Тезис проекта «По следам мамонта»




Скачать 104.99 Kb.
Дата23.08.2016
Размер104.99 Kb.
Тезис проекта «По следам мамонта»
Цель проекта: Развить познавательный интерес и творческие способности детей в процессе их знакомства с древним ископаемым Якутии - мамонтом.
Задачи проекта:

  1. Развивать у детей творческие и познавательные способности в процессе изучения древнего животного - мамонта

  2. Воспитать экологическую культуру дошкольников, чувства сострадания к животным нашей планеты

  3. Повысить творческую активность родителей и педагогов.


Автор проекта: воспитатель Иванова Айталина Агитовна
Участники проекта:24 детей подготовительной группы, родители, педагоги и помощники воспитателя
Этапы реализации проекта:

  • Выбор темы

  • Планирование реализации проекта

  • Реализация проекта

  • Анализ

При выборе темы инициаторами проектной деятельности могут быть сами дети или воспитатель. С 2010 года углубленно работаю по теме: «Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Как раз в это время, у нас в плане по ознакомлению с окружающим миром была тема «Свойства льда». Для того, чтобы как то заинтересовать детей и внести региональный компонент, решила познакомить детей с вечной мерзлотой Якутии. Сделали макет земли из пенопласта, где были видны слои земли. Для нижнего ледяного слоя раскрошили пенопласт, сверху положили мох, как траву. Сверху сделали две дырки и туда поместили ледяные шарики. Внутри ледяных шариков заморозили игрушки динозавра и мамонта. После знакомства с макетом земли позвала детей и попросила пощупать поверхность земли. Дети в макете нашли дыру и засунули туда руки и наткнулись на лед. Дети по моей просьбе вытащили ледяные шарики. Лед оказался очень холодным. А самое интересное - внутри льда что-то было. Предложила детям узнать, что там внутри и как же побыстрее извлечь то, что лежит внутри льда. И вместе с детьми стали извлекать эти странные предметы всякими разными способами. Сначала положили на батарею. Лед таял , но очень медленно. Потом попробовали положить в горячую воду, бить молоточком… Так, играя познакомились со свойствами льда, что он - холодный, скользкий, твердый, а когда тает - превращается в воду. И когда наконец-то вытащили, дети сразу узнали динозавра, а вот мамонта некоторые не узнали, они сказали, что это слон. Когда я им объяснила, что это мамонт, который давно вымер, как и динозавры, и что в вечной мерзлоте до сих пор находят останки вымерших мамонтов, они очень удивились. Дети сразу засыпали меня вопросами: « А почему они вымерли ?», «Где нашли мамонтов?», «Чем они питались?»… Так, исходя из этого занятия, мы и пришли к выбору нашей темы проектной деятельности.


Стали планировать как будем реализовывать наш проект:
-что мы знаем о мамонте?

-Что мы хотим узнать?

-И как мы это будем делать?

-Планирование с педагогами этапов проекта

Разделили проект на 7 этапов:


  1. Здравствуй, мамонт

  2. Мама для мамонтенка

  3. Я – исследователь

  4. Моя Якутия и вечная мерзлота

  5. Макет мамонта

  6. Мамонтенок – талисман

  7. Поход в музей мамонта


Здравствуй, мамонт
Сначала вместе с родителями и педагогами начали сбор информации. Стали собирать книги, энциклопедии, магнитики, сувениры, фотографии с изображением мамонта. Дети вместе с родителями сделали и принесли планшеты о мамонтах. Каждый приносил свой планшет и рассказывал то, что узнал. Например, Сайаана вместе с папой нарисовали мамонтов, Кристина принесла открытки поделок из мамонтовой кости. Дети например ,узнали, что мамонты очень огромные, что уних большие бивни, что из бивня мамонтов делают сувениры; что мамонты жили очень-очень давно, когда наших бабушек и дедушек не было; что возле реки Индигирка нашли кладбище мамонтов; что древние люди охотились на мамонтов, поэтому они исчезли; что останки одного из мамонтов нашел бульдозерист и сообщил ученым; одна девочка даже предположила, что это древние люди выкопали яму и мамонтенок Дима упал туда и замерз.

У нас в группе ходит ребенок-инвалид с синдромом Дауна, который тоже принес свой планшет, сделанный с мамой. Он так был рад, что всем, кто заходил в группу, показывал свой планшет. Андрюша совсем не говорит, испытывает трудности в одевании, но все понимает и слушает, очень любит рассматривать книги. Дети его очень любят, воспринимают его как маленького и во всем ему помогают. Когда Тимур спросил его: - «Андрюша, а где твой планшет?»-он с радостью показал ему, и Тимур рассказал Андрюше, о чём его планшет. По прошествии нескольких дней он, сидя и рассматривая книги и энциклопедии, сам нашел рисунок мамонта и принес показать мне. Это была такая большая радость для всех нас. Вот так наш проект помог ему в общении.

Каждый день прибавлялось столько новой информации про мамонтов, что дети в свободное время начали рисовать. Рисовали, как люди их находили, как бульдозерист нашел мамонта, что мамонтов находили под землей и т.д.

Мама для мамонтенка
В ходе различных раскопок находили различные скелеты и останки мамонтов. Так, в 1977 году на реке Киргилях в бассейне реки Колыма нашли мумию 7-8 месячного мамонтенка, его прозвали Димой. Его возраст около 40000 лет. Обнаружение мамонтенка Димы вдохновило различных людей творческих профессий на создание рассказов, стихов. И даже создание всем нам известного с детства мультфильма «Мама для мамонтенка» было вдохновлено находкой этого мамонтенка. Это очень хороший, добрый мультик о том, как мамонтенок нашел свою маму, пробравшись сквозь ветер и стужу он приплыл на льдине в Африку и встретил там «маму»- слониху.

Просмотр этого мультфильма пробудил в детях чувство сострадания к маленькому мамонтенку. Дети чутко реагировали на характер и настроение музыки, с удовольствием подпевали песню мамонтенка. Во время просмотра мультика дети сравнивали сходства и различия животных и среду их обитания. Разучили песню мамонтенка, рисовали сюжеты из мультика.



Я – исследователь
Теперь встал очень интересный вопрос - кто же занимался находками мамонтов? Ученые – палеонтологи. Палеонтология – наука об ископаемых организмах. Палеонтологи находят останки любого погибшего растения или животного и из них восстанавливают всю грандиозную картину развития жизни на Земле. Чтобы познакомить с профессией палеонтолога , мы придумали игру «Раскопки ведут ученые - палеонтологи». Для этого из фанеры и твердого картона сделали сборный- разборный скелет мамонта. Косточки скелета поместили в ящик с песком и закопали. Рассказала детям, что профессия палеонтолога очень пыльная и трудоемкая. Орудием труда является кисточка, чтобы не испортить находку. Детям на голову надели шапочки и маски и всем дали кисточки. И осторожно начали работать кисточкой, как палеонтологи. И какая была радость детей , когда они находили разные части скелета мамонта. Но они пока не знают, что они раскопали. Когда из песка были найдены все части скелета, предложили собрать и узнать чей же скелет мы нашли. Мальчишки сразу поняли, как собрать, помогали девочкам, а когда затруднялись , спрашивали. Когда собрали весь скелет, все закричали: «Ура! Мы нашли скелет мамонта». Так мы познакомились с профессией палеонтолога и со строением скелета мамонта.

Вместе с детьми решили измерить мамонта. Мамонты давно вымерли, как их измерить?


1. Какого роста мамонт? Из книги мы узнали, что рост мамонта – 5 метров. Как это можно наглядно объяснить детям? Я объяснила, что это примерно с 2-х этажный дом. Все это мы показали на компьютере. Для того чтобы дети лучше воспринимали и сравнили, мы измерили рост самих детей. Рост Дениса составил ровно 1 метр. Мы Дениса сфотографировали и копию его фотографии поставили рядом с изображением мамонта , потом мы поставили копии его фотографий друг на друга- получилось 5 раз! Дети вместе считали до 5. Наш Дениска рядом с мамонтом казался просто крошечным. Вот так с помощью компьютера мы измерили рост мамонта.
2. Измеряем длину мамонта. Опять же из энциклопедии мы узнали, что длина мамонта - 4,05 метр. Отмеряем длину мамонта с помощью метровки и отмечаем на полу мелом. Туда разместились 5 мальчиков с вытянутыми руками. Так мы измерили длину.
3. Сколько весит мамонт? Мамонт весит - 10 тонн. Самым трудным было измерение веса. Как объяснить детям, что мамонт такой тяжелый? Опять к нам приходит на помощь ИКТ. На этот раз измерили вес детей . Никита весит ровно 20 кг. Мальчики попытались поднять Никиту, оказывается, 20 кг- это довольно тяжело. И с помощью компьютера я на чашу весов «поставила» одного мамонта с одной стороны, а на другую чашу весов «встал» наш Никита аж в 500 копий! Так мы наглядно показали, что вес одного мамонта ровняется 500 Никитам. Вот так мы познакомились с весом мамонта.

Моя Якутия и вечная мерзлота
Изучая мамонта, мы познакомились с картой Якутии. На карте вместе нашли те улусы, где находили останки мамонтов и отметили их значками. Познакомились с геральдикой Усть-Янского и Среднеколымского улусов, на гербе которых изображен мамонт. Фигура мамонта указывает, что на территории этих улусов проживали мамонты, о чем свидетельствуют неоднократные находки их останков. Мамонт символизирует мужество, выносливость людей, проживающих в суровых условиях Заполярья.

Познакомились с наиболее вероятными местами находок. В основном останки мамонтовых костей находили в руслах и подмывах берегов рек и около морских берегов. Например, в 2010 году в Якутии было найдено хорошо сохранившееся тело мамонтёнка. Рост Юки не превышал 160 сантиметров в холке, это была 40 000-летняя мумия мамонта. Юка была обнаружена осенью 2009 года членами общины «Юкагир», проживающими на севере Усть-Янского улуса и занимающимися сбором мамонтовых бивней.

Спросили у детей, почему мамонты, которых нашли в Якутии, так хорошо сохранились? Дети затруднялись ответить. Попросили детей вспомнить макет земли. Что было под землей нашей Якутии? Вспомнили, что у нас под ногами есть вечная мерзлота. Недра Якутии, скованные вечной мерзлотой, являются замечательными природными кладовыми, где в замороженном состоянии до наших дней сохранились уникальные трупные и скелетные останки мамонтов и других животных ледникового периода.

Макет мамонта
Потом вместе с детьми решили сделать макет мамонта по технике папье - маше. Из пластилина слепили две половинки мамонта. И работа закипела, дети от души работали, с удовольствием помогали друг другу. Когда две половинки были готовы, встал вопрос как соединить. Подумали и решили заклеить таким же способом. Вопрос был решен. Потом закрасили и приклеили бивень.

Чего-то не хватает? Дети сразу догадались, что нет шерсти. Из чего и как будем делать волосяной покров? Версий было очень много. Некоторые дети предлагали нарисовать шерсть, сделать шерсть из бумаги, из ниток, из конского волоса. В ходе обсуждения решили сделать волосяной покров из шерстяной пряжи. На длинную нитку завязываем с детьми отрезки пряжи. Работа оказалась трудоемкой. Особенно испытывали трудности при завязывании мальчики. Но со всеми усилиями работа была закончена успешно.

Когда все заготовки прикрепили к мамонту, дети радостно закричали: «Мамонт у нас получился как настоящий! Как из мультика! ». Дети радовались мамонту, как настоящему. Даже предложили еще засыпать его снегом для большей убедительности. Тогда возник вопрос, откуда возьмем снег? Ведь настоящий снег сразу растает, так как у нас в группе тепло. И тогда я предложила сделать самим не тающий искусственный снег. Тут вдруг я вспомнила про один интересный опыт , как получить искусственный снег! И где я нашла этот снег, вы думаете? В обычных детских памперсах. Внутри них оказывается, есть такой суперабсорбент, который при поглощении воды разбухает и выглядит как мокрый снег. Это было как чудо, как волшебный фокус . Радостям детей не было предела! Засыпали мамонта нашим снегом. Макет мамонта готов!

Мамонтенок – талисман международных детских игр Дети Азии
Познакомили детей с международными спортивными играми «Дети Азии». Дети так же узнали много нового. Талисманом игр был мамонтенок Рома с факелом в правой руке. Мамонт, как мы уже знаем, символизирует мужество, выносливость людей, проживающих в суровых условиях Якутии.

Вместе с детьми посмотрели видео открытий Игр. Оказывается в Азии живут столько разных народов. Познакомились с различными видами спорта. Дети пришли к выводу, что такие соревнования развивают спортивный дух, выносливость и прививают гордость за свою Якутию. Нарисовали талисман игр по видам спорта: мамонтенка - бегуна, прыгуна, штангиста, мамонтенка с факелом, и организовали выставку рисунков.



Итоговое мероприятие «Знатоки мамонта»
На это мероприятие мы пригласили родителей. Почти все дети поэтапно рассказали родителям и педагогам о своей работе в проекте; о том, что нового узнали о мамонтах за этот период - начиная с первых дней проекта . Кто- то рассказал, как мы измеряли мамонта; кто- то- где и как находили останки мамонтов; как делали сами макет мамонта; кто- то рассказал о работе палеонтологов и т.д. Провели викторину «Знатоки мамонта». Дети проявили очень большую активность. Оля с мамой рассказали о своём походе в Краеведческий музей в Якутске, где они видели скелет и муляж мамонтов. А в конце мероприятия к нам зашел Мамонтенок Рома - ростовая кукла, специально сшитая нашими педагогами. С ним наши дети играли, пели для него « пусть мама придёт, пусть мама услышит, пусть мама меня непременно найдёт…» , водили хоровод. Мамонтёнок оказывается, пришёл к нам не с пустыми руками, принёс гостинцы - замороженный куорчэх. На прощание он пригласил нас весной в Музей мамонта в Якутск. Теперь дети с нетерпением ждут этой поездки.

Выводы:
Ученые отмечают важность соблюдения баланса инициатив взрослых и детей. Более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Так, из 24 детей группы не остался ни один ребёнок безучастным. Самым удачным в нашем проекте мы считаем то, что инициатива изучения мамонтов исходила от детей. Поэтому работать было легко и интересно. Так, запланированный мной долгосрочный проект (4 месяца) успешно закончился за 2 месяца.

Собрали очень много материалов, узнали много новой, порой неожиданной информации. В ходе проекта значительно расширился кругозор детей, дети научились общаться, помогать друг другу; развились такие качества, как умение выступать перед публикой и умение слушать, анализировать, делать выводы.

Следует также отметить, что порой передо мной возникали непредвиденные моменты. Например, когда дети задавали неожиданные вопросы, типа, а почему сейчас в Якутии не находят останки динозавров, как они вымерли и т.п. Поэтому приходилось много читать и самой.

Определенные трудности возникали и в работе с родителями. Например, вначале некоторые родители не с особой охотой поддерживали идею подробного изучения вымерших животных.

А некоторые родители поверхностно относились при подготовке планшетов, делали «для галочки», не вовлекая в это ребёнка. А ребёнок порой не знал, о чём рассказывает его планшет.

В ходе проекта самой затруднительной была своевременная фиксация ситуации деятельности воспитанников и их достижений, фотографирование и распечатка.

Могу утверждать, что данный проект объединил , сделал партнёрами детей, их родителей, многих педагогов; позволил нам лучше узнать друг друга, увидеть в разных ситуациях. И такие проекты дают раскрыться возможностям каждого ребёнка, стирая барьеры.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тюнгюлюнский Центр развития ребенка – детский сад «Олимпионик»



Мегино – Кангаласского района Рееспублики Саха (Якутия)

«ПО СЛЕДАМ МАМОНТА»

Проект для детей старшего дошкольного возраста.

(Тезис)

2015 г.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница