Vii. Проведение учебных занятий



Скачать 142.15 Kb.
Дата 29.08.2016
Размер 142.15 Kb.

Раздел VII. Проведение учебных занятий




7.1.Общие положения


Учебные занятия - важнейшая часть образовательного процесса. В ходе занятий осуществляется теоретическое обучение студентов, привитие им необходимых умений и практических навыков по специальности. При проведении учебных занятий осуществляется и воспитательное воздействие на обучаемых.

Учебные занятия начинаются и заканчиваются по времени в соответствии с утвержденным Режимом учебных занятий. Допуск в аудиторию (класс, лабораторию) опоздавших студентов запрещается. Никакие вызовы студентов и преподавателей с занятий не допускаются.

На занятиях, предусмотренных расписанием, обязаны присутствовать все обучающиеся. Освобождение студентов от занятий может производиться:


  • в случае болезни – деканатом, по предъявлению студентом медицинской справки;

  • по личным обстоятельствам - деканатом, по личному заявлению студента

Освобождение студентов от учебных занятий для участия в спортивных соревнованиях, осуществляется деканом факультета на основании приказа ректора Университете.

Преподаватель обязан лично контролировать наличие студентов на занятии. О лицах, незаконно отсутствующих на занятиях, преподаватель сообщает заведующему кафедрой.


7.2. Виды учебных занятий

7.2.1 Основными видами учебных занятий в Университете являются: лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, контрольные работы (занятия), консультации, все виды практик, выполнение курсовых работ (проектов). В Университете могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению Ученого совета Университета.

Виды учебных занятий определяются рабочей программой дисциплины.

7.2.4. Учебно-методические материалы для проведения занятий разрабатывается кафедрой и обновляются по мере необходимости.

Все виды учебно-методических материалов хранятся на кафедре в течение всего периода обучения студентов, по действующим учебным планам и программам.

7.2.5. Обязательным документом преподавателя на каждом учебном занятии является план его проведения. План разрабатывается преподавателем, проводящим данное занятие.

План разрабатывается в соответствии с требованиями рабочей программы, тематического плана и методической разработки по данной дисциплине. Планы проведения пробных, открытых, инструкторско-методических и показных занятий, экспериментальных занятий, а также занятий, методика проведения которых отличается от требований методической разработки (указаний), при необходимости могут рассматриваться на заседании кафедры.

Порядок разработки планов проведения занятия и их утверждения, необходимость их рассмотрения на заседании кафедры определяется самой кафедрой.

7.2.6. Для обмена передовым опытом учебной и методической работы, постоянного совершенствования содержания, организации и методики проведения всех видов учебных занятий их итоги должны периодически обсуждаться на заседаниях кафедр, Ученых советов факультетов и Университета.
7.3. Лекции

7.3.1. Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки студентов. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

7.3.2. Каждая лекция должна представлять собой устное изложение преподавателем основных теоретических положений изучаемого предмета или отдельной темы как логически законченное целое и иметь конкретную целевую установку. Лекции должны носить, как правило, проблемный характер.

Содержание лекции должно быть рассмотрено и одобрено кафедрой. Основным методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной и мультимедийной техники.

7.3.3. Лекции читаются, как правило, для лекционных потоков. К чтению лекций привлекаются заведующий кафедрой, их заместители, профессора, доценты и старшие преподаватели.

7.3.4. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться в установленном порядке (с почасовой оплатой) видные ученые и профессора из других вузов, ведущие специалисты научных учреждений и предприятий.

7.3.5. Порядок изложения материала лекции отражается в плане её проведения или конспекте лекции, а его содержание - в тексте лекции или конспекте. Тексты лекций, как правило, составляются на весь лекционный курс учебной дисциплины. При необходимости изложения нового материала, не отраженного в учебнике или учебном пособии, для обеспечения самостоятельной работы студентов тексты лекций по учебной дисциплине могут сводиться в сборник и издаваться как курс лекций или краткий курс лекций. По мотивированному ходатайству кафедры ректор Университета может разрешать не иметь текстов по тем дисциплинам или их разделам, которые имеют стабильное содержание и обеспечены современными учебниками или учебными пособиями. В этом случае при чтении лекции преподаватель обязан иметь план проведения занятия, учебник (учебное пособие) или конспект лекции.

7.3.6. Особое место в лекционном курсе занимают вводная и заключительная лекции.

Вводная лекция должна давать общую характеристику (предмет) изучаемой дисциплины, подчеркивать новизну проблем, рассматриваемых в курсе, указывать роль и место курса в системе других дисциплин, раскрывать учебные и воспитательные цели и кратко знакомить студентов с содержанием и структурой курса, а также с организацией учебной работы по нему.

Заключительная лекция должна давать научное обобщение изученной дисциплины, показывать перспективы развития изучаемой отрасли знаний.

В тех случаях, когда не предусмотрены отдельные вводная и заключительная лекции по дисциплине, их программное содержание должно найти свое отражение во вступительной части первой лекции и в заключительной части последней лекции по курсу.

Тексты лекций ежегодно обновляются. Перед началом нового учебного года их содержание рассматривается заведующим кафедрой. По результатам рассмотрения принимается решение о возможности ее чтения, о чем делается запись на титульном листе.



7.4. Семинары


7.4.1. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной дисциплины и имеют целью углубленно изучить содержание учебной дисциплины, прививать обучающимся навыки самостоятельного поиска и анализа учебной информации; формировать и развивать у них творческое мышление, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение. Семинары являются также одной из форм контроля самостоятельной работы студентов. Для проведения семинара выбирают, как правило, форму дискуссии. Возможно применение и других форм, активизирующих работу студентов.

7.4.2. Семинарские занятия проводят преподаватели, закрепленные за учебными группами на весь период изучения курса. Методическое руководство осуществляют преподаватели, ведущие лекционный курс на данном потоке.

7.4.3. Для качественной подготовки студентов к семинарам на кафедре разрабатываются задания. Преподаватель, кроме плана проведения семинара, должен иметь методические указания по порядку проведения семинара.

7.4.4. О результатах проведенного семинара преподаватель сообщает лектору потока. Оценки студентам по результатам семинара выставляются в журнал текущей успеваемости студентов. Итоги семинаров с целью обобщения положительного опыта и устранения недостатков периодически обсуждаются на заседаниях кафедр.



7.5. Лабораторные работы


7.5.1. Лабораторные работы являются связующим звеном между теорией и практикой и проводятся в целях практического освоения обучающимися научно-теоретических положений изучаемой дисциплины, овладения ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привития навыков работы с лабораторными установками, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой.

7.5.2 Лабораторные работы в учебной группе проводит закрепленный за ним преподаватель. Ему в помощь решением заведующего кафедрой могут выделяться инженерно-технические работники учебной лаборатории кафедры или второй преподаватель. Общее руководство лабораторными работами во всех учебных группах потока осуществляет лектор.

7.5.3. Для подготовки студентов к лабораторной работе на кафедре разрабатывается задание. Задания по решению заведующего кафедрой могут быть одинаковыми для всех студентов учебной группы или индивидуальными. Для проведения трудных по организации лабораторных работ с использованием сложных технических средств, систем физического и математического моделирования в дополнение к заданию решением заведующего кафедрой могут разрабатываться описания лабораторных работ.

7.5.4. Перед началом лабораторной работы преподаватель обязан проверить подготовленность студентов (провести коллоквиум) и провести инструктаж по соблюдению требований безопасности.

Для проведения лабораторной работы преподаватель разрабатывает план её проведения. После выполнения лабораторной работы студенты оформляют и представляют преподавателю отчет по установленной на кафедре форме и защищают его. Результаты защиты преподаватель выставляет в журнал текущей успеваемости студентов. Защищенные отчеты хранятся на кафедре до завершения обучения студентов, по данной учебной дисциплине.

7.6. Практические занятия

7.6.1. Формы проведения практических занятий зависят от содержания изучаемой дисциплины, уровня подготовки студентов, имеющейся учебно-материальной базы и целей обучения.

Практические занятия имеют целью:


  • углубление, расширение и конкретизацию теоретических знаний, полученных на лекциях, до уровня, на котором возможно их практическое использование;

  • экспериментальное подтверждение положений и выводов, изложенных в теоретическом курсе, и усиление доказательности обучения;

  • решение задач, связанных с летной эксплуатацией авиационной техники, ее бортового и наземного оборудования, проведение необходимых штурманских, аэродинамических и метеорологических расчетов;

  • решение задач, связанных с эксплуатацией авиационной техники на земле, обеспечением безопасности полетов и расследованием авиационных происшествий;

  • решение задач управления авиационным производством, изучение руководящих документов;

  • отработку навыков и умений в пользовании графиками, схемами, номограммами, картами, приборами или их комплексами;

  • практическую работу на процедурных, специализированных и комплексных тренажерах для отработки умений и навыков в выполнении определенных технологических приемов и операторских функций;

  • отработку умения использования ПК;

  • проверку теоретических знаний;

  • приобретение навыков разговорной речи на иностранных языках, отработку умения выполнять различного рода физические упражнения и т. д.

Особенностью практических занятий (тренировок) является большое разнообразие форм их проведения, их зависимость от содержания учебной дисциплины. Однако независимо от формы основу занятий составляет практическая работа каждого обучаемого по приобретению умений и навыков использования закономерностей и методов, составляющих содержание дисциплины в профессиональной деятельности или в подготовке к изучению дисциплин, формирующих профессию выпускника.

7.6.2. Практическим занятиям предшествуют лекции и целенаправленная самостоятельная подготовка студентов, поэтому практические занятия нужно начинать с краткого обзора цели занятия, напоминания о его связи с лекциями и формулирования конкретных вопросов-заданий, которые должны быть решены на данном занятии.

Во многих случаях рациональной формой проведения практических занятий является сочетание коллективной и индивидуальной работы студентов. При коллективной форме работы преподаватель формулирует вопрос-задачу для всей группы, организует соревнование в поиске правильного и оптимального решения задачи, старается заинтересовать учащихся постановкой вводных соображений, наводящих вопросов и активизировать их творческое мышление и самостоятельную работу.

При индивидуальной работе реализуется дифференцированный подход к обучению и обеспечивается полная самостоятельность работы студентов. Большие возможности в смысле индивидуализации обучения предоставляют практические занятия, организуемые с использованием ПК (компьютерных классов). Во всех случаях работа студентов должна быть организована как анализ проблемы, поиск способов ее решения.

Вопросы и задачи, выносимые на практические занятия, должны касаться не только проблем современности, но и перспектив развития отрасли.

7.6.3. Практические занятия в большинстве случаев проводятся с использованием технических средств обучения, макетов, схем, моделей, разрезов узлов и агрегатов. Для их проведения целесообразно использовать компьютерные классы, математические модели процессов; тренажеры различных видов и назначений, лингафонные кабинеты и т. д. Отдельные технически сложно реализуемые в учебных аудиториях процессы можно демонстрировать с использованием замедленной (ускоренной) съемки на кино- и видеоаппаратуре.

7.6.4. Перспективной формой практических занятий являются ролевые (деловые) игры. В ходе деловой игры можно создавать проблемную ситуацию, ставить учебной группе или части ее конкретные вводные, характеризующие определенную производственную ситуацию.

7.6.5. Практические занятия требуют тщательной методической подготовки преподавателя, включающей составление подробного плана проведения занятий, подготовку учебно-материальной базы, проигрыш занятий, подбор необходимой литературы и другие компоненты. Планы практических занятий должны обсуждаться на заседании кафедры, ежегодно обновляться в интересах концентрирования методического опыта всего коллектива. Планы практических занятий целесообразно издавать, чтобы студенты могли заранее ознакомиться с содержанием занятия и подготовиться к нему.

7.6.6. Разнообразие форм и целей практических занятий предполагает разнообразие форм контроля знаний и умений, приобретаемых студентами в ходе занятий. Контроль знаний может производиться по результатам решения задач, устных и письменных ответов на вопросы-задания, правильности действий входе проведения ролевой (деловой) игры, четкости работы на тренажере. По результатам контроля знаний и умений преподаватель должен провести анализ хода и итогов практических занятий, отметить успехи студентов в решении учебной задачи, а также недостатки и ошибки, разобрать их причины и дать методические указания к их устранению. Если ошибки носят принципиальный характер либо связаны с неправильными действиями студентов, целесообразно организовать дополнительные занятия, на которых следует отработать правильные действия и решения. На этом этапе обучения преподаватель должен в полной мере проявить принцип индивидуального подхода к обучению.

Таким образом, практические занятия являются важной формой обучения, в ходе которого теоретические знания студентов превращаются в профессионально необходимые умения и навыки.


7.7. Курсовая работа (проект)

7.7.1. Курсовая работа (проект) имеет целью закрепить и обобщить полученные знания, научить студентов самостоятельно применять их для комплексного решения практических задач, привить навыки производства расчетов с применением вычислительной техники, самостоятельного проведения научных исследований и обоснования применяемых решений. Они могут быть направлены также на подготовку студентов к разработке выпускных квалификационных работ.

Кафедры, по дисциплинам которых учебным планом предусмотрены курсовые работы (проекты), разрабатывают перечень их тем, который обсуждается на заседании кафедры и утверждается ее заведующим.

7.7.2. На курсовую работу (проект) для каждого студента кафедра разрабатывает задание с указанием сроков выполнения. Работой студентов руководит преподаватель, назначаемый заведующим кафедрой. В помощь студентам на кафедрах разрабатываются методические рекомендации (указания) по выполнению курсовых работ (проектов), учитывающие особенности и специфику изучаемой дисциплины.

7.7.3. Курсовая работа (проект) выполняется в часы самостоятельной работы. Непосредственная работа студентов над выполнением задания строится в соответствии с планом, который разрабатывается каждым из них с получением задания и утверждается руководителем.

7.7.4. Курсовая работа обычно содержит пояснительную записку с описанием и обоснованием существа поставленных задач и вопросов, необходимые схемы, чертежи, графики и таблицы.

7.7.5. Курсовой проект должен состоять из графической части и расчетно-пояснительной записки. Количество и характер чертежей определяются заданием.

Пояснительная записка и прилагаемые к ней материалы выполняются в одном экземпляре лично каждым студентом в соответствии с требованиями руководящих документов. Возможно оформление пояснительной записки с применением средств вычислительной и множительной техники. В конце записки приводится перечень использованной литературы

7.7.6. К установленному времени обучающийся представляет курсовую работу (проект) к защите.

7.7.7. Защита курсовой работы (проекта) студентами осуществляется перед специальной комиссией, назначаемой заведующим кафедрой, при непосредственном участии руководителя курсовой работы (проекта). Результат защиты заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

При получении неудовлетворительной оценки студенты выполняют работу по новой теме или перерабатывают прежнюю в сроки, устанавливаемые деканом факультета.

7.8. Контрольные работы


7.8.1. Контрольные работы (занятия) являются одним из видов учебных занятий, обеспечивающих текущий контроль усвоения обучающимися учебного материала, и выполняются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных заданий или практической проверки выполнения ими упражнений, приемов и нормативов. Они проводятся для установления степени достижения цели обучения, получения информации, необходимой для управления процессом обучения и стимулирования самостоятельной работы.

7.8.2. Контрольные работы выполняются по наиболее важным и принципиальным разделам изучаемой дисциплины. Форма и метод проведения контрольной работы определяется кафедрой в соответствии с особенностями изучаемого материала, сложившимися традициями на кафедре и практическими возможностями реализации целей контроля.

7.8.3. Содержание задания на контрольную работу и порядок её проведения рассматривается на заседании кафедры и утверждается ее заведующим. Выполненные контрольные работы проверяются не позднее чем в недельный срок преподавателем, закрепленным за учебной группой, и возвращаются студентам. Результаты контрольной работы заносятся в журнал текущей успеваемости студентов.

7.8.4. Студенты, получившие за контрольную работу неудовлетворительную оценку, в соответствии с решением заведующего кафедрой и указаниями преподавателя прорабатывают соответствующие разделы рабочей программы дисциплины и выполняют её повторно в часы самостоятельной работы, или вызываются преподавателем на собеседование. Новая оценка заносится в журнал текущей успеваемости студентов.


7.9. Консультации

7.9.1. Консультации являются одной из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Они проводятся регулярно в процессе всего периода обучения (по мере возникновения потребности) по предварительной договоренности студентов с преподавателем в часы самостоятельной работы и носят, в основном, индивидуальный характер. При необходимости разъяснения общих вопросов нескольким или всем обучающимся учебной группы проводятся групповые консультации.



7.9.2. Преподаватель имеет право вызывать на консультацию тех студентов, которые в процессе образовательного процесса не показывают глубоких знаний и не пользуются консультациями по своей инициативе. В этих случаях преподаватель выясняет, работает ли студент систематически над учебным материалом, в какой степени усваивает его, в чем встречает наибольшие трудности. Установив фактическое положение дела, преподаватель дает рекомендации по самостоятельному изучению материала, решению трудных вопросов и при необходимости назначает срок повторной консультации.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница