Учебно-методический комплекс для студентов 1-го курса специальностей 1-02 03 06-01 «Английский язык. Немецкий язык»




страница1/9
Дата26.08.2016
Размер0.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Е.Г. Сальникова

ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

Брест


БрГУ имени А.С. Пушкина

2015
Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Е.Г. Сальникова

ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Учебно-методический комплекс

для студентов 1-го курса специальностей 1-02 03 06-01 «Английский язык. Немецкий язык» и 1-21 06 01-01 «Современные иностранные (английский, немецкий) языки (преподавание)»

Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина



2015

УДК 81’23(075.8)

ББК 81.006

С 16
Рекомендовано редакционно-издательским советом



Учреждения образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Рецензенты:

доцент кафедры английской филологии

УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»



Г.В. Нестерчук
Кафедра иностранных языков по экономическим специальностям

УО «Брестский государственный технический университет»




Сальникова Е.Г.

Основы психолингвистики: учеб.-метод. комплекс для студентов факультета иностранных языков ун-та / Е.Г. Сальникова ; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2015. – 72 с.
Психолингвистика – молодая наука, возникшая в середине XX в. на стыке психологии и языкознания. За сравнительно короткий срок она стала одной из ведущих «речеведческих» наук.

В УМК «Основы психолингвистики» представлен теоретический материал по основным разделам психолингвистики, задания к практическим занятиям для работы с иноязычными научными текстами. Раздел контроля знаний включает вопросы к зачету и экзамену, перечень тем рефератов для управляемой самостоятельной работы студентов. Вспомогательный раздел содержит тематический план дисциплины, глоссарий, список учебных и научных изданий на английском и русском языках, рекомендуемых для изучения в рамках данной дисциплины.

Пособие адресовано студентам факультета иностранных языков.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Психолингвистика – наука, возникшая в начале 50-х гг. прошлого столетия «на стыке» двух старейших отраслей научного знания – психологии и языкознания. Благодаря проведению целого ряда теоретических и экспериментальных исследований, в «недрах» психологии и лингвистики был накоплен и обобщен достаточно большой гносеологический и фактологический материал, характеризующий специфические – психологические и лингвистические – закономерности усвоения языка и формирования речевой способности человека в ходе онтогенеза, особенности осуществления речевой коммуникации в человеческом обществе. Все это привело к разработке новой методологии научного психолингвистического исследования.

Настоящий УМК «Основы психолингвистики» предназначен для студентов первого курса факультета иностранных языков дневной формы получения образования.

На изучение дисциплины отводится 34 аудиторных часа на специальности 1-21 06 01-01 «Современные иностранные (английский, немецкий) языки (преподавание)» и 36 часов на специальности 1-02 03 06-01 «Английский язык. Немецкий язык».

Основная цель данного УМК – формирование психолингвистической грамотности студентов, выражающейся в понимании методологических, теоретических, прикладных основ и современных представлений в вопросах языковой способности и речевой деятельности.

Учебно-методический комплекс включает в себя теоретический материал на русском языке из современных учебных пособий по психолингвистике, дополняющий предлагаемый студентам лекционный материал. К каждому тексту разработаны вопросы для самоконтроля.

Практическая часть является основой для проведения семинарских занятий по данному курсу. Материалы научных статей по психолингвистике представлены на английском языке, что отражает стремление автора-составителя придать практический характер теоретическому курсу «Основы психолингвистики», создать дополнительные условия для развития навыков поиска информации и аннотирования иноязычных научных текстов у студентов факультета иностранных языков.

Включенные в УМК вопросы к зачету и экзамену, перечень тем рефератов позволяют организовать управляемую самостоятельную работу студентов.

Кроме того, УМК содержит тематический план дисциплины, глоссарий, список учебных и научных изданий на английском и русском языках, рекомендуемых для изучения в рамках данной дисциплины.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п


Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

всего

в том числе

лекций

семинар-ских занятий

1

Психолингвистика как наука о речевой деятельности

2

2



2

История возникновения и развития психолингвистики

2

2



3

Психологизм языкознания

2

2



4

Психолингвистический анализ процессов порождения и восприятия речи

4

2

2

5

Методы психолингвистических исследований

6

2

4

6

Текст как объект психолингвистики

4

2

2

7

Проблемы этнопсихолингвистики

8

4

4

8

Прикладные аспекты психолингвистики

8

4

4

Всего:

36

20

16


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Психолингвистика как наука о речевой деятельности.

Предмет и объект психолингвистики. Психолингвистика как один из возможных ваpиантов теоpетического языкознания. Отличительные чеpты психолингвистики: учет фактоpа человека, учет фактоpа ситуации, опоpа на пpинцип экспеpимента. Основные опpеделения психолингвистики. Психолингвистика как теоpия pечевой деятельности.


Тема 2. История возникновения и развития психолингвистики.

Психолингвистические идеи до развития психолингвистики (лингвистические теории В. Фон Гумбольдта, А. Потебни, И.А. Бодуэна де Кортене, Ф. де Соссюра, Л.В. Щербы). Происхождение термина «психолингвистика». Ч. Осгуд и первое поколение психолингвистики. Психолингвистика второго поколения: Н. Хомский и Дж. Миллер. «Новая психолингвистика»: Дж. Верч. Психолингвистика в России и теория речевой деятельности: психологическая концепция деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна.


Тема 3. Психологизм языкознания.

Язык, речь, речевая деятельность. Структурализм Ф. де Соссюра и психологизм И.А. Бодуэна де Куртенэ. Язык – сознание, язык – мышление. Язык как форма мысли. Семиотика и психолингвистика. Язык как отражение и знак. Определение языкового сознания. Символические формы мышления. Проблема категоризации. Языковая картина мира. Соотношение категорий языкового сознания и речевого мышления.
Тема 4. Психолингвистический анализ процессов порождения и восприятия речи.

Онтогенез речи. Детская речь. Детская речь в сопоставлении с речью взрослых. Становление дискурсивного мышления языковой личности.

Производство речи. Отражение правил речепроизводства в речевых ошибках. Теории происхождения речи. Модели производства речи.

Общие закономерности восприятия речи, восприятие физиологическое и смысловое. Процесс восприятия как соотнесение языковых знаков, организованных в морфологическом и синтаксическом отношении, с представлениями говорящего о действительности. Механизмы вероятностного прогнозирования. Апперцепция как проявление активности реципиента при восприятии. Проблема ментального лексикона в рамках изучения процессов понимания речи.

Тема 5. Методы психолингвистических исследований.

Понятие метода в научных исследованиях. Роль эксперимента в психолингвистике. Различение объективной и субъективной семантики в психолингвистике. Семантическое поле как совокупность слов вместе с их ассоциациями. Ассоциативный эксперимент: процедура и разновидности (свободный, направленный и цепочечный). Метод семантического дифференциала. Прочие методы экспериментального исследования, применяемые в психолингвистике: методики дополнения и заканчивания предложений, метод косвенного исследования семантики, градуальное шкалирование, методика определения грамматической правильности, опросник, методика прямого толкования слова, классификация как метод изучения когнитивных процессов.

Пpактические пpиложения pезультатов психолингвистических исследований: пpи обучении иностpанному языку, для повышения активности воздействия сpедств массовой коммуникации, в медицине, в системах искусственного интеллекта и дp.
Тема 6. Текст как объект психолингвистики.

Слово – высказывание – текст. Включенность текста в неречевую деятельность. Производство текста. Затекст – текст – подтекст. Восприятие текста. Пересказ текста. Пошаговость восприятия. Многозначность текста. Свойства текста.


Тема 7. Проблемы этнопсихолингвистики.

Культура материальная и духовная. Язык как неотъемлемая часть культуры. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Национально-культурная специфика слова. Фоновое знание. Теория лакун. Способы заполнения лакун: толкование, перевод морфологическим путем, дословный перевод, детальное комментирование. Речевое поведение при изучении иностранного языка. Естественный и искусственный билингвизм. Рецептивный, репродуктивный и продуктивный билингвизм. Ошибки при изучении иностранного языка, понятие интерференции. Речь иностранца. Культурный шок. Лингвистический шок, способы оптимизации межкультурной коммуникации.


Тема 8. Прикладные аспекты психолингвистики.

Значение психолингвистики при нейролингвистическом программировании и автоматическом анализе текстов, при изучении проблем словесного манипулирования личностью. Судебная психолингвистика. Идентификация личности по речи. Язык и гендер. Гендерлект – совокупность особенностей речевого стиля мужчин и женщин. Искусственный интеллект.


ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ


  1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА

О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: объект науки, предмет науки, психолингвистика, психология, языкознание, язык, речь, деятельность общения, речевая деятельность, фазы речевой деятельности.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Определение понятия «речевая деятельность»

Отечественная психолингвистика с самого начала ее зарождения складывалась и развивалась как теория речевой деятельности.

Различные виды деятельности можно классифицировать по разным признакам. Главным из них является качественное своеобразие деятельности – по этому признаку можно разделить трудовую, игровую, познавательную деятельность как самостоятельные виды деятельности. Другим критерием является внешний (материальный), или внутренний, мысленный характер деятельности. Это разные формы деятельности. Внешние и внутренние формы деятельности взаимосвязаны и переходят друг друга в процессах интериоризации и экстериоризации. При этом действие одного вида может входить как образующий элемент в деятельность другого вида: теоретическое действие может входить в состав практической, например трудовой деятельности, трудовое действие – в состав игровой деятельности и т.д.

В центре внимания психолингвистики находится именно организация и механизмы речевой деятельности и поведения человека, а также особенности их становления и функционирования.

По мнению А.А. Леонтьева, речевая деятельность представляет собой специфический вид деятельности, не соотносимый непосредственно с «классическими» видами деятельности, например с трудом или игрой. Речевая деятельность «в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого».

Таким образом, речь (РД) определяется как одно из средств осуществления неречевой деятельности, речевой (языковой) процесс, процесс порождения (производства) и восприятия (понимания) речи, обеспечивающий все другие виды деятельности человека. Это относится ко всем формам речи: (1) устной (звуковой), (2) письменной (чтение и письмо) и (3) кинетической (т.е. мимико-жестикуляторной) речи.

Наиболее полное и удачное в методическом плане определение речевой деятельности было предложено известным отечественным ученым-психолингвистом, проф. И.А. Зимней. Характеризуя речевую деятельность, И.А. Зимняя указывает, что РД представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

Важно отметить, что язык, выступающий как основное средство речевой деятельности и являющийся ее неотъемлемой составной частью, по определению Л.С. Выготского, есть единство общения и обобщения (как продукта интеллектуальной деятельности) – в этом и состоит его сущность. Соотношение и взаимосвязь РД и деятельности общения может быть отражено в виде следующей достаточно простой схемы:


p03
Из сказанного со всей очевидностью следует, что речевая деятельность имеет два основных варианта своего осуществления (иначе, реализации, воплощения). Первый – процесс речевой коммуникации (речевого общения), на который приходится примерно две трети всего «пласта» речевой деятельности; второй – индивидуальная речемыслительная деятельность, реализуемая посредством внутренней речи.

Основные положения психолингвистической теории речевой деятельности

Основные положения психолингвистической теории могут быть выражены в виде следующих постулатов (А.А. Леонтьев).


Как и любая другая деятельность человека, речевая деятельность включает:

  • потребность, мотив, цель, замысел, установку, знания (культурологические, собственно языковые, и апелляцию к ним);

  • многосторонний анализ ситуации, в которой должна произойти и происходит деятельность;

  • принятие решения осуществлять или не осуществлять деятельность и выбор оптимальных для данной ситуации средств осуществления деятельности (форм речи, их вариантов и собственно языковых средств: фонетических, синтаксических, лексических и иных);

  • планирование деятельности (на разных уровнях осознания результатов планирования) и предсказание ее возможного результата;

  • производство (выполнение) определенных действий и операций;

  • текущий контроль за совершаемой деятельностью и ее коррекция (если она необходима);

  • конечное сличение результата деятельности с ее целью (замыслом).

Единицами психолингвистического анализа являются элементарное речевое действие и речевая операция (в «предельном» варианте – целостный акт речевой деятельности).

Эти единицы должны нести в себе все основные признаки речевой деятельности. К ним относятся: 1) предметность деятельности (направленность на тот или иной предмет); 2) целенаправленность, т.к. любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие – промежуточной целью, достижение которой, как правило, прогнозируется субъектом; 3) мотивированность (при этом акт деятельности человека, по А.А. Леонтьеву, является, как правило, полимотивированным, т.е. побуждается несколькими мотивами, слитыми в единое целое); 4) иерархическая организация деятельности, включая иерархическую организацию ее единиц, и 5) фазная организация деятельности.

Как и всякая другая деятельность человека, РД определяется уровневым или фазным строением. Сама идея «фазного» строения деятельности принадлежит видному отечественному психологу XX столетия С.Л. Рубинштейну.

Характеризуя фазное строение РД, авторы выделяют в своих трудах разное количество фаз речевой деятельности. На наш взгляд, модель фазного строения речевой деятельности, предложенная И.А. Зимней, является весьма удачной и наиболее приемлемой с точки зрения методики «речевой работы». По И.А. Зимней, в структуру речевой деятельности входят побудителъно-мотивационная, ориентировочно-исследовательская и исполнительная фазы.

Первая фаза реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и целей деятельности как будущего ее результата. При этом основным источником деятельности является потребность.

В первоначальный момент своего существования потребность имеет неосознанный (или недостаточно осознанный) характер. Когда же потребность «осознается», т.е. связывается с предметом речи (отображаемым фрагментом окружающей действительности) и целями РД (в первую очередь целями речевой коммуникации), она трансформируется, превращается в мотив. Исходя из этого, мотив можно определить как «осознанную» или «опредмеченную» потребность.

Побудителъно-мотивационная фаза РД, ее мотив входят во внутреннюю структуру деятельности, определяя и направляя ее. Не случайно Л.С. Выготский определял мотив, с одной стороны, как «источник», «движущую силу» речи человека, а с другой – как своеобразный «механизм запуска» речи.

Вторую фазу РД составляет ее ориентировочно-исследовательская (или аналитическая) часть, направленная на исследование условий реализации деятельности, окончательное выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств и др. Одновременно это фаза планирования, программирования и внутренней – смысловой – и языковой организации РД. Первый (ориентировочно-исследовательский) компонент этой фазы предполагает разноплановую ориентировку субъекта РД в условиях осуществления этой деятельности (прежде всего в условиях речевой коммуникации). Он предполагает ориентацию субъекта РД по следующим «вопросам»: «с кем», «где», «когда», «в течение какого промежутка времени» будет осуществляться (или уже происходит) речевая деятельность. Он же предусматривает четкое определение целей речевого общения (или собственной индивидуальной речемыслительной деятельности), а также осознание (уточнение и «расшифровку») предмета РД (того, что будет предметом обсуждения или анализа, того, что будет отображено в РД). Схематически данный компонент второй фазы РД может быть представлен следующим образом:


p04

Второй компонент этой фазы основан на реализации важнейших умственных действий планирования и программирования речевых высказываний – осознанных речевых действий в рамках РД. Для его характеристики важно четкое разграничение основных интеллектуальных операций, обеспечивающих речевой процесс. Создание плана включает наметку пути и способа действия, т.е. составление обобщенной программы предстоящих действий. В свою очередь, программирование деятельности означает преобразование, развертывание составленного плана в программу деятельности, на основе его детализации и конкретизации, в процессе чего основные действия (этапы деятельности) соотносятся со способом и средствами, а также условиями осуществления деятельности. В качестве первого выступают различные виды и формы речи (формы реализации РД), а в качестве второго – знаки языка.

Третья фаза – исполнительная и одновременно регулирующая. Эта фаза, реализующая речевые высказывания (или их восприятие и понимание), вместе с тем включает операции контроля за осуществлением деятельности и ее результатами. Исполнительная фаза РД реализуется за счет целого комплекса речевых действий и операций, большинство из которых в речеведческих науках относят к сенсомоторному уровню порождения и восприятия речи (речедвигательные операции, обеспечивающие двигательный акт речи, и операции, делающие возможным речеслуховое, в частности, фонематическое восприятие речи).

Вопросы для самоконтроля:


  1. Дайте определение речевой деятельности.

  2. Объясните отношения между речевой деятельностью и деятельностью общения.

  3. Назовите основные признаки речевой деятельности.

  4. Какие фазы выделяла в речевой деятельности И.А. Зимняя? Охарактеризуйте каждую из них.

  5. Разграничьте компоненты второй фазы речевой деятельности.


  1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Ключевые слова: гештальт-психология, бихевиористская психология, грамматическая предикативность, реальная предикативность, нейролингвистика, «атомизм» психолингвистики, трансформационная грамматика, когнитивная психология, языковая система, языковой материал, речевая деятельность.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Античный период

Речь как процесс интересовала людей с древнейших времен. Так, в египетском «Памятнике мемфисской теологии» (IV тысячелетие до н.э.) говорится о том, что «язык повторяет то, что замыслено сердцем», т.е. с современных позиций утверждается, что язык связан с психикой, является ее продуктом.

В «теории наименования», которая доминировала в античный период (в греко-латинском регионе), речь рассматривалась как процесс говорения. Вместе с тем утверждалось, что речь всегда вызывает некое (ответное) действие или отношение (вещей, явлений или людей друг с другом).

Известный древнегреческий философ и общественный деятель Демокрит (V в. до н.э.) считал, что язык служит для деятельности и общения и, будучи символическим явлением, выступает средством выражения действительности.

Великий философ Древнего мира Платон (427–347 до н.э.) рассматривает речь как деятельность, порождение сознания человека. Например, в книге-диалоге «Кратил» он указывает: «А говорить – не есть ли одно из действий?». Платон считает, что имя (слово) – это «…орудие обучения и распределения сущностей». Назначение речи, по Платону, состоит в передаче содержания. «Речь, когда она есть, – пишет Платон, – необходимо должна быть речью о чем-либо: ведь речь ни о чем невозможна». Платон, пожалуй, первым обсуждает взаимоотношения между мышлением (психикой) и речью, показывая сложный характер этих взаимоотношений.

Выдающийся философ Древней Греции, учитель и духовный наставник Александра Македонского, Аристотель (384–322 до н.э.) создает развернутую систему представлений о речи, оказавшую большое влияние на ее исследование в течение многих последующих веков. В своих трудах Аристотель подчеркивает, что речь – это знаковое явление. В деятельности человека выстраивается отношение: предметы – представления – знаки (знаки языка). Согласно Аристотелю, то, что отражено в звукосочетаниях, – «это знаки представлений в душе, а письмена – знаки того, что в звукосочетаниях». Аристотель впервые при изучении речи применил эксперимент. Он сравнил строение и функцию звукообразующих аппаратов у человека и животных. «Всякая речь, – утверждает Аристотель, – что-то обозначает, но не как естественное орудие, а… в силу соглашения». Философ обращает внимание на коммуникативный характер речи. Человек обладает чувствами «не ради существования, а ради блага… слухом, чтобы ему самому было что-то сообщено, а речью – чтобы сообщать что-то другим». Аристотель рассматривает отношения индивидуального и общего в речи и психике, указывая, в частности, на общность представлений у всех людей, что позднее утверждали авторы т. н. универсальных (философских, «рациональных») грамматик. Понимая речь как деятельность, Аристотель подчеркивал ее функциональный и многоформный характер, ее связь с целями деятельности и ситуациями, в которых деятельность протекает («соблюдение уместности» слога и средств речи). В частности, среди «оборотов» речи он выделял: утверждение, отрицание, вопрос, приказание, мольбу, рассказ, угрозу, ответ и др.



Период Средневековья (V–XIV вв.) и эпоха Возрождения
(XV–XVI вв.)

Рассмотрение языка как знаковой системы, выражающей понятия и идеи, выявление универсалий языка и стремление построить универсальную «философскую» грамматику было свойственно многим выдающимся ученым Средневековья. Среди них следует упомянуть П. Абеляра


(1079–1142), Р. Луллия (1235–1315), Фому Аквинского (1225–1274), Р. Бэкона (1214–1292).

Универсальные грамматики базировались на представлении о том, что язык соответствует законам логики. Известнейший отечественный философ о. Павел Флоренский, критикуя теорию «философского языка», постулируемую универсальными грамматиками, пишет, что задача этого языка – навеки заморозить мысль в данном ее состоянии.

Петр Испанский (папа Иоанн XXI; 1210–1277) – один из выдающихся ученых Средневековья – рассматривает в своих сочинениях разнообразные вопросы семантики языка. В частности, он говорит об изменении значения в связи с ситуацией общения и лингвистическим контекстом. Особое внимание он обращает на значение контекста в функционировании языка. Эти идеи, равно как и многие идеи других ученых того времени, оказываются чрезвычайно актуальными и для современной науки.

В эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) процессуальный аспект изучения речи не получил продуктивного развития, потому что перед исследователями языка стояли иные, более значимые (в этот период общественного развития) задачи, связанные с фундаментальными изменениями общественных отношений и запросами общества, а именно: внедрение в культуру обществ национальных языков, создание грамматик этих языков, определение языковых норм и др.

Тем не менее, некоторые стороны процесса речеобразования нашли отражение в трудах ученых этого времени. Так, идея универсальной грамматики, где подчеркивалась роль семантических факторов в языке, развивалась Ф. Санчесом (1523–1601). На ведущую роль больших языковых единиц (в современном понимании – предложения и текста) в функционировании языка обращал внимание В. Лили (1566). В их трудах мы встречаем указания на коммуникативный характер речи. Как уже было указано выше, такой подход к интерпретации речевого процесса является «доминирующим» и в настоящее время.

Психологические и лингвистические «истоки» психолингвистики

Одним из предшественников психолингвистики был создатель научной лингвистики Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835), которому принадлежит идея речевой деятельности и понимание языка как связующего звена между социумом («общественностью») и человеком. В. Гумбольдт был первым, кто ввел в лингвистику понятие языкового сознания. Тем самым В. Гумбольдт полагал, что язык есть одновременно и знак, и отражение действительности.

Идеи В. Гумбольдта получили развитие в работах известного российского ученого – лингвиста Александра Афанасьевича Потебни


(1835–1891). По мнению А.А. Потебни, речевой акт – это явление исключительно психическое, но язык, слово вносит в этот акт культурное, социальное начало.

Большой вклад в развитие лингвистической науки и создание предпосылок к возникновению психолингвистики внес выдающийся отечественный лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845–1929), который определял язык как сложное объективно психическое явление.

Основоположник лингвистики XX века, швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр (1857–1913) четко разграничивал собственно язык («langue») как абстрактную надындивидуальную систему, языковую способность («faculte du langage») как функцию индивида (обе эти категории он объединял в понятии langage, или речевой деятельности) и речь («parole») – индивидуальный акт, реализующий языковую способность через посредство языка как социальной системы. Система понятий, предложенная Ф. де Соссюром, нашла отражение в каноническом тексте его «Курса общей лингвистики», опубликованном уже после смерти автора.

Дальнейшее развитие концепция Ф. де Соссюра получила в трудах известного отечественного лингвиста Льва Владимировича Щербы


(1880–1944), который ввел понятие «психофизиологической речевой организации индивида», являющейся, вместе с обусловленной ею речевой деятельностью, «социальным продуктом». Принципиально важной для отечественной психолингвистики является работа Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании». В ней было предложено в качестве предмета лингвистики рассматривать следующие три аспекта языка.

Первый аспект – это речевая деятельность, под которой ученый понимал процессы говорения и понимания. При этом он отмечал, что процессы понимания, интерпретации знаков являются не менее активными, чем процессы произнесения звуков, говорения (так как мы понимаем то, чего ранее никогда не слышали).

Вторым аспектом языка он считал языковую систему – прежде всего словарь и грамматику. «Правильно составленные словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка», – писал Л.В. Щерба.

Третий аспект языковых явлений – языковой материал, т.е. «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы».

Отношение между речевой деятельностью и языковым материалом Л.В. Щерба определял следующим образом. Речевая деятельность создает языковой материал. Языковая система выводится лингвистами из языкового материала. Речевая деятельность и производит языковой материал, и несет в себе изменение языковой системы. Тем самым все три аспекта языковых явлений тесно связаны друг с другом.

Индивидуальная языковая система связана с языковой системой, принадлежащей всему сообществу, через индивидуальную речевую систему (психофизиологическую речевую организацию). Поэтому представление отдельных индивидуумов о языковой системе несут на себе отпечаток личностного речевого опыта. Л.В. Щерба ввел в науку важное с психологической точки зрения разграничение механизма (речевой организации человека) и процесса (речевой деятельности), а также процесса (речевой деятельности) и продукта (языкового материала). По мнению А.А. Леонтьева, именно взгляды Л.В. Щербы оказали наиболее сильное влияние на психологическую и лингвистическую науку при возникновении отечественной школы психолингвистики.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие идеи мыслителей Древнего мира и Средних веков находят отражение в современной психолингвистике?

  2. Назовите ученых – предшественников психолингвистики.

  3. Какие понятия в языкознании выделял Фердинанд де Соссюр?

  4. Раскройте многоаспектный характер предмета лингвистики, предложенный Л.В. Щербой.

  1. ПСИХОЛОГИЗМ ЯЗЫКОЗНАНИЯ


Ключевые слова: внутренняя речь, мышление, речевое мышление, знак, значение слова, производство речи, восприятие речи, онтогенез.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница