Учебный предмет
|
литература
|
Класс
|
7 класс
|
Цели урока
|
Образовательная: актуализировать знания о жанрах устного народного творчества,
-дать представление об особенностях жанра былин,
-показать на примере былины «Вольга и Микула Селянинович», как в богатыре воплощаются нравственные критерии русского народа
- учить выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику
Развивающая: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
-развивать познавательный интерес к предмету,
-совершенствовать навыки анализа текста, выразительного чтения
-развивать творческие способности
Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений устного народного творчества; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому
|
Технологии, методы
|
Технологии проблемного обучения, использование информационно-коммуникационных технологий; технология критического мышления, технология творческих мастерских
методы: поисковые, исследовательские, проблемные, иллюстративные, метод арттерапии
|
Основные понятия, термины
|
Жанры устного народного творчества, былина, сказка, литературный герой, гипербола
|
Тип урока
|
Урок постановки и решения учебной задачи
|
Планируемый результат
|
Предметный совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать умение анализировать художественный текст, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, заинтересовать учащихся произведениями устной поэзии, отрабатывать умения выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику
|
Личностный: осмысление культурного наследия предшествующих поколений, формирование чувства гордости за историю своей страны и своей малой родины
Метапредметный: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, способность решать творческие задачи
|
Организация пространства
|
Формы работы
|
Ресурсы
|
Коллективная, индивидуальная, фронтальный опрос, работа в группах
|
Мультимедийная установка, персональный компьютер, учебная доска, учебник-хрестоматия, фонохрестоматия
|
Технология обучения
|
Этапы
урока
|
Формируемые умения
Предметные, УУД
|
Оформление доски,
наглядность
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
-
Организационный
|
личностные: внимание, уважение к окружающим; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его,
регулятивные: саморегуляция, целеполагание. оценивать степень достижения цели
|
Слайд №1
«Славна богатырями земля русская!»
Слайд №2
«Воплощение в былине нравственных критериев русского народа»
|
Приветствие учителя. Мотивирует учеников на деятельность, предлагает определить тему урока
Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины...
Вспомните любимые вами с детства произведения устного народного творчества? Назовите понравившихся героев.
Чему учат произведения русского фольклора?
Мы поговорим с вами о том, как в былине воплощены нравственные критерии русского народа
|
Настраиваются на урок
Отвечают на вопрос о любимых героях устного народного творчества и о том, что произведения фольклора учат добру, справедливости, смелости, отваге, мудрости, находчивости, трудолюбию, щедрости
Записывают тему урока в тетрадь.
|
-
Актуализация знаний
|
Познавательные: вспомнить жанры УНТ, дать определение былины, её тематику. сопоставить былину и сказку коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
познавательные: построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
|
Слайд №3
«Жанры Устного народного творчества»
Слайд №4
« Былина»
|
-
Среди жанров устного народного творчества достойное место занимают былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память.
Былины – один из древнейших типов фольклорных произведений. Одни относят их возникновение к 9-11вв, другие – к 11-13вв.
Народное название былины – «старина», «старинушка»подразумевает, что действие, о котором идёт речь, имело место в прошлом.
Былина (от слова «быль»)- героическая песня повествовательного характера о русских богатырях и народных героях, возникшая как выражение исторического сознания русского народа.
Само название говорит нам о том, что былины воспринимались народом как быль, как правдивое повествование о событиях, происходивших когда-то в старину.
О каких событиях старины повествовали былины, о каком периоде истории, какие темы здесь затрагивались?
|
Дети вспоминают жанры УНТ, записывают определение былины в тетрадь.
Вспоминают сведения из Истории России
(9-13в)
Ребята пересказывают статью из учебника (домашнее задание)
Дополнительную информацию о тематике былин сообщает учащийся, который заранее получал индивидуальное задание
|
-
Работа в группах
|
познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста;
коммуникативные: договориться с одноклассниками о правилах работы в группах, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
|
|
Вспомните, какие особенности характерны для былин?
В чём отличие былины от сказки?
Чтобы составить таблицу, каждая из групп представит особенности одного из жанров(сходства и различия), после чего мы их сопоставим и запишем в таблицу
|
Ребята отвечают:
герои-богатыри, образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты
Ребята делятся на группы и записывают результаты сопоставления двух жанров
|
4 Представление каждой группой выполнения задачи
|
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
|
Слайд №5
«Сказка и былина»
|
Выводы:
Сходства 1. И былины, и сказки существовали в устной форме.
2. Оба жанра существуют с древних времен.
Различия
. 1.Сказка – прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или
бытового характера.
2.Главная черта сказки – вымысел
3.Сказки создаются в прозаической форме
4.Сказки рассказывали, «сказывали»
1. Былина – героическая песня повествовательного характера о подвигах русских богатырей и народных героях
2. Былине не свойственна то чная передача исторических ф актов, она запечатлевает историческую реальность в обобщенных образах.
3. Былины обладают песенно-стихотворной формой.
4. Былины пели или проговаривали речитативом, часто в сопровождении гуслей.
|
От каждой группы выступающие представляют отличительные особенности жанров. В результате составляют общую таблицу и записывают её в тетрадь
|
5 . Беседа по прочитанному
|
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
|
Слайд № 6
Слайд7 «Гипербола»
Слайд №8
Уважительное отношение автора к труду землепашца.
Слайд №9
Иллюстрация И. Билибина к былине.
Слайд №10
Прославление необыкновенной физической силы, воинской доблести богатыря.
|
Каких богатырей вы помните? Какие подвиги они совершали?
Какими качествами наделил их народ?
Давайте вместе посмотрим, как вы их себе представляете
Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят ее возникновение к 14-15вв Кто герои былины?
Кто такой Вольга Святославович?
Сведения о князьях в былинах основаны на реальных бытовых впечатлениях.
Каким в этой былине предстаёт князь до встречи с Микулой?
(Необходимо напомнить учащимся о необыкновенном происхождении Вольги.)
Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Куда направляется Вольга?
Предварительные представления о богатыре исходят в былине не от рассказчика.
Каким способом даются первые представления о Микуле? Какова функция гиперболы?
За два дня до встречи слышит князь, как Микула пашет землю:
А орет-то в поле ратай, понукивает,
А у ратая сошка поскрипывает,
Да по камешкам омешки прочиркивают...
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Выразительно прочитайте описание того, как работал Микула Селянинович.
-Какое отношение автора к труду передаётся здесь?
-Как изображён богатырь?
В портрете Микулы заметно стремление украсить облик любимого героя.
Повествование в былине перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть.
Найдите главный эпизод в диалоге Микулы с Вольгой. (это эпизод боя с мужичками-разбойниками)
Богатырю победа даётся без труда. Противники не сопротивляются. В былине в бою действует только богатырь.
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот и лёжа лежит
-
Как образ князя и его дружины помогают ещё глубже понять и оценить физическую мощь и воинскую доблесть Микулы?
-Почему Вольга проникся таким уважением к Микуле Селяниновичу?
Какую роль концовка былины («торжество» богатыря) играет в утверждении образа Микулы Селяниновича?
|
Былину ребята читали дома
Сообщение учащегося о времени и месте возникновения былины.
Ребята отвечают на поставленные вопросы
Выразительно читают отрывки из былины
Он едет в города, которые ему отдал во владение киевский князь
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Выразительно читают отрывки из былины
Запись в тетрадь
Выразительно читают отрывки из былины
Микула одет не как крестьянин для работы, а как богатый и знатный боярин (обувь, кафтан, каблук высокий и тонкий как шило, острый, высоко загнутый носок).
Выразительное чтение диалога по ролям
Выразительно читают отрывки из былины
Богатырь превосходит по силе и мужеству всю княжескую дружину
Сообщение учащегося о полном варианте былины (Микула спасает от гибели Вольгу и тот после назначает его в своих городах наместником)
|
6. Прослушивание фонохрестоматии
|
познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанного текста; развитие умения восприятия текста на слух
|
|
Помогло ли актёрское чтение лучше представить былинного героя?
|
Ребята обмениваются мнениями о чтении былины актёром и приходят к мнению, что выразительное чтение помогает создать образ героя
|
7 . Обобщение и систематизация материала
|
Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом, самоопределение, нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать
|
Слайд №11-12
Слайд №13
«Славна богатырями земля русская!»
Иллюстрация картины В.М.Васнецова «Три богатыря»
|
Почему былина характерна именно для русской традиции?
Микула Селянинович – главный герой произведения, повествующего о подвигах народа в историческом прошлом.
Какие черты в Микуле подчеркиваются?
Что характеризует русского богатыря?
Микула Селянинович – настоящий богатырь. Когда на него напали разбойники, он побил их; он везёт соль в мешках по сорок пудов. И поле его бескрайнее – богатырское поле, и соха его – богатырская, и лошадь – богатырская, и работа – богатырская...
Он – человек долга, носитель нравственных ценностей своего народа, смысл жизни видит в служении родине.
|
Ребята поэтапно отвечают на проблемный вопрос, выражая собственное мнение,называя основные нравственные критерии богатырей:
трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила, воинская доблесть.
|
8 Подведение итогов урока
Рефлексия урока
|
регулятивные: самооценка, самоанализ; коммуникативные: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Слайд 14
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Сегодня на уроке я узнал…
Я удивился…
Я задумался…
|
Учитель просит рассказать учеников о том, что они узнали на уроке
Подводит итог урока и предлагает ученикам провести самооценку.
|
Ученики отвечают по заданному алгоритму
|
9 Домашнее задание.
|
личностные: самоопределение
|
|
1)«Я должен» (обязательно для всех).
Сделать небольшой словарик на тему «Так говорили былинные герои». Подготовить выразительное чтение отрывка былины;
2)«Я могу» (дополнительное творческое задание)
Создать собственную иллюстрацию к понравившейся былине;
Благодарит ребят за урок. Прощается с учениками.
|
Записывают домашнее задание.
|