Руководство для учителя. Методы оценки программы. Подготовка учителя




Скачать 429.08 Kb.
страница1/2
Дата01.10.2016
Размер429.08 Kb.
  1   2
ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ

Программа развития личности ребенка,


навыков общения со взрослыми и сверстниками
Цели программы:

- дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений;

- сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

- приобрести навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.

Программа общения должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Девиз программы:

"НАУЧИСЬ ЛЮБИТЬ И ПОНИМАТЬ ЛЮДЕЙ И РЯДОМ С ТОБОЙ ВСЕГДА


БУДУТ ДРУЗЬЯ".
Структура программы включает в себя следующие компоненты:

  1. Теоретический курс для обучения педагогов, психологов особенностям коммуникативной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возрастов в условиях семьи и коллектива, развития у детей навыков общения и коррекции возникающих трудностей.

  2. Практический курс «Азбука общения" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, направленный на формирование у них коммуникативных навыков.

  3. Учебный план.

  1. Методическое руководство для учителя.

  2. Методы оценки программы.


ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ.

Обучение воспитателей и учителей продолжается 5-6 дней в начале учебного года до введения программы. Подготовка учителя включает в себя овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по педагогике и психологии коммуникативной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возрастов.


Материалы, необходимые для подготовки учителей:

- Программа «Основы коммуникации» - теоретический курс.

- Программа практического курса "Азбука общения".

- Список рекомендуемой литературы.

- Методическое руководство для учителя.

- Образцы анкет и тестовых заданий для оценки программы.


План подготовки учителя:

  1. Цели и задачи подготовки. Обзор программы.

  1. Теоретические аспекты программы "Основы коммуникации". Особенности психофизического развития детей 6-7-летнего возраста и их коммуникативной деятельности.

  2. Методы оценки результатов программы (анкетирование, социометрия,
    психометрические тесты).

  3. Практическая часть программы "Азбука общения". Планирование разделов и тем программы, примерное содержание уроков, возможные типы занятий.

  1. Межпредмeтные связи (как можно внедрить программу в преподавание
    других предметов, внеклассную работу).

  1. Работа с родителями (проведение собраний, лекций, консультаций с
    семьями детей по разделам программы).




  1. ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Пояснительная записка

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Решающим условием становления коммуникативной деятельности ребенка является его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня развития коммуникативной потребности, достигнутого ребенком на конкретном этапе развития. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные
ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, младшего школьника - с учителем. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях: детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Важное воздействие на развитие ребенка оказывает успешность становления его отношений со сверстниками, Таким образом, существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрыть противоречия в развитии общения, предупредить различные отклонения в формировании личности ребенка возможно при своевременном выявлении и учете особенностей его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
Основные задачи курса

1. Изучение условий создания благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками, учителями, родителями, другими окружающими людьми.

2. Формирование представлений о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях, важности этих знаний для каждой семьи, каждого учреждения и каждой организации обучающего и воспитывающего профиля.

3. Ознакомление специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации.

4. Формирование у них умений и навыков практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей, предусматривающих реализацию следующих задач:

- воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;

- создание ситуаций, позволяющих ребенку проявлять и развивать свои индивидуальные способности;

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- обучение искусству общения – диалогу, дискуссии, беседе.

5. Ознакомление специалистов с методами проведения целенаправленной работы с семьей – первой школой воспитания ребенка.


Тематический план курса


Раздел

Тематика

К-во часов

В том числе

лекции

практ.

занятия


сам.

работа


Ввод-ный

Проблемы онтогенеза общения

4

2

2

-

1.

Общение детей в семье

4

2

-

2

2.

Общение со сверстниками

4

2

2

-

3.

Педагогическое общение – специально организованное межличностное взаимодействие воспитателя, учителя с детьми

4

2

-

2

4.

Выявление особенностей межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми

6

-

4

2

5.

Коррекционные приемы преодоления барьеров в общении, развитии, понимания себя и других, снятие психического напряжения и создания возможностей для самовыражения

8

2

4

2

6.

Переход к обучению в школе – новый этап становления коммуникативных навыков у детей

6

2

2

2




Итого:

36

12

14

10

ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ. ПРОБЛЕМЫ ОНТОГЕНЕЗА ОБЩЕНИЯ

Раскрытие содержания общения в качестве коммуникативной деятельности людей, направленной на согласование, объединение их усилий по налаживанию отношений, достижению общего результата и познание друг друга /основные понятия: предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действие общения, задачи общения, функции общения, средства общения, продукт общения/.

Роль общения в психическом развитии ребенка /дети-"Маугли", явление


госпитализма и др./. Пути влияния общения на психическое развитие детей /общение со взрослыми; обогащение взрослыми опыта ребенка; подкрепление взрослыми усилий ребенка, их поддержка и коррекция; образцы действий и поступков взрослых; общение со сверстниками/.

Развитие общения у детей первых 7 лет жизни /причины возникновения потребности в общении, критерии наличия потребности, этапы ее оформления и основные формы общения: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситаутивно-познавательная, внеситуативно-личностная/. Основные средства общения /экспрессивно-мимические: улыбка, взгляд, выразительные движения, вокализация; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, различные позы; речевые: высказывания, вопросы, ответы, реплики/.

Продукты общения /взаимоотношения с окружающими, становление образа
самого себя и партнеров по общению/.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Возникновение потребности общения ребенка в семье - важнейшее условие его общего психического развития. Конец первого месяца жизни - завершение подготовки ребенка к вступлению его в общение.

Этапы становления коммуникативной функции дошкольника: общение ребенка первого месяца жизни, этап эмоционального общения /2-6 мес./, этап доречевого делового общения /6 мес.-1,5 года/, этап речевого делового общения /1,5-3 года/. Роль и значение эмоционального общения взрослого с малышом на начальном этапе его психического развития /закладывание основ для последующего становления личности и самосознания,
формирование двусторонних связей о окружающими людьми/.

Истоки индивидуальности маленького человека и их влияние на его коммуникабельность. Формирование личностных качеств - важнейший результат общения ребенка в семье.

Проблема общения и взаимоотношений дошкольников с разными членами семьи. Семейные стили воспитания /высокая ответственность, отчужденный, авторитарный, попустительский, гиперопека и др./. Их влияние на личность ребенка и последующую адаптацию его в детском коллективе.

Виды семейных взаимоотношений /сотрудничество супругов, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм/. Зависимость личностных характеристик ребенка от условий и взаимодействия в семье.

Роль мотивов общения со взрослыми в формировании коммуникативной
готовности ребенка к школьному обучению.
РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ

Роль общения со сверстниками в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Особенности коммуникативных действий дошкольников (широкий диапазон на фоне богатого функционального состава общения, эмоциональная насыщенность контактов, нестандартность и нерегламентированность средств общения, преобладание инициативных действий над ответными).

Условия возникновения потребности в общении со сверстниками. Становление потребности в общении. Развитие потребности в общении у дошкольников.

Мотивы общения детей дошкольного возраста (деловые, познавательные, личностные). Динамика формирования мотивов общения у дошкольников в возрасте от 2 до 6 лет.

Средства общения дошкольников со сверстниками. Соотношение вербальных и невербальных средств общения. Зрительный контакт. Соотношение речевых средств общения со взрослыми и сверстниками. Содержание речевых контактов дошкольников со сверстниками.

Развитие общения дошкольников со сверстниками /от 2 до 7 лет/. Хронология параметров коммуникативной деятельности дошкольников при контактах со сверстниками /дата появления в онтогенезе, содержание потребности в общении, ведущие мотивы, основные средства общения, выделенность в самостоятельные эпизоды, отношение ребенка к другим детям (эффект "невидимого зеркала", чувствительность к воздействиям партнера, способность к разным контактам, значимость общения, гибкость отношения к партнеру).

Формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическая /2-4 года/; ситуативно-деловая /4-6 лет/, внеситуативно-деловая /6-7 лет/.

Становление основных систем отношений в начальных классах.

Понятие о положении ученика в системе личностных взаимоотношений.

Дифференциация класса на группы по положению в системе личностных взаимоотношений /,'звезды", "предпочитаемые ", "принятые"; "непринятые", "пренебрегаемые ".

Структура взаимоотношений учащихся начальных классов в процессе коммуникативной деятельности.


РАЗДЕЛ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ В3АИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ, УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

Типы педагогического отношения к детям /устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, открыто-отрицательный, пассивнo-отрицательный/.

Педагогическое воздействие в ходе педагогического общения: осознаваемое, неосознаваемое, прямое /объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др./, косвенное /через других лиц, игру, сказку, песню, музыку/. Использование эмоционально-положительных форм общения.

Стили педагогического руководства /демократический, авторитарный, либеральный/, их влияние на развитие личности ребенка и уровень межличностных отношений в детском коллективе.

Типы педагогического отношения и взаимодействия с детьми /согласованный положительный, согласованный отрицательный, несогласованный положительно отрицательный, несогласованный отрицательно-положительный/.

Основные формы педагогического взаимодействия с учениками /индивидуальное, фронтальное общение педагога с классом или группой детей/ Роль и содержание сотрудничества в процессе обучения детей.

Значение преемственности стилей педагогического общения воспитателя детского сада и педагога школы. Пути осуществления преемственности педагогической работы между детским садом и школой. Совместимость стилей педагогического общения учителя и воспитателя в процессе работы с шестилетками.

РАЗДЕЛ 4. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКAМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Классификация методов изучения детей и детских коллективов в зависимости от следующих параметров:

- характер участия испытуемых в проведении исследований: пассивные


/наблюдение, количественный и качественный анализ продуктов деятельности и др./, активные /анкетирование, тестирование, социометрические измерения и др./;

- время проведения исследования: одномоментные /анкетирование и др./,


длительные /целенаправленное наблюдение, биографические и др./;

- от места проведения: школьные /классные и внеклассные/, лабораторные.

Неэкспериментальные методы /наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности/, требования к их проведению.

Диагностические методы: количественные /тесты, шкалирование/, качественные: педагогический консилиум.

Экспериментальные методы: естественный, моделирующий, лабораторный.

Формирующие методы.

Изучение личности ребенка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в процессе коммуникативной деятельности.

Беседа с ребенком. Анкетирование: анкета для педагога (воспитателя детского сада, учителя), анкета для родителей.

Методика диагностики форм общения /по М.И.Лисиной/.

Изучение специфики восприятия и общения детей дошкольного возраста:

1. Определение характера избирательности детей к "социальным" /с изображением человека/ и "несоциальным" /с изображением различных предметов/ зрительным воздействиям.

2. Анализ избирательного от- ношения детей к "социальным" /человек/ и "несоциальным" /предметы - игрушки/ воздействиям.

3. Определение типа общения ребенка со взрослыми.

4. Выявление у ребенка трудностей в общении с последующим выбором путей воспитательной работы по коррекции поведения.

Изучение личности ребенка в условиях коммуникации: «самооценка коллективизма", "работа на конвейере", "направленность личности"; "дневник учителя". Раскрытие содержания метода изучения личностного поведения /по Т.В.Сенько/.

Изучение детских коллективов: уровни сформированности коллективов, структура межличностных отношений, положение ребенка в системе межличностных отношений. Экспериментальные методики "Что важнее?", "Выбор в действии", "Отметка другу", "К кому ты обратишься?", "Выбор одноклассников", "Угадай выбор", "Игра-задача на психологическую наблюдательность".

Изучение продуктов деятельности детей: анализ детских рисунков, игра "в кляксы» и другие.
РАЗДЕЛ 5. КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ, РАЗВИТИИ ПОНИМАНИЯ СЕБЯ И ДРУГИХ, СНЯТИЯ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И СОЗДАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ CAМOВЫPАЖЕНИЯ

Значение понимания и владения различными средствами выражения


своего эмоционального состояния в процессе общения.

Выразительные движения /мимика, пантомимика, вокальная мимика/ - моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играющих важную роль в процессе общения.

Классификация основных эмоций /интерес, радость, удивление, дистресс, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, чувство вины/, характерные признаки их внешнего выражения. Влияние эмоций на психические процессы.

Расстройства эмоциональной сферы, приводящие к нарушению у ребенка социальных контактов /депрессия, тревожный синдром, эйфория, дисфория, лабильность эмоций/.

Словесный язык чувств - средство эмоционального осознания ребенком самого себя; повышения действенности нравственных представлений ребенка со стороны родителей.

Вспомогательные средства общения /рисование, музыка/.

Методика обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений; инсценировка различных эмоциональных состояний; опознание детьми эмоций, называние их.

Методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунках, игра "в кляксы", свободное и тематическое рисование, музыка.

Сущность коррекционной направленности методической работы с детьми, имеющими расстройства эмоциональной сферы.

Психогимнастика как один из методов коррекции трудностей в общении. Методические рекомендации к проведению занятий по психогимнастике: выявление и указание основных причин назначения ребенка на занятия по психогимнастике /например, неустойчивость внимания, расторможенность, пониженный фон настроения, упрямство, жадность и др./, планирование, определение основных воспитательных и психотерапевтических


целей для группы в целом, схема занятий, особенности организации.
РАЗДЕЛ 6. ПЕРЕХОД К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - НОВЫЙ 3ТАП
СТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

Начало обучения в школе - сложный этап в жизни ребенка /смена социальной позиции, ведущей деятельности, социального окружения и пр., Пути влияния общения в рамках педагогического процесса на психическое развитие детей.

Понятие личностной и социально-психологической готовности к школе. Уровни школьной адаптации: высокий, средний, низкий, Влияние уровня развития коммуникативных навыков ребенка на процесс школьной адаптации.

Проблема индивидуального развития в процессе общения /сдерживание активности чрезмерно инициативного ребенка и активизация вялых и пассивных детей/. "Комплекс произвольности".

Развитие умственной, произвольной и коммуникативной деятельности детей при подготовке к школе. Игры на развитие памяти, внимания, мышления, речи, активности детей, коррекцию личностных нарушений и коммуникативных навыков.

Влияние уровня развития коммуникативных навыков на школьную успеваемость.

Становление основных систем отношений в начальных классах. Понятие о положении ученика в системе личных взаимоотношений. Содержание понятия структуры взаимоотношений. Первый круг желаемого общения. Второй круг желаемого общения. Общая структура личных взаимоотношений в процессе общения.

Рекомендуемая литература

Отечественная



  1. Алешина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. Л., 1990.

  2. Бодалев А.А. Об изучении общения// Психология общения. М., 1978. Вып.З.

  1. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

  2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей 6-летнего возраста. М., 1988.

  1. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.

6. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

  1. Общая психология/Под ред. А.В.Петровского. М., 1986.

  1. Общение детей в детском саду и в семье/Под ред. Т.А.Репиной,
    Р.Б.Стерхиной. М., 1990.

  2. Психологическое исследования общения. М., 1985.

  1. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А.В.Зинченко, Я.З.Неверович. М., 1986.

  1. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со
    сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации. Л., 1991.

  1. Сенько Т.В. Статусная психотерапия как метод коррекции поведения
    ребенка в группе детского сада// Вопросы психологии. 1989. №1.

  2. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности, М., 1980.

  3. Субботинский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников
    и стиль общения// Вопросы психологии. 1981. №2

  1. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

16. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

  1. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к
    общению//Вопросы психологии. 1990. №4.

Иностранная /переводная/

  1. Виттингтон Р., Крайте Л., Моран Г., Крейцман Н., Бек Б. Мир начинается с меня: Учебная программа для формирования ненасильственных ценностей у учеников 6-х классов. Пер. с англ. М., 1993.

  2. Извард К.Е. Эмоции человека. Пер. с англ. М.,1980.

КJ1айн В. Как ПОДГОТОВИТЬ ребенка к жизни. Пер. сангл. М.-Л.,

20. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. Пер. с англ. М.-Л.,1991.

21. Крижан Э., Орлик Ю. Как себя вести. О правилах приличия. Пер. со
словацкого. Братислава, 1970.

22. Корнелиус Х. , Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты, Пер. с англ. М., 1992.

23. Лич П. Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет. Пер. с англ.
М., 1992.

24. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. М., 1987.

25. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. М., 1987.

26. Спок Б. Ребенок и уход за ним. Пер. с англ. Л., 1991.

27. Фромм А. Азбука для родителей. Пер. с англ. Л., 1991.

28. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок? Пер. с нем. М., 1988.

29. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. Пер. с нем. М., 1981.

30. Юн Г. Дети с отклонениями. Пер. с нем. Кишинев, 1987.


ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС "ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ"
(" А3БУКА ОЩЕНИЯ
")

Пояснительная записка

"Азбука общения" - это практический курс обучения детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста основам коммуникации. Содержание предлагаемых разделов обучения предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной реализации процесса общения.

Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия. В


связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т.е. духовному слою, возвышающемуся над материальным, что является чрезвычайно актуальным на современном этапе развития общества. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и гармонизации жизни на земле, направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации. Правомерность данного подхода опирается на положение о том, что, когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию мирных отношений с окружающими.

"Азбука общения" не только помогает детям овладеть средствами коммуникации, но и убеждает их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверным восприятием и пониманием.


Структура курса

Программа курса включает в себя 8 основных разделов, направленных на формирование у детей коммуникативных навыков.

Раздел 1. Языки общения /навыки общения с внешним миром/.

Раздел 2. Тайна моего "Я" /умение видеть и понимать себя/.

Раздел 3. Как мы видим друг друга /умение видеть и понимать сверстников/.

Раздел 4. Этот странный взрослый мир /общение со взрослыми/.

Раздел 5. Фантазия характеров /оценка человеческих поступков и отношений/.

Раздел 6. Умение владеть собой.

Раздел 7. Культура общения /этикет, или как себя вести/.

Раздел 8. Мальчик и девочка /взаимоотношения разных полов/.


Основные понятия

Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Для детей младшего возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Умение ребенка общаться подразумевает:

- осознание того, что каждый /ребенок и взрослый/ имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;

- понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей;

- ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств;

- понимание двухканальности процесса общения: роли говорения и слушания других.

Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления /мимика, пантомимика, вокальная мимика/.

Мимика - выразительные движения мышц лица. Мимика без слов говорит об определенных чувствах и настроениях ребенка. Бытует мнение о том, что эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Улыбка ребенка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу - сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный… Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной,

Жесты бывают условными, указывающими, подчеркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью, бедностью, богатством, маловыразительностью, естественностью, спокойствием, порывистостью, робостью, энергичностью.

Пантомимика - это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребенка. Отрицательные эмоции съеживают его фигуру, положительные, наоборот, развертывают. Осанка формируется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной на бок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы бывают однообразными, разнообразными, естественными, искусственными, скованными. Общий вид ребенка может характеризоваться как напряженный, расслабленный, скованный, естественный, подавленный, развязный, распрямленный, сутулый, сгорбленный... Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, они, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс коммуникации.

Чувство собственного достоинства. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие мирно, спокойно общаться, это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя нелюбимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают.

В ходе реализации предлагаемого курса нужно помочь таким детям научиться ценить себя, потому что когда ребенок счастлив и удовлетворен /находится в мире с собой/, он переносит это чувство на взаимоотношения с окружающими. Проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими.



Сопереживание. С ранних лет дети должны понять важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния и чувств других людей способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения.

Самоконтроль. Дети с низким уровнем самоуважения и сопереживания окружающим часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне /со стороны взрослых/, но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, чем либо отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.
Цель курса: формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Основные задачи курса:

  1. Обучение детей пониманию себя и умению "быть в мире с собой".

  1. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания
    и сопереживания другим людям.

3. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

  1. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями /мимикой, жестами, пантомимикой/ - средствами человеческого общения.

  1. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ
    собственного поведения и поступков окружающих людей.

  1. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.

  1. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих
    лучшему взаимопониманию в процессе общения.

  2. Развитие творческих способностей и воображения в процессе коммуникативной деятельности.

  3. Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.

10. Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

  1. Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Основные методы обучения

  1. Наблюдение.

  2. Рассматривание рисунков и фотографий.

  3. Свободное и тематическое рисование.

  4. Упражнения /подражательно-исполнительского и творческого характера/.

  1. Этюды.

  2. Импровизации.

  1. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

  1. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

  1. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

  1. Чтение художественных произведений.

  1. Рассказ педагога и рассказы детей.

  1. Сочинение историй.

  1. Беседы.

  2. Мини-конкурсы.

  3. Дискуссии.

РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫКИ ОБЩЕНИЯ

Ребенок является частицей окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка мудрости природы, умению видеть взаимосвязь человека и природы, привить любовь к животному и растительному миру, тому, что его окружает.

Необходимо научить ребенка пониманию того, чем отличается человек


от дpyгих живых существ, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом и что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют наши органы чувств /глаза, уши, нос, рот, кожа/.

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей. Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Язык жестов и движений


лежит в основе общения животных. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого - причина страха, отчужденности, враждебности.

Жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие нашей речи на собеседника, ярче и образнее донести наши мысли и чувства.

Возможность выражать свои мысли и чувства посредством мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понять своего собеседника, но и привнести захватывающую живость и подлинную радость в общение друг с другом.

Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность


передать свои эмоции всеми доступными средствами - более высокая ступень
человеческого общения.

Попробуйте по-новому взглянуть на своего собеседника. Будьте внимательны ко всем проявлениям его чувств и желаний. Это позволит не только общаться с людьми, но и находить настоящих друзей. При выражении собственного эмоционального состояния важно научиться использовать все доступные выразительные средства. Здесь все имеет свое значение: определенный наклон или поворот нашей головы, выразительная поза, характерные движения рук, ног и туловища, походка. Активно подключаются выразительные мимические средства.

Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика - наши первые помощники в общении. Понимание и овладение языком жестов и движений нашего тела помогут вам не только стать интересными в общении, но и познавать людей, завоевывать друзей. В этом плане важную роль играет человеческая память, которая позволяет сохранить и своевременно воспроизвести информацию, необходимую в процессе общения ребенка с окружающим миром.

Возможные типы заданий


  1. Упражнения на развитие мимических движений /поднять, опустить, нахмурить, сдвинуть брови, сомкнуть и "надуть" губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т.д./.

  2. Игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей /"Угадай и собери"/.

3. Мини-конкурсы по определению и передаче эмоциональных состояний
человека, выраженных при помощи жестов и мимики /"Назови и покажи"/.

  1. Игры по обучению выразительным движениям /"Кто это?" / .

  1. Этюды на распознавание различных жестов и мимических средств выражения определенных эмоциональных состояний /"Маленький скульптор", "В магазине зеркал"/.

  1. Этюды на развитие выразительности жестов /"Заколдованный ребенок",
    "Отгадай!", "Уходи", "Я не знаю!", "Игра в снежки", "Игра с камушками / .

  2. Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений /"Кто лучше покажет позу", "Кто лучше пройдет", "Кто я?", "Если бы.. ", "Живая игрушка"/.

  3. 3адания на запоминание предметов и слов, оценка памяти ребенка, игры на тренировку памяти.

  4. Игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность /"Что там происходит?", "Кузнечик", "Раздумье"/. Выразительные средства: движения/наклон головы, поворот головы, определенная выразительная поза.../, мимика /пристальный или заинтересованный взгляд, полуоткрытый рот… /.

10.Игры на развитие умения выражать свое удивление /"Удивление", "Круглые глаза"/. Выразительные средства: мимика, жесты, позы.

11.Игры на развитие умения выражать эмоциональные чувства радости, удовольствия /"Золотые капельки", "Ласка", "Вкусные конфеты"/. Выразительные средства: движения /наклон головы, характерные движения рук и ног ... /, мимика /закрытые глаза, улыбка… /.

12.Игры на развитие умения выражать чувства печали, страдания /"Северный полюс", "Ой,ой, живот болит"/.

Выразительные средства: движения /дрожание коленей, потирание рук, согревание дыханием пальцев рук, согнутое положение туловища, прижатые к животу руки…/, мимика /поднятые и сдвинутые брови, расширенные или прищуренные глаза/.



  1. Игры на развитие умения выражать эмоции презрения, отвращения
    /"Соленый чай", "Грязь"/.

Выразительные средства: движения /наклон головы, походка/, мимика /нахмуренные брови, сморщенный нос, поднятая верхняя губа ... /.

  1. Игры на развитие умения выражать гнев /"Король Боровик не в духе", "Два сердитых мальчика"/.

Выразительные средства: движения, мимика.

  1. Игры на развитие умения выражать чувство страха /"Лисенок боится"/.

Выразительные средства: движения, имитирующие боязнь, походка, мимика.

  1. Игры на выражение вины и стыда /"Провинившийся" /.

Выразительные средства: движения /наклон головы, приподнятые плечи,
повисшие руки…/, мимика /поднятые вверх и сдвинутые брови, опущенные уголки губ …/.

  1. Итоговые игры /"Поссорились и помирились", "Разное настроение", "Прогулка"; "Музыка - это ... " / .

РАЗДЕЛ 2. ТАЙНА МОЕГО "Я"

Образ себя - это то, как каждый ребенок относится к себе, сумма мыслей и чувств. Позитивные мысли и чувства создают чувство самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации процесса общения.

Путь к себе вовсе не легок. Ребенок должен научиться, прежде всего, не просто подозревать о наличии собственного "Я", но и оценивать его. Для начала необходимо научиться увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера. Это поможет заложить чувство собственной индивидуальности и личностной уникальности у каждого ребенка.

Дети должны научиться ценить себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Процесс познания самого себя формирует самооценку ребенка. Важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить поступки окружающих. В дальнейшем это поможет добиваться значительных успехов в общении с другими людьми.

Каждый должен осознать, что хорошо думать и говорить хорошее о себе является ни чем иным, как проявлением чувства собственного достоинства, помогающего обрести необходимую многим уверенность в себе и в своих силах. Именно это способно постепенно вылиться в недоступную, к сожалению, многим взрослым возможность говорить хорошее о других, искренне ценить каждого, и каждодневно выражать это словами и делами. Несомненно, в этом кроется подлинная радость общения.

Возможные типы заданий


  1. Игры /"Что такое "Я", "Отражение в озере", "Свет мой, зеркальце, скажи", "Мой автопортрет"/.

  2. Чтение и обсуждение книг, кинофильмов о событиях из жизни детей. Осмысливание и оценка человеческих поступков и отношений.

3. Этюды, игры и упражнения из раздела 1 с использованием языка жестов,
движений, эмоций.

РАЗДЕЛ 3. КАК МЫ ВИДИМ ДРУГ ДРУГА

Подлинное человеческое общение начинается с осознания собственного "я". Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результатом такого взаимодействия является возможность "увидеть" рядом другого человека с присущими ему внешними данными и внутренним миром.

Лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания с ним, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми.

Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера и их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Способность взять на себя роль своего партнера учит детей терпимости к чужим недостаткам, развивает умение сопереживать. Эти способности формируются у детей старшего дошкольного возраста с течением времени и могут с успехом применяться ими в дальнейшей жизненной практике,

Возможные типы заданий


  1. Разгадывание характеров с опорой на художественное изображение /игры "Фотографии друзей", "Игрушки моим друзьям", "Ролевое обсуждение", "Кто интереснее?", "Выставка портретов друзей"/.

  2. Создание специальных игровых ситуаций /использование технических
    средств /магнитофона/ для записи и воспроизведения речи детей во время игры с целью дальнейшего анализа поведения участников/. /"Чистое общение", "Разговор взглядов", "Почему ты так поступил?" /.

3. Игры на соотнесение внешности человека и его духовного мира.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница