Учебно-методический комплекс дисциплины архитектура компьютера




страница1/4
Дата24.08.2016
Размер0.82 Mb.
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный педагогический университет»


(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ

Архитектура компьютера


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям:

050202 Информатика (СД.Ф.13)

050203 Физика с доп. спец. «Информатика» (ДС.Ф.12)

050201 Математика с доп. спец. «Информатика» (ДС.Ф.9)
050708 ПиМНО с доп. спец. «Информатика» (ДДС.Ф.13)

050708 ПиМНО со специализацией (ДС.6)
050502 Технология и предпринимательство со специализацией (ДС.9)


Утверждено на заседании кафедры

информатики и ОТД

физико-математического факультета

(протокол №______



от «____»______________ 200__ г.)
Зав. кафедрой информатики и ОТД
_________________ Н.Ю.Королева



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: Рындина Татьяна Николаевна, ст. преподаватель кафедры информатики и ОТД




    1. Рецензенты: Ляш О.И. – ст. преподаватель кафедры информатики и ОТД

Лазарева И.М. – канд. ф.-м. наук, доцент кафедры информатики и ПО, МГТУ


    1. Пояснительная записка:

Архитектура компьютера - дисциплина, изучающая основные принципы организации и методы управления аппаратными и программными средствами в вычислительных машинах (ВМ). В результате изучения курса студенты должны хорошо ориентироваться в принципах построения современных ВМ, архитектурных решениях, направленных на повышение производительности вычислительных машин, областях применения машин с различной архитектурой и направлениях их развития.
Цели:

  • формирование у студентов осознанного выбора компьютера для выполнения с его помощью определенного вида работ;

  • выработка профессионально грамотной организации обслуживания и модернизации персональных компьютеров кабинета информатики, планирование развития школьного компьютерного центра.


Задачи:

  • приобретение студентами основных понятий архитектуры современного персонального компьютера, изучение языка низкого уровня — ассемблера;

  • знакомство с устройством важнейших компонентов аппаратных средств ПК, механизмами пересылки и управления информацией;

  • умение применять знание технических характеристик персональных компьютеров для обеспечения работоспособности школьного кабинета информатики.


Место курса в общей системе подготовки специалиста:

  • изучение дисциплины «Архитектура компьютера» опирается на содержание изученных ранее дисциплин: «Информатика», «Программирование», «Программное обеспечение», «Основы микроэлектроники».


Требования к уровню освоения содержания дисциплины. После освоения дисциплины студенты должны:

  • ЗНАТЬ принципы построения и структурную организацию аппаратных и программных средств ЭВМ, взаимосвязь этих средств и описание функционирования на ассемблерном уровне, архитектуру основных типов современных ВМ, методы управления вычислительными процессами;

  • УМЕТЬ осуществлять анализ структур ВМ, оценивать целесообразность их применения для решения конкретных задач, использовать в своей работе стандартные термины, определения и обозначения;

  • ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об основных технических характеристиках аппаратных и программных средств современных ВМ и тенденциях их развития.


Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке:

  • Примерная программа дисциплины «Архитектура компьютера», к.п.н., профессор С.А. Жданов, Московский педагогический государственный университет, 2000г.

  • Рабочая программа дисциплины «Организация ЭВМ и систем», к.т.н., доцент Кирьянчиков В.А., Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».

  • Содержание курса «Архитектура компьютера», Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнекамский муниципальный институт».




    1. Извлечение из ГОС ВПО специальности 050202 Информатика


ДПП.Ф.13 Архитектура компьютера (144 часа)

История развития компьютерной техники, поколения ЭВМ и их классификация. Центральные и внешние устройства ЭВМ, их характеристики. Канальная и шинная системотехника. Микропроцессор и память компьютера. Система прерываний, регистры и модель доступа к памяти. Защищенный режим работы процессора как средство реализации многозадачности. Принципы управления внешними устройствами персонального компьютера. Базовая система ввода/вывода. Ассемблер как машинно-ориентированный язык программирования. Понятие о макропрограммировании. Современные тенденции развития архитектуры ЭВМ.




    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):






п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. раб.

1

050202 Информатика

5

9

144

72

24

12

36

72

Экзамен

2

050203 Физика с доп. спец. «Информатика»

5

9

72

46

18

-

28

26

Зачет

3

050201 Математика с доп. спец. «Информатика»

5

9

100

46

18

-

28

54

Зачет

4

050708 ПиМНО с доп.спец. «Информатика»

4

7

64

32

12

-

20

32

Экзамен

5

050708 ПиМНО со специализацией

3

6

40

20

8

-

12

20

Зачет

6

050502

Технология и предпринимат-во со специализацией



3

6

50

24

8

16

-

26

Зачет




    1. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

Таблица 1



п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

050203 Физика, информат. / 050201 Математика, информат.

050202 Иформатика

Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.




История развития компьютерной техники, поколения ЭВМ и их классификация.

2

2

-

-

2/4

-

2

-

-

6



Центральные и внешние устройства ЭВМ, их характеристики. Канальная и шинная системотехника.

4

2

-

2

4/6

4

4

2

4

10



Микропроцессор и память компьютера. Система прерываний, регистры и модель доступа к памяти. Защищенный режим работы процессора как средство реализации многозадачности.

16

6

-

10

4/12

16

8

4

12

14



Принципы управления внешними устройствами персонального компьютера. Базовая система ввода/вывода.

8

4

-

4

4/8

8

4

-

8

10



Ассемблер как машинно-ориентированный язык программирования.

12

4

-

8

4/10

12

4

2

8

12



Понятие о макропрограммировании.

4

-

-

4

4/8

4

2

2

4

10



Современные тенденции развития архитектуры ЭВМ.

-

-

-

-

4/6

-

-

2

-

10




ВСЕГО:

46

18

-

28

26/54

72

24

12

36

72

Таблица 2

п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

050708 ПиМНО со специализацией / 050708 ПиМНОс доп. спец.

050502 Технология и предпр. со специализацией

Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.




История развития компьютерной техники, поколения ЭВМ и их классификация.

-/2

-/2

-

-

2/4

2

-

2

-

2



Центральные и внешние устройства ЭВМ, их характеристики. Канальная и шинная системотехника.

2/4

2/2

-

2/2

3/6

2

2

2

-

4



Микропроцессор и память компьютера. Система прерываний, регистры и модель доступа к памяти. Защищенный режим работы процессора как средство реализации многозадачности.

6/16

2/6

-

4/

10


3/12

6

2

4

-

4



Принципы управления внешними устройствами персонального компьютера. Базовая система ввода/вывода.

4/8

2/4

-

4/4

3/8

4

2

4

-

4



Ассемблер как машинно-ориентированный язык программирования.

6/12

2/4

-

2/8

3/10

6

2

2

-

4



Понятие о макропрограммировании.

2/4

-

-

-/4

3/8

2

-

-

-

4



Современные тенденции развития архитектуры ЭВМ.

-

-

-

-

3/6

-

-

2

-

4




ВСЕГО:

20/32

8/12

-

12/20

20/32

24

8

16

-

26

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.



История развития компьютерной техники, поколения ЭВМ и их классификация.
(Максимум: ЛК – 2ч; ПР – 2; ЛБ – 0; СР - 6ч)

Понятие об архитектуре компьютера. История развития вычислительной техники. Классификация компьютеров. Информационно-логические основы построения ЭВМ. Принципы фон Неймана и классическая архитектура компьютера.


Центральные и внешние устройства ЭВМ, их характеристики. Канальная и шинная системотехника.
(Максимум: ЛК – 4ч; ПР – 2; ЛБ – 4; СР - 10ч)

Базовая структура аппаратных средств ЭВМ. Основные компоненты структуры, стандартная терминология и определения. Организация связей между устройствами ЭВМ. Особенности архитектур ЭВМ с канальной и шинной организацией.


Микропроцессор и память компьютера. Система прерываний, регистры и модель доступа к памяти. Защищенный режим работы процессора как средство реализации многозадачности.
(Максимум: ЛК – 8ч; ПР – 4; ЛБ – 12; СР - 14ч)

Архитектура микропроцессора Функциональная схема персонального компьютера. Процессор. Регистры. Оперативная память (RAM) и её конструктивные элементы. Постоянная память (ROM). Механизмы адресации. Арифметико-логическое устройство. Программно доступные регистры: аккумулятор, счетчик команд, указатель стека, индексный регистр, регистр флагов.

Система и механизм прерываний микропроцессора. Материнская плата. Процессы и процессоры. Понятие процесса. Последовательные, совмещенные и параллельные процессы. Состояние процесса. Понятие о прерывании процесса. Система прерываний и обработка прерываний. Причины прерываний. Приоритет в прерывании. Уровень и глубина прерываний. Механизмы реализации прерываний. Фазы прерываний
Принципы управления внешними устройствами персонального компьютера. Базовая система ввода/вывода.
(Максимум: ЛК – 4ч; ПР – 4; ЛБ – 8; СР - 10ч)

Внешние устройства компьютера. Параллельный и последовательный интерфейсы. Внешние запоминающие устройства. Устройства ввода и вывода информации: видеокарты и мониторы; принтеры; манипуляторы; накопители на гибких и жестких магнитных дисках; оптические диски; сканирующие устройства. Контроллеры внешних устройств. Драйверы устройств. Техническое обслуживание компьютера.


Ассемблер как машинно-ориентированный язык программирования.

(Максимум: ЛК – 4ч; ПР – 2; ЛБ – 8; СР - 12ч)

Программирование на ассемблере. Система команд. Команды и данные. Форматы данных. Мнемоническое кодирование. Прерывания базовой системы ввода-вывода (BIOS) и операционной системы (ОС). Ассемблирование и дизассемблирование. Отладка и трассировка программ.


Понятие о макропрограммировании.
(Максимум: ЛК – 2ч; ПР – 2; ЛБ – 4; СР - 10ч)

Макропрограммирование. Понятие о макроподстановке. Макрокоманда. Параметры макрокоманды. Библиотека макрокоманд. Макроассемблер. Реализация управляющих конструкций (if-then-else, while-do и т.д.) языков высокого уровня средствами макропрограммирования.



Современные тенденции развития архитектуры ЭВМ.
(Максимум: ЛК – 0ч; ПР – 2; ЛБ – 0; СР - 10ч)

Особенности организации процессоров с сокращенным набором команд (ПСНК) Базовая архитектура ПСНК. Формат команды. Примеры структур процессоров различных процессоров.



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Форма самостоят.работы

Форма контроля выполнения самостоят. работы

050203

050201

050202

050708 с доп.сп.

050708 со спец.

050502

1.

История развития компьютерной техники, поколения ЭВМ и их классификация.

История развития компьютерной техники, поколения ЭВМ и их классификация.

2

4

6

4

2

2

Подготовка докладов.

Защита докладов.

2.

Центральные и внешние устройства ЭВМ, их характеристики. Канальная и шинная системотехника.

Характеристики центральных и внешних устройства ЭВМ.

4

6

10

6

3

4

Составление сравнит. таблиц.

Проверка таблиц.

3.

Микропроцессор и память компьютера. Система прерываний, регистры и модель доступа к памяти. Защищенный режим работы процессора как средство реализации многозадачности.

Память, регистры.

4

12

14

12

3

4

Подгот. к лаборат. работам.

Выполнение лаборат. работ.

4.

Принципы управления внешними устройствами персонального компьютера. Базовая система ввода/вывода.

Принципы управления внешними устройствами персонального компьютера. Базовая система ввода/вывода.

4

8

10

8

3

4

Подгот. к лаборат. работам.

Выполнение лаборат. работ.

5.

Ассемблер как машинно-ориентированный язык программирования.

Ассемблер как машинно-ориентированный язык программирования.

4

10

12

10

3

4

Подгот. к лаборат. работам.

Выполнение лаборат. работ.

6.

Понятие о макропрограммировании.

Понятие о макропрограммировании.

4

8

10

8

3

4

Конспектирование.

Проверка конспекта.

7.

Современные тенденции развития архитектуры ЭВМ.

Современные тенденции развития архитектуры ЭВМ.

4

6

10

6

3

4

Подготовка докладов.

Защита докладов.







ВСЕГО:

26

54

72

32

20

26









    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)


ТЕМА 1 (Максимум: ЛК – 2ч; ПР – 2; ЛБ – 0; СР - 6ч)

История развития компьютерной техники, поколения ЭВМ и их классификация.
ПЛАН ЛЕКЦИИ

  • Заслушивание выступлений студентов.

ВОПРОСЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ



  1. История развития вычислительной техники.

  2. Поколения ЭВМ.

  3. Классификация компьютеров по назначению.

  4. Состав вычислительной системы.

  5. Классификация прикладных программных средств.

  6. Строение компьютера. Главные устройства.

  7. Принципы построения компьютера.

  8. Принципы фон Неймана.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ – подготовка докладов.

Темы докладов:


  1. Докомпьютерная история развития вычислительной техники.

  2. Вклад Ч. Бэббиджа в разработку принципов функционирования автоматических цифровых вычислительных машин.

  3. Работы Дж. фон Неймана по теории вычислительных машин.

  4. История создания и развития ЭВМ 1-го поколения.

  5. История создания и развития ЭВМ 2-го поколения.

  6. История создания и развития ЭВМ 3-го поколения.

  7. История создания и развития ЭВМ 4-го поколения

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: [1], глава 1; [2], 1.1, 1.2; [3], 1.8.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: [1], 1.1; [2], 1.1, 1.2, 1.3.
ТЕМА 2 (Максимум: ЛК – 4ч; ПР – 2; ЛБ – 4; СР - 10ч)

Центральные и внешние устройства ЭВМ, их характеристики. Канальная и шинная системотехника.
ПЛАН ЛЕКЦИИ


  • Основные компоненты ЭВМ и систем.

  • Многоуровневая компьютерная организация.

  • Характеристики и классы ЭВМ. Различные подходы к классификации ЭВМ.

ВОПРОСЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ



  1. Основные характеристики ЭВМ, влияющие на эффективность ее работы.

  2. Основные модели микропроцессоров.

  3. Многообразие внешних устройств ЭВМ.

  4. Способы взаимодействия центральных устройств ЭВМ с периферийными.

  5. Особенности канальной и шинной организации.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ



  1. Конфигурация компьютера.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ – составление сравнительных таблиц характеристик центральных и внешних устройства ЭВМ.


ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: [2], глава 2; [2], 1.2; [3], 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: [1], 2.2, 2.3, 2.4; [2], глава 5, глава 7.


ТЕМА 3 (Максимум: ЛК – 8ч; ПР – 4; ЛБ – 12; СР - 14ч)

Микропроцессор и память компьютера. Система прерываний, регистры и модель доступа к памяти. Защищенный режим работы процессора как средство реализации многозадачности.
ПЛАН ЛЕКЦИИ

  • Архитектура микропроцессора.

  • Функциональная схема персонального компьютера.

  • Процессор. Регистры.

  • Оперативная память (RAM) и её конструктивные элементы.

  • Постоянная память (ROM).

  • Механизмы адресации.

  • Арифметико-логическое устройство.

  • Программно доступные регистры: аккумулятор, счетчик команд, указатель стека, индексный регистр, регистр флагов.

  • Система и механизм прерываний микропроцессора.

  • Защищенный режим работы.

  • Материнская плата

ВОПРОСЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ



  1. Общие принципы функциональной и структурной ор­ганизации ЭВМ.

  2. Организация работы ЭВМ при выполнении задания пользователя.

  3. Состав, устройство и принцип действия основ­ной памяти.

  4. Работа микропроцессора при выполнении про­граммного прерывания.

  5. Взаимодействие элементов при работе микро­процессора.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ



  1. Счетчики.

  2. Сумматоры, АЛУ.

  3. Память.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ – подготовка к выполнению лабораторных работ.


ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: [1], глава 2; [2], 2.4, 3.5, 4.2, 4.4; [3], 2.2, 2.5, 4.2.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: [1], 4.1, 4.2, 3.5; [2], 6.2, [7].


ТЕМА 4 (Максимум: ЛК – 4ч; ПР – 4; ЛБ – 8; СР - 10ч)

Принципы управления внешними устройствами персонального компьютера. Базовая система ввода/вывода.
ПЛАН ЛЕКЦИИ

  • Внешние устройства компьютера.

  • Параллельный и последовательный интерфейсы.

  • Внешние запоминающие устройства.

  • Устройства ввода и вывода информации: видеокарты и мониторы; принтеры; манипуляторы; накопители на гибких и жестких магнитных дисках; оптические диски; сканирующие устройства.

  • Контроллеры внешних устройств.

  • Драйверы устройств.

  • Техническое обслуживание компьютера.

ВОПРОСЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ



  1. Интерфейс системной шины.

  2. Интерфейсы внешних запоминающих устройств IВМ РС.

  3. Способы организации совместной работы периферийных и центральных устройств.

  4. Последовательный и параллельный интерфейсы ввода-вывода

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ



  1. АЦП и ЦАП.

  2. Периферийные устройства.

  3. Моделирование схем в среде Workbench.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ – подготовка к выполнению лабораторных работ.


ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: [1], глава 2; [2], 2.5, 2.6; [3], 2.7, глава 4.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: [1], 4.4, 4.5; [2], глава 6.


ТЕМА 5 (Максимум: ЛК – 4ч; ПР – 2; ЛБ – 8; СР - 12ч)

Ассемблер как машинно-ориентированный язык программирования.
ПЛАН ЛЕКЦИИ

  • Программирование на ассемблере.

  • Система команд.

  • Команды и данные.

  • Форматы данных.

  • Мнемоническое кодирование.

  • Прерывания базовой системы ввода-вывода (BIOS) и операционной системы (ОС).

  • Ассемблирование и дизассемблирование.

  • Отладка и трассировка программ.

ВОПРОСЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ



  1. Объясните следующие термины своими словами:

  • Транслятор.

  • Интерпретатор.

  • Виртуальная машина.

  1. Чем отличается интерпретация от трансляции?

  2. Может ли компилятор производить данные сразу для микроархитектурного уровня, минуя уровень архитектуры команд? Обоснуйте все доводы за и против.

  3. Можете ли вы представить многоуровневый компьютер, у которого уровень внешнего устройства и цифровой логический уровень — не самые нижние уровни? Объясните, почему.

  4. Некоторые команды уровня операционной системы идентичны командам уровня архитектуры команд. Эти команды сразу выполняются микропрограммой, а не операционной системой. Учитывая ответ на предыдущий вопрос, подумайте, зачем это нужно.

  5. В каком смысле аппаратное и программное обеспечение эквивалентны? А в каком не эквивалентны?

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ



  1. Разработка программ.

  1. Отладка.

  2. Описание данных.

  3. Структура программ.

  4. Арифметические операторы.

  5. Условные переходы и циклы.

  6. Массивы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ – подготовка к выполнению лабораторных работ.


ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: [4], 3.2, 3.3, 3.4; [5] главы 5-11; [6]главы 1-3.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: [8].


ТЕМА 6 (Максимум: ЛК – 2ч; ПР – 2; ЛБ – 4; СР - 10ч)

Понятие о макропрограммировании.
ПЛАН ЛЕКЦИИ (050202)

  • Макропрограммирование.

  • Понятие о макроподстановке.

  • Макрокоманда.

  • Библиотека макрокоманд.

  • Макроассемблер.

ВОПРОСЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ




  1. Реализация управляющих конструкций (if-then-else, while-do и т.д.) языков высокого уровня средствами макропрограммирования.

  2. Параметры макрокоманды.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ



  1. Разработка программ.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ – подготовка к выполнению лабораторных работ.


ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: [4], 3.5; [5] глава 14.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: [8].


ТЕМА 7 (Максимум: ЛК – 0ч; ПР – 2; ЛБ – 0; СР - 10ч)

Современные тенденции развития архитектуры ЭВМ.

  • Особенности организации процессоров с сокращенным набором команд (ПСНК).

  • Базовая архитектура ПСНК.

  • Формат команды.

  • Примеры структур различных процессоров.

ЛЕКЦИИ ­ не предусмотрены.

-

ВОПРОСЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ



  1. Интерфейс системной шины.

  2. Интерфейсы внешних запоминающих устройств IВМ РС.

  3. Способы организации совместной работы периферийных и центральных устройств.

  4. Последовательный и параллельный интерфейсы ввода-вывода

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ не предусмотрены


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ – Подготовка докладов.
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: [2], глава 2; [2], 1.2; [3], 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: [1], 2.2, 2.3, 2.4; [2], глава 5, глава 7.




    1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

      1. Рекомендуемая литература:

  • ОСНОВНАЯ:

  1. Э. Таненбаум Архитектура компьютера. 4-е изд. – Спб.Питер, 2003.

  2. Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

  3. К. Хамер, З. Вранешич, С. Заки. – СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2003.

  4. С.В. Зубков Assembler для DOS, Windows и UNIX. 3-е изд., стер. – М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2004.

  5. В.И. Юров Assembler. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

  6. В.И. Юров Assembler. Практикум (+дискета) – СПб.: Питер, 2003.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Партыка Т.Л., Попов И.И. Электронные вычислительные машины и системы: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2007.

  2. А.П. Пятибратов, Л.П. Гудыно, А.А. Кириченко; под ред. А.П. Пятибратова. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник – М.: Финансы и статистика, 1998.

  3. А.В. Богданов, В.В. Корхов, В.В. Мареев, Е.Е. Станкова. Архитектуры и топологии многопроцессорных вычислительных систем. Курс лекций. Учебное пособие – М.: ИНТУИТ.РУ «Интернет-Университет Информационных Технологий», 2004.

  4. Ю.В. Новиков, П.К. Скоробогатов. Основы микропроцессорной техники: Учебное пособие. – 3-е изд., испр. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. В.В. Корнеев, А.В. Киселев. Современные микропроцессоры.– 3-е изд., перераб. и доп.– СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

  6. М. Гук. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия – СПб: Издательство «Питер», 1999.

  7. Р. Томпсон, Б. Томпсон. ЖелезоПК: Энциклопедия. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

  8. В.И. Юров. Assembler. Специальный справочник. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.




    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения; специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи).

Электронные учебники и справочники:

  • BIOS_Setup.chm;

  • А. Калашников, О. Климов. «Ассемблер? Это просто! Учимся программировать»;

  • Сайт WASM.RU;

  • Учебник по основам языка Ассемблера;

  • Гук М. - Аппаратные интерфейсы ПК.doc;

  • Гук М. - Интерфейсы ПК (Справочник).djvu;

  • Модернизация и Ремонт ПК Для Чайников.pdf;

  • Таненбаум Э. - Архитектура ПК.pdf.

      1. Перечень используемых технических средств.

Для обеспечения дисциплины необходимы:

  • специально оборудованные аудитории и компьютерные классы;

  • персональные компьютеры;

  • различные технические и аудиовизуальные средства обучения;

  • лабораторные стенды: «Счетчики», «Сумматор», «АЛУ», «ОЗУ», «ПЗУ», «Регистры»;

  • блоки питания 5В, 12В, частотомер, осциллографы.

      1. Перечень используемых пособий.

  1. УМК «Архитектура компьютера»

      1. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.

  1. Assembler.




    1. Примерные зачетные тестовые задания – не предусмотрено

    2. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).




  1. История развития вычислительной техники.

  2. Поколения ЭВМ.

  3. Классификация компьютеров по назначению.

  4. Состав вычислительной системы.

  5. Классификация прикладных программных средств.

  6. Строение компьютера. Главные устройства.

  7. Принципы построения компьютера.

  8. Принципы фон Неймана.

  9. Команда. Выполнение команды.

  10. Структура компьютера (классическая, многопроцессорная,  архитектура, многомашинная ВТ, архитектура с параллельными процессорами).

  11. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

  12. Информационно-логические основы построения ЭВМ.

  13. Видеосистема компьютера.

  14. Мониторы на базе электронно-лучевой трубки, жидкокристаллические.

  15. Системная плата компьютера.

  16. Центральный процессор. Функции.

  17. Строение памяти. Оперативная память. Функции.

  18. Устройства, образующие внутреннюю память.

  19. Устройства, образующие внешнюю память.

  20. Устройства ввода и вывода информации.

  21. Файловая система.

  22. Прерывания.

  23. Принтеры.

  24. Сканеры.

  25. Прямой доступ к памяти. Адреса ввода-вывода.

  26. Назначение ROM BIOS.

  27. Процессоры. От Intel 8088 до Intel 486DX2.

  28. Пятое поколение процессоров: Pentium.

  29. Характеристика и преимущества Pentium 4.



    1. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) ­– хранится на кафедре, дело 15/26-26 – Экзаменационные билеты по лекционным курсам.

ВОПРОСЫ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ ВОПРОСОВ ГАК



  1. Понятие архитектуры компьютера. Классификация компьютеров. Информационно-логические основы построения ЭВМ. Принципы фон Неймана. Канальная и шинная системотехника.

  2. Основные этапы развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Элементная база компьютеров. Серии интегральных схем. Комбинационная и последовательная логика.

  3. Функциональные элементы вычислительной техники: триггеры, регистры, счетчики, преобразователи кодов.

  4. Микропроцессоры. Основные параметры. Структура и назначение блоков.

  5. Система команд микропроцессора. Способы адресации. Понятие об ассемблере.

  6. Память компьютера. Основные типы памяти. Организация памяти.

  7. Ввод- вывод информации. Интерфейсы. Основные режимы ввода-вывода информации.



    1. Примерная тематика рефератов – не предусмотрено.

    2. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрено.

    3. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ – не предусмотрено.

    4. Методика(и) исследования (если есть) – не предусмотрено.

    5. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине – не предусмотрено.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница