Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения




Скачать 46.57 Kb.
Дата 30.09.2016
Размер 46.57 Kb.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКРАННЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА.

Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Жизнь современного общества немыслима без СМИ, новых информационных технологий, мобильной телефонии, Интернета, телекоммуникационных сетей, телевидения. Мы все являемся активными потребителями разного рода информации, поток которой постоянно увеличивается. Обилие телевизионных каналов, сайтов в Интернете, огромное количество видео- и аудиопродукции, пестрящие заголовки многочисленных периодических изданий - вся эта информация становится неотъемлемой частью нашего бытия, под ее воздействием формируется мировоззрение человека, его ценностные ориентации, вкусы, пристрастия, имидж. При этом, так зависимы от медиа не только взрослые, но и дети, которые уже не мыслят себя вне медиа-пространства. Влияние этих ресурсов на человека неоднозначно. С одной стороны, сцены насилия, реклама оказывают негативное воздействие на современных детей, чрезмерное увлечение компьютером и телевизором портит зрение. С другой — появление множества образовательных программ, видеоматериалов, компьютерных развивающих игр оказывает существенную помощь детям как в образовании, воспитании.

Киноискусство — одно из важнейших средств массовой информации, идеологического воздействия, духовно- нравственного и эстетического воспитания. Важное место кинематографа в процессе всестороннего воспитания молодежи связывается с социально-психологическими возможностями его воздействия на личность. Одной из причин, лежащих в основе воздействия киноискусства на аудиторию, является высокая степень воссоединения зрителя с экранным миром.

Для подростков и молодежи просмотр кинофильмов является одним из любимых видов времяпрепровождения: это и досуг, и отдых, и способ самообразования. Качественное и умное кино было и остается прекрасным способом донести до ребенка высшие ценности, привить интерес к знаниям. Существует немало классических и современных работ, которые можно и нужно показывать детям.

Проблемой является то, что, сегодня такое кино редко доходит до зрителя, лучшие образцы кино зачастую остаются за чертой внимания школьников. Большая часть современной кинопродукции оказывает на души детей скорее разрушающее действие, нежели «несет разумное, доброе, вечное». Досуговый просмотр кинофильмов дома редко сопровождается обсуждением увиденного. Возможности киноискусства в духовно-нравственном воспитании школьников практически не используются или используются бессистемно. А ведь фильмы можно смотреть и обсуждать на уроках литературного и внеклассного чтения в начальной школе; на уроках истории, литературы, географии, физики, основ православной культуры в среднем и старшем звене. Они также могут быть использованы при проведении классных часов, тематических бесед и бесед с участием родителей, школьных праздников, в организации внеучебной деятельности школьников; фрагменты из них могут стать хорошей иллюстрацией к докладам школьников на олимпиадах, научно-практических конференциях, чтениях.

С 2006 года в Обнинске, Калуге, Малоярославце, Боровске, Людинове, Жукове проходит Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча» по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента и при поддержке администрации Калужской области.

Целью фестиваля является показ средствами киноискусства православного образа жизни в современных условиях.

Разнообразная тематика фильмов способна заинтересовать людей любого возраста и различного духовного опыта. Но особенно ценны эти произведения, несущие высокий духовно-нравственный и художественный смысл, в педагогической деятельности по воспитанию душевно и психически здорового поколения. По материалам этого фестиваля создано методическое пособие, целью которого является помощь в организации учебных и внеучебных занятий, в основе которых — просмотр и обсуждение художественных, документальных и анимационных фильмов, в разное время представленных для участия в программе Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча» ( Ксенофонтов И.В., Атрихалова Е.В. и Ключникова И.В. «Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе», Калуга: КГИМО, 2011).

В данном пособии предлагается планирование занятий с использованием документальных, анимационных и художественных фильмов. Предлагаемые для просмотра фильмы сопровождаются комментариями, призванными помочь учителю организовать свою деятельность перед просмотром фильма и в процессе его обсуждения. Учитель организует обсуждение, целью которого становится анализ и осмысление детьми духовно-нравственных понятий. Направление беседы таково, чтобы помочь детям извлечь из увиденного сюжета нравственный смысл. Таким образом, начинается работа над формированием духовного опыта обучающихся, что является одной из основных задач предлагаемой формы обучения.

Учитель вправе самостоятельно выбирать и расширять предложенный авторами пособия круг фильмов, исходя из духовно-нравственной направленности содержания материала и возрастных особенностей детей.

Среди работ, представленных в данном пособии, много известных, ставших популярными, работ. Это и фильм «Щенок», созданный по рассказу нашего земляка Н.Агафонова, новеллы Виталия Любецкого «Притчи», мультфильмы «Твой крест», «Егорий Храбрый» и другие.



Уроки и внеучебные занятия, организованные с использованием этого пособия дадут детям жизненные уроки сознательного анализа художественных произведений, научат их обращать внимание на главное в фильме, глубокое раскрытие образов, на художественные особенности, язык. Обсуждение фильмов позволит им осмысливать свою деятельность через художественные образы. Дети постепенно получат способность видеть в фильме не только динамику событий, но и ее художественные особенности, что способствует более глубокому пониманию идеи произведения и доставляет наибольшее наслаждение от просмотра фильма. В условиях мощного развития идеологической культуры речь идет не просто о развлечении детей киноискусством, а о серьезном идейном воспитании средствами кино и, стало быть, о кинообразовании и киновоспитании школьников. Только эстетически образованный ребенок сможет в процессе восприятия фильма извлечь из него глубокий жизненный смысл и критически отнестись к низкопробной кинопродукции . Вся эта работа, в которую дети, как правило, включаются с большим увлечением, не только будет способствовать укреплению классных и школьных коллективов, позволит расширить кругозор детей, но и поспособствует развитию детей, их эстетических переживаний и суждений. Все это поможет развитию способностей детей, сформирует их художественный вкус, приблизит их к пониманию подлинного искусства, научит отличать художественное от нехудожественного, идейное от безыдейного. Все это важно еще и потому, что эстетическое, как и моральное, воспитание ребенка протекает не только под влиянием учителя. При самостоятельном просмотре фильмов предстоит во всем разобраться самостоятельно.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница