Я – москвич!
Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово,
вкладывая в него всего себя.
Я – москвич!
Вл. Гиляровский, «Москва и москвичи»,
Москва, декабрь 1934 г.
Рост территории Москвы хорошо заметен на карте города. С возведением новых жилых кварталов и освоением новых территорий появляются транспортные коммуникации: автодороги и линии метрополитена. Город Москва похож на солнышко с его раскидистыми лучиками: в центре – старинный Кремль, а дальше от него ручейками расходятся добавляющиеся дома, улицы и целые районы новостроек.
Впервые Москва упоминается в летописи 1147 года. Основатель Москвы – суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий. Происхождение слова Москва лингвисты связывают со славянскими, с финноугорскими и даже с иранскими корнями. Существует множество версий, но все же тайна названия города так и осталась неразгаданной.
В 14 веке резиденция митрополитов Русской православной церкви перенесена из Владимира в Москву. Теперь это политический и духовный центр Руси.
К концу 15 века город занимал небольшую площадь, состоящую из Кремля и Китай-города. В то время он являлся центром торговли на Руси и был огражден земляным валом с деревянными укреплениями.
К середине 17 века город расширил свои границы: добавился Белый и Земляной город. Был построен Печатный двор, открыт Монетный двор. Строения в ту пору были деревянные. Почти все они сгорели в 1812 году при захвате Москвы армией Наполеона.
К началу 19 века территория города выросла в несколько раз и уже застраивалась каменными постройками. Были построены Верхние и Средние торговые ряды.
В 20 веке в связи с разрастанием города появилась необходимость в постройке железной дороги. В 1908 году начала свою работу первая в России кольцевая железнодорожная линия – Малое кольцо Москвы.
С октября 1917 до 1935 года Москва была центром Российского государства. С марта 1918 года Москва – столица РСФСР. В состав Москвы вошли села Коломенское, Петровско-Разумовское и слобода Измайлово.
15 мая 1935 года в Москве был открыт первый метрополитен общей протяженностью 11,2 км. Это был участок дороги от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». Следующие ветки метро были введены в действие с 1938 по январь 2008 года. На сегодня открыто 176 станций метро, две последние действуют с января 2008 года – «Кунцевская» и «Строгино».
К концу 1960 года была построена МКАД – московская кольцевая автомобильная дорога – протяженностью 109 км. Она отражала пределы городской территории. Теперь в составе Москвы добавились небольшие города Тушино, Кунцево, Перово, Бабушкин. В середине 90-х годов была проведена реконструкция МКАД – увеличена ширина дорожного полотна, построены крытые надземные переходы.
В 1984 году Москва продолжает расширяться. Ее границы уже рядом с городком Солнцево и его также присоединяют к столице.
В 1991 году упразднены районы Москвы и образованы 10 округов.
К концу 1996 года Москва стала разрастаться в сторону присоединения небольших окружных деревень к черте города. Появились районы-новостройки: Бутово, Раменки, Марьино, Митино, Вешники.
Современные идеи и достижения в строительстве и архитектуре будут воплощены при реализации самого крупного строительного проекта в России – Московского Международного Делового Центра (ММДЦ «Москва-Сити»).
Он займет территорию площадью около 60 га на Краснопресненской набережной и станет районом офисов, а также комплекса для жилья и отдыха. В 2009 году планируется ввод в эксплуатацию большей части объектов. Кроме реконструкции существующих транспортных веток, будут построены две новые станции метро, станции мини-метро, создана новая скоростная внеуличная транспортная система «Шереметьево-Сити».
История города – история домов и строений, архитектурных памятников. Старые дома хранят память о вечном и незыблемом – любви, радости, братстве, родстве.
История Москвы – в ее московских двориках, садах и парках, бое Курантов на Спасской башне, вечерней зорьке на Москва-реке, гулянье на Красной площади.
Как и наша жизнь, Москва меняется, и эти изменения ей к лицу. Москва – всегда молодая, современная и вечная!
|