Участие в ведении государственных дел




Скачать 356.64 Kb.
Дата 13.09.2016
Размер 356.64 Kb.
Информация Республики Беларусь на вопросник в связи с резолюцией Совета ООН по правам человека 27/24 «Равное участие в ведении политических и государственных дел»
УЧАСТИЕ В ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЛ
1. Предоставляет ли Конституция и и/или другие законы вашего государства право индивидов на участие в ведении государственных дел? Пожалуйста, предоставьте информацию о соответствующем законодательстве и конституционных положениях.

Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция) в статье 37 предусматривает право граждан на участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Формами непосредственного ведения дел являются референдумы, обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, а также право граждан на обращения в государственные органы и организации.

Данные конституционные положения детализированы в Разделе 3 Конституции, а также в Разделе VII Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее – ИК).

Так, согласно статье 37 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Одним из ключевых принципов избирательной системы является принцип равенства, который означает, что избиратели имеют равное количество голосов, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Для обсуждения вопросов государственной и общественной жизни созываются республиканские и местные собрания, порядок проведения которых определен в Законе Республики Беларусь от 12 июля 2000 года «О республиканских и местных собраниях». Последнее республиканское собрание состоялось в декабре 2010 года по инициативе Президента Республики Беларусь.

Еще одной формой участия граждан в ведении государственных дел является право граждан на обращения (в том числе, предложения, являющиеся важной формой народовластия) в государственные органы, закрепленное в статье 40 Конституции, а также в Законе Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц». В настоящее время граждане активно пользуются правом на направление обращений. При этом в целях упрощения процедуры подачи обращений данный Закон предусматривает возможность подачи в государственные органы и организации электронных обращений.

Граждане, обладающие избирательным правом, могут выступать с законодательной инициативой. Порядок реализации законодательной инициативы гражданами определен в Законе Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», согласно которому законодательное предложение, внесенное гражданами в Парламент, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января


2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» по решению нормотворческого органа (должностного лица) проект нормативного правового акта может быть вынесен на публичное (всенародное, общественное или профессиональное) обсуждение. Так, по проектам нормативных правовых актов, которые имеют важнейшее общественно-политическое и социально-экономическое значение для Республики Беларусь, проводятся общественные обсуждения. Последним проектом Закона, который был вынесен на общественное обсуждение, был проект Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Текст данного законопроекта был размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры (www.prokuratura.gov.by) и Национальном правовом Интернет–портале Республики Беларусь (www.pravo.by). Свои замечания и предложения по указанному законопроекту граждане могли оставлять на указанных официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.
2. Какой объем и какое содержание права на участие в политической и общественной жизни установлены в национальном законодательстве?

Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, посредством направления обращений /предложений в государственные органы. При этом применительно к референдуму важное значение имеет положение статьи 77 Конституции: «Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом».

В порядке, установленном законодательством, граждане принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях. На местном уровне рассматриваемый вопрос регламентирован статьей 117 Конституции: «Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах».

Политические партии, другие общественные объединения также содействуют выявлению и выражению политической воли граждан.


3. Каким образом государство гарантирует участие всех индивидов в ведении государственных дел? Какие конкретные меры (включая законодательные) принимает государство для того, чтобы предоставить возможность полного и равного участия в политической и общественной жизни членов всех групп? Каким образом государство контролирует и внедряет законодательство, принятое в целях полного и равного участия в политической и общественной жизни членов всех групп?

Частью первой статьи 64 Конституции, частью первой статьи 4 Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее - Избирательный кодекс) гарантируется всеобщее избирательное право:

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдум являются всеобщими: право избирать, участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Лица, обладающие правом на участие в республиканских и местных собраниях, определены соответственно в части первой статьи 9 и части первой статьи 14 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2000 года «О республиканских и местных собраниях»:

В республиканском собрании имеют право участвовать граждане, достигшие 18 лет, зарегистрированные по месту жительства на территории Республики Беларусь.

В местном собрании имеют право участвовать граждане, достигшие 18 лет, зарегистрированные по месту жительства на территории административно-территориальной единицы (ее части), на которой проводится местное собрание, а также граждане, не зарегистрированные по месту жительства на данной территории, но являющиеся собственниками недвижимого имущества, расположенного на этой территории, либо владеющие указанным имуществом на иных основаниях, предусмотренных законодательством или договором. Лица, ответственные за подготовку и проведение местного собрания, члены инициативной группы являются участниками местного собрания, которое они организовали.

Членами коллегиального органа территориального общественного самоуправления могут являться граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, постоянно проживающие на части административно-территориальной единицы, на которой создается этот орган территориального общественного самоуправления.


4. В какой мере учитывалось мнение индивидов в ходе законодательного процесса и процессах выработки политических решений? Пожалуйста, представьте примеры наилучших практик или опыта функционирования представительных органов или других средств поощрения участия, предшествовавших принятию политического решения.

Одной из форм участия граждан в решении государственных дел является обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения.

Для обсуждения вопросов государственной и общественной жизни созываются республиканские и местные собрания. Последнее республиканское собрание состоялось в декабре 2010 года по инициативе Президента Республики Беларусь. Участники данного собрания были избраны на собраниях коллективов работников организаций, граждан по месту учебы или службы, местных собраниях, собраниях высших органов республиканских государственно-общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, других общественных объединений, представляющих все административно-территориальные единицы Республики Беларусь.

По проектам законов, которые имеют важнейшее общественно-политическое и социально-экономическое значение для Республики Беларусь, проводятся общественные обсуждения.

В качестве одного из последних примеров положительной практики представляется возможным привести общественное обсуждение проекта Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», имевшее место во второй половине 2014 года. В ходе общественной дискуссии было получено более 300 откликов и писем по вопросам противодействия коррупции самой разной направленности. Значительная часть обсуждаемых вопросов и предложений была посвящена необходимости усиления ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Поступили предложения, призванные обеспечить повышение эффективности контроля за доходами государственных должностных лиц, снизить экономическую заинтересованность в совершении корыстных преступлений. Одновременно граждане обращали внимание на то, что введение новых запретов и ограничений для должностных лиц, особенно руководителей государственных организаций, должно сопровождаться предоставлением им дополнительных гарантий и защиты от необоснованного вмешательства в профессиональную деятельность. Не остался в стороне и вопрос о необходимости обеспечения информационной открытости деятельности государственных органов и организаций.

По итогам всестороннего и комплексного анализа поступивших общественных инициатив Генеральной прокуратурой Республики Беларусь обеспечена доработка проекта Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». После согласования с заинтересованными государственными органами проект Закона будет в установленном порядке внесен на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Кроме того, на общественное обсуждение выносилась Концепция государственной жилищной политики Беларуси на 2012–2015 годы, ряд проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственной власти, Национального банка, проекты отдельных Указов Президента, проекты постановлений высших судебных органов. К участию в обсуждении приглашались как физические, так и юридические лица.

Еще одной формой общественного обсуждения в Беларуси являются заседания общественно-консультативных советов при органах государственной власти. Создание таких советов предусмотрено п подпунктом 9.4 пункта 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».


5. Имеются ли какие-либо программы по вовлечению в общественное участие женщин, представителей коренных народов, людей с ограниченными возможностями, меньшинств и других групп, требующих специального внимания?

Основные положения, закрепляющие равный доступ женщин наряду с мужчинами к участию в общественно-политической жизни страны, созданию равных возможностей для самореализации, независимо от половой принадлежности, закреплены в части четвертой статьи 32 Конституции Республики Беларусь. Указанной нормой Конституции предусмотрено, что женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.

Аналогичные положения содержатся в ключевом акте, регулирующем порядок поступления на государственную службу в государственные органы, – Законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон о госслужбе). Согласно части второй статьи 24 данного Закона при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, тем самым государством обеспечивает равный доступ индивидов к ведению дел государства.

Государство проявляет заботу в отношении граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, путем разработки и реализации целевых государственных программ содействия занятости населения, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Правовой статус национальных меньшинств в Республике Беларусь определен Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1992 года «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь». Не допускаются какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан Республики Беларусь за их принадлежность к национальному меньшинству, а также попытки ассимиляции против их воли. Гражданам, относящим себя к национальным меньшинствам, гарантируются равные политические, экономические и социальные права и свободы, в том числе: право на учреждение средств массовой информации, издательскую деятельность, а также на получение, хранение и распространение информации народном языке; право на создание общественных объединений и вступление в действующие общественные объединения; право свободно избирать и быть избранными в государственные органы Республики Беларусь на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании; право равного доступа к любым должностям в государственных органах Республики Беларусь.

Кроме того, в настоящее время в Республике Беларусь разработан и действует ряд государственных программ по вовлечению в общественное участие наиболее уязвимых групп населения, требующих специального внимания, в числе которых можно назвать следующие: Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы; Государственная программа устойчивого развития села на 2011 - 2015 годы; Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 - 2015 годы; Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 -2015 годы.

Кроме того, отдельные программы аналогичного характера принимаются на местном уровне. В качестве примеров можно привести следующие: Программа развития социального обслуживания в городе Минске на 2011 - 2015 годы; Городская программа по формированию комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы.
ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ
6. Является ли голосование в вашей стране всеобщим и равным? Гарантируются ли законом права, закрепленные в статье 25 b) Международного пакта о гражданских и политических правах? Если «да», пожалуйста, сделайте ссылку на данное законодательство.

Согласно части первой статьи 64 Конституции выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет.

В силу положений части второй статьи 64 Конституции в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.

В соответствии со статьей 66 Конституции выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Аналогичные нормы содержатся в статьях 4 и 6 Избирательного кодекса.

Законом гарантируются права, закрепленные в статье 25 пункте b) Международного пакта о гражданских и политических правах (голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей).

В статье 38 Конституции прямо указано, что граждане имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Соответствующие принципы избирательного права определены также в разделе III Конституции Республики Беларусь «Избирательная система. Референдум»:

выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет (часть первая статьи 64);

выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно (статья 65);

выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях (статья 66);

голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается (статья 68).

Аналогичные нормы закреплены в Избирательном кодексе Республики Беларусь и этим Кодексом детально предусмотрены процедуры подготовки и проведения выборов в стране, гарантирующие соблюдение международных принципов избирательного права, в том числе всеобщего, свободного, равного, тайного голосования.

В соответствии со статьей 81 Конституции Президент избирается на пять лет непосредственно народом на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента назначаются Палатой представителей (нижняя палата Парламента) не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Согласно статье 91 Конституции избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики (верхняя палата Парламента) является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.

В соответствии со статьей 118 Конституции местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.

Выборы депутатов местных Советов депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.


7. Какие препятствия были определены в осуществлении избирательного права и какие меры были приняты для их преодоления?

Законодательство Беларуси не содержит норм, препятствующих реализации избирательных прав гражданами, обладающими этими правами.

Избирательным кодексом предусмотрено право избирателя проголосовать по месту своего нахождения при невозможности прибыть в день выборов в помещение для голосования, проголосовать досрочно, проголосовать на участке по месту нахождения оздоровительного или медицинского учреждения, где избиратель отдыхает или получает лечение, а также учреждения по месту отбывания наказания в виде ареста.
8. Доступна ли для всех информация о регистрации избирателей и об избирательном процессе (например, листы для голосования) в стандартных форматах и на разных языках, включая языки меньшинств? Пожалуйста, приведите примеры.

Согласно требованиям статьи 13 Избирательного кодекса избирательные комиссии и государственные органы информируют граждан о своей работе по подготовке и проведению выборов, об образовании избирательных округов, о составе, месте нахождения и времени работы комиссий, о списках избирателей, результатах голосования и итогах выборов. Избирательные комиссии изготавливают для ознакомления избирателей общие плакаты с биографическими данными кандидатов, а также направляют информационные материалы о кандидатах и приглашения на выборы индивидуально избирателям на домашние адреса.

Информация о ходе подготовки и проведения выборов размещается в центральных и региональных средствах массовой информации (печать, телевидение, радио), а также в глобальной компьютерной сети Интернет. В периоды выборов по телевидению повторяется видеоролик с демонстрацией порядка заполнения бюллетеня для голосования.

Документы и сведения по выборам выпускаются на государственных языках – белорусском и (или) русском.

С учетом того, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании изучение двух государственных языков является обязательным для граждан всех национальностей, все избиратели обладают знаниями государственных языков для участия в выборах.
9. Как осуществляется регистрация избирателей, если она необходима? Организуются ли образовательные и регистрационные кампании накануне главных выборов?

Избирательным кодексом предусмотрено составление местными органами списков избирателей. Эти списки формируются по участкам для голосования в ходе подготовки к выборам, в обязательном порядке уточняются и дополняются участковыми избирательными комиссиями и предоставляются избирателям для ознакомления.

Центральной комиссией проводятся образовательные мероприятия для организаторов выборов, готовятся методические материалы и разъяснения по применению избирательного законодательства. Даются разъяснения законодательства для наблюдателей. Все правовые акты и другая информация о выборах размещаются в общем доступе на сайте Центральной комиссии (http://www.rec.gov.by). Права избирателей и порядок их реализации разъясняются в средствах массовой информации.
10. Каким образом учитываются права и потребности членов особых групп населения в отношении права избирать и быть избранным (женщины, лица с ограниченными возможностями, меньшинства, коренные народы, люди, голосующие впервые)?

Законодательство Беларуси, гарантируя равные права граждан, предусматривает необходимые меры по обеспечению равенства представителей различных групп населения в любых сферах деятельности общества.

Важным направлением обеспечения гендерного равенства является обеспечение женщинам на равных условиях с мужчинами права участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления. Основы реализации данного права заложены в статье 39 Конституции, где закреплено, что граждане в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.

Традиционно более половины состава избирательных комиссий при проведении выборов в стране представляют женщины. На протяжении последних 18 лет Центральную комиссию возглавляет женщина. Женщины составляют значительную часть депутатов Парламента.

По итогам парламентских выборов 2013 года в Палате представителей доля женщин среди депутатов составила 26,6% (29 женщин из 109 депутатов), в Совете Республики – 34,5% (20 женщин из 58 членов). В целом доля женщин в Парламенте превышает 29%. По итогам выборов в местные Советы депутатов 2014 года доля женщин среди избранных депутатов составила 46,3%.

Применительно к участию в голосовании лиц с ограниченными возможностями Избирательный кодекс (статья 52) предусматривает право лица, которое не может самостоятельно заполнить бюллетень, воспользоваться помощью других лиц, кроме членов участковых комиссий, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей.

На предстоящих в 2015 году выборах Президента Республики Беларусь будут созданы дополнительные условия для голосования избирателей с нарушениями зрения. Официальный сайт Центральной комиссии в глобальной компьютерной сети Интернет дорабатывается с целью создания версии для слабовидящих граждан.
С любой информацией на этом сайте уже сейчас можно ознакомиться с помощью программ экранного доступа, используемых гражданами с нарушениями зрения.
В период выборов будут изготовлены с использованием шрифта Брайля информационные материалы о кандидатах и трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеней для голосования незрячими избирателями. Слабовидящим избирателям будут предоставляться увеличительные стекла (лупы). Указанные меры позволят избирателям, имеющим проблемы со зрением, проголосовать при желании самостоятельно без помощи других лиц.

На обеспечение полноправного участия в жизни общества лиц с ограниченными возможностями направлены законы Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011–2015 годы.

Законом Республики Беларусь «О национальных меньшинствах
в Республике Беларусь» (статья 6) прямо гарантированы гражданам Республики Беларусь, относящим себя к национальным меньшинствам, равные политические, экономические и социальные права и свободы, в том числе свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Любые действия, направленные на дискриминацию по национальным признакам, создание препятствий в реализации национальными меньшинствами своих прав, влекут установленную законодательством ответственность.

Согласно статье 58 Избирательного кодекса граждане Союзного государства, постоянно проживающие в Беларуси, имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов, т.е. гражданам Российской Федерации предоставляются равные с гражданами Беларуси права.

Государство также обеспечивает условия для приобретения белорусского гражданства, носящие объективный и недискриминационный характер.

Подготовка молодых людей к участию в выборах осуществляется в рамках образовательных программ учреждений образования. В ходе освоения учебных предметов об основах государства и права молодежь знакомится с порядком реализации своих избирательных прав. Представители Центральной комиссии на постоянной основе поддерживают контакты с молодежными организациями, обеспечивая проведение лекций и семинаров в части вопросов избирательного права.

На предстоящих президентских выборах планируется вручение на избирательных участках специальных поздравительных дипломов всем лицам, голосующим впервые, что позволит подчеркнуть важность этого события в жизни каждого гражданина страны.

Принятия на законодательном уровне специальных мер по содействию каким-либо группам населения в осуществлении избирательных прав не требуется.
11. Каковы юридические ограничения в отношении права выставлять свою кандидатуру на выборах, если таковые имеются? Какие препятствия практического плана были выявлены в связи с правом быть избранным? Какие меры были созданы в целях преодоления этих препятствий?

Законодательством Республики Беларусь в отношении права лица выставлять свою кандидатуру на выборах установлены следующие обоснованные ограничения, кроме гражданства, возрастного ценза и ценза оседлости: недееспособность и наличие неснятой или непогашенной в установленном порядке судимости (статья 64 Конституции, статьи 4, 60 Избирательного кодекса). Требующих преодоления препятствий практического плана для реализации лицом права быть избранным не имеется.


12. Какие позитивные меры были приняты для обеспечения выдвижения на выборные должности женщин, представителей меньшинств, коренных народов, людей с ограниченными возможностями и членов других уязвимых групп населения?

Реализуется Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы, который является четвертым программным документом, направленным на обеспечение условий равного участия женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности. Мероприятиями данного плана предусмотрено проведение информационных кампаний, конференций, круглых столов по продвижению имиджа женщины-руководителя, женщины-политика.

В стране также осуществляется всесторонняя поддержка общественных объединений, создаваемых женщинами, представителями национальных меньшинств, людьми с ограниченными возможностями.

В соответствии с требованиями статьи 34 Избирательного кодекса, как правило, не менее одной трети состава избирательных комиссий формируются из представителей общественных объединений.

Общественные объединения и их представители являются активными участниками избирательного процесса. Деятельность в составе таких объединений способствует формированию ответственной жизненной позиции граждан и пониманию необходимости участия в выборах.
13. Какие меры (в том числе законодательные) принимаются в целях обеспечения того, чтобы кандидаты на выборные должности не подвергались дискриминации, преследованию и нарушению прав за свободу убеждений и их выражения, собраний и ассоциаций?

Статьей 33 Конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Статьей 35 Конституции гарантирована свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь.

Избирательный кодекс предусматривает упрощенный порядок проведения массовых мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов и проведением предвыборной агитации (статьи 451 , 61).

За нарушение либо ограничение прав и свобод граждан в зависимости от убеждений, за воспрепятствование осуществлению права гражданина избирать и быть избранным, вести предвыборную агитацию, за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них предусмотрена уголовная ответственность (статьи 190, 191, 196 Уголовного кодекса Республики Беларусь).


14. Просьба пояснить, каким образом избегаются возможные препятствия волеизъявлению избирателей, проблемы с регистрацией кандидата или избирателя. Запрещено ли законом неоправданное вмешательство? Каким образом государство обеспечивает эффективный доступ к судебным и другим средствам правовой защиты, в случае нарушений?

Избирательным кодексом установлены гарантии участия в выборах всех избирателей и их свободного волеизъявления, а также свободного выдвижения кандидатов.

Избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать (статья 5 Избирательного кодекса). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц и присутствие других лиц при заполнении бюллетеня не допускаются (статья 52 Избирательного кодекса). Вместе с тем, Избирательный кодекс (статья 52) предусматривает право граждан с ограниченными возможностями, которые не могут самостоятельно заполнить бюллетень, воспользоваться помощью других лиц, кроме членов участковых комиссий, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей. С 2015 года в период выборов с использованием шрифта Брайля будут изготовлены информационные материалы о кандидатах и трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеней для голосования незрячими избирателями.

Статьями 19–21 Избирательного кодекса установлена простая и беспрепятственная процедура включения избирателя в список избирателей. Избиратель вправе свободно обсуждать предвыборные программы кандидатов, их политические, деловые и личные качества, проводить агитацию за или против кандидатов в установленном порядке (статья 45 Избирательного кодекса). Контроль за волеизъявлением избирателей запрещается, голосование осуществляется в кабинах или комнатах для тайного голосования, заполненный бюллетень опускается в запечатанный ящик для голосования (статьи 9, 51 Избирательного кодекса).

Избирательным кодексом (статья 68-1) установлен четкий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата: несоответствие лица, выдвинутого кандидатом, требованиям по возрасту, оседлости, гражданству; наличие судимости; несоблюдение требований, предусмотренных настоящим Кодексом, к выдвижению кандидата; непредставление одного или нескольких документов, необходимых для регистрации кандидата; недостаточное для регистрации кандидата количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатом; использование в интересах избрания денежных средств или другой материальной помощи иностранных государств и организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан и лиц без гражданства; наличие в подписных листах по выдвижению кандидата более 15% недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей избирателей; представление в декларации о доходах и имуществе лица, выдвинутого кандидатом, не соответствующих действительности сведений, имеющих существенный характер; использование преимуществ должностного положения в интересах избрания, в том числе участие администрации организации в сборе подписей избирателей, принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи; превышение лицом, выдвинутым кандидатом, более чем на 20% предельного размера расходования средств избирательного фонда, или использовании в этих же размерах денежных средств помимо средств избирательного фонда.

Решение Центральной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в Президенты Республики Беларусь может быть обжаловано лицом, выдвинутым кандидатом, в Верховный Суд в трехдневный срок со дня принятия решения. Верховный Суд рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным.

Решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Палаты представителей может быть обжаловано лицом, выдвинутым кандидатом, в соответствующую областную, Минскую городскую территориальную избирательную комиссию в трехдневный срок со дня принятия решения, а решение областной, Минской городской территориальной избирательной комиссии в тот же срок может быть обжаловано в областной, Минский городской суд. Суд рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным.

Решение окружной, территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может быть обжаловано лицом, выдвинутым кандидатом, в вышестоящую территориальную избирательную комиссию в трехдневный срок со дня принятия решения, а решение вышестоящей территориальной избирательной комиссии в тот же срок может быть обжаловано соответственно в областной, Минский городской, районный суд. Суд рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным.

Избирательные комиссии в своей деятельности самостоятельны и независимы от государственных органов (статьи 11, 32-1 Избирательного кодекса).

В соответствии со статьей 49 Избирательного кодекса лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином права свободно избирать и быть избранным, несут ответственность, установленную законодательными актами. Ответственность за нарушения избирательного законодательства предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом.

Относительно средств правовой защиты участников избирательного процесса Избирательным кодексом предусмотрено право заинтересованных обращаться с жалобами на нарушения избирательного законодательства в избирательные комиссии, вплоть до Центральной, прокуратуру, а также в суды (статьи 13, 21, 33, 49, 491, 681 и другие Избирательного кодекса). Избирательным кодексом установлены кратчайшие сроки рассмотрения обращений по вопросам подготовки и проведения выборов, что позволяет оперативно решать вопросы восстановления прав лиц при их нарушении.
РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
15. Каковы условия для доступа к государственной службе в вашей стране? Применяются ли какие-либо ограничения? Каким образом выполняется требование равного доступа?

Согласно статье 39 Конституции граждане в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.

Статьей 24 Закона о госслужбе установлено, что право на поступление на государственную службу имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственными языками. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

При этом Закон о госслужбе предусматривает ограниченный перечень оснований отказа в приеме на государственную службу (пункт 1 статьи 33 Закона о госслужбе). Отказ в приеме на госслужбу возможен в случаях: признания гражданина недееспособным; лишения гражданина судом права занимать государственную должность в течение определенного времени; наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей; близкого родства с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; отсутствия гражданства Республики Беларусь; представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности; непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений; увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей, систематическое нарушение трудового распорядка; наличия судимости.


16. Каким образом государство обеспечивает прозрачность, объективность и разумность процессов отбора претендентов, используемых государственными органами и политическими ассоциациями? Какие меры (например, временные специальные меры, квоты и т.д.) применяются для обеспечения равного найма женщин, представителей меньшинств, лиц с ограниченными возможностями и членов других уязвимых групп?

К лицам, поступающим на государственную службу, предъявляются следующие квалификационные требования (пункт 1 статьи 26 Закона о госслужбе): соответствующее образование; необходимый стаж и опыт работы по специальности; владение государственными языками; знание Конституции, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Для оценки способностей лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен.

Кроме того, статьей 28 Закона о госслужбе установлено, что занятие государственной должности может осуществляться на конкурсной основе. Конкурс проводится соответствующим государственным органом, имеющим вакантные должности. Конкурс может быть открытым или закрытым.

Открытый конкурс проводится после опубликования объявления о проведении конкурса в официальных изданиях республиканских средств массовой информации. В открытом конкурсе имеют право принять участие все граждане, соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым при поступлении на государственную службу.

Закрытый конкурс проводится среди состоящих в резерве кадров государственных служащих.

Следует отметить, что в настоящее время в Беларуси среди государственных служащих преобладают женщины (более 66%). Вместе с тем, являясь основной социальной группой среди государственных служащих, в органах исполнительной власти женщины преимущественно занимают должности исполнителей или руководителей среднего звена.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2008 года «О документировании населения Республики Беларусь» национальная принадлежность граждан не фиксируется каким-либо прямым или косвенным способом в документах, в том числе в паспорте. Это сделано в целях предупреждения возможной дискриминации при устройстве на работу, получении образования, в других сферах. По просьбе гражданина в его паспорт могут быть внесены отметки о его национальной принадлежности.


ДРУГОЕ
17. Пожалуйста, укажите, накладываются ли какие-нибудь ограничения на права, содержащиеся в статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее - МПГПП) в вашей стране. Если да, то, каким образом государство обеспечивает, чтобы эти ограничения не носили дискриминационный, исключительный характер и были основаны на разумных и объективных критериях?

Законодательные акты Республики Беларусь содержат некоторые ограничения на право граждан голосовать и быть избранными.

Установлены ограничения на право голосовать (смотрите ответ на вопрос 6), право участвовать в выборах в качестве кандидатов (смотрите ответ на вопрос 11), а также право занимать должности государственных служащих (смотрите ответ на вопрос 15).

Каких либо ограничений, связанных с участием граждан в республиканских и местных собраниях, реализацией права законодательной инициативы законодательством не установлено.


18. Для всеобъемлющего осуществления прав, закрепленных в статье 25 МПГПП, необходимо также соблюдение положений, гарантированных в статьях 19, 21 и 22 МПГПП. В этой связи, каким образом законодательство гарантирует независимость и плюрализм средств массовой информации? Могут ли журналисты, правозащитники и организации гражданского общества свободно осуществлять свою деятельность? Пожалуйста, предоставьте информацию об ограничениях на свободу ассоциаций, в частности, на право создавать и быть членом объединений, участвующих в решении политических и общественных дел? Имеются ли какие-нибудь обстоятельства, мешающие осуществлению прав, гарантированных в статьях 19, 21 и 22 МПГПП; предписаны ли они законом и являются ли необходимыми и соразмерными?

Деятельность средств массовой информации и журналистов. Согласно статье 33 Конституции, а также статьям 5 и 6 Закона «О средствах массовой информации» каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются. Согласно статье 4 Закона одним из основных принципов деятельности средств массовой информации является многообразие мнений. В соответствии с данным принципом средства массовой информации обеспечивают свободное выражение и распространение различных мнений и взглядов в обществе.

Журналист средства массовой информации наделен широким спектром прав. В частности в связи с осуществлением профессиональных обязанностей журналист имеет право: собирать, запрашивать и получать информацию из государственных органов, от политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц, а также хранить и распространять информацию, необходимую для осуществления его профессиональной деятельности; присутствовать в районах вооруженных конфликтов или чрезвычайных ситуаций, на массовых мероприятиях, в местах других общественно важных событий и передавать оттуда информацию; производить при наличии аккредитации или по согласованию с физическими или юридическими лицами в отношении этих лиц записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемок; обращаться к специалистам при проверке фактов и обстоятельств в связи с поступившими информационными сообщениями и (или) материалами; высказывать свое личное мнение по информационным сообщениям и (или) материалам, предназначенным для распространения, за своей подписью; распространять подготовленные им информационные сообщения и (или) материалы за своей подписью, под псевдонимом либо без подписи, оговаривать в случае необходимости сохранение тайны авторства.

Согласно статье 37 Закона «О средствах массовой информации» ограничивается доступ к: сведениям, составляющим государственные секреты, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну; сведениям о системе организации, об источниках, о способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности; материалам дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства до окончания производства по уголовному делу.

В соответствии со статьей 38 указанного Закона в средствах массовой информации запрещено распространение: информации от имени организаций, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (если регистрация обязательна), а также организаций, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение уполномоченного государственного органа об их ликвидации; сведений, пропагандирующих потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, а также сведений о способах и методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов; информации, направленной на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, порнографии, насилия и жестокости.

В радио-, теле-, видео-, кинохроникальных программах запрещается использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей или оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Право граждан на объединение. В соответствии со статьей 36 Конституции каждый имеет право на свободу объединений.

Право на свободу объединений нашло свое развитие в Законе «Об общественных объединениях». Согласно части первой статьи 3 указанного Закона на территории Беларуси создаются и действуют международные, республиканские и местные общественные объединения, союзы, а также отделения международных общественных объединений, созданных на территории иностранных государств. Государство гарантирует защиту прав и законных интересов общественных объединений, союзов. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, союзов, равно как и вмешательство общественных объединений, союзов в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается.



Ограничения на членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели наложены на судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащих.

Имеются также ограничения на создание и деятельность общественных объединений: запрещается создание и деятельность общественных объединений, союзов, имеющих целью осуществление пропаганды войны или экстремистской деятельности; деятельность незарегистрированных общественных объединений, союзов; деятельность общественных объединений, союзов, направленная на содействие предоставлению иностранными государствами гражданам Беларуси льгот и преимуществ в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью в нарушение законодательства.



Осуществление правозащитной деятельности. Термин «правозащитник» в законодательстве Беларуси, как и в международном законодательстве, отсутствует. Вместе с тем, граждане могут осуществлять правозащитную деятельность на непрофессиональной (как члены общественных организаций, занимающихся вопросами прав человека) и на профессиональной основе (в качестве адвокатов).

Согласно абзацу второму статьи 1 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» адвокатура – это правовой институт, призванный оказывать в соответствии с Конституцией на профессиональной основе юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. В статье 16 указанного Закона установлены гарантии осуществления адвокатской деятельности: адвокат независим и подчиняется только закону; запрещаются вмешательство в профессиональную деятельность адвоката либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом, а также требование от адвоката сообщения каких-либо сведений, составляющих адвокатскую тайну, либо требование таких сведений от стажеров и помощников адвоката. Запрещаются препятствование адвокату в предоставлении встреч наедине с его подзащитным в условиях, обеспечивающих конфиденциальность таких встреч, а также ограничение их количества и продолжительности.

В соответствии со статьей 35 Конституции свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». В соответствии со статьей 13 указанного Закона государственные органы, политические партии, профессиональные союзы и иные организации, а также граждане не вправе вмешиваться и препятствовать проведению массовых мероприятий, проводимых с соблюдением требований настоящего Закона и иных актов законодательства.

Право на проведение массовых мероприятий ограничено: на объектах метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта; на расстоянии менее 200 метров от зданий официальной резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания (Парламента), Совета Министров (Правительства), подземных пешеходных переходов, станций метрополитена; на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо-, тепло- и энергообеспечения, учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования); на расстоянии менее 100 метров от зданий организаций здравоохранения; на расстоянии менее 300 метров от территорий ядерных установок, объектов, предназначенных для производства или хранения радиоактивных веществ и материалов; на расстоянии менее 100 метров от зданий, сооружений, в которых осуществляются производство, хранение или реализация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, производство или хранение пиротехнических изделий; на расстоянии менее 200 метров от зданий, сооружений, в которых находятся организации, на которые возложены функции редакций телевизионных и радиовещательных средств массовой информации, а также радиотелевизионных передающих станций и радиопередающих станций; на расстоянии менее 100 метров от территорий опасных производственных объектов.

Деятельность профессиональных союзов. В соответствии с частью третьей статьи 41 Конституции граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Права профессиональных союзов и гарантии их деятельности определены в Законе «О профессиональных союзах». Данный Закон Республики Беларусь провозглашает независимость профессиональных союзов. В случаях, когда деятельность профсоюзов (объединений профсоюзов) противоречит Конституции и иным законодательным актам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или прекращена в отношении республиканских профсоюзов, их объединений решением Верховного Суда по заявлению Генерального прокурора, а территориальных профсоюзов – решением суда по заявлению прокурора конкретной административно-территориальной единицы.


19. Пожалуйста, предоставьте информацию о принимаемых мерах по обеспечению доступности информационных и образовательных материалов по правам человека, в частности, прав и возможностей, связанных с участием в общественно-политической жизни.

Частью первой статьи 34 Конституции установлено право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Аналогичная норма закреплена в части третьей статьи 6 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации».

Комплекс мер по обучению в сфере прав человека реализуется в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в рамках Плана мероприятий по правовому просвещению граждан на 2011 – 2015 годы и Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012 – 2016 годы. Мероприятиями данных документов предусмотрено внедрение образовательных курсов для учащихся учреждений общего среднего образования («Азбука права» для учащихся 1 – 4 классов, «Основы правовых знаний» для учащихся 5 – 11 классов), студентов учреждений высшего образования. На всех уровнях образования дети и молодые люди изучают права ребенка, права человека, международное право прав человека. В рамках указанных вопросов рассматриваются права граждан в общественно-политической сфере.

В целях обеспечения доступности и наглядности информации о правах ребенка в образовательном процессе активно используется детский правовой сайт (www.mir.pravo.by).


20. Пожалуйста, представьте информацию, как ваше государство гарантирует, что его публичные институты несут ответственность за проводимую политику в области общественно-политического участия.

Действующее законодательство предусматривает ответственность за целый ряд составов в общественно-политической сфере.



В частности, статьями 9.7, 9.8 и 9.10 – 9.13 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за: воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них; нарушение права на свободу объединения граждан в политические партии и иные общественные объединения; нарушение законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата и о реализации права законодательной инициативы граждан; умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму; нарушение установленного законом порядка подсчета голосов; нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.

Кроме того, Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав, права на участие в референдуме, либо реализации права законодательной инициативы граждан, либо работе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата (статья 191), а также за отказ в предоставлении гражданину информации (собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы), либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной такой информации (статья 204).


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница