Урок основные понятия. Требования. Инсталляция. Защита прав




страница1/6
Дата26.08.2016
Размер1.17 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ГЛАВА1. УРОК 1. Основные понятия. Требования. Инсталляция. Защита прав.
Главное свойство компьютера: компьютер действует как автоматический формальный исполнитель алгоритмов обработки информации. Автоматизм в его работе означает, что некоторые действия он выполняет без участия человека в соответствии со следующими принципами:

  1. двоичное кодирование информации;

  2. программное управление работой компьютера (идея Чарльза Бэббиджа);

  3. программа хранится как число в одной из ячеек памяти (идея Джона фон Неймана).

Замечание: Современный компьютер – это единство аппаратных и программных средств.
Компьютерная программа – это закодированная информация о действиях, которые предписывается выполнить компьютеру – алгоритм для исполнения компьютером, записанный или на языке машинных кодов (язык 0 уровня), или на языке программирования (язык 1 уровня).

Существуют несколько технологий работы компьютера:



  1. КОМПИЛЯЦИЯ – при выполнении программы на алгоритмическом языке ЭВМ обрабатывает текст и преобразовывает его в эквивалентную программу в машинных кодах (последовательность байтов). Само такое преобразование называется компиляцией. Поскольку в результате компиляции получается программа в машинных кодах, то ее уже можно поместить в память ЭВМ и выполнить.

  2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – при выполнении программы в машинных кодах ЭВМ будет анализировать текст программы на алгоритмическом языке и сразу выполнять предписанные этой программой действия, не переводя ее в машинные коды. Такой способ выполнения программы называется интерпретацией.

Компьютерная программа – упорядоченная последовательность команд для решения задач.

Задача – проблема, подлежащая решению в процессе создания программ.

Команда- система. точно сформулированных правил
Программное обеспечение – обеспечение компьютера программами.

Программное обеспечение – совокупность программ для обработки данных.

Программное обеспечение – это интеллектуальный труд разработчика, который требует защиты его прав.

Требования к программам:


  1. Мобильность – независимость от технического комплекса системы.

  2. Надёжность.

  3. Эффективность.

  4. Дружественный интерфейс.

  5. Модифицированность.

  6. Коммунитативность - интеграция с другими программами.

  7. Защищенность.

    1. Пароль.

    2. Ключевые дискеты, диск, файл, аппаратные устройства.

    3. Привязка к номеру БИОСа, операционной системы.

    4. Лицензия.

Для правильной работы программы на ЭВМ, она должна пройти ИНСТАЛЯЦИЮ (установку) — процесс установки программного обеспечения на компьютер конечного пользователя. Дистрибути́в (англ. distribute — распространять) — это форма распространения программного обеспечения, которая содержит программы для начальной инициализации системы, программу-установщик и набор специальных файлов (пакеты), содержащих отдельные части системы. Инсталлятор — это компьютерная программа, которая устанавливает приложения, драйверы, или другое ПО на компьютер.



ДЕИНСТАЛЯЦИЯ – это процесс не просто удаления программы, но в идеале, деинсталляция должна привести компьютер к виду, в котором он был до инсталляции. Для этого программа инсталляции должна вести журнал инсталляции, в который должны быть занесены все действия, производимые этой программой: создание разделов в реестре, секций в .INI-файлах, копирование, переименование, регистрация ActiveX-компонентов и многое другое. Программа деинсталляции может, основываясь на этом журнале, произвести деинсталляцию продукта.
ГЛАВА1.УРОК 2. Классификация ПО. Языки.


ПРОГРАММНОЕ ОБЕЗПЕЧЕНИЕ



ЯЗЫКИ


СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕЗПЕЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Назначение алгоритмических языков программирования – описывать математические и логические выражения и операции таким образом, чтобы, следуя этому описанию, и человек, и ЭВМ однозначно и правильно могли решить задачу, представленную математической моделью.



ЗАМЕЧАНИЕ: для разработки алгоритмического языка программирования необходимы и логика, знания, и творчество, искусство математика.

ЗАМЕЧАНИЕ: многообразие языков программирования обусловлено многообразием машин и задач.

ТРЕБОВАНИЯ К ЯЗЫКАМ:

  1. Абстракция выделяет существенные характеристики некоторого объекта, отличающие его от всех других видов объектов и, таким образом, четко определяет его концептуальные границы с точки зрения наблюдателя.

  2. Инкапсуляция – это процесс отделения друг от друга элементов объекта, определяющих его устройство и поведение; инкапсуляция служит для того, чтобы изолировать контрактные обязательства абстракции от их реализации. Инкапсуляция скрывает детали реализации объекта.

  3. Модульность – это возможность описания сложных алгоритмов в виде совокупности простых модулей; это разделение программы на фрагменты, которые компилируются по отдельности, но могут устанавливать связи с другими модулями.

  4. Иерархия – это упорядочение абстракций, расположение их по уровням.

  5. Типизация – это способ защититься от использования объектов одного класса вместо другого, или по крайней мере управлять таким использованием. Полиморфизм означает, что разные объекты могут описывать различные реализации одного и того же метода.

  6. Параллелизм позволяет различным объектам действовать одновременно.

  7. Сохраняемостьспособность объекта существовать во времени, переживая породивший его процесс, и (или) в пространстве, перемещаясь из своего первоначального адресного пространства.

При написании языков программирования идут на компромисс между достаточной УНИВЕРСАЛЬНОСТЬЮ, но сложностью языка и ПРОСТОТОЙ, но ограниченностью его возможностей (ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ языки тяготеют в сторону алгоритмики, а МАШИННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ языки тяготеют в сторону машинных кодов).



Иерархия языков:

  • машинные языки (вся программа состоит из последовательностей нулей и единиц; при составлении программы, человек должен подробно представлять все детали структуры и работы ЭВМ);

  • автокоды (последовательность машинных команд, которые нужно переводить на машинный язык при помощи специальной программы – транслятора);

  • операторные языки (язык программирования, состоящие только из операторов).

Фортран — создан в период с 1954 по 1957 год группой программистов под руководством Джона Бэкуса в корпорации IBM. Фортран широко используется в первую очередь для научных и инженерных вычислений.

Алгол — алгоритмический язык (Европа, 60е). Применяется при составлении программ для решения научно-технических задач на ЭВМ. Алгол сыграл большую роль в становлении основных понятий программирования;

Кобол – (США, 1958-60), разработан для исследований в экономической сфере;.позволяет эффективно работать с большим количеством данных, он насыщен разнообразными возможностями поиска, сортировки и т.д.

Паскаль —разработан Никлаусом Виртом в 1970 в качестве языка обучения структурному программированию для решения весьма сложных задач (написание трансляторов).

Ада – язык программирования, созданный в 1979–1980x годах в результате проекта, предпринятого Министерством Oбороны США с целью разработать единый язык программирования для так называемых встроенных систем (то есть, систем управления автоматизированными комплексами, работающими в реальном времени).

Бейсик – учебный язык, был придуман в 1963 году преподавателями Дартмутского Колледжа Джоном Кемени и Томасом Куртцом.

Си — разработан в начале 1970-х годов сотрудниками Bell Labs Кеном Томпсоном и Денисом Ритчи и был создан для использования в операционной системе UNIX. С тех пор он был портирован на многие другие операционные системы и стал одним из самых используемых языков программирования.

ГЛАВА1. УРОК 3. Классификация ПО. Системное ПО.


ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА УТИЛИТЫ

ОПЕРАЦИОННАЯ ОБОЛОЧКА ДИАГНОСТИКА

ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИСКОВ

АНТИВИРУС

АРХИВАЦИЯ

ДРАЙВЕРЫ

Операционная система — это первый и основной набор программ, загружающийся в компьютер.
Операционная система — комплекс программ, обеспечивающий управление аппаратными средствами компьютера, организующий работу с файлами и выполнение прикладных программ.
Операционная система – служит для управления выполнением пользовательских программ и распределения ресурсов. (Unix, OS/2, Windows).
Операционная оболочка - интерпретатор команд ОС, обеспечивающий интерфейс для взаимодействия пользователя с функциями системы (Windows 3.11, Windows Explorer, KDE, Norton Commander).
Утилиты – программы, выполняющие ряд вспомогательных операций, обслуживающих ЭВМ. Почти все утилиты обладают средствами диагностики – специальные программы (или встроенные модули), способные определить проблемные места ОС и причины их неисправности. (AIDA, CheckIt, Norton Utilities).
Программы обслуживания дисков занимаются поиском физических дефектов и логических неисправностей жестких дисков (Norton Disk Doctor, ScanDisk, Defrag, Chekit Pro, PC Tools).
Антивирус занимается поиском и уничтожением программ-паразитов, снижающих работоспособность ЭВМ (AVP Касперского, Norton AVP, NOD и другие).
Программы архивации служат увеличения дискового пространства путем сжатия программ, находящихся на жестком диске (Zip, Rar, Arj, Hla и другие).
Драйвера – специальные программы, предназначенные для организации обмена данными с внешним устройством. Каждому внешнему устройству соответствует свой драйвер (MOUSE.drv – мышиный драйвер).

ГЛАВА1.УРОК 4. Классификация ПО. Приложения.
Для чего создан компьютер? Оказывается главный потребитель ресурсов ЭВМ – приложения. Не будет приложений – не нужна и ЭВМ.

Приложения условно можно разделить по мере знакомства с ЭВМ:







Продукт Windows

Под Linux

Иные

1. Игры. Их большое множество – рассматривать не будем.

2. Мультимедиа

Аудио программы

Windows Media Player

Amarok, Audacity 

Winamp

Видео программы

WMP, WMovie Maker

Totem, Xine, Miro

Light Alloy, BS Player

Запись СД, ДВД

DVD-студия Windows

GnomeBaker, graverman

Nero

3. Интернет

Почтовая пересылка

Outlook Express

Mozilla Thunderbird 

The Bat

Браузеры

Internet Explorer

Mozilla Firefox 

Opera

Докачка файлов

Проводник

axel, prozilla,

DLM, Torrent

4. MS Office




Word

Excel


PowerPoint

Outlook


Access

Publisher



Writer

Calc


Impress
Base


Kingsoft Office

Corel WordPerfect Office

StarOffice

Lotus SmartSuite



Ashampoo Office

5. Информационные системы

Библиотеки

Html компилированный файлы

телефонные справочники, планы, схемы

Переводчики




StarDict

Stylus, Magic Goody

Тренажеры







WinOl, F17

6. Файловые менеджеры




Проводник

Konqueror 

NC, FAR, Disk Manager

8. Графика.

Растровые

MS Paint

Gnome Paint

Paint.NET, Tux Paint

Векторные




GIMP, Inkscape

Corel Draw, Adobe Illustrator, Adobe PhotoShop, OCAD, Bi-cad, AutoCAD

Смотрелки

Фотоальбом Windows

Gwenview

ASDSee, PhotoStudio

Анимация




Ktoon

Macr. Flash, FireWorks

9. Программы для научно-технических расчетов.




Excel

Maxima, MATLAB

1C бухгалтерия

10. Системы управления базами данных







Firebird, MySQL, Oracle




ГЛАВА2.УРОК 1. Алгоритм и его формальное исполнение.

Любой человек постоянно встречается с множеством задач - от самых простых и хорошо известных до очень сложных. Для множества из них существуют определенные правила (инструкции, предписания), объясняющие исполнителю, как решать данную задачу. Эти правила человек может изучить заранее или сформулировать сам в процессе решения. Например: правила использования видео аппаратуры, правила открытия двери квартиры. Чем более точно и однозначно будут описаны правила решения задач, тем быстрее человек овладеет ими и будет эффективнее их применять. Такие правила принято называть алгоритмами.



Алгоритм - это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели или решения задачи.

Слово алгоритм происходит от algorithmi - латинской формы написания имени арабского математика IX в. Аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения четырех арифметических действия над многозначными числами. В дальнейшем алгоритмом стали называть описание любой последовательности действий, которую следует выполнить для решения заданной задачи.



Свойства алгоритма

1. Дискретность. Это свойство состоит в том, что алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых шагов. При этом для выполнения каждого шага алгоритма требуется конечный отрезок времени, т.е. преобразование исходных данных в результат осуществляется во времени дискретно.

2. Определенность. Каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным.

3. Результативность. Алгоритм должен приводить к решению за конечное число шагов.

4. Массовость. Алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, т.е. он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

5. Правильность. Алгоритм правильный, если его выполнение дает правильные результаты решения поставленной задачи.



Способы представления алгоритма

- на естественном языке - описание алгоритма на своем языке, удовлетворяющем всем требованиям, предъявляемым алгоритму.

- в виде схемы (блок-схемы) - это графический способ представления алгоритма, каждое действие при этом изображается в виде последовательности связанных блоков.

- на алгоритмическом языке - это система обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и их исполнения. Алгоритмический язык состоит из совокупности слов, назначение и смысл которых задан раз и навсегда. Такие слова принято называть служебными.

- на языке программирования - это совокупность средств и правил представления алгоритмов в виде, приемлемом для компьютера.

В таблице приведены наиболее часто употребляемые блоки. 

Название блока

Обозначение и пример заполнения

Пояснение

Процесс



Вычислительное действие или последовательность действий

Решение



Проверка условий

Модификация



Начало цикла

Ввод-вывод



Ввод-вывод в общем виде

Пуск-останов



Начало, конец алгоритма, вход и выход в подпрограмму

ГЛАВА 2. УРОК 3. Среда быстрой разработки «Delphi».

Delphi — это среда быстрой разработки, в которой в качестве языка программирования используется язык Delphi. Язык Delphi — строго типизированный объектно-ориентированный язык, в основе которого лежит хорошо знакомый программистам Object Pascal.

Научиться программировать можно только программируя, решая конкретные задачи. При этом достигнутые в программировании успехи в значительной степени зависят от опыта. Поэтому, чтобы получить максимальную пользу от книги, вы должны работать с ней активно. Не занимайтесь просто чтением примеров, реализуйте их с помощью вашего компьютера. Не бойтесь экспериментировать — вносите изменения в программы. Чем больше вы сделаете самостоятельно, тем большему вы научитесь!

Существует четыре варианта пакета Borland Delphi 7 Studio: Personal, Professional, Enterprise и Architect. Каждый из этих комплектов включает стандартный набор средств, обеспечивающих разработку высокоэффективных программ различного назначения, в том числе для работы с базами данных. Вместе с тем, чем выше уровень комплекта (от Personal до Architect), тем большие возможности он предоставляет программисту.

Установка Delphi 7 на компьютер выполняется после запуска программы инициализации. Порядок установки читайте здесь.

Запускается Delphi обычным образом, т. е. выбором из меню Borland Delphi 7 команды Delphi 7

Рис. 1. Запуск Delphi


Вид экрана после запуска Delphi несколько необычен (рис. 2). Вместо одного окна на экране появляются пять:

  1. главное окно — Delphi 7;

  2. окно стартовой формы — Form 1;

  3. окно редактора свойств объектов — Object Inspector;

  4. окно просмотра списка объектов — Object TreeView;

  5. окно редактора кода — Unit 1.pas.

Рис. 2. Вид экрана после запуска Delphi



Главное окно

В главном окне (рис. 3) находится управляющее меню, панели инструментов и палитра компонентов (объктов: Label, Edit, Button…).



Рис. 3. Главное окно


Окно стартовой формы (Form 1) представляет собой заготовку главного окна разрабатываемого приложения. Программное обеспечение принято делить на системное и прикладное. Системное программное обеспечение — это все то, что составляет операционную систему. Остальные программы принято считать прикладными. Для краткости прикладные программы называют приложениями.
Окно Object Inspector (редактор свойств объектов) (рис. 4) —предназначено для редактирования значений свойств объектов. В терминологии визуального проектирования объекты — это диалоговые окна и элементы управления (поля ввода и вывода, командные кнопки, переключатели и др.). Свойства объекта (поля, properties) — это характеристики, определяющие вид, положение и поведение объекта. Например, свойства width и Height задают размер (ширину и высоту) формы, свойства тор и Left — положение формы на экране, свойство caption — текст заголовка. Событие (методы, Events) — это то, что происходит во время работы программы. В Delphi каждому событию присвоено имя. Например, щелчок кнопкой мыши - это событие OnClick, двойной щелчок мышью событие OnDblClick. Реакцией на событие должно быть какое-либо действие. Таким образом, для того чтобы программа выполняла некоторую работу в ответ на действия пользователя, программист должен написать процедуру обработки соответствующего события. Следует обратить внимание на то, что значительную часть обработки событий берет на себя компонент. Поэтому программист должен разрабатывать процедуру обработки события только в том случае, если реакция на событие отличается от стандартной или не определена.

Рис. 4.
В окне редактора кода - Unit 1.pas (рис. 5), которое можно увидеть, отодвинув в сторону окно формы, следует набирать текст программы. В начале работы над новым проектом это окно редактора кода содержит сформированный Delphi шаблон программы.

Редактор кода выделяет ключевые слова языка программирования (procedure, var, begin, end, if и др.) полужирным шрифтом, что делает текст программы более выразительным и облегчает восприятие структуры программы.

Помимо ключевых слов редактор кода выделяет курсивом комментарии.

В процессе набора текста программы редактор кода выводит справочную информацию о параметрах процедур и функций, о свойствах и методах объектов.
Рис. 5. Окно редактора кода
Для объектов редактор кода выводит список свойств и методов. Как только программист наберет имя объекта (компонента) и точку, так сразу на экране появляется окно подсказки — список свойств и методов этого объекта (рис. 6). Перейти к нужному элементу списка можно при помощи клавиш перемещения курсора или набрав на клавиатуре несколько первых букв имени нужного свойства или метода. После того как будет выбран нужный элемент списка и нажата клавиша , выбранное свойство или метод будут вставлены в текст программы.
Рис. 6. Пример подсказки
Структура проекта

Проект Delphi представляет собой набор программных единиц — модулей. Один из модулей — главный, содержит инструкции, с которых начинается выполнение программы. Главный модуль приложения полностью формируется Delphi.

Главный модуль представляет собой файл с расширением dpr. Для того чтобы увидеть текст главного модуля приложения, нужно из меню Project выбрать команду View Source.

Начинается главный модуль словом program, за которым следует имя программы, совпадающее с именем проекта. Имя проекта задается в момент сохранения проекта, и оно определяет имя создаваемого компилятором исполняемого файла программы. Далее за словом uses следуют имена используемых модулей.

Строка {$R *.RES}, которая похожа на комментарий, — это директива компилятору подключить файл ресурсов. Файл ресурсов содержит ресурсы приложения: пиктограммы, курсоры, битовые образы и др. Звездочка показывает, что имя файла ресурсов такое же, как и у файла проекта, но с расширением res.

Файл ресурсов не "является текстовым файлом, поэтому просмотреть его с помощью редактора текста нельзя. Для работы с файлами ресурсов используют специальные программы, например, Resource Workshop. Можно также применять входящую в состав Delphi утилиту Image Editor, доступ к которой можно получить выбором из меню Tools команды Image Editor.

Исполняемая часть главного модуля находится между инструкциями begin и end. Инструкции исполняемой части обеспечивают инициализацию приложения и вывод на экран стартового окна.

Помимо главного модуля, каждая программа включает в себя еще как минимум один модуль формы, который содержит описание стартовой формы приложения и поддерживающих ее работу процедур. В Delphi каждой форме соответствует свой модуль.

Начинается модуль словом unit, за которым следует имя модуля.

Модуль состоит из следующих разделов: интерфейс; реализация; инициализация.

Раздел интерфейса (начинается словом interface) сообщает компилятору, какая часть модуля является доступной для других модулей программы. В этом разделе перечислены (после слова uses) библиотечные модули, используемые данным модулем. Также здесь находится сформированное Delphi описание формы, которое следует за словом type.

Раздел реализации открывается словом implementation и содержит объявления локальных переменных, процедур и функций, поддерживающих работу формы.

Начинается раздел реализации директивой {$R *.DFM}, указывающей компилятору, что в процессе генерации выполняемого файла надо использовать описание формы. Описание формы находится в файле с расширением dfm, имя которого совпадает с именем модуля. Файл описания формы генерируется средой Delphi на основе внешнего вида формы.

За директивой ($R *.DFM} следуют процедуры обработки событий для формы и ее компонентов. Сюда же программист может поместить другие процедуры и функции.

Раздел инициализации позволяет выполнить инициализацию переменных модуля. Инструкции раздела инициализации располагаются после раздела реализации (описания всех процедур и функций) между begin и end. Если раздел инициализации не содержит инструкций (как в приведенном примере), то слово begin не указывается.

Следует отметить, что значительное количество инструкций модуля формирует Delphi. Например, Delphi, анализируя действия программиста по созданию формы, генерирует описание класса формы (после слова type). В приведенном примере инструкции, набранные программистом, выделены фоном. Очевидно, что Delphi выполнила значительную часть работы по составлению текста программы.


Сохранение проекта

Проект — это набор файлов, используя которые компилятор создает исполняемый файл программы (ЕХЕ-файл). В простейшем случае проект состоит из файла описания проекта (DOF-файл), файла главного модуля (DPR-файл), файла ресурсов (RES-файл), файла описания формы (DFM-файл), файла модуля формы, в котором находятся основной код приложения, в том числе функции обработки событий на компонентах формы (PAS-файл), файл конфигурации (CFG-файл).


Примечание

Так как проект представляет собой набор файлов, то рекомендуется для каждого проекта создавать отдельную папку.


Компиляция

Компиляция — это процесс преобразования исходной программы в исполняемую. Процесс компиляции состоит из двух этапов. На первом этапе выполняется проверка текста программы на отсутствие ошибок, на втором — генерируется исполняемая программа (ехе-файл).

После ввода текста функции обработки события и сохранения проекта можно из меню Project выбрать команду Compile и выполнить компиляцию. Процесс и результат компиляции отражаются в диалоговом окне Compiling (РИС. 7). В это окно компилятор выводит ошибки (Errors), предупреждений (warnings) и подсказок (Hints). Сами сообщения об ошибках, предупреждения и подсказки отображаются в нижней части окна редактора кода (рис. 8).

Примечание

Если во время компиляции окна Compiling на экране нет, то выберите из меню Tools команду Environment options и на вкладке Preferences установите во включенное состояние переключатель Show compiler progress.


Рис. 7. Результат компиляции


Рис. 8. Сообщения компилятора об обнаруженных ошибках



  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница