Учебная программа факультативных занятий для X класса




Скачать 139.84 Kb.
Дата 12.09.2016
Размер 139.84 Kb.
Научно-методическое учреждение

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь


ЧЕРЧЕНИЕ
Учебная программа факультативных занятий

для X класса


учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения


(повышенный уровень)

Минск 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная программа факультативных занятий предназначена для обучения учащихся X классов, определившихся в выборе специальности строителя, дизайнера, архитектора, инженера, конструктора, художника и др. Содержание программы построено таким образом, чтобы помочь молодым людям утвердиться в правильности выбора будущей профессиональной деятельности, освоить основы графического языка как профессионального языка делового общения, увидеть перспективы своих профессиональных умений, а также обеспечить возможность усвоения учебного материала учащимися, имеющими разную стартовую графическую подготовку.

С учетом важности учебного предмета «Черчение» для социальной адаптации выпускников учреждений общего среднего образования уникальность предметной области заключается в том, что ни один из предметов школьного цикла не формирует представления о графических системах, методах, средствах и способах отображения информации, что влияет на профильную графическую подготовку учащихся.

Предлагаемая учебная программа факультативных занятий рассчитана на изучение черчения на повышенном уровне, поэтому в содержании предусмотрено повторение основных понятий, а также расширение и углубление представлений учащихся о возможностях графических методов отображения информации. Содержание предмета способствует развитию творческих способностей учащихся, повышению интереса к изучению черчения, развитию пространственного воображения учащихся, образного мышления, стимулированию самостоятельной графической деятельности.

Целями факультативных занятий являются приобщение учащихся к графической культуре, развитие их мышления, интеллектуальных и творческих способностей, усвоение графического языка и формирование графической компетентности.

Названные цели конкретизируются в следующих задачах:


  • развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их абстрактного, логического, пространственного, художественно-образного, художественно-конструкторского и инженерного мышления;

  • изучении графического языка общения, передаче и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и современных способов отображения ее на плоскости и правилах считывания;

  • развитии статических и динамических пространственных представлений, образного мышления на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;

  • освоении правил чтения и выполнения различных чертежей, эскизов, аксонометрических проекций, технических рисунков, деталей различного назначения;

  • формировании и развитии эстетического вкуса.

Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда учащихся на мир, развитию мышления, подготовке учащихся к поступлению в учреждения высшего образования при сдаче экзаменов по черчению.

С целью установления межпредметных связей на занятиях при изложении материала и его практической направленности в образовательной, бытовой и производственной сферах следует максимально использовать примеры из других учебных предметов, иллюстрирующие графическое отображение информации об объектах и явлениях, рассматриваемых в них.

Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо разнообразить формы, средства, методы обучения и методическое обеспечение факультативных занятий. В процессе обучения следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, особенности мышления, интересы и др.), постепенно развивая их пространственное мышление, конструкторские способности, обеспечивая переход на новый, более высокий уровень развития.

Желательно привлечение учащихся к самооценке и самоконтролю знаний и умений. Необходимо, чтобы учащийся не только рефлексировал свою деятельность, но и научился выбирать меры по устранению пробелов в знаниях и умениях, овладел приемами самооценки накопленных знаний и сформированных умений.

В программе предлагается альтернативный перечень разноплановых графических работ. Учитель может использовать тот вариант предложенной работы, который соответствует уровню подготовки учащихся. Помимо обязательных графических работ, на факультативных занятий черчению нужно использовать разнообразные графические задачи репродуктивного и творческого характера, в том числе задачи с элементами художественного и технического конструирования. Кроме этого, рекомендуется применять занимательные задачи, графические диктанты, проблемные задания, имитационные игры.

Для повторения и углубленного изучения правил ЕСКД желательно использовать сборники стандартов, формируя тем самым не только графические знания, но и умение пользоваться основными нормативными документами, регламентирующими правильность разработки конструкторской документации, а также навыки ориентации в стандартах, умение быстро находить в них нужную информацию.

Все практические задания учащиеся выполняют в рабочих тетрадях, графические работы — на листах чертежной бумаги формата А4 (А3).

Время, отведенное в программе на изучение разделов и тем курса, является примерным. Учителю предоставлено право вносить изменения в указанное количество часов, менять очередность проведения работ, отбирать необходимый материал для упражнений и графических работ.

Итоговая графическая работа должна выявлять сформированность пространственных представлений, графических понятий и умений. При этом ее содержание не должно дублировать проверку усвоения одних и тех же графических знаний, умений, навыков.

Для оснащения факультативных занятий рекомендуется использовать наглядные пособия. При наличии соответствующей учебно-материальной базы учреждений общего среднего образования целесообразно применение на занятиях компьютера (программное обеспечение: система трехмерного моделирования «КОМПАС-3D LT» (или другие программные продукты САПР); презентации, трехмерные модели) и проекционной техники и использование современных информационных технологий.

Учебная программа факультативных занятий «Черчение» предназначается для учащихся X классов учреждений общего среднего образования, изучающих предмет на повышенном уровне в рамках профильного обучения, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В программе выделено резервное время, которое может быть использовано для углубления знаний, решения графических и занимательных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


X класс

(35 часов)
Моделирование как средство передачи информации об объектах техники и строительства (2 ч)

Моделирование как процесс и результат. Классификация моделей. Чертеж как средство графического моделирования. Модели каркасные, поверхностные и твердотельные. Чертеж как средство коммуникаций – язык техники, средство передачи информации о предметном мире и жизнедеятельности. Ручные и компьютерные способы построения моделей.



Практические задания: по заданному чертежу листовой детали представить ее форму, выполнить графический рисунок в произвольном масштабе; перечертить деталь в увеличенном масштабе и нанести всю информацию, которая имеется на чертеже; выполнить чертеж плоской детали с нанесением размеров.
Проекционные методы графического моделирования (2 ч)

Центральные и параллельные методы проецирования. Прямоугольные или ортогональные проекции точки. Свойства параллельного проецирования: проецирование прямых, перпендикулярных и параллельных плоскостям проекций. Конкурирующие точки на прямоугольных проекциях. Элементарные понятия о проекциях с числовыми отметками, аксонометрических проекциях: косоугольная фронтальная диметрия и прямоугольная изометрия.



Практические задания: перечертить в заданном масштабе аксонометрические проекции правильной призмы со срезом наклонной плоскостью со стороны верхнего или нижнего основания, справа или слева; определение количества прямых, перпендикулярных, параллельных и прямых общего положения, которые содержит заданный многогранник, определение его положения относительно координатных плоскостей.
Образование проекционного комплексного чертежа точки и отрезка прямой общего положения в системе прямоугольных координат (3 ч)

Положение точки в системе прямоугольных координат (правая система координат). Удаление точки от плоскости хОz – фронтальной плоскости проекций, xОy – горизонтальной плоскости проекций, уОz – профильной плоскости проекций для точки А (х; у; z). Определение проекционного комплексного чертежа как две и более прямоугольные проекции. Образование проекционного комплексного чертежа.



Практические задания: по заданной аксонометрии плоскогранной детали со сквозным прямоугольным пазом со стороны нижнего основания, вдоль оси Х и срезом наклонной плоскости слева необходимо построить трехпроекционный комплексный чертеж с расположением проекции по европейскому методу; смоделировать проекционный комплексный чертеж с применением аппликационного моделирования.
Представление отрезков прямых, перпендикулярных и параллельных координатным плоскостям (2 ч)

Построение трехпроекционного комплексного чертежа отрезков прямых частного положения. Отличительные признаки этих прямых на проекционном комплексном чертеже.



Практические задания: по изображению призмы и пирамиды на проекционном комплексном чертеже и в аксонометрии необходимо указать, сколько прямых частного и общего положения содержат эти геометрические фигуры; построение проекций точек, расположенных на ребрах и гранях.
Изображения многогранников на проекционном комплексном чертеже со срезами плоскостями и определение натуральной величины фигуры в секущей плоскости проецированием ее на плоскость,

параллельную секущей (4 ч)

Представление призмы и пирамиды, рассеченных наклонной плоскостью и плоскостью, параллельной основанию. Теорема о сечении пирамиды плоскостью, параллельной основанию.



Практические упражнения: построение трех проекций призмы и пирамиды с вырезом горизонтальной и наклонной плоскостями с применением постоянной чертежа, используя базу отсчета относительно наблюдателя слева или справа.
Аксонометрические проекции (2 ч)

Условия образования аксонометрических проекций. Показатели искажения. Прямоугольная изометрия. Косоугольная фронтальная диметрия. Примеры рационального применения этих видов аксонометрических проекций.



Практические упражнения: построение косоугольной фронтальной диметрии, изометрии плоской фигуры, а также призмы, пирамиды в различном пространственном расположении, когда высота пирамиды или боковые ребра призмы параллельны или перпендикулярны координатным плоскостям.
Графическая работа № 1: изобразить призму или пирамиду со срезом или вырезом двумя плоскостями, перпендикулярными фронтальной плоскости проекций.
Простые разрезы (2 ч)

Правила выполнения простого разреза. Сквозное отверстие. Выявление внутренней конфигурации посредством выполнения простого разреза.



Практические упражнения: построение объемной геометрической фигуры со сквозным цилиндрическим или призматическим отверстием и вскрытие его с помощью указанного разреза.
Развертки призматических форм (2 ч)

Развертки поверхностей призмы, пирамиды.



Практические упражнения: построение полной развертки поверхности усеченной призмы или пирамиды.
Тела вращения (8 ч)

Представление цилиндра, конуса на проекционном комплексном чертеже в различном расположении, когда ось перпендикулярна к горизонтальной, фронтальной или профильной плоскостям. Точка и линия на поверхности цилиндра и конуса. Конические сечения.

Сфера и шар, представление их на проекционном комплексном чертеже. Точка и линия на поверхности сферы. Сечение сферы плоскостью.

Тор на проекционном комплексном чертеже, когда его ось перпендикулярна фронтальной, горизонтальной и профильной проекции и параллельна фронтальной проекции.

Эллипс как проекция окружности, расположенной в наклонной плоскости.

Прямоугольная изометрия цилиндра, конуса, шара и тора.



Практические упражнения: изобразить цилиндр, конус, шар, тор на комплексном чертеже и в прямоугольной аксонометрической проекции.
2D-3D-моделирование в «КОМПАС-3D LT» (3 ч)

Команды черчения и редактирования линий. Сопряжения линий: внешнее, внутреннее, комбинированное. Построение замкнутого контура на базе сопряжений. Команды построения и редактирования твердых тел. Булевые операции над твердыми телами: объединение, вычитание, соединение.



Практические упражнения: создание 3D-моделей тел вращения на комплексном чертеже и в аксонометрии и их визуализация по заданным параметрам; построение комплексных фигур с применением булевых операций: объединение, вычитание, соединение.
Графическая работа № 2:

Вариант 1: изображение усеченного цилиндра (конуса) на комплексном чертеже.

Вариант 2: изображение усеченного цилиндра (конуса) на комплексном чертеже с применением компьютерного моделирования.
Итоговая графическая работа (1 ч)

Выполнение трехпроекционного чертежа прямой призмы в вертикальном расположении, содержащей срез со стороны верхнего и нижнего основания (слева или справа); построение натуральной величины сечения наклонной плоскостью; построение развертки призмы.


Резервное время (2 ч)
Основные требования к результатам учебной деятельности обучающихся

В качестве результатов обучения и освоения содержания учебной программы факультативных занятий «Черчение» предполагается достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.



В личностных результатах сформированность:

  • ответственности в отношении к учению, готовности и способности обучающихся к самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности и личного смысла изучения черчения, заинтересованности в приобретении и расширении технических знаний и умений, ориентации на будущую профессиональную деятельность, осознанности построения индивидуальной образовательной траектории;

  • коммуникативной компетентности в общении, учебно-исследовательской деятельности по предмету, выражающейся в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, строить чертежи в соответствии с ГОСТ, уметь читать чертежи, переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в чертеж и наоборот), вести конструктивный диалог, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, техники и общественной практики; представлений об изучаемых методах начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики, используемых в черчении.

В метапредметных результатах сформированность:

  • способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

  • умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умения находить необходимую информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме (словесной, табличной, графической, символьной), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами.

В предметных результатах сформированность:

  • умения работать с графическими изображениями, текстовыми и табличными обозначениями на них, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также средствами чертежа применять чертежную и графическую терминологию и символику;

  • умения использовать базовые понятия содержания черчения (проекция, вид, аксонометрия, разрез, деталь и др.);

  • представлений о способах получения плоских изображений пространственных объектов (прямоугольное и косоугольное проецирование, аксонометрия, комплексный чертеж и т. п.);

  • представлений об условностях и обозначениях, используемых при выполнении чертежей плоских и пространственных объектов;

  • умения выполнять геометрические построения различной сложности на чертежах (деление отрезков, дуг и углов на равные части, проведение параллельных и перпендикулярных линий, сопряжений и др.);

  • умения аккуратно выполнять на листе бумаги чертежи с использованием современных чертежных инструментов и материалов.



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя

  1. Августинович, И. Е. Графические изображения в машиностроении, строительстве, архитектуре / И. Е. Августинович // Тэхналагiчная адукацыя. – 2008. – № 4. – С. 29–41.

  2. Виноградов, В. Н. Сборник задач и упражнений по черчению (технической графике) : учеб. пособие для общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения / В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, Л. Н. Коваленко. – Минск : Нар. асвета, 2000. – 128 с.

  3. Коваленко, Л. Н. Черчение с увлечением : пособие для учащихся общеобразоват. школ и школ с архитектур.-худож. и тех. уклонами / Л. В. Коваленко. – Минск : Сэр-Вит, 2004. – 240 с.

  4. Коваленко, Л. Н. Графические задачи на практических примерах : учеб. пособие для 9–11 (10–12) кл. общеобразоват. шк. с архитектур.-худож. направлением / Л. Н. Коваленко. – Минск : Беларусь, 2006. – 144 с.

  5. Коренькова, А. С. Методическое обоснование тематического планирования : план-конспект урока «Обобщение сведений учащихся о геометрических плоских и объемных фигурах (темах)» / А. С. Коренькова, О. В. Мулярова // Тэхналагiчная адукацыя. – 2011. – № 4. – С. 10−13.

  6. Коренькова, А. С. Практикум по черчению : учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. шк. (классов) с архитектур.-худож. направлением / А. С. Коренькова. – Минск : Беларусь, 2006. – 63 с.

  7. Заикина, В. И. Основы автоматизированного проектирования в машиностроении: практикум : уч. пособие / В. И. Заикина. – Минск : Высш. шк., 2008.

  8. Шабека, Л. С. Занимательное графическое моделирование на компьютере : 9-й кл. : пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Л. С. Шабека, Ю. П. Беженарь. – Минск : Сэр-Вит, 2010. – 112 с. – (Черчение. Факультативные занятия).

  9. Шабека, Л. С. Инженерная графика : учеб.-метод. комплекс : в 3 ч. / Л. С. Шабека. – Ч. 1: Основы проекционного комплексного чертежа. – Минск : БГАТУ, 2009.

  10. Шабека, Л. С. Моделирование геометрических тел как важнейшая содержательная линий в графической подготовке школьников / Л. С. Шабека, О. В. Мулярова // Тэхналагiчная адукацыя. – 2011. – № 4. – С. 13–26.

  11. Шабека, Л. С. Образование проекционного комплексного чертежа / Л. С. Шабека, О. В. Мулярова // Тэхналагiчная адукацыя. – 2008. – № 4. – С. 42−49.


Для учащихся

  1. Виноградов, В. Н. Черчение : учебник для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. Н. Виногралдов. – Минск : НИО, 2014. – 216 с.

  2. Коваленко, Л. Н. Черчение с увлечением / Л. Н. Коваленко. – Минск : СЭР-ВИТ, 2004.

  3. Коренькова, А. С. Практикум по черчению, архитектур.-худож. направление / А. С. Коренькова. – Минск : Беларусь, 2006.

  4. Шабека, Л. С. Занимательное графическое моделирование на компьютере : 9-й кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Л. С. Шабека, Ю. П. Беженарь. – Минск : Сэр-Вит, 2010. – 208 с. − (Черчение. Факультативные занятия).



База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница