Современная игрушка сегодня – это, прежде всего, средство всестороннего развития личности, а игра, в которой эта игрушка используется, становится формой обучения и воспитания ребенка




Скачать 105.03 Kb.
Дата 26.08.2016
Размер 105.03 Kb.
Современная игрушка. Ее роль в воспитании ребенка.

     Роль игрушки в развитии детей дошкольного возраста трудно переоценить. Современная игрушка сегодня – это, прежде всего, средство всестороннего развития личности, а игра, в которой эта игрушка используется, становится формой обучения и воспитания ребенка.


   

Но наблюдения за игрой детей с использованием современных игрушек позволяют сделать следующий вывод, что не всякая игрушка полезна, а игра с ней подчас наносит вред не только физическому, но и психоэмоциональному здоровью ребенка.


Большинство игровой продукции сегодня не отвечают элементарным психолого-педагогическим требованиям нравственного формирования, интеллектуального развития и духовного здоровья ребенка.
Игрушка – это носитель информации для ребенка.
Настоящая игрушка утверждает добро, основу гармоничного, здорового развития ребенка.

Современная серийная производственная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Антиигрушка – это не просто плохая игрушка. Часто это внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов изделия. Но это игрушка, формирующая искажённые ценности в душе ребенка, искажённые представления об окружающем мире.



Антиигрушка опознаётся тремя путями: либо она очень реалистична, вследствие чего не несет творческого начала; либо, наоборот, максимально абстрактна, что приводит к утрате чувства реальности, либо может просто выглядеть страшной и отталкивающей.

Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира.

Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда.
Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью.

Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими телесериалами: куклы Винкс, разнообразные монстры, роботы-трансформеры, Бэтман, Человек-паук, способствующих накоплению агрессивных фантазий ребенка.

Что касается героев кино с элементами магии, то такие игрушки часто вызывают энурез у детей. Детей обуревают ночные страхи. Неизвестно, что будет делать игрушка, когда ребенок сам спит.
Рассмотрим некоторые виды современных игрушек:
Настольные игры, мягкие игрушки, куклы, игрушки-монстры и компьютерные игры.
Современные настольные игры
Преимущество настольных игр в том, что они предусматривают совместную деятельность, а значит, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками.

Наряду с добрыми старыми кубиками со сказками, мозаикой и строительным конструктором на прилавках магазинов мы видим, и веяние времени - настольно-печатные игры: «Пираты», «Повелитель Вселенной», «Завоеватель» и пр., ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия на фоне ложной романтики с героями из мира фэнтези - инопланетянами, монстрами; игры о бизнесе, деньгах, рынке, недвижимости, банках и пр., в которых поощряется страсть к наживе, культивируется обман и мошенничество.


Отдельно можно выделить конструкторы «Лего».


Его рекламируют по телевидению: это яркие, красочные, экологически чистые игрушки, которые предполагают конструирование разнообразных сюжетов-картин. Но каких? «Вестерн», «Поиски сокровищ фараона», «Всемирные катастрофы», «Космические пришельцы», «Человек-паук», «Звездные войны», «Вампиры» - вот едва ли не главная их тематика.

Казалось бы, конструктор развивает мышление, тренирует мелкую моторику руки, учит различать цвета. Все так! И все же... Эти яркие пластмассовые игрушки, в конечном счете, ориентируют ребенка на инокультурные образцы: чужие ландшафты, незнакомых, неродных персонажей, иностранные атрибуты. Наши дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок....



Мягкие игрушки.
Что можно сказать про мягкую игрушку?

Самое главное ее назначение - дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов и даже ночного энуреза.


А как быть в том случае, если с полок магазина на вас смотрят существа неизвестных видов и пород, да еще непонятного окраса. Например, сегодня на полках в магазинах можно встретить даже белых меховых лягушек. Т.е. ребенок будет думать, что лягушки белые и покрыты шерстью! Или зелено – оранжевого зайца, а ведь сочетание зеленого и оранжевого излишне возбуждает детей. Подобные игрушки формируют у ребенка неверное представление о мире.
Игрушки-монстры

К категории игрушек - монстров можно отнести и всевозможные игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудище, человек-робот и т.п.

Мы знаем, что любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации.

Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Игрушки - МОНСТРЫ способствуют накоплению агрессии у ребенка, часто реализуемая в жизни по отношению к более слабым.
Они атрофируют чувство сострадания, милосердия, чувство страха перед нечистью, помогает отыскать в нечисти привлекательные черты.

Куклы
Еще одна опасность, которую несут последние достижения игрушечной промышленности, связана с образом куклы. Через игру с человеческими образами формируется модель поведения ребенка не только в игре, но и в обыденной жизни вне игры.

Кукла - это, прежде всего образ человека, модель идеального человека. Эта игрушка больше всего вызывает и оживляет представление ребенка о его собственной человеческой сущности. Поэтому кукла в детской игре может и должна действовать как человек.

В последнее же время кукольный мир наших детей стремительно меняется. Появляются куклы все более детализированные и автоматизированные, т. е. как бы живущие самостоятельной жизнью. Современные куклы перестали походить на людей вообще и на детей в частности. Зато они все больше напоминают кино — и мультперсонажей. На полках магазинов детей поджидают люди-машины, люди-насекомые, люди-мутанты. Нишу кукол-детей занимают младенцы — тренажеры по уходу за потомством.


Кукол, похожих на девочек от семи до двенадцати лет — девочек того возраста, в котором играют в куклы, — на рынке игрушек мало.
БАРБИ
Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби. Выбор ставших уже традиционными Барби сегодня значительно расширился и конкретизировался: Барби с собачкой, Барби на велосипеде, Барби на лыжах, и т. п. В каждом варианте к кукле прилагается обширный набор соответствующих аксессуаров (например, к собачке - поводок, мисочка, щеточка и даже корм). Ребенку практически уже ничего не надо придумывать - нужно просто открыть коробку и использовать все это богатство по назначению.

Рассматривая положительное влияние этой куклы на развитие психики, психологи В.К.Лосева и А.И.Луньков указывают на то, что она позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли - роль «красавицы».


Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на
психическое развитие ребенка, психологи и педагоги выделяют несколько
аспектов.

Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу


красоты и материальных ценностей,

Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка


воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда.

В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр,


на которые они вдохновляют детей. Дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.
Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое» (слишком все предопределено) - это квази-игрушка по определению психолога А.Н. Леонтьева. Ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения.

Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.



БРАТЦ
В последнее время Барби "успешно" дополнили куклы Братц (Bratz). Если Барби приписывали эталон женственности и красоты, то, что сказать о Братс?  Кстати «Bratz» переводиться с английского жаргона как «оторва».

Эти куклы создают образ жесткой, видавшей виды девочки-подростка, с ярким макияжем, томным взглядом и вызывающими, ультрамодными туалетами, приучающие к соответствующему поведению и использованию косметики девочек с раннего детства. К ним тоже почти всегда прилагается богатый набор всевозможных атрибутов.


ВИНКС

На пике популярности сейчас находятся куклы Винкс. Трансляция мультсериала Winx о четырех феях вызвала повальное увлечение куколками с длинными тонкими ножками — у девочек от пяти до десяти лет. Куклы нового поколения, Винкс, к человеку как биологическому виду отношения

не имеют практически никакого. У них окончательно утрачены

человеческие пропорции, мультяшные лица.


Это почти стопроцентный «аватар» — пропорции тела и строение лица взяты без изменений из мультсериала Winx.
ПУПСЫ

Пупсы - куклы, которых дети могут нянчить, т. е. воспитывать в девочке материнский инстинкт.

Большой популярностью у девочек сегодня пользуются пупсы, подробно воспроизводящие живого младенца (Baby born).

Розовое тельце со складочками, перевязочками и признаками пола создает полную иллюзию настоящего новорожденного.

Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены половые признаки, а в том, что они лишают ребенка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определенные действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остается только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются.
Минусы этих кукол – это торможение фантазии и самостоятельности самого ребенка

Отдельной категорией хочется выделить НАБОР ВИЗАЖИСТА или «Юный парикмахер».

Это женская голова (в натуральную величину или уменьшенная копия), предлагаемая в качестве тренажера для обучения искусству макияжа или парикмахерскому искусству.

С одной стороны это гениальное изобретение, помогающее девочке научиться самой плести косы любой сложности, накручивать волосы не кое-как, а по схеме, правильно накладывать макияж. Не всякая взрослая женщина такое умеет, а значит, оттачивать мастерство нужно с детства. Но, разумеется, принадлежности для создания причесок и макияжа тоже прилагаются. Хранятся они иногда внутри (!) головы, которая открывается как коробка на петлях, а то и вовсе рассеченная пополам для легкости действия воссоединения и разъединения.


Действия же с отделенной от тела человеческой головой непедагогичны и, как правило, у девочек, играющих в такую игрушку, сильно развито стремление к самоукрашательству.


Детские компьютерные игры – современные игрушки для наших детей.


При разумном подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: ведь одни игры – это лучший способ расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, развивающие программы, обучают малышей и школьников многим полезным вещам в игровой форме, третьи – дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию. А совместные игры детей, посредством Интернета или локальной сети, развивают навыки общения.

Компьютерные игры формируют у детей особый взгляд на мир, который во многом сродни взрослому: они начинают раньше сверстников осознавать те связи, которые есть между событиями, у них раньше формируется аналитическое мышление, они более успешно совершают логические операции.

Однако не стоит забывать и про «обратную сторону медали». Наличие виртуального мира, помимо развития навыков общения, может так же и полностью заменить реальное общение, особенно если ребенок был в нем неуспешен. Существует возможность «ухода» ребенка в виртуальную реальность, тем самым пропуская мимо настоящую жизнь.


Компьютерные игры могут приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему.
Если дети слишком привязаны к компьютерным играм, они могут стать нервными, могут появиться проблемы с концентрацией внимания и проблемы со сном.
Среди подростков существует слишком много случаев насилия, возникшего под влиянием жестоких видеоигр. Чрезмерное увлечение и длительно времяпровождение за жестокими компьютерными играми могут привести к жестокости детей.

Подведем некоторые итоги

Общие выводы обзора современных игр и игрушек свидетельствуют об очевидных трансформациях картины мира наших детей. В ней появились существенные сдвиги в сторону:


  • во-первых, преувеличенное отношение к деньгам,

  • во-вторых, ориентации на западные ценности, за которыми стоит культ силы, агрессии.

  • в-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы и т.п.

Именно эта тенденция во многом спровоцировала рост детских самоубийств - не без помощи средств массовой информации, а также таких специфических ее форм, как игрушки: трансформеры, куклы-киллеры, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров» и аналогичные им.

Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в ребенке такие личностные свойства, как расслабленность

воли, непытливость ума, потребительство.




Главная проблема сегодня — игрушки, играющие сами по себе, без участия ребенка. Включил — и готово. Взрослым такие игрушки нравятся: они выглядят современно. Но при этом убивают игру — когда утенок сам крякает, ходит и машет крыльями, ребенку остается лишь наблюдать за его активностью.

Главные качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх, - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - остаются совершенно невостребованными и не прогрессируют. Вместе с тем ребенок быстро привыкает к таким красивым и «укомплектованным» игрушкам и, получая все новые и новые, практически в них не играет, а всего лишь манипулирует ими. Он начинает зависеть от того, что «заложено» в такой игрушке, и все охотнее подчиняется ее требованиям.



Таким образом, современные игрушки для детей все дальше уходят от детской творческой игры в сторону механического использования операций, заложенных производителем. Дети все меньше играют и все больше «потребляют» игрушки: получив что-то, быстро осваивают заложенные в игрушке функции и утрачивают к ней интерес. И чем современнее игрушка, тем быстрее это происходит.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница