Стандарт метаданные информационных образовательных ресурсов для интернет-каталогов




страница1/13
Дата25.08.2016
Размер1.65 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика»

УТВЕРЖДАЮ


Директор ГНИИ ИТТ

«Информика»


______________ Тихонов А.Н.
« 4 » октября 2004 г.
СТАНДАРТ
МЕТАДАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ образовательных РЕСУРСОВ

ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-КАТАЛОГОВ

(версия 0.4)

Москва 2004
Аннотация
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к метаописанию образовательных информационных ресурсов (ОИР) - учебников, учебных пособий, задачников, справочников, учебно-методических материалов, коллекций иллюстраций и т.д., предназначенных для информационной поддержки образовательной деятельности в учреждениях всех уровней образования и формах обучения. Предполагается, что ОИР размещены на интернет-сайтах; распространяются на CD/DVD носителях или распространяются в форме печатной продукции. Метаописания ОИР предназначены для использования в каталогах системы образовательных интернет-порталов и в других информационно-поисковых системах.

Разработанный стандарт соответствует международному и отечественному законодательству в области информации, информатизации, стандартизации, защите интеллектуальной собственности; нормативно- правовой базе в области образования; основным положениям Государственной системы стандартизации Российской Федерации и системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

В качестве основы стандарта метаописания информационных ресурсов (ИР) принимается стандарт по Метаданным учебных объектов – Learning Object Metadata (LOM), созданный Комитетом по стандартизации обучающих технологий (LTSC) Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE), и спецификации IMS “Метаданные учебных ресурсов” (IMS Learning Resourсe Meta-data Specification Version 1.2.1 Final Release 1.10.2001).

Положения данного стандарта приняты за основу в системе федеральных образовательных порталов; обсуждались на Всероссийском семинаре «Интернет - порталы. Содержание и технологии» среди разработчиков и пользователей, которые формируют идеологические и практические основы создания и развития интернет-порталов, а также на подкомитете №4 «Образовательные среды и информационные ресурсы».

Особую благодарность выражаем Башмакову А.И., Елизарову А.А., Григорьеву В.Ю., Кашицину В.П., Колыхалову П.И., Красновой Г.А., Курмышеву Н.В., Лобачеву С.Л., Муранову А.А., Позднееву Б.М., Попову В.В., Рузановой Н.С., Старыху В.А., Фиалковой Т.А. за продуктивное сотрудничество, конструктивные замечания при обсуждении и разработке данного стандарта.

Список исполнителей


  1. Иванников Александр Дмитриевич - первый заместитель директора, руководитель проекта

  2. Булакина Мария Борисовна - старший научный сотрудник

  3. Булгаков Михаил Вячеславович - заместитель директора, начальник отдела информационных систем

  4. Внотченко Сергей Сергеевич - старший научный сотрудник

  5. Гридина Елена Георгиевна – начальник отдела научно-образовательных интернет-ресурсов

  6. Куракин Дмитрий Владимирович - заместитель директора

  7. Кузнецова Оксана Олеговна - младший научный сотрудник

  8. Мурашева Ольга Викторовна – научный сотрудник

  9. Носов Виктор Павлович – программист

  10. Таран Андрей Николаевич - ведущий научный сотрудник

  11. Чиннова Ирина Игоревна - ведущий научный сотрудник

  12. Якивчук Елена Евгеньевна – старший научный сотрудник

  13. Яковлева Марина Сергеевна - старший научный сотрудник


Оглавление


Введение 5

1. Область применения 6

2. Нормативные ссылки 6

3. Определения 6

4. Модель метаданных информационных образовательных ресурсов 9

4.1. Информационная модель 9

4.2. Элементы данных информационной модели 9

Список использованных источников 13

Приложение 1. 15



Спецификация формата метаданных информационных образовательных ресурсов, основанных на стандарте IMS/LOM 15

Приложение 2 28



Рубрикаторы для метаописания информационных образовательных ресурсов интернет – каталога 28

Приложение 3. 58



Профиль спецификации формата обмена метаданными информационных образовательных ресурсов, основанных на стандарте IMS/LOM 58

Приложение 4. 76



Рубрикаторы каталога интернет-ресурсов 76

Введение

Масштабы развития Единой образовательной информационной среды (ЕОИС) обусловили необходимость опережающей разработки основополагающих стандартов, регламентирующих организационные и технические требования к созданию и применению основных компонентов ЕОИС. Технической базой создания ЕОИС являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Целью разработки стандартов электронного взаимодействия является описание форматов электронных документов и регламентов взаимодействия участников информационного обмена

Именно единообразие на форматы описания информационных образовательных ресурсов и унификация рубрикаторов послужат той основой, на которой будут базироваться поисковые механизмы в массиве образовательной информации, а также сервисы, обеспечивающие обмен описаниями ИР и предоставляющие пользователям богатые возможности работы.

Разработанный стандарт соответствует:


  • международному и отечественному законодательству в области информации, информатизации, стандартизации, защите интеллектуальной собственности;

  • нормативно-правовой базе в области образования;

  • основным положениям Государственной системы стандартизации Российской Федерации и системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

Указанная система построена как открытая, развивающаяся и учитывающая набор общих требований к информационным ресурсам и портальным конструкциям в сфере образования в форме системы базовых принципов и рекомендаций, описывающих концептуальные, конструктивные и другие требования, и призвана послужить основой для профиля внутренних стандартов.

Инициатива направлена на планомерное внедрение в практику современных норм, соответствующих знаний и навыков, обеспечивающих систематическое повышение качества информационных систем и продуктов информационных технологий в целом, на гармонизацию с международными нормами.

В качестве основы стандарта метаописания информационных ресурсов (ИР) принимается стандарт по Метаданным учебных объектов - Learning Object Metadata (LOM), созданный Комитетом по стандартизации обучающих технологий (LTSC) Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE), и спецификации IMS “Метаданные учебных ресурсов” (IMS Learning Resource Meta-data Specification Version 1.2.1 Final Release 1.10.2001) http://www.imsglobal.org/metadata. В качестве технологичесого средства описания модели метаданных используется язык XML, отвечающий потребностям системы описания и хранения метаинформации. Для синтаксического формата метаданных взят формат RDF.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница