Самое дорогое, что есть жизнь




страница1/2
Дата08.10.2016
Размер0.57 Mb.
  1   2
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Примерный конспект проведения урока безопасности

в рамках Месячника безопасности детей

на тему: «САМОЕ ДОРОГОЕ, ЧТО ЕСТЬ - ЖИЗНЬ»

для образовательных учреждений Удмуртской Республики



Тип урока: объяснительный.

Время занятия: 45 минут.

Цели урока:

1. Учебная: Дать слушателям общие сведения о наиболее вероятных источниках опасностей и угроз, механизмах негативного воздействия и масштабах последствий, способах, силах и средствах обеспечения безопасности в ситуациях с которыми они могут столкнуться в жизни.

2. Воспитательная: Способствовать развитию инициативы и сообразительности в обеспечении личной безопасности, воспитать чувство уверенности в случае экстремальной ситуации.
Учебные вопросы:

1. Безопасное поведение в быту и на улице.

2. Пожарная безопасность в школе.

3. Безопасность при террористическом акте.

Введение

Каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды может попасть в такие ситуации, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, длительное, интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходящие за рамки обычных, принято называть экстремальными.

В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое состояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведение и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возможности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуально. Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответственных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически деморализуют. Наступает "психологический шок" - появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия.


Примеры (наиболее показательные примеры происшедших ЧС и их последствий на территории России, республики, города, района)

Дабы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:



  • знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие нашу жизнь;

  • выработать умение предвидеть возможность возникновения опасных ситуаций;

  • стремиться избегать попадания в них. И, наконец, оказавшись в экстремальной ситуации, необходимо быстро оценить ее и свои возможности, принять грамотное решение и действовать.

Таким образом, проблема выживания в экстремальных ситуациях сводится к четырем надо: надо знать, надо желать, надо уметь, надо действовать.

Сегодня мы рассмотрим основные опасности, которые могут возникнуть в повседневной деятельности, для того чтобы вы смогли сохранить самое ценное, что есть - вашу жизнь.


1. Безопасное поведение в быту и на улице

    1. Действия при пожаре в жилище

Как вы наверняка знаете, согласно греческой легенде, людям огонь подарил Прометей. Так он дал нам возможность подняться над миром животных. Но с тех пор человечество много тысяч лет упорно пытается решить проблему пожароопасности. Решали, решали, да вот все еще так и не добились ее абсолютного решения. Пожары возникают везде - на предприятиях, на транспорте, в лесах, под землей, в жилых домах и общественных зданиях.

По данным Государственной противопожарной службы, за год в России происходит около 300 тысяч пожаров. При этом выгорает 2,5 миллиона квадратных метров жилья. Это равно территории небольшого города.

Поэтому не допускать возникновения пожаров и встречать любой пожар во всеоружии - долг не только пожарных, но и каждого из нас.



«Пожаром называется неконтролируемое горение, наносящее материальный ущерб и создающее угрозу для жизни и здоровья людей».

Необходимы три условия, при которых возникает и распространяется пожар: горючий материал; источник тепла или огня; воздух. Отметим, что отсутствие хотя бы одного из них или предотвратит загорание, или прекратит уже начавшееся горение.

Далее, надо знать, что при пожаре страшен не только огонь, который пожирает и дерево, и металл, и растения с животными. У огня есть очень опасные спутники. Это ядовитый дым; угарный газ; высокая температура; плохая видимость; паника и растерянность; обрыв электропроводов и возможность поражения электротоком; обрушение конструкций (потолков, перекрытий, стен).

Помните! Пожар легче предупредить, чем ликвидировать. В борьбе с пожарами особенно важна быстрая реакция на него в первые минуты. Дело в том, что ситуация часто выходит из-под контроля и развивается по известной схеме: в первую минуту пожар можно затушить стаканом воды, во вторую -ведром, в третью - пожарным водоемом.

Если в кратчайшее время невозможно полностью ликвидировать огонь, следует звонить "01". Звонить надо сразу, не откладывая, иначе будет поздно.

Очень часто пожар в доме возникает из-за загорания телевизора. Если это произошло, телевизор надо сразу отключить от сети, а затем тушить подручными средствами: водой через верхние вентиляционные отверстия задней стенки (стоя сбоку) или набросить плотное одеяло, чтобы огонь не переметнулся, например, на шторы, и только после этого бежать в другое помещение за водой или домашним огнетушителем. При взрыве опасен ядовитый дым, поэтому в комнате, где стоял телевизор, не дышите сами и предупредите об этом других.

Если пожар начался в квартире и у вас нет огнетушителя, подручными средствами могут быть: плотная ткань (лучше - мокрая) и вода. Загоревшиеся шторы нужно сорвать и затоптать или бросить в ванну, заливая водой. Также при тушении одеял и подушек не открывайте окна, так как огонь с притоком кислорода вспыхнет сильнее. Из-за этого же надо очень осторожно открывать комнату, где горит: пламя может полыхнуть вам навстречу. Чтобы избежать удара током, отключите электричество, если приходится тушить или заливать водой электропроводку. Погасив пожар в квартире, обязательно убедитесь, что ничто не тлеет.

Статистика показывает, что на пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от дыма - ожоги получает уже труп. Порой достаточно нескольких глотков дыма, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения синтетики. Дым содержит оксид углерода, раздражающие и токсичные продукты сгорания и пиролиза, цианистый и хлористый водород, и даже фосген. Поэтому при тушении огня всеми способами защищайтесь от дыма, а если это невозможно - уходите, закрывая двери и в горящую комнату, и в квартиру (без кислорода пламя не только уменьшится, но может вовсе погаснуть).

Уходить из квартиры можно, только зная, что там никого не осталось. При пожаре особенно нужно следить за детьми: от дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в туалетах, ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, легко заблудиться и у себя дома - помните об этой опасности. Дышите через мокрую тряпку. Если есть возможность, защитите легкие противогазом или респиратором. Однако следует учесть, что количество кислорода в помещении быстро снижается и даже в противогазе можно потерять сознание.

По задымленным коридорам пробирайтесь на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма. Закрывайте за собой двери. Отправляясь на поиски людей, обвяжитесь веревкой: кто-то должен вас страховать.

Разумеется, сразу надо вызвать пожарных, четко отвечая на вопросы диспетчера службы "01".

Возможен и тихий пожар. Против него главное средство - внимание. Одна из самых частых причин гибели - пьяный сон с сигаретой в руке. Истлеет обычно полподушки или угол одеяла, а человек погиб. Глава семьи, покурив на ночь в кухне, бросает окурок в пластмассовое мусорное ведро, оно тлеет и через час вся семья умирает во сне.

Если дым - в подъезде, постарайтесь выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно закройте за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом для подъездного дыма и потом в ней нельзя будет жить, не сделав ремонт. Если дым явно угрожает дыханию, не пытайтесь спуститься ниже - звоните "01".

Это как раз тот случай, когда естественная реакция (выбежать из дома) губит человека. Многоэтажный дом - искусственное образование, и рефлекторные действия вам не помогут, надо вести себя парадоксально: закройте дверь, забейте щели мокрыми тряпками, заткните вентиляционные отверстия и ждите пожарных. Ни в коем случае не пытайтесь выбежать из задымленного пространства (если только вы не живете на нижнем этаже), а тем более - спуститься на лифте. Отравиться продуктами горения можно, пройдя два-три лестничных пролета, а лифт при пожаре в любую минуту могут отключить.

Позвонить "01" нужно и в том случае, если другие уже вызвали пожарных, вы должны сообщить, в какой квартире находитесь. Эта информация сразу передается по рации на место пожара, и в случае необходимости вам окажут помощь быстрее: гораздо сложнее взламывать двери всех квартир (или номеров гостиницы), чем идти по точным адресам.

Разумеется, "пересидеть" пожар можно, только если вы живете в современном доме, где нет деревянных перекрытий, балок, деревянных вентиляционных коробов. Дом старой постройки надо немедленно покинуть - в старых домах для этого обычно есть пожарные лестницы.

Пожар в гостинице или общественном здании особенно опасен не только из-за плотности заселения, но и потому, что люди, как правило, плохо здесь ориентируются и не сразу могут отыскать спасительный запасный выход. Разумный человек без напоминания посмотрит, где он. Но печальный опыт показывает, что большинство людей в экстремальной ситуации пытается спастись дорогой, которой обычно ходили, и нередко идет буквально в огонь.

Пламя, впрочем, в самом деле порой необходимо преодолеть. Но для этого надо не только знать, что другого пути нет, но представлять глубину фронта огня и дальнейший свой путь - безопасен ли он. Если вы трезво все рассчитали, укройте максимальную площадь своей кожи - наденьте шапку, пальто, набросьте на себя одеяло, намочите все это. Приготовьтесь не дышать. Пройдите мысленно весь путь, а затем - на четвереньках или ползком - быстро двигайтесь к выходу. Место, охваченное огнем, можно пробежать (на вдохе и во время бега задержите дыхание вовсе).

Если вы выносите человека, потерявшего сознание, накиньте на него мокрую тряпку, одеяло. Если на ваших глазах на нем вспыхнула одежда, не давайте ему бежать (пламя разгорится), плотно накиньте тряпку - даже сухую, в крайнем случае сбейте его с ног. Старайтесь обойтись без огнетушителя, потому что пострадает кожа.

Если в квартиру или гостиничный номер проникли дым и жар, несмотря на принятые вами меры, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям. Вы можете также выйти на карниз, привязавшись предварительно к батарее подручными средствами (например, простыней или кабелем телевизионной антенны) или к оконной раме (что опаснее и хуже -рама может сорваться). Пробовать спуститься на связанных простынях или веревке опасно, но можно: с высоты 2-4-го этажа. Спуская ребенка (привязанного за руки), надо подстраховаться и привязать конец веревки к батарее.

Поддерживайте в себе и в других присутствие духа. Часто во время пожара люди прыгают с заведомо смертельной высоты, хотя возможности спасения далеко не исчерпаны. На гибель их толкает страх.

Главный способ защиты от пожара - самому не стать его причиной. Простая аккуратность и бытовая культура жителей защищают от пожаров куда надежней, чем сотня пожарных команд.

Рекомендации пожарных:


  • изучайте правила пожарной безопасности;

  • исключите возможность попадания спичек в руки малолетних детей;

  • не оставляйте без присмотра электроприборы, особенно утюги, калориферы, телевизоры; обойдитесь без самодельных электроприборов;

  • не включайте в одну розетку два или более бытовых прибора большой мощности;

  • следите за состоянием проводов, не экономьте на своей безопасности, не пользуйтесь "жучками" в электрощите;

  • не разогревайте лаки и краски на газовой плите; не стирайте в бензине; не сушите белье над плитой;

  • исключите "праздничные" пожары: не пользуйтесь самодельными электрогирляндами для украшения елки, а хлопушки, бенгальские огни, свечи и фейерверки зажигайте только вдали от елки; школьные маскарадные костюмы лучше пропитать огнезащитным составом - присмотритесь к ним, и вы поймете, что ватные бороды и бумажные плащи могут вспыхнуть от любой искры;

  • не захламляйте чердаки, подвалы, путь эвакуации, балконы и лоджии; не храните на балконах горючие вещества - известны вертикальные пожары от одной квартиры на несколько этажей;

  • следите за безопасностью не только своей квартиры, но и дома, двора: чердаки и подвалы должны быть закрыты от случайных людей; любые хозяйственные работы в жилом доме (мастерская в подвале, пользование сваркой) представляют опасность - при нарушениях обратитесь за помощью в инспекцию Государственного пожарного надзора вашего района. (ОГПН г.Ижевска 606671; ОГПН Первомайского района 637756 ; ОГПН Октябрьского района 726228; ОГПН Ленинского района 714719; ОГПН Устиновского района 462510; ОГПН Индустриального района 632600).


1.2. Электрический ток

Бытовая электротехника очень удобна, но может причинить много бед, если не соблюдать меры безопасности при ее установке и эксплуатации.

Коварная особенность электроэнергии состоит в том, что она невидима, не имеет запаха и цвета. Электрический ток поражает внезапно, когда человек оказывается включенным в цепь его прохождения. Чтобы избежать поражения электрическим током, запомните следующие меры предосторожности:


  • технические средства защиты от коротких замыканий (автоматические выключатели, пробочные предохранители) в квартирной сети должны быть всегда исправны; не пользуйтесь так называемыми "жучками"; не ремонтируйте и не заменяйте под напряжением поврежденные розетки, выключатели, ламповые патроны, приборы и светильники; выполняйте эти работы только после отключения от сети;

  • следите за исправным состоянием изоляции электропроводки, электроприборов, а также шнуров;

  • неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть - сначала шнур подключается к прибору, а затем к сети; отключение прибора производится в обратном порядке;

  • не пользуйтесь неисправными электроприборами, оголенными концами проводов вместо штепсельных вилок, а также самодельными электрическими приборами.

Первая помощь при электротравме - немедленное освобождение пострадавшего от контакта с электрическим током. Если это возможно, отключите электроприбор, которого касается пострадавший. Если это невозможно, перерубите или перекусите кусачками электрические провода, но обязательно каждый в отдельности, чтобы избежать короткого замыкания. Пострадавшего нельзя брать за открытые части тела, пока он находится под действием тока.

Меры первой доврачебной помощи после освобождения пострадавшего от действия тока зависят от его состояния. Если пострадавший дышит и находится в сознании, его следует уложить и предоставить покой. Если даже человек чувствует себя удовлетворительно, ему все равно нельзя вставать, поскольку отсутствие тяжелых симптомов не исключает возможности последующего ухудшения его состояния. Если человек потерял сознание, но дыхание и пульс у него не нарушены, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой, обеспечить покой до прихода врача. Если пострадавший дышит плохо или не дышит, надо немедленно начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Известно много случаев, когда люди, пораженные током и находившиеся в состоянии клинической смерти, после принятия соответствующих мер выздоравливали.


1.3. Газовые плиты и бытовой газ

Для питания газовых плит используется бытовой газ двух видов: метан (городской магистральный газ) и сжиженный нефтяной газ (в баллонах). Несоблюдение правил эксплуатации газового оборудования может привести как к отравлениям собственно газом или продуктами неполного его сгорания, так и к возникновению пожаров и взрывов. Чтобы избежать отравления, очень важно соблюдать следующие правила:



  • не открывайте максимально газовые краны: при слишком сильной газовой струе может произойти отрыв пламени от горелки, а это приводит к понижению температуры в зоне горения и к большому выделению в воздух окиси углерода;

  • следите за исправностью плиты: если во время горения пламя имеет желтый цвет, вызовите специалиста для проверки исправности плиты. Сделать это нужно незамедлительно, потому что при плохой работе горелок возрастает поступление в воздух продуктов сгорания газа;

  • если работают две конфорки, не включайте духовку;

  • не оставляйте газовые плиты без присмотра; следите за кипящими жидкостями - они могут выплеснуться, залить огонь и вызвать утечку газа;

  • работа газовой плиты не должна продолжаться дольше двух часов подряд; после этого ее нужно на некоторое время выключить, а кухню проветрить;

  • при утечке газа проветрите помещение; при этом нельзя курить, зажигать спички, включать электроприборы, чтобы не вызвать взрыв.

В случае отравления необходимо перекрыть газ, открыть окна, двери или вынести пострадавшего на улицу, расстегнуть одежду на груди, на голову положить холодный компресс, а к ногам - грелку, брызнуть в лицо холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт, напоить крепким чаем, кофе. В тяжелых случаях нужно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Другая опасность при пользовании бытовым газом - взрыв из-за его утечки, который может произойти или из-за забывчивости, или вследствие дефектов газового оборудования. Баллон с газом может взорваться из-за неисправности в конструкции или во время пожара. Если языки пламени появляются на запорном вентиле газового баллона, не закрывайте его, не затушив огонь. Лучше всего использовать для этого мокрую тряпку. Баллон не взорвется, пока есть пламя, сжигающее газ. Только после тушения огня вентиль следует осторожно закрыть. Сделать это раньше - значит, способствовать всасыванию огня внутрь баллона, что может привести к взрыву.


1.4. Безопасность на тёмной улице

Первый принцип самозащиты в городских джунглях - выбирать маршрут не короткий, а безопасный.

Второй принцип - изучить дорогу домой. У вас всегда должно быть несколько вариантов движения. Используйте знание ритмов жизни своего микрорайона. Не бойтесь. Ваш шаг должен быть твердым и пружинистым, лицо - уверенным. Таковы рекомендации виктимологии - науки о поведении жертвы; она отвечает на вопрос, почему из всех грабитель обычно выбирает именно робкого человека. Зато ваша готовность к борьбе способна остановить нападение. В городских джунглях почти безотказно действует природный принцип: "Кто кого сильнее напугает". Рекомендуемое же европейскими методиками поведение ограничивается спокойной лояльностью. По первому требованию уличного грабителя следует отдать деньги. Для этого небольшую сумму нужно носить в одном из карманов. Не тянуть к себе сумку, если ее вырывает мотоциклист. Не вступать в пререкания, не отвечать на вызывающее поведение. Разумеется, жизнь и здоровье дороже любой вещи. Но как вести себя: покорно или агрессивно - вам придется решать в одиночку на той самой темной улице, где вы так легкомысленно почему-то оказались.

Безусловно, есть еще много разных советов, как уменьшить риск стать жертвой преступления или сберечь свое имущество. Однако нужно помнить, что предупредить преступление всегда легче, чем пытаться пресечь его. Еще хуже, если оно свершилось. В этих случаях:



  • старайтесь запомнить внешность преступника;

  • в любой ситуации сохраняйте спокойствие и самообладание;

  • не искажайте первоначальную картину преступления (не нужно застирывать, затаптывать, замазывать, сжигать что-либо). Этим вы усложните розыск и задержание преступника.


1.5. Безопасность в общественном транспорте

Движущееся на большой скорости скопление людей в замкнутом пространстве всегда означает ситуацию повышенного риска. Городской опыт выработал свод правил, которые помогают человеку безболезненно сосуществовать с общественным транспортом:



  • избегайте в темное время суток пустынных остановок. Ожидать автобуса или трамвая следует на хорошо освещенном месте, рядом с другими людьми;

  • когда машина приближается, не старайтесь попасть в первый ряд нетерпеливой толпы - могут вытолкнуть под колеса;

  • если рейсовый автобус ходит с большими промежутками, запомните расписание, чтобы не стоять на остановке слишком долго;

  • не засыпайте во время движения: опасно не столько проспать свою остановку, сколько получить травму при резком торможении или маневре. Не прислоняйтесь к дверям, по возможности избегайте езды на ступенях и в проходе;

  • не упускайте из виду свои вещи. Не засматривайтесь в окошко, если на полу стоит ваша сумка или чемодан. Лучше всего держать вещи на коленях. Если не удалось сесть, прислоните сумку или портфель к стенке. Помните, что в общественном транспорте вольготно карманникам, и любимое их место - в проходах у дверей;

  • если есть возможность, пользуйтесь проездным билетом: он избавляет от дополнительного передвижения по салону, а это уже хорошо;

  • если проездные документы проверяет контролёр, а у вас их с собой нет, не стесняйтесь и сами проверить документы контролера;

  • избегайте пустых автобусов, трамваев, троллейбусов и вагонов метро. Если все же пришлось ехать поздно, садиться около водителя, причем не у окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть. Если, несмотря на это, подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропустите его к окну или пересядьте;

  • женщинам рекомендуется садиться рядом с другими женщинами. А если в салон вошел явно развязный пассажир, отвернитесь от него, не встречайтесь с ним глазами.


2. Пожарная безопасность в школе

Если в вашей школе случился пожар, то вы обязательно должны принять ряд мер, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию всех людей и свести к минимуму ущерб от пожара. Важно как можно раньше поднять тревогу с тем, чтобы у всех было достаточно времени эвакуироваться из здания. Так как в школе находится много людей, эвакуация из нее займет больше времени, чем из квартиры. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности принимаемых мер.



Первое, что надо сделать - это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации: внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью.

Второе действие - немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости члену персонала, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы. Все обязаны явиться к заранее согласованному сборному пункту, где должна быть проведена перекличка, чтобы выяснить, все ли эвакуировались из школы. После объявления тревоги нужно как можно скорее вызвать пожарную охрану.

К прибытию пожарной охраны в первую очередь нужно знать:

а) в каком помещении пожар,

б) все ли эвакуированы.

Наличие школьного плана эвакуации очень поможет пожарной охране.
Последовательность действий:

ТРЕВОГА - ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ - ЭВАКУАЦИЯ - СБОР - ПЕРЕКЛИЧКА.

Для чего это надо: чтобы предотвратить панику и обеспечить безопасную, организованную и эффективную эвакуацию всех присутствующих в школе через все имеющиеся выходы и чтобы настроить сознание на рациональное реагирование при столкновении с пожаром или иной аварийной ситуацией как в школе, так и в других местах.

ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК - УЧЕНИК ИЛИ ЧЛЕН ПЕРСОНАЛА- при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. Оповещение о пожарной тревоге в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из всего здания, а не только из его части.

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом. Должно быть предусмотрено дублирование вызова пожарной охраны.

Очень важно, чтобы не было задержки в выполнении вызова. Ответственность за вызов должна быть возложена на классного руководителя или члена персонала, которого наиболее целесообразно назначить для этой цели и который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана.

Услышав тревогу, ученики должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс, покинуть классную комнату по одному и идти к сборному пункту. Классы должны идти ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; необходимо закрыть дверь классной комнаты и все остальные двери по пути, которыми во время эвакуации больше никто не будет пользоваться.

Следует предусмотреть специальные меры для детей-инвалидов и детей с неуравновешенным характером.

Выйдя к лестнице, дети из одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному, только с одной стороны лестницы, оставляя другую ее сторону для прохода других классов, за исключением случаев, когда лестница очень узкая. Не допускается, чтобы отдельные люди или целые классы обгоняли друг друга.

Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительских, коридорах и т.п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.

Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.

За исключением тех случаев, когда необходимо начать поиски людей, которых нет на месте сбора, никому не разрешается возвращаться в здание, например, за одеждой, книгами до тех пор, пока не будет дано разрешение пожарной охраны или - в случае тренировки - директора школы.

МЕСТО СБОРА ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАРАНЕЕ СОГЛАСОВАНО.

Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять заранее определенное место и находиться там, не расходясь.

Немедленно по прибытии классов на место сбора должна быть проведена перекличка, если возможно - по журналам, и каждое ответственное лицо Должно немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе.

Если кого-то не хватает, персонал должен немедленно начать поиски - при этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться. По прибытии пожарной охраны начальник караула должен быть встречен и немедленно проинформирован о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.

В первый день учебной четверти или полугодия все новички, персонал и остальные ученики должны быть проведены по всем основным и запасным путям эвакуации, их следует проинструктировать о процедуре пожарной эвакуации.

Она должна проводиться не реже одного раза в четверть, о чем должна делаться соответствующая запись. Не следует допускать ее стереотипности, так как ситуация в условиях настоящего пожара может очень сильно варьироваться. Например, лестница может оказаться не пригодной для эвакуации из-за задымленности или по другой причине. До проведения учебной эвакуации - если предполагается, например, что лестница или иной путь эвакуации заблокирован - обязательно следует предусмотреть альтернативный безопасный путь, ведущий из здания в безопасное место.

Важно знать все пути выхода из вашей школы.

Изучение плана пожарной эвакуации дает полную картину того, как эвакуироваться при пожаре в школе и проводить перекличку на месте сбора.


3. Безопасность при террористическом акте

Современная жизнь полна опасных неожиданностей, создающих угрозу здоровью и самой жизни людей. К ним обычно относят аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации, влекущие за собой наибольшие людские и материальные потери. Но особое место в ряду ЧС занимает сегодня терроризм. Он стал печальной реальностью жизни многих стран. Черным днем в жизни Америки явилось 11 сентября 2001 года, когда в Нью-Йорке террористы-смертники на захваченных самолетах с пассажирами на борту протаранили и разрушили два небоскреба Всемирного торгового центра, под развалинами которого погибло свыше двух тысяч человек. Россия тоже пережила только за последние годы десятки террористических акций. Это трагические события в Буденновске, Кизляре, Первомайском, Каспийске, Буйнакске, Волгодонске, Москве, Пятигорске, Невинномысске, Нальчике, Владикавказе и др. В их числе захват и угон самолетов, автобусов с пассажирами, взрывы в домах, на рынках, вокзалах, похищения граждан. 23 октября 2002 года был совершен захват чеченскими боевиками около 800 заложников в ходе мюзикла «Норд-Ост», а 1 сентября 2004 года - свыше 1200 участников торжественной линейки в школе №1 г. Беслан Северной Осетии. После более чем двух суток страшной неизвестности для заложников и издевательств со стороны террористов наступила кровавая развязка событий, в результате которой погибли 335 человек, в том числе 172 ребенка.
Несмотря на обширную географию и пеструю историческую специфику терроризма, его сущность одна - заявить о себе, заставить общество содрогнуться, создать атмосферу страха, вынудить власти пойти на выполнение требований террористов. Последние, действуя по бандитски, бандитами себя не считают. Они рядятся в красивые политические «одежды», выступают борцами за высокие идеи, но при этом присваивают себе право ставить под угрозу жизнь нередко ни в чем не повинных людей.

Для того чтобы предотвратить теракт либо снизить масштабы и тяжесть его последствий, не стать его жертвой, необходимо обладать некоторыми знаниями и навыками.


Поведение при обнаружении взрывных устройств

Импровизированные взрывные устройства - это чаще всего самоделки. Данное понятие охватывает массу устройств наподобие ручных гранат, противопехотных мин или бомб, нашпигованных металлическими предметами. Простейшая самодельная бомба представляет из себя динамитную шашку, для большей поражающей силы обложенную гвоздями, прикрученными изолентой, и приводимую в действие поджиганием фитиля.

Многие самодельные бомбы устроены по принципу противопехотных мин - если человек наступит на коробку, ее крышка опускается, замыкая электрическую цепь, и батарейки приводят в действие детонатор, подры­вающий основной заряд.

Иногда закладываются огромные бомбы, в которых используются сотни килограммов взрывчатки. Что же касается взрывчатого вещества, то порой это просто мешок с химическим удобрением, которое при детонации взрывается с большой силой.

Мощные бомбы могут устанавливаться во многих местах — например, на обочине дороги, под дорогой в дренажной трубе, в припаркованном автомобиле. Их может транспортировать террорист-камикадзе. Иногда их даже подвешивают к ветвям деревьев, нависающим над дорогой.

Необходимо учитывать, что подозрительный предмет может быть устроен по образцу мины. Обходиться с ним следует в точности так, как с военными противопехотными минами. Никогда не пытайтесь, не только передвинуть его, но и просто до него дотронуться. Помните, что взрывной механизм может приводиться в действие натянутой нитью, которая только и ждет, чтобы ее задели. Поэтому даже не приближайтесь, чтобы разглядеть предмет поближе.

Теперь обратимся к устройствам иных типов и для начала разберемся, с какой целью и как их применяют. Приводят их в действие разными способами. То может быть адская машина с таймером, поставленным на определенное время - чтобы взрыв прогремел в момент конкретного события или просто, чтобы подрывник успел отойти подальше. Бечевка, натянутая поперек дороги, может быть прикреплена к пусковому устройству бомбы. Чаще бомба соединена с электропроводом, который, бывает, тянется на сотни метров, а подрывник наблюдает за своей целью из отдаленного укрытия, чтобы запустить взрывной механизм в необходимый момент.

Другой метод запуска взрывного устройства на расстоянии - подача радиосигнала. Он более сложен, но встречается часто. В данном случае у подрывника имеется небольшой передатчик, а в корпусе бомбы находится приемник. Устройство аналогично аппаратуре для дистанционного управления моделями самолетов или автомобилей, так что злоумышленник может легко приобрести нужный ему механизм в магазине игрушек.

Еще один факт, который нелишне знать, - это то, что бомбы часто закладываются парами, чтобы через какое-то время после взрыва первой из них взорвать вторую. Зачем? Дело в том, что люди - особенно те, которых подрывник считает своими врагами, - безусловно, соберутся на месте первого взрыва для аварийно-спасательных работ. Съедется масса машин и сотрудников силовых структур. Если они не будут достаточно осторожны, в определенный момент сработает второе взрывное устройство.

Кроме того, что многие невинные люди могут стать жертвами самого взрыва, имеется и дополнительная опасность. А именно: в районах с повышенной напряженностью силы охраны порядка способны открыть стрельбу по тем, кто показался им виновниками взрыва, и в таком случае много людей попадет под перекрестный огонь.

Чтобы уменьшить риск, вам следует держаться в отдалении от групп машин силовых структур, даже от их отдельных автомобилей.

Если вы оказались поблизости от места взрыва, сдержите ваше природное желание приблизиться к нему, чтобы посмотреть или помочь спасателям. Самое лучшее, что можно сделать, это залечь на дороге или на обочине. Почему? Ответ вы уже знаете: чтобы не попасть под перекрестный огонь, о котором говорилось выше.

Оставайтесь в укрытии, пока не убедитесь, что ситуация стабилизировалась. После этого обязательно постарайтесь помочь пострадавшим. Еще один аргумент в пользу повышенной осторожности - угроза второго взрыва.

Все это только общие линии поведения, которым лучше бы следовать. Обстоятельства каждого чрезвычайного происшествия всегда специфичны, и это вам решать, как действовать в каждом конкретном случае.



Бомбы-ловушки.

Бомба-ловушка - это с виду безобидный предмет, устроенный так, чтобы убить или изувечить человека, его передвинувшего, поднявшего или произведшего какое-либо действие, для которого данный предмет в быту предназначен. Например, взрыв может произойти при вскрытии письма или при попытке поднять с земли «потерянную» кем-то соблазнительную вещицу.

Бомбы-ловушки могут разбрасываться на дорогах, возле колодцев, в домах, прикрепляться к красивым предметам, к которым человека так и тянет дотронуться. Наученные войной люди хорошо знают, что никогда нельзя прикасаться к привлекательным бесхозным предметам, невинно лежащим где-либо.

Боеприпасы.

В местах былых боев можно наткнуться на все виды боеприпасов - просто неразорвавшихся или оставленных при отступлении. Нередко боеприпасы оказываются утеряны вооруженными силами, а то и просто выброшены. Это может быть что угодно - от авиабомб и артиллерийских снарядов до ручных гранат и винтовочных патронов. Ко всем без исключения следует относиться с осторожностью.

Неразорвавшиеся боеприпасы могут быть в очень неустойчивом состоянии. Взрывателю бомбы или снаряда может потребоваться всего лишь легкое прикосновение, чтобы сработать! Бывает, лежащую гранату достаточно просто поднять, чтобы ее предохранитель вывалился, и граната рванула у вас в руках!

Такие предметы легко узнать. Попытка сделать с ними что-либо или просто до них дотронуться - непростительное легкомыслие.

Если вы наткнулись на такую вещь - просто уходите. Но обязательно проинформируйте о находке всех, для кого она может представлять опасность, и все компетентные учреждения.
Как вести себя, оказавшись в заложниках

Главной и, видимо, самой трудной проблемой для заложника является страх неизвестности того, что последует. Поэтому полезно узнать, какие ситуации могут возникнуть сразу после захвата и в последующее время, какие шаги могут быть предприняты для освобождения заложника и каково должно быть его поведение в связи с этим.



Захват.

Момент захвата наиболее опасен. Захватчики нервничают, а жертва не всегда понимает, что именно происходит, так что ситуация легко может выйти из-под контроля. Поэтому надо держаться как можно более спокойно и собранно, особенно на стадии транспортировки в убежище террористов. Рекомендуется разговаривать с похитителями, если только разговоры не заставляют их нервничать еще больше.

Важное правило, которому должен следовать каждый захваченный в заложники, это не помышлять о побеге. Такое геройство может закончиться смертью от руки взвинченного, неопытного члена группы захвата.

После захвата.

Период нахождения в заключении скорее всего будет труден и неприятен, особенно по сравнению с комфортными условиями жизни обычного заложника до его похищения. Шок, вызванный захватом, - главная физиологическая и психологическая проблема. Захват, если он произошел неожиданно, приводит к тяжелой моральной травме. В такой ситуации весь мир жертвы обращается в хаос и рушится: захватчики занимают позицию главенства и диктата, а заложник переживает глубокую депрессию.

Для жертвы важно осознать ситуацию и принять как данное, что она должна выполнять каждое данное приказание, а затем сделать все, чтобы при первой возможности восстановить свое самоуважение и личное достоинство.

Забота о здоровье.

Кем бы ни были захватчики и как бы убоги ни были условия вашего пребывания в заключении, вы должны приложить целенаправленные усилия, чтобы поддерживать ваше физическое и психическое здоровье. В связи с этим важно отметить следующее.

Вы вернее сохраните физическое здоровье, если будете принимать любую предложенную вам пищу, а не отказываться от нее, какой бы неприятной или отталкивающей она ни была для вас. Также следует заниматься физическими упражнениями, даже если вы в тесной камере.

Психическое здоровье лучше всего поддерживать, придерживаясь системы ваших личностных ценностей. Заставляйте свой разум работать любым подходящим для вас способом. Для этого надо делать сознательные усилия. Не которые заложники провели долгое время в заключении, слагая в уме музыку или стихи, составляя планы сведения счетов или проект идеального дома. Полезно фокусировать такие мысли и планы на будущем, на времени, когда вы окажетесь на свободе. Если у вас есть возможность писать или читать, это вам очень поможет, однако одних лишь размышлений не достаточно, чтобы достичь многого.



Отношения с захватчиками.

Не все преимущества на стороне захватчиков. Важно помнить, что для них заложник - ценное пропагандистское оружие и защита от возможного нападения сил безопасности. Кроме того, заложник - ключ к выполнению их требований. Мертвый заложник ценности для них не представляет.

Если в заложниках находится группа людей, важно избрать одного из них, чтобы он вел переговоры от имени остальных. Таким образом удастся выступать единым фронтом и не дать захватчикам играть с заложниками, используя их друг против друга.

Может возникнуть ситуация, когда жертве и захватчикам придется иметь дело с одними и теми же проблемами. В результате между ними нарастает взаимная симпатия и единство взглядов, известные под названием «стокгольмский синдром». Это название родилось после того как заложники, шесть дней продержанные грабителями в подвале банка, окруженного силами безопасности, стали относиться к полиции как к врагам, а к захватчикам - как к своим защитникам!



Переговоры.

Чрезвычайно важно осознавать, что переговоры о вашем освобождении уже ведутся и заложник не должен вмешиваться в этот процесс. Прежде всего, заложник не должен позволить внушить себе (а некоторые похитители пытаются это сделать), что весь мир забыл о нем.



Освобождение.

Следующий период повышенного риска начинается при приближении вашего освобождения. У ваших захватчиков может возрасти нервное напряжение. Когда день освобождения наступил, вы должны действовать с очень большой осторожностью.

Если конкретно,


  • относитесь с большим вниманием к приказам, которые дают вам захватчики;

  • без промедлений исполняйте эти приказы;

  • не делайте резких или неожиданных движений;

  • будьте настороже: если что-то пойдет не так, то вам, возможно, придется спасаться бегством;

  • готовьтесь к проволочкам и разочарованиям.

Прежде всего стоит отметить, что никогда, в том числе в повседневной жизни, не следует забывать о бдительности и осторожности. Кроме того, полезно знать о предметах, используемых в целях террористической акции: неизвестный чемодан (сумка); ничейный сверток; посторонний, неизвестно откуда взявшийся предмет в машине или у нее снаружи, особенно если видны провода, натянутая рядом проволока, шнур; на даче - выделяющиеся участки свежевырытой неизвестно кем или высохшей земли; у квартиры - следы повреждений и ремонтных работ, участки стен с окраской, отличающейся от общего фона. Особенно серьезного внимания требует бесхозный чемодан или коробка в автобусе, троллейбусе, магазине, кинотеатре, театре, на митинге, собрании, поблизости от автомобиля, дачи, квартиры. Заметив вещь без хозяина, сообщите о ней водителю, работнику милиции или другому компетентному лицу, не прикасайтесь к находке и не подпускайте к ней других людей, не проявляя при этом паники.
Заложники в транспортном средстве

Самолет (автобус) всегда захватывают дважды: сначала террористы, затем спецподразделения. Действия обеих сторон опасны. И здесь главная заповедь - беспрекословно выполнять их команды. Опыт показывает, что заложники больше всего страдают не от физического насилия, а от сильнейшего психологического шока. Именно это следует помнить в первую очередь, оказавшись в «несчастливом» транспортном средстве.


Некоторые рекомендации для заложников:

  • отвлечься от неприятных мыслей анализом ситуации;

  • осмотреть место, где вы находитесь, отметить пути отступления, укрытия, за которыми можно спрятаться в случае перестрелки; присмотреться к людям, захватившим вас, оценить их психическое состояние, вооружение;

  • попытаться по возможности войти с ними в контакт, начать разговор (это удобно сделать, если вы сидите около прохода). Дать понять, что вы сочувствуете им, как можно больше рассказывать о себе;

  • попробовать даже давать какие-то советы, вести себя естественно, даже дружески (во-первых, успокойтесь сами и успокойте террориста; во-вторых, психологически ему будет труднее застрелить вас как заложника);

  • если надежды на контакт, по вашему мнению, нет, надо стараться не выделяться в группе заложников, ничем не раздражать террориста; без разрешения не следует вставать, переходить в другое место;

  • стараться занять себя: читать, писать, играть или разговаривать с соседями;

  • отдайте личные вещи, которые требуют террористы;

  • при стрельбе ложитесь на пол или укройтесь за сиденьем, но никуда не бегите;

  • захват самолета (автобуса) может продолжаться несколько дней, в течение которых наблюдается улучшение отношений террориста к пассажирам, поэтому не теряйте веру в благополучный исход;

  • часто в ходе переговоров террористы освобождают детей, женщин и больных. Если вы попали в это число, то должны максимально помочь оставшимся на борту прежде всего тем, что сообщите группе по борьбе с терроризмом как можно больше и точнее о происходящем в самолете (автобусе и т.п.).


Вот главная информация:

  • число террористов;

  • в какой части самолета (автобуса и т.п.) они находятся;

  • их вооружение;

  • число пассажиров;

  • где они находятся;

  • моральное и физическое состояние террористов;

  • особенности поведения террористов (агрессия, воздействие наркотиков);

  • кто главный в группе.

Во время действий группы захвата нельзя бежать, падать в объятия освободителей или стоять в то время, когда прозвучала команда: «Пассажирам лечь на пол!» Не выбегайте из самолета до тех пор, пока не последует приказ, не суетитесь. При освобождении выходите как можно быстрее, не теряйте времени на поиски ручной клади: самолет может взорваться или загореться.
Телефонный терроризм

Это широко распространившаяся у нас по стране «шутка» со злыми, корыстными или легкомысленными целями. Школьник, не готовый к контрольной, звонит по «02» с сообщением о бомбе в школе; пассажир самолета, опаздывающий на свой рейс, таким же известием пугает службы аэропорта; неудачливый актер подобным способом портит премьеру своим коллегам.

Телефонные сообщения о бомбах, взрывных устройствах, якобы находящихся в учебных заведениях, общественных местах и жилых домах, как и все сообщения в экстремальные службы города и республики, фиксируются на магнитофонной ленте. Когда сообщение ложное и преследует злой умысел, проводится расследование, а иногда даже возбуждается уголовное дело. Замешанный в недобром деле человек может быть установлен без особого труда, и потом ему придется думать о своей ошибке в камере для заключенных либо в суде, при выплате серьезного штрафа. Это касается и тех, кто досаждает людям телефонными угрозами, шантажом, а также различных телефонных хулиганов, шутников и пр.

Что делать в случаях телефонных угроз или навязчивых звонков.

Записать угрозу на магнитофон и сообщить в милицию. А специалисты фоноэкспертизы Центра криминалистики России без проблем установят злоумышленника. Никакие искажения не помогут ему замаскировать свой голос. Дело в том, что график произнесенных слов у каждого человека неповторим, как отпечатки пальцев. По нему эксперты могут дать даже примерные сведения о возрасте человека, уровне образования, отдельных чертах характера, месте рождения и др.

Таковы лишь некоторые меры и рекомендации по защите населения от актов террора.

Специалисты прогнозируют, что борьба с терроризмом будет носить сложный характер и потребует максимума усилий государства и общества. К ней должны готовиться все - и органы власти, и силовые структуры, и каждый из Вас.



Заключение

Количество опасностей в повседневной жизни, к сожалению не уменьшается. Все это увеличивает вероятность возникновения тяжелых последствий. Человек же настолько свыкся с опасностями, что часто не думает о них, пренебрегает мерами предосторожности.

Можно, конечно, стараться избегать опасных мест, но в настоящее время это не всегда возможно. Поэтому, чтобы не попасть в беду, необходимо знать о возможных опасностях, учитывать их особенности и правильно вести себя.

Задача этого занятия — не только познакомить слушателя с этими опасностями, но и научить правильно вести себя в таких ситуациях, чтобы сохранить здоровье, а может быть, и самое главное - жизнь.




ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Примерный конспект проведения урока безопасности

в рамках Месячника безопасности детей

на тему: «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЧС РОССИИ»

для образовательных учреждений Удмуртской Республики


Тип урока: объяснительный.

Время занятия: 45 минут.

Цели урока:

1. Учебная: Дать слушателям представление об истории развития МЧС. Познакомить с его органами управления и силами. Рассмотреть алгоритм их действий при возникновении чрезвычайных ситуаций различного масштаба и происхождения.

2. Воспитательная: воспитать чувство защищенности личности со стороны государства.
Учебные вопросы:

1. История развития МЧС России.

2. Силы МЧС России.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница