

-,055

12. Ориентация на соответствие разных признаков эмоций одному и тому же состоянию персонажа

,703

,267

13. Ориентация на свое общее впечатление от сюжета

,539

,226

14. Подстановка себя на место персонажа

,667

,172

15. Интуитивное понимание чувств персонажа

,014

-,135

16. Воспоминание о собственных чувствах в подобной ситуации

,688

,219

% объясняемой дисперсии

27,96

20,5


Примечание: в таблице переменные, включаемые в интерпретацию фактора, обозначены жирным шрифтом (их факторные нагрузки выше 0,6)
Первый фактор получил название «Целостная стратегия», второй - «Аналитическая стратегия». Подсчитаны частоты использования «целостной» и «аналитической» стратегий - суммировались частоты входящих в каждую из стратегий приемов. Показатели выраженности двух стратегий используются в дальнейшем анализе взаимосвязей между выявленными стратегиями и когнитивными характеристиками наблюдателя, а также – между стратегиями и точностью оценки эмоционального состояния.
Связи стратегий распознавания эмоций с точностью оценки наблюдателя эмоционального состояния другого человека

Пересчет коэффициентов корреляции частоты использования целостной и аналитической стратегий с двумя показателями точности оценки наблюдателя не выявил значимых связей между ними. То есть, стратегии наблюдателей не связаны с точностью их оценки эмоционального состояния персонажа.


Связи стратегий распознавания эмоций с когнитивными характеристиками наблюдателя

Были вычислены коэффициенты корреляции Спирмена между стратегиями и когнитивными стилями, общим интеллектом, эмоциональным интеллектом. Результаты представлены в таблице 2.


Таблица 2. Связи между стратегиями и когнитивными характеристиками наблюдателей

Переменные

Целостная стратегия

Аналитическая стратегия

Общий интеллект




0,253*


Полезависимость

(показатель: время нахождения простой фигуры)






-0,376**


Эмоциональный интеллект:

управление эмоциями других людей



-0,269*





Эмоциональный интеллект:

управление эмоциями



-0,327**






Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01

3). Анализ оценок эмоционального состояния по шкалам эмоций

После просмотра каждого сюжета наблюдатель оценивал эмоциональное состояние персонажа по набору шкал – категорий эмоций. До сих пор в обработке результатов были использованы показатели, производные от этих «сырых» оценок наблюдателей, - для того, чтобы измерить степень близости их оценок к оценкам экспертов. Однако сами по себе оценки наблюдателей представляют интерес для анализа особенностей распознавания эмоций, так как на их основании можно получить информацию о том, какие более общие измерения стоят за оценками наблюдателей состояния героев сюжетов.

Был проведен факторный анализ оценок наблюдателей по 17-ти категориям эмоций во всех сюжетах (метод главных компонент, вращение факторов – по методу варимакс).

Матрица для факторизации была организована следующим образом: в столбцах расположены категории эмоций, в строках – наблюдатели; в ячейке на пересечении – медиана оценок наблюдателя по данной категории эмоции во всех сюжетах. Из обработки были исключены испытуемые, просмотревшие не все сюжеты, в результате чего число наблюдателей составило 57 человек. Результаты факторного анализа представлены в таблице 3.



Таблица 3. Факторные нагрузки для переменных, 3-факторное решение


Категория эмоции

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Удовольствие

-,077

,311

,804

Гнев

,724

,405

,172

Расслабленность

,080

-,138

,781

Удивление

,481

,455

,261

Презрение

,796

,007

,088

Стыд

,727

,038

,038

Тревога

,300

,831

,046

Отвращение

,667

,249

,007

Интерес

,077

,686

,383

Недовольство

,602

,461

-,067

Возбуждение

,142

,813

,113

Страдание

,601

,433

-,062

Радость

,127

,356

,755

Страх

,565

,558

-,030

Спокойствие

,074

-,071

,763

Вина

,808

,098

,099

Напряжение

,197

,816

-,058

% объясняемой

дисперсии



25


22,9


15,9


Примечание: в таблице переменные, включаемые в интерпретацию фактора, обозначены жирным шрифтом (их факторные нагрузки выше 0,6)
В результате факторного анализа получены три группы эмоциональных состояний, которые выделились по оценкам испытуемых. Факт выявления этих групп можно интерпретировать как выявление разных типов чувствительности наблюдателей к эмоциональному содержанию стимулов. В данном случае испытуемые оценивали эмоции других людей, поэтому речь идет о склонности приписывать их состояниям те или иные эмоциональные паттерны. Первый фактор получил название «Сензитивность к отрицательной валентности», второй - «Сензитивность к высокой активации», третий – «Сензитивность к положительной валентности».

Было вычислено значение каждого фактора для каждого наблюдателя. Суммируя оценки по категориям эмоций, входящим в фактор, получены три новые переменные.



Для ответа на вопрос о том, связаны ли полученные типы сензитивности с показателями точности оценивания, стратегиями распознавания эмоций и когнитивными характеристиками наблюдателей, подсчитаны корреляции (непараметрический коэффициент Спирмена) по всем испытуемым. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Корреляции между типами сензитивности и когнитивными характеристиками наблюдателей (n = 57)




Сензитивность к отрицательной валентности

Сензитивность к высокой активации

Сензитивность к положительной валентности

Интеллект

0,318*








Полезависимость (время нахождения фигуры)

-0,350**








МЭИ: управление эмоциями других людей




0,263*





МЭИ




0,263*





Точность («К»)




0,348**


0,413**


Точность («Р»)

-0,384**








Целостная стратегия

0,490**


0,292*


0,289*



Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01
Обработка данных методом обратного множественного регрессионного анализа позволила выделить среди исследуемых когнитивных характеристик наблюдателя несколько статистически достоверных предикторов точности оценивания эмоционального состояния (показатель «К»). Отдельно была проведена регрессия фактора пола наблюдателя на точность оценивания эмоций (показатель «К»). Результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5. Значимые предикторы точности оценки эмоционального состояния (метод обратной множественной регрессии; простая линейная регрессия)


Независимые переменные


Значения бета-коэффициентов

p

Коэффициент детерминации (R2)

Сензитивность к

отрицательной валентности



-0,465


0,001


0,376

Сензитивность к

высокой активации



0,485


0,001


Сензитивность к

положительной валентности



0,345

0,004

Пол наблюдателя


-0,338

0,006

0,114

Из таблицы видно, что такая когнитивная характеристика наблюдателя, как сензитивность к отрицательной валентности оказывает отрицательное влияние на точность его оценки эмоционального состояния другого человека, в то время как сензитивность к высокой активации и сензитивность к положительной валентности – положительное. Знак бета-коэффициента фактора пола наблюдателя показывает обратную связь точности с мужским полом.


Половые различия в точности оценивания эмоций
В качестве дополнительного результата, выходящего за рамки основных поставленных в работе вопросов, проведен анализ половых различий в точности оценивания эмоционального состояния другого человека. В литературе отмечается бóльшая эффективность женщин, чем мужчин, в понимании эмоций других людей. Данная работа позволяет проверить это утверждение, путем сопоставления средних значений показателей точности оценок наблюдателей разного пола во всех сюжетах. Для исследования этих межгрупповых различий использовался критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6. Точность оценки эмоционального состояния в подгруппах женщин и мужчин

Группы наблюдателей

Показатель точности оценки эмоционального состояния

«К»

«Р»

Мужчины (n= 23)

0,67

-14,76

Женщины (n= 41)

0,74

-14,50

Значение и уровень значимости

критерия Манна-Уитни



U = 285,00, p < 0,009

U = 466,00, p < 0,938

Таблица показывает, что по показателю «К» обнаружены значимые различия в точности оценки эмоционального состояния персонажа между мужчинами и женщинами во всех сюжетах. То есть, конфигурации ответов женщин оказались более близки к экспертным оценкам, чем профили оценок мужчин. Это говорит о том, что в целом, женщины более точны в распознавании эмоций другого человека, чем мужчины.


Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. В распознавании эмоционального состояния эмпирически выделяются два аспекта – результативный и процессуальный.

  2. И результативный аспект (точность), и процессуальный аспект (стратегии) образуют связи с когнитивными характеристиками наблюдателя.

  3. Результат распознавания эмоций зависит от материала, который используется для распознавания.

  4. Эмоциональное состояние другого человека оценивается с точки зрения его валентности и уровня активации.

  5. Женщины более точны в распознавании эмоций, чем мужчины.


Приложения
1
Бланк методики для оценки наблюдателем эмоционального состояния персонажа
Эксперт ______________________ № сюжета __________________
Перед Вами список слов, с помощью которых можно описать внутреннее состояние человека. Просим Вас по 5-балльной шкале оценить, насколько точно каждое из указанных ниже слов описывает состояние участника видеосюжета, то, что он чувствует в данный момент.

Обведите в кружок цифру из ряда 0 1 2 3 4 5, где:

0 - слово не характеризует то, что этот человек чувствует;

1 - слово в самой малой степени характеризует то, что этот человек чувствует;

5 - слово максимально точно характеризует то, что этот человек чувствует.

Просим Вас не пропускать слова и сделать свой выбор по каждому из них.





удовольствие

0 1 2 3 4 5

гнев

0 1 2 3 4 5

расслабленность

0 1 2 3 4 5

удивление

0 1 2 3 4 5

презрение

0 1 2 3 4 5

стыд

0 1 2 3 4 5

тревога

0 1 2 3 4 5

отвращение

0 1 2 3 4 5

интерес

0 1 2 3 4 5

недовольство

0 1 2 3 4 5

возбуждение

0 1 2 3 4 5

страдание

0 1 2 3 4 5

радость

0 1 2 3 4 5

страх

0 1 2 3 4 5

спокойствие

0 1 2 3 4 5

вина

0 1 2 3 4 5

напряжение

0 1 2 3 4 5

печаль

0 1 2 3 4 5


2
Список приемов распознавания эмоций
Вы ориентировались на…

1) выражения лица человека

2) его движения и жесты

3) взгляд, выражение глаз

4) реакции других людей на поведение персонажа

5) ситуацию, в которой находился человек

6) на то, что герой сюжета говорил

7) на то, как человек говорил, а не на то, что он говорил

8) на противоречия между тем, как человек выражал свои чувства и тем, что он действительно чувствовал

9) то, что вообще могут испытывать люди в данной ситуации

10) то, что у человека могут быть присущие лишь ему особенности выражения переживаний

11) то, каковы могли бы быть последующие действия, реакции персонажа

12) то, «говорят» ли разные признаки эмоций об одном и том же внутреннем состоянии персонажа, или они не соответствуют друг другу (например, он улыбается, а в глазах - слезы)

13) на свое общее впечатление от просмотренного сюжета

14) Вы пытались поставить себя на место участника сюжета, чтобы почувствовать переживаемое им состояние

15) Вы интуитивно поняли, какие чувства испытывал человек, но не можете четко сформулировать, каким образом Вы это сделали



16) Вы вспомнили то, что испытывали, когда были в подобной ситуации, и на основании этого поняли состояние героя





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница