Учебная программа факультативных занятий «Введение в информатику» по учебному предмету «Информатика»




Скачать 79.65 Kb.
Дата23.09.2016
Размер79.65 Kb.
Научно-методическое учреждение

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

Учебная программа

факультативных занятий
«Введение в информатику»

по учебному предмету «Информатика»


V класс

Минск 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие информационных и компьютерных технологий в современном мире происходит достаточно интенсивно. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными видами информации и различными цифровыми устройствами, с помощью которых мы получаем (передаем, храним, обрабатываем, создаем и т.д.) необходимую нам информацию. Актуальными являются вопросы, связанные:


  • с формированием у учащихся V классов готовности к учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтикой понятий учебного предмета «Информатика»;

  • развитием творческих и познавательных способностей учащихся.

Современное поколение учащихся, начинающих изучать основы информатики в VI классе в рамках учебного предмета «Информатика», условно можно разделить на две группы: тех, кто достаточно хорошо ознакомился с компьютером (цифровыми устройствами) в домашних условиях, и тех, у кого такой возможности не было. В этих условиях учителю на уроках информатики необходимо осуществлять дополнительную коррекционную работу, что отрицательно сказывается на эффективности образовательного процесса. Поэтому актуальность данного факультатива не вызывает сомнения.

Пропедевтический факультатив вводится для реализации общемировой тенденции по устранению барьеров в образовательных пространствах, которая требует не допускать дискриминации на более высоком уровне развития технологий и проводить работы, ориентированные на различные социальные группы.

Учебная программа факультативных занятий «Введение в информатику» разработана с учетом современных требований к организации образовательного процесса, изложенных в действующих нормативных правовых актах.

Целью факультативных занятий является обеспечение одинаковой, достаточно прочной подготовки учащихся к изучению информатики.

Исходя из цели, основными задачами факультатива являются:



  • необходимая начальная теоретическая и практическая подготовка учащихся к последующему изучению учебного предмета «Информатика»;

  • обучение элементам компьютерной грамотности учащихся с низким уровнем подготовки к изучению информатики в VI классе;

  • систематизация умений и навыков учащихся с высоким и средним уровнем подготовки для дальнейшего изучения информатики.

Содержание учебной программы факультативных занятий построено с соблюдением основных дидактических принципов. Существенное внимание уделено формированию знаний и умений учащихся на основе принципов последовательности, систематичности, доступности, наглядности, активности, практической направленности.

Факультативные занятия рассчитаны на работу с учащимися V классов учреждений общего среднего образования. Факультативные занятия организуются в течение одного года по 1 часу в неделю (35 часов) в компьютерных классах.

Работа учащихся может строиться как в группах, так и индивидуально.

Для проведения занятий рекомендуются следующие формы и методы: изложение материала в форме, доступной для понимания учащимися; демонстрация видеоматериалов, презентаций, наглядных средств; использование метода проектов; проблемная беседа; дискуссия; практическая работа и другие. Целесообразно использовать активные формы и методы обучения, привлекать учащихся к обоснованию материала различными примерами, анализу способов работы и выбору оптимального из них.

В качестве аппаратного и программного обеспечения рекомендуется использовать аппаратные и программные средства, согласуемые с содержанием и последующим изучением учебного предмета «Информатика». Следует обратить внимание на целесообразность использования сервисов Web 2.0.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения содержания программы факультативных занятий учащиеся

должны знать:

правила работы за компьютером;

назначение функциональных блоков компьютера;

назначение ярлыков на рабочем столе операционной системы;

способы восприятия информации человеком;

формы представления информации;

понятия ввода и вывода информации;

приемы работы с мышью и клавиатурой компьютера;

основные этапы истории возникновения персонального компьютера;

назначение и виды носителей информации;

назначение браузера;

меры безопасности при работе в сети Интернет;

способы поиска информации в сети Интернет в поддержку учебных предметов;

способы сохранения текстовой и графической информации из Интернета;

назначение и возможности программы для работы с компьютерными презентациями;

основные приемы создания простейших презентаций;
должны уметь:

включать и выключать компьютер;

запускать программы с помощью ярлыков на рабочем столе и завершать их работу;

открывать папки с помощью ярлыков на рабочем столе и закрывать их;

приводить примеры способов восприятия информации человеком и форм представления информации;

приводить примеры цифровых устройств;

рассказать о событиях из истории возникновения персонального компьютера;

приводить примеры носителей информации;

записать цифровую информацию на носитель;

использовать различные приемы работы с мышью;

использовать клавиатуру для ввода информации в компьютер;

осуществлять поиск информации в сети Интернет, просматривать веб-страницы;

сохранять текстовую и графическую информацию из сети Интернет;

запускать программу для создания презентаций;

создавать слайды с текстовой и графической информацией;

создавать, запускать и сохранять простейшие презентации.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(1 ч в неделю; всего – 35 ч, из них 2 ч – резервное время)
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ (2 ч)


Правила работы за компьютером. Гигиена рабочего места.

Функциональные блоки компьютера: системный блок, монитор, клавиатура. Манипулятор мышь.

Включение и выключение компьютера.

Рабочий стол. Значок программы. Ярлык. Окно программы.

Запуск компьютерных программ с помощью ярлыков на рабочем столе. Другие способы запуска программ (щелчок мышью и нажатие клавиши «Ввод», двойной щелчок).

Завершение работы программы.

Запуск программ «Калькулятор», «Медиаплеер». Открытие папок с документами, изображениями, музыкой.
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (3 ч)
Информация вокруг нас. Способы восприятия информации человеком. Формы представления информации. Цифровая информация.

Цифровые устройства обработки информации. Taчпад. Виртуальная клавиатура.

Работа с информацией на цифровых устройствах. Вывод информации, ввод информации.

Организация хранения информации в компьютере. Жесткие диски, флеш-память, лазерные диски.


КОМПЬЮТЕР И ИНФОРМАЦИЯ (2 ч)
Из истории возникновения персонального компьютера. Первые электронные компьютеры. Компьютеры, производившиеся в Беларуси. Первые персональные компьютеры. Обзор компьютерных устройств вокруг нас.

Понятие об информатике.


ПРИЕМЫ РАБОТЫ С МЫШЬЮ (3 ч)
Операции работы с мышью.

Отработка навыков работы с мышью на примерах распространенных программ (калькулятор, игры, головоломки и т.п.).

Создание изображений в растровом графическом редакторе с помощью инструментов Карандаш, Кисть и Ластик.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С КЛАВИАТУРОЙ (6 ч)
Постановка пальцев. Правила расположения рук. Техника нажатия на клавиши.

Ввод с клавиатуры цифр, букв и пробела. Отработка операций работы с клавиатурой на тренажерах.

Переключение режимов ввода букв. Комбинации клавиш. Ввод знаков препинания. Использование клавиш-стрелок.

Отработка операций работы с клавиатурой в текстовом редакторе.

Ввод информации из разных источников (с листа, на слух). Набор на двух и более языках.
КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАБОТКА ПРИЕМОВ РАБОТЫ

С МЫШЬЮ И КЛАВИАТУРОЙ (3 ч)


Отработка приемов работы с мышью и клавиатурой на тренажерах, в текстовом редакторе, с помощью интерактивных приложений (сервисов Web 2.0).
КОМПЬЮТЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ИНТЕРНЕТ (6 ч.)
Понятие о компьютерных сетях и сети Интернет.

Понятие веб-страницы, веб-сайта, адрес сайта.

Браузер и его назначение.

Меры безопасности при работе в сети Интернет.

Фильмы и музыка в сети Интернет.

Поиск информации в поддержку школьных предметов.

Способы сохранения информации из сети Интернет.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ (8 ч)
Просмотр готовых презентаций.

Программа для создания презентаций: запуск программы, элементы интерфейса.

Создание слайдов с текстовой и графической информацией. Переходы от слайда к слайду.

Сохранение презентации в компьютере.



Создание презентаций в поддержку учебных предметов.
Резерв (2 ч)

ЛИТЕРАТУРА

Основная



  1. Глухарева, С. Л. Занимательная информатика: 6–7-е кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / С. Л. Глухарева, Г. В. Кирись, А. А. Мещерякова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010.
  2. Могилев, А. В. Информация и информационные процессы. Социальная информатика / А. В. Могилев, Л. В. Листрова. – СПб. : БХВ, 2006.
  3. Пупцев, А. Е. Информатика 6 / А. Е. Пупцев, П. Л. Гращенко, А. И. Лапо. – Минск : Нар. асвета, 2008.
  4. Пупцев, А. Е. Информатика. VI класс / А. Е. Пупцев, Н. П. Макарова, А. И. Лаппо. – Минск : Нар. асвета, 2008.
  5. Симонович, С. Информатика. Базовый курс / С. Симонович. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
Дополнительная



  1. Босова, Л. Л. Уроки информатики в 5–6 классах / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : Бином, 2005.
  2. Вишневская, Л. Компьютерная графика для школьников / Л. Вишневская. – Минск : Новое знание, 2007.
  3. Воройский, Ф. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник / Ф. Воройский. – М. : Физматлит, 2006.
  4. Залогова, Л. Компьютерная графика. Практикум / Л. Залогова. – 2-е изд. – М. : Бином, 2007.
  5. Игры, кроссворды, задания по информатике / Г. В. Кузьмич, В. В. Кузьмич, М. В. Комарова. – Минск : Аверсэв, 2008.
  6. Леонтьев, В. П. Школьная энциклопедия Интернет / В. П. Леонтьев. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  7. Макарова, Н. П. Информатика в 6 классе : учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Н. П. Макарова, А. Е. Пупцев, А. И. Лапо – Минск : Издат. центр БГУ, 2010.
  8. Солоницын, Ю. Презентация на компьютере / Ю. Солоницын. – СПб. : Питер, 2005.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница