Урок построить: от электронного информационного объекта к педагогическому приему




Скачать 301.2 Kb.
Дата05.09.2016
Размер301.2 Kb.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНОМУ КУРСУ «Как нам урок построить: от электронного информационного объекта - к педагогическому приему

И.В.Шалыгина,

Руководитель Учебно-Методического отдела

Компании “Кирилл и Мефодий”

МОДУЛЬ 1. «Типы электронных информационных объектов и дидактические возможности их использования» (1 час)

Модуль

«Типы электронных информационных объектов и дидактические возможности их использования»


Виды деятельности:

  • Участвуем в дискуссии о педагогических возможностях электронных образовательных сред

  • Анализируем педагогические возможности ИО различных типов

  • Предлагаем варианты использования ИО на различных этапах обучения

  • Систематизируем свои знания в форме схем и таблиц

  • Работаем индивидуально, в подгруппе, в группе


Вопросы модуля



- Как изменяется урок, на котором используются электронные информационные объекты?

- Зачем учителю необходимо знать типологию электронных информационных объектов?

Дидактические электронные средства обучения





РР-презентация «Педагогические возможности «КМ-Школы»

ИИП «КМ-Школа» (АРМ «Учитель», База знаний), так же созданные в «КМ-Школе» занятия:

  • Викторина «Терминологический марафон»

  • Урок «Типы электронных информационных объектов и дидактические возможности их использования»




1 этап. Педагогические возможности «КМ-Школы». Вступительное слово ведущего дискуссии на основе РР-презентации.
2 этап. Обсуждение в подгруппах.

Для организатора: предлагаем вопросы распределить между подгруппами, это позволить глубже обсудить все аспекты.
Задание№1. Изучите педагогические возможности Информационного интегрированного продукта «КМ-Школа» (см. РР-презентацию «Общая характеристика «КМ-Школы») выберите один из вопросов, обсудите ответ, оформите его на листе. Представлять точку зрения группы будет один человек.

Вопросы:


1. Для каких учеников предназначена «КМ-Школа»?

2. Для каких учителей предназначена «КМ-Школа»? Как изменяется позиция педагога на уроке с использованием мультимедийных образовательных ресурсов?

3. Какие мультимедийные образовательные ресурсы вы использовали на уроках в текущем месяце? Какие возможности и ограничения в их использовании проявились в вашей практике?
3 этап. Общее обсуждение результатов работы в подгруппах.

Для организатора: от каждой группы выступает один человек, дополнения от группы приветствуются. Далее каждая из подгрупп, участвующих в обсуждении, высказывает свою позицию по обсуждаемому вопросу.

В результате обсуждения на доске появятся листы с результатами работы подгрупп и вопросы, проблемы, на которые в ходе дискуссии не было найдено однозначного решения. Формулировка этих вопросов и задаст уникальный для данной группы контекст и создаст условия для переосмысления целей обучения.


4 этап. Согласование целей изучения модуля

Для организатора: Использование викторины призвано актуализировать знания группы по теме модуля, сделать для участников обучения явным знание о своем незнании, викторину можно провести фронтально для всей аудитории. Затем команды приступают к целеполаганию. В процессе общего обсуждения происходит согласование и переформулировка целей, сформулированных автором программы, целей преподавателя и целей обучающихся.
Задание№2. Ответьте на вопросы викторины «Терминологический марафон», которая создана с использованием конструктора «КМ-Школы».
Задание№3. Пронумеруйте по степени важности для вас цели изучения модуля, вы можете включить в список свою цель, обобщите результаты и подготовьте выступление от имени группы.

«Карта целей»


Цели

До начала обучения: степень важности


В конце обучения: степень реализации цели

полностью

частично

Не достигнута

Сформировать общие педагогические подходы к систематизации многообразия электронных информационных объектов (ИО)













Осмыслить дидактические функции каждого типа ИО













Уметь соотносить дидактические функции ИО и возможности их использования в процессе обучения













Уметь отбирать ИО в соответствии с дидактическими задачами урока













Еще цель:













Тема: Типы электронных информационных объектов и дидактические возможности их использования (3 часа)
Лабораторный практикум.

Для организатора: практикум проводится с использованием инструментов и Базы Знаний ИИП «КМ-Школа» в сетевом компьютерном классе, к рабочему месту преподавателя подключен мультимедийный проектор, который проецирует изображение монитора на экран. Перед началом занятий необходимо, пользуясь инструкцией пользователя, установить ИИП «КМ-Школа» на все компьютеры, назначить логины и пароли для всех пользователей АРМа «Учитель». Проверить готовность компьютерного класса к началу занятий можно с помощью Листа готовности (см. Приложение 1).

Для проведения лабораторного практикума рекомендуем использовать занятие (в «КМ-Школе» оно называется «урок»), размещенное в папке «Типы электронных информационных объектов» Индивидуального портфеля «КМ-Школы». Лабораторный практикум можно провести по нескольким вариантам, в зависимости от технических возможностей и особенностей группы. Вариант 1, основан на фронтальной беседе, в ходе которой группы получают практические задания, которые обсуждаются. В этом случае основная функция преподавателя: источник новой информации и организатор обсуждения. Вариант 2 предполагает организацию групповой работы в сетевом классе. Каждая группа изучает свой фрагмент учебного материала, выполняет практические задания. Затем объясняет свою тему для всех участников обучения. В этом варианте преподаватель выступает как организатор групповой работы,



Индивидуальная работа.
Задание№1. Вспомните, какие дидактические средства обучения есть в вашем предметном кабинете, какие из них вы использовали в течение последней учебной четверти. Вспомнили? Зафиксируйте эти данные в таблице:


Средства обучения (и.о.)

Есть в кабинете

Использовал недавно

  1. Фотоиллюстрация







  1. Видеофрагмент







  1. Рисунок/Живопись/Графика







  1. Анимированная модель/карта







  1. Мультимедиалекция







  1. Диаграмма/Схема/График







  1. Аудиозапись







  1. Интерактивная игра







  1. Интерактивная карта/модель







  1. Трехмерная модель







  1. Электронный тест







  1. Мультимедиапанорама






Отметьте, о каких информационных объектах вы хотели бы получить дополнительную информацию.


Задание№2. По ходу изучения модуля заполните три пьедестала для информационных объектов: «Лучший источник информации», «Лучший ИО для формирования предметных умений и применения теоретических знаний на практике», «Лучший ИО для формирования эстетического впечатления». На каждом пьедестале одно первое место и два вторых.

Вариант 1. Фронтальная беседа с использованием инструментальных средств и контента «КМ-Школы».

Таблица 1. Технологическая карта лабораторного практикума «Типы электронных информационных объектов и дидактические возможности их использования».

Вариант 1.

Фронтальная беседа





Практические задания, групповая

работа





Фронтальная беседа


Информационные объекты различаются по интерактивности. Интерактивным называется такой способ взаимодействия, при котором при помощи инструментов управления пользователь получает возможность двусторонней связи с объектом изучения, при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, активизация подсказок, изменение положения объекта в пространстве, выделение отдельных элементов сложного объекта.

Начнем изложение с описания интерактивных объектов.

Интерактивные игры: учиться надо весело


Если вы согласны с нами, то с удовольствием будете использовать на своих уроках дидактические игры. Почти все ваши ученики знают толк в компьютерных играх. Есть среди них и развлекательные, и развивающие, и обучающие. «Уроки» и Медиатеки «Кирилла и Мефодия» располагают дидактическими интерактивными играми, основанными на материале учебного предмета. Интерактивность игры обеспечивается возможностью самостоятельно задавать начальный набор внешних условий и в режиме реального времени наблюдать за тем, как изменяется поведение объекта в ответ на изменение этих условий. Основная дидактическая функция- обобщение, систематизация учебного материала, применение теоретических знаний на практике и формирование предметных умений, индивидуализация обучения. Внимание! При управлении внимательно прочтите инструкцию или правила игры, переключитесь на русскую раскладку клавиатуры.

Интерактивные карты/модели: увлекательно о сложном


Формирование наглядных представлений особенно важно при изучении структуры, функций сложных объектов, воспроизведении сложных действий.

Интерактивная карта/ модель представляет собой анимированное изображение в сочетании с набором инструментов управления, позволяющих пользователю взаимодействовать с данным и.о. Таким образом, можно последовательно выделять структурные элементы модели, детализировать отдельные участки карты.

Основная дидактическая функция- формирование наглядных представлений, источник информации. При управлении щелчком мыши можно выделять и укрупнять структурные элементы карты или схемы.

Интерактивная карта позволяет получить самую разнообразную информацию о странах и континентах и представляет собой географический атлас мира с пошаговой детализацией.

Интерактивная модель используется при изучении структуры, функций сложных объектов, воспроизведении сложных действий.

На экране, где располагается любой объект интерактивного взаимодействия предусмотрены инструменты управления, например, кнопки «Правила», «Старт», пиктограммы с различными значками и др., позволяющие пользователю интерактивно взаимодействовать с соответствующими информационными объектами.


Практическое задание №3. Подумайте, на каких этапах урока могут использоваться интерактивные карты.


Тренажеры нужны не только космонавтам!

Тренажер представляет собой анимированную иллюстрацию в сочетании с набором инструментов управления, позволяющих пользователю взаимодействовать с данным ИО: самостоятельно задавать начальный набор внешних условий и в режиме реального времени наблюдать за тем, как изменяется поведение объекта в ответ на изменение этих условий. Основная дидактическая функция- обобщение, систематизация учебного материала, применение теоретических знаний на практике и формирование предметных умений и навыков, индивидуализация обучения. Тренировочные упражнения представляют собой задания типа: «решить задачу и вставить необходимые данные» «выделить нужные слова, звуки, орфограммы». При управлении внимательно прочтите инструкцию, переключитесь на русскую раскладку клавиатуры.


Мультимедиапанорамы: образовательное путешествие во времени и пространстве


Мультимедиапанорама позволяет сформировать наглядные представления за счет возможность по собственному выбору детализировать элементы изображения, получать дополнительную текстовую и зрительную информацию, передвигаться по ленте во времени и в пространстве. Увлекательное путешествие по ленте времени поможет установить межпредметные связи, подчас новые и неожиданные даже для учителя.

Основная дидактическая функция- источник информации, обобщение, систематизация и конкретизация учебного материала, формирование наглядных представлений; в обучении используется при организации самостоятельной работы с учебным материалом. Мультимедиапанорамы невозможно скопировать в слайд урока, их можно демонстрировать непосредственно из энциклопедии. При управлении щелчком мыши можно выделять и укрупнять структурные элементы данного ИО, переходить по гиперссылке к другим источникам информации.

В «КМ-Школе» вы найдете следующие виды панорам:


  • «Хроника человечества»;

  • «История развития науки и техники»;

  • «История культуры»

  • «Эволюция жизни»;

  • «Экосистемы земли»



Трехмерные модели: объемный мир на плоском экране


Трехмерная модель – тип информационного объекта, представляющий собой трехмерное изображение объекта и набор инструментов управления, позволяющих пользователю изменять положение данного объекта в пространстве. Основная дидактическая функция- формирование наглядных представлений, источник информации, в обучении

позволяет изучить пространственную структуру объемного (трехмерного) объекта (например, тетраэдрическая формула молекулы метана, анатомическое строение и др.). Пользователь может менять режим отображения данного ИО: с помощью мышки можно приближать, удалять, вращать, показывая скрытые стороны объекта в пространстве.


Работая с трехмерными моделями, можно: приближать, удалять, вращать, показывая скрытые стороны. Для этого необходимо:

  1. Для вращения трехмерной модели нажать на модели левую кнопку мыши и, не отжимая ее совершать движения мыши в соответствующем направлении.

  2. Для приближения/ удаления трехмерной модели нажать правую кнопку мыши и, не отжимая ее совершать движения мышью вперед/назад либо использовать ее колесо прокрутки.

  3. Для перемещения трехмерной модели в плоскости, параллельной экрану, нажать обе кнопки мыши и, не отжимая их, совершать движения мышью в соответствующих направлениях


Практическое задание №3. В контенте «КМ-Школы» принцип работы холодильника раскрывается с помощью анимированной модели и трехмерной модели. На основе примеров сформулируйте отличия этих двух типов ИО.
По способу представления изображения ИО можно разделить на две группы:

- ИО, представляющие реалистичное изображение

- ИО, представляющие изображение, синтезированное на компьютере или изображенное художником.

Далее обратим внимание на информационные объекты, представляющие собой реалистичное изображение (видеофрагменты, фотоиллюстрации). Предлагаем продолжить предложение:

«Предъявление реалистичного изображения важно в обучении, если… .»

Фотоиллюстрации: оживи остановившееся мгновенье


Специфика фотоиллюстрации заключается в том, что она представляет собой реалистичное изображение объекта. В обучении ИО данного типа используются для формирования наглядных представлений об уникальных, недоступных для непосредственного наблюдения объектах (историческое лицо, событие, природное явление и т.п.).

Видеофрагменты: окно в большой мир


Мы и сами не замечаем, что уже давно представляем окружающий мир таким, каким его увидел видеооператор. Конечно, хорошо бы как можно больше увидеть своими глазами, но не каждому удастся за одну жизнь побывать во всех уголках нашей планеты, спуститься в глубины океана, подняться в космос. Видеозаписи исторических событий и личностей на наших глазах становятся историческим документами.

Уникальность видеофрагмента как средства обучения заключается в том, что он являет собой реалистичное изображение движущихся или изменяющихся объектов. Высокопрофессиональная съемка и наличие дикторского текста значительно увеличивает информативность этого средства обучения за счет сочетания зрительной, слуховой информации и эстетического впечатления. Основная дидактическая функция – формирование наглядных представлений, источник информации, повышение информационной плотности занятий за счет ускоренной подачи информации, обеспечение необходимой эмоциональной насыщенности учебного материала.

Чтобы его активизировать видеофрагмент, необходимо воспользоваться управляющими кнопками.
Практическое задание №4. Назовите основную дидактическую функцию документальных видеофрагментов:


  • Взрыв атомной бомбы

  • Коронация Николая Второго

  • Лев Толстой


От статики - к динамике.
Рассматривая фотоиллюстрации и видеофрагменты мы еще раз обратили внимание, что по способу представления изображения ИО можно разделить на статические и динамические.

Рисунок/Живопись/Графика: знакомые все лица!


Рисунок, репродукция произведения изобразительного искусства позволяют создавать образ изучаемого объекта, формировать эстетическое впечатление. Художник является посредником между зрителем и окружающим миром, поэтому так важны эстетические качества средств наглядности. Рисунок, живопись, графика в Уроках, Энциклопедиях и медиатеках «КМ-Школы» отвечают всем дидактическим требованиям.

Диаграмма/Схема/График/Формула: от интерпретации к пониманию

Плакаты с диаграммами, схемами, графиками, формулами есть в каждом школьном кабинете. Есть они и в образовательном контенте «КМ-Школы», с той только разницей, что по количеству их неизмеримо больше. Удобная система поиска поможет быстро найти необходимое, после многократного использования электронные схемы и таблицы выглядят как новые.

Научите своих учеников использовать диаграммы, схемы, графики как источник информации; интерпретация связей, зависимостей в сочетании со зрительным образом будет способствовать более глубокому пониманию учебного материала. Основная дидактическая функция данных информационных объектов- формирование наглядных представлений, источник информации.

Анимация: интересно всем


Сегодня анимация как технология создания движущегося (изменяющегося) рисованного изображения используется при создании средств обучения.

Самое очевидное использование анимации- ввести в процесс обучения рисованного героя, который помогает ребятам учиться. Например, в «Уроках русского языка» для 7 класса домовенок Кузя вместе с ребятами изучает премудрости языка. Анимированные герои создают особую эмоциональную атмосферу на уроке, которая помогает лучше усвоить самые «сухие» правила и определения. В медиатеке по английскому языку вы найдете диалоги, разыгранные рисованными героями, которые помогают учителю раскрепостить учащихся, включить их в игровую ситуацию.

Особое место в школьной лаборатории занимают анимированные модели. В обучении они используются для наблюдения за естественными или культурными процессами, изменяющимися во времени, моделирования эксперимента, опыта. С помощью анимированной модели можно наглядно представить труднонаблюдаемые процессы, например, деление клетки, действие различных сил на движущейся объект. Основная дидактическая функция анимированных моделей- формирование наглядных представлений, источник информации, повышение информационной плотности занятий за счет ускоренной подачи информации. Управление данным и.о. осуществляется с помощью следующих функций: проиграть, остановить, поставить на паузу, проиграть в окне, проиграть во весь экран

Практическое задание №5. Каковы функции художественной анимации в обучении?

Аудиозаписи: когда лучше один раз услышать


Действительно, есть в обучении ситуации, когда лучше один раз услышать самому. Речь идет о формировании звукового образа, например, надо научиться различать пение птиц родного края, изучая другую культуру, услышать звучание национальных музыкальных инструментов и народное пение. На уроках литературы авторское и художественное чтение незаменимо для создания эстетического впечатления, аудиозапись может быть объектом анализа и интерпретации, образцом для отработки навыков выразительного чтения.

Основные дидактические возможности аудиозаписи- формирование звукового образа, источник информации, создание эстетического впечатления. Управление данным ИО осуществляется при помощи следующих функций: проиграть, остановить, поставить на паузу.

В «Уроках литературы» вы найдете аудиозаписи образцы художественного чтения литературных произведений в исполнении известных артистов. Слушайте вместе с учениками былину «Илья Муромец», балладу В.А.Жуковского «Лесной царь», «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава», отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Практическое задание №6. Найдите все аудиозаписи стихотворений В.В.Маяковского. Для этого задайте контекстный поиск по слову «Маяковский». Сколько информационных объектов найдено в Медиатеке? С помощью фильтра найдите только аудиозаписи. Сколько информационных объектов найдено? Прослушайте одну аудиозапись.
Практическое задание №7. Познакомьтесь с мультимедиалекциями «КМ-ШКОЛЫ». Предложите свой вариант определения: почему «МУЛЬТИМЕДИА»? почему «ЛЕКЦИЯ»?

Мультимедиалекции: все в одном


Без преувеличения можно назвать мультимедиалекции одним из самых уникальных и универсальных информационных объектов. Почему мультимедиа? Потому что в одном сложном объекте сочетается множество возможностей электронных информационных объектов: звуковой ряд представляет собой дикторский текст с изложением фрагмента учебного материала, а зрительный ряд - реалистичное или синтезированное изображение, которое может сопровождаться учебным текстом.

Почему лекция? Потому что в обучении используется как источник новых знаний, как материал для анализа и наблюдения в проблемном обучении.

Основная дидактическая функция- источник информации, формирование наглядных представлений, повышение информационной плотности занятий за счет ускоренной подачи информации, обеспечение необходимой эмоциональной насыщенности учебного материала; Управление данным ИО осуществляется с помощью следующих функций: проиграть, остановить, поставить на паузу, проиграть в окне, проиграть во весь экран.  

Вариант 2. Кооперировано-групповая работа с использованием инструментальных средств и контента «КМ-Школы».


Таблица 2. Технологическая карта лабораторного практикума «Типы электронных информационных объектов и дидактические возможности их использования».

Вариант 2.

индивидуальная работа






групповая работа






Отчет спикера о результатах групповой работы






Подведение итогов работы в команде

Особенность данного варианте заключается в том, что команды (подгруппы) исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки общего доклада и выступления перед всей группой. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. При реализации этого варианта преподаватель предлагает подгруппам выбрать один из вопросов:



  1. Характеристика интерактивных ИО, их функции в обучении и возможности использования.

  2. Классификация ИО по способу представления изображения: реалистичное и синтезированное, статическое и динамическое

Внутри команды каждый участник обучения исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в подгруппу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад. По завершении этапа индивидуальной работы, участники обучения собираются в команду и обсуждают, какой материал удалось собрать, логику его изложения и создают в «Индивидуальном портфеле» одного из членов подгруппы презентацию. Спикер от каждой подгруппы с помощью презентации, подготовленной в «КМ-Школе», раскрывает вопрос (раздел) темы.

Обобщающие практические задания (лабораторный практикум).

Этап реализуется по схеме: индивидуальная работа- обсуждение в подгруппе – групповая дискуссия.

Подгруппы выполняют одно из заданий по выбору:
Практическое задание №8. По ходу изучения модуля вы заполняли три пьедестала для информационных объектов: «Лучший источник информации», «Лучший ИО для формирования предметных умений и применения теоретических знаний на практике», «Лучший ИО для формирования эстетического впечатления». Обсудите результаты своей работы в группе и оформите результаты обсуждения.

Практическое задание №9. Какие типы ИО вы будете подбирать для реализации следующих целей:


  • наблюдение за естественными или культурными процессами, изменяющимися во времени;

  • моделирование эксперимента, опыта;

  • изучение структуры и функций сложного объекта.



Групповая рефлексия.

Заполнение рефлексивной карты. Постановка вопросов к следующему модулю.

Этап реализуется по схеме: индивидуальная работа- обсуждение в подгруппе – общая дискуссия.

Участники обучения возвращаются к «Карте целей» и отмечают, насколько, по их мнению, удалось реализовать цели, которые ставились при изучении данного модуля.

Далее обсуждаются варианты ответа на основные вопросы модуля:




- Как изменяется урок, на котором используются электронные информационные объекты?
- Зачем учителю необходимо знать типологию электронных информационных объектов?

- Что необходимо знать и уметь учителю, который проводит урок с использованием мультимедийных образовательных ресурсов?



Итоговая рефлексия (1 час)

Ролевая дискуссия:

Предлагаем разделить группу на 4 подгруппы: Родители учеников, Учителя, Администрация школы, Эксперты. Каждая группа из своей ролевой позиции готовит ответ на следующие вопросы и готовит один вопрос для представителей двух других сторон (например, родители готовят вопрос для учителей и администрации). Рекомендуем ограничить время ответа на каждый вопрос (не более 3 минут).



?

?
Как изменяется урок, на котором используются электронные информационные объекты?

Как реализовать развивающий и личностный потенциал урока с использованием мультимедйного образовательного контента?


?
Как оценить эффективность использования мультимедийного образовательного контента на уроке?

? Назовите два аргумента «за» и два аргумента «против» использования ИИП «КМ-Школа» на урокае.


Эксперты вычленяют позиции, по которым участники дискуссии выработали согласованное мнение, и позиции по которым обозначились разногласия. Выделяют самый острый и актуальный вопрос, который был сформулирован командами.
Индивидуальная и групповая рефлексия результатов обучения по программе. Каждый из участников заполняет рефлексивную карту. В группе мнения обсуждаются. Далее представитель от группы выступает с обобщающей оценкой результатов. Индивидуальные рефлексивные карты сдаются организаторам обучения.

МОДУЛЬ 2. «От электронного информационного объекта- к педагогическому приему» (3 часа)



Модуль

«От электронного информационного объекта- к педагогическому приему»


Виды деятельности:

  • Проживаем модельный урок в роли ученика

  • Анализируем модельный урок в роли учителя и методиста

  • Разрабатываем технологические карты педагогических приемов

  • Разрабатываем модельные уроки с использованием мультимедийного образовательного контента

  • Работаем индивидуально, в подгруппе, в группе


Вопросы модуля



- Как оценить эффективность использования мультимедийного образовательного контента на уроке?

- Как реализовать развивающий и личностный потенциал урока с использованием мультимедйного образовательного контента?

Дидактические электронные средства обучения





ИИП «КМ-Школа» (АРМ «Учитель», База знаний), так же созданные в «КМ-Школе» занятия:

  • Урок «От электронного информационного объекта- к педагогическому приему»




1 Этап. Модельные уроки с использованием ИО из Базы Знаний «КМ-Школы» (проживание и методическая распаковка).

Для организатора: знакомство участников обучения с педагогическими приемами, основанными на использовании электронного образовательного контента, предлагается реализовать по следующей технологической схеме:


Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

«Проживание»:

Проводит фрагмент урока (модельный урок),

Проживают этот урок как ученики

Методическая распаковка.

Задает вопросы, выступает организатором обсуждения.

- Что делал учитель?

-Что в это время делали ученики?


Вспоминают, что происходило (с точки зрения учеников)

Выстраивают технологическую схему модельного урока (с точки зрения учителя)



Дискуссия

Задает вопросы, выступает организатором обсуждения:

  • Какие задачи позволяет решить данный прием?

  • На каких этапах урока можно использовать этот прием?

  • На каком учебном материале можно реализовать этот прием?

Анализируют урок с методической точки зрения.



Прием «Перепутанные логические цепочки».
Модельный урок реализуется с использованием ИО «Кризисы временного правительства». Технологическая карта приема:





Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Пример использования ИО «Кризисы временного правительства»

1

Актуализация имеющихся знаний, выдвижение гипотез

Предлагает выстроить правильную последовательность (событий, фактов, этапов сложного процесса)

Выстраивают «правильную», с их точки зрения, последовательность

Восстановите последовательность событий (История, Россия в 1917 г.):

1.Председателем Правительства стал А.Ф.Керенский

2. Отставка Милюкова и Гучкова

3.Правительствам стран Антанты направлена Нота, в которой подтверждена преемственность обязательств царского правительства

4.Военный мятеж против Временного правительства

5. Переговоры о предоставлении Украине автономии




2

Знакомство с фрагментом нового материала

Предлагает проверить свои предположения

Знакомятся с фрагментом нового материала (медиалекция, энциклопедическая статья и др.)

Объясните свою логику, есть ли у вас сомнения, что вы хотели бы уточнить?

Познакомьтесь с мультимедиалекцией и проверьте свои предположения.



3.

Оценка первоначальных предположений. Анализ ошибочных версий. Рефлексия приращений в предметных знаниях.


Обсуждают вопросы: что знали до начала изучения темы? Какие ошибочные мнения были сняты в ходе изучения нового? В чем причина ошибок? Что узнали нового?

Что нового вы узнали?

Ответьте на вопрос:

В чем причина кризисов Временного правительства?




Прием «Лекция с остановками».

Модельный урок реализуется с использованием ИО «Измерение высоты пирамиды Хеопса Фалесом». Технологическая карта приема:




Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Пример использования ИО «Измерение высоты пирамиды Хеопса Фалесом»

До начала обучения: Делит мультимедилекцию на смыловые фрагменты. Формулирует к каждому фрагменту вопрос на прогнозирование логики развития событий, рассуждений.

-

-

Воспроизводит фрагмент мультимедиалекции.

Слушают медиалекцию

Текст ИО: Это произошло более 2,5 тысяч лет тому назад. Во время путешествия древнегреческого философа Фалеса по Египту его мудрость захотел испытать фараон Амодис. В качестве трудной задачи Амодис предложил Фалесу измерить высоту самой высокой пирамиды Египта.

Останавливает воспроизведение и задает вопрос.

Отвечая на вопрос учителя, выдвигают предположения, как будут разворачиваться события, логика рассуждений.

Вопросы учителя:

В чем трудность задачи?

Как бы вы подошли к ее решению?


Воспроизводит фрагмент материала, в котором содержится ответ на вопрос.

Сравнивают свои предположения с текстом ИО

Текст ИО: Фалес веревкой измерил одну сторону квадратного основания пирамиды, затем измерил свой рост. Очертив вокруг себя круг радиусом, равным его росту, Фалес дождался того момента, когда его тень коснулась окружности.

Останавливает воспроизведение и задает вопрос.

Отвечая на вопрос учителя, выдвигают предположения, как будут разворачиваться события, логика рассуждений.

Вопрос учителя: Предположите, для чего потребовались дополнительные измерения?


Воспроизводит фрагмент материала, в котором содержится ответ на вопрос.

Сравнивают свои предположения с текстом ИО

Текст ИО: Схватив большой камень, Фалес зашагал к верхушке тени пирамиды и отметил камнем ее положение.

Останавливает воспроизведение и задает вопрос.

Отвечая на вопрос учителя, выдвигают предположения, как будут разворачиваться события, логика рассуждений.

Вопрос учителя: Что, по-вашему, следует сделать далее?

Воспроизводит фрагмент материала, в котором содержится ответ на вопрос.

Сравнивают свои предположения с текстом ИО

Далее он измерил длину от камня до основания пирамиды и прибавил к ней половину длины основания.


Прием «Требуется автор».

Модельный урок реализуется с использованием ИО «Ступенчатая пирамида Джосера», «Пирамида Хефрена». Технологическая карта приема:







Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Пример использования ИО

«Ступенчатая пирамида Джосера», «Пирамида Хефрена».

1

Актуализация наличных знаний

Дает задание сочинить дикторский текст к неозвученному видеофрагменту (медиалекция воспроизводится без звука). Ученики обсуждают свои тексты в парах или группах.

Анализируя устные ответы, учитель может оценить особенности субъектного опыта учащегося, в том числе круг источников информации, которыми он пользуется. Таким образом, формируется познавательная мотивация к получению новых знаний.



Создают собственные тексты.

По желанию учащихся или выбору учителя один-два ученика представляют свои варианты озвучивания видеофрагмента.

На этом этапе учащийся на основе имеющихся предметных знаний, жизненного опыта создает устное описание изучаемого объекта. В процессе создания устного текста учащийся испытывает затруднения, связанные с дефицитом знаний, начинает осознавать границы собственного незнания, таким образом, начинает формироваться потребность в новом знании.


Задание1. Посмотрите пирамиды Древнего Египта

А) Сочините дикторский текст (5 предложений) для этого видеофрагмента о египетских пирамидах

Б) Как вы понимаете арабскую пословицу «Все на свете боится времени, но время боится пирамид»

В) назовите 5 слов, с помощью которых вы бы описали мир древнего египтянина




2.

Знакомство с фрагментом нового материала

Воспроизводит данные медиалекции с дикторским текстом

Знакомятся с медиалекцией, их внимание направлено на то, чтобы найти ответ на возникшие вопросы, сравнить со своим текстом и вычленить разночтения. Благодаря предваряющему этапу, процесс усвоения новых знаний происходит более целенаправленно и осмысленно.

Задание 2. Давайте посмотрим медиалекции «Ступенчатая пирамида Джосера», «Пирамида Хефрена» с дикторским текстом.

3.

Рефлексия

Обсуждают вопросы: как изменились первоначальные представления? что нового мы узнали? Что мы хотим узнать еще?


Вопрос учителя: что нового вы узнали о египтянах и их мире?

Слово учителя: Согласно представлениям древних египтян смерть не являлась концом жизни, за ней наступало возрождение, связанное с оживлением. Жизнь, смерть, возрождение создавали замкнутый круг. Представление о вечной жизни подразумевало существование бессмертной души и нетленного тела. Пирамиды задумывались как сооружения для перехода в вечность, общения с вечностью.





2 Этап. Разработка, проведение и обсуждение модельных уроков с использованием ИО из Базы Знаний «КМ-Школы».
Этот этап реализуется по следующей технологической схеме:

Таблица 3. Технологическая карта практикума по конструированию педагогических приемов.


индивидуальная работа






групповая работа






Отчет спикера о результатах групповой работы






Подведение итогов работы в команде


Команды получают задание разработать и провести модельный урок с использованием следующих ИО (на выбор):



  • «Внутренняя энергия Земли. Гейзеры» (мультимедиалекция на основе видеофрагмента), «Модель извергающегося гейзера» (мультимедиалекция на основе анимированной модели);

  • Документальные кадры гибели дирижабля (видеофрагмент), Взрыв смеси водорода и воздуха (видеозапись опыта с дикторским текстом).

- Теория эволюции Ламарка (мультимедиалекция на основе видеофрагмента), Жираф (мультимедиалекция на основе видеофрагмента).






База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница