Урока «Воплощение в былине нравственных критериев русского народа»




Скачать 121.83 Kb.
Дата 09.10.2016
Размер 121.83 Kb.
Технологическая карта урока «Воплощение в былине нравственных критериев русского народа»

Учитель: Жданько Кристина Вячеславовна.

(Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, М., Просвещение, 2011год).



Учебный предмет

литература

Класс

7 класс

Цели урока

Образовательная: актуализировать знания о жанрах устного народного творчества,

-дать представление об особенностях жанра былин,

-показать на примере былины «Вольга и Микула Селянинович», как в богатыре воплощаются нравственные критерии русского народа

- учить выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику



Развивающая: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

-развивать познавательный интерес к предмету,

-совершенствовать навыки анализа текста, выразительного чтения

-развивать творческие способности



Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений устного народного творчества; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому

Технологии, методы

Технологии проблемного обучения, использование информационно-коммуникационных технологий; технология критического мышления, технология творческих мастерских

методы: поисковые, исследовательские, проблемные, иллюстративные, метод арттерапии



Основные понятия, термины

Жанры устного народного творчества, былина, сказка, литературный герой, гипербола

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

Планируемый результат

Предметный совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать умение анализировать художественный текст, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, заинтересовать учащихся произведениями устной поэзии, отрабатывать умения выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику



Личностный: осмысление культурного наследия предшествующих поколений, формирование чувства гордости за историю своей страны и своей малой родины

Метапредметный: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, способность решать творческие задачи

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Коллективная, индивидуальная, фронтальный опрос, работа в группах

Мультимедийная установка, персональный компьютер, учебная доска, учебник-хрестоматия, фонохрестоматия

Технология обучения


Этапы

урока

Формируемые умения

Предметные, УУД

Оформление доски,

наглядность

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный

личностные: внимание, уважение к окружающим; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его,

регулятивные: саморегуляция, целеполагание. оценивать степень достижения цели


Слайд №1

«Славна богатырями земля русская!»


Слайд №2

«Воплощение в былине нравственных критериев русского народа»




Приветствие учителя. Мотивирует учеников на деятельность, предлагает определить тему урока

Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины...



Вспомните любимые вами с детства произведения устного народного творчества? Назовите понравившихся героев.

Чему учат произведения русского фольклора?

Мы поговорим с вами о том, как в былине воплощены нравственные критерии русского народа




Настраиваются на урок

Отвечают на вопрос о любимых героях устного народного творчества и о том, что произведения фольклора учат добру, справедливости, смелости, отваге, мудрости, находчивости, трудолюбию, щедрости


Записывают тему урока в тетрадь.

  1. Актуализация знаний

Познавательные: вспомнить жанры УНТ, дать определение былины, её тематику. сопоставить былину и сказку коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Слайд №3

«Жанры Устного народного творчества»

Слайд №4

« Былина»




-

Среди жанров устного народного творчества достойное место занимают былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память.

Былины – один из древнейших типов фольклорных произведений. Одни относят их возникновение к 9-11вв, другие – к 11-13вв.

Народное название былины – «старина», «старинушка»подразумевает, что действие, о котором идёт речь, имело место в прошлом.

Былина (от слова «быль»)- героическая песня повествовательного характера о русских богатырях и народных героях, возникшая как выражение исторического сознания русского народа.

Само название говорит нам о том, что былины воспринимались народом как быль, как правдивое повествование о событиях, происходивших когда-то в старину.



О каких событиях старины повествовали былины, о каком периоде истории, какие темы здесь затрагивались?


Дети вспоминают жанры УНТ, записывают определение былины в тетрадь.

Вспоминают сведения из Истории России

(9-13в)

Ребята пересказывают статью из учебника (домашнее задание)



Дополнительную информацию о тематике былин сообщает учащийся, который заранее получал индивидуальное задание


  1. Работа в группах

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста;

коммуникативные: договориться с одноклассниками о правилах работы в группах, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.




Вспомните, какие особенности характерны для былин?

В чём отличие былины от сказки?

Чтобы составить таблицу, каждая из групп представит особенности одного из жанров(сходства и различия), после чего мы их сопоставим и запишем в таблицу



Ребята отвечают:

герои-богатыри, образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты

Ребята делятся на группы и записывают результаты сопоставления двух жанров


4 Представление каждой группой выполнения задачи

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Слайд №5

«Сказка и былина»



Выводы:

Сходства 1. И былины, и сказки существовали в устной форме.

2. Оба жанра существуют с древних времен.



Различия

. 1.Сказка – прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или

бытового характера.

2.Главная черта сказки – вымысел

3.Сказки создаются в прозаической форме

4.Сказки рассказывали, «сказывали»



1. Былина – героическая песня повествовательного характера о подвигах русских богатырей и народных героях

2. Былине не свойственна то чная передача исторических ф актов, она запечатлевает историческую реальность в обобщенных образах.

3. Былины обладают песенно-стихотворной формой.

4. Былины пели или проговаривали речитативом, часто в сопровождении гуслей.



От каждой группы выступающие представляют отличительные особенности жанров. В результате составляют общую таблицу и записывают её в тетрадь


5 . Беседа по прочитанному

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Слайд № 6

Слайд7 «Гипербола»


Слайд №8

Уважительное отношение автора к труду землепашца.

Слайд №9


Иллюстрация И. Билибина к былине.

Слайд №10



Прославление необыкновенной физической силы, воинской доблести богатыря.



Каких богатырей вы помните? Какие подвиги они совершали?

Какими качествами наделил их народ?

Давайте вместе посмотрим, как вы их себе представляете

Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят ее возникновение к 14-15вв Кто герои былины?
Кто такой Вольга Святославович?

Сведения о князьях в былинах основаны на реальных бытовых впечатлениях.



Каким в этой былине предстаёт князь до встречи с Микулой?

(Необходимо напомнить учащимся о необыкновенном происхождении Вольги.)

Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко на ясное,

Тогда зарождался молодой Вольга,

Молодой Вольга Святославович.



Куда направляется Вольга?

Предварительные представления о богатыре исходят в былине не от рассказчика.



Каким способом даются первые представления о Микуле? Какова функция гиперболы?

За два дня до встречи слышит князь, как Микула пашет землю:

А орет-то в поле ратай, понукивает,

А у ратая сошка поскрипывает,

Да по камешкам омешки прочиркивают...
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Выразительно прочитайте описание того, как работал Микула Селянинович.

-Какое отношение автора к труду передаётся здесь?

-Как изображён богатырь?

В портрете Микулы заметно стремление украсить облик любимого героя.


Повествование в былине перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть.
Найдите главный эпизод в диалоге Микулы с Вольгой. (это эпизод боя с мужичками-разбойниками)
Богатырю победа даётся без труда. Противники не сопротивляются. В былине в бою действует только богатырь.

Положил тут их я ведь до тысячи:

Который стоя стоит, тот сидя сидит,

Который сидя сидит, тот и лёжа лежит

-

Как образ князя и его дружины помогают ещё глубже понять и оценить физическую мощь и воинскую доблесть Микулы?

-Почему Вольга проникся таким уважением к Микуле Селяниновичу?

Какую роль концовка былины («торжество» богатыря) играет в утверждении образа Микулы Селяниновича?



Былину ребята читали дома

Сообщение учащегося о времени и месте возникновения былины.


Ребята отвечают на поставленные вопросы

Выразительно читают отрывки из былины

Он едет в города, которые ему отдал во владение киевский князь
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Выразительно читают отрывки из былины


Запись в тетрадь


Выразительно читают отрывки из былины


Микула одет не как крестьянин для работы, а как богатый и знатный боярин (обувь, кафтан, каблук высокий и тонкий как шило, острый, высоко загнутый носок).




Выразительное чтение диалога по ролям

Выразительно читают отрывки из былины

Богатырь превосходит по силе и мужеству всю княжескую дружину

Сообщение учащегося о полном варианте былины (Микула спасает от гибели Вольгу и тот после назначает его в своих городах наместником)


6. Прослушивание фонохрестоматии

познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанного текста; развитие умения восприятия текста на слух





Помогло ли актёрское чтение лучше представить былинного героя?


Ребята обмениваются мнениями о чтении былины актёром и приходят к мнению, что выразительное чтение помогает создать образ героя

7 . Обобщение и систематизация материала

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом, самоопределение, нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать

Слайд №11-12

Слайд №13



«Славна богатырями земля русская!»

Иллюстрация картины В.М.Васнецова «Три богатыря»




Почему былина характерна именно для русской традиции?
Микула Селянинович – главный герой произведения, повествующего о подвигах народа в историческом прошлом.

Какие черты в Микуле подчеркиваются?

Что характеризует русского богатыря?

Микула Селянинович – настоящий богатырь. Когда на него напали разбойники, он побил их; он везёт соль в мешках по сорок пудов. И поле его бескрайнее – богатырское поле, и соха его – богатырская, и лошадь – богатырская, и работа – богатырская...

Он – человек долга, носитель нравственных ценностей своего народа, смысл жизни видит в служении родине.

Ребята поэтапно отвечают на проблемный вопрос, выражая собственное мнение,называя основные нравственные критерии богатырей:

трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила, воинская доблесть.



8 Подведение итогов урока

Рефлексия урока



регулятивные: самооценка, самоанализ; коммуникативные: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 14

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Сегодня на уроке я узнал…

Я удивился…

Я задумался…


Учитель просит рассказать учеников о том, что они узнали на уроке

Подводит итог урока и предлагает ученикам провести самооценку.




Ученики отвечают по заданному алгоритму

9 Домашнее задание.

личностные: самоопределение




1)«Я должен» (обязательно для всех).

Сделать небольшой словарик на тему «Так говорили былинные герои». Подготовить выразительное чтение отрывка былины;

2)«Я могу» (дополнительное творческое задание)

Создать собственную иллюстрацию к понравившейся былине;

Благодарит ребят за урок. Прощается с учениками.




Записывают домашнее задание.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница