Самостоятельная работа по курсу «История развития туризма» является обязательным элементом профессиональной подготовки. Ее структура представлена следующими видами деятельности




Скачать 231.22 Kb.
Дата 05.09.2016
Размер 231.22 Kb.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
Изучение дисциплины «История развития туризма» включает различные виды учебной и исследовательской работы, которые ориентированы на формирование у студента навыка работы с печатными и электронными источниками, развития конструктивной критичности, мотивации исследовательской и проектной деятельности. Наиболее полно эти задачи решаются в системе практической и самостоятельной работы, где основными видами образовательной деятельности являются:

  • работа с источниками информации и лекционным материалом;

  • систематизация и интерпретация данных путем составления (заполнения) таблиц, подготовки слайд-презентаций, эссе;

  • подготовка сообщений на заданную тему.

Оценка качества подготовки к практическим занятиям ведется

  • преподавателем – оценка глубины проработки материала, рациональность и содержательная ёмкость представленных интеллектуальных продуктов, наличие креативных элементов, подтверждающих самостоятельность суждений по теме;

  • группой – в ходе обсуждения представленных материалов;

  • студентом лично – путем самоанализа достигнутого уровня понимания темы.

Результаты работы по выполнению практических заданий является ведущим компонентом в итоговой оценке компетенций по данному курсу.
Самостоятельная работа по курсу «История развития туризма» является обязательным элементом профессиональной подготовки. Ее структура представлена следующими видами деятельности:

  1. Работа с лекционными материалами;

  2. Подготовка к практическим занятиям;

  3. Работа с учебной, научной литературой и периодическими изданиями;

  4. Работа с электронными ресурсами;

  5. Работа в студенческом научном обществе и подготовка научных работ, раскрывающих эволюцию туризма XIX в. – XXI в.;

  6. Выполнение индивидуальных заданий.

Самостоятельная работа подразумевает интерес к сфере туризма не только как виду профессиональной деятельности, но и как к культурному феномену современного общества.

Высокую оценку получают студенты, которые при подготовке по материала курса опираются на собственный опыт путешествий, участия в туристских мероприятиях (походах, соревнованиях).



Работа с лекционным материалом – работа с записями. В ходе лекции рекомендуется оставлять достаточное свободное место в тетради для того, чтобы при повторении темы, подготовки к практическим занятиям можно было делать заметки, подчеркивания, выделение цветом и т.п. В качестве дополнительной работы следует применять метод формализации записей, то есть на свободном месте создавать схемы, зафиксированного материала. Новые термины, понятия, определения следует выделять, добиваться глубокого запоминания формулировок, а также мысленно выстраивать логику связей между терминами и определениями различных модулей.

Подготовка к практическим занятиям требует хорошего знания содержания темы, так как практические занятия требуют использования новых материалов, полученных в ходе работы с дополнительными источниками. На практическом занятии высоко оценивается работа тех, кто использует нестандартный материал, примеры, ведущие к дискуссии и коллективной выработке позиции по проблемам, связанным с организацией путешествий, походов, организации туриндустрии в конкретном регионе. Вместе с тем углубленная подготовка по одному из вопросов не исключает устойчивых знаний по другим вопросам, предложенным к обсуждению.

Работа с литературой и другими источниками информации отражает задачу обучения студентов самостоятельному поиску фактов, дискуссионных высказываний, а также закреплению полученных знаний. Эффективность самостоятельной работы с источниками определяется на практических занятиях, олимпиадах и викторинах, в деловых играх, которые строятся как полигон отработки знаний, навыка ведения полемики, а также способности выступать перед слушателями.

Для накопления опыта анализа явлений в туризме важно использовать публицистическую и художественную литературу, путеводители по странам и отдельным территориям.


В электронной среде следует выделить ресурсы, работа с которыми развивает кругозор, интерес к географическим исследованиям, истории путешествий, системе самоорганизации туристов, а также к туристскому фольклору, опыту туристских слетов, фестивалей туристской песни. Приобщение к сообществу туристов обладает высокой воспитательной ценностью, ресурсом личного роста.
Оценка эффективности самостоятельной работы проводится в ходе аудиторных занятий, путем использования контрольных вопросов и тестовых материалов, связанных с темами, не раскрытыми в лекции. Также на основании знаний, полученных индивидуально, студентам предлагается принять участие в научно-практических конференциях, неделе науки и др.

Для формирования компетенций и углубленного изучения вопросов следует составлять схемы, алгоритмы и таблицы. Итоговый материал должен быть кратким, содержать примеры, географические названия, профессиональные термины.



Практическая работа № 1. Индустрия туризма и гостеприимства в Европе XIX в.

Цель – сформировать понимание специфики туризма как новой формы досуговой деятельности.


Вопросы для обсуждения:

  1. Факторы промышленной революции, повлиявшие на формирование новой культуры досуга.

  2. История деятельности предприятия Томаса Кука.

  3. Туризм в Альпах XIX века.

  4. История морских путешествий XIX века.

  5. Жюль Верн – фантаст и историк путешествий.

  6. Дестинации туризма в XIX веке.

Индивидуальные задания:



  1. Раскрыть значение слов «путешествие» и «туризм»: на основании разных источников установить различия в толковании терминов (выписать несколько толкований, сделать вывод).

  2. Написать эссе на тему «Что было бы, если бы не было путешествий» (объем 0,5 страницы текста 12-14 шрифт через 1 интервал).

Методические рекомендации:

Для подготовки к занятию необходимо использовать записи лекции, учебную литературу, художественные произведения, описывающие путешествия XIX века. Следует четко выделить изменения общественной жизни, которые произошли вслед за промышленным переворотом XIX в., за изменением структуры рабочего времени и отдыха жителей города. Не менее важно выделить увеличение объемов печатных изданий, посвященных естественным наукам (в т. ч. географии), путешествиям, культурам других стран, то есть доступность информации, инициировала потребность в поездках и путешествиях. Изучение истории туризма в Альпах и истории становления моды на путешествия позволяет получить знания и опыт изучения туризма как социальной технологии самоиспытания, самореализации и формирования особых статусов в обществе.

При изучении истории деятельности Томаса Кука необходимо выделить то, что организованные им путешествия основывались на значимых социальных ценностях, а формирование коммерческого предложения строилось как технология предоставления услуги, приравненной к благу. Этим были заложены принципы ответственности в системе индустрии туризма.

Интернет – источники информации могут быть использованы при условии критичности их отбора по содержанию, конкретизации излагаемого материала, качеству ссылок на первоисточники. Рекомендуется использовать научные статьи, публикации докладов научных конференций по туризму, диссертации по истории культуры и общественному развитию XIX в., истории туризма.

Практическая работа № 2. Российский туризм XIX в. - начала ХХ века.

Цель – сформировать знания о специфики развития туризма в России.


Вопросы к обсуждению:

  1. Путешествия российских подданных в Европе в XIX в. и начале ХХ века.

  2. Развитие курортного дела на Кавказе, Северо-Западе и в Сибири.

  3. История русского туринг-клуба и Российского общества туристов.

  4. Горные клубы общества на Северном Кавказе: Крымско-Кавказский горный клуб, Русское горное общество, Кавказское горное общество.

  5. Паломнический туризм в Российской Империи в конце XIX – начале XX вв.

  6. Просветительская деятельность российских туристских организаций.

  7. Вклад Р. Р. Лейцингера в историю туризма России.

Индивидуальные задания:

1. Создать хронологическую таблицу возникновения российских туристских организаций.


Дата / период

Название организации

Краткое содержание деятельности

Дополнительная информация (яркие личности-участники, выдающиеся маршруты, мероприятия)












2. Представить русских путешественников XIX в.:



  • одного из путешественников (презентация 7-12 слайдов );

  • сводная таблица, в которой представлены следующие графы: полное имя и даты жизни, направления путешествий, события в путешествии, дополнительная информация.

Методические рекомендации:

Изучение материалов лекций, научной и учебной литературы по истории туризма следует совмещать с изучением (актуализацией) материалов художественных и публицистических произведений об истории общественной мысли России XIX в., так как история русских путешественников – это история формирования взглядов на свободу и гражданскую независимость, поэтому столь эффективна была просветительская деятельность, а также благотворительность в сфере организации путешествия. Одновременно следует изучить карты местности, по которым проходили путешествия, сделать вывод о сложности путешествия. Особую ценность составляют описания снаряжения, практики организации питания.

При изучении поездок за границу на курорты и индивидуальный отдых, а также деятельности Л. Липсона необходимо также учесть культурно-коммуникативные приоритеты в организации туризма.

При оформлении презентации, сводной таблицы по персоналиям или туристским организациям необходимо четко придерживаться правил формирования материала с учетом принципов конкретности, логичности, рациональной визуализации. По результатам индивидуальных заданий проводиться собеседование или публичная защита.
Практическая работа № 3. Эволюция туристской деятельности в ХХ веке.

Цель – способствовать развитию навыков исследования разных по характеру источников для формирования целостного представления об изменчивости туристской деятельности в ХХ веке.


Вопросы для обсуждения:


  1. Факторы, изменившие сферу туризма ХХ века.

  2. Сравнительные характеристики элитарного и массового туризма ХХ века.

  3. Европейские курорты и бомонд.

  4. История путеводителей в туризме.

  5. Стандартизация туристского продукта в ХХ веке.

  6. Пляжные (морские) курорты: роль в формировании индустрии туризма.

  7. Стратегия развития гостиничных предприятий в ХХ веке.

Индивидуальное задание:



  1. Брендовые туристские маршруты ХХ века: описать один по выбору студента.

  2. История становления туристского центра: описать один по выбору студента.

  3. Презентация художественного произведения о путешествиях и курортах (Ги де Мопассан, Стефан Цвейг, Агата Кристи и др. – по выбору студента).

Методические рекомендации:

При подготовке ответов на вопросы занятия следует использовать материалы лекции, учебную литературу и научные публикации. Ответ на вопрос должен содержать умозаключения об отличиях туризма этого периода от предыдущего, связи глобальных социально-экономических факторов и специфических практик туризма. При изучении путеводителей следует сформулировать принципы их создания, задачи распространения (утилитарные, маркетинговые, имиджевые и т.п.), а также определить ошибки издателей, которые затрудняют использование путеводителя.

Ответ на вопрос о тенденциях развития гостиничной индустрии следует понять о типологии средств размещения, которая формировалась с учетом клиентоориентированной стратегии и изменчивости содержания туристской деятельности.


1. При описании необходимо представить иллюстрацию, краткую характеристику и преимущества маршрута, центра, а также сегмент туристов, которые стали приверженцами этой дестинации. Объем презентации 7-12 слайдов (электронный вариант) или 1-1,5 страницы с учетом фото печатный вариант.

2. Презентация одного из художественных произведений о курорте, путешествии, событии туристического характера позволяет глубже понять изменение интересов и образа жизни общества, что порождало моду и индивидуальные предпочтения в путешествиях. Писатели тонко улавливали психологические аспекты социальных изменений, описывали обстановку курортов и поездок. Объем презентации – 7-12 слайдов (электронный вариант), 1-1,5 страницы текста.

В итоге оценивается содержание (уровень раскрытия вопроса), оригинальность исполнения, эстетические качества работы. Наиболее ценные работы могут быть рекомендованы для использования в системе подготовки по данному курсу как демонстративный материал.

Практическая работа № 4. Роль развития транспортных систем в развитии туризма.

Цель – раскрыть специфику взаимного влияния становления индустрии туризма и индустрии транспорта.


Вопросы к обсуждению:


  1. Железнодорожные путешествия как вид отдыха и туризма.

  2. Классификация поездов в современной Европе.

  3. История морских круизов.

  4. История речных круизов.

  5. Автомобильный туризм ХХ века.

  6. Автобусный туризм ХХ века.

  7. История авиации и туризма.

  8. Система электронных билетов и технологий бронирования поездки в современном туризме.

Индивидуальные задания:



  1. Создать страницу-иллюстрацию по одному из видов туризма (с учетом своеобразия транспорта поездки). Объем 7-12 слайдов (электронная презентация) или 1-1,5 страницы печатного материала.

  2. Создать сводную таблицу развития транспорта и индустрии туризма.

Вид туризма

Период зарождения

Период расцвета

Базовые маршруты (дестинации)

Преимущества / недостатки, специфика спроса















Методические рекомендации:


При подготовки к практическому занятию необходимо использовать как источники по истории туризма, так и источники, раскрывающие историю транспортных систем. Необходимо обратить внимание на то, что пассажирский транспорт развивался как индустрия сервиса, поэтому здесь сформировались как принципы и стандарты комфорта поездки, так и система требований безопасности.

Для раскрытия темы транспорта в структуре индустрии туризма следует использовать материалы веб-страниц, которые раскрывают историю международных транспортных ассоциаций, классификацию видов транспорта, а также сайты аналогичные «Сам себе турагент», «Самостоятельные путешествия по Европе» (http://www.v-evropu.info/), «Бронирование билетов по Европе» (http://www.tgv-europe.com), где не только описаны возможности путешествий, но и даны факты и история о развитии транспорта.



Практическая работа № 5. Спортивный и самодеятельный туризм в СССР.

Цель – сформировать знания о своеобразии истории туризма в СССР и его ценности для истории отечественной культуры.


Вопросы для обсуждения:

  1. Самодеятельный туризм как феномен истории СССР (факторы появления, социальная ценность).

  2. Система государственной поддержки самодеятельного туризма в СССР.

  3. Туризм как вид спорта: классификация, разряды, система организации.

  4. Виды спортивного туризма в СССР (история одного из видов туризма).

  5. Дестинации спортивного туризма в СССР (характеристика одного из центров).

  6. Туристский фольклор в СССР.

  7. Фестивали авторской песни в СССР.

Индивидуальные задания:

Представить презентацию из старых фотографий по одному видов спортивного (самодеятельного) туризма, получившего приоритетное развитие на территории СССР.

Представить обзор современных сайтов о спортивном туризме России.


Методические рекомендации:

Для подготовки к занятию необходимо использовать материалы лекций, научных публикаций, а также материалы со страниц современных сайтов спортивного туризма, которые публикуют публицистику, воспоминания туристов об истории туризма в СССР.

Ценную информацию можно получить на сайтах электронной газеты «Вольный ветер», «Скиталец», «Изба-читальня», где собрана обширная библиотека книг советского периода о туризме. В частности интересной может быть книга Ю. А. Штюрмера «Опасности в туризме, мнимые и действительные» [электронный ресурс]. - Режим доступа : [http://www.skitalets.ru/books/shturm_opasnosti/]).

Заметки Владимира Маркова «Эволюция туристского снаряжения» [электронный ресурс]. - Режим доступа : [http://green.bdk.com.ru/index.php?id=266&doc=evoliutsiia_turisticheskogo_snariazheniia].

Не менее важно, что самодеятельные походы обычно формируют специфическую культурную среду, где актуален жанр поэзии, бардовской песни, туристского фольклора и т.п. Материалы о туристском творчестве следует найти на сайтах туристских клубов, например:

Пушкарева О.В. О специфике и многообразии фольклора туристов [электронный ресурс]. - Режим доступа : [http://www.ruthenia.ru/folklore/pushkareva1.htm].

Летопись туристов: опыт путешественников [электронный ресурс]. - Режим доступа : [http://www.mountain.ru].

Высокую оценку получает студент, который на основании туристского фольклора может раскрыть основные правила туристского путешествия, которые обеспечивают безопасность, успех экспедиции, здоровые межличностные отношения.

При выполнении индивидуальных заданий важно не только собрать материал об истории туризма советского периода, но и найти доказательства того, что он является культурным достоянием ХХ века как России, так и всего мира.
Практическая работа № 6. Детский и молодежный туризм в СССР.
Цель – сформировать знания об особой роли детского и молодежного туризма в культуре ХХ века.
Вопросы для обсуждения:


  1. История создания детского туризма и экскурсионной работы в 20-30-е годы.

  2. Роль туризма в деятельности пионерской организации.

  3. Детские пионерские лагеря в СССР.

  4. Система управления детским туризмом в СССР.

  5. Молодежный туризм в СССР.

  6. История БММТ «Спутник»: задачи создания, роль в молодежной политике государства.

  7. Всесоюзный поход по местам боевой славы 1965 года (его опыт в развитии туризма до настоящего времени).

Индивидуальные задания:

Подготовка эссе:


  1. Школьные музеи в системе детского туризма СССР.

  2. Детские спортивные походы и экспедиции в СССР.

  3. История строительных отрядов учебных заведений СССР.

Объем – 7-12 слайдов (электронная презентация), 1,5-2 страницы в текстовом варианте.
Методические рекомендации:
История детского туризма в СССР неразрывно связана с политикой страны по формированию человека новой формации. Безусловно, важным компонентом здесь являлись приоритеты военно-патриотической, естественно-научной подготовки, приобщения к истории малой родины. Хотя связь поколений была опосредована идеологией, но детский туризм обладал огромной ценностью при формировании традиций, единения на благо всего общества. Детский туризм несет двоякую функцию, где может быть выделена социальная значимость и личностно-ориентированная значимость. При ответе на вопросы следует четко сформулировать позитивный опыт организации детского отдыха и туризма в СССР, а также обосновать возможность его использования в настоящее время.

Исследование молодежного туризма следует связать с деятельностью ВЛКСМ, учебных заведений СССР, взрослых спортивных федераций, а также клубов интернациональной дружбы (в структуре комсомола). Одним из наиболее позитивных моментов здесь следует указать задачи формирования интернационализма, борьбы за мир и сотрудничество в образовательной и культурной сфере. Несмотря на жесткие идеологические принципы, ограничения на выезд в другие страны молодежный туризм позволил сформировать интерес к открытому миру, культуре других стран.

Экспедиционный молодежный туризм был связан с походами по местам боевой славы, работой поисковых отрядов.

В современной реальности исторический опыт спортивных, краеведческих походов и туристских соревнований претерпевает значительные изменения и утрачивает некоторые позиции и возможности, которые были присущи детскому туризму в Советское время. Изменение идеологических ориентиров, появление рынка детского туризма, изменение требований безопасности организации детского отдыха и туризма повлекло изменение всего детского туризма как социального феномена. Поэтому для его изучения необходимо использовать актуальные документы:



    1. Декларация прав ребенка (20.11.1959 г.) // Международные документы, федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями / ред.-сост. С.П. Ивченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 230 с.

    2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.09.1990 г.) // Международные документы, федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями / ред.- сост. С. П. Ивченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 230 с.

    3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок № 7-ФЗК от 30.12.2008 г.) – М. : Юридическая литература, 2009. – 92 с.

    4. Об основных гарантиях Прав ребенка в Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ : [электронный ресурс]. – Режим доступа : [http://www.consultant.ru].

    5. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (в редакции федерального закона от 5.05.2012 № 43-ФЗ) : [электронный ресурс]. – Режим доступа : [http://www.consultant.ru].

    6. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления : Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 565-ст (дата введения 1 января 2009 года) : [электронный ресурс]. – Режим доступа : [http://www.consultant.ru].

Студент должен уметь делать выводы об объективной социальной ценности в противовес идеологическому наполнению, которое было представлено истории развития и современности детского туризма.
Практическая работа № 7. История развития туризма Мурманской области.
Цель – сформировать знания краеведческого характера и актуализировать умения работать с несистематизированными источниками информации.
Вопросы для обсуждения:

  1. Научные экспедиции по территориям и акваториям Кольского полуострова XIX века.

  2. Научные экспедиции по территориям и акваториям Кольского полуострова первой половины ХХ века.

  3. Экскурсионная деятельность на Кольском полуострове до Великой Отечественной войны.

  4. Спортивный туризм Кольского полуострова второй половины ХХ века (общая характеристика).

  5. Виды туризма, характерные для современной Мурманской области (на примере одного из видов туризма).

  6. Туризм Мурманской области в Интернет-пространстве.

  7. Становление туриндустрии Мурманской области (особенности рынка туризма, специфика турпродуктов, система управления туризмом, целевые программы развития туризма).

Индивидуальные задания:

1. Представить презентацию об одном из великих исследователей Мурманской области, который организовал или принимал участие в экспедиции по Кольскому заполярью.

2. Представить презентацию одного из видов туризма Мурманской области.

3. Праздник Севера как объект туристского интереса: история и современность.

Объем – 7-12 слайдов (электронная презентация), 1,5-2 страницы в текстовом варианте.


Методические рекомендации:

История туризма Кольского Заполярья требует своего осмысления как системе профессиональной подготовки, так и в системе развития научного знания в этой сфере. Это определяет задачу активной работы студентов по изучению источников, связанных с краеведением и историей социально-экономических процессов в Мурманской области. Здесь необходимо использовать такие источники как



  • Дубницкий, М. А. Праздник Севера / М. А. Дубницкий, А. С. Храповицкий. – Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 1984. – 144 с.

  • Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей: к 90-летию рождения города-героя Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Кн. изд-во, 2006. – 301 с.

  • Мурманск и мурманчане в потоке времени : крат. история в датах и фактах / авт.-сост. Е. Ф. Дудакова, Л. В. Журин ; подбор фот. Е. Ф. Дудаковой. - Мурманск : Культура и образование, 2006. – 63 с.

  • Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : в 3 т.: Ист.-краевед. исслед. - Мурманск : Кн. изд-во, 1997-1998 гг.

  • Федоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. В. Федоров. - Мурманск, 2003. - 63 с.

  • Федоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Федоров. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 388 с.

  • Славинский О., Царенков В.  Туристские путешествия по Кольскому полуострову Москва, «Физкультура и спорт», 1969 [электронный ресурс]. - Режим доступа : [http://poxod.ru/guidebook/kolapeninsula/].

Ценную информацию для подготовки дает альманах «Живая Арктика», где в течение многих лет публикуются статьи по теме экспедиций и путешествий по Кольскому полуострову.

Для подготовки вопросов о спортивном туризме в Мурманской области необходимо использовать электронные ресурсы, где в сеть выложены отчеты о походах по региону, сделаны описания не только специфики маршрутов, но и зафиксировано мнение о проблемах и перспективах туризма. Высокую оценку получает студент, который обладает знаниями о географических объектах, связанных с туризмом Мурманской области, проблемах организации путешествия в регионе.

Исследование современного состояния туризма целесообразно начать с изучения нормативных документов, регламентирующих развитие туристской индустрии, сюда следует включить как региональные законы, так и целевые программы развития туризма. Они опубликованы на туристском портале Мурманской области. Анализ истории и перспектив развития туризма следует проводить с учетом различий в мотивации и системы практических технологий при организации выездного-въездного коммерческого туризма и спортивного туризма.

Формирование картины развития туризма в регионе следует выстраивать с учетом специфики трансграничного сотрудничества как с отдельными странами (Финляндия, Норвегия), так и со всем Баренцевым Евро-Арктиеским регионом (история Киркенесской декларации, 1993 г.).
Практическая работа № 8. Цели и направления деятельности международных организаций в туризме.

Цель – закрепить знания о глобализации туристской индустрии и формировании новой культуры путешествий.




  1. Характеристика современных глобальных процессов в туризме.

  2. История создания и система работы ЮНВТО.

  3. Рекомендации ЮНВТО для развития туризма для отдельных стран и региональных организаций (политика открытости, права туристов, свобода перемещения, туристские формальности и т.д.).

  4. История создания и уровень влияния международных организаций в туризме (пример по выбору студента).

  5. История принятия международных деклараций и соглашений в туризме.

  6. Региональные туристские организации в системе международных связей.

  7. Проект «Голубая дорога» в системе международного туризма.

Индивидуальные задания:

1. Заполнить таблицу «Деятельность международных организаций в туризме»


Название международной организации (аббревиатура и расшифровка)

Год создания

Место штабквартиры

Содержание деятельности

Дополнительные сведения
















2. Представить характеристику нескольких объектов, находящихся под эгидой ЮНЕСКО и являющихся объектами туристского интереса.

Объем – 7-12 слайдов (электронная презентация), 1,5-2 страницы в текстовом варианте.


Методические рекомендации:

Деятельность международных организаций в туризме раскрывает историю конструктивного сотрудничества в глобальном масштабе. Для изучения вопросов следует использовать источники, которые описывают международный туризм. При этом следует обратить внимание на то, что с учетом принципов международного права все декларации и конвенции являются рекомендательными для деятельности реальных субъектов туристской индустрии, но исполнение их положений определяет уровень взаимной ответственности партнеров по бизнесу, социальному туризму и государственных структур. Статус международной организации в туризме определен не только ее позицией как консолидатора идей и установок, но и как непосредственного организатора мероприятий по пропаганде, финансированию проектов, публикации материалов аналитического и прогнозного характера.

Источником информации о работе международных организаций являются их официальные сайты, в частности русскоязычный сайт ЮНВТО и его составляющая «Барометр туризма».

Практическая работа № 9. История международных туристских выставок.
Цель – расширить знания о международных технологиях в сфере туризма.
Вопросы к обсуждению:

1. Тенденции развития туристской индустрии конца ХХ начала XXI века.

2. Профессиональные задачи и общие подходы организации международной туристской выставки.

3. История международных туристских выставок:



  • всемирная туристская ярмарка в Лондоне;

  • международный салон по туризму в Париже;

  • международная туристская выставка ФИТУР в Мадриде;

  • международная биржа по туризму в Берлине;

  • международная туристская биржа в Милане;

  • и др. (по выбору).

4. Российские туристские выставки международного уровня.
Индивидуальные задания:

Представить эссе «Если турфирма намерена принять участие в профессиональной выставке, то она должна учитывать…..»

Представить перечень вопросов (5-7, до 10) для менеджера, который отправляется на международную выставку в качестве:


  • посетителя-наблюдателя;

  • эксперта по закупке туров;

  • специалиста по оценке действий конкурентов.

Вопросы необходимы для профессиональной оценки продуктивности данного выставочного мероприятия.
Методические указания:

Выставочная деятельность является одним из новых направлений развития индустрии отдыха и туризма, однако, опираясь на опыт, полученный за весь период ХХ века, выставки становятся сложным объектом управления, способом формирования или потери конкурентных преимуществ. Опыт участия в выставки является технологией формирования не только имиджа турпредприятия, но и презентацией конкретной дестинации, а нередко и всей страны.

Менеджмент выставочной деятельности связан спецификой турпродукта (так как его невозможно использовать в качестве пробы, нужно непременно переместиться в район отдыха и т.д.). Поэтому в выставочной индустрии используют технологии «экономики впечатлений»: имиджевая реклама, прямая реклама, управление мотивацией и т.п.

При подготовке к занятию необходимо использовать официальные сайты выставок, например [http://worldwidetour.ru/content], а также электронные учебники, например, Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом [электронный ресурс]. - Режим доступа : [http://evartist.narod.ru/text11/20.htm].

При подготовке индивидуальных заданий, следует использовать технологию ролевой игры, взяв на себя роль руководителя фирмы, направляющего работников на выставочное мероприятие. Для этого необходимо сформулировать точные позиции их работы и систему оценки эффективности их посещения выставки. Вопросы для анализа выставочного мероприятия должны быть лаконичными по формулировке, но ёмкими по содержанию, необходимо вводить как количественные измерители, так и качественные (экспертные) оценки.

На практическом занятии лучшее задание будет предложено группе к обсуждению.



Практическая работа № 10. История отдельных видов туризма.
Цель – сформировать знания об истории и специфике видов туризма, которые стали инновацией ХХ века и активно влияют на технологии оказания услуг в современный период.
Вопросы к обсуждению:

  1. История инсентив-туризма.

  2. История СПА-туризма.

  3. История образовательного туризма.

  4. История экологического туризма.

  5. История MICE-туризма.

  6. История событийного туризма.

  7. История экстремального туризма.

  8. История снегоходного туризма.

  9. Дайвинг и серфинг – история, дестинации и прогнозы развития.

Методические рекомендации.

На практическое занятие необходимо представить сообщение 5-7 минут об одном из видов туризма. Желательно представить иллюстрации.

Схема анализа:



  • точное содержание рекреационных занятий в данном виде туризма;

  • решающие факторы, которые обеспечили появление и рост интереса к туризму.

  • сегменты потребителей данного вида туризма.

  • условия, ресурсы, средства, обеспечивающие развитие данного вида туризма.

  • прогноз развития данного вида туризма, в том числе на российской территории.

Студент должен проявить знания терминологии, уметь обосновывать свою точку зрения относительно данного вида туризма.

Практическая работа № 11. Тенденции формирования новых видов и дестинаций туризма.
Цель – актуализировать знания о факторах и условиях развития, формирующих новые дестинации и виды туризма.

Вопросы к обсуждению:



  1. История становления туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

  2. История туризма в Арктике и Антарктике.

  3. История туризма в Африке.

  4. Волонтерская работа как фактор становления культуры путешествий.

  5. Основные позиции прогноза развития туризма до 2030 года (ЮНВТО).

Индивидуальные задания:

Сравнить позиции прогноза развития туризма до 2030 года ЮНВТО и позиции федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации (до 2018 г.).
Методические рекомендации:

История формирования новых туристских регионов во многом связана с историей позиционирования данных регионов как носителей оригинальной культуры. Обладание рекреационными ресурсами является фактором дополнительной привлекательности. При этом следует выделить этапы формирования современных конкурентоспособных туристских дестинаций. Для подготовки следует использовать материалы учебных пособий по регионалистике, географии, официальных сайтов отдельных стран. При этом следует использовать опыт оценки качества туристских путеводителей, так как именно они заложили основы и правила презентации объектов туристского интереса.

Ответ студента должен содержать ссылки на специфику природно-климатических, культурных, административно-правовых и ресурсов. Также следует использовать данные о динамике туристских потоков, трендов в предпочтениях по видам туризма. Следует выделить позитивные и негативные аспекты развития туризма в данном регионе (стране).

Указанные требования можно реализовать за счет использования информации, опубликованной на сайте ЮНВТО (Барометр туризма), на сайте РБК.ру (инфографика туризма).



Студент по своему усмотрению может выбрать страну, которую он представит как территорию, перспективную для развития международного и внутреннего туризма.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница