Установление коэффициента К2, влияющего на величину единого налога на вмененный доход, методом общественного согласия




Скачать 0.49 Mb.
страница 1/3
Дата 27.09.2016
Размер 0.49 Mb.
  1   2   3

2.4.2. Установление коэффициента К2, влияющего на величину единого налога на вмененный доход, методом общественного согласия

Перспективный уровень

1. Описание стандарта


Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) в соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ вводится в действие правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов с 1 января 2006 года. До начала 2006 года ЕНВД вводился законами субъектов Российской Федерации и на территории каждого субъекта действовали общие для всех муниципальных образований правила.

Поскольку установление ЕНВД передано в ведение муниципального образования, у органов местного самоуправления возник соблазн существенно увеличить доходы в местный бюджет от каждого налога, находящегося в их ведении. У предпринимателей же нет возможности выбирать для себя оптимальный режим налогообложения, т.к. в случае введения специального налогового режима в виде ЕНВД для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории муниципального образования переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков данного муниципального образования, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности.

Своими правовыми актами муниципальные образования определяют виды предпринимательской деятельности, подлежащие переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в пределах перечня, предусмотренного пунктом 2 статьи 346.26 Налогового Кодекса), в том числе перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога, а также значения коэффициента К2, учитывающего особенности ведения предпринимательской деятельности. При этом законодательные органы муниципальных образований вправе установить в отношении каждого вида предпринимательской деятельности как единое значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей его ведения, так и значения так называемых «подкоэффициентов К2», учитывающих конкретные факторы влияния на результаты такой деятельности: режим работы, место расположения бизнеса и т.д.

В небольших городах ведение предпринимательской деятельности является существенной возможностью обеспечения занятости населения. В Артемовском городском округе этой деятельностью занято около 11% населения. Поскольку значения налогов для широкого круга лиц назначаются думой города, в этом процессе преобладают два противоречащих друг другу фактора: стремление получить максимальный доход в бюджет города и желание депутатов остаться «хорошими» перед своими избирателями. Тут, несомненно, должен быть достигнут компромисс. И этот компромисс был найден в результате совместной работы администрации, думы городского округа, территориальной налоговой инспекции и общественных организаций, объединяющих бизнес. Для поиска оптимального решения были созданы переговорные площадки, произведено обследование и анкетирование субъектов, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности. Результаты обследования позволили установить такие значения коэффициентов К2, которые устроили бизнес-сообщество и позволили существенно увеличить поступления в местный бюджет доходов от ЕНВД.

По принятому Думой решению «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Артемовском городском округе» был проведен мониторинг его применения субъектами предпринимательства. Выявились проблемные виды деятельности, потребовавшие уменьшения коэффициента К2. Проведенные мероприятия по корректировке действующего нормативного акта позволили подготовить необходимые изменения в решение Думы.

Таким образом, привлечение общественных организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества, к принятию решений о налогообложении предпринимательской деятельности помогло установить значения коэффициентов для расчета ЕНВД, устраивающие как субъектов налогообложения, так и органы местного самоуправления. Для анализа достигнутых результатов производилось сравнение с 2005 годом, т.к. это был последний год, в котором действовали коэффициенты, установленные на региональном уровне.


2. Муниципальное образование


Артемовский городской округ (АГО), Приморский край. Население -111,2 тыс. человек. Собственные доходы бюджета на душу населения: 4711,6 руб. (данные на 01.01.2006г.)

3. Исходная ситуация


До 01 января 2006 года ЕНВД устанавливался субъектом Российской Федерации, в данном случае – Законодательным Собранием Приморского края. Ставки ЕНВД были установлены законом 23-КЗ «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в Приморском крае» от 28.11.2002 г. При этом местные особенности Артемовского городского округа учтены не были.

По итогам 2005 года, когда на территории Артемовского городского округа действовали региональные значения коэффициентов К2, поступления в городской бюджет от ЕНВД составили около 32 млн. рублей, а доля этого налога в собственных доходах города – 7,5%.

У муниципалитета не имелось полной и достоверной информации о количестве субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, подпадающим под действие ЕНВД, что не позволяло получать точные прогнозы при назначении тех или иных значений коэффициентов.

У работников администрации и депутатов думы отсутствовал опыт составления бюджета прогнозными методами. Не были сформированы и переговорные площадки для диалога с бизнес-сообществом.

В Артемовском городском округе зарегистрированы четыре общественные организации, представляющие интересы малого и среднего бизнеса.

4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта


Основные этапы выполнения стандарта и субъекты, задействованные в работе на каждом этапе, приведены в таблице 1:

Таблица 1


этапа

Содержание мероприятий

Время прове­дения

Задействованные субъекты

1

Разработка проекта правового акта, устанавливающего виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, и значения коэффициентов К2.

сентябрь

2005 г.


Администрация МО

2

Обсуждение проекта, предложенного администрацией

сентябрь

2005


Дума, Администрация, общественные организации бизнес-сообществ

3

Анкетирование предпринимателей, занимающихся видами деятельности, подпадающими под действие ЕНВД

сентябрь

2005


Общественные организации бизнес-сообществ

4

Разработка проекта правового акта, устанавливающего виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, и значения коэффициентов К2.

октябрь

2005


Общественные организации бизнес-сообществ

5

Создание рабочей группы по доработке имеющихся двух проектов правовых актов

октябрь

2005


Глава АГО

6

Обследование субъектов, среди которых было проведено анкетирование

октябрь,

ноябрь


2005

Территориальная налоговая инспекция

7

Разработка проекта правового акта, устанавливающего виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, и значения коэффициентов К2

октябрь,

ноябрь


2005

Рабочая группа:

Дума, Администрация, общественные организации бизнес-сообществ



8

Проведение конференции предпринимателей для обсуждения разработанного рабочей группой проекта правового акта

ноябрь

2005


Общественные организации бизнес-сообществ,

Дума, Администрация



9

Принятие правового акта решением Думы

ноябрь

2005


Дума

10

Анкетирование предпринимателей, занимающихся видами деятельности, подпадающими под действие ЕНВД

февраль 2006

ОО «Совет предпринимателей»

11

Обработка анкет, подготовка предложений по внесению изменений в решение Думы

март

2006


ОО «Совет предпринимателей»

12

Создание рабочей группы по обсуждению предлагаемых изменений

апрель

2006


Дума

13

Разработка проекта правового акта о внесении изменений в значения коэффициентов К2

апрель-

июль


2006

Рабочая группа

Дума


Администрация, общественные организации бизнес-сообществ

14

Подготовка заключения на предложенный проект с расчетом выпадающих доходов

август

2006


Администрация АГО

15

Подготовка заключения на предложенный проект с обоснованием возможности распространения изменений на прошедший период

сентябрь

2006


Прокуратура АГО

16

Принятие решения Думы

октябрь

2006


Дума

Следует отметить, что на первом этапе в проекте правового акта содержался перечень видов деятельности, подлежащих налогообложению в виде ЕНВД, а поправочный коэффициент К2 был принят равным единице для всех субъектов предпринимательства.

Для проведения анкетирования были разработаны опросные листы, позволяющие выявить как валовую прибыль, так и долю всех затрат, связанных с ведением бизнеса: арендную плату, коммунальные платежи, плату за разрешительную документацию, затраты на заработную плату наемных работников и налоги. Полученные результаты позволили определить предельные величины налогов, которые предприниматели могут выплатить в казну. Кроме того, стали понятны соотношения между физическими величинами, после которых бизнес уйдет в тень. При этом выяснилось, что несмотря на то, что в Налоговом Кодексе декларируется, что ЕНВД должен составлять не более 15% от валовой прибыли, фактически, при применении Закона Приморского края 23-КЗ от 28.11.2003 г., в Артемовском городском округе по таким видам предпринимательской деятельности как розничная торговля и бытовое обслуживание населения эта доля доходила до 50% от валовой прибыли. Стало ясно, что часть предпринимателей вынужденно не платит налоги, занижая либо количество работающих, либо площади (в зависимости от физического показателя, участвующего в расчетах базовой доходности вида предпринимательской деятельности).

На повышение ЕНВД повлиял и тот факт, что при образовании Артемовского городского округа были упразднены поселки, для которых согласно Закону 23-КЗ «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в Приморском крае» действовали свои понижающие коэффициенты. Если бы в качестве нормативного акта был принят проект, предложенный администрацией, то наибольшая налоговая нагрузка пришлась бы именно на отдаленные поселки, в некоторых из которых величина ЕНВД повысилась бы в 40 раз. В проекте акта, разработанном бизнес-сообществом, было предложено значение коэффициента К2 рассчитывать как произведение двух подкоэффициентов: К21, учитывающего особенности ведения различных видов деятельности, и К22, учитывающего расположение объекта в том или ином районе города.

Для согласования позиций бизнес-сообщества и органов муниципального управления решением главы города была создана рабочая группа. У представителей администрации и налоговой инспекции, вошедших в рабочую группу, вначале возникло недоверие к данным, полученным общественными организациями предпринимателей. Представители налоговой инспекции и администрации АГО провели выборочное обследование субъектов предпринимательства. В результате был сформирован проект правового акта, который было рекомендовано принять Думе.

Для придания проекту большей легитимности предприниматели организовали конференцию. Каждому участнику конференции был представлен проект нормативного акта и даны необходимые пояснения. На конференции присутствовали депутаты Думы, работники администрации АГО, руководители общественных организаций предприниматели из нескольких городов Приморья, начальник отдела поддержки малого бизнеса Администрации Приморского края. В итоговой резолюции конференции Думе было рекомендовано принять предложенный проект.

После того, как нормативно-правовой акт был принят Думой АГО, общественные организации предпринимателей провели мониторинг его применения. Эта работа проводилась на протяжении первого квартала 2006 года. Были выявлены виды деятельности, для которых налоги оказались завышенными. Поскольку в начале года было введено в строй много бутиков, взамен лотков и палаток, в которых раньше осуществлялась торговля, предприниматели не обратили внимание, что у них поменялись физические параметры: ранее налогообложение производилось на рабочее место, т.е учитывалось количество работников, а теперь – на площади торговой точки. Общественная организация «Совет предпринимателей г. Артема» провела обработку анкет и разработала предложения по внесению изменений в ранее принятое решение Думы.

Решением Думы была создана рабочая комиссия по внесению изменений в уже действующий нормативно-правовой акт. Согласно Уставу АГО, решение об уменьшении налоговых поступлений в бюджет не может быть принято Думой самостоятельно, необходимо заключение главы администрации муниципального образования. Глава администрации согласился не со всеми предложенными изменениями. Кроме того, депутаты опасались, что внесение изменений в начавшемся с января 2006 года налоговом периоде будет оспорено прокуратурой или налоговой инспекций. По просьбе ОО «Совет предпринимателей г. Артема» прокуратура представила заключение о допустимости и законности внесения изменений, улучшающих положение налогоплательщиков.

После прохождения всех описанных выше процедур, в октябре 2006 года были внесены изменения в решение Думы «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в Артемовском городском округе». Полученное и апробированное решение действует без изменений и в настоящее время.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница