Тема я стараюсь не завидовать




Скачать 490.98 Kb.
страница 1/3
Дата 10.10.2016
Размер 490.98 Kb.
  1   2   3
Темы бесед

по развитию свойств личности ребенка.


Тема Я стараюсь не завидовать.

Тема Я стараюсь не обманывать (не лгать).

Тема Я стараюсь не жадничать.

Тема Я стараюсь не лениться.

Тема Я стараюсь не хвастаться.

Тема Я стараюсь не брать чужого (не воровать).

Тема Я хочу быть умным (много знать).

Тема Я хочу быть красивым.

Тема Я хочу быть здоровым.

Тема Я хочу быть культурным (вежливым,…).


Цели бесед:



  1. Сформировать у детей представление о хороших и плохих поступках.

  2. Научить относиться к поступку, ориентируясь на нравственные нормы.

  3. Понимать различие между поступком и свойством личности.

  4. Побудить ребенка поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения.


Тема : Я стараюсь не завидовать
Цели:

1.Сформировать у детей представление о хороших и плохих поступках.

2. Научить относиться к поступку, ориентируясь на нравственные нормы.

3.Понимать различие между поступком и свойством личности.

4.Побудить ребенка поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения
Сегодня мы начинаем путешествие в удивительную Страну, в которой живут разные люди. А побываем мы в городе под названием Зависть. Как можно назвать человека, который живет в таком городе? Правильно – завистливый.

Давайте познакомимся с особенностями жизни в этом городе.

Перед вами пословицы и поговорки. Как вы думаете, какие из них мы могли бы выбрать в качестве характеристики для жителей города Зависти:
Беспечальному и сон сладок.

Завидливый по чужому счастью сохнет.

Брюхо злодей – строго добра не помнит.

Завидливого и сон неймет.

Завидливому и свой хлеб не сладок.

Лжив, охочь хвастать.

В лихости и зависти нет ни проку ни радости.

Берут завидки на чужые пожидки.

Брюхо заболело – чужого захотело.

Завидливое око видит широко.


1. Почему вы выбрали именно эти пословицы для характеристики?

2. Какие из них показались вам справедливыми по отношению к зависти? Почему?

3. Какое отношение к зависти прослеживается в пословицах?

4. Приходилась ли вам завидовать? Дети приводят примеры.

Вы уже знаете, что мимике, позе человека можно многое о нем сказать.

Представьте себе, что вам нужно найти жителя города Зависти на рисунке.

Посмотрите и скажите, где он?

Почему вы так считаете?

А может ли зависть не отражаться на улице у человека? С помощью чего можно еще узнать завистливого человека? Правильно, по тому, как и что он говорит, делает, какая у него поза. Завистливый человек, чтобы скрыть свою зависть, часто льстит другому, пытается ему угодить или, наоборот, ведет себя агрессивно.

Подумайте, может ли героиня сказки, отрывок которой мы сейчас прочитаем, быть жительницей города Зависть?
«Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях»

А.С.Пушкин

«На девичник собираюсь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркалом своим,

Перемолвился с ним:

«Я ль скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасно, спору нет;

Но царевна всех милее, всех румяней и белее».

Как царица отпрыгнет,

Да как ручкой замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком – то как притопнет…

Делать нечего. Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркало под лавку,

Позвала к себе Чернавку

....................................

И связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам».


Ответьте на вопросы:


  1. Что не понравилось царице в речи зеркала?

  2. Можем ли мы сказать, что царица завидует?

  3. Что может чувствовать царица?

  4. Вспомните, как в поведении в дальнейшем проявилась зависть царицы к молодой царевне?

  5. Хорошо ли поступила царица по отношению к царевне?

А какое чувство испытывали сестры царицы в сказке А.С.Пушкина «О царевне Салтане»?

«В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют ей

Государевой жене».

(гнев, злобу, зависть).
Послушайте одну историю.

Голявкин В. «Концерт».
После окончания зрители только и говорили о Саньке, какой он замечательный парнишка, симпатичный парнишка, удивительный парнишка, редчайший парнишка и еще какой – то там парнишка.

Хотя я такие стихи тоже мог бы писать, и спеть бы мог (и не хуже), и Пушкина мог бы прочесть даже лучше, и скажу писателя Козлова я тоже читал и мог бы ее пересказать. Я все это мог сделать не хуже, но это не сделал, а он взял, да и сделал. Вот и получается, что самое главное сделать, а не подумать… Я твердо решил на каком – нибудь вечере в школе выступить с разными номерами, мне тоже захотелось стать замечательным, забавным, удивительным, редчайшим, симпатичным парнишкой.


Ответьте на вопросы:


  1. Почему герой захотел выступить на вечере в школе?

  2. Повлиял ли Саша на это желание?

  3. Как вы думаете, можно ли сказать, что герой рассказала испытывает зависть? Можем ли мы отнести героя к жителям города Зависть?

  4. Желает ли что – то плохого герой Саше?

  5. Отличает ли зависть у царицы и у героя рассказа? Чем?

Получается, что зависть может разная.

Какая? («Черная» и «белая»)

В каком случае зависть «черная», а в каком – «белая»?

Давайте вспомним сказки, в которых герои испытывают зависть. Что происходит с такими героями? Как вы думаете, почему?

Бывали ли вы в ситуациях, как мальчик из рассказа. В каких, расскажите о них?




  1. Нужна ли человеку зависть?

Задание.

Представим себе такую ситуацию:

Женя и Сережа учатся в одном классе. Всем задали диктант по русскому языку. На «5» его написал только один товарищ Жени и Сережи.

Как может поступить Сережа, если он завидует «белой» завистью? Как может поступить Женя, если он завидует «черной» завистью? Как мы это узнаем?



  1. В каких ситуациях мы можем завидовать другому человеку?

  2. Может ли зависть помогать? Мешает ли зависть?

  3. Захотели бы вы жить в городе Зависть? Почему?


Очки

А.Барто.


Тема : «Я стараюсь не обманывать

Цели:

1.Сформировать у детей представление о хороших и плохих поступках.

2. Научить относиться к поступку, ориентируясь на нравственные нормы.

3.Понимать различие между поступком и свойством личности.

4.Побудить ребенка поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Ребята, скажите, когда человек хочет скрыть от других что – то важное, или говорить все не так, как на самом деле, что мы можем сказать о таком человеке? Что он обманывает, врет. Верно. А какими словами мы можем еще заменить это слово? (Говорить неправду, лжет, скрывает правду, обманывает, таит).

Какое бы вы дали определение глаголу лгать? (Дети предлагают). А теперь давайте узнаем, какое определение дается этому слову в словаре.

Врать – Лгать, говорить неправду. Говорить вздор. Действовать неправильно, неверно.

Лгать – Говорить ложь. Наговаривать.

А теперь посмотрите: на ваших столах лежат 3 карточки со знаками «+», «_», «0».

Выберите одну из них в соответствии с тем, как вы относитесь ко лжи.

«+» - не считаете, что это плохо;

«_» - считаете, что это плохо;

«0» - равнодушны к своей лжи и лжи окружающих.

Дети поднимают, взрослый спрашивает нескольких из них почему он выбрал именно эту карточку.

А теперь послушайте рассказ.


М.Зощенко. «Не надо врать»
Ответьте на вопросы по тексту:


  1. Почему Минька не выучил стихотворение?

  2. Что заставило Миньку заклеить страницы дневника?

  3. Понял ли папа, что Минька его обманул? Как вы думаете, когда он это понял?

  4. Почему папа не рассердился, когда узнал о третьем, спрятанном, дневнике?

  5. Как подтвердились слова папы, что «не было случая, чтобы что-нибудь из вранья осталось неизвестным»?

А как можно понять, что человек обманывает, говорит неправду? Опускает голову, волнуется, бормочет, ладошки потеют, краснеет, отводит взгляд в сторону… Значит, когда мы обманываем кого-то, особенно тех, кто нас хорошо знает, они это понимают?

Вспомните подобные ситуации, в которые вы попадали. Не говорите о них вслух, просто подумайте, как вы себя тогда вели?

А давайте посчитаем, сколько же раз и кого Минька обманул? (Папу, учителя, самого себя.) А главное, он обманул доверие родителей. А ведь нет ничего страшнее, когда самый близкий человек не верит тебе. Скажите, почему Миньке пришлось обманывать еще и еще? Значит, ложь породила другую. Она, как огромный ком, накапливается и в итоге оборачивается против тебя.


Как вы думаете, почему Минька обманул? (Боялся, что его накажут). Но разве родители стали бы любить его меньше, если бы он сказал правду? Нет. А как бы вы повели себя в такой ситуации? Постарайтесь ответить честно.

А как бы мог поступить Минька в такой ситуации?

А теперь давайте еще раз поработаем с карточками. Вам понадобятся только две: «+» и «_». Я вам зачитаю несколько ситуаций, а вы будете поднимать карточки с плюсом или минусом. Если вы бы так поступили и считаете, что это нехорошо, то поднимаете минус, если вы одобряете поступок, то плюс.
1. Ученик получил двойку и не сказал маме.

2. Ученик получил двойку, не сказал маме, но на следующий день исправил ее и

сказал маме с папой.

3. Мальчик хотел гулять и сказал маме, что сделал уроки, хотя сам из не сделал и пошел гулять.

4. Мальчик сказал маме, что он сделал все уроки, но очень хочет пойти погулять, и что после прогулки он обязательно их доделает.

5. Мама дала деньги дочке и попросила купить хлеба, но дочка хотела мороженого, она купила мороженое, съела, а маме сказала, что потеряла деньги.

6. Мама дала деньги дочке и попросила купить хлеба, но девочка хотела мороженого, она купила хлеба, пришла домой и попросила у мамы денег на мороженое для всей семье.

7. Мальчик разбил вазу, но не признавался, а сказал, что это сделала кошка.

8. Мальчик разбил вазу и рассказал папе. Завтра они вместе с ним купили новую вазу, и мальчик извинился перед мамой.
Ребята, а в мультфильмах встречаются герои, которые обманывают своих друзей?


Кто обманул

Кого обманул

Почему

Карлсон

Малыша

Хотел варенья

Буратино

Папу

Хотел попасть в кукольный театр

Лиса Алиса и Кот Базилио

Буратино

Хотели украсть его деньги


С помощью примеров детей наполняем таблицу.
-Давайте вспомним, как Карлсон обманул Малыша? (Притворился больным.) А скажите, если бы он просто попросил, Малыш дал бы ему варенья? Да. Значит, зря он обманул? А Папа Карло разве не сильно любил своего сына Буратино? Зачем он дал ему деньги? (Чтобы он учился). А Буратино потратил их на развлечение, а его папа продал свою последнюю куртку. А у кота и лисы были хорошие цели? Нет, они хотели завладеть чужими деньгами. К чему во всех случаях привел обман?

-Скажите ребята, что, по-вашему, значит фраза: «Тайное всегда становится явным». Вот этот же вопрос задал, и Дениска маме и вот из этого вышло:

- А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание. Я лег спать, но думал: как же так получается, что тайное становится явным. Я проснулся утром и стал завтракать.

Сначала я ел яйцо. Это еще терпимо. Но потом мама принесла манную кашу.

-Ешь! – сказала мама.
Я сказал:

- Видеть не могу манную кашу!

- Я ее давлюсь!...

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

-Хочешь, пойдем с тобой в Кремль!

Конечно, хочу в Кремль!

Тогда мама улыбнулась:

-Ну вот, сьешь манную кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою.

И мама ушла на кухню.
А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой, Посолил. Посыпал песку, попробовал…. Длил в кашу кипятку…. И тут вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку быстро подбежал у окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол. В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась…
-Как вы думаете, чем это закончится этот рассказ, учитывая, что тайное становится явным?

-Вспомните рассказы, где дети из-за боязни наказания обманывают окружающих? А.Гайдар «Чук и Гек», Н.Носов «Огурцы»…

-Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Чему выучились?

А теперь давайте выучим небольшой стишок.

Мы не будем обещать,

Но стараться будем:

Никогда нигде не врать,

Ни себе, ни людям.


- Значит, когда мы говорим неправду, то это заметно, и те люди, которые нас хорошо знают, это обязательно поймут. А если не догадаются, то последствия от сделанного обязательно себя проявят.

А кто-нибудь из вас когда-нибудь говорил неправду, пусть даже маленькую?

Ребята, скажите, а маленькая неправда ведь это тоже ложь, которая Может превратиться в огромную и испортить людям жизнь. Кто-нибудь знает подобные истории?
А теперь послушайте историю:

Жил был на свете мальчик, который всегда всем врал. Своей маме, папе, бабушке, друзьям. На вопросы папы: «А сделал уроки?». Он честно глядя в глаза, отвечал: «да», хотя сам даже не открывал тетради и учебники. На вопросы мамы: «Как дела в школе?» он отвечал: «Отлично!», хотя сам получил очередную двойку. За завтраком он старался вылить куда-нибудь манную кашу и улизнуть, а бабушке соврать, что он все съел. Он постоянно обманывал друзей. И самое ужасное было в том, что утром, вроде дома, а вроде и нет. Он встал, подошел к окну, везде бегали, суетились маленькие человечки. Мальчик ничего не понял, оделся и вышел во двор. И тут же увидел огромную надпись: «Горд лгунов». Мальчик очень удивился, но спросил у первого встречного малыша, где он находится. Но что мальчик ответил, что он находится в волшебном царстве, где все сладости бесплатные. Мальчик ответил ему, что нехорошо обманывать, на что малыш рассмеялся ему в лицо. Мальчик продолжал свой пуль по огромной желтой дороге. Затем ему встретились огромная карета, из которой выглядывали очень симпатичные девочки.


Мальчик спросил их, в какую сторону они едут, и попросил их подвезти его. Когда он залез в карету, она вдруг резко развернулась и поехала в обратную сторону. Мальчик закричал и спросил, почему они его обманули, ведь он им ничего плохого не сделал. Девочки лишь засмеялись ему в ответ. Мальчик выпрыгнул из кареты и оказался у дверей большого дворца. Он хотел идти внутрь, но у дверей страшный стражник сказал ему, что внутри раздают бесплатное мороженое, но туда впускают не всех, а лишь тех, кто говорил правду. «Ты всегда честен со всеми?» - грозно спросил стражник. Мальчик покраснел, но уверенно сказал: «Всегда» Стражник впустил его. В огромной зале суетились детишки, а когда он вошел, все преклонили перед ним колени и поклонились и тихо шептали: «Да здравствует король лгунов». Мальчик ничего не понимал. Один мальчик подбежал к нему и объяснил, что здесь дети со всего света которые врали всю жизнь, причиняли другим людям боль своим враньем. Но ты переврал всех, ты станешь королем лгунов и никогда не выберешься отсюда. Мальчик испугался и принялся бежать изо всех сил. Как он быстро не бежал, он всегда оказывался в этом дворце и везде слышал смех и шепот: «король лгунов». У кого бы он не спрашивал дорогу, все кругом ему врали, врали, врали. Мальчик закричал и …

Ребята, давайте придумаем окончание этой истории. (Варианты).

Ребята, мы оставим этого мальчика в стране лгунов или дадим ему шанс? (Дадим шанс)

Как вы думаете, мальчик понял, что некрасиво врать, и что своим враньем он причиняет боль любимым людям.

А как бы вы хотели оказаться в этой стране? Нет.

А что надо делать, чтобы там не оказаться? Говорить правду. Молодцы. Верно.

Послушай внимательно рассказ про одну девочку.
«Тяжелые дни»


  1. Какие поступки совершила Катуся?

  2. Какие чувства ей пришлось пережить?

  3. Какой способ попросить прощения придумала Варвара Ивановна?

  4. Как надо было поступить девочке, чтобы не испытывать отрицательных переживаний?


Рассказ Н.Носова. «Фантазеры»

Ответьте на вопросы по тексту:

  1. Какие небылицы рассказывали Мишутка и Стасик, стараясь превзойти друг друга?

  2. Как Игорь соврал с пользой?

  3. Почему Мишутка и Стасик не захотели сидеть с Игорем на одной лавочке?

  4. Почему ребята решили отдать Ире свое мороженое?

  5. Что лучше: фантазировать как мишутка и Стасик, или врать, как Игорь?


Задание к следующему занятию.

Детям предлагается прочитать три ситуации, каждая из которых представляет собой определенный вид лжи (ложь с целью защиты товарища, хвастовство и сокрытие правды и умолчание).



  1. В классе нашли перевернутый цветочный горшок. Игорь был свидетелем происшествия. Но на вопрос учителя: «Кто это сделал?» - отвечает, что он не знает.

  2. Маша хвастается своим подружкам, что в выходные она ходила в цирк, хотя на самом деле она туда не ходила.

  3. Сережа разбил чашку. Он молчит, когда обвиняют его брата, что он совершил этот неосторожный поступок.

Надо проанализировать данные ситуации и проранжировать степень серьезности от 1 ( наиболее серьезная ложь) до 3 ( ложь, наименее серьезная). Мнения детей выслушивается и обсуждаются.
Дополнительный текст, который можно использовать. В. Голявкин. «Передвижение комода»
Маше семь лет. Она ходит в школу в первый класс и учится на «отлично». Ее ставят в пример, как лучшую ученицу. А вот однажды что случилось. Она не выучила урока и вообще ничего не могла ответить. Весь класс пришел в удивление, и все мальчики и девочки подумали:

- Объясни мне, что это значит?

Маша заплакала и объяснила все по порядку.

- У нас большое несчастье. Мама передвигала комод. А братик сидел на полу. Он крутил волчок. Волчок закатился под комод. Братик полез за волчком. И мама ему прищемила живот. Братика увезли в больницу. Все плакали очень сильно, и я не могла учить урок. Мальчики и девочки подумали: «Вот это да!» А учитель сказал:

-Раз такое дело, это совсем другое дело. – И погладил Машке по голове.

Через несколько дней. Учитель встретил Машину маму. Он ей говорит:

-У вас такое несчастье. Вы придавили сына комодом. Мы все вам сочувствуем.

Что вы, что вы! – сказала мама. – У меня нет ни комода, ни сына. У меня только дочка.



Тема : Я стараюсь не жадничать.
Цели:

1.Сформировать у детей представление о хороших и плохих поступках.

2. Научить относиться к поступку, ориентируясь на нравственные нормы.

3.Понимать различие между поступком и свойством личности.

4.Побудить ребенка поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
Ребята! Тему нашего сегодняшнего занятия попробуйте угадать сами. Послушайте стихотворение:
Я стараюсь не лениться,

В школе хорошо учиться,

На концертах выступать,

Дома маме помогать.

А еще не быть хвастливой

Я стараюсь непрерывно;

Промахи случаются,

В целом, получается.

А когда моя подружка

У меня берет игрушки,

Я старательно молчу-

Прослыть жадной не хочу.

Я стараюсь быть правдивой,

Врать ведь очень некрасиво,

Так мне папа говорит,

Мама тоже не молчит.

Брать чужое недостойно,

Учит бабушка меня;

Эти пять простых законов

Я стараюсь выполнять.

О чем это стихотворение? Придумайте ему название. Какие человеческие качества привлекают героиню? Какие нет? Какой она хочет быть? Какой не хочет? (Дети причисляют).

Итак, догадались, какую тему мы начинаем проходить? С одним из перечисленных вами качеств мы сегодня познакомимся поближе.


Тема нашей сегодняшней беседы: «Я стараюсь не жадничать»

Послушайте диалог дух девочек:


Мама мячик мне купила,

Ты куда его схватила?

Вдруг испортишь,

Вдруг проткнешь,

Или просто не вернешь?
Мне не нужен мячик твой,

У меня такой же свой,

Что, не веришь? Посмотри,

Тоже блестки изнутри,

Ты попробуй, побросай,

Мы ж подруги, ну, давай!


Ты скакалку мне испортишь,

Скачешь в лужу и не смотришь,

Не умеешь – не берись,

Сперва прыгать научись.


Забирай скакалку, ну же,

У меня своя не хуже,

А давай-ка, кто быстрей,

Вместе прыгать веселей!


Это точно. На конфету,

Угощайся. Нет, вот эту,

Шоколадную не трожь!

Карамель не ешь? Ну что ж…


Итак, какая из девочек понравилась вам больше? Почему? (Одна из девочек – типичная жадина, а вторая – добрая, щедрая).

А какой мальчик из следующего стихотворения?



Жадина

С. Маршак

- Гриша, Гриша, дай мне нож.

- Ты обратно не вернёшь.

- Дай-ка, Гриша карандаш.

- Ты обратно не отдашь.

- Гриша, Гриша, дай резинку.

- Ты откусишь половинку.

- Гриша, Гриша, дай чернил.

- Ты бы сбегал и купил.


Итак, противоположное понятие к жадности – щедрость, доброта. Какие синонимы к слову «жадный» и «щедрый» вы знаете? Назовите как можно больше. (Жадный: скупой, прижимистый, неприятный, противный, вредный; щедрый; добрый, простодушный, дружелюбный).

С кем из героинь стихотворения вы хотели бы подружиться? Как вы думаете, у кого из них больше друзей? Кто из них счастливее?

А теперь послушайте историю про двух мальчиков:

Стоял жаркий июльский полдень. Солнечный свет заливал все вокруг, множился в окнах домов, слепил глаза. Второклассники Коля и Саша, вяло переговариваясь, шли по улице. Бегать не хотелось, прыгать – тем более. Зато ужасно хотелось мороженого.


У Коли в кармане весело позвякивали мелочь, которую он еле-еле выпросил у мамы на шикарное эскимо в шоколадной глазури. Коле так хотелось его попробовать, да вот беда: Саше не дали денег на мороженого. Конечно, можно купить два стаканчика – и по цене одно Ито же, и с другом поделится. Но это же не эскимо… Размышляя, мальчик и не заметил, как поравнялся с магазином «Продукты»…

Закончите рассказ. Какое решение принял мальчик? Почему? Как вы думаете, какое решение правильное? Почему?

А не на день рождения подарили шикарную коробку шоколадных конфет. Коробка была такая огромная, что занимала половину стола, на которой девочка складывала подарки. Это были любимые Анины конфеты. И их было так много, что девочка пыталась сосчитать, на сколько дней ей удастся растянуть удовольствие, но все время сбивалось. И тут вошла мама. «Пошли пить чай, - сказала она, и конфеты возьми. Угостишь гостей».

Закончите рассказ. Как поступила девочка? Послушала ли она маму? Какие чувства она при этом испытала? Почему?



А теперь послушайте рассказ В.Голявкина «Так всегда бывает»
Мяч свой я у них отобрал. Потому что мяч мой. Кидаю мяч в стенку и сам ловлю. Очень мне нужны. Хватит мне этой стенки.

Вот я и ловлю мяч от стенки. А Гога кричит:

-Смотрите-ка, он сам собой играет!

Разве я сам играю? Я со стеной играю. Пес Катушка ко мне привязался, вокруг бегает, мешает хвостом. А Гога кричит:

-Ой, глядите, с Катушкой играет!

- Не я с Катушкой играю, а Катушка со мной играет.

Катушка лает.

Я продолжая играть.

Играю себе и играю.

Катушка лает и лает.

Вдруг пес Катушка – цап мячик! – и все…

Превратился мячик в лепешку.

А Гога орет:

- Так всегда бывает!

Врет, наверное…
Понравилось ли вам поведение мальчика? Почему? Какие чувства вызывает у вас его поведение? Как вы думаете, умеет ли он дружить? Как вы думаете, что автор хотел сказать, назвав свой рассказ «Так всегда бывает?»

Итак, с каким качеством личности вы сегодня познакомились? Хорошее ли это качество? Почему жадным – это плохо? Назовите противоположное качество.


Рассказ А.Леонова «Не жадный и не ленивый» в книге «Сани – самоходы»
Пошел Петька на речку ледоходом полюбоваться. Смотрит, а на берегу на ледяной кромке стоит дядька с длинным багром и тянет к себе то бревно, то доску, то корягу…

Большую кучу дров наловил и все вылавливает, вылавливает…

Долго смотрел Петька на этого дядьку, замерзать стал от речного ветра, а тому хоть бы что, знай себе багрит.

«Жадный, - решил Петьки. – Все коряжки захватил».

За обедом отец спросил у Петьки:

- Ну, сын, рассказывай, что на реке высмотрел?

-Дядьку жадного, ответил Петька. – он все коряги и досочки захватил себе одному.

-Где же он захватил?

- А по речке какие плыли. Он их багром себе захватывал.

-Ну, он не жадный, - сказал отец. – Просто расчетливый, на речке готовые дрова берет. В лесу-то их надо купить…

-А что, у него денег нет? – перебил отца Петька.

-Есть деньги, только он бережливый, не хочет зря бросаться трудовой копейкой… В лесу купи дрова-то, да спили их, да привези к дому…

-Он ленивый, - снова перебил отца Петька.

-Ленивый не стал бы целый день багром на реке работать. Ленивый лежал бы на диване да на потолке пустую грамоту с утра до вечера читал.


А можно ли сказать про детей из стихотворений, которые мы сейчас читали, и из рассказов, что они бережливые и расчетливые? -А какой он тогда? – спросил Петька.

-Наверное, хозяйственный, - ответил отец. – Наберет он на реке бревен да сучьев, которые ветром нанесло, будет год топить ими печь, а лесные дрова сберегутся…И река чище будет, в корабельные винты топляк не попадет, аварий меньше случится. Ну, понял, какой этот дядька?

-Понял, - ответил Петька.- А я-то думал, он жадный и ленивый

Почему нельзя?



Задание к следующему занятию: Жадничал ли ты когда-нибудь? Вспомни ситуации, когда ты жадничал или был щедрым. К чему это привело?

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница