Содружество Независимых Государств
Исполнительный комитет
Обзор
торговой политики
Республики Молдова
Москва, 2013 год
|
Оглавление
1.1. Институциональные рамки 4
1.2. Цели торговой политики 4
1.3. Нормативно-правовая база 6
2. МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ И
ПРАКТИКА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ 10
2.1. Регулирование импорта 10
2.2. Регулирование экспорта 15
2.3. Виды деятельности, подлежащие регулированию
путем лицензирования 15
3. СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ 16
3.1. Сельское хозяйство 16
3.2. Промышленность и энергетика 22
3.3. Услуги 28
4. МЕРЫ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И
МЕЖБАНКОВСКИХ КРЕДИТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ПРАКТИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 29
4.1. Конвертируемость и курс национальной валюты 29
4.2. Кредитные ставки государственных и коммерческих банков 30
4.3. Порядок открытия корреспондентских счетов
и практика межбанковских взаиморасчетов 30
5. КРАТКАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ И ТАБЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 34
Основные фактические и прогнозные экономические показатели 34
1. РЕЖИМ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Институциональные рамки
В соответствии с Конституцией Республики Молдова и другими действующими законодательными актами Правительство Республики Молдова направляет свои усилия на проведение эффективной торговой политики государства, а также:
использует экономические средства и правовые меры, регулирует деятельность всех отраслей хозяйства и субъектов собственности на территории Республики Молдова;
принимает меры по обеспечению свободы торговли и предпринимательства, защите добросовестной конкуренции и созданию благоприятных условий для использования всех имеющихся производственных факторов;
проводит внешнеэкономическую политику государства и т.д.
Центральным органом исполнительной власти, определяющим и реализующим государственную политику в области торговли, а также осуществляющим государственное регулирование, исследование состояния и подготовку прогнозных показателей развития данной области, является Министерство экономики Республики Молдова, которое координирует работу всех государственных структур в сфере торговой политики государства.
1.2. Цели торговой политики
Торговая политика является важным стратегическим инструментом на пути достижения долгосрочных целей экономического развития, повышения эффективности взаиморасчетов и приспособления к новым условиям глобализации. Политика государства в области внешней торговли осуществляется посредством применения экономических и административных мер в соответствии с действующими нормативными актами, а также международными договорами.
Отношения Республики Молдова с другими государствами в области внешней торговли строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров, заключенных Республикой Молдова.
Государственная политика в области внешней торговли осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортных таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования), введения в установленном порядке особых пошлин (специальные, антидемпинговые и компенсационные) внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательной базой, а также международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова. Государство обеспечивает соответствие устанавливаемых им защитных мер, ограничений и запретов в области внешнеторговой деятельности причинам, обусловившим необходимость их введения. При этом предпочтение отдается тем защитным мерам, ограничениям и запретам, которые наносят минимальный ущерб осуществлению данной деятельности и не противоречат международным нормам.
Основные цели торговой политики Республики Молдова определяют правовые, экономические и организационные основы внешнеэкономической политики, в целом направленные:
на формирование условий для углубления интеграции в мировую экономику и в качестве члена ВТО – содействие в реализации общепринятых в мире норм и правил, соблюдение международных обязательств и принципов внешнеторговой деятельности;
либерализацию торговой политики; проведение гибкой таможенно-тарифной политики, реагирующей на конъюнктурные изменения мирового рынка;
защиту интересов товаропроизводителей;
содействие продвижению молдавской продукции на внешние рынки;
достижение высокой конкурентоспособности отечественных товаров как на внутреннем, так и на внешних рынках;
содействие мероприятиям по обеспечению качества импортируемой продукции для защиты прав и безопасности потребителей;
защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.
Учитывая указанные цели, Правительство Республики Молдова в процессе формирования торговой политики приняло ряд мер, направленных на повышение социального и экономического положения страны. В настоящее время действует Стратегия по привлечению инвестиции и продвижению экспорта на период 2006–2015 годы (далее – Стратегия), утвержденная постановлением Правительства Республики Молдова от 9 ноября 2006 года № 1288.
Соединение двух направлений при формировании и проведении экономической политики, таких как привлечение инвестиций и продвижение экспорта, создают благоприятную основу для экономического роста страны и повышения благосостояния населения. Особое внимание уделяется привлечению инвестиций в секторы и отрасли национальной экономики, ориентированные на экспорт, способные привлечь новые разработки (ноу-хау), обеспечить высокую прибыль и создать эффективную экономическую и техническую инфраструктуру.
Цели Стратегии и методы по продвижению национальной продукции основаны на дальнейшем развитии рынка и оптимизации использования традиционных инструментов для развития экспорта (участие в международных выставках, экономические миссии, торговые представительства в других странах). В случае необходимости существуют возможности оказания консалтинговых услуг потенциальным экспортерам по приобретению полезной информации для установления новых деловых контактов с иностранными партнерами, расчета затрат или инвестиций, вложенных в технологические разработки.
Стратегия определяет конкретные и эффективные принципы развития деятельности в сфере привлечения инвестиций и продвижения экспорта посредством создания благоприятной деловой среды, которая будет способствовать росту экспортной деятельности и повышению уровня доверия потенциальных инвесторов к проводимой государственными структурами экономической политике.
В настоящее время Республика Молдова поддерживает внешние экономические связи с 93 странами. В сотрудничестве с этими странами отмечается прогресс во многих областях, в частности, в экспортно-импортных операциях.
|