Учебно-методические материалы к занятию «Раздельный сбор отходов»



Скачать 140.23 Kb.
Дата 04.09.2016
Размер 140.23 Kb.

Учебно-методические материалы к занятию

«Раздельный сбор отходов»




Основная мысль

Современный мир производит огромное количество отходов. Многие из них могут быть использованы вторично. На свалку должно попадать только то, что не может быть переработано. Если мы не изменим своего отношения к мусору, планета может превратиться в одну большую помойку.

Продолжительность

45 минут.

Материалы

Различные виды упаковки, из простых, и многокомпонентных материалов: стекло, алюминий, пластик, дерево, бумага, пакеты из-под молока, покрытая пленкой бумага и т.д.

Смежные учебные предметы

Экология, химия, биология.

Цель занятия

Сформировать у обучающихся осознание проблем правильного обращения с отходами производства и потребления, и практические умения экономного потребления этих ресурсов.



Задачи

Мотивировать необходимость личного участия обучающихся в решении задач ресурсосбережения.

Содействовать формированию культуры утилизации бытового мусор.

Узнать больше о разных видах упаковки и повседневно используемых материалах.

Ознакомиться с перерабатываемыми материалами, больше узнать о том, куда можно сдавать вторичное сырьё.

содействовать развитию творческого мышления для решения проблем ресурсосбережения в повседневной жизни.



Используемые понятия

Управление отходами, утилизация, принцип 3R, переработка.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

Львиную долю бытового мусора составляет упаковка от купленных продуктов и других товаров. Упаковка вносит значительный вклад в формирование экологического следа человека на Земле.

Мотивационный тест « Каков твой экологический след по отношению к упаковке» .

Задание. Обвести свою ладонь, выбрать ответ в анкете и записать соответствующие баллы в «пальцах» рук. Затем посчитать общее количество баллов и наклеить на ладоньописание своего следа.

А. Продукты питания (яблоки).

Когда в магазине вы приобретаете овощи, фрукты, то чаще выбираете:



-местные, неупакованные (1);

-из южных регионов страны, неупакованные (2);

-из Франции, Нидерландов, Аргентины или др. стран, неупакованные (3);

- расфасованные в индивидуальные упаковки (4).

Б. Упаковка (пакеты).

С какой сумкой вы ходите за покупками?

-льняная или хлопчатобумажная (1);

-бумажный пакет (2);

-полиэтиленовый пакет(3);

- полиэтиленовые пакеты беру или покупаю на кассе в магазине (4).



В. Бутылки.

В какой таре вы покупаете обычно себе напитки ?

-бумажной (1);

-стеклянной (2);

-алюминиевой (3);

-пластмассовой (4).



Г. Использование бумаги

Какую книгу вы предпочтете?

-новую, купленную в магазине (4);

-электронную книгу(3);

-взятую у друга, уже прочитанную (2);

-взятую в библиотеке (1).



Д. Приобретая упаковку для подарка другу, вы обращаете внимание:

-на яркое оформление упаковки (3);

-на материал упаковки, его большое количество (4);

-наличие знаков эко маркировки, свидетельствующие о возможности переработки (2);

-упакуете подарок в уже использованную коробочку или пакет, предварительно украсив их подручными средствами (1).
Результаты теста. « Каков твой экологический следпо отношению к упаковке» :

  1. От 5 до 7- след размером с мушиную лапку. Браво! Тебе ничего не остается, кроме как летать, жужжать и убеждать других делать так же как ты.

  2. От 8 до10- кошачий след. Супер! Не расслабляйся, лежа на печи, осталось сделать совсем чуть – чуть.

  3. От 11 до13отпечаток лошадиного копыта. Хватит топтаться на месте. Пора галопом нестись туда, где больше солнца.

  4. От 14 до 16 – след слона. Нужно постараться. Ты ступаешь тяжело, но у тебя есть силы, что бы далеко пойти.


Педагог подводит итог: « Экологический след» измеряет влияние, оказываемое человечеством на окружающую среду. Он показывает нам, какое количество земной и водной поверхности используется в целях производства продовольствия, сырья, энергии, а так же для утилизации отходов, возникающих в процессе этого производства. Современный мир производит огромное количество отходов. Многие из них могут быть использованы вторично. На свалку должно попадать только то, что не может быть переработано. Если мы не изменим своего отношения к мусору, планета может превратиться в одну большую помойку.
Справочная информация для педагога:

Многие тысячелетия свалки не меняли своих объемов, люди почти не производили лишних отходов - материалы стоили дорого, всё, что можно, использовалось повторно или перерабатывалось. Металлы переплавлялись, органические отходы компостировались, даже лоскутам старой одежды находили применение. Ситуация оставалась неизменной примерно до середины XIX века - во времена научно-технической революции были изобретены и получили широкое распространение новые полимерные материалы, резины и пластики. Они были дешевы, удобны и, к сожалению, не разлагались естественным путём. Площадь свалок начала неуклонно увеличиваться.

Рост промышленности и материального уровня жизни и поныне ведёт к лавинообразному увеличению отходов. В Москве в 2013 году образовалось около 32,6 млн. тонн отходов производства и потребления.

Около 80% отходов образуется в результате деятельности сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности, энергетики и транспорта. Остальные 20% имеют бытовое происхождение. В Москве огромную долю строительных отходов составляют грунты, вынутые при строительстве метрополитена – их объем значительно увеличился в последнее время.

Бытовой мусор, хотя и не составляет большую часть в объемах мусора, является весьма опасным для природы видом отходов – ведь в основном это не разлагающиеся в естественных условиях материалы.

Большая часть бытового мусора (пластмассы, металлы, бумага, стекло и пищевые отходы) может быть использована повторно.

По статистическим данным, в Москве на одну семью приходится до полутора килограмм бытового мусора в день. В основном эти отходы представлены упаковкой из различных материалов.

Есть три способа утилизации отходов - закапывание на специальных полигонах, сжигание и переработка. Все они имеют свои преимущества и недостатки.

Мусор из города свозится большей частью на подмосковные полигоны, на данный момент их около 210, площадью от 50 до 60 га. Общая площадь свалок сравнима с площадью четырех с половиной государств Монако или двадцати Ватиканов.

Рациональное обращение с отходами является альтернативой превращения нашей планеты в одну большую помойку.



2. Этап приобретения новых знаний.

А. Лекция «Внимание - упаковка!»


Продемонстрируйте различные варианты упаковки детям. Следует подобрать упаковку из различных материалов - как простых, однокомпонентных (стеклянная бутылка, бумажный пакет, бутылка ПЭТ - полиэтилентерефталат, полиэтиленовый пакет, деревянная коробочка и т.д.), так и сложных, ламинированных упаковок - пакет из-под молока или сока с обозначением UHT (снаружи - пленка, затем слои алюминиевой фольги, серого картона, белой типографской бумаги и опять синтетической пленки).

Объясните, что простые материалы, такие, как дерево, металлы, стекло, бумага или синтетика, всё чаще заменяются композитными, содержащими несколько слоев. Это повышает качество конечного продукта, но затрудняет его переработку - ведь при переработке необходимо сначала разделить упаковку на составляющие части, а это возможно далеко не всегда.

Обратите внимание на маркировку пластиковых упаковок. На большинстве пластиковых изделий стоит специальный значок - цифра в треугольнике, иногда знак дополняется буквенным обозначением. Это маркировка пластика указывает, из какого материала сделана эта упаковка и можно ли сдавать её на переработку.

№ и буквенное обозначение

Название пластмассы

Для чего используется



Полиэтилентерефталат

Одноразовые бутылки для воды, газировок, пива, растительных масел



Полиэтилен высокой плотности

Упаковки для молока



Поливинилхлорид

Тара для моющих средств, упаковка для тортов и пирожных



Полиэтилен низкой плотности

Пакеты и пищевая плёнка для продуктов



Полипропилен

Стаканы, многоразовые контейнеры и баночки для продуктов



Полистирол

Лотки, стаканы для чая и кофе, предметы, похожие на пенопласта (пенополистирол), вилки, ложки, контейнеры для еды



Другие виды пластика

(акрилонитрил бутадиен стирол, акрил, поликарбонат, полиамид)




Обратите особое внимание, что в Москве не принимаются на переработку пластики с маркировкой 3 и 7 ("поливинилхлорид" и "все прочие пластики").

Концепция 3R


Понятно, что проблему лавинообразного увеличения количества отходов необходимо решать.

Более 20 лет назад была сформулирована концепция 3R - по первым буквам английских слов reduce (сокращение), reuse (повторное использование), recycle (переработка).

Из самого названия этой концепции понятны её основные принципы. Reduce -cокращать потребление, не стремиться покупать ненужные вещи, не гнаться за новинками прогресса, если имеющиеся вещи вполне отвечают своим функциям. Стараться покупать продукты с меньшим количеством упаковки. Reuse (повторное использование) - многие предметы можно использовать повторно - например, печатать на обратной стороне бумаги, изготавливать поделки из вторичных материалов (вазочка из бутылки от напитка, подставка для карандашей из баночки и т.д.)

И третья "R" recycle (переработка) - использованные материалы можно и нужно сдавать на переработку, чтобы из них сделали что-то новое, полезное, а не оставили лежать на свалке мёртвым грузом. При покупке товаров следует обратить внимание на маркировку упаковки - возможно ли будет сдать её потом на переработку?


В. Интерактивная беседа «Что делать с мусором?»


Справочная информация для педагога:

Есть три пути, которым можно утилизировать отходы.

Первый - захоронение на полигонах. Недостатки этого способа очевидны - нужны большие площади, свалки портят пейзаж, материалы со свалок практически невозможно будет использовать в переработке.

Сжигание - с одной стороны, уменьшается объем мусора в несколько раз и почти решается проблема нехватки площадей для полигонов захоронения. С другой - получающаяся зола сильно токсична, необходимо озаботиться очисткой выхлопов на мусоросжигательных заводах, при сгорании синтетических материалов выделяются опаснейшие вещества - диоксины.

Переработка .

Что из чего получается? Детям предлагается собрать пары - упаковка и то, во что она превратится после переработки. Заранее заготовьте различные пары предметов или их изображения.

Примеры пар предметов:

Пластиковая бутылка - Флисовый шарф

Стеклянная банка - Вазочка из цветного стекла

Кусок автомобильной шины - Резиновый коврик

Алюминиевая банка от напитка - Любой предмет из алюминия, например, значок

Кусок дерева - Акриловая пряжа

Белая бумага - Кусок гофрокартона

и т.д.


Для любой упаковки переработка (рециклинг) в продукты или же в товары, обладающие какой-либо потребительской стоимостью, служит наиболее рациональным путем сохранения упаковки как ценного компонента твердых бытовых отходов.

Этап закрепления новых знаний.

Подумайте, какие изменения можно внести в ситуацию с мусором в рамках вашего района. Почему лучше сдавать мусор на переработку?

Запишите ваши идеи на доске. Выберите несколько человек, которые оформят ваши успехи в виде газеты.

Справочная информация для педагога:

Деятельность человека является причиной попадания в природу многих загрязняющих веществ. Количество площадей, которые можно занять полигонами для отходов и свалками, не безгранично. К тому же часто люди безответственно замусоривают окружающие территории. Отходы портят пейзаж, они могут быть источником или питательной средой для развития различных болезней. Приведите данные о количестве мусора в городе.

Можно продемонстрировать фрагмент документального фильма «Мусор» (реж. Кандида Брэди, 2013 год). Например, подойдёт фрагмент с мусором в Мировом океане (примерно 47 минута). Фильм можно найти в открытых источниках.

Адреса пунктов приема вторичного сырья можно посмотреть на сайте http://recyclemap.ru/2life.php.

Также в период с 9 по 18 октября пункты приема раздельно собранных отходов станут мобильнее, а значит и доступнее для всех экологически ответственных граждан. Специально маркированные передвижные пункты для приема раздельно собранных отходов, организованные Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, объедут в рамках акции «Разделяй и используй» более 125 районов столицы по заранее намеченному маршруту, делая часовые остановки. Участники акции смогут сдать в мобильный пункт приема: бумагу и картон, стекло, пластик, алюминиевые банки, батарейки, которые в дальнейшем будут направлены на переработку. Подробности можно узнать на сайте раздельно.рф.

Этап подведения итогов.

Если каждый день дети будут следовать простейшим советам по рациональному потреблению ресурсов, объяснят друзьям и родителям как беречь ресурсы, то будет улучшена экологическая ситуация в городе.

1. Сделайте презентацию о том, какие виды продукции производят из переработанных отходов.

2. Формирование практических навыков социального проектирования.



«Социальное проектирование в области ресурсосбережения» (Практическая работа. Приложение 1) .

Справочная информация для педагога. Процесс создания и реализации социального проекта называется социальное проектирование. Социальное проектирование − это способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Задание для самостоятельного выполнения проекта. Ученикам в течении нескольких дней или недели собирать мусор раздельно и взвешивать каждую фракцию. Сколько пластика, бумаги, стекла и металла было выброшено каждой семьей за это время? Многие материалы можно было переработать, если сдать их отсортированными в специальный пункт приёма мусора. (см. Приложение 1)

Практическая работа.

Сколько мусора выкидывает ваша семья (класс)?

Можно посчитать это количество в объеме или по весу, разделив мусор на отдельные фракции. Какая часть этого мусора могла бы быть переработана? Можно ли уменьшить количество мусора, выбрасываемое семьей, если задумываться об этом на стадии покупки (отказываться от лишних пакетов, носить с собой многоразовую сумку, брать товары большими упаковками и т.д.). Насколько уменьшится объем мусора, если его утрамбовывать перед выкидыванием?

Ежегодно в мире образуется более 200 млрд. тонн отходов, из которых 95% органических и только 5% неорганических. Органические отходы имеют природную особенность самоликвидироваться, т.е. перегнивать. В течение 3-5 лет опавшая листва или старая мебель, тряпье, трупы животных и пищевые отходы превращаются в прах. Именно поэтому до 50-х годов прошлого столетия свалки были накопительного принципа на постоянном цикле – до введения в обиход большого количества полиэтиленовых пакетов.

В мире переработке подвергается 10% твердых бытовых отходов и около 60% отходов производства. Частично отходы вывозят на загородные полигоны для захоронения, частично они попадают в места неорганического хранения (около 10%). Около 6% отходов остается на территории города.

Экологические последствия захоронения мусора – через загрязнение почвы и грунтовых вод – проявляются иногда через несколько лет или даже нескольких десятков лет, однако, от этого не менее разрушительны. Закапывание отходов в землю или сбрасывание их в море - это недопустимое перекладывание наших проблем на плечи потомков.

Приборы, материалы и оборудование:

Весы, отдельные пакеты для разного вида мусора, дневник наблюдений.

Цели. Анализ структуры и динамики отходов, образующихся в квартире за определенный период времени (до и после применения методики раздельного сбора мусора)

Ход работы:

Соберите мусор, который образуется в Вашей семье (классе) в течение одних суток. По возможности взвесьте отдельно бумагу, пластик, стекло и алюминий. Чтобы это было проще, можно ввести дома раздельный сбор мусора . Наблюдение и подсчеты можно вести в течение недели, затем найти среднее арифметическое для каждого типа мусора.

Попробуйте в течение недели ходить в магазин с тканевой сумкой, покупать продукты в экономичной упаковке, вторично использовать некоторые предметы. Затем проведите те же самые измерения. Результаты поместите в таблицу и сравните с предыдущими.

Оформление результатов:

Желательно собрать результаты в единую таблицу, например, такую:

Вес Алюминий Пластик Бумага Стекло Прочее Общий вес

День 1


День 2

День 3


День …

Итого в среднем:

- За сутки:__________

- За неделю:_________

- За месяц:__________

В случае с измерением объема мусора следует указать, какой объем мусора выкидывался до утрамбовывания, повлияло ли как-то на объем мусора более внимательное отношение к выбору упаковки на стадии покупки.

Вопросы к заданию:

- Сколько мусора выбрасывает Ваша семья за неделю, месяц, год?

- Как долго будет разлагаться в земле вырабатываемый Вами мусор?

- Можно ли в наших домах использовать несколько разных контейнеров для сбора мусора? Поясните Вашу точку зрения.



- Что ещё может влиять на количество выкидываемого мусора?

- Используя данные таблицы, рассчитайте на сколько уменьшиться масса отходов, которые вывозятся из Вашей квартиры на полигоны твёрдых бытовых отходов, при раздельном сборе мусора в неделю (месяц, год).


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница