Самостоятельная работа по курсу Рекомендуемая литература Методические рекомендации




страница1/6
Дата11.10.2016
Размер1.05 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины
Латинский язык

ООП 050100 «Педагогическое образование»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Профиль подготовки «Русский язык, литература»

Форма обучения ОЧНАЯ
Курс 1, семестр 1

Москва – 2013


Содержание:


  1. Программа:

  • Пояснительная записка

  • Содержание курса

  • Примерное распределение материала по курсу

  • Самостоятельная работа по курсу

  • Рекомендуемая литература




  1. Методические рекомендации:

  • Пояснительная записка

  • Часть 1. Тематическое планирование

  • Часть 2. Методические разработки по темам (материалы к практическим занятиям, примерные варианты контрольных работ)

  • Часть 3. Технологическая карта курса.

  • Часть 4. Латинский минимум

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

Латинский язык

Часть I. Программа учебной дисциплины

ООП 050100 «Педагогическое образование»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Профиль подготовки «Русский язык, литература»

Форма обучения ОЧНАЯ

Курс 1, семестр 1

Москва – 2013

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка _____________, протокол ________, утверждена на заседании ученого совета филологического факультета ГбОУ ВПО МГПУ _______________, протокол ________.



Автор-составитель: кандидат филологических наук Захарова М.В.
Заведующий кафедрой: доктор филологических наук, профессор Ярыгина Е.С.
Рецензент: доктор филологических наук, профессор Григорьев А.В.

Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО от 14.01.2010 №34 по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»; профиль подготовки «Русский язык, литература») общее количество часов на дисциплину «Латинский язык» - 108, из них 57 аудиторной и 51 час самостоятельной работы. Данная дисциплина входит в первый цикл обучения студентов-бакалавров и, поэтому, имеет прежде всего общегуманитарную направленность, в целом способствуя, в то же время, и становлению лингвистической компетенции студентов. В связи с этим, курс преследует несколько целей:

  1. познакомить студентов с общей структурой индоевропейского языка древнего периода, на примере латинского языка;

  2. дать общее представление о взаимовлиянии языков в сопоставлении латинского языка с русским и изучаемым иностранным языком/языками;

  3. дать общее представление об эволюции языка в истории и о влиянии древних языков (уровня латыни) на формирование культуры и мировоззрения поздних наций.

Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:

  1. содействовать выработке у студентов научного подхода к изучению, анализу и, в целом, восприятию языка (как русского, так и иностранного);

  2. дать представление о структуре индоевропейских языков на примере латинского языка;

  3. дать представление о грамматической структуре латинского языка на примере устойчивых морфологических и синтаксических моделей;

  4. выработать устойчивый навык чтения и перевода латинского текста;

  5. познакомить студентов с образцами латинских текстов разных периодов, а также с латинским культурным наследием в современных языках, литературе, культуре;

  6. выработать навыки сравнения и сопоставления лексических и грамматических элементов разных языков на примере поиска и анализа латинско-русских соответствий, а также соответствий между латинским языком и изучаемым иностранным языком/языками;

  7. выработать умение обнаруживать и анализировать наиболее существенные факты сходства и различия между древними и современными языками;

  8. рассмотреть эволюцию языка на примере фонетики и функций латинского языка;

  9. сформировать представление о диахронном изучении языка, познакомить студентов с некоторыми методами такого изучения.

Данный курс является подготовительным этапом для изучения во втором цикле системы бакалавриата (5-8 семестры) предмета профессиональной подготовки «История русского языка» (5-6 семестры), успешное изучение которого неотъемлемая часть формирования компетенции филолога-русиста. Курс закладывает основы диахронного изучения лингвистики, призван расширить лингвистическую компетенцию студентов, подготовить почву для выработки умения видеть и анализировать пути и тенденции развития языка, в целом, и русского языка, в частности. В связи с этим принципиально важно продуктивное и устойчивое освоение курса «Древние языки», что может быть обеспечено лишь формированием мотивации и интереса учащихся к материалам и заданиям дисциплины. Поэтому принципиальную важность при изучении предмета приобретают формы и способы подачи, закрепления, усвоения материала, а также формы контроля. Самостоятельная работа студентов также крайне важна и, поэтому, необходима разработка и воплощение особых форм самостоятельной работы, а также выделение специального аудиторного времени для координирования самостоятельной работы студентов.

После освоения курса студент обязан:



  1. знать и уметь применять на практике латинскую грамматическую терминологию, а также основную терминологию курса;

  2. уметь обнаруживать сходства и различия между определенными языковыми фактами в разных языках, уметь анализировать данные на первичном уровне;

  3. уметь читать и переводить со словарем латинский текст любого периода;

  4. знать основные грамматические формы латинского языка, уметь находить их в тексте и образовывать их с помощью таблиц и схем;

  5. знать определенный минимум латинских текстов разных периодов и набор латинских крылатых выражений различной тематики;

  6. уметь самостоятельно работать с языковым материалом и представлять результаты своей работы перед аудиторией.

Курс рассчитан на 1 семестр и заканчивается зачетом.

РЕКОМЕНДУЕМОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ В СЕМЕСТРЕ

  1. Лекции – 18 часов.

  2. Практические занятия – 36 часов.

  3. Координация самостоятельной работы – 3 часа.

  4. Самостоятельная работа – 51 часа.



Содержание курса
Введение. Общее представление о языках индоевропейской языковой семьи. Понятие «древние языки». Понятие «живые» и «мертвые» языки. Понятие «литературные» и «национальные» языки. Языковая эволюция. Синхронное и диахронное изучение языков. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимовлияние языков. Понятие «история языка». Соотношение языковых культурных пластов.

История латинского языка. Понятие «латинский язык». Три периода существования латинского языка: национальный язык, средневековая латынь, современная латынь. Эволюция латинского языка первого периода, основные этапы этой эволюции. Понятие о классической латыни. Общее представление о культуре Древнего Рима. Основные вехи истории Древнего Рима. Римская литература. Мифология Древнего Рима. Латинский алфавит.

Представление о латыни как о мертвом языке. Вульгарная латынь. Возникновение романской группы языков. Влияние латинского языка на новые европейские языки. Католическая латынь. Образцы религиозных текстов. Средневековое образование. Средневековые университеты. Ваганты. Латынь как язык науки и межнационального общения. Средневековая латинская литература. Gaudeamus.

Латынь в современном мире. Ватикан. Латынь в сети Интернет. Современные переводы на латынь. Латинская научная терминология.

Фонетика и графика. История латинской графики. Особенности латинского произношения. Произношение классической и вульгарной латыни. Сложности реконструкции латинской фонетики.

Лексика. Эволюция лексической системы. Пути проникновения в язык новых слов. Понятие о лексическом деривате. Латинские дериваты в русском и других европейских языках. Пути усвоения заимствованной лексики.

Морфология. Общее представление о морфологической системе, характерной для индоевропейского языка. Грамматические категории. Понятие о продуктивной и непродуктивной грамматической категории. Представление об эволюции грамматических категорий в языке.

Общее представление о морфологической системе латинского языка. Части речи. Грамматические категории. Сопоставление русской и латинской грамматической системы (в случае необходимости / возможности: сопоставление с грамматической системой изучаемого языка). Латинская грамматическая терминология.

Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Падежная система в латинском языке. Происхождение падежной системы. Понятие о звательном падеже. Звательный падеж в русском языке. Система склонений в латинском языке. Понятие о грамматической парадигме.

Продуктивные склонения. Система окончаний существительных 1 и 2 склонения. Особенности рода латинских существительных.

Непродуктивные склонения. Особенности функционирования непродуктивных склонений. Система окончаний 3 – 5 склонений. Основные группы существительных, относящихся к третьему склонению. Типы третьего склонения существительных. Формообразование в третьем склонении.

Имя прилагательное. Грамматические категории имени прилагательного. Склонение прилагательных. Правила согласования прилагательных и существительных в латинском языке. Прилагательные первого и второго склонения. Прилагательные третьего склонения. Типы третьего склонения прилагательных: прилагательные одного, двух и трех окончаний.

Местоимение в латинском языке.

Латинское наречие. Особенности выражения понятия о числе в латинском языке.

Глагол. Общее представление о категории глагола. Грамматические категории глагола в латинском и новых европейских и русском языках. Основы глагола. Классы глагола. Способы образования глагольных форм. Спрягаемые, склоняемые и неизменяемые формы глагола. Основные формы глагола. Времена глагола в латинском языке. Представление о линейной и нелинейной системе времен.

Система инфекта. Окончания действительного залога. Окончания страдательного залога. Времена системы инфекта. Употребление в тексте времен системы инфекта.

Система перфекта. Окончания перфекта. Образование сложных глагольных форм. Времена системы перфекта. Употребление в тексте времен системы перфекта.

Наклонения глагола в латинском языке. Сходства и различия с русским языком. Особенности сослагательного наклонения.



Словообразование. Основные типы и способы латинского словообразования в сопоставлении с этими же процессами в русском и других новых европейских языках.

Синтаксис. Общее представление о латинском синтаксисе. Эволюция синтаксических моделей. Заимствование синтаксических моделей в литературных языках.

Употребление падежей. Основные значения падежей. Двойные падежи.

Ablativus absolutus. Употребление подобных конструкций в других древних языках.

Употребление неспрягаемых глагольных форм. Употребление инфинитива. Инфинитивные обороты. Супин. Герундий. Герундив. Причастие.

Особые случаи употребление сослагательного наклонения в латинском языке в сопоставлении с русским языком.

Согласование времен. Употребление придаточных предложений.


ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ


1.

Введение. Латинский алфавит.

2 часа - лекция

2.

История латинского языка.

2 - лекция

3.

Фонетика и графика латинского языка.

Лексика.


2 часа - практическое занятие

4.

Морфология. Грамматический строй латинского языка.

2 - лекция

5.

Имя существительное. Грамматические категории.

2 - лекция

2- практическое занятие

6.

Имя существительное. Склонение.

2 - практическое занятие

7.

Координация самостоятельной работы студентов.

1 час

8.

Имя прилагательное. Местоимение.

2 - практическое занятие

9.

Наречие. Имя числительное. Служебные части речи.

2 - практическое занятие

10.

Глагол. Общая характеристика.

2- лекция

Глагол. Система времен.

2 - лекция

11.

Система инфекта.

2- практическое занятие

12.

Система перфекта.

2- практическое занятие

13.

Категории глагола в сопоставлении с русским языком.

2- лекция

14.

Работа с текстом. Анализ морфологических форм имени.

2- практическое занятие

15.

Работа с текстом. Анализ морфологических форм глагола.

2- практическое занятие

16.

Координация самостоятельной работы студентов.

2 часа

17.

Работа с текстом. Gaudeamus.

2- практическое занятие

18.

Контрольная работа №1.

2- практическое занятие

19.

Общая характеристика синтаксической системы латинского языка.

2- лекция

20.

Употребление падежей.

2 – практическое занятие

21.

Употребление времен и наклонений в латинских текстах.

2 - практическое занятие

22.

Работа с текстом. Образцы классического периода.

2- практическое занятие

23.

Работа с текстом. Образцы католических молитв.

2- практическое занятие

24.

Латынь в современном мире.

2- лекция

25.

Латынь в сети Интернет. Современные образцы латинских текстов.

2- практическое занятие

26.

Контрольная работа №2.

2- практическое занятие

27.

Обобщающее повторение. Координация самостоятельной работы студентов.

2- практическое занятие



Самостоятельная работа по курсу
Как уже отмечалось выше, самостоятельная работа в первом цикле образования по системе бакалавриата чрезвычайно важна для формирования студента-филолога и лингвистической компетенции в целом. Принципиальное значение в данных условия приобретает работа по становлению и координированию самостоятельной работы студентов, по становлению их научной и учебно-методической компетенции.

Для успешной реализации поставленной задачи нами была избрана проектная методика: в течение семестра, в процессе освоения курса, студентами должна вестись самостоятельная научно-исследовательская работа по предмету, результатом которой должен стать итоговый мультимедийный проект по одной из тем курса «Древние языки».



В связи с современным пониманием образовательной деятельности и структурой современного учебного процесса особый упор делается на освоении студентами разнообразных технологий поиска, систематизации и представления материала. Так как курс осваивается в первый год обучения и уровень владения современными технологиями, понимание специфики и задач использования таких технологий в образовательной деятельности у студентов различен, выделяются специальные часы на координацию самостоятельной работы студентов, где объясняется суть метода проектов, особенности современной образовательной деятельности, методы и приемы использования современных технологий в образовании. В течение семестра студенты должны выполнить не мене двух промежуточных проектов, продемонстрировав свое понимание сути проектной деятельности, а также умение создавать ученые презентации и фильмы, использовать интернет-ресурсы, аудио- и визуальные носители информации.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ

  1. Древние языки

  2. История латинского языка

  3. Влияние латинского языка на английский язык в какой-либо сфере (например, лексике) или в целом

  4. Влияние латинского языка на романские языки

  5. Латинские дериваты в русском языке

  6. Имена римских мифологических персонажей

  7. Эволюция вульгарной латыни

  8. Латынь в современном мире

  9. Латинский алфавит

  10. Влияние латинской грамматической системы на новые языки

  11. История латинской падежной системы

  12. Эволюция системы глагола

  13. Отражение латинской падежной системы в русском языке

  14. Современные переводы на латынь


СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРОЕКТА

1. Исследовательская часть: решение поставленной проблемы.

2. Техническая часть: представление проблемы и его решения с использование современных технологий.

3. Учебно-методическая часть: задания по проблеме в виде тестов, заданий, лингвистических задач.

Рекомендуемая литература по курсу

Основная

  1. Латинский язык. Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Н. Ярхо, В.И.Лободы. М., 1995 и след. издания.

  2. Мирошенкова В.И., Федоров Н.А. Учебник латинского языка . Для студентов филологических специальностей высших учебных заведений. М., 1985.

  3. Lingva Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. - М., 1994.

  4. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - М., 1986.

Дополнительная

  1. Соболевский С.В. Грамматика латинского языка, 3-е изд. М., 1950.

  2. Боровский Л.М., Болдырев А.В. Учебник латинского языка для гуманитарных факультетов университетов. М., 1975.

  3. Винничук Л. Латинский язык. Самоучитель для студентов гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов. М., 1985.

  4. Кацман Н.Л., Покровская З.А. Учебник латинского языка для студентов гуманитарных специальностей вузов. М., 1996.




  1. Подосинов А.В. Хрестоматия латинских текстов. Ч. IV, Кн. 1, 2. М., 1995.

  2. Словарь латинских крылатых слов и выражений / Состав. В.Левинский, И.Смирнов. – М., 2003.

  3. Русско-англо-латинский словарь крылатых слов и выражений /сост. А.С.Альбов. – М., 2006.

Интернет-ресурсы

<http://www.mgl.ru/main> Греко-латинский кабинет

<http://lupus-campestris.narod.ru/> Латинский язык

<http://www.languages-study.com/latina.html> Латинский язык в Интернете

Википедия Латинский язык



<http://linguaeterna.com/> Латинский язык

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

Латинский язык


Часть II. Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины

ООП 050100 «Педагогическое образование»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Профиль подготовки «Русский язык, литература»

Форма обучения ОЧНАЯ

Курс 1, семестр 1

Форма обучения очная

Лекции 21 часа

Лабораторные занятия 36 часа

Самостоятельная работа 51 часа

Зачет 1 семестр

Всего 108 часов

Москва – 2013

Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры русского языка ______________, протокол ________.

Автор-составитель: доцент кафедры русского языка и общего языкознания кандидат филологических наук Захарова М.В.
Заведующий кафедрой: доктор филологических наук, профессор Ярыгина Е.С.
Методические рекомендации являются составной частью Учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) "Латинский язык" для студентов очной формы обучения (бакалавриат). Содержание определяется задачами высшего гуманитарного образования, требованиями к выпускникам педагогических университетов, соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО, 2010г.).

По учебному плану на курс отводится 108 часов, из них 57 часов – аудиторной и 51 – самостоятельной работы студентов. Распределение аудиторной нагрузки варьируется в следующем диапазоне: лекционные часы – от 21 до 25 часов, практические занятия – 36 до 32 часов.

Данные методические рекомендации предназначены прежде всего для оптимизации самостоятельной работы студентов, чем и объясняется избранная структура пособия: в первой части методических рекомендаций предлагается распределение материала по лекционным и практическим занятиям с указанием необходимого минимума вспомогательной литературы (выделяется «обязательная литература», изучение которой необходимо для успешного освоения темы, и «дополнительная литература», к которой студент может обратиться для расширения и углубления знаний при самостоятельной работе (указываются наиболее важные и интересные для студентов на данном этапе обучения источники)), приводится список литературы по предмету, находящейся в библиотеке университета, а также приводится список наиболее авторитетных интернет-ресурсов; во второй части – предлагается необходимый минимум информации по темам (схемы, таблицы, методические разработки, необходимая дополнительная информация, а также примерные варианты контрольных работ). К методическим рекомендациям прилагается Технологическая карта дисциплины и обязательные тексты для заучивания («Латинский минимум»)

Вид работы

Трудоемкость

Вид итогового контроля

Компетенции

часы

кредиты

Прослушивание лекций

21

0,6

контрольные и самостоятельные работы

ОК-1; ОК-6; ОК-11; ОК-13; ПК-1; ПК-3; ПК-6; ПК-15

Работа на лабораторных занятиях:

- чтение и перевод латинского текста

- исполнение заученных латинских текстов

- грамматический разбор

- защита промежуточных проектов

- защита итогового проекта

- работа с латинскими дериватами

- перевод с русского на латинский язык

- проведение игры на латинском языке

- работа с латинскими крылатыми выражениями





36:
- 6
- 2

- 8


- 8
- 4
- 2
- 2
- 2

- 2


1

сдача «Латинского минимума», защита промежуточных и итогового проектов, контрольные и самостоятельные работы, создание игры по латинскому языку

ОК-1; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-11; ОК-12; ОК-13; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-8; ПК-9; ПК-11; ПК-14; ПК-15; ПК-16

Самостоятельная работа:

- разбор и заучивание наизусть текстов «латинского минимума»

- чтение, перевод и грамматический разбор латинских текстов

- подготовка промежуточных проектов

- подготовка итогового проекта



51:

-8

-10



-10
--23

1,4

сдача «Латинского минимума», защита промежуточных и итогового проектов, контрольные и самостоятельные работы, создание игры по латинскому языку

ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-6; ОК-10; ОК-11; ОК-12; ОК-13; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-9; ПК-10; ПК-11; ПК-12; ПК-14; ПК-15; ПК-16

.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница