Среда формирования потребителей услуг бизнес-образования в республике беларусь



Скачать 48.12 Kb.
Дата 02.10.2016
Размер 48.12 Kb.
СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Скворцова Елена Викторовна

Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, [email protected]

Одной из важнейших проблем современного бизнес-образования является изменение «портрета» современных потребителей услуг высших учебных заведений. Эти изменения обусловлены трансформацией среды, формирующей личность будущего студента. В целом среда состоит из нескольких элементов, которые условно можно подразделить на определенные блоки.

1. Социальная среда, которая включает основные явления, обусловленные различными социальными контактами студента и формирующие принципы, установки, нормы их поведения. К контактным группам студента можно отнести следующие:

1.1. Семья – формирует личностные установки и нормы поведения посредством наблюдения и восприятия будущим студентом повседневного поведения родственников, его проецирование и влияние на поведение студента.

1.2. Школа – закладывает основы и развивает умения и навыки будущих студентов в области осуществления формальных отношений, связанных с функционированием в определенной системе, восприятием и исполнением правил, формированием таких личностных качеств, как ответственность, дисциплинированность, необходимых для получения высшего образования и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

1.3. Друзья – создают и развивают личностные качества будущего студента посредством восприятия им процессов и явлений, происходящих в значимых для него сообществах, референтных группах, которые в дальнейшем определяют его установки, принципы и интересы, влияют на восприятие процесса образования в целом и функционирование в нем.

1.4. Общество в целом – формирует личностные качества будущего студента под воздействием современных социальных тенденций, «настроения» в обществе, моды, принятых социально-этических норм и т.д.

2. Экономическая среда, которая подразумевает совокупность явлений и процессов, происходящих в современном экономическом сообществе, тенденции бизнес-среды, экономики в целом, обусловливающие мотивы, нужды, потребности, особенности и формы получения бизнес-образования.

3. Техническая среда – наличие и развитие современных технологий, научно-технических прогресс, обусловливающие формирование восприятия и мышления современного студента.

В целом социальная среда каждого будущего студента может очень отличаться, что обусловлено особенностями тех личностей, которые формируют ее подсистемы (учителя, воспитатели, директора школ, одноклассники, друзья, родители и прочие). Другие два блока – экономическая и техническая среда – являются схожими для всех потребителей услуг бизнес-образования, исключая особенности, обусловленные уровнем доходов и качеством жизни семьи будущего студента.

Рассмотрим более подробно особенности влияния изменений технической среды, происходящих в Республике Беларусь в постсоветский период, и, особенно, в последнее десятилетие. Всеобщая компьютеризация общества, наличие у каждого мобильного телефона, а иногда и нескольких, появление и увеличение значения различных виртуальных социальных сетей, другие признаки развития информационного общества влияют на формирование личности будущих студентов. Появление и увеличение числа компьютеров, мобильных телефонов подтверждается данными Национального статистического комитета Республики Беларусь:

– в настоящее время услугами сетей сотовой подвижной электросвязи, предоставляемыми 4 операторами, охвачено 98,2% территории республики, на которой проживает 99,7% населения; по данным Международного Союза электросвязи в 2011 году Республика Беларусь занимала пятое место среди стран СНГ по количеству абонентов сотовой подвижной электросвязи в расчете на 100 человек населения; в период 2000-2012 гг. количество абонентов сотовой подвижной электросвязи увеличилось с 49 200 до 10 676 500 (в 217 раз); в расчете на тысячу человек – с 5 до 1128, то есть к 2012 году количество абонентов сотовой подвижной электросвязи превысило численность населения Республики Беларусь;

– в период 2007-2012 гг. количество абонентов и пользователей сети Интернет возросло с 2 795 100 до 8 360 500 (в 3 раза); в расчете на тысячу человек населения – с 293 до 883;

– по данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни доля домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры, в 2012 году составила 51,7% от общего их числа, имеющих доступ к сети Интернет с домашнего персонального компьютера по состоянию на начало 2013 года – 48,3%;

– количество абонентов сети Интернет на начало 2013 года составило 8,4 миллиона, в том числе физических лиц – 7,5 миллиона; количество абонентов беспроводного доступа в сеть Интернет составляет 5,7 миллиона и возросло за 2013 год на 26,1%; в общем количестве абонентов сети Интернет абоненты широкополосного доступа (стационарного и беспроводного) составили 67,7 %;

– услугами сети Интернет на начало 2013 года пользовались 46,9% населения, в том числе чаще всего пользовались Интернетом дома – 42,1%, по месту работы (учебы) – 2,4%, в Интернет-кафе (клубе), в отделениях связи – 0,2%, у друзей, родственников – 0,3%;

– в республике активно развиваются услуги кабельного телевидения; в 2012 году действовало 523 системы кабельного телевидения, из них 96 – осуществляли трансляцию телевизионных программ в цифровом формате; количество абонентов цифрового формата, подключенных к системам кабельного телевидения, составило на начало 2013 года 126,3 тысячи человек и увеличилось за год почти в 2 раза; в последние годы широкое развитие получила услуга IP-телевидения – количество абонентов, пользующихся этой услугой, на начало 2013 года составило 807,7 тысячи, что 38,5% больше по сравнению с предыдущим годом.

Эти тенденции влияют на изобилие визуальных стимулов или «картинок» в повседневной жизни личности студента, связанное с наличием почти у каждого из них дисплеев телевизоров, компьютеров, телефонов и других технических устройств, что обусловливает сложности восприятия устной информации.



Не смотря на это, нет однозначной необходимости преподнесения учебных материалов исключительно с помощью визуальных элементов, поскольку в итоге такой подход может привести к еще большему ухудшению воображения студента, что является отрицательным моментом в процессе формирования будущего профессионала. Воображение необходимо для современного студента, поскольку стимулирует его мыслительную активность. Пресыщение студентов визуальными стимулами может в конечном итоге привести к возникновению такого явления как «ленивый мозг», то есть обусловить неспособность или нежелание студентами, будущими профессионалами перерабатывать более сложную для восприятия информацию.

Одна из важнейших задач бизнес-образования – формирование экономического мышления, которое невозможно без осуществления мыслительной активности, связанной с восприятием и анализом экономической информации. Результатом формирования такого мышления является возникновение умения вести диалог на современном экономическом языке. В связи с этим, желательно применение таких форм образовательных технологий в учебном процессе, которые будут стимулировать мыслительную активность студентов и формировать необходимые качества будущих профессионалов.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница