Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова
Естественно-географический факультет
Кафедра биологии и экологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
«Молекулярная биология»
по кредитной технологии обучения
для студентов специальности
5В011300 - Биология
Курс – IV
Семестр – VIII
Количество кредитов – 2
Лекции – 15часов
Лабораторные занятия - 15 часов
СРСП – 30 часов
СРС – 30 часов
Экзамен – в VIII-м семестре
Всего – 90 часов
Уральск- 2013
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) составлен на основании рабочей учебной программы по дисциплине «Молекулярная биология»
Составители: к.б.н., ст. препод-ль Кайсагалиева Г.С., магистр естественных наук, ст. преподаватель Мамышева М.В., препод-ль Чукалина О.Н.
Рассмотрено на заседании кафедры биологии и экологии
Протокол № 1 от 6 сентября 2013 г.
Рассмотрено на заседании учебно-методического совета естественно-географического факультете
Протокол № 1 от 24 сентября 2013 г.
1. Рабочая учебная программа дисциплины «Молекулярная биология» (кафедра «Биологии и экологии», каб.34, корпус № 5)
2. Программа обучения по дисциплине - SILLABUS
Данные о преподавателе
Ф.И.О: к.б.н., ст. препод-ль Кайсагалиева Г.С. кафедры биологии и экологии, магистр естес. наук, ст. препод-ль кафедры биологии и экологии Мамышева М.В., препод-ль Чукалина О.Н.
Офис: Кафедра биологии и экологии, каб. 34
Полный адрес: Западно-Казахстанский государственный университет, факультет естественно - географический, пр. Достык-Дружбы 121
Рабочий телефон: 50-35-49.
Данные о дисциплине
Семестр состоит из 15 учебных недель и 2 недель сессии.
В неделю предполагается 2 кредит-часа, каждый кредит-час состоит из одного контактного часа (лекция, практические занятия) и двух часов самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП, СРС).
Занятия
|
Время проведения
|
Занятия СРО
|
Время проведения
|
Контактный час 1 (лекция 1)
|
50 мин.
|
СРСП+ СРС
|
50 + 50 мин.
|
Контактный час 2 (практическая работа 1)
|
50 мин.
|
СРСП+ СРС
|
50 + 50 мин.
|
Количество кредитов - 2
Место проведения: корпус № 5, по расписанию (аудитории 29, 30, 33)
Выписка из учебного плана:
Курс
|
Семестр
|
Кредиты
|
Лекции
|
Лабораторные занятия
|
СРСП
|
СРС
|
Всего
|
Форма контроля
|
4
|
8
|
2
|
15
|
15
|
30
|
30
|
90
|
экзамен
|
Введение
Краткое описание курса:
Учебная дисциплина «Молекулярная биология» элективная биологическая дисциплина, в которой излагаются основополагающие разделы: особенности строения нуклеиновых кислот, как носителей генетической информации об организме, геномы прокариот и эукариот, процессы репликации, транскрипции и трансляции, а также синтеза белка.
Цель курса:
Основная цель курса состоит в создании четкой системы знаний об основных особенностях молекулярного уровня организации прокариотной и эукариотной клеток, физиологии и биохимии прокариот и эукариот.
Задачи курса
Обеспечить биологическую грамотность будущих специалистов в процессе освоения курса, приобретения ими прочных знаний, касающихся молекулярного уровня организации живого и навыков исследований на молекулярном уровне структурных элементов растительного и животного организма и выяснения строения и функционирования важнейших органических веществ клетки. Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:
-
Введение основных терминов и понятий, касающихся структуры и функционирования наследственного аппарата клеток, экспрессии генов и белков.
-
Ознакомление слушателей со структурой биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков и липидов.
-
Ознакомление с основными принципами и участниками матричных процессов: репликации, транскрипции и трансляции.
-
Ознакомления с основными механизмами репарации ДНК.
-
Изложение современных данных о природе генетического материала, структуре генома и генов, механизме функционирования генов.
-
Ознакомление с современными молекулярно-биологическими методами и подходами
-
Освещение прикладных аспектов применения молекулярно-биологических методов.
-
Ознакомление с молекулярными механизмами канцерогенеза.
Методология обучения
Обучение проводится в виде лекций и лабораторных занятий, на которых студент получает содержание основного учебного материала. Контроль знаний будет осуществляться в виде коллоквиумов, индивидуальных семестровых заданий, письменных и устных контрольных работ, проверки домашних задании. Для устранения пробелов знаний будут проводиться еженедельные консультации.
Пререквизиты
Для изучения курса «Молекулярная биология» студент должен знать: биохимию, генетику, цитологию, основы микробиологии, уметь работать с учебной литературой, иметь навыки работы с микроскопом и лабораторным оборудованием. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
-
иметь представление о возможностях, которые дает молекулярная биология, методы молекулярно-генетического анализа для выработки правильного научного общебиологического мировоззрения и для корректной и правильной постановки экспериментов.
-
знать все разделы молекулярной биологии , предусмотренные программой курса, а это означает, что студент должен иметь представление о структуре и функциях нерегулярных биополимеров, механизмах основных молекулярно-генетических процессов, об организации эукариотического генома, о мобильных генетических элементах.
-
знать современные представления о строении и функционировании хромосом: различные степени укладки ДНК-белковой нити, нуклеосомы и их модификации, гистоновый код.
-
знать свойства генетического кода и иметь представление о возникновении жизни на Земле
-
иметь теоретическое представление о современных методах молекулярной биологии: о методах клонирования и молекулярно-генетического анализа генов, о методах получения трансгенных организмов.
Постреквизиты
По окончанию курса студент должен приобрести знания, касающиеся молекулярного уровня организации живого и прочные навыки исследований растительного и животного организма на молекулярном уровне.
Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении данной дисциплины служат, постреквизитами для следующей ступени образования – магистратуры.
Общие (универсальные) компетенции
ОК 1. Демонстрировать способность находить необходимую литературу по молекулярной биологии, использовать базы данных и другие источники информации.
ОК 2. Уметь осуществлять поиск, отбор, систематизацию, анализ, обработку информации, оценку ее полезности и целенаправленное применение для решения поставленных учебных задач по молекулярной биологии.
ОК 3. Уметь представлять информацию в различных формах (рисунки, графики, таблицы, диаграммы и пр.) и на различных носителях (бумага, электронный вариант), а также презентовать информацию.
ОК5. Эффективно работать как индивидуально, так и в качестве члена команды.
ОК7. Понимать: роль молекулярной биологии в развитии цивилизации, соотношении науки и техники, владеть универсальными общенаучными методами познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипатеза, моделирование и т.д.);
ОК9. Осознавать необходимость и иметь способность самостоятельно учиться.
ОК14. Демонстрировать бережное отношение к окружающей среде.
ОК18. Уметь выражать и обосновывать свою позицию по выбору методов решения поставленных задач относительно дисциплины молекулярная биология, корректно отстаивать свою точку зрения.
Профессиональные компетенции
ПК1. Подбирать и критически использовать научную информацию, касающуюся молекулярной биологии.
ПК3. Демонстрировать способность применять полученные знания для постановки, формулирования и решения прикладных научных задач по биологии.
ПК4. Должен иметь представление о современном состоянии молекулярной биологии, ее взаимосвязи с другими отраслями знаний, перспективах ее развития и методических основах преподавания биологии: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
ПК5. Уметь формулировать и практически решать задачи в области биологии.
ПК6. Применять инновационные методы и технологии в области биологических дисциплин; анализировать и оценивать результаты внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс;
ПК7. Демонстрировать способность выбирать и использовать подходящее оборудование, инструменты и методы.
ПК9. Демонстрировать умение проводить литературный обзор нерешенных проблем, самостоятельно формулировать научную задачу фундаментального или прикладного характера, находить методы решения поставленных задач, осуществлять необходимые натурные или вычислительные эксперименты, анализировать и представлять в необходимой форме полученные результаты и делать выводы.
ПК11. Демонстрировать умение использовать на практике знание и понимание известных методик и технологий обучения биологии.
ПК13. Демонстрировать умение управлять учебными процессами и проводить психолого-педагогические исследования, анализировать результаты проведенных и посещенных уроков, проводить несложный методический эксперимент.
ПК 17. Должен иметь представление о современном состоянии науки молекулярная биология.
|