Статья
«Модель организации коррекционного уголка в логопедической группе»
Ванюкова Валентина Васильевна,
учитель-логопед МБДОУ № 57
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от тесного взаимодействия логопеда и воспитателей. Одним из эффективных форм сотрудничества в этом направлении является организация коррекционного уголка, как части предметно-развивающей среды в группе.
Организуя коррекционный уголок в своей группе, мы ставили перед собой следующие цели и задачи:
1. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
2. Коррекция отклонений в развитии детей.
3. Обеспечение эффективного эмоционально-речевого общения со сверстниками и педагогом в процессе активной речевой деятельности, стимулирующей самостоятельность, инициативность, развитие способностей.
Принципы организации коррекционного уголка:
-
Обеспечение комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия детей;
-
Соответствие материалов возрасту, структуре речевых нарушений, требованиям программы;
-
Учет индивидуальных особенностей детей группы;
-
Разнообразие материалов, их оптимальная насыщенность, педагогическая целесообразность;
-
Многофункциональность, вариативность игр;
-
Гибкое зонирование, мобильность демонстрационного оборудования;
-
Доступность, возможность свободного выбора деятельности.
Коррекционный уголок представляет собой специально оборудованное пространство, которое включает:
-
«Хозяйку» коррекционного уголка,
-
Развивающий стол,
-
Логопедическую ширму,
-
Мобильную передвижную двухстороннюю доску,
-
«Речевую поляну».
«Хозяйка» коррекционного уголка – Королева речи Пчелка Майя. Игрушка многофункциональна. Она прилетает на занятия, задает вопросы-«ловушки», придумывает интересные истории, неожиданные сюрпризы, приглашает к себе в гости. Ее одежда содержит элементы для развития мелкой моторики, закрепления времен года, букв, цифр. Помощники Пчелки Майи – цветочные куклы: Жужжик следит за звукопроизношением детей, Рози помогает осваивать грамоту, обучает детей чтению и письму, Фифи помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, графомоторные навыки.
Центральное место в коррекционном уголке занимает развивающий стол. По функциональному назначению можно выделить следующие рабочие зоны:
-
Зона коррекции звукопроизношения и фонематического слуха,
-
Зона преодоления ОНР,
-
Навесная полка с материалом для повторения,
-
Полки для игр и навесные коробки с материалом по обучению грамоте и развитию мелкой моторики.
Мобильная, передвижная двухсторонняя доска дополняет развивающий стол и включает две зоны:
-
Магнитно-маркерная доска – игровая зона по обучению грамоте,
-
Игровое поле «Коврограф» - развивает мелкую моторику пальцев рук, позволяет создавать разнообразные тематические композиции, цветные коллажи.
Многофункциональная логопедическая ширма представляет собой сенсорные панно «Чудо-дерево», «Цветок настроения» и «Логопедическую карусель» с зоной для развития психических процессов, где дополнительно размещаются материалы, рекомендованные педагогом - психологом.
Так как фиксированный список детей для индивидуальных занятий по заданию логопеда не всегда позволяют детям просто поиграть, мы расширили зону коррекционного уголка и оформили «Речевую поляну» (Монтессори-педагогика). Игры на расстоянии (разнообразные графические изображения на полу, стенах) стимулируют игровую и двигательную активность детей.
Яркое, оригинальное оформление коррекционного уголка вызывает у детей интерес, стремление к самостоятельной деятельности. Многофункциональное, модульное оборудование, гибкое зонирование пространства коррекционного уголка обеспечивает достаточный простор для всех видов игр и занятий, позволяет охватить одновременно всех детей группы.
Демонстрационное и игровое оборудование коррекционного уголка современное, мобильное, набор и расположение материала варьируется педагогами в соответствии с разделами программы и решаемыми коррекционными задачами. Например: жалюзи (вместо шторок на настенном зеркале) превращаются в настенную книгу, навесные коробки и полки легко снимаются, их можно разместить в любом месте группового помещения: на столах, на ковре, на шкафу.
Игровой дидактический материал подбирается по лексическим темам на основе рекомендаций логопеда, размещается в папках. Для удобства введены цветовые маркеры и специальные символы. Игровой материал в коррекционном уголке многофункционален, подобран в порядке нарастающей сложности с учетом разного уровня овладения детьми программным материалом и возможностей «зоны ближайшего развития».
Учителем-логопедом совместно с воспитателями разработан проект наполняемости коррекционного уголка. В таблице предлагается наполняемость коррекционного уголка к лексической теме ”Дикие животные”.
№
|
Разделы программы
|
Игровой и дидактический материал
|
1
|
Общие речевые навыки
|
Игра ”Дыхательная дорожка”, дыхательные тренажеры, дидактическая игра ”Ветерок”
|
2
|
Высшие психические функции
|
Игры ”Разрезные картинки”, ”Четвертый лишний”, ”Эти непохожие животные”, ”Найди отличия
|
3
|
Фонематический слух
|
Игры ”Кораблик”, ”Мы вас различаем”, ”Слоговые дорожки”
|
4
|
Звукопроизношение
|
Игры ”Клад”, ”Мартышка”, логопедические альбомы, скороговорки в картинках
|
5
|
Обучение грамоте
|
Игры ”Черепашки”, ”Гласные и согласные”, ”Звуковые змейки”, ”Место звука в слове
|
6
|
Лексика
|
Игры ”Кто где живет?”, ”Путаница”, Лото ”Парочки”, наглядно-демонстрационный материал ”Дикие животные и их детеныши”
|
7
|
Грамматика
|
Игры ”Чей, чья, чье?”, ”Один-много”, ”Сосчитай”
|
8
|
Связная речь
|
Игра-лото ”Веселые зверята”, мнемотаблицы, схемы описательных рассказов Т. Ткаченко, настольный театр кукол ”Красная шапочка»
|
9
|
Мелкая моторика и подготовка к письму
|
Трафареты для обводки и штриховки, тактильные мячи ”Ежики”, шнуровка, мозаика, пазлы
|
|
Интересным материалом для коррекционного уголка являются авторские игры и пособия. Например: к лексической теме «Весна» детям были предложены игры «Лесенка противоположностей», «Времена года», «Весна пришла» и др.
|
Одновременно в коррекционном уголке размещается материал для закрепления и повторения.
Принципы отбора материала для повторения:
-
Представление контрастных лексических тем (не более двух).
-
Учет результатов диагностического обследования
-
Учет интересов, предпочтений детей.
Любое повторение дает хороший результат, если оно проводится осмысленно и неоднообразно. Оригинальные приемы отбора материала для повторения:
-
«Наши рассказы» – альбом, в котором записываются самые удачные и оригинальные рассказы детей и рисунки к ним.
-
Карманные книжки-говоришки «Назови ласково», «Сосчитай предметы», «Чей, чья, чье?» и др. с вклеенными картинками и рисунками детей. Книжки можно взять на прогулку или забирать для закрепления домой.
-
«Лотерея» - выбор скороговорки по картинкам.
Цикличность размещения материалов:
|
-
Материал в коррекционном уголке меняется еженедельно, в зависимости от лексической темы.
-
Пополняется ежедневно в зависимости от усвоения программного материала детьми, выкладывается сразу после занятий.
-
По мере снижения интереса детей игры убираются.
Использование коррекционного уголка в течение дня:
-
В утренние часы
-
В любое свободное от занятий время
-
Вечерний «коррекционный час»
-
Свободная игровая деятельность в соответствии с желанием и настроением ребенка. Узнать предпочтения детей помогает «Цветок желаний»
Обязательным в нашей группе является материал в розовой папке, который в течение дня должен быть отработан с каждым ребенком.
Правила пользования коррекционным уголком:
По нашим наблюдениям в течение 2-3 недель дети адаптировались к расположению игрового и дидактического материала в коррекционном уголке и свободно выбирали понравившуюся игру. Правила просты:
Мы друг другу не мешаем,
Если просят – помогаем.
В нашей группе, как известно,
Игры все кладем на место.
Если круг на пути –
Слово правильно назови.
Роль педагогов:
Коррекционный уголок не может функционировать эффективно без активной позиции педагогов. Регулирующая роль педагогов необходима, когда дети затрудняются в выборе материала, а также при явных признаках расторможенности и гиперактивности детей.
Основные направления работы воспитателей в коррекционном уголке:
-
Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики
-
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков
-
Закрепление отработанной лексики
-
Закрепление сформированных грамматических категорий
-
Развитие связанной речи
-
Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза
-
Развитие высших психических функций в играх и упражнениях
Формы работы с детьми в коррекционном уголке:
-
Индивидуальная
-
Работа в парах
-
Подгрупповая (по 3-5 детей)
-
Кратковременная (3-5 минут)
При этом особое внимание уделяется детям, нуждающимся в тщательной проработке тех или иных программных блоков.
Методическое обеспечение коррекционного уголка:
В группе оформлены и постоянно пополняются накопительные папки «Наполняемость коррекционного уголка по лексическим темам», «Коррекционные задания воспитателям», «Консультативный материал», «Паспорт коррекционного уголка».
Содержание паспорта коррекционного уголка:
-
Общая характеристика коррекционного уголка, сведения о педагогах
-
Зонирование пространства коррекционного уголка
-
Наполняемость коррекционного уголка по лексическим темам
-
Перечень дидактических игр и игровых пособий
-
Методическая литература
-
Перспективный план оборудования и оснащения коррекционного уголка.
Также составлены картотеки дидактических игр по всем разделам программы и речевого материала по следующим направлениям:
-
Пальчиковая гимнастика
-
Дыхательная гимнастика
-
Игровой массаж органов артикуляции
-
Слова сложной слоговой структуры
-
Чистоговорки, скороговорки в картинках
-
Словесные коммуникативные игры по развитию словаря и грамматики
Созданная и апробированная система коррекционно-развивающей работы в коррекционном уголке позволило нам добиться стабильных и устойчивых результатов в речевом, интеллектуальном и психическом развитии у детей с тяжелыми нарушениями речи, о чем свидетельствуют данные логопедического мониторинга.
Результаты усвоения программы коррекционного обучения в логопедической группе № 8 при выпуске в школу (2011 г.)
№
п/п
|
Разделы программы
|
Уровни успешности детей
|
Высокий
|
Хороший
|
Средний
|
Низкий
|
1.
|
Сформированность звукопроизношения
|
92 %
|
8 %
|
-
|
-
|
2.
|
Сформированность фонематического слуха
|
76 %
|
24 %
|
-
|
-
|
3.
|
Сформированность фонематического анализа и синтеза
|
76 %
|
24 %
|
-
|
-
|
4.
|
Овладение словарным запасом
|
92 %
|
8 %
|
-
|
-
|
5.
|
Сформированность грамматического строя речи
|
84 %
|
16 %
|
-
|
-
|
6.
|
Уровень развития связной речи
|
48 %
|
52 %
|
-
|
-
|
|
|