Тема Прием пациента в стационар и санитарная обработка пациента при поступлении в стационар




Скачать 300.56 Kb.
Дата 07.09.2016
Размер 300.56 Kb.
Тема 2.4. Прием пациента в стационар и санитарная обработка пациента при поступлении в стационар
Приемное отделение - одно из важнейших лечебно-диагностических отделений больницы. От организации профессиональной помощи медперсоналом зависит успех последующего лечения, а иногда и жизнь пациента.
Этико-деонтологические аспекты работы персонала в приемном отделении


  1. Медсестра приемного отделения является первым медицинским работником, с которым встречается пациент, поступающий на стационарное лечение, поэтому часто от поведения медсестры зависит психологические состояние пациента.

  2. Беседуя с пациентом, медсестра приемного отделения должна проявлять терпение, задавать вопросы в корректной форме и тактичные по содержанию.

  3. Деонтологические аспекты поведения медсестры приемного отделения подразумевают быстрейшее оказание медицинской помощи пациенту (вызов дежурного врача, консультантов, лаборантов, быстрое оформление документов, а часто и оказание неотложной помои).

  4. При приеме пациентов не должно быть никакого деления по социальному положению (бизнесмен или бомж), все пациенты имеют право получить при необходимости квалифицированную медицинскую помощь.



Устройство и функции приемного отделения

При централизованной системе планировки больницы лечебные и диагностические отделения расположены в одном корпусе, там же и приемное отделение. При павильонной (децентрализованной) - приемное отделение располагают в отдельном здании или в отдельных лечебных корпусах. На базе централизованного приемника организуют справочную службу больницы.

Основной поток пациентов поступает через центральное приемное отделение. Прием инфекционных пациентов, рожениц осуществляют децентрализовано в соответствующие подразделения (инфекционное отделение, роддом) в целях соблюдения санэпидрежима. Больных, требующих неотложной помощи по жизненным показаниям, доставляют в реанимационное отделение, минуя приемное.
Способы госпитализации пациентов

 


Планово


Экстренно

Самостоятельно

По направлению

лечащего врача

поликлиники


По направлению

скорой помощи




При острой

клинической ситуации





Приемное отделение включает:

1. Зал ожидания - для пациентов, их сопровождающих. 

2. Регистратуру - регистрация пациентов, оформление документации.

3. Смотровые кабинеты - осмотр пациентов дежурным врачом.

4. Процедурный кабинет, перевязочная, малая операционная - для оказания неотложной помощи.

5. Санпропускник - для санитарной обработки пациентов (ванна, комната для переодевания)

6. Изолятор с отдельным санузлом - для пациентов с неясным диагнозом.

7. Санузел.

8. Лаборатория и рентгенкабинет могут быть в структуре отделения или расположены поблизости. 
Функции приемного отделения
1. Прием и регистрация пациентов. 

2. Обследование и диагностика пациентов.

3. Санитарная обработка пациентов.

4. Квалифицированная медицинская помощь.

5. Транспортировка пациентов в лечебные отделения по профилю заболевания.
                          Обязанности медсестры приемного отделения
1. Оформление медицинской документации. 

2. Оказание неотложной доврачебной помощи.

3. Выполнение врачебных назначений.

4. Приглашение при необходимости врачей-консультантов.

5. Проведение санитарной обработки пациента,

6. Термометрия – измерение температуры тела.

7. Определение показателей физического состояния (пульса, АД, ЧДД, антропометрических данных – рост, вес, окружность грудной клетки и т.д.).

8. Осмотр и при необходимости проведение противопедикулезных мероприятий.

9. Информирование центров санэпиднадзора о выявлении инфекционного больного или пациента с педикулезом, при укусе пациента клещом, собакой – оформление экстренного извещения о выявлении инфекционного заболевания.

10. Поддержание и соблюдение санитарно-противоэпидемических мероприятий в различных подразделениях приемного отделения.

11. Транспортировка пациентов в лечебные отделения.

12. Осуществление контроля за состоянием пациентов, находящихся в изоляторе, и своевременное выполнение назначений врача по их обследованию и лечению.

13. Повышение своей квалификации, четкое соблюдение трудовой дисциплины.
Документация приемного отделения
1. Медицинская карта стационарного больного (ф.003/у);

2. Статистическая карта выбывшего из стационара (форма № 066/у).

3. Стационарный журнал;

4. Журнал учета обратившихся за медицинской помощью;

5. Журнал генеральных уборок;

6. Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (ф.0001/У);

7. Экстренное извещение об инфекционном заболевании (форма № 001/у).

8. Журнал наблюдения пациентов в диагностической палате;

9. Журнал учета травм;

10. Журнал учета производственных травм (сообщение на производство);

11. Журнал учета криминальных травм;

12. Журнал учета алкогольного освидетельствования;

13. Журнал учета инфекционных заболеваний (ф. № 060У Минздрава СССР от 04.10.1980г. № 1030);

14. Журнал учета антирабической помощи (Приказ № 297 «О совершенствовании мероприятий по профилактике заболеваний людей бешенством» от 07.10.1997г.);

15. Журнал экстренной профилактики столбняка (Приказ №1159 от 09.11.1981г.);

16. Журнал учета выявленных на педикулез (Приказ №342 от 26.11.1998г «Об усилении мероприятий по профилактике сыпного тифа и борьбе с педикулезом»);

17. Экстренное извещение ( заполняется в случае инфекционных заболеваний);

18. Журнал учета медикаментов;

19. Журнал учета амбулаторных манипуляций ;

20. Журнал учета спирта этилового 96˚ и раствора медицинского антисептического 70˚( приказ МЗ РФ №245 от 30.08.91г.);

21. Журнал учета перевязочных средств (приказ МЗ РФ №747 от 02.06.1997г.);

22 . Журнал учета ЭКГ приемного отделения;

23. Журнал учета температурного режима холодильника;

24. Журнал передачи сведений в пожарную охрану;

25.Журнал учета работы кварцевых ламп.
Сестра оформляет медицинскую документацию после осмотра пациента врачом, информирования необходимости стационарного лечения и получении согласия на госпитализацию.

В «Медицинской карте стационарного больного», «Статистической карте выбывшего из стационара», «Экстренном извещении об инфекционном заболевании» сестра заполняет титульный лист.


В обязанности медсестры входит и заполнение титульного листа истории болезни: паспортная часть, дата и время поступления, диагноз направившего учреждения, статистический талон на поступившего больного.

Всю медицинскую документацию оформляет сестра приемного отделения после осмотра пациента врачом и решения о его госпитализации в данное лечебное учреждение, или амбулаторного приема.

Медицинская сестра измеряет температуру тела пациента и записывает сведения о пациенте в «Журнал учета приема больных (госпитализации) и отказа в госпитализации» (форма № 001/у): фамилию, имя, отчество пациента, год рождения, данные страхового полиса, домашний адрес, откуда и кем доставлен, диагноз направившего учреждения (поликлиника, «скорая помощь»), диагноз приемного отделения, а также в какое отделение направлен. Кроме регистрации пациента в «Журнале учета приема больных», сестра оформляет титульный лист «Медицинской карты стационарного больного» (форма № 003/у). На нем записывают практически те же сведения о пациенте, что и в «Журнале госпитализации», регистрируют данные страхового полиса (в случае плановой госпитализации он обязателен при приеме пациента). Здесь следует записать телефон (домашний и служебный) пациента или его ближайших родственников.
Прием и регистрация пациентов
При поступлении в стационар медсестра измеряет пациенту температуру тела, артериальное давление, подсчитывает пульс и частоту дыхательных движений. В журнале учета приема больных и отказов в госпитализации медсестра записывает фамилию, имя, отчество пациента, год рождения, домашний адрес, кем направлен пациент, предварительный или точный диагноз направившего учреждения, в какое отделение направлен пациент.

Медицинская сестра оформляет титульный лист медицинской карты стационарного больного, то есть записывает: 

• фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес;

• место работы, профессия/ должность;

• телефон родственников, их Ф.И.О.;

• номер страхового полиса, дату выдачи, название страховой компании;

• пациенту в бессознательном состоянии вместо фамилии указать «неизвестный»;

• дату и время поступления в стационар;

• аллергические реакции;

• вид транспортировки;

• кем направлен пациент на госпитализацию;

• путь госпитализации - по экстренным показаниям, плановая госпитализация;

• диагноз направившего учреждения.

Затем медсестра приемного отделения заполняет паспортную часть «Статистической карты выбывшего из стационара».

Если пациент доставлен в состояние средней тяжести, то медсестра обязана оказать пациенту экстренную или неотложную помощь, срочно пригласить дежурного врача и быстро выполнить все врачебные назначения.

Если пациент доставлен с улицы без сознания и без документов, медсестра после оказания медицинской помощи обязана сообщить с отделение полиции по месту происшествия, указав все данные о поступившем пациенте (рост, телосложение, одежду, примерный возраст). Во всех документах до выяснения личности, пациент будет числиться как «неизвестный».

При поступлении пациента в тяжелом состоянии он поступает в реанимационное отделение, минуя приемное, оформление всей документации производится постовой медсестрой с последующей регистрацией в приемном отделении.

Если после осмотра пациентам врачом принимается решение об отказе в госпитализации, пациента отпускают домой, о чем делается запись в журнале отказов в госпитализации.

Сведения о пациентах, которым только оказана амбулаторная помощь, делается запись в журнале учета обратившихся за медицинской помощью.

После осмотра дежурным врачом иногда возникает необходимость в консультации узких специалистов, лабораторных и инструментальных исследованиях. Медицинская сестра вызывает необходимых специалистов.

Если поступает пациент с ножевым, огнестрельным ранением, с признаками травм информация о происшествии в обязательном порядке передается в отделение полиции.

Осмотрев пациента, врач записывает в медицинскую карту стационарного больного результаты осмотра, указывает способ санитарной обработки и транспортировки.

После проведения санитарной обработки и переодевания пациента он транспортируется в лечебное отделение в сопровождении медицинской сестры.

                   



ВИДЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПАЦИЕНТОВ В ЛЕЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

  Способ транспортировки пациента в отделение определяет врач в зависимости от степени тяжести состояния пациента: на каталке, кресле-каталке или самостоятельно пешком в сопровождении медперсонала при удовлетворительном состоянии. Врач учитывает статус пациента (а не самочувствие!):

Состояние пациента констатируют:

• крайне тяжелым;

• тяжелым;

• средней тяжести;

• удовлетворительным.

Медсестре следует помнить, что состояние пациента - это данные его объективного обследования, а самочувствие - субъективные ощущения.

Особенности транспортировки зависят от конкретной клинической ситуации. Перемещение на каталке - наиболее оптимальный вариант и для сестры, и для пациента. Сестра испытывает минимальные физические нагрузки, пациент – максимальное расслабление мускулатуры тела. Транспортируют пациента в отделение санитарка и медсестры.

Санитарно-гигиеническая обработка пациента

Врач приёмного отделения осматривает больного и решает вопрос о необходимости его госпитализации в данное лечебное учреждение. В случае госпитализации медицинская сестра осуществляет регистрацию пациента и оформляет необходимую медицинскую документацию. После регистрации пациента медсестра направляет его в смотровой кабинет для осмотра врачом и выполнения необходимых диагностических и лечебных процедур

Осмотр больного проводят на кушетке, покрытой клеенкой. После приема каждого больного клеенку протирают ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором. Больные, поступившие в больницу, перед направлением в лечебно-диагностическое отделение проходят в приемном отделении полную или частичную санитарную обработку с заменой нательного белья. Больные, которым показаны реанимационные мероприятия и интенсивная терапия, могут направляться в отделение анестезиологии и реанимации без санитарной обработки. Больной, поступающий на стационарное лечение, должен быть ознакомлен в приемном отделении с распорядком дня и правилами поведения больных, о чем делается отметка на титульном листе медицинской карты стационарного больного (ф003-у).

После установления диагноза пациента по решению дежурного врача направляют на санитарно-гигиеническую обработку. Санитарная обработка необходима, прежде всего, для предупреждения внутрибольничной инфекции.

Санитарно-гигиенической обработкой пациента руководит медицинская сестра. В смотровом кабинете больного раздевают, осматривают на выявление педикулёза и готовят к санитарно-гигиенической обработке. Здесь имеются кушетка, стол, стулья, термометр на стене (температура воздуха в смотровой должна быть не ниже 25 °С).

Этапы санитарно-гигиенической обработки больных.


  • дезинсекция (лат. des– приставка, обозначающая уничтожение, insectum– насекомое; уничтожение членистоногих, выступающих переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний);

  • гигиеническая ванна (душ, обтирание);

  • стрижка волос и ногтей;

  • переодевание больного в чистое бельё. Необходимое оснащение для дезинсекции.


Полная санитарная обработка включает принятие пациентом гигиенической ванны или душа. Продолжительность ванны – 20-25 минут, температура воды при принятии душа/ванны – 36-37°С.

Частичная санитарная обработка включает обтирание, обмывание или протирание для лежачих тяжелобольных пациентов.

Перед выполнением процедуры сестра:

- обеспечивает гигиенический комфорт помещения: поддерживает относительное постоянство температуры воздуха (не ниже 25°С), отсутствие сквозняков, чистоту и порядок;

- контролирует своевременность, способ и метод обработки ванны/душа (соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий).


Проведение гигиенической ванны или душа

Приготовить: комплект чистого белья, перчатки, резиновый коврик или полотенце, моющее средство, мочалку, мешок для грязного белья, контейнер с дезинфектантом, водный термометр.

Пациент самостоятельно выполняет процедуру мытья.

Последовательность действий:


  1. Обработать руки, надеть перчатки.

  2. Снять и поместить грязное белье пациента в специальный мешок.

  3. Поставить в ванну специальное приспособление для комфортного положения сидя.

  4. Положить резиновый коврик или полотенце на дно ванны/душа для обеспечения безопасности.

  5. Заполнить ванну теплой водой наполовину, контролируя температуру термометром.

  6. Пациенту помочь погрузиться в ванну и дополнить её водой до уровня мечевидного отростка грудины. При принятии душа помочь пациенту дойти, отрегулировать температуру воды и силу струи, помочь вымыть спину.

  7. Соблюдать температурный режим(36-37°С) в процессе процедуры ухода за телом.

  8. Спустить воду из ванны для уменьшения риска падения.

  9. Помочь пациенту выйти из ванны/душа, вытереть тело, надеть чистое белье.

  10. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант, вымыть руки.

  11. Зафиксировать в документации выполнение процедуры.



Рекомендации для медсестры:

  1. Выявить потенциальные факторы риска пациента перед санитарной обработкой: нарушение целостности кожных покровов, чувствительности, гиподинамию, сердечно-сосудистую недостаточность.

  2. Проверить состояние кожных покровов во время купания пациента для выявления сыпи, покраснения, повышенной сухости или нарушения целостности кожи.

  3. Присутствовать во время купания и следить за состоянием пациента, его физическими показателями. В случае ухудшения (сердцебиение, головокружение, слабость, обморок) прекратить процедуру и срочно вызвать врача.

  4. Проконтролировать обеззараживание ванны в целях инфекционной безопасности.


Проведение обтирания
Приготовить: перчатки, клеенку/пеленку, полотенце, моющее средство, губку, мешок для грязного белья, контейнер с дезинфектантом.

Процедуру выполняет сестра/родственники.

Последовательность действий:


  1. Обработать руки, надеть перчатки.

  2. Раздеть пациента, поместить грязное белье в специальный мешок.

  3. Подложить клеенку/пеленку под пациента.

  4. Влажной губкой последовательно обработать:

- шею, грудь, руки, осушить полотенцем/салфеткой, прикрыть их для профилактики охлаждения;

- затем живот, паховую область, спину, нижние конечности, осушить.

5. Надеть чистое белье.

6. Снять перчатки, сбросить их в дезинфектант, вымыть руки.


Осмотр и проведение мероприятий при выявлении педикулеза

Считается, что вшивость, или педикулез (от латинского Pediculus – вошь) сопутствует местам, которые являются очагами природных катаклизмов и кризисных ситуаций в обществе. Вшивость – показатель низкой санитарной культуры, результат пренебрежения элементарными гигиеническими правилами (регулярным мытьем тела и головы, сменой белья, уходом за волосами). Но всё же, несмотря на это, ни один образованный, воспитанный и чистоплотный человек не может быть застрахован от случая заражения: вши чрезвычайно плодовиты, и ими легко заразиться. Как бы стереотипы не язвили, что педикулез – это участь людей без определенного места жительства, среди обычного населения болезнь также довольно часто встречается. И как бы то ни было, вши из всех голов выберут ту, которую часто моют, где кожа чиста, по той причине, что так насекомым легче, благодаря наименьшему количеству веществ, выделяемых сальными железами, сосать кровь. 

Так как вши не прыгают, не летают, а бегают, заражение происходит при прямом контакте:

- то есть при прикосновении волос, от использования зараженных вещей (шапок, полотенец, постельного белья, расчесок);

- при посещении бань, саун, бассейнов;

- либо достаточно просто положить голову на подушку или переночевать на той постели, где перед этим спал человек, у которого имелись вши – все зависит от того, какими именно вшами вы заразились. 

Медицинское значение педикулеза обусловлено тем, что вши являются переносчиками возбудителя эпидемического сыпного тифа и волынской лихорадки. Опасность заражения тифом от вшей возникает через 4 суток с момента их паразитирования на больном человеке. Укус паразита, сам по себе, не представляет никакой опасности: заражение происходит при раздавливании насекомого и втирания жидкости, вытекающей из него, или его фекалий в поврежденные участки кожи (расчесы) при зуде, вызываемом укусом. 

На человеке паразитируют три вида вшей:

- платяная - живёт в складках белья и другой одежды, особенно в швах. Яйца вшей могут приклеиваться также к волосам на теле человека, кроме головы.

- головная - живёт и размножается в волосистой части головы, предпочтительно на висках, затылке и темени.

- лобковая - живёт в волосах лобка, бровей, ресниц, усов, подмышечных впадин.



Основные симптомы педикулёза:

- зуд, сопровождающийся расчёсами;

- огрубение кожи от воздействия на неё слюны при массовых укусах вшей;

- пигментация кожи за счёт тканевых кровоизлияний и воспалительного процесса, вызываемого воздействием слюны насекомых;

- колтун, образующееся при расчёсах запутывание и склеивание гнойно-серозными выделениями волос на голове, покрытие кожной поверхности корками, под которыми находится мокнущая поверхность;

- следы расчёсов и импетигинозные (гнойничковые) корки на коже.



Осмотр пациента на педикулез

Проводится при поступлении пациента в стационар и повторно в лечебном отделении.



При диагностике головного педикулеза наибольшее внимание уделяют:


- затылочной области головы;
- височной области головы;
- теменной области головы.

В случае выявления педикулёза проводят специальную санитарно-гигиеническую обработку больного; медицинская сестра вносит запись в «Журнал осмотра на педикулёз» и ставит на титульном листе истории болезни специальную пометку («Р»), а также сообщает о выявленном педикулёзе в центр гигиены и эпидемиологии.

При осмотре обнаруживаются:
- вши и гниды;

- расчесы на коже головы;


- пятна красного цвета по периферии волосистой части головы.
Обработка волосистой части головы пациента при педикулезЕ

Проводится в соответствии с Приказом Минздрава Российской Федерации от 26.11.98 N 342 "Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом", Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Методическими указаниями МУ 3.2.1756-03 Профилактика паразитарных болезней. Эпидемиологический надзор за паразитарными болезнями, Методическими рекомендациями N 11-7/15-09 По применению современных педикулицидных средств.



Приготовить: спецодежду для медсестры, кклеёнчатый или хлопчатобумажный мешок для сбора вещей больного, оцинкованное ведро или лоток для сжигания или обеззараживания волос, клеенчатая пелерина, перчатки резиновые, ножницы, частый гребень (желательно металлический), машинка для стрижки волос, спиртовка, косынки (2 - 3 штуки), вата, чистый лист бумаги – 1 шт, столовый уксус или 5 - 10 процентная уксусная кислота.

1. Средства для уничтожения головных и лобковых вшей:

1.1. Средства, обладающие 100 процентным овицидным действием (овициды), - однократная обработка: концентраты эмульсии Медифокс, Медифокс-Супер; шампунь Веда-2, лосьоны Лонцид, Нитилон (только головной педикулез), Ниттифор и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке.

1.2. Средства, обладающие неполным овицидным действием (не овициды - наличие жизнеспособных яиц вшей после проведенной дезинсекции), - двукратная обработка с интервалом 7 - 10 дней: мыла Антиэнтом, Витар; шампунь Биосим и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке.

2. Средства для уничтожения платяных вшей:

2.1. Овициды - концентраты эмульсии Медифокс-Супер, Медифокс, Акромед и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке.

2.2. Не овициды - мыло Витар и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке.

3. Средства для дезинсекции помещений: концентраты эмульсии Медифокс-Супер, Медифокс, Цифокс, средство в аэрозольной упаковке А-ПАР и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке


Дезинсектицидные препараты






Код технологии

Название технологии

-

Химической обработки пациента при педикулезе

1.

Требования к специалистам и вспомогательному персоналу, включая требования

1.1

Перечень специальностей/кто участвует в выполнении услуги

Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании среднего профессионального медицинского образовательного учреждения по всем специальностям. Младший медицинский персонал лечебного учреждения в сопровождении среднего медицинского работника по специальностям: 060101 Лечебное дело, 060102 Акушерское дело 060501 Сестринское дело

1.2

Дополнительные или специальные требования к специалистам и вспомогательному персоналу

Надеть дополнительный халат, косынку, тапочки, перчатки, маску, фартук

2.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

2.1

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

Санитарные правила и нормативы, общепринятые в учреждениях здравоохранения. Не следует проводить обработку педикулицидами людей с заболеваниями и повреждениями волосистой части тела, а также лиц с проявлениями аллергии к медицинским и косметическим средствам, детей до 5 лет, беременных и кормящих женщин (кроме рекомендованных для данного контингента средств).

3.

Условия выполнения простой медицинской услуги: Амбулаторно-поликлинические Стационарные Санаторно-курортные

4.

Функциональное назначение простой медицинской услуги уничтожение вшей и гнид на волосистой части головы (профилактика сыпного тифа).

5.

Материальные ресурсы

5.1

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1.Клеенчатый или хлопчатобумажный мешок для сбора вещей больного.

2. Оцинкованное ведро или лоток для сжигания или обеззараживания волос.

3. Клеенчатая пелерина.

4. Перчатки резиновые.

5. Ножницы.

6. Частый гребень (желательно металлический).

7. Машинка для стрижки волос.

8. Спиртовка.

9. Косынки (2 - 3 штуки).

10. Вата.



5.2

Реактивы

Столовый уксус или 5 - 10 процентная уксусная кислота.

1. Средства для уничтожения головных и лобковых вшей:

1.1. Средства, обладающие 100 процентным овицидным действием (овициды), - однократная обработка:

концентраты эмульсии Медифокс, Медифокс-Супер; шампунь Веда-2, лосьоны Лонцид, Нитилон (только головной педикулез), Ниттифор и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке.

1.2. Средства, обладающие неполным овицидным действием (не овициды - наличие жизнеспособных яиц вшей после проведенной дезинсекции), - двукратная обработка с интервалом 7 - 10 дней: мыла Антиэнтом, Витар; шампунь Биосим и другие средства, 2. Средства для уничтожения платяных вшей:

2.1. Овициды - концентраты эмульсии Медифокс-Супер, Медифокс, Акромед и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке.

2.2. Не овициды - мыло Витар и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке.

3. Средства для дезинсекции помещений: концентраты эмульсии Медифокс-Супер, Медифокс, Цифокс, средство в аэрозольной упаковке А-ПАР и другие средства, разрешенные для этих целей в установленном порядке.разрешенные для этих целей в установленном порядке.



5.3

Иммунобиологические препараты и реагенты

Отсутствуют

5.4

Продукты крови

Отсутствуют

5.5

Лекарственные средства

Отсутствуют

5.6

Прочий расходуемый материал

Чистый лист бумаги – 1 шт.

6.

Характеристика методики выполнения ПМУ: химическая обработка пациента при педикулезе

I. Подготовка к процедуре:

Сообщить пациенту о наличии педикулеза и получить согласие на обработку



Надеть дополнительный халат, косынку, тапочки, перчатки, маску, фартук

Усадить пациента на кушетку, покрытую клеенкой

Укрыть плечи пациента клеенчатой пелериной

Для защиты пациента и во избежание попадания средства в глаза, нос, рот перед обработкой волос пациенту следует повязать вокруг головы (ниже волос) хлопчатобумажную косынку, свернутую жгутом

II. Выполнение процедуры:

Обработать волосы одним из педикулицидных растворов согласно инструкции к педикулицидному препарату. Примечание: следить за тем, чтобы средство не попало в глаза пациента, а волосы были равномерно смочены



Накрыть волосы пациента полиэтиленовой косынкой, обвязать тканной косынкой. Выдержать время согласно инструкции педикулицидного препарата

Снять косынки, не развязывая их, вместе с косынкой, свернутой жгутом и поместить в мешок для сбора вещей

Промыть волосы теплой водой, затем с шампунем, осушить полотенцем

Волосы головы рекомендуется ополоснуть 4,5 - 5 процентным раствором уксусной кислоты и осушить полотенцем. Норма расхода средства (в жидкой форме) может составлять от 10 до 60 мл и более в зависимости от зараженности насекомыми, длины и густоты волос.

Прочесать частым гребнем для удаления погибших насекомых и яиц над белым листом бумаги последовательно, разделяя волосы на пряди и вычесывая каждую прядь

Осмотреть голову еще раз. Убедиться, что вшей и гнид нет. При обнаружении даже минимального количества (1 - 3) жизнеспособных яиц вшей после обработки, ее необходимо повторить через 7 - 10 дней

III. Окончание процедуры:

Сжечь бумагу в оцинкованном ведре или лотке



Снять и сложить белье и одежду пациента, спецодежду медсестры в мешок для сбора вещей. Отправить мешок в дезкамеру

Обработать гребень методом протирания 70% спиртом или обдать кипятком

Сделать отметку на титульном листе истории болезни пациента «Р» или в амбулаторной карте пациента и в журнале осмотра на педикулез

Отправить экстренное извещение об инфекционном заболевании в центр гигиены и эпидемиологии по месту жительства (ф - № 058/ у), сделать отметку в журнале осмотра на педикулез

Обработку помещений проводят в местах осмотра пациента: обработке подлежат пол, стулья, кушетки и другие предметы, с которыми пациент или его зараженные вещи имели контакт. Поверхности орошают из распыливающей аппаратуры любого типа (квазар, гидропульт и пр.) или протирают ветошью, смоченной инсектицидной водной эмульсией, возможно использование рекомендованных для этих целей средств в аэрозольной упаковке.

Не ранее чем через 20 минут после обработки помещение убирают влажным способом, применяя горячую воду, в которую добавляют кальцинированную соду (1 столовая ложка на 5 л воды), и проветривают в течение 30 минут. Уборку помещения можно произвести на следующий день, но не менее чем за 30 минут до начала приема пациентов.



Повторить осмотр волосистой части головы пациента через 7 дней. При необходимости повторить обработку

!!! Манипуляция считается освоенной при выполнении 100% пунктов алгоритма. ИТОГО (освоил/не освоил)




Санитарно-гигиеническая обработка больных при обнаружении лобковых вшей:



  1. Обмыть тело больного горячей водой с мылом.

  2. Сбрить поражённые волосы.

  3. Повторно обмыть тело больного горячей водой с мылом.

  4. Сжечь остриженные волосы в тазу.

  5. Сложить одежду больного и защитную одежду медицинской сестры в клеёнчатый мешок и отправить в дезинфекционную камеру. Бритву и ножницы обработать спиртом (70%).

Если педикулез не выявлен, медицинская сестра помогает пациенту раздеться, затем заполняет в двух экземплярах «Приемную квитанцию» (форма № 1-73), где указывает перечень вещей, их краткую характеристику. Один экземпляр квитанции вкладывает в «Медицинскую карту стационарного больного», второй - прикрепляет к вещам, отправляемым в камеру хранения. Затем пациент в сопровождении сестры переходит в ванную.

Мытье пациента может проводить младшая медицинская сестра или санитарка под наблюдением сестры. В зависимости от состояния больного санитарная обработка может быть полной (ванна, душ) или частичной (обтирание, обмывание). Моют больного мочалкой с мылом: сначала голову, затем туловище, верхние и нижние конечности, паховую область, промежность.

Продолжительность процедуры не более 20 минут. Присутствие медсестры при этом обязательно, она всегда готова оказать первую медицинскую помощь при возможном ухудшении состояния больного.

Для выполнения обтирания больной укладывается на застеленную клеенкой кушетку. Губкой, смоченной теплой водой, обтирают шею, грудь, руки. Насухо вытирают эти части тела полотенцем и прикрывают их одеялом. Таким же образом обтирают живот, потом спину и нижние конечности.

После санитарной обработки больному одевают нательное больничное чистое белье, халат (пижаму), тапочки. Иногда разрешается пользоваться собственным бельем, смена которого должна производиться по графику больницы.

Все данные по обработке поступившего больного необходимо записывать в историю болезни, чтобы палатная медсестра могла через 5–7 дней произвести повторную обработку.

При тяжёлом состоянии больного его доставляют в реанимационное отделение или палату интенсивной терапии без санитарно-гигиенической обработки.
Соблюдение принципов профессиональной этики при приеме пациента в стационар

При выполнении данной диагностической процедуры необходимо соблюдать права пациента и принципы профессиональной этики согласно Этическому Кодексу медицинской сестры России:

СТАТЬЯ I. Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь: Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи.

СТАТЬЯ 2. Основное условие сестринской деятельности - профессиональная компетентность: медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента.

СТАТЬЯ 3. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав: медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента; медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

СТАТЬЯ 4. Уважение человеческого достоинства пациента: медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на участие в планировании и проведении лечения. Проявление высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинских показаниям контроля за поведением пациента, медицинской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

СТАТЬЯ 6. Медицинская сестра и право пациента на информацию: медицинская сестра должна быть правдивой и честной. Моральный долг медицинской сестры информировать пациента о его правах. Она обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких по преимуществу принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данного пациента. В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред.

СТАТЬЯ 7. Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказаться от него: медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры в меру своей квалификации разъяснить пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинской сестры и других медицинских работников.

Медицинская сестра вправе оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента - ребенка до 15 лет или недееспособного душевнобольного) только в строгом соответствии с законодательство Российской Федерации. При оказании медицинской помощи некомпетентным пациентам медицинская сестра должна, насколько позволяет состояние таких пациентов, привлекать их к процессу принятия решения.

СТАТЬЯ 8. Обязанность хранить профессиональную тайну: медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она не хранилась. Медицинская сестра в праве раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальности информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны.


Использование терапевтических средств, правил эффективного общения при обучении пациента и/или его окружением мерам профилактики педикулеза

Обучение и мотивация пациента и социально значимых лиц, осуществляющих уход. Как в условиях ухода за больным в стационаре, так и в тех случаях, когда постоянный уход и наблюдение медицинского персонала за больным с нарушением подвижности/неподвижностью невозможно или ограничено, одной их важнейших задач является мотивация пациента и обучение социально значимых лиц организации ухода.

Одна из целей терапевтического общения – это обучение пациента самостоятельному выполнению медицинского вмешательства:


  • к пациенту обращаться по имени и отчеству и на «вы»;

  • использовать стиль общения – сотрудничество;

  • использовать контакт глаз, внимательное выслушивание;

  • при разговоре использовать спокойную, уважительную интонацию;

  • при отсутствии понимания представленной информации со стороны пациента не раздражаться, а спокойно все повторить, так как каждого пациента свой уровень интеллекта и способности к восприятию информации;

Пациент должен иметь информацию:

  • о факторах риска заражения педикулезом;

  • о целях всех профилактических мероприятий;

  • о необходимости выполнения всей программы профилактики, в т.ч. манипуляций, выполняемых пациентом и/или его близкими;

  • о последствиях несоблюдения всей программы профилактики.

Пациента необходимо обучить соблюдению правил личной гигиены:

  • мыть тело не реже 1 раза в 7-10 дней со сменой нательного и постельного белья;

  • регулярно стричь волосы;

  • ежедневно расчёсывать волосы головы;

  • систематически чистить верхнюю одежду;

  • стирать постельное белье;

  • регулярно убирать жилое помещение;

  • периодически осматривать волосы и одежду у детей, посещающих детские учреждения;

  • осматривать волосы и одежду членов семьи после их длительного отсутствия

Ко всему вышеперечисленному пациенты должны быть обеспечены следующей дополнительной информацией:

на человеке паразитируют три вида вшей:

- платяная - живёт в складках белья и другой одежды, особенно в швах. Яйца вшей могут приклеиваться также к волосам на теле человека, кроме головы.

- головная - живёт и размножается в волосистой части головы, предпочтительно на висках, затылке и темени.

- лобковая - живёт в волосах лобка, бровей, ресниц, усов, подмышечных впадин.



заражение происходит при прямом контакте, то есть при прикосновении волос:

- от использования зараженных вещей (шапок, полотенец, постельного белья, расчесок);

- при посещении бань, саун, бассейнов;

- либо достаточно просто положить голову на подушку или переночевать на той постели, где перед этим спал человек, у которого имелись вши – все зависит от того, какими именно вшами вы заразились

вши являются переносчиками возбудителя эпидемического сыпного тифа и волынской лихорадки. Опасность заражения тифом от вшей возникает через 4 суток с момента их паразитирования на больном человеке. Укус паразита, сам по себе, не представляет никакой опасности: заражение происходит при раздавливании насекомого и втирания жидкости, вытекающей из него, или его фекалий в поврежденные участки кожи (расчесы) при зуде, вызываемом укусом.

- основные симптомы педикулёза:

зуд, сопровождающийся расчёсами;

- огрубение кожи от воздействия на неё слюны при массовых укусах вшей;

- пигментация кожи за счёт тканевых кровоизлияний и воспалительного процесса, вызываемого воздействием слюны насекомых;

- колтун, образующееся при расчёсах запутывание и склеивание гнойно-серозными выделениями волос на голове, покрытие кожной поверхности корками, под которыми находится мокнущая поверхность.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ

ПО ТЕМЕ 2.4. ПРИЕМ ПАЦИЕНТА В СТАЦИОНАР



Дайте письменный ответ на вопросы:

1. Опишите устройство приемного отделения.

2. Перечислите функции приемного отделения.

3. Перечислите должностные обязанности медсестры приемного отделения.

4. Перечислите виды транспортировки пациента.

5. Перечислите способы госпитализации пациента.

6. Перечислите этапы санитарно-гигиенической обработки пациента.

7. Перечислите основные симптомы педикулеза.

8. Опишите последовательность осмотра пациента для выявления педикулеза.

9. Перечислите растворы, используемые при обработке волосистой части головы при наличии педикулеза.



10. Перечислите виды санитарной обработки пациента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии [Текст] /Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

  2. Приказ Минздрава Российской Федерации от 26.11.98 N 342 "Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом".

  3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

  4. Методические указания МУ 3.2.1756-03 Профилактика паразитарных болезней. Эпидемиологический надзор за паразитарными болезнями.

  5. Методические рекомендации N 11-7/15-09 По применению современных педикулицидных средств.

  6. Med Univer/ Источник [ТЕКСТ]//Режим доступа:  http://meduniver. com/ Medical /pulmonologia/ 428.html 

  7. Химические препараты от педикулеза /Антив [ТЕКСТ]//Режим доступа: http://www.antiv.ru/

  8. Современные методы лечения педикулеза/Медсправка [ТЕКСТ]//Режим доступа: ww.medspravkaufa.ru

  9. Паразитарные болезни кожи /Медицинская энциклопедия [ТЕКСТ]//Режим доступа: http://medinfa.ru/

  10. Педикулез – современные средства лечения [ТЕКСТ]//Режим доступа: medik.by

  11. Все о вшах/Паранит [ТЕКСТ]//Режим доступа: http://paranix.eu/ru

  12. Санитарная обработка пациента[ТЕКСТ]//Режим доступа: mirsovetov.ru 2med.org

  13. Иллюстрации с сайтов сети Интернет


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница