Сборник сценариев для библиотекарей и педагогов общеобразовательных школ




Скачать 265.57 Kb.
Дата12.09.2016
Размер265.57 Kb.
МКУК ЦБС Октябрьского района

ЦРБ им. Л. Н. Толстого

Сборник сценариев для библиотекарей и педагогов общеобразовательных школ



Подготовили: Бирюкова Л. А.

Марникова О. В.

Матвеева Н. М.

Новосибирск

2012

Вступление

Символы государства — это история нашей страны, ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути России, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимают как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.

Пособие адресовано библиотекарям и педагогам в помощь проведению мероприятий по теме «Символы России».

Цели данного сборника: расширение знаний школьников о государственной символике и преемственности в ней, формирование чувства гражданственности и патриотизма, воспитание уважения к символам российского государства.



Содержание:



1.

«Гордо взвейся над страной, флаг Российский наш родной!»: 4

«Символы России»: тематический урок 12



«Величие и честь государства»: 14

МКУК ЦБС Октябрьского района

ЦРБ им. Л. Н. Толстого

«Гордо взвейся над страной, флаг Российский наш родной!»:


интеллектуальная игра к Дню государственного флага России для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ.

Цель: воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения; способствовать расширению знания о символах Российской Федерации, области, города; прививать уважение и чувство любви к своей Родине.

Оформление: книжная выставка «Флаг России — гордость наша!», название игры, флаги России и города Новосибирска, контурное изображение территории РФ, раскрашенное в цвета флага.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, изображения исторических гербов.

Музыкальное сопровождение: Гимн Российской Федерации в исполнении хора с симфоническим оркестром.

Мультимедийное сопровождение: слайд — программа «Государственные символы Российской Федерации»; видеоклип «Великая страна Россия!» (автор музыки и слов Сергей Дроздов).

Действующие лица: Ведущий 1, Ведущий 2.

Правила игры: участвуют две команды старшеклассников по шесть человек. Они озвучивают название команд и эмблемы, выбирают капитанов, заранее выполняют домашнее задание (составляют кроссворды по государственной символике). Побеждает команда, набравшая больше всего очков.

Мероприятие начинается со звучания Гимна РФ (все участники игры слушают его стоя).

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о символах нашего государства. Любую страну всегда можно узнать по её символике: гербу, флагу и гимну.

Слайд-программа «Государственные символы Российской Федерации»

Слайд 1. Заставка.

Слайд 2. В России период утверждения государственной символики был весьма длительным. При великом князе Иване III средневековая Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Пётр Великий закрепил за Россией трехцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая I.

Слайд 3. Ребята, начали мы наше мероприятие с Государственного гимна РФ. Музыка и слова были заимствованы из гимна Советского Союза. Мелодию сочинил Александр Васильевич Александров на стихи Сергея Владимировича Михалкова. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя.

Слайд 4. Следующий символ нашей страны — это герб. Государственный герб России — красный четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите — золотой двуглавый орёл. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними — большая корона. В правой лапе орёл держит скипетр, а в левой — державу. На груди орла в красном щите вы видите серебряного всадника в синем плаще на серебряном коне. В руке всадник держит копьё, которым он поражает дракона.

Слайд 5. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра I. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I.

Слайд 6. Как вы, ребята, уже знаете, ежегодно 22 августа отмечается День Государственного флага Российской Федерации. В этот день в 1991 году над Домом Правительства Российской Федерации в Москве впервые был официально поднят трёхцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом.

Слайд 7. На этом слайде вы видите, как выглядит Государственный флаг России – это полотнище прямоугольной формы из трёх полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Одинаковой ширины полосы флага расположены горизонтально. Для Государственного флага соблюдается отношение ширины полотнища к его длине, как 2: 3.

Слайд 8. Законным же «отцом» триколора признан Пётр I. В 1705 году он издал Указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. Кстати, чем руководствовался Пётр, подбирая цвета, осталось загадкой.

Слайд 9. В 1858 году Александр II утвердил рисунок «с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях». А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором цвета черный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы «государственными цветами России». Так появился второй триколор.

И всё же в 1883 году император Александр III настоял на том, чтобы в особых случаях «был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней—белого, средней—синего и нижней—красного цветов».



Слайд 10. В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Российский триколор заставляет каждого ощутить гордость за свою страну и почувствовать себя частью великой державы.

Ведущий 2:

Трех цветов Российский флаг.

Каждый цвет - для всех нас знак.

Есть на флаге красный цвет,

Героизмом он согрет.

Стойкость, жертвенность, отвага -

Смысл такого цвета флага.

Синий цвет на флаге - верность,

Твердость духа, неизменность,

Доброта, простосердечье,

Что людьми ценились вечно.

Белый - это чистота,

Благородство, высота.

Светлых Ангелов привет

Означает белый цвет.

Трех цветов Российский флаг.

Многоценен этот стяг!

Он - в столице над Кремлем,

Греет всех своим теплом.

Это - флаг любви, победы.

Не страшны с ним бури, беды.

Русь под знаменем стоит

В испытаньях, как гранит.

Предки, крепкие в борьбе,

Возвещают о себе.

Значит, выстоим и мы -

Милой Родины сыны.
Знамя верное у нас -

Мы не дрогнем в страшный час!



Е.Кучбарская
Ведущий 1: Итак, начинаем нашу игру с конкурса «Разминка» (правильный ответ -1 балл).

1.Наука, изучающая историю гербов. (Геральдика)

2. Всадник, изображенный на российском гербе. (Георгий Победоносец)

3. Какая форма щита легла в основу герба? (Французская)

4. Как называется песнь торжественного характера? (Гимн)

5. Кто написал музыку к государственному гимну? (Александр Александров)

6. Из каких частей состоит флаг? (Древко, полотнище, навершие)

7. Сколько цветов имеет российский флаг? (Три, бело - синий - красный)

8. Когда отмечается День государственного флага? (22 августа)

9.Что означают цвета флага?



(Белый – мир духовный, синий – небесный, красный – физический)

10.Когда официально были утверждены государственные символы?



(декабрь, 2000 г.)

Ведущий 2: II конкурс называется «Известно ли вам?»

Команды должны назвать имена исторических деятелей, с которыми были связаны изменения государственных символов (правильный ответ – 3 балла).



1. Царь владел французским, немецким, английским и польским языками. Провел государственные реформы, одной из которых стало учреждение в 1858 году нового государственного флага. Так появился второй триколор. В его правление над правительственными учреждениями развивались черно – желто – белые флаги. Жизнь царя оборвал террористический акт.

(Александр II)

2. Князь, один из сыновей Василия II (Тёмного). Женившись на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, становится как бы преемником последней императорской династии Палеологов. Считается, что это повлияло на появление в 1497 году в Московском государстве двуглавого орла.

(Иван III)

3. Царь - реформатор, в самом конце XVII века учредил орден Святого Апостола Андрея Первозванного, высший орден Российской империи. Знаки ордена состояли из креста, голубой ленты через плечо, восьмиконечной звезды на левой стороне груди шейные цепи. Изображение этой цепи и вошло в государственный российский герб.

(Пётр I)

4. Император, чьё правление оказалось недолгим. При нём в государственный герб были внесены серьёзные изменения. Цепь ордена Андрея Первозванского исчезла, а щиток с Георгием расположился на фоне мальтийского креста. Над щитком красовалась мальтийская корона, а всё это изображение помещалось на груди орла.

(Павел I)

5. Президент России. В ходе августовских событий 1991 года, вошедший в историю как ПУТЧ, появился российский триколор: бело - сине- красный цвета. С тех пор указом президента 22 августа считается днём российского флага. (Ельцин Б. Н.)

6. Известный советский писатель, автор текста гимна СССР, который одержал победу на конкурсе в 40-е годы XX века. Ему же принадлежит и текст нового гимна страны, утверждённого в декабре 2000 года.

(Михалков С. В.)

Ведущий 1: Дорогие друзья, пока жюри подводит итоги, мы начнём III конкурс «Краеведческая страничка», на котором поговорим о флаге нашего города.

Но сначала, ребята, выполните следующее задание: на этом слайде (Слайд 11) изображены флаги городов Томска, Красноярска, Новосибирска и Рязани. Вы должны определить, какой флаг относится к данным городам. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл.



Ведущий 2: Молодцы, ребята! Значение флага и символика его расцветки неразрывно связаны с историческими событиями города. Окраска, полоса, элементы и изображения флага имеют большую смысловую нагрузку и рассказывают нам о наиболее важном событии в жизни нашего города.

Слайд 12. Так, флаг Новосибирска разделен по диагонали на зеленую и белую части голубой волнистой линией. Зеленое поле означают здоровье, природные богатства Сибири, белое поле — чистоту и снег Сибири. Голубая перевязь с белыми волнами — реку Обь, на которой стоит город. Авторы флага - члены Союза дизайнеров России Григорий Кужелев, Сергей Моржаков и Валерий Смирнов. За основу флага города его авторы взяли исторически бело-зеленый земельный флаг Сибири, впервые поднятый сибирскими областниками в 1917 году. Флаг города постоянно поднят на зданиях мэрии и районных администраций города Новосибирска.

Ведущий 1: Следующий конкурс называется «Тёмная лошадка».

Командам даётся три подсказки, после которых они должны угадать, о чём идёт речь. Если ответ даётся после первой подсказки, то они зарабатывают 5 баллов, после второй – 3 балла, после третьей – 1 балл.



Первая подсказка:

Этот экспонат хранится в Центральном музее Вооружённых сил России.



Вторая подсказка:

С ним связаны имена бойцов 150-й стрелковой дивизии Егорова и Кантарии.



Третья подсказка:

В мае 1945 года его водрузили над рейхстагом Берлина в знак победоносного окончания Великой Отечественной Войны.



Ответ:

Знамя Победы символизирует великую победу над Гитлеровской Германией.

Ведущий 2: V конкурс « Домашнее задание»

Команды обмениваются подготовленными кроссвордами, где должно быть представлено 10 слов. За каждый правильный ответ -1 балл.



Показ видеоролика «Великая страна Россия!»

Подведение итогов, награждение победителей.

Список литературы.

  1. Борисов И. В. Геральдика России. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 423 с.: ил.

  2. Вилинбахов, Г. В. История Российского герба и флага. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2004. – 128 с.: ил.

  3. Все страны мира: универсальный справочник. – М., 2008. – 800 с.

  4. Геральдика мира /авт.-сост. О. И. Бортник, И. В. Резько. – Минск: Харвест, 2008. – 240 с.: ил.

  5. Герб и флаг России. Х—ХХ века. – М.: Юрид. лит., 1997. – 560 с.: ил.

  6. Голованова М. П. Герб, флаг, гимн России: Науч.-поп. изд. для детей. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2003.- 48 с.

  7. Золин П. М. Герб, гимн, флаг и столица нашей Родины: кн. для учащихся. - М.,1987. – 204 с., ил.

  8. Синова И. В. Государственные праздники России: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 96 с.: ил. – (Серия «Моя Родина – Россия»)

  9. Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 294 с.: ил.

  10. Флаг Российской Федерации //Детская энциклопедия. - № 12. – 2009. – С.13- 17.

Электронные ресурсы:

  1. Герб России. Флаг России. Гимн России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiafederation.ru/symbolics/

  2. Города России: [Электронный ресурс], 2006. – 1 эл. опт. диск (DVD- ROM)

  3. 3.Государственная символика: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.statesymbol.ru/

  4. История России. ХХ век: [Электронный ресурс]: Мультимедиа учебник/ ред., сост. Т. С. Антонова, 2001. - 1 эл. опт. диск (DVD- ROM)

  5. История России: [Электронный ресурс], 2007. - 1 эл. опт. диск (DVD- ROM)

  6. История Российского Флага: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rossflag.ru/wbr.htm

  7. История создания флага России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polit-portret.ru/symbols/flag/history/

  8. История флага России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gerb.bel.ru/pages/russia/russia_flag_ist.htm

  9. Российский Флаг и Герб: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history/symbols.html

  10. Российский Флаг и Герб: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geraldika.ru/

  11. Флаг России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusflag.ru/

Подготовила Л. А. Бирюкова

МКУК ЦБС Октябрьского района

Библиотека им. Н.Г. Гарина-Михайловского

«Символы России»: тематический урок


для учащихся 5 -7 классов общеобразовательных школ

Цели:

  1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.

  2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.

  3. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;

  4. Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр».

  5. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.

Оформление:

  • Текст Конституции Российской Федерации.

  • Проектор, экран.

  • Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.

Музыкальное сопровождение: гимн Российской Федерации (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова).

Слайд 1.

Ведущий:

Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации.

Этот урок мы с вами проведем в форме игры. Класс делится на две команды. Сначала я вам буду рассказывать, а потом задавать вопросы. За правильные ответы каждая команда получает баллы.

Слайд 2.


  • Как называется страна, в которой мы живём? (Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства)

  • Назовите столицу нашего государства? (Город - герой Москва)

  • Какие народы живут в России? (Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.)

Слайд 3. Символы Российской Федерации.

Ведущий:

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.



Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)

- Когда сложились современные символы России?



Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

Слайд 4. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.

Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.



Слайд 5. Назовите имя президента РФ.

Назовите символ президентской власти.

Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства. Штандарт Президента Российской Федерации.



Слайд 6. Штандарт (флаг) президента Российской Федерации.

Штандарт президента Российской Федерации представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре - золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.

Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации - городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства.

Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах президента Российской Федерации.



Слайд 7. Конституция Российской федерации. На ней проходят инаугурацию наши президенты.

Как вы понимаете слово «инаугурация»?

Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю». Текст присяги закреплён в Конституции России (статья 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).

Вопросы командам:

- Какой праздник мы отмечаем 12 декабря?



(День Конституции Российской Федерации.)

В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём?



(12 декабря 1993 года.)

С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны, за это время в нее не внесена ни одна поправка.



Что такое Конституция?

Конституция – это основной закон, по которому мы живём. Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

- Подумайте, что такое законы?

Это правила, которые устанавливает государство.

- Для чего они издаются? (Ответы участников урока).



Чтение ведущим вводной статьи к Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Блиц-опрос:

- Сколько разделов в Конституции? (2)

- На что они делятся? (На главы)

- На что подразделяются главы? (На статьи)

- Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина? (Глава 2)

- Какие права человека вы знаете? (Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, право на неприкосновенность жилища, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право избирать и быть избранным, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.)

- Когда человек приобретает права? (Личные права и свободы принадлежат каждому человеку от рождения. Юридические права человек приобретает в 18 лет).

- Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)

- Что значат слова: обязанность человека? (Это притязания государства к поведению его граждан).

- Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)

- Какие обязанности вы знаете?

1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

2. Уважение прав и свобод других лиц

3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях

4. Получение основного общего образования

5. Забота о памятниках истории и культуры

6. Уплата налогов и сборов

7. Охрана природы и окружающей среды

8. Защита Отечества

- С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам?

(С 18 лет)

Слайд 8. Вспомните символы российского государства.

Флаг, герб, гимн

Слайд 9. Герб.

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.

С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.



"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- Что мы знаем о создании гербов?

1 ученик. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. В создании герба принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Ведущий. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.

1 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Слайд №10. Какой подвиг совершил Святой Георгий Победоносец?

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы — столицы России.

Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла.

На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

2 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

- Что символизирует герб?

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.



Задания:

1) Раскрасить герб РФ по образцу. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл.

2) Назвать, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах). За правильные ответы команда получает дополнительные баллы.

Слайд №11.

Задание: на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии. Найти изображение флага РФ.

Слайд 12. Флаг РФ

Дата принятия: 08.12.2000

Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

1 ученик. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

2 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

1 ученик.

Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-


И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя! А. Ахматова

Итак, что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета? (Ответы детей).



Задание: составить из полос цветной бумаги флаг РФ. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл.

Слайд 13. Гимн РФ

2 ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Ведущий: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный». В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль - Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».

Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья расправив над нами…». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава…». Дата принятия: 07.03.2001 г.



- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.

- Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России.



Прослушивание гимна РФ (Муз. А. Александрова, сл. С.Михалкова)


1 куплет:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2 куплет:
От южных морей до полярного края

Одна ты на свете! Одна ты такая —


Хранимая Богом родная земля!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

3 куплет
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).



Итог тематического урока.

- О чем мы говорили?

- Что нового сегодня узнали?

- О каких символах государства вспомнили?

- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?

- Все ли равны перед основным законом РФ?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Спасибо за внимание!


Список использованной литературы:

  1. Заболотских Б. Во славу российского флага. – М.,-Классика, 1999. – 368 с.

  2. Дегтярев А.Я. История российского флага. – М.: Военный парад, 2000 – 136 с .

  3. Лебедев В. Державный орел России. – М.: “Родина”,1995. – 240 с.

  4. Михайлов Г.Святыня российской державы //Патриот Отечества. – 2002. - №1. – С. 19-20.

  5. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: “Советская энциклопедия”, 1989. – 1632 с.

  6. Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002. – 67 с.


Электронные ресурсы:

  1. Символы России: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rusempire.ru/simvoly-rusi-i-rossiyskogo-gosudarstva/

  2. Государственная символика [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ug.ru/old/ug_pril/gv/98/22/t5_1.htm

  3. Герб России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://flag.kremlin.ru/gerb/

  4. Флаг России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://flag.kremlin.ru/flag/

Подготовила О. В. Марникова

МКУК ЦБС Октябрьского района

Филиал «Библиотека им. А. М. Матросова»

«Величие и честь государства»:


устный журнал для учащихся 4-6 классов

Цели и задачи:

Оформление:

  • Книжная выставка «Овеянные славой»

  • Плакат: «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» М. Монтень

  • Государственный флаг России

  • Изображение Российского герба

  • Изображение иконы Георгия Победоносца

Музыкальное оформление:

  • гимн России (сл. С. В. Михалкова, музыка муз. А. В. Александрова)

  • песня «Широка страна моя родная» (сл. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского)

Участники: 2 ведущих и 4 чтеца.

Страница первая: «Страна моя»

(Звучит первый куплет песни И. Дунаевского «Широка страна моя родная»)

Чтец:

Что мы Родиной зовем?

Дом, в котором мы живем,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Ведущий: Символы России… что это такое? ( Ответы детей).

Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, леса, кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, шапке Мономаха – и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны Конституции.



Ведущий:

Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

В декабре 2000 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал законы о Государственных гербе, флаге и гимне.

Страница вторая: «Гордо реет над страною»

Ведущий:

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России, всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. Государственный флаг России – трёхцветный: красно-сине-белый. История Российского флага насчитывает более 3-х столетий.



Чтец:

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Ведущий:

Флаг – слово голландское – означает знак принадлежности морских кораблей какому-нибудь государству. А русское слово – «знамя» от понятий «Знамение» или «Знак». На Руси знаменем могло быть изображение на полотнище образа святого. Знамя выносили во время самых торжественных событий. Ещё одно родственное слово – «стяг» - от понятия «стягивать». Каждая воинская дружина имела свой стяг. Во время битвы воины могли видеть, где находится основные силы их дружины и собираться под их стягом.



Чтец:

Этот флаг, этот стяг, это знамя…

Нет дороже его и родней!

Над Кремлём полыхает, как пламя,

Над домами деревни моей

Белый цвет – благородство и слава,

Синий – верность Отчизне и честь,

Красный – мужество гордой державы –

И достоинств сих – не перечесть!

Страница третья «В наследство нам дано»

Ведущий:

В переводе с польского и немецкого языков слово «герб» означает наследство. Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследства.

Личности знак и символика вер.

Белое поле, алеющий щит:

Герб ваше имя и честь защитит.

Родовой герб свидетельствует о принадлежности его владельца к определенному сословию, а государственный – о независимости.



Чтец:

У России величавой

На гербе – орёл двуглавый

Чтоб на Запад и Восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

России дух свободный.

Ведущий:

Государственный герб России представляет собой четырехугольный красный геральдический щит с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности. На нем изображен золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя маленькими коронами, соединенными лентами. Над ними – одна большая корона. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, на красном щите – серебряный всадник, поражающий копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Этот геральдический образ символизирует единство Запада и Востока, западной и восточной культур. Всадник, поражающий копьем дракона, отражает идею борьбы добра со злом, света с тьмой. Всадник – змееборец – это одновременно и Георгий Победоносец, любимый святой европейской аристократии, и символическое изображение князя, встречающееся на русских княжеских печатях еще с 13 века, и знак преемственности московских князей, чьим покровителем считался св. Георгий. Дракон – чудище с лапами грифа, крыльями летучей мыши, языком змеи и рыбьим хвостом – олицетворяет невежество, язычество, нечистую силу. Таким образом, Государственный герб России восходит к традиционным российским государственным символам, несет в себе идею стабильности государства и тех непреходящих ценностей, которые составляют его основу.



Чтец:

Везде орёл, везде с ним слава!

Везде он гордый, впереди –

Крестом увенчана держава,

Святой Георгий на груди…

(М. Шереметьев)

Ведущий:

Государственный герб России является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и азиатской её частях, а короны над головами орала рассматриваются как символы республик, краев, областей, из которых состоит Россия. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.



Ведущий:

Государственный герб помещается на фасадах зданий органов государственной власти, а также в рабочих кабинетах руководителей этих органов. Государственный герб есть и на пограничных знаках (пограничных столбах), и в пунктах пропуска через Государственную границу России; на штандарте президента России, боевых знаменах и флагах воинских частей, военных кораблей. Государственный герб может помещаться на государственных наградах России (орденах и медалях) и даже на знаках различия и форменной одежде.



Страница четвёртая: «Песнь в честь страны»

Ведущий:

Гимн - это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

Исполнение гимна сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка - композитору и дирижеру А. В. Александрову.

Ведущий:

Символы государства — это и история нашей страны, и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Пусть славится наша страна в веках !



(Звучит Гимн России.) Все встают.

Список литературы:

  1. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России: Науч.-поп. изд. для детей/Фото Н.Н. Рохманова; Ил. И.В. Максимовой. – М.:ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – 48 с.

  2. Детская энциклопедия АИФ: Государственные символы России: познавательный журнал для девочек и мальчиков /ЗАО «Аргументы и факты». – 2009. - № 9. – 49 с.

  3. Ривина Е. К. Государственная символика России: Беседы в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. – (Дружные ребята).

  4. Степанов В. Мы живём в России: - М.6 Изд-во ОНИКС, 2006.- 16 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Государственная символика России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russian-sign.h1.ru/

  2. Музеи России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/n24662

  3. Символика Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gossimvolika.narod.ru/

  4. Урок - игра «Слабое звено» по теме «Овеянные славой флаг и герб»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moy-bereg.ru/simvolika-rossii/istoriya-4-klass.-tema-gosudarstvennaya-simvolika-rossii-html-2.html

Подготовила Н. М. Матвеева



База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница