Технология «учение через обучение» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста




Скачать 0.8 Mb.
страница 1/4
Дата 11.09.2016
Размер 0.8 Mb.
  1   2   3   4
Дошкольное образование (6 подсекций)
Гончар Оксана Владимировна

Сурудина Елена Александровна

МДОУ д/с №210 «Ладушки»
ТЕХНОЛОГИЯ «УЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ» В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Запросы современного общества требуют от педагогов развития в ребёнке стремлений к познанию, свободе и самовыражению. Для реализации этих задач наш детский сад использует педагогическую технологию «Учение через обучение», разработанную педагогами Р. Ренкель, К. Дреус, Р. Крюгер, Ж. Мартан.

Технология «Учение через обучение» основана на трёх аспектах:



  1. Психолого-физиологический развивает у детей потребность в личностном росте;

  2. Поисковый аспект способствует развитию информационной компетентности детей;

  3. Тематический аспект предполагает заинтересованность ребёнка определённой темой.

Используя технологию в экологическом воспитании, мы решаем задачи:

  • формирование основы систематических знаний по экологии, способствующих ориентации в современном мире;

  • развитие творческого подхода к решению конструктивных задач, самостоятельного продумывания и осуществления оригинальных замыслов;

  • формирование навыков поисково-познавательной деятельности экологической направленности, активной позиции в познании.

В процессе работы мы разработали основные этапы применения технологии в практической деятельности:

1. На занятиях и в совместной деятельности предлагаем детям тему, выбранную из программы обучения («Человек-часть природы», «Растения лечат», «Снег и его свойства», «Красная книга»). Раскрывая её, мы мотивируем детей на самостоятельное и более глубокое изучение;

2. На втором этапе каждый ребёнок, используя информационные компетентности, собирает необходимый материал. С этой целью ребёнок обращается к родителям, печатным изданиям, интернет-ресурсам, средствам массовой информации. Поиск новых сведений побуждает его наблюдать, экспериментировать, анализировать, вступать в диалог с другими детьми, с взрослыми, т.е. активно контактировать;

3. На третьем этапе полученный в ходе работы материал мы распределяем по блокам: информационный, наглядный, агитационный, литературный, художественно-эстетический, коллекционный;

4. На этом этапе мы создаем условия для того, чтобы каждый ребёнок мог свободно высказать свои идеи, участвовать в интерактивном взаимодействии. Наблюдаем за тем, чтобы дети поняли обсуждаемую тему и смогли обменяться своими мыслями;

5. На последнем этапе очевиден результат-продукт деятельности: оформление совместно с детьми выставок, издание газет, журналов, книжек-самоделок; собрание коллекций, создание фоторепортажей, мини-библиотеки.

Совместно с родителями в течение года были организованы тематические встречи, КВН «Лес и его обитатели», викторина «Волшебные травы», экологический праздник «Природа и люди», тематические занятия.

Применение технологии «Учение через обучение» в экологическом воспитании дошкольников уже в итоге учебного года дало положительный эффект, так как на результат работали все участники образовательного процесса: педагоги – дети – родители. Наши воспитанники стали коммуникабельными, открытыми, дружелюбными, внимательными друг к другу. Они научились смело высказывать свои мысли, рассуждать, доказывать и отстаивать свои идеи.

Развитие информационных и социально-коммуникативных компетентностей в ДОУ делает обучение ребёнка в школе более доступным, понятным и интересным.
Захарова Надежда Витальевна

МДОУ д/с №7 «Малышка»
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ТРАДИЦИЯМИ НАРОДНОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ
Раннее детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, это время начала формирования ребенка как личности, становления его характера. Мы, взрослые, ведем ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут нам на помощь приходит детский фольклор. Почему именно фольклор? Фольклор колоритен, богат палитрой эмоциональных переживаний, которые пока еще не возникают в собственной жизни ребенка.

В последнее время перед нашим обществом встала актуальная проблема – сохранение национальных традиций, установление связей между церковно-православной, крестьянской календарно-обрядовой и современной культурами. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась в необратимой Вселенной душа русского народа, также как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников.

В практику дошкольных учреждений включаются разнообразные по тематике и форме фольклорные развлечения, но, как правило, они рассчитаны на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Мы рекомендуем включать подобного рода развлечения и в культурно-досуговую деятельность детей раннего возраста, с которыми музыкально-воспитательная работа в нашем учреждении на протяжении двух лет ведется с использованием широкого спектра произведений творчества: народной поэзии, песен, игр и танцев.

Опираясь на методические разработки и собственные знания, мы разработали методику по ознакомлению детей до трех лет с народным искусством, а также приемы обучения исполнению народных песен и танцев, применяя их в ясельных группах детского сада.

Использование фольклорных форм также решает задачу развития общей и мелкой моторики малыша. Ребенок учится разнообразным выразительным движениям (показывает, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах). Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера, дети учатся выражать свои чувства и эмоции.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Поэтому приобщение детей к фольклору проходит при взаимосвязи трех компонентов.

Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды, связанной с местом организации развлечений и занятий по их подготовке и другой атрибутике, соответствующим содержанию каждого народного праздника.

Мы привлекаем к нашей работе родителей воспитанников, которые с воодушевлением поддерживают наши начинания и оказывают помощь не только в организации праздников, разъясняя детям смысл предстоящих праздников и традиционных действий, связанных с ними.

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни приобщать его к народной поэзии. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развивать музыкальные способности, сформировать у детей, начиная с раннего возраста, положительное отношение к музыкальным произведениям.
Машанова Светлана Ивановна

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 171 «Крепыш»
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСНОВАМИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период становления личности ребёнка.

С целью формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Мы поставили задачи:

1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

2. Воспитывать уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности,; языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.)

3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, чувства ответственности ( за другого человека, за данное слово и т. д.)

4. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

5. Разъяснять общественные нормы и правила поведения

Для решения поставленных задач организовали работу по трём направлениям:

- с педагогами,

- с родителями,

- с детьми.

Организуя работу по данному направлению, мы опирались на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Организовали:



  • проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению проблемных ситуаций и задач, разработки совместных с воспитателем проектов и т. п.)

  • продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов, буклетов и их презентация)

  • в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовали сказки, стихи, пословицы, поговорки.

В этой непростой ситуации не обойтись только силами сотрудников дошкольных образовательных учреждений. В данном вопросе просто необходима помощь родителей, тесное сотрудничество с семьёй. Так различные формы работы с семьями воспитанников помогли реализовать поставленные задачи по правовому воспитанию детей, дать азы правовой культуры маленьким гражданам в понятной и доступной для них форме, ведь дети верят в любовь и доброе отношение и очень надеются на защиту.

Для оценки результативности работы применяли входной, текущий и итоговый контроль. Формы входного контроля: анкетирование, устный опрос, собеседование с детьми и родителями. Формы текущего контроля: тестовые задания, творческие задания, наблюдение, собеседование. Итоговый контроль в форме итоговых текстовых заданий, диагностического анкетирования детей и родителей, выставки, оформление альбомов и т.д. Таким образом, данные нашей диагностики позволили сделать вывод, что цикл занятий по правовому воспитанию даёт положительные результаты.


Повернова Наталья Николаевна

МДОУ № 21 «Карасик»
ИГРЫ С ЗАГАДКАМИ
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, - они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие – игры с загадками мы используем в своей работе с детьми ОНР.

В качестве объекта познания используются растения, животные, птицы, явления природы, насекомые. Игра в загадки выстроена по определенному алгоритму, который последовательно и постепенно вводит ребенка в поэтический мир фольклора.

I. Вначале ребенок учится интуитивно сопоставлять рисунок (зрительный образ) и народные загадки о нем (словесный, поэтический образ). Например, рисунок сосны и ели и загадки о них:



«Зимой и летом одним цветом»;

«Эко ты дерево, и зиму, и лето зелено».

На данном этапе, разгадывая загадки, ребенок развивает доказательную речь – сложносочиненные предложения с союзами (а, но) и сложноподчиненные с союзами (потому что, так как).

II. На следующем этапе ребенок сам составляет таблицу – опору о животном, птице, насекомом, растении и природном явлении. Глядя на рисунок, он просто отвечает на вопросы. Например, туча:

1) - а) Какая? – черная; б) На что (кого) похожа? - на ночь; в) Чем отличается? – видна при ясном солнце.

2) - а) Что делает? – плывет; б) На что (кого) она похожа – на корабль; в) Чем отличается? – плывет не по волнам.

При составлении таблицы, ребенок попеременно опирается то на логическое мышление, отвечая на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», то на образное мышление, память и воображение при ответе на вопрос: «На что похоже?».

Для проведения данного этапа нами была проведена большая работа по накоплению картинного материала, который широко использовался в работе. Составив таблицу, ребенок рассказывает истории об описываемых предметах. Познание ребенка об описываемом предмете расширяется, более того, он сам деятельно участвует в «рисовании» его словесного портрета. При этом развивается любознательность ребенка, увеличивается его словарный запас, речевая активность, что так необходимо для детей с диагнозом ОНР. Следует обратить внимание на то, что у ребенка активизируется умение сравнивать предметы по признакам. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что будет загадано, зависит простота или сложность загадки.

III. На третьем этапе ребенок по таблице – опоре сам составляет свою загадку, например, о пчеле:



Пушистая, как сибирский кот, да без хвоста,

Мохнатая, как медвежонок, да о шести лапах,

С хоботом, как слон, да жужжит.

Или: Живет большой семьей, как муравей, да в улье,



Летает, как птица, да без клюва,

Жалит, как скорпион, да с крыльями.

IV. На последнем этапе ребенок разгадывает народные загадки. На этом этапе, так же как и на первом, он больше опирается на свою интуицию, воображение. Таким образом, игры с загадками, построенные в определенной последовательности, позволят детям с ОНР упражняться в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница