Уфимский государственный нефтяной




страница1/8
Дата23.09.2016
Размер1.74 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

И.М.Орешников

Философия техники

и инженерной деятельности


Учебное пособие


Уфа 2008

УДК 130.2:62

ББК 87

Б 0-65
Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ

в качестве учебного пособия


Рецензенты:

Кафедра философии Уфимского государственного авиационного технического университета (зав. кафедрой доктор философских наук, профессор Файзуллин Ф.С.)

Доктор философских наук, профессор кафедры истории философии и науки Башкирского государственного университета А.В.Лукьянов

Орешников И.М.

0-65 Философия техники и инженерной деятельности: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008 - 109 с.

ISBN 978-5-7831-0823-5

В учебном пособии рассматриваются крайне актуальные и недостаточно разработанные философские проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Большое внимание уделено освещению вопросов гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы и инженерного образования.

Важно подчеркнуть, что проблемы техники, технологии и инженерной деятельности рассматриваются в свете гуманитарной культуры.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов и соискателей технических специальностей, также оно может быть полезным для преподавателей вузов, научных и инженерно-технических работников.

УДК 130.2:62

ББК 87

ISBN 978-5-7831-0823-5 ©Уфимский государственный

нефтяной технический

университет, 2008

©Орешников И.М.,2008


Содержание
Введение…………………………………………………………………4

Глава 1. Философия техники……………………………….....6

1.1. Философия техники, ее предмет и круг проблем……………………6

1.2. Сущность и виды техники. Связь техники с

наукой и технологией………………………………………………...10

1.3.Генезис и развитие техники. Технические и

технологические революции…………………………………………17

1.4.Место и роль техники и технологии в современном

обществе.……………………………………………………………….24

1.5.Техницистская , антитехницистская и

диалектико-гуманистическая философия

техники…………………………………………………….…………. 29

Глава 2. Философия инженерной

деятельности……………………………………….36

2.1.Кто такой инженер сегодня? Специфика инженерной

деятельности……………………………………………………………36

2.2.Инженерное мышление и творчество………………………………...40

2.3.Возникновение инженерии как профессии

и основные исторические этапы развития

инженерной деятельности……………………………………………..45

2.4.Технические науки, их своеобразие и значение

для развития техники и инженерии…………………………………...50

2.5.Место и роль научно-технических специалистов

в современном обществе……………………………………………….55

Глава 3. Техника, технология и инженерная

деятельность в свете

гуманитарной культуры………………………….62

3.1.Глобальный кризис техногенной цивилизации

и гуманистический путь выхода из него………………………….….62

3.2.Человек и техника. Не грозит ли ему

антропологическая катастрофа?..........................................................72

3.3. Гуманитарная культура против сциентизма

и техницизма…..………………………………………………………78

3.4. Гуманитаризация науки, техники, технологии и

инженерии. Этика ученого и этика инженера………………………81

3.5.Гуманитаризация высшей технической

школы и инженерного образования – веление времени…………….89

Заключение……………………………………………………………102

Список литературы……………………………………………………….105

Введение

На радость нам или на горе техника,

созданная человеком, стала главным

фактором изменений на Земле.


А.Печчеи

В начале ХХI века в условиях общего кризиса техногенной цивилизации, экспансии техники и технологии практически во все сферы общественной и личной жизни, а также происходящей компьютерно-информационной революции крайне актуализируются философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Они по-настоящему становятся судьбоносными, от их решения зависит будущее мирового сообщества.

Ныне всё чаще говорят и пишут не о позитивной, а о негативной, разрушительной, даже демонической роли техники и технологии, о борьбе естественного и искусственного миров, «смерти человека», превращении его в нечто роботообразное, вообще о возникновении постчеловеческой цивилизации.

Короче говоря, современное человечество оказалось перед лицом ряда сложных глобальных проблем, возникла реальная угроза экологической и антропологической катастроф, самому его существованию и жизни на Земле. Другими словами, оно переживает переломный период в своем развитии, эпоху «переоценки ценностей», поиска выхода из глобального кризиса техногенной цивилизации с её сциентистской, техницистской и природопокорительной парадигмами. Безусловно, решающую роль здесь призвана сыграть философия, являющаяся ценностно-смысловым способом освоения человеком мира, особым типом мировоззрения, самосознанием и критикой эпохи, рефлексией над предельными и универсальными основаниями бытия, культуры и человеческой жизнедеятельности, осмысленной стратегией существования и развития человеческого рода. В этой связи думается, что лишь гуманитарно-культурная парадигма способна спасти человечество от гибели и самоуничтожения, от грядущих катастроф, войн, столкновения цивилизаций, терроризма и пр. Именно данная парадигма, считающая человека не просто «фактором», а высшей ценностью и целью общественного развития, противостоит крайнему прагматизму, сциентизму, техницизму, всему антигуманному и бездуховному. В силу этого автор убежден в том, что гуманизация современной техники, технологии, технических наук, инженерной деятельности и высшей технической школы – веление времени и важная составляющая названной парадигмы. А поэтому гуманитарная, в том числе и философская подготовка специалистов технического профиля, подлинных инженеров должна рассматриваться не только как важнейший критерий их интеллигентности, но и их истинного профессионализма и компетентности.

Уместно подчеркнуть, что в различных странах мира (США, Германии, Японии и др.) в технических университетах читаются обязательные курсы по философским проблемам техники и технологии. Это необходимо практиковать и в технических вузах России.

В предлагаемом учебном пособии рассматриваются прежде всего наиболее актуальные, сложные и дискуссионные философские вопросы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности.

Итак, уважаемый читатель, приглашаем Вас поразмышлять над данными вопросами.

Хочется надеяться, что серьезное ознакомление с содержанием предлагаемой работы будет способствовать формированию и развитию у студентов и аспирантов технического вуза гуманитарной, философской составляющей их профессиональной культуры.



Глава 1. Философия техники

В самом злом плену у техники,

однако, мы оказываемся тогда, когда

усматриваем в ней что-то

нейтральное, такое представление, в

наши дни особенно распространённое,

делает нас совершенно слепыми к

её существу.


М. Хайдеггер



    1. Философия техники, её предмет и круг проблем

Хотя техника является столь же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе была в поле зрения ряда мыслителей Древней Греции, Эпохи Возрождения и Нового Времени, однако предметом специального философского анализа она стала лишь в последней трети ХIХ века.

Сам термин «философия техники» впервые ввёл в научный оборот немецкий исследователь Э.Капп в книге «Основные направления философии техники» (1877г.). В России «пионером» философии техники был П.К.Энгельмейер, написавший работы «Общие вопросы техники» (1899г.) и «Философия техники» (1912-1913гг.).

Как самостоятельная философская дисциплина философия техники складывается в середине ХХ столетия. Она получила заметное распространение в 60-80–е гг. в странах Европы и Северной Америки, а также в Японии.

Философские проблемы техники рассматривали такие известные западные мыслители, как Ф.Дессауэр, Л.Мамфорд, Х.Ортега-и-Гассет, М.Хайдеггер, О.Шпенглер, А.Тоффлер, Ж.Эллюль, К.Ясперс и др.

В СССР эти проблемы широко исследовались в 60-70-е гг. Здесь можно прежде всего назвать таких авторов, как В.И.Белозерцев, Г.Н.Волков, В.Я.Ельмеев, А.А.Зворыкин, Ю.С.Мелещенко, И.А.Негодаев, С.В.Шухардин, Г.И.Шеменев и др.

В России в последнее годы философские проблемы техники освещены в интересных работах В.Г.Горохова, В.М.Розина, В.С.Стёпина и Е.А.Шаповалова. Весьма положительно, что в настоящее время в некоторых учебниках и учебных пособиях по философии специально выделяется глава «Философия техники».

Анализ специальной, а также энциклопедической, справочной и учебной литературы, позволяет сделать вывод о том, что пока существуют самые различные трактовки философии техники и её проблем, до сих пор нет однозначного общепринятого определения её предмета и круга проблем.

В одном из словарей читаем: «Философия техники - направление философских исследований, в центре которого - всесторонний, философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации, тесно связана с философией и социологией науки, философской антропологией и другими современными течениями философской мысли» [92, с.84].

Очевидно, что это самое общее определение философии техники. В нём верно подчеркивается философско-методологический и социокультурный статус данного исследования, анализирующего технику как целостный социокультурный, динамический и противоречивый феномен.

В другом словаре пишется следующее: «Философия техники – область философии, рассматривающая круг проблем, связанных с техникой, искусственными объектами, артефактами»[40, с.414]. Здесь акцентируется наше внимание на то, что данная философская дисциплина исследует технику как искусственный мир, мир артефактов.

В некоторых работах специально подчеркивается не только философско-методологический, но и мировоззренческий, аксиологический характер философии техники.

Очевидно, что технику изучает не только философия, но и ряд естественных, технических и социально-гуманитарных наук. А в этой связи следует показать как раз своеобразие философского анализа техники.

Естественные науки исследуют природные, физико-химические и биологические основания техники, взаимоотношения её с природой. Технические науки изучают инструментально-технологические аспекты техники, онтологическую природу техники, техническую и инженерную деятельность, технические действия и знания. Социально-гуманитарные науки исследуют исторические, социокультурные и антропологические аспекты техники.

Некоторые авторы резонно полагают, что философия техники: во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только её имманентное развитие, но и место её в общественном развитии в целом, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу [98, с.291].

Важно заметить, что в отдельных специальных работах и программах предмет философии техники понимается гораздо шире, он охватывает не только технику, но и технологию, техническое знание и инженерную деятельность [24,с.376].

В «Программе кандидатских экзаменов по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей» (М., 1997 г.) выделяются следующие аспекты и разделы философии техники: онтология и гносеология техники, социология и культурология техники, антропология техники, философские проблемы технического знания и инженерной деятельности, техника в системе культуры. Иными словами, в ней содержание философии техники как области современной философии представлено в относительно полном виде, определены основные её аспекты, разделы и проблемы.

В новой Программе кандидатских экзаменов «История и философия науки» в разделе «Техника и технология» (М., 2004 г.) философия техники также трактуется в широком плане и охватывает исследования техники, технологии, технического знания и инженерной деятельности.

Таким образом, современная философия техники является весьма широкой, комплексной и системной областью исследования.

Хочется специально подчеркнуть, что философский анализ техники, технологии, технического знания и инженерной деятельности должен носить рефлексивный, методологический, мировоззренческий, социокультурный, целостный, ценностно-смысловой и критический характер, призван осмыслить самые общие, основополагающие, ключевые и принципиальные проблемы интересующей нас темы, что не способны сделать конкретные естественные, технические и социально-гуманитарные науки.

Представляется, что если понимать философию техники в широком и системном плане, то в ней можно выделить четыре главных раздела: онтологию техники, гносеологию техники, социокультурные и антропологические проблемы техники.

Итак, вкратце определим содержание данных разделов философии техники, а одновременно и программу этого направления исследования.


Онтологические проблемы философии техники
Техника и природа. Мир естественный и мир искусственный. Техносфера как особая форма бытия.

Природа, сущность и виды техники. Техника, технология и инженерная деятельность в общественном бытии.

Генезис и развитие техники, технологии и инженерной деятельности в человеческой истории. Технические и технологические революции.

Научно-техническая и компьютерно-информационная революция. Новые информационные технологии. Компьютерная виртуальная реальность и её философская интерпретация. Проблемы и перспективы нанотехнологии.

Техника, технология и космос. Техника, социальное пространство и социальное время. Пределы расширения техносферы.

Технико-технологическое и инженерное отношение человека к миру как интегральная характеристика его бытия.


Гносеологические проблемы философии техники
Философско-методологические вопросы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности.

Техника, технология и инженерная деятельность как объекты и предметы исследования философии, естественных, технических и социально-гуманитарных наук.

Техника и наука. Техника как «овеществлённое» научное знание. Особенности технического, технологического и инженерного знания. Классические и неклассические научно-технические дисциплины.

Специфика технического, технологического и инженерного творчества. Проблема инноваций.

Инженерное мышление, его сущность, структура и функции.

Когнитивное и ценностное в технических науках и инженерной деятельности.


Социокультурные проблемы философии техники
Техника, технология, техническая наука и инженерная деятельность как социокультурные феномены, их место и роль в обществе и культуре. Социальные функции техники. Связь техники с другими феноменами культуры (наукой, моралью, искусством, образованием и пр.)

Технологический и информационно-технологический детерминизм. Техницизм и антитехницизм.

Социокультурные основания технической и инженерной деятельности. Социотехническое проектирование. Оценочные критерии. Критерии новой техники и технологии. Необходимость гуманистической диагностики и экспертизы. Этика научно-технического специалиста. Инженерная этика.

Кризис современной техногенной цивилизации. Техника и будущее человечества. Технические утопии и антиутопии. Концепция «информационного общества».

Проблемы гуманизации техники, технологии, технических наук, инженерной деятельности, высшей технической школы и инженерного образования.

Место и роль научно-технических специалистов в современном обществе и культуре.


Антропологические проблемы философии техники
Философский смысл проблемы «Человек-техника»: гуманизм, техносфера, формы и границы воздействия техники и технологии на человеческое бытие. Реальная угроза сущности и существованию человека в современном информационно-технологическом мире. Процессы дегуманизации, роботизации, киборгизации человеческого индивида. Негативные явления в биологической, генетической, телесно-физической и интеллектуальной организации человека. Грозящая антропологическая катастрофа и пути её недопущения.

Место и роль эстетической экологии, дизайна, технической эстетики, инженерной психологии, эргономики, экономической этики и культуры делового общения в процессе гуманизации природной, социальной и производственной среды обитания человека.

Культурно-гуманистическая, антропологическая парадигма высшего технического образования и её личностный, креативный потенциал. Техническое и инженерное творчество как способ и мера реализации сущностных сил технических специалистов (духовного потенциала, способностей, знаний и т.п.) в их профессиональной деятельности и её результатах.

Конечно, выделение данных разделов философии техники в известной мере условно, ряд вопросов, содержащихся в разделах, пересекаются и дополняют друг друга.

Понятно, что в одном пособии невозможно осветить все названные здесь проблемы. В силу этого в поле зрения автора находятся наиболее важные, сложные и актуальные философские, мировоззренческие и социокультурные проблемы техники и инженерной деятельности, что как раз и указано в заглавии предлагаемой работы.

1.2. Сущность и виды техники. Связь техники с наукой и технологией

Очевидно, что вопрос о сущности техники является основополагающим и ключевым в философском исследовании данного сложного и многогранного феномена.

Истоки понятия «техника» уходят в глубь веков. Древнегреческое слово «технэ» переводится на русский язык «как искусство, мастерство, умение, искусная деятельность». Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Так, Платон под техникой понимает всё то, что связано с человеческой деятельностью, всё искусственное, в отличие от естественного.

В Средние века техника считалась отблеском божественного творчества, с чем её и сопоставляли.

В Новое время человек видел в технике преимущественно силу своего собственного разума, она понималась как совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся к искусному производству всякого рода, но прежде всего к производству орудий труда и механизмов.

В марксистской традиции техника понимается как система искусственных органов общественного человека, как вещный элемент производительных сил общества.

Ныне слово «техника» ассоциируется у большинства людей с машинами, механизмами, аппаратами, с различными орудиями человеческой деятельности. Но сохранилось и старое значение этого слова, в частности, говорят о технике художника, музыканта, спортсмена и др., подразумевая при этом всё то же мастерство и умение человека.

Современное содержание понятия «техника» необыкновенно расширилось, а поэтому дать его адекватное определение стало делом чрезвычайно сложным.

В современной литературе существуют различные трактовки и определения техники.

Понятно, что для определения техники прежде всего необходимо зафиксировать её сущностные признаки. Некоторые аторы полагают, что главные из них следующие.

- Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). При этом используются определенные замыслы, идеи, знания, опыт.

- Техника является «инструментом», другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.).

- Техника - это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку.

- Техника представляет собой специфический инженерный способ использования силы энергии природы.

- Техника в современном мире неотделима от широко применяемой технологии.

- Технология в широком современном понимании - это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами [116,с .59-61].

Однако эти сущностные признаки техники признаются далеко не всеми исследователями.

И всё же большинство авторов исходят из того, что техника является совокупностью искусственных средств, орудий человеческой деятельности.

«Техника... - система искусственных органов и средств человеческой деятельности, предназначенных для её облегчения и повышения эффективности, применяемых для осуществления процесса производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества» [92, с,78]. Сходные определения техники даются и в других публикациях [39,с.324; 109,с.682].

Часто техника определяется как совокупность механизмов и машин. В частности, в одном из словарей сказано: «Техника - совокупность механизмов и машин, а также система средств управления, добычи, хранения, энергии и информации, создаваемых в целях производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества» [61,с.281].

Данное определение техники фиксирует ряд её сущностных признаков, но в целом всё же является неудачным. Главный его недостаток заключается в том, что оно не охватывает «немеханическую технику», допустим, её химические и биологические виды. Словом, это определение не является философским, максимально и предельно обобщённым.

В литературе порой встречаются определения техники, в которых соединяются характеристики её как средства, мастерства, умения, а также приемов и операций этой деятельности. Так, А.Г.Спиркин в учебнике по философии пишет: « Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса» [94,с.606].

В последнее время стали встречаться широкие трактовки техники, в её состав начали включать технологию и технические знания, умения, навыки и профессиональное мастерство человека. В частности, в одном учебнике читаем: «Поэтому в современном понимании «техника» в широком смысле слова представляет собой:


  • область знания, выступающего в качестве связующего звена между эмпирией и теоретическим знанием;

  • область человеческой деятельности (включая все возможные средства и процедуры), цель которой - изменение природы в соответствии с потребностями человека;

  • совокупность умений и навыков, составляющих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности (совершенное владение навыками), искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью» [110, с.551].

Думается, что такая широкая трактовка техники вряд ли правомерна, она носит эклектический характер, соединяет в себе чуть ли не все значения понятия «техника». В результате этого практически невозможно представить технику в качестве самостоятельного феномена, раскрыть её своеобразие, место и роль в развитии общества.

Важно заметить, что относительно давно сложилось представление о том, что техника, в отличие от природы, не является естественным образованием, она создана человеком, есть произведенный человеком материальный, вещественный объект и инструмент человеческой деятельности. Она часто называется артефактом. Латинское слово «артефактум» означает буквально «искусственно созданный». Словом, можно сказать, что техника есть совокупность артефактов.

Таким образом, наиболее удачным является определение техники как системы искусственных средств и органов человеческой деятельности. Уточним: материальных, вещественно-предметных средств человеческой деятельности, созданных на основе научных знаний (речь идет о современной технике).

Итак, учитывая всё вышесказанное, можно заключить, что техника, взятая в собственном, самостоятельном и узком смысле слова, есть совокупность искусственных, материальных средств и одновременно результатов целесообразной, научной человеческой деятельности, предназначенных для преобразования мира, природного, общественного и человеческого бытия, для усиления, облегчения и повышения эффективности деятельности, прежде всего трудовой, для создания комфортной среды их обитания, есть важнейший компонент производительных сил и материальной культуры общества.

Правда, в результате экспансии техники, технизации мира, общественного и человеческого бытия она приобретает относительно самостоятельный онтологический статус, становится техносферой («техносом»), то есть приобретает более широкий смысл, является особым миром, определенным способом существования человека, неотъемлемой средой его обитания.

Известно, что термин «среда» широко используется в биологии, географии и медицине и понимается, как нечто внешнее по отношению к живому существу, в том числе и к человеку как нечто окружающее его. В этой связи надо отметить, что техносфера сейчас становится внутренней средой существования человека и общества, приобретает всеобщий характер, является обязательным элементом социального пространства в современной цивилизации.

Французский исследователь Ж. Эллюль резонно замечает, что, по сути дела, среда, мало-помалу создающаяся вокруг нас, есть прежде всего вселенная Машины, техника сама становится средой в прямом смысле этого слова.

И всё же техника нужна главным образом как средство, орудие, удовлетворяющее ту или иную человеческую потребность (в силе, энергии, защите и т.п.). В этом плане техника является инструментом, но это такой инструмент, от которого ныне зависит уже судьба цивилизации.

Важно заметить еще и то, что техника в этом плане является материальным, вещественно-предметным образованием, хотя в процессе её производства существует сложная диалектика идеального и материального, превращение идей в материальные, артефактные объекты.

В технике, благодаря профессиональной деятельности технических специалистов, инженеров, технические идеи, замыслы, проекты и знания материализуются, «овеществляются». В то же время научно-технический уровень работников, эксплуатирующих технику, их знания, опыт, навыки и умения, «оживляют» технические устройства, орудия труда, обеспечивают их нормальное, эффективное и безопасное функционирование прежде всего в производственной сфере.

Современная техника многообразна. К сожалению, в литературе отсутствует пока единая и общепринятая типология техники. Чаще всего, однако, её разделяют на следующие функциональные отрасли: производственную технику, технику транспорта и связи, технику научных исследований, военную технику, технику процесса обучения, технику культуры и быта, медицинскую технику, технику управления [109,с.682].

Называют также и такие виды техники, как строительная, космическая, компьютерная, игровая, спортивная и др. Обычно отмечается, что ведущее место в системе техники принадлежит производственной технике, внутри которой выделяются промышленная, сельскохозяйственная и строительная техника, техника связи и транспорта.

Сейчас много пишут и говорят о компьютерной, информационной технике, которая носит универсальный характер, может быть использована в самых различных областях человеческой жизнедеятельности.

Принято технику подразделять на пассивную и активную. Пассивная техника включает: связующую систему производства (особенно в химической промышленности), производственные площади, технические сооружения, технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение).

Активная техника состоит из орудий (инструментов), которые делятся на орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты, некоторые протезы и т.п.), машин (производственных, транспортных, военных), аппаратуры управления машинами, технологическими, производственными и социально-экономическими процессами.

Помимо горизонтального структурного анализа «разреза» совокупной техники, о котором говорилось выше, исследователи используют и вертикальный. В этом случае отношения между различными элементами системы техники есть отношения общего и частного. В свете этого «разреза» выделяются следующие уровни техники: совокупная техника, технические системы и отдельные технические средства.

Необходимо подчеркнуть, что современная техника тесно связана с наукой и технологией.

Современная наука является чрезвычайно сложным и многогранным общественным феноменом. В связи с этим следует заметить, что чем богаче определяемый предмет, тем более различными могут быть его определения. В литературе нет однозначного и общепринятого определения науки. И всё же существуют три основные концепции: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.

В логико-гносеологическом плане в соответствии с многовековой традицией наука рассматривается как система знаний, особая форма общественного сознания. Так понимали науку ещё Аристотель и Кант. Подобное понимание науки долгое время было чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах её существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Всё возрастающая роль науки в развитии общества, изменение её социального статуса, рост числа лиц, занятых трудом в научном производстве, усиливающиеся потребности научно-исследовательской деятельности в финансовых средствах, современной материально-технической базе, наличие организационно-управленческих проблем в сфере научного труда, превращение «малой» науки в «большую» свидетельствует об узости, односторонности и ограниченности логико-гносеологической концепции.

Логико-гносеологический аспект имеет известное значение для понимания науки, разработки концепции научного знания, но он всё же односторонен, его познавательные, методологические и эвристические возможности существенно ограничены. Данный подход дает в основном гносеологические характеристики науки, в значительной мере вырывает её из социокультурного контекста, в результате чего от исследователя ускользают её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования структуры, места, социальной роли и функций науки.

Всё это привело к необходимости разработки другой концепции науки, специальному изучению деятельностных и социокультурных аспектов этого общественного феномена.

В 50-60-е годы ХХ столетия стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально-специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

В современной философской, социологической и науковедческой литературе становится господствующим понимание науки как отрасли духовного производства, особого вида человеческой деятельности и социального института общества.

В частности, в «Философском энциклопедическом словаре» читаем: «Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности»[109, с.403].

Наука как социальный институт – это социальный способ организации совместной деятельности учёных, которые являются особой социально-профессиональной группой, определённым сообществом.

Институциализация науки достигается посредством определенных форм организации конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания и технологии, разработка средств и методов исследования, подготовка учёных и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Альтернатива – чем является наука: системой знаний, видом человеческой деятельности или социальным институтом – в значительно мере является надуманной. Современная наука представляет собой органическое единство этих трёх моментов. Здесь деятельность – её основа, своеобразная «субстанция», знание – системообразующий фактор, цель, средство и результат научного познания, а социальный институт – способ объединения учёных и организации их совместной деятельности.

Автор придерживается системно-деятельностной концепции науки, в которой объединены все три сущностные стороны науки. Она позволяет представить науку в системно-целостном и интегральном виде, в качестве особой профессиональной деятельности, области духовного производства, определённого социального института, специфической социальной подсистемы общества, позволяет лучше понять её сущность, структуру, социальные функции науки.

Взаимоотношения техники и науки рассматриваются по-разному. Можно здесь выделить три позиции, точки зрения и модели.

Первая – утверждает определяющую роль науки, при этом науку рассматривает, как производство знаний, а технику – как их практическое применение.

Вторая – трактует науку и технику, как независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определённых этапах своего развития. При этом утверждается, что научное познание движет стремления учёных к истине, тогда как техника развивается для решения практических задач. Иногда техника использует научные результаты для своих целей, а иногда наука использует технические устройства для решения своих проблем.

Третья - полагает, что ведущая роль принадлежит технике, а наука развивается под влиянием потребностей техники.

Надо заметить, что взаимоотношения науки и техники носят исторический характер. Наука вплоть до конца ХIХ в. шла вслед за техникой, за изобретениями практиков. Так часовщик Уайт изобрел паровую машину, шарманщик Аркрайт – прядильную машину, ювелир Фултон – пароход.

В конце ХIХ в. ситуация в корне меняется: целые отрасли промышленности и техники создаются на основе открытий науки: электротехническая, электронная, химическая, различные виды машиностроения и пр. Таким образом, взаимоотношения науки и техники изменялись в историческом процессе: от первенства техники к первенству науки.

Современная техника, в конечном счете, определяется развитием науки, которая является главным источником и фактором технического прогресса.

Ныне технические новшества, новые виды технических устройств опираются на научные разработки. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия становятся основой создания новых видов техники. Если говорить в целом, то современная техника становится всё более и более наукоёмкой. Однако в этой связи уместно заметить, что успешное развитие самой науки в значительной мере зависит от наличия у неё солидной технической базы. Техника, в свою очередь, обратно влияет на развитие науки. Современная наука имеет довольно солидный технический базис. В научной деятельности используются определенные технические устройства и приборы (счётчики, телескопы, ускорители элементарных частиц, компьютеры и др.), которые усиливают и расширяют возможности научно-исследовательской деятельности учёных.

Техника, как уже отмечалось ранее, тесно связана не только с наукой, но и с технологией.

Технология обычно трактуется как совокупность процессов, способов, методов, принципов и правил, применяемых при изготовлении какого-либо вида продукции в любой сфере производственной деятельности. Важнейшим компонентом технологии является технологический процесс, последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности. Сегодня термином «технология» обозначают также научную и учебную дисциплину, дающую изложение и обоснование общих принципов и практического опыта разработки конкретных технологий, и особую форму фундаментального и прикладного научно-технического знания, переходную от естественно-научных исследований к техническим разработкам [61,c. 293-294].

В данном случае нас интересует главным образом технология, как совокупность операций, способов и методов по целенаправленному и рациональному изготовлению и использованию техники. Короче говоря, она показывает, как и каким образом это следует делать. Таким образом, ясно, что эффективное изготовление и использование техники требует её включения в технологические цепи. Можно даже сказать, что техника без технологии и соответствующей деятельности человека «мертва». Именно технология, основанная прежде всего на технических и инженерных знаниях, становится действующей силой, выступает как фактор развития техники, обязательным условием её нормального функционирования. Широкое распространение передовых, наукоёмких информационных технологий, нанотехнологий и пр. – одно из важнейших направлений научно-технического прогресса.

На взгляд автора, всё же не следует технологию включать в состав техники, что часто встречается в литературе. В данном случае более правомерно говорить о едином технико-технологическим процессе.

Подчеркнем, что происходящая научно-техническая, в том числе компьютерно-информационная, революция, представляет собой синтез, своеобразный «сплав» радикальных изменений в области науки, техники и технологии.


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница