Третьяков Александрович Педагог дополнительного образования Первая квалификационная категория Ульяновск 2016г. Содержание




Скачать 210.13 Kb.
Дата23.08.2016
Размер210.13 Kb.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

г. Ульяновск

Центр детского творчества №6

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Вокально-инструментальный ансамбль как средство формирования эстетического вкуса» (на примере композиции Survivor – «Eye Of The Tiger»)

Третьяков Александр Александрович

Педагог дополнительного образования

Первая квалификационная категория

Ульяновск 2016г.
Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………….......3

2. Влияние рок-музыки на формирование эстетического вкуса подростков.

2.1. Особенности становления и развития рок-музыки;

2.2. Описание процесса подготовки музыкальной композиции Survivor – «Eye Of The Tiger» на примере коллектива студии «Аккорд» «Раин Дробс». 

3. Заключение.

4. Список литературы………………………………………………………… 19

Пояснительная записка.


      Проблема эстетического воспитания всегда была и остается актуальной в плане формирования духовной личности ребенка, в перспективе его развития. Содержание эстетической воспитательной деятельности в значительной степени определяется тем, какую трактовку воспитания принимает педагог. В педагогических исследованиях существует следующее понимание воспитания: «воспитание» от слова «воспитать», значит вырастить (ребенка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование; воспитание - это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производственному труду. В любом случае, воспитание ребенка должно быть основано при воздействии на духовное развитие, только тогда «эстетическое воспитание достигает формирования определенного эстетического отношения человека к действительности». Задача эстетического воспитания сводится к формированию эстетического отношения ребенка не только к действительности, но и к такому искусству, где будет возможным духовное развитие личности, одним показателем которого является эстетическое сознание [13,14]. 

   Эстетическая форма сознания включает в себя эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические идеалы, эстетические взгляды и вкусы. Формирование высокого эстетического вкуса имеет большое значение для духовного развития личности и совершенствования социально-природной сущности человека. Эстетический вкус - это способность чувствования, понимания и оценки эстетических явлений. Эстетический вкус – понятие эстетики, характеризующее способность высказывать эмоционально-выраженное суждение об эстетических достоинствах предмета. Он есть диалектическое единство и взаимодействие разума и чувств, опирающееся на определенные представления об искусстве и мире, исходящее из соответствующего общественно - эстетического идеала. Значит, чем более верны эти представления, тем вернее и объективнее вытекающие из них приговоры вкуса. И тогда под эстетическим вкусом надо подразумевать процесс длительного, систематического, целенаправленного развития всех категорий эстетического сознания, который будет способствовать формированию развития личности в образовательном процессе [31,36]. 

    Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков. Именно они - основные потребители музыкальной продукции. В наше время подростки активно слушают музыку: в транспорте, на улице, дома, на занятиях. Кто-то с помощью музыки расслабляется, кому-то наоборот, музыка помогает сконцентрироваться и найти верное решение в определенной проблеме. В мире существует множество разновидностей стилей музыки: классика, поп, реп и т.д. и вся эта музыка, так или иначе, влияет на эстетическое воспитание подростков, на формирование жизненных идеалов и принципов. А формировать личность и его эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Кабалевский Д.Б.) – особенно важно в наиболее благоприятном – детском, и, в частности, подростковом возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психологические процессы.

Рок-музыка как новый способ творческого самовыражения молодежи родилась почти пятьдесят лет назад. В соизмерении с общим историческим процессом развития музыкального искусства это срок почти незаметный. Однако, в условиях ускоренного темпа жизни конца ХХ века, интенсивного развития средств массовых коммуникаций данного времени хватило, чтобы рок-музыка завоевала и заметно изменила мир. Ее влияние затронуло почти все сферы жизни: отношение к искусству, моде, досугу, творчеству, семье, образованию.

Сегодня неоднократно высказываются мнения о негативности влияния жесткого упругого ритма, высокого уровня громкости звучания, светоэффектов на здоровье человека, но по-прежнему рок-музыка оказывается чрезвычайно притягательной для молодежи. Но одними запретами и внушениями о «вредности» увлечения роком ничего решить нельзя: запреты и отрицания рождают повышенный интерес к теме. Отворачиваясь от этого явления, современные образовательные учреждения фактически способствует стихийному формированию музыкально-эстетических вкусов учащихся. Нельзя прятаться от реалий современной массовой культуры, а наоборот, необходимо помочь подросткам сориентироваться в многозвучности жанров и стилей творчества в наши дни, научить выявлять положительные стороны рок-музыки, ее лучшие образцы. Это благодарная и весьма важная миссия педагога дополнительного образования.

Актуальность: потребность в обществе данного музыкального направления. Подростковый возраст, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется необходимостью в интенсивных физических и психических нагрузках, потребностью в интенсивном общении со сверстниками, поэтому совместное пребывание на концертах, массовое подпевание любимых песен, бурные и ритмичные движения, огромный выплеск адреналина содействуют потребности подростков в сильных переживаниях, всплеску эмоций.

Проблема: многообразие некачественной музыкальной рок-индустрии, не возможность подростков самостоятельно определить пути и направления для самореализации, самовыражения в данном виде деятельности. Недостаточность методического материала для педагогов дополнительного образования в работе с подростковыми рок-коллективами.

Стремление обозначить данную проблему, найти пути ее решения и определило тему нашего проекта.

     Цель: подготовка композиции «Eye Of The Tiger» и подтверждение благотворного влияния рок-музыки на формирование эстетического вкуса подростков.

  Задачи: 

- проанализировать литературные источники по данной теме;

- рассмотреть особенности становления и развития рок-музыки;

- описать процесс подготовки музыкальной композиции Survivor – «Eye Of The Tiger» на примере коллектива студии «Аккорд» «Раин Дробс». 

Сила воздействия рок-музыки на общество по мнению разных исследователей обусловлена тем, что это, прежде всего, социальный феномен, отражающий новый способ мышления, мироотношения, новой жизненной позиции, стремление молодежи к самоутверждению, поиску собственного стиля, образа жизни, тяги к экспериментированию. Нормализованная потребность к новизне, к утверждению самости, во все времена затрудняла процесс социализации, угнетала духовные силы юных. В ХХ веке устремленность освободится от консерватизма традиционной культуры, сконцентрировавшись в энергетическом порыве рок-музыки, отразившем новую эстетику, новое мировоззрение [7,15,37].

Своей силой рок-музыка сумела заметно изменить окружающий мир, способствуя прежде всего его омоложению, ориентации на молодежный имидж. Под влиянием рок-музыки в жизни распространились новые ценности, новый более свободный стиль общения, новые формы проведения досуга. Музыка также повлияла на жизнь общества, открылись новые условия для объединения людей, независимо от национальности, религиозного происхождения. Для человечества рок-музыка стала новым способом вхождения в диалог культур, укреплением пространственных, временных связей в искусстве [34,10,13].

       Рассмотрим особенности становление западноевропейской и американской рок-музыки.  

       В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. широкое распространение во всем мире получила рок-музыка, которая явилась закономерным результатом развития и взаимодействия различных направлений популярной музыки, фольклора, джаза.  Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп, до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе». Несколько более определенно можно сказать о, так называемой, «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными видами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ. («конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание) [18,22,25,27].

          Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь - это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х, и более поздний симфо-метал), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, наиболее важными из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а позже и брутальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х) [16,19,22,26].

       Основные центры возникновения и развития рок-музыки — США и Западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен — на английском языке. Однако, хотя и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960—1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х [19,23,27,21]. 

        Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги и кантри. Значительное влияние на рок-н-ролл оказали блюзовые исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс. Название «рок-н-ролл» происходит из песен госпел-исполнителей 40-х годов и являлось, по сути, призывом к танцу. Впервые выражение появилось в песне «Good Rockin Tonight» Роя Брауна 1947 году. В 1949 году выходит песня «Rock And Roll» Уайлд Билла Мура [26,36].

         Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с американскими исполнителями, однако установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре, практически невозможно. Среди возможных вариантов — сингл «Fat Man» Фэтса Домино, вышедший в 1950-м году. Согласно другим версиям, первой рок-н-ролльной записью является «Rocket 88», записанная в 1951 году Jackie Brenston and his Delta Cats.

       Рассмотрим становление рок-н-ролла в конце 50-х. Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри начал всерьёз заниматься музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый сингл. Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре.

         Среди других влиятельных афроамериканских музыкантов в жанре рок-н-ролла следует выделить Литтл Ричарда, который повлиял на последующее формирование гаражного рока и протопанка, поскольку его манера пения и игры на пианино была значительно более агрессивной и напористой, чем у конкурентов. Поначалу рок-н-ролл считался специфической музыкой, характерной только для афроамериканской аудитории. Однако уже появлялись первые белые артисты, исполнявшие рок-н-ролл. Прорывом рок-н-ролла в мейнстрим стала песня Билла Хейли «Rock Around The Clock». Однако титул «короля рок-н-ролла» завоевал другой белый артист — Элвис

Пресли. Он стал первым, кто записал рок-н-ролл на одном уровне с афроамериканскими артистами (когда диджеи ставили его первые записи в эфир, они специально предупреждали, что это поёт белый артист).

          Другим знаменитым белым исполнителем рок-н-ролла стал Джерри Ли Льюис, получивший прозвище «Killer» за неистовую манеру исполнения и игры на пианино. Чуть позже стала появляться более мягкая форма «белого» рок-н-ролла, связанная прежде всего с именами Бадди Холли и Everly Brothers.

         На основе синтеза рок-н-ролла и кантри (особенно его южного поджанра — хиллбилли) появился особый поджанр рок-музыки — рокабилли. Наиболее известные его представители в 50-х — Эдди Кокрэн, Джин Винсент и Карл Перкинс. Среди первых образцов рокабилли выделяются некоторые ранние записи знаменитого кантри-певца Джонни Кэша. Немалое влияние на жанр оказали первые синглы Чака Берри («Maybellene») и Элвиса Пресли («That's All Right (Mama)»). Музыка рокабилли вновь стала популярной в 80-х годах. Среди представителей нео-рокабилли — Stray Cats, The Cramps, Heavy Trash [20,27,31,35].

        Первые британские рок-записи появились в середине 1950-х годов. Если в США рок-н-ролл развивался в тесном соприкосновении с корневыми жанрами — блюзом и кантри, то на британский рок-н-ролл наибольшее влияние оказал скиффл. В частности, один из популярнейших исполнителей скиффла — Лонни Донеган. Среди множества появившихся в то время скиффл-групп была группа одного из основателей «The Beatles» Джона Леннона — «The Quarrymen».

        Одними из первых британских рокеров были Томми Стил, Клифф Ричард, Билли Фьюри, Вилли Харрис. Первыми исполнителями, которые составил конкуренцию американским рокерам в английских чартах, стали

Клифф Ричард и The Shadows, записавшие первый британский рок-н-ролльный хит — «Move It».

        Термином «британское вторжение» принято называть проникновение популярной британской музыкальной культуры на территорию США. «The Beatles», с успеха синглов которых и начался новый этап рок-истории, закрепили успех «высадкой» на американский берег в феврале 1964 года.

«The Beatles» уже в ранние годы представляли собой принципиально новое явление в мировой музыке, и в рок-музыке, в частности: в них соединялись необычайная музыкальная плодотворность и принципиально новый имидж (не просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей, группа, где каждый поёт и каждый способен сочинить хит). Охватившая практически весь мир популярность «The Beatles» (её началом можно примерно считать выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению — «битломании». Вслед за «The Beatles» обрел популярность и ряд других британских групп. Музыкальная жизнь Британии стала развиваться, открывались новые музыкальные клубы, а бит-музыка становилась всё более разнообразной [2,7,8,9].

       Будучи достаточно своеобразным жанровым явлением, рок-музыка вызвала к жизни и своеобразные исполнительские составы — бит-группы, рок-группы. От эстрадных ансамблей прошлых лет эти коллективы отличались тем, что здесь не было ярко выраженного деления на солистов-вокалистов и аккомпаниаторов. Помимо участников вокальной группы пели и подпевали почти все музыканты ансамбля, образуя многоголосье. Кроме того, стали широко использоваться, даже доминировать, электроинструменты: электрогитары, электро­органы. В постановке звучания нашли применение электронные эффекты — реверберация, различные искажения звука (фузз, «квакушка» ит. п.).

       В нашей стране подобные коллективы возникли в середине 60-х гг. и получили название ВИА — вокально-инструментальные ансамбли. Термин ВИА вошел в лексикон советской эстрадной музыки в 1966 г., когда ленинградский коллектив «Поющие гитары» (руководитель А. Васильев) показал публике свою первую программу. Вероятно, на появление самой аббревиатуры повлияло название эстрадного оркестра с вокальной группой «ВИО-66» под управлением Ю. С. Саульского. Этот коллектив по своим стилистическим особенностям во многом был прообразом ансамблей нового типа. Конечно, ВИА возникли не на пустом месте. Их предшественниками можно считать вокальные группы «Дружба», «Аккорд», «Орэра», использовавшие многоголосье, а также популярный в те годы ансамбль электроинструментов «Электрон», исполнявший в основном инструментально-танцевальные пьесы. Первые ВИА непосредственно были связаны с молодежной «гитарной» песней и песнями бардов. Например, первый состав «Самоцветов» примыкал по своему стилю ближе к «уличной» или студенческой и «туристской» песне, чем к эстраде вообще.

       Вокально-инструментальный ансамбль (сокращённо ВИА) — официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1960-е - 1980-е годы. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами. 

     Важнейшей вехой в становлении стиля ВИА стало творчество минского ансамбля «Песняры» под управлением В. Мулявина. С большим вкусом и тактом, используя старинные народные инструменты (лира, рожки и др.), ансамбль интерпретировал произведения национального белорусского фольклора. Обработки народных песен вскоре стали привычными номерами в программах ВИА. Многие ВИА обращаются к песням советских композиторов, в том числе и к песням гражданской тематики.

      В начале 70-х гг. облик ВИА сформировался окончательно. Состав — 8—12 человек: несколько вокалистов, небольшая духовая секция, ритм-секция, гитара и клавишные. В репертуаре преобладали песни современных советских композиторов. Традиционный мелодизм и мягкая напевность сочетались у ВИА с аранжировками, акцентировавшими ритм и придававшими определенную «массивность» звучанию. К числу типичных советских ВИА можно отнести московские ансамбли «Пламя», «Лейся, песня», «Надежда», грузинские «Иверия» и «ВИА-75», молдавский «Оризонт», украинский «Червона рута», белорусский «Верасы», казахский «Арай», туркменский «Дестан», узбекский «Ялла» [10,12,14].

      Во второй половине 70-х гг. некоторые ВИА сделали попытку отойти от чисто песенного направления, осуществив постановки вокальных сюит и мюзиклов. Таковы «Орфей и Эвридика», «Тиль Уленшпигель» у «Поющих гитар», «Гусляр» и «Песня о доле» у «Песняров», «Емельян Пугачев» у «Ариэля». Отмечая успехи этих программ, репертуар ансамблей часто и справедливо критиковали за безликость, однотипность, обилие посредственных сочинений.

     В начале 80-х гг. многие ведущие ВИА прошли коренную перестройку: сократился состав (в основном за счет вокалистов и духовиков), строже стали аранжировки, в первую очередь вокальные («Самоцветы», «Верасы», «Веселые ребята», «Поющие гитары»). Многие из ансамблей основывают репертуар на собственных композициях. Стилистическая амплитуда творчества современных молодежных ансамблей чрезвычайно широка: от развлекательных произведений до серьезных песенных сюит и развернутых инструментальных композиций.

  В 80-е гг. появились новые молодежные ансамбли — рок-группы. После фестиваля популярной музыки «Тбилиси-80» некоторые из них вышли на профессиональную сцену. Популярными стали также самодеятельные ВИА и рок-группы. Их концерты собирают многочисленные аудитории, оказывают определенное влияние на формирование эстетических вкусов молодежи. Однако в творчестве некоторых коллективов наметились негативные моменты, связанные с недостаточно высоким идейно-эстетическим уровнем исполняемых произведений, увлечением авторской песней, некритическим отношением к образцам буржуазной массовой культуры. В связи с этим были приняты меры по упорядочению деятельности ВИА и повышению идейно-художественного уровня их репертуара, обогащению его лучшими произведениями многонационального советского музыкального искусства, отечественной песенной классики. Отношения между ВИА и самодеятельными рок-группами 1970-х — начала 1980-х годов были достаточно сложными и многоплановыми. С одной стороны, существовал определённый антагонизм, связанный с разницей в статусе и признании, с другой — музыканты нередко переходили из ВИА в группы и обратно, а часть ВИА представляли собой «легализовавшиеся» тем или иным путём самодеятельные группы. Так, группа «Аракс» приобрела официальный статус через три года после создания, в 1974 году, когда вошла в труппу театра «Ленком». ВИА «Земляне» тоже начинал как андеграундная рок-группа, и лишь потом сменил статус. Официальный статус имели рок-группы «Карнавал», «Динамик», «Машина времени» (в период с конца 1979 до второй половины 1980-х, когда работала под эгидой государственного объединения «Росконцерт»). В целом бездонная пропасть лежала между профессиональными ВИА, даже если они робко пытались пискнуть что-то со сцены в своё оправдание, ВИА самодеятельными, бравшими с них пример, и группами. Это, однако, не переходило в конфронтацию. Все понимали, что так устроен мир. Пойти, например, работать в ансамбль «Весёлые ребята» к Слободкину так и называлось — «продаться в рабство». Это компенсировалось спокойной жизнью без цепляний, милиции, хорошей аппаратурой и стабильным, по тем временам высоким заработком. Группы, игравшие рок, отличались от ВИА не только модусом вивенди (рок-дискурс — исключительно авторский), но и вытекающими из последнего жанровыми особенностями самой исполняемой ими музыки, превращая ВИА в развлекательное и подчёркнуто-полистилистическое музыкальное варьете.

      Большинство ВИА прекратили своё существование в конце 1980-х годов. Этому способствовал целый ряд обстоятельств, прежде всего — выход из подполья рок-музыки и упразднение механизмов регулирования деятельности эстрадных исполнителей, ограничений на репертуар и строгих критериев профессионального отбора музыкантов. Сыграло свою роль и повышение качества музыкальной аппаратуры, появление дешёвых синтезаторов и семплеров, дающих возможность производить качественную поп-музыку без привлечения большого штата музыкантов. Да и репертуар большинства ВИА, состоящий из позитивных шлягеров и «идеологически выдержанных» композиций, в новых политических условиях стал гораздо менее востребован. Большинство коллективов распалось, хотя некоторым удалось выжить, преобразовавшись в группы самой разной музыкальной направленности, от поп-музыки до хард-рока. Значительная часть музыкантов распавшихся ВИА осталась на эстраде, войдя в состав новых групп или начав сольную карьеру. Очень многие современные российские деятели поп-музыки — это бывшие музыканты ВИА 80-х. Некоторое количество старых, широко известных ВИА продолжают существовать по сей день, хотя и в сильно изменённом составе. Среди них — «Весёлые ребята», «Земляне», «Песняры», «Цветы». Некоторые известные ВИА (например, «Поющие гитары» и «Самоцветы») были воссозданы во второй половине 1990-х годов, на волне увеличения популярности музыки 1960-1970-х годов. Они записывают ремейки своих шлягеров, выступают с концертами, где звучит обычно наиболее популярная часть старого репертуара. Некоторые ВИА ("Самоцветы", "Песняры", "Земляне", "Ялла", "Синяя птица", "Лейся, песня", "Здравствуй, песня", "Кобза", "Краяни", "Сябры") исполняют и новые песни, не уступающие их известным шлягерам. В некоторых случаях, например в ВИА «Песняры», возникло сразу несколько составов, претендующих на одно и то же название и исполняющих один репертуар [3,6,15,16,19,21,22]. 

Некоторые исследователи музыкальных жанров характерными признаками рока считают обязательное использование электромузыкальных инструментов и исполнение произведений собственного сочинения, основы звучания которых – громкость на максимуме (состояние «лопающих перепонок»), не эстетичность исполнения и внешнего вида самих участников рок-группы.  Подобные утверждения не совсем соответствуют действительности. Такие признаки рок-музыки как наличие электромузыкальных инструментов и исполнение собственных сочинений - являются вторичными, поэтому не следует заблуждаться на этот счет. Отличительными особенностями рок-музыки прежде всего являются композиции с усложненной структурой и ритмом, где всегда солирует электрогитара.  В каждой рок-группе имеется солист или несколько солистов. Если в 50-е годы, на заре развития рок-музыки, в ее основе лежала блюзовая гармония, то сегодня многие ее направления имеют мало общего между собой. Однако, рок-музыка была и остается до сих пор прогрессивным жанром молодежной музыки, несущей в себе энергию чувства, желания и стремления молодых. По сути, рок-музыка – это энергия ритмов, именно поэтому рок-музыку некоторые исследователи относят к агрессивным брутальным жанрам. Нельзя не отметить и содержательную направленность рок-музыки: как и в любом музыкальном направлении, рок-композиции могут быть представлены как в развлекательном жанре, так и встречаются образцы, которые можно отнести к серьезной музыке. Положительные стороны рок-музыки – качественные социальные тексты, протест против насилия и неравенства людей, борьба за права и свободы и, наконец, талантливая красивая музыка о взаимоотношениях мужчины и женщины.
Из опыта работы.

Апробация проекта была проведена на базе эстрадной студии «Аккорд» ЦДТ № 6, расположенного по адресу: г. Ульяновск, улица Хрустальная, 50. В данном учреждении дополнительного образования работают более семидесяти преподавателей по различным направлениям. Самым многочисленным является художественный отдел. Только в художественном отделе занимаются около полторы тысячи человек, и одними из них являются обучающиеся эстрадной студии «Аккорд».

Эстрадная студия «Аккорд» была создана на базе ЦДТ № 6 в 2006 году. В студии обучаются дети разных возрастов. Общее количество участников в период с 2006 по 2016 гг. составило более 500 человек. В настоящее время в студии занимается 45 обучающихся разных возрастов (10-18 лет).  Обучающиеся в студии ребята: Уба Влад, Мекеров Николай, Авдеев Андрей, Воронин Сергей и многие другие являются участниками различных концертных выступлений на площадках города на Дне города, Дне молодежи, праздничных мероприятиях, посвященных Дню матери и др.

    Ярким представителем данной студии является коллектив «Раин Дробс», Участники коллектива «Райн Дробс», руководителем которого является Третьяков А.А., - это Яшнова Татьяна, Дындов Александр, Денисова Дарья, Шишенков Кирилл, Шпоркин Артем, Литвинов Владимир, Христов Андрей.Ребята занимаются уже пять лет и являются победителями городского конкурса «Виват Россия!».

В репертуаре музыкального коллектива «Раин Дропс» за период существования насчитывается большое количество вокально-инструментальных произведений из репертуара как российских, так и зарубежных коллективов (рок-групп), таких как Найк Борзов – «Верхом на звезде», «Ария» – «На грани», «Сплин» – «Блокада», «Зимовать», «7Б» – «Некрещеная луна», «Танцы минус» – «Бессердечность», «Survivor» - «Eye Of The Tiger», В. Бутусов – «Девушка по городу» и многих других.  

       Сплачивающим фактором является разнообразная интересная жизнь участников группы вне репетиционных занятий: обсуждение различных композиций, жанров музыки, собственных сочинений музыки и текстов, совместное проведение досуга.

Ребята, заканчивающие обучение в эстрадной студии «Аккорд», продолжают заниматься музыкой, являются участниками многих рок-команд города Ульяновска. Многие продолжают совершенствовать свое исполнительское мастерство в музыкальных учреждениях: Александр Телегин, окончивший музыкальное училище, является преподавателем по классу ударных и участником ульяновской группы «Прима». 

Уровень самосознания участников студии значительно отличается от сверстников, так как участие в коллективе за 5 лет заложило основу для дальнейшего духовного и нравственного развития личности. Рок- музыка стала неотъемлемой частью их жизни, открыла новые условия для объединения, общения, самовыражения, профессионального роста, стала хорошим фундаментом по формированию эстетически значимой системы ценностей и вкусов.

Описание подготовки музыкальной композиции.

Творческий проект представляет собой подготовку вокально-инструментальной композиции Survivor – «Eye Of The Tiger». Песня была написана по просьбе Сильвестра Сталлоне для фильма «Рокки 3». Заняла вершину Billboard Hot 100, 24 июля 1982 года и оставалась на ней в течение шести недель. Двадцать первая песня в списке Billboard’s All Time Top 100 и шестьдесят третья в списке лучших хард-рок композиций всех времен по версии VH1. В 2007 году группа «Survivor» выпустила переиздание песни. Данная композиция имеет ярко выраженный энергетический характер; учитывая популярность песни, она несет в себе танцевальную ритмику, хотя исполняется в умеренном темпе. Для более точной передачи инструментальной энергетики, юными музыкантами используются всевозможные звуковые эффекты. Используются музыкальные инструменты, такие как: акустическая ударная установка, электрогитары (ритм, соло гитара), бас-гитара. 

     Обратим внимание на сам процесс осуществления занятий в студии. Занятия носят систематичный характер (2 раза в неделю по 2 часа), перед концертными выступлениями время занятий увеличиваются вдвое. Продумывается сценический образ группы в целом и каждого участника в отдельности. Обязательным является выполнение домашнего задания, что формирует такие качества как самостоятельность, трудолюбие, ответственности. Данная включает в себя просмотр многочисленного видеоматериала по теме обучения с целью наглядного его восприятия, пополнение слушательского опыта.

     Этапы разучивание композиции:

- прослушивание песен, и их анализ;

- обсуждение и представление отдельных партий;

- использование компьютерных программ для наглядного анализа;

- просмотр видеоматериала;

- разбор партий по инструментам;

- разучивание отдельных фрагментов композиции;

- индивидуальная работа над приемами игры;

- ансамблевая работа, слияние инструментов;

- отработка особенностей композиции в ансамбле;

- работа над актерскими качествами и сценическим мастерством;

- отработка вступления;

- отработка основной части (куплеты, припевы);

- отработка заключительной части (коды);

- отработка композиции в целом


Список литературы:

1. Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», К.,1980 2. Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля», Сб-П.,1983г. 3.  Повседневная жизнь российского рок-музыканта: Владимир Марочкин — Санкт-Петербург, Молодая гвардия, 2003 г.- 406 с.

4. Проповедь православия среди рок-молодежи: Г. Седых, Н. Пыжов — Санкт-Петербург, Святая Гора, 2007 г.- 112 с.

5. Рок-гитара для "чайников" (+ CD): Джон Чаппел — Санкт-Петербург, Диалектика, 2006 г.- 368 с.

6. Рок глазами джазмена: Алексей Козлов - Москва, Городец, 2008 г.- 264 с. 7. Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965-2005. Том 1: Андрей Бурлака — Санкт-Петербург, Амфора, 2007 г.- 416 с. 8. Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965-2005. Том 2: Андрей Бурлака — Москва, Амфора, 2007 г.- 400 с.

9.  Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965-2005. Том 3: Андрей Бурлака — Санкт-Петербург, Амфора, 2007 г.- 520 с.

10. Русская рок-поэзия. Текст и контекст: Юрий Доманский — Москва, Intrada, Издательство Кулагиной, 2010 г.- 232 с.

11. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А, М., 1999г.

12. Стилевые метаморфозы рока: Валерий Сыров — Санкт-Петербург, Композитор - Санкт-Петербург, 2008 г.- 312 с.

13. Эстетика: Н. Гартман — Москва, Ника-Центр, 2004 г.- 640 с. 14. Эстетика: Под редакцией А. А. Радугина. - М., Библионика, 2006 г.- 240 с. 15. Этот русский рок-н-ролл. В 2 книгах. Книга 1: Александр Устинов — Санкт-Петербург, Амфора, 2009 г.- 304 с.
Список интернет-ресурсов:

16. http://www.history-of-rock-music.com/rock-age.php?rockAge=13

17. http://directory.google.com/Top/Arts/Music/Styles/Rock/History/

18. http://www.scaruffi.com/history/

19. http://www.willinet.net/~thx1136/

20. http://www.geocities.com/lil_rocker_roller/

21. http://rocknrollzone.com/

22. http://www.guitars.ru

23. http://www.ipt.ru/~pyatkov/rnr/elvis/

24. http://www.metallica.ru/?id=34&x=43&y=8

25. http://www.elvis.com/elvisology/default.asp

26. http://www.slaytanic.com/

27. http://nu-metal.h10.ru/

28. http://music.kulichki.net

29. http://www.angelfire.com/de/DeepPurple/

30. http://www.deep-purple.com/

31. http://launch.yahoo.com/artist/artistFocus.asp?artistID=1022925

32. http://www.ledzeppelin.com/site_flat/fs_discography.html

33. http://members.tripod.com/john_larocque/hardrock.html

34. http://punk.to.kg/stars/sex_pistols.php

35. http://www.cs.tufts.edu/~stratton/maiden/maiden.html

36. http://www.netsector.com/tony/maiden/



37. http://www.vh1.com/artists/az/iron_maiden/artist.jhtml




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница