«Создание методологии мониторинга состояния защищенности критически важных объектов транспортной инфраструктуры и опасных грузов с использованием геоинформационных технологий и данных дистанционного зондирования Земли



Скачать 464.72 Kb.
страница 1/6
Дата 31.08.2016
Размер 464.72 Kb.
  1   2   3   4   5   6
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на выполнение НИОКР по теме: «Создание методологии мониторинга состояния защищенности критически важных объектов транспортной инфраструктуры и опасных грузов с использованием геоинформационных технологий и данных дистанционного зондирования Земли,  создания модуля  формирования упреждающих сигналов изменения состояния объектов мониторинга на основании анализа данных ДЗЗ, модуля оценки и анализа рисков возникновения ЧС, модуля комплексного удаленного мониторинга состояния защищённости критически важных объектов транспортной инфраструктуры в части СГТС».



ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Настоящее техническое задание содержит в себе всю существенную информацию, необходимую для осуществления поставки, выполнения работ или оказания услуг по контракту, в том числе, но не ограничиваясь, информацию: об условиях, сложившихся у Заказчика, наличии у него оборудования, специализированных программных средств и т.п. и влияющих на условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги; о требованиях к поставляемому товару, выполняемым работам или оказываемым услугам.


  1. НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ, ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ, ИСТОЧНИК И ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ

    1. Наименование работ


Полное наименование работы: «Создание методологии мониторинга состояния защищенности критически важных объектов транспортной инфраструктуры и опасных грузов с использованием геоинформационных технологий и данных дистанционного зондирования Земли, создания модуля формирования упреждающих сигналов изменения состояния объектов мониторинга на основании анализа данных ДЗЗ, разработка модуля оценки и анализа рисков возникновения ЧС, а также модуля комплексного удаленного мониторинга состояния защищённости критически важных объектов транспортной инфраструктуры в части СГТС».
    1. Основание для выполнения работы


Основанием для выполнения работы является Федеральная Целевая Программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 555, пункт 21 мероприятий «Научное и методическое обеспечение создания системы комплексного мониторинга состояния защищенности критически важных объектов транспортной инфраструктуры и опасных грузов» (Мероприятие).
    1. Сроки выполнения работы


Начало выполнения работ – с даты заключения государственного контракта (определяется по результатам конкурса).

Окончание – не позднее 392 (трехсот девяноста двух), но не ранее 290 (двухсот девяноста) календарных дней от даты подписания государственного контракта.


  1. УСЛОВИЯ, СЛОЖИВШИЕСЯ У ЗАКАЗЧИКА И ВЛИЯЮЩИЕ НА УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ РАБОТЫ. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ


а) В условиях возросших угроз террористического, природного и техногенного характера, одним из основных направлений повышения безопасности населения на транспорте является совершенствование методов мониторинга обеспечения безопасности и защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 555 принята федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года". В перечне основных задач ФЦП в числе первых указаны следующие: «совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления с использованием технологий общероссийской системы информирования в сфере обеспечения комплексной безопасности населения, критически важных объектов и объектов инфраструктуры от угроз природного и техногенного характера» и «создание системы мониторинга критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов».

В числе целей, которые должны быть достигнуты при реализации ФЦП указаны:


  • Создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций;

  • создание системы мониторинга чрезвычайных ситуаций, критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов;

  • создание экспериментальной научной базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В списке мероприятий этой ФЦП в разделе II “Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы” по направлению 1 «Создание системы обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе с использованием технологий общероссийской системы информирования» указан пункт 21 «Научное и методическое обеспечение создания системы комплексного мониторинга состояния защищенности критически важных объектов транспортной инфраструктуры и опасных грузов», государственным заказчиком по которому определен Ространснадзор.

Эффективность реализации ФЦП оценивается по 3 группам показателей, характеризующих:



  • снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2010 года);

  • повышение эффективности информационного обеспечения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также населения в местах массового пребывания (по отношению к показателям 2010 года);

  • соотношение уровня затрат на проведение мероприятий по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и предотвращенного ущерба.

Показателями эффективности информационного обеспечения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, согласно ФЦП, в частности, являются:



  • полнота охвата системами мониторинга - 76 процентов;

  • достоверность прогноза - 73 процента.

б) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности.

При этом Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

в) В 2011 году в рамках реализации Мероприятий выполнена разработка концепции использования геоинформационных технологий при комплексном мониторинге состояния защищенности критически важных объектов транспортной инфраструктуры и опасных грузов, (далее Концепция ГИС Ространснадзора). В том числе выполнены:

- разработка Концепции и технических предложений по созданию системы «ГИС Ространснадзора»;

- разработан и внедрен в опытную эксплуатацию макет системы «ГИС Ространснадзора».

Работы, выполненные в 2011 году показали:

- целесообразность продолжения работ по указанному мероприятию;

- необходимость создания геоинформационной подсистемы Ространснадзора, обеспечивающей информационную поддержку мероприятий по снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, посредством предоставления существующим и разрабатываемым информационным системам Ространснадзора, реализующим указанные мероприятия, пространственных данных (цифровых карт, планов, аэрокосмических изображений, различных цифровых моделей территорий и пространственных объектов) и геоинформационных сервисов (услуг) в контексте реализации целей ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года»;

- необходимость разработки Технологии организации сбора на территорию ответственности Ространснадзора исходной пространственной информации и поддержания ее актуального состояния. Источниками исходной информации являются структурные подразделения Ространснадзора, Минтранса России, смежных министерств и ведомств в соответствии с областью их профильной деятельности (Росреестр, Роскосмос, Росгидромет, и др.), а также поддержания актуальности пространственных данных посредством получения и обработки данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ);

- целесообразность поэтапного сопряжения системы ГИС Ространснадзора со всеми смежными системами, реализующими мероприятия по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, как интегрирующего ядра в области обеспечения геопространственными данными и предоставлению сервисов по работе с геоданными, а также внешними системами Министерства транспорта (П-ГИС АСУ ТК) и подведомственных ему учреждений;

- целесообразность дальнейшего исследования возможностей применения геоинформационных технологий в задачах мониторинга КВО, мобильных объектов, а также территорий в целях увеличения осведомленности сотрудников предметных управлений Ространснадзора о состоянии объектов мониторинга, планированию и проведению превентивных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций – один из предметов научных изысканий в настоящей работе.

г) В 2011 году по заказу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта был выполнен первый этап НИР: «Разработка концепции научного и методического обеспечения создания системы комплексного мониторинга критически важных объектов транспортной инфраструктуры и опасных грузов, описание прототипов ключевых технических решений и технического задания на создание опытного сегмента системы комплексного мониторинга», (далее Концепция КМ). Одним из главных результатов работы стал прототип, реализующий ключевые решения системы комплексного мониторинга - методы мониторинга рисков чрезвычайных ситуаций на основе данных контроля выполнения требований транспортной безопасности, осуществляемого Ространснадзором – программно-аппаратный комплекс (ПАК) «РискТрансНадзор». ПАК «РискТрансНадзор» прошел апробацию при решении задач мониторинга и оценки рисков ЧС на предприятиях речного и морского флота, а также на судоходных гидротехнических сооружениях, таким образом была продемонстрирована целесообразность дальнейшего развития системы комплексного мониторинга именно на базе этого программно-аппаратного комплекса.

д) Также в 2011 году Ространснадзором разработан пилотный проект системы комплексного мониторинга судоходных и портовых гидротехнических сооружений в ЦФО в рамках системы комплексного мониторинга критически важных объектов транспортной инфраструктуры и опасных грузов.

Упомянутые выше работы показали целесообразность объединения указанных направлений научных изысканий в единый проект в целях обеспечения комплексного решения задачи мониторинга КВО транспортной инфраструктуры и опасных грузов.

Выполнение НИОКР по теме «Создание методологии мониторинга состояния защищенности критически важных объектов транспортной инфраструктуры и опасных грузов с использованием геоинформационных технологий и данных дистанционного зондирования Земли,  создания модуля  формирования упреждающих сигналов изменения состояния объектов мониторинга на основании анализа данных ДЗЗ, модуля оценки и анализа рисков возникновения ЧС, модуля комплексного удаленного мониторинга состояния защищённости критически важных объектов транспортной инфраструктуры в части СГТС» осуществляется в соответствии с планом НИОКР Ространснадзора на 2012 г. в рамках реализации ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 555).

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница